Мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще (Евр. 12, 1). Эти слова апостола Павла особую силу и значение имеют в этот день, потому что сегодня мы одновременно празднуем память Сорока мучеников Севастийских и вспоминаем преподобного Иоанна Лествичника, подвижника и церковного писателя[1].
Мученики Севастийские были одними из лучших воинов своего времени. Они служили в легионе, который назывался «Молниеносный», были овеяны славой воинских побед, наделены красотой, силой, многими талантами. Но самым главным из того, что они стяжали и увидели в этой жизни, были вовсе не воинские почести, победы и красота, физическая сила, ум и храбрость. Важнее всего была для них встреча с Господом Иисусом Христом, Спасителем мира. Они служили царю земному своей жизнью, но всю свою душу они отдали Царю Небесному.
Когда языческий правитель воздвиг гонения на христиан в управляемой им части империи, то повсюду разыскивали тех, кто исповедует имя Христово. Были найдены сорок человек храбрых воинов. Их начали всячески склонять к отказу от Христа и принесению языческих жертв. Но воины были тверды и претерпели всевозможные мучения ради имени Христова и не отреклись от Него. Их загнали в замерзшее озеро в Севастии и там держали в ледяной воде, а на берегу была растоплена баня, чтобы соблазнить кого-нибудь из христиан. Мученики оставались тверды, не поддавались на искушение и уговоры. Только один из них, ослабев, побежал в эту баню и тут же скончался на ее пороге. Стражник, который не был в тот момент христианином, увидел в небе венцы и ангелов, которые венчали воинов Христовых, томящихся в холоде. Тогда этот язычник снял с себя одежду и сам вошел в озеро, сказав своим братьям, воинам, что он тоже христианин и так присоединился к тридцати девяти мученикам Севастийским, став сороковым.
Их подвиг произвел такое впечатление и на языческий, и на христианский мир, что Церковь чтит их особым образом по всей земле, просвещенной Евангелием. Есть множество храмов в честь мучеников Севастийских. Святитель Василий Великий особым образом их почитал, потому что они тоже, согласно некоторым житиям, были из Каппадокии,.
Еще один воин сегодня между нами — преподобный Иоанн Лествичник. В семнадцать лет он ушел подвизаться как монах, а девятнадцать следующих лет прожил на Синайской горе в подвигах и посте. Но и этого ему показалось мало, и он ушел в Синайскую пустыню и еще сорок лет пребывал там в посте. Сорок лет подвизался в молитве, богосозерцании и оставил замечательное творение — «Лествицу» — для своих последователей и братьев, для всех христиан. Книгу, в которой он последовательно рассматривает различные страсти, способы борьбы с ними и восхождения по лестнице добродетелей.
В этой книге в качестве иллюстрации есть одна замечательная икона, которая очень любима Церковью. Это известное изображение «Лествицы» Иоанна Лествичника. Там действительно изображена лестница, по которой преподобные отцы взбираются на небо в Царствие Небесное, а бесы крюками стаскивают их. Многие, к нашей скорби, с самого верха летят вниз, стремглав, пораженные страстями и диаволом. А на иконе сорока мучеников Севастийских тоже изображены эти тридцать девять венцов и один венец отдельно, и воин, струсивший и убегающий в баню, и идущий взамен ему новый исповедник Христов.
Этот образ говорит нам о том, что подвиг поста, подвиг следования за Христом — это очень серьезное, ответственное дело, еще более ответственное, чем воинское служение. Воинское служение требует порядка, дисциплины, верности, способности выдерживать различные испытания. Еще бо́льшие испытания должны выдерживать христиане, следуя за своим Спасителем в Царствие Небесное.
Пример тех отцов, которые, добравшись до самого верха своих подвигов стремглав летят в ад, и пример этого воина, который предал Христа в последний момент, отрезвляет и устрашает нас, и мы видим подобные случаи на примере собственной жизни.
Мы тоже в кратком периоде Великого поста неоднократно предаем Христа и падаем. Всю жизнь это происходит с нами. Главное, что мы должны понять, что до последнего момента ничего не известно, все наши подвиги могут мгновенно обратиться в ничто. Все наши молитвы и старания, и добрые дела могут превратиться в прах, если мы позволим себе невнимательность, расслабленность, самолюбование, если мы забудем слова апостола Павла, которые он сегодня обращает к нам: Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам (Евр. 12, 4–5).
Будем подвизаться до крови против греха, помня утешение, которое уготовал нам Господь наш Иисус Христос как сынам Божиим.
[1] Слово произнесено 22 марта 2015 г.
MP3
(MP3 файл. Продолжительность