Жало и преткновение

Пионерская линейка. Художник: Михаил Аникеев, 1947 г. Пионерская линейка. Художник: Михаил Аникеев, 1947 г.
    

«Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша» (Пс. 102: 12).

В Церкви часто бывает так: слова, слышанные уже сотни, а может быть, и тысячи раз, слова, в которых, в общем, нет ничего непонятного… ты однажды слышишь как будто впервые, потому что впервые по-настоящему понимаешь.

«…удалил есть от нас беззакония наша» (Пс. 102: 12). Да, удалил. В этом я, получившая за десять лет серьезного воцерковления невероятное количество даров и благодеяний, сомневаться не могу. Как запад от востока, отстоит от меня теперь мое прошлое. Но, скажите, бывает ли без запада восток? Восток – он потому и восток, что есть запад. Они неразрывны. Их связь в данном случае – моя жизнь, мой земной путь, который не разрубишь на куски, не разведешь эти куски, как льдины в море.

Господь прощает нас так же непрерывно, как мы грешим. Он не отворачивается от нас, ежечасно отворачивающихся от Него, Он до последних наших земных часов не лишает нас шанса. Это открывалось еще ветхозаветным пророкам; об этом говорит пример распятого разбойника; об этом пишут святые отцы, учителя Церкви, именно это мы исповедуем в наших молитвах, в песнопениях – цитат можно было бы привести множество; и Таинство отпущения грехов в Церкви установлено Самим Спасителем: «Кому простите грехи, тому простятся» (Ин. 20: 23).

Но люди, по отношению к Церкви внешние, знающие о ней лишь понаслышке, нередко делают из вышеизложенного язвительный вывод: дескать, просто очень всё у этих православных, легко. Что бы ни натворил, каких бы дров ни наломал – приди к батюшке, покайся, произнеси несколько слов – и снова чист как младенец, можешь дальше грешить.

Объяснить людям, что это не так, что легковесного и безответственного отношения к греху в Церкви нет… может быть, и возможно, если они слушать будут; но для начала мы сами себе должны это уяснить.

Совместима ли радость от прощения с памятью о нашей греховности? Вот мой личный опыт совмещения

Потому что мы и сами либо склонны к такой же легковесности («Ну, было дело. Ну и что теперь? Скажу завтра на исповеди – и всё, можно будет забыть»), либо просто не можем в себе это совместить – радость от прощения с необходимой нам памятью о нашей греховности и ее горьких плодах.

Далее – мой личный опыт совмещения. Он, может быть, не во всем правилен и безупречен, но я и не претендую на безупречность, не предлагаю никому брать с меня пример – просто надеюсь, что и мой опыт для кого-то не лишний, потому и пишу.

Однажды мне позвонил мой одноклассник. Мы не виделись много лет – с самого выпускного вечера. Я не знала о нем практически ничего. Но он знал, что я работаю в журналистике, читал мои публикации в газетах. И так случилось, что ему дали мой телефон.

Позвонить нужно. Попросить прощения за то, что было тогда. В каком классе? В пятом?..

«Ты?! Надо же! Привет! Как дела?» Поговорили несколько минут, я узнала что-то о нем, он – обо мне. Номер, естественно, остался в памяти моего телефона. Прошел еще, кажется, год. Или больше. И всё настойчивей становилась во мне эта мысль: неслучайно мне позвонил именно он, а не кто-то другой. Не просто так получила я его номер. Промысл Божий в этом. Позвонить нужно. Попросить прощения за то, что было тогда. В каком классе? В пятом?..

Из-за моего, прямо скажем, доноса парня исключили из пионеров. Вина его состояла в том, что он, измученный долгой линейкой на ярком солнце (19 мая – День пионерии) в сердцах произнес обидные слова о пионерии в целом. Кажется, он сказал: «Да сдохни она, эта пионерия, с линейками! Когда я теперь уроки сделаю?»

Не знаю, слышал ли это еще кто-то, кроме меня, стоявшей рядом. Но мне показалось, что мой пионерский долг – обличить хулителя. Старшая пионервожатая меня поддержала: «Он же посмеялся над самым святым!»

Впрочем, я не знаю, что говорило во мне громче – пионерская принципиальность или желание отомстить: он был мальчишка драчливый, и мне от него доставалось. Нехорошо бить девочек, да! Но именно в минуту собственного раскаяния ты понимаешь, что чужие грехи не имеют в этом деле ровно никакого веса и значения.

В старших классах всё как-то забылось, потому что мы сами стали другими. Он влюбился в мою подругу, мы с удовольствием проводили время общей компанией, отношения наши стали вполне приятельскими. Ну, а потом была жизнь…

До звонка этому однокласснику я дозрела в Прощеное воскресенье – по дороге в храм, на Чин прощения. Конечно, во мне жила малодушная надежда. Надежда на то, что он засмеется: «Да брось ты! Это ж когда было! Я давно всё забыл!»

