Скачать
(MP3 файл. Продолжительность
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Поздравляем всех с праздником Святого Богоявления – воспоминанием дня, когда Господь наш Христос Спаситель изшел из Иорданских вод на служение Свое Божественное, день, когда было установлено великое таинство рождения новой жизни – Крещение.
Благодать Божия, целительная, утешающая и возрождающая к жизни, открылась в этот день и открывается доныне каждый раз, когда человек или сам вступает в купель обновления, или когда младенцем окунается в чашу обновления.
Также православное крещение понимается, прежде всего, как смерть греха в человеке, как второе, духовное рождение для чистой и праведной жизни в Духе Святом. Для православных христиан оно есть единственно возможный способ силою и действием Божественной благодати воскреснуть от внутренней душевной и духовной мертвенности.
В воду входит один человек, а выходит новый. Погружается одержимый силой греха, а исходит имеющий силы к избавлению от власти греха и самой смерти. Потому что это обновление не просто водой, но благодатью Духа. Сам Христос сказал: «Истинно, истинно говорю… если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3: 5).
«Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан и своих вод возвращает (удерживает, замедляет) струи, Владыку зря крещаема».
Что значит «вод освящается естество»?
В духовной и церковной поэтике образ греховного, переменчивого мира, кипящего страстями, часто сравнивается с переменчивой, опасной и враждебной человеку водной стихией.
Омывающая сила вод не может очистить не только душу, но даже и тело, пораженное тяжелой коростой, которая постигла Иова и который в скорби восклицал: «Хотя бы я омылся и снежною водою и совершенно очистил руки мои, то и тогда Ты погрузишь меня в грязь, и возгнушаются мною одежды мои… Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас» (Иов 9: 30–31, 33).
Тем более все воды мира не могли омыть вину первородного греха, греха непослушания Богу, не могли очистить человека – эти воды могли только погубить его, как это сделали разбушевавшиеся воды потопа.
В еще более широком обобщении эта неверная, зыбкая стихия мира не просто физическое естество воды, но область духовной тьмы, рожденной человеческим грехом и человеческим страхом, она восстает на самого человека, породившего ее, как исполин Левиафан из книги пророка Иова, и грозит погубить его, потому что ни ухватить ее, ни подчинить, ни договориться с ней невозможно. Этой стихии греха невозможно стать другом, и эту силу невозможно поразить никаким оружием человеческим.
Ибо сила ее в силе греха, самонадеянности и в одиночестве человека, отказавшегося от Божией помощи. Сила эта – «царь над всеми сынами гордости», сынами противления Правде Божией (Иов 41: 26).
Отказ от помощи Божией – это боязнь мира, боязнь грядущих обстоятельств жизни; боязнь своей беспомощности и ничтожности в одиноком, без Бога, противостоянии; страх гордости, самонадеянности и отчаяния. Всё это кипит, мутится, и грозит, и побеждает человека, увлекая в гибельном водовороте страстей и пороков.
Но вот Господь – Великий Посредник, Примиритель наш с Отцом Небесным – погружается в эту стихию – житейское море – и освящает ее и нам показывает путь к тихому пристанищу мира.
И уже само море греха обращается, утрачивает свою силу, в которой можно утонуть от маловерия и сомнения, как это было со святым учеником Христовым апостолом Петром. Божественной силой эти напасти становятся искушениями, инструментом, рождающим нашу искусность и опытность в духовной жизни.
Какой вред нам может теперь принести смятение мира, доколе мы в мире с Господом? Ибо преображенный мир Божий не таков, каков бывает у мира, у которого свой устав.
В этом мире благословения Божия и подражания смирению Христову мы друг с другом будем в мире и будем составлять единое тело – Церковь Святую. Мы будем Единого Духа – Духа Святого.
И этот труд работы над собой, труд исправления, покаяния сделает нас сильнее всех, сильнее самих себя прежних, ветхих, сильнее своих страстей – этих вредных духовных привычек. Потому что «долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города» (Притч. 16: 32).
Утихнет смятение страстей мира, и в успокоившейся душе, как в глади тихих крещальных вод, мы увидим самих себя и поймем, кто виновник зла, что ни Бог не сотворил зла, ни наш ближний – источник зла. Мы увидим самих себя, искаженных и измученных грехом, искаженных страстями, измученных изменой обетам Святого Крещения и изменой путям веры; изменой сочетания Христу и неверностью в отказе от лукавого духа.
И в Покаянии вновь обретем благодать этого таинства, которое святые отцы сравнивают со вторым крещением.
«Просветителя нашего, просвещающаго всякаго человека, видев Предтеча креститися пришедша, радуется душею…»
Таковы первые слова службы праздника, который от древних дней назывался еще и праздником Светов, днем Просвещения.
Сейчас слово «просвещение» стало означать обыденный труд по сбору знаний, сведений, труд умножения осведомленности в самонадеянном уповании, что знание – это и есть сила. Но против кого и чего направляется сила эта? Все эти знания ума, может быть и необходимые для жизни временной, не могут заменить знания сердца для жизни вечной. Как горы каменистых пустынь, загромождают они пространство души, давят ее надмением, гордостью, тщеславием, превозношением, порождая всё новые и новые вопросы в бесконечной цепи. И перед Кем? Перед Богом, будто эти знания не о том, что было и сотворено Самим Богом. И знание это, как соленая вода, не утоляют жажду, но усиливают и усиливают стремление к поиску, который не может насытить душу, алчущую правды.
Как это далеко от истинного просвещения души законом Божиим, заповедями Божиими!
К этой пустыне души обращается святой пророк: «Да возвеселится пустыня жаждущая, да возрадуется пустыня, и процветет… Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш» (Ис. 35: 1, 3–4).
И душа человеческая, прежде подобная пустыне, да возрадуется встрече с Богом, возрадуется дарованной ей в таинстве Крещения Благодати Божией, хранящей и просвещающей каждого человека, приходящего в мир.
Не только сосуды видимые, материальные наполним водой великого освящения, но с веселием и смирением почерпнем от источника спасения воду веры и истины. Зачерпнем самой душой нашей и сердцем и всеми силами, чтобы противостоять греху.
Чтобы на нас, кающихся, знаменовался свет Твой, Господи, знающих Тебя, любящих Тебя и исполняющих заповеди Твои.
Аминь.