Преподобная Домнева
О святой Домневе (известна также как Домна Эбба или Эрменбурга) мы знаем по большей части из сборника, составленного в XI веке, под названием «Легенда королевства Кент». Она была родной правнучкой святого Этельберта Кентского (560–616) – первого раннеанглийского короля, принявшего Православие, обращенного в веру святителем Августином Кентерберийским, апостолом англов. Домнева, скорее всего, была дочерью Эрменреда, который правил королевством Кент (одним из семи основных раннеанглийских королевств, территория которого совпадает с территорией нынешнего графства Кент, что на юго-востоке Англии) с 640 по 664 год. Некоторое время Эрменред правил совместно со своим братом – благочестивым королем Эрконбертом, который, как и он, умер в 664 году. Их преемником стал сын Эрконберта по имени Эгберт, который оставался королем Кента до 673 года.
Домнева была богобоязненной христианкой и всегда стремилась к аскетической жизни. Ее мужем был правитель по имени Меревалд (также Меревалх), которому подчинялась западная часть королевства Мерсия (территориально совпадает с нынешними графствами Херефордшир и Шропшир на западе Англии). Под влиянием своей супруги Меревалд сам стал преданным христианином и основал несколько монастырей в своем королевстве. Эта королевская чета имела одного сына, который умер в юном возрасте, и трех дочерей: их звали Мильбурга, Мильдреда и Мильгита – каждая из них достигла святости и была прославлена.
По преданию, около 670 года (некоторые источники указывают на 669 год) в королевстве Кент произошла трагедия: один из советников короля Эгберта жестоко убил двух благочестивых и юных братьев Этельберта и Этельреда (они были младшими братьями Домневы и, следовательно, двоюродными братьями Эгберта). Точно неизвестно, были ли братья-мученики убиты по приказу Эгберта, пожелавшего избавиться от любых претендентов на престол, либо по личной инициативе королевского советника. Как бы то ни было, в то время в королевстве Кент имели место сильные политические разногласия, а юные Этельберт и Этельред стали их невинными жертвами[1].
Домнева попросила, чтобы на учреждение монастыря было выделено столько земель, сколько обежит ее олениха
Узнав о жестоком убийстве, святая королева Домнева, по обычаю того времени, потребовала «вергельд», то есть плату за убийство своих близких родственников. Поскольку ее не интересовали ни деньги, ни богатства, святая попросила короля Эгберта выделить ей землю для основания монастыря в Кенте. Домнева хотела основать свою обитель на островке Танет на северо-востоке Кента, где в 597 году святой Августин с другими итальянскими монахами высадился, чтобы начать просвещать светом Христовым народ англов. Король Эгберт был терзаем горем и раскаянием, поэтому с радостью согласился исполнить волю Домневы. Королева выпустила свою ручную олениху и попросила, чтобы на учреждение монастыря было выделено столько земель, сколько обежит ее олениха. Животное обежало весьма обширную территорию на острове Танет, и на этих землях было решено основать сестринскую обитель. С тех пор олениха (точнее – самка лани) стала символом обители Танет. Монастырь во имя Пресвятой Богородицы, основанный святой Домневой, был назван словом «минстер». Это слово перешло в староанглийский язык через латынь из греческого языка, греческое же «монастерион» означает «монастырь». Поэтому с тех пор это место известно как Минстер-он-Танет (монастырь на острове Танет).
После кончины своего мужа в 670-е годы Домнева приняла монашество и со временем стала первой игуменьей монастыря Минстер-он-Танет, управляя примерно 70 монахинями. Около 694 года Домнева передала управление обителью своей дочери Мильдреде, которая стала второй и величайшей игуменьей Минстера. Преподобная Домнева преставилась между 695 и 700 годом и впоследствии была причислена к лику святых как святая угодница Божия и основательница монастыря Минстер. Так что трагедия, случившаяся в 670 году, Промыслом Божием послужила во благо: на Небесах появилось два святых мученика – Этельберт и Этельред – и был основан новый монастырь, которому предназначалось великое будущее.
Память святой Домневы совершается 19 ноября / 2 декабря.
Преподобная Мильдреда
Память святой Мильдреды, чье имя означает «кроткая сила», отмечается 13/26 июля. Ее житие было составлено в 1090-е годы агиографом и хронистом монахом по имени Госцелин, который называл Мильдреду «самой светлой лилией английской земли».
С детства юная Мильдреда стремилась к монашеской жизни. Когда будущая святая была молодой девушкой, некий знатный человек добивался ее руки, поскольку она была очень красивой. Однако Мильдреда, желавшая сохранить девство и всю жизнь служить Богу, отказалась от предложенного ей брака.
По преданию, в юности Мильдреда была отправлена на обучение в Галлию (нынешнюю Францию), в женскую обитель под названием Шелль. Рассказывали, что в монастыре Шелль святая Мильдреда с истинным терпением и смирением переносила унижения и издевательства со стороны игуменьи. Так, однажды, по наущению диавола, игуменья за то, что девушка отказалась выйти замуж за богатого родственника настоятельницы, толкнула ее, и та упала в раскаленную печь. Но, к изумлению злобной игуменьи, через некоторое время Мильдреда вышла из печи целой и невредимой. Узнав об этом, местные жители стали почитать ее как святую. Чтобы избежать славы, святая решила вернуться домой.
На камне навсегда остался отпечаток ступни святой Мильдреды
Прибыв в Англию, Мильдреда ступила на берег Кента в местечке, тогда называвшемся Эббсфлит, где лежал большой квадратный камень, чудесным образом подготовленный для нее провидением. На этом камне навсегда остался отпечаток ступни святой. Позднее камень хранился в монастыре на острове Танет как великая святыня, а со временем он был перенесен в специально построенную часовню. Впоследствии от этого камня происходило множество чудес – вода, смешанная с пылью или мелкими кусочками от него, приносила исцеления. Камень святой Мильдреды существовал еще много веков после смерти угодницы.
В Англии святая Мильдреда приняла монашество – постриг над ней совершил святой архиепископ Феодор Кентерберийский. Став монахиней, она вступила в обитель Минстер-он-Танет, основанную ее матерью Домневой. Не ранее 694 года Мильдреда стала преемницей своей матери в должности настоятельницы Минстера. Будучи игуменьей, Мильдреда являла своим сестрам и воспитанницам пример святой жизни, мудрости, любви и доброты. Во всем святая Мильдреда выказывала кротость и простоту, и все любили игуменью как преданную и заботливую мать. Еще при жизни преподобная Мильдреда совершала чудеса. Житие XI века описывает Мильдреду «всегда милосердной, мягкой и тихой». Святая настоятельница была заступницей бедных, обездоленных, голодных, сирот и вдов. Она оставалась их защитницей и после того, как перешла в вечность. Подобно некоторым другим святым угодницам того времени, святая Мильдреда была покровительницей диких гусей, которыми изобиловали поля Кента.
Святая мать Мильдреда преставилась ко Господу в начале VIII века (по разным версиям, около 700, 716, 725 или 732 года) после продолжительной и тяжкой болезни. Преемницей святой Мильдреды стала святая Эдбурга.
Вдруг перед ним явилась святая и, легонько ударив его по щеке, произнесла: «Это часовня, а не опочивальня»
Почитание Мильдреды как святой девы и угодницы Христовой началось сразу после ее смерти; со временем ее стали называть «чудотворицей всего Кента». Бесчисленные чудеса происходили от ее мощей, а биограф святой в XI веке писал, что «ни один слепой, глухой, немой или страдавший от любого другого недуга души или тела человек, приезжая в церковь Мильдреды, не выходил из нее полностью неисцеленным и неутешенным». Были случаи посмертных явлений святой Мильдреды. Так, во время игуменства Эдбурги звонарь однажды задремал в монастырской часовне. Вдруг перед ним явилась святая и, легонько ударив его по щеке, произнесла: «Это часовня, а не опочивальня».
К раке с мощами Мильдреды на протяжении многих лет постоянно стекались христиане, а святая дева-игуменья была среди наиболее почитаемых жен английской земли, особенно на юге страны.
Подобно многим другим английским монастырям, Минстер неоднократно подвергался набегам язычников датчан. Вскоре после очередного разорения обители датскими завоевателями мощи святой Мильдреды перенесли в монастырскую церковь святого Августина в Кентербери – примерно в 1031 году, возможно, по указу короля Кнуда Великого. В Кентербери мощи оставались еще долгое время, и их почитание было велико. Говорили, что в том же веке во время набегов викингов небольшая часть мощей Мильдреды вместе с мощами святой Мильгиты была перенесена в церковь Богородицы в Лиминдже графства Кент. Во второй половине XI столетия часть мощей святой Мильдреды (возможно, из Лиминджа) была подарена больнице святого Григория Великого в Кентербери.
Святую Мильдреду почитали и за пределами Англии: во Франции и в нынешних Нидерландах. Доподлинно известно, что часть мощей угодницы хранилась в голландском городе Девентер (оттуда мощи святой вернулись в Англию в XX веке). Кроме Минстера-он-Танет и Кентербери еще одним местом особого почитания святой в Англии был уже упоминавшийся Эббсфлит. За сто лет до Мильдреды на том же самом месте ступил на английскую землю святитель Августин. Почитание Мильдреды в этом месте было столь велико, что даже затмило почитание просветителя англов, так что Эббсфлит неофициально стали называть «скала Мильдреды».
В древние времена множество храмов было освящено в честь святой Мильдреды
В древние времена множество храмов на юге Англии было освящено в честь святой Мильдреды, некоторые из них сохранились до наших дней. Это англиканские приходские церкви в населенных пунктах графства Кент: Престон, Нёрстед, Акол, Тентерден и Кентербери. Последняя является одной из 12 старинных церквей, сохранившихся на территории исторического города Кентербери – она датируется началом XI века и свидетельствует о присутствии минстерских монахинь в городе в тот период. Церкви во имя святой Мильдреды также действуют в Уиппингхэме на острове Уайт и в двух местах Лондона: на улице Бингхэм-роуд в районе Кройдон и на улице Сент-Мильдред роуд в районе Люишем. Среди храмов, некогда освященных в честь святой Мильдреды, но ныне не существующих, можно упомянуть две средневековые церкви в Лондоне – одна находилась на улице Бред-стрит (в ней в XIX веке венчался великий поэт Перси Биши Шелли) и была уничтожена в 1941 году немецкими бомбами, другая – на улице Паултри (снесена в XIX веке). Святой угоднице некогда была посвящена и средневековая церковь, стоявшая на территории нынешнего Линкольн-колледжа Оксфордского университета (святая до сих пор почитается в университете, а в 2009 году скульптуры Богородицы и святой Мильдреды были установлены в нишах башни этого колледжа).
Храмы, посвященные святой Мильдреде, можно найти во французском департаменте Па-де-Кале – назовем, к примеру, часовню в коммуне Милам. Святую также почитают в Утрехте и других местах Голландии.
«Мильдред» было весьма распространенным женским именем в сельских районах Англии вплоть до конца XIX века. Сейчас всё больше девочек в стране снова называют этим именем благодаря возобновлению народного почитания угодницы в XX веке. «Мильдред» также является распространенным крещальным именем в американском регионе Новая Англия. Не удивительно, что ряд католических храмов США тоже носят имя этой древней английской святой.
Преподобную обычно изображают держащей церковь, с ланью или с тремя гусями (согласно житию, она защищала урожаи от этих птиц, и они слушались игуменью).
Святой Мильдреде составлена православная служба на английском языке.
Преподобная Эдбурга
Много лет Эдбурга дружила и переписывалась со святым Бонифацием (ок. 675 – 754), апостолом Германских земель, англичанином по происхождению. Считается, что святая познакомилась с ним во время своего раннего паломничества в Рим. Эдбурга была одной из множества талантливых английских монахинь того времени, помогавших миссии Бонифация в Германии. Известно, что святая была искусным каллиграфом и переписчиком рукописей. Так, по просьбе Бонифация святая игуменья переписала несколько рукописей: среди них были «Акты мучеников» и «Соборные послания апостола Петра», выполненные золотыми буквами. В другой раз настоятельница Эдбурга отправила Бонифацию щедрые дары: ковер и 50 золотых монет. Некоторое время спустя святой Лулл, архиепископ Майнца, помощник святого Бонифация, прислал Эдбурге в качестве подарков специи и серебряное стилло – палочку с острым концом, использовавшуюся для письма.
Эдбурга перестроила монастырь в Минстере и воздвигла новую церковь во имя святых апостолов Петра и Павла (в древней Англии было множество храмов, посвященных Первоверховным апостолам), в которую поместила драгоценные мощи своей великой наставницы – преподобной Мильдреды. Святая дева Христова получила несколько королевских грамот с привилегиями для своей обители. При игуменстве Эдбурги монастырь Минстер владел практически половиной острова Танет.
После многих лет неустанных трудов святая игуменья мирно преставилась ко Господу в 751 году. Ее мощи были положены в раку в монастырской церкви, и с того времени было зафиксировано множество случаев чудесного исцеления. В XI веке мощи святой Эдбурги вместе с частью мощей Мильдреды были пожалованы больнице святого Григория в Кентербери, где их почитание продолжалось.
Удивительно, что ранняя Английская Церковь может похвастаться пятью православными святыми женами с именем «Эдбурга». Кроме Эдбурги Минстерской были также Эдбурга Бистерская (середина VII века; часть ее великолепной раки сохранилась в церкви во имя архангела Михаила в деревне Стэнтон-Харкорт в графстве Оксфордшир), Эдбурга Лиминджская (монахиня, жившая в VII веке), Эдбурга Рептонская (настоятельница двойного монастыря в графстве Дербишир в конце VII века, во время ее игуменства великий святой Гутлак Кроулендский принял монашество в этой обители; позднее ее мощи перенесли в кафедральный собор Саутуэлл-Минстер в Ноттингемшире) и Эдбурга Уинчестерская (внучка короля Альфреда Великого, монахиня и чудотворица, жившая в X веке и почитаемая в Уинчестере, Вестминстере в Лондоне и городке Першор).
Монастырь Минстер-он-Танет
Во времена святого Августина и святых игумений Танет был настоящим островом, отделенным от основного острова Британия широким каналом. Сегодня Танет является частью острова Британия и лишь слегка «отделен» от него двумя ответвлениями реки Стаур. В духовном смысле Кент, где расположен Танет, является колыбелью британского Православия послеримского периода, а Танет – это жемчужина Кента, ибо именно сюда принес Православие святой Августин – и молитва не прекращается на этом месте уже более 1300 лет.
Археологические исследования показали: церковь стоит точно на месте монастыря, основанного в 670 году Домневой
Сегодня Минстер-он-Танет, некогда известный как «столица Танета», представляет собой деревню с населением чуть больше 3000 человек. Он расположен к западу от города Рамсгит (еще один духовный центр) и к северо-востоку от английской духовной столицы Кентербери. Деревня Минстер может похвастаться двумя святынями: одна из них – это норманнская англиканская церковь во имя Богородицы с некоторыми позднесаксонскими элементами, а вторая – католический бенедиктинский женский монастырь во имя святой Мильдреды. Обе святыни имеют тесную связь с первоначальным великим православным монастырем Минстер-он-Танет. Церковь построена в XI веке и долгое время была известна как «собор этого края». После Норманнского завоевания Англии в 1066 году она использовалась как монахами, так и мирянами. Благодаря чудесному стечению обстоятельств этот храм пережил кровавую Реформацию XVI века и сохранился до наших дней почти совершенно нетронутым. Недавние археологические исследования показали, что церковь стоит точно на месте первого, саксонского монастыря, основанного в 670 году Домневой, а современная бенедиктинская община занимает площадь более поздней обители после ее перестройки. В церкви сохранились великолепные резные мизерикорды – откидные маленькие сидения, использовавшиеся в древности как послабление устава; на них монашествующие могли слегка присесть во время многочасовых служб. Среди других достопримечательностей – ранняя башня и маленькая колокольня с набором древних колоколов.
Как известно, монастырь Минстер особенно процветал при трех своих первых игуменьях: Домневе, Мильдреде и Эдбурге. Община сестер вела жизнь, посвященную служению Богу, благодарила Господа за Его милость, собиралась в храме на молитву семь раз в сутки (включая и ночь), принимала и размещала многочисленных гостей и паломников, заботилась о больных. Как и большинство раннеанглийских православных монастырей, обитель Минстер была построена из древесины и прутьев, а крыши зданий были тростниковыми или соломенными. Хотя доподлинно известно, что монастырская церковь святых Петра и Павла в VIII веке была уже каменной.
Обитель получила известность и как центр учености: в ней был скрипторий для переписки святых рукописей и трудов отцов Церкви.
Община увеличивалась и развивалась, а вместе с нею – и деревня Минстер, ставшая небольшим портовым городом местного значения, который отправлял в Лондон корабли с зерном.
Согласно древним документам, обитель на острове Танет не только поддерживала миссию святого Бонифация и других равноапостольных мужей, но отправляла и своих миссионеров.
К сожалению, обитель Минстер много раз подвергалась нападению и разграблению со стороны свирепых датчан, и сестрам на время приходилось убегать в Кентербери. Так продолжалось более двух веков – начиная с 750-х годов и до начала XI века. В IX веке обитель породила своих мучеников (такая же участь постигла многие другие монастыри). С X века Минстер принадлежал короне, что дало возможность сохранить местную религиозную жизнь от полного уничтожения. С 1027 года это место было административно прикреплено к монастырю Кентербери. После Норманнского завоевания в Минстере началось строительство нового, католического монастыря, и примерно с XII века до Реформации здесь подвизалась мужская монашеская община, которая была зависимой от Кентерберийского монастыря святого Августина. Монахи Минстера расширили главную церковь, духовно окормляли соседние поселения и принимали участие в строительстве восьми новых приходских храмов в округе. Братия предпочитали безустанный ручной труд, сами возделывали землю обители и построили свой собственный десятинный амбар, в котором, как и в других английских монастырях, хранилась десятина в виде зерна.
Во время Реформации около 1540 года все монастыри в стране были распущены, включая Минстер и Кентербери. Церковь в Минстере была снесена, а все монастырские постройки либо превращены в руины, либо переданы во владение знатным семьям. Почти всё в аббатстве Минстер было уничтожено, за исключением западного (саксонского) и северного (норманнского) крыла, которые сохранились до наших дней. Поместье Минстер-он-Танет до первой половины XX века переходило от одних владельцев к другим. Около 1930 года особняк Минстер с прилегающей территорией приобрела семья Сениор. Вскоре были проведены археологические исследования местности, во время которых найдены фундаменты саксонской и норманнской монастырских церквей и даже установлено местоположение раки святой Мильдреды.
В марте 1937 года земля в Минстере была выкуплена католическими бенедиктинскими монахинями из монастыря святой Вальбурги в Айхштете (Бавария, Южная Германия), и на этом месте снова появилась монашеская община сестер. Через 400 лет после роспуска обители и спустя 1270 лет после ее основания это святое место снова стало домом для монашеской общины, где по-прежнему совершается непрестанная молитва.
Предложение выкупить землю для общины поступило в тот день, когда офицер СС пришел реквизировать аббатство святой Вальбурги
Согласно «Хронике обители Минстер», игуменья Бенедикта из Айхштета получила письмо из Минстера с предложением выкупить эту землю для основания монашеской общины именно в тот день, когда офицер СС потребовал передать часть собственности аббатства святой Вальбурги для размещения гитлеровских «ударных сил». Мать Бенедикта увидела в этом совпадении Промысл Божий и решила посмотреть место. Игуменья влюбилась в Минстер с первого взгляда и поняла, что веками творимая молитва оставила здесь особую атмосферу мира и святости. Было решено выкупить собственность, но нацистский режим запрещал вывозить деньги за пределы страны. К счастью, американские благотворительные организации открыли фонд и помогли сестрам приобрести Минстер.
Монастырь освятили во имя святой Мильдреды. В первые годы существования монастыря – как до, так и после войны – сестры сами выполняли всю тяжелую работу: трудились в поле, поднимали и обустраивали обитель заново, шили облачения для священников, при этом ограничивая себя лишь самым необходимым и не имея почти никаких средств. В 1939 году Англия вступила во Вторую мировую войну, и сестры Минстера (так как оставаться в Минстере было огромным риском для их жизни) на время переехали в одну католическую общину в Девоне, далеко на юго-западе, где было безопаснее. В конце 1944 года монахини вернулись в свой монастырь, и монашеская жизнь возобновилась.
В 1953 году мощи святой Мильдреды были торжественно перенесены из голландского Девентера в Англию, в Минстер-он-Танет
Великое чудо произошло в 1953 году: часть мощей святой Мильдреды, несколько столетий хранившаяся в голландском городе Девентер, была торжественно возвращена Англии и положена в раку в монастыре Минстер. С тех пор народное и литургическое почитание «самой светлой лилии Английской Церкви» быстро возродилось. За последующие десятилетия в монастыре были проведены масштабные строительные работы, а в 1993 году – открыта часовня во имя Божией Матери и апостола Андрея, в которую поместили мощи преподобной Мильдреды.
Первые 70 лет своего существования монастырь в Минстере был зависим от аббатства в Айхштете[2], но в 2006 году получил самостоятельность и стал называться приоратом во имя святой Мильдреды. Помимо усердных монастырских трудов и молитвы, совершаемой семь раз в день, сестры монастыря принимают многочисленных паломников и гостей (как это было в прежние времена), организуют экскурсии по древнему святому месту, которое может похвастаться живописными садами. Большое великолепное резное изображение святой Домневы с оленихой можно увидеть на стене часовни аббатства. Среди достопримечательностей обители – норманнский большой зал со сводчатым проходом, руины массивной средневековой западной башни, а также помещенное в арку высеченное величественное изображение Христа во славе – это средневековое изображение первоначально использовалось для украшения тимпана над церковными дверями и было чудесным образом найдено (а затем спасено) среди развалин поместья Минстер одним из его владельцев.
Минстер-он-Танет остается единственным древним монашеским местом в Англии, которое, несмотря на Реформацию, гонения и возрастающий секуляризм, снова стало центром монашеского делания. Сегодня община состоит из 13 сестер различных национальностей, а среди гостей приората святой Мильдреды есть и православные христиане.
***
Перед нами пример трех святых жен, бывших настоятельницами монастыря Минстер-он-Танет.
Святая Домнева, претерпевшая много испытаний во время супружества в молодые годы, получила в награду за скорби по благодати Божией великий монастырь Минстер.
Мильдреда отличалась кротким характером, проявляла милосердие и заботу о ближних и творила чудеса. Поистине Мильдреда оправдала свое имя, которое означает «кроткая сила»: ибо она была тихой и мягкой при жизни – но по смерти своей силою святости охранила свой монастырь, который не смогли одолеть ни датские набеги, ни Норманнское завоевание, ни Реформация, ни даже фашисты в XX веке. В древние времена православные англичане называли Мильдреду «белой лилией, сияющей среди роз», «гордостью Кентербери», «жемчужиной Мерсии» и «звездой Альбиона».
Третья из них – талантливая и практичная Эдбурга, помогавшая миссиям за пределами Англии.
Эти святые жены и жившие под их руководством монахини, как и те, что жили здесь потом, стали свидетелями непростых и нестабильных времен, полных опасностей и вызовов, но, несмотря ни на что, они непрестанно прославляли Христа, любили своих ближних, были гостеприимными и творили молитву.
Преподобные матери Домнева, Мильдреда и Эдбурга, молите Бога о нас!
Спаси вас Господи за содержательный материал и за всех таких интересных материал о православной наследии Западной Европы!
Святые Домнева, Мильдреда, Эдбурга, молите Бога и о нас!
Огромное спасибо за труд! Помощи Божьей Вам на пути просвещения и расширения наших знаний о Православии и православных .