Однако он не засмеялся. Он очень серьезно ответил: «Помню, конечно, всё помню». Собственно, больше он ничего мне не сказал. Видимо, был слегка ошеломлен. Я уже не выдерживала напряжения и, чтобы перевести разговор на другое, спросила, как чувствует себя его внук. Он ответил, что с внуком, слава Богу, всё в порядке. На том разговор был окончен. Исповедалась я в этом давнем грехе несколько позже, Великим постом. Почему не сделала этого раньше, ведь стояла у аналоя уже не одну сотню раз?.. Не считала необходимым: это ведь произошло еще до моего крещения. В другой жизни. И с другою мною… Но нет – не оторвешь, оказывается, восток от запада, не разрубишь свою дорогу на куски.

А нужно ли это – чтобы нам сразу становилось легко после исповеди?

Стало ли мне легче после звонка и исповеди? Нет. А нужно ли это – чтобы нам сразу становилось легко? Ведь на это тоже воля Божия. Он даст нам легкость ласточки – когда эта легкость будет нам нужна. А пока не дает, не нужна.

Собственно, я и сама почувствовала, что не нужно мне сейчас облегчения. Более того: за Великий пост я сделала еще несколько подобных звонков – людям, которых обидела чем-то в разные периоды моей жизни. Кое-кого из них мне пришлось для этого разыскивать сложными путями. Что интересно, люди, которым я звонила, оказались просто сплошь удивительными. Мудрыми, добрыми, умеющими жить выше обид. Еще и поэтому каждый звонок, каждая просьба о прощении давней вины встряхивали меня и сдирали с моей души быстро нарастающую кору самодовольства, самоудовлетворения. А от этого иной становилась и моя молитва – и в храме, и домашняя. Дело вот в чем: наше ежедневное молитвенное правило содержит прошения об отпущении нам грехов. Мы повторяем это каждый вечер и каждое утро: «…и остави нам прегрешения наша яже делом и словом». Эти слова для нас привычны! Но всегда ли мы понимаем, чего именно просим? Ведь оставить нам прегрешения – это не пыль со стола тряпочкой смахнуть. Здесь нужно представлять себе реальную картину, чтобы по-настоящему это прошение про-изнести, то есть вынести из самого сердца.

Кто-то, может быть, скажет, что я и сама бодро топаю в депрессию, и потенциального читателя тяну за собой. Когда-то нужно, дескать, и успокоиться. Ведь от неуспокоенности один шаг до неверия в апостольскую власть священника – отпустить грехи. И нужно ли, целесообразно ли, не опасно ли это, наконец, – носить на себе лишнюю тяжесть?..

Именно прощенность греха заставляет нас очень хорошо его видеть

Но в данном случае речь о тяжести, которая на самом деле совсем для нас не лишняя. Которая не подавляет в нас духовную жизнь, а, напротив, делает ее действительно жизнью. И никакого недоверия здесь нет, тоже напротив: именно прощенность греха заставляет нас очень хорошо его видеть.

Моменты тихого сползания с ума – они, конечно, бывают. И даже очень часто. Но сползание это кажущееся. Здесь нужно понять вот что. Боль раскаяния никогда не приходит сама по себе. Это не просто рефлексия или переоценка прошлых ситуаций. Это посещение Божие. Когда тебя обжигает совесть, стыд – это Сам Бог тебя касается. А раз Он тебя касается, значит, ты не одна. Ты с Ним. И вовсе не сходишь с ума на самом деле, нет – возвращаешься в ум.

Бывает и хуже. Тебе вдруг кажется, что ты не имеешь права на радость. На самую обычную радость от жизни, от всего хорошего, что в ней есть. «Радоваться?! А вот это забыла? А это?..» Но когда этот тяжелый голос раздался во мне последний раз, я кое-что поняла. Я шла по весеннему городу, смотрела на тополя в темно-красных сережках, на пожилых женщин, разбивающих клумбу у своего подъезда, на кота, который надзирал за работами, на молодую супружескую пару с коляской… И постепенно осознавала: радость – она тоже не сама по себе. Она неотделима от любви, а любовь, в свою очередь, – от нее. Если мы любим своих близких, своих друзей, если мы вообще людей любим – значит, мы рады, что они у нас есть, рады их существованию – разве не так? А если не рады, то что же это за любовь?

А природа, растения, животные? Жалко человека, который к ним безразличен, а тот, кто их любит, – радуется каждому дереву, птице, бабочке. Не радоваться – значит не любить; следовательно, нет и не может быть запрета на радость; напротив: нерадость осуждена.

Поэтому не нужно бояться видеть себя и свою жизнь такими, как есть. Это не лишит нас радости, но очень многое позволит понять. Мы увидим, что нами владело, управляло, из-за чего именно мы совершили грех; увидим, насколько ложными были наши ориентиры, и поблагодарим наконец Бога по-настоящему за ориентиры верные.

Конечно, когда-то мы устанем от тяжести прошлого, и у нас возникнет соблазн переложить хотя бы часть вины на других людей – родителей, учителей, воспитателей, даже просто друзей, коллег – тех, кто был старше, опытнее, кто должен был нас когда-то остановить или дать нам противоядие от неверных поступков, но почему-то не остановил и не дал. Ну хотя бы вышеупомянутая пионервожатