Все мы знаем, что «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10: 17). Мы знаем, что слово это подобно зерну, падающему на почву человеческого сердца. Почва бывает разной, разными получаются и всходы. На этом притча о Сеятеле заканчивается, но так и хочется попросить Господа Иисуса продолжить рассказ. Пшеницу ведь выращивают не просто так, а для приготовления чего-то съестного, например хлеба. А если всё это приложить к вере…
Давайте, начав с притчи о Сеятеле, проложим маршрут прямиком к Святой Пятидесятнице
В общем, я предлагаю некую благочестивую дерзость. Давайте составим продолжение сами. Давайте, начав с притчи о Сеятеле, проложим маршрут по евангельским сюжетам прямиком к сегодняшнему празднику – Святой Пятидесятнице. Почему именно к ней? Сейчас увидите.
Итак, начало веры состоит в том, чтобы воспринять в сердце глаголы истины. Апостолы (за вычетом одного) предоставили Сеятелю землю добрую, «усыренную». Их вера росла и множилась удивительно быстро. Призванные Христом, они оставляют всё и следуют за Ним. Это жатва.
Затем наступает молотьба. Три года хождения за Спасителем и сидения у Его ног, три года послушания Ему сделали свое дело: выбили из колосьев самое ценное – зерно. Шелуха заблуждений была отброшена, теперь вера более осмысленная, отчетливая.
Следующий этап – мельница. Ею стали крестные страдания Христовы, шокировавшие и, казалось бы, сломившие учеников. Тем не менее, их вере это пошло на пользу. Зерна становятся мукой: последнее себялюбие и тщеславие сокрушено. Вера апостолов перестала быть эгоистичной, притязать на земной успех и блага мира сего.
Мука замешивается в тесто на горестных слезах Погребения и на радостных слезах Воскресения
Далее мука замешивается в тесто. Она замешивается на горестных слезах Погребения и на радостных слезах Воскресения. Пасха Господня становится для апостольской веры закваской, ибо «Царство Небесное подобно закваске…» (Мф. 13: 33). Тесто стало шириться, поскольку радость о Воскресении Христовом апостолам тяжело было держать в себе, им хотелось возвестить ее всему миру. Но пока еще тесту положено выстояться.
Вера-тесто гораздо лучше, чем вера-зерна. Зерна разрознены, а тесто едино. К единству призвал нас Господь (см.: Ин. 17: 21). Человек, ощущающий радость Воскресения, предвкушает и радость Грядущего Царства и вечной жизни, где не будет места никакому эгоизму и обособленности.
Огонь – вот чего не хватало, чтобы тесто превратилось в хлеб!
Наконец, мы подошли к событиям Пятидесятницы. Святой Дух в виде огненных языков сходит на апостолов. Огонь – вот чего не хватало, чтобы тесто превратилось в хлеб! Теперь вера апостолов достигла совершенства. Как благоухает, как прекрасна эта вера-хлеб! В Иерусалимский храм в праздник Пятидесятницы, называемый еще праздником седмиц, иудеи приносили два испеченных хлеба. Они благодарили Бога за то, что урожай дошел до стола. Апостолы же благодарят Всевышнего за то, что их вера теперь может быть изнесена изголодавшемуся по истине миру. В результате первая же проповедь апостола Петра привлекла ко Крещению 3000 человек (см.: Деян. 2: 41).
Посещение Святым Духом превращает веру в нечто непоколебимое, в уверенность. Она становится поистине живой, действенной, настоящей, дающей силы. Такая вера повела апостолов на край земли, на крайние муки, на саму смерть за Господа Иисуса Христа.
Семена, колосья, мука, тесто, благоухающий хлеб… Сегодняшний праздник располагает к размышлениям: а на каком этапе находится моя вера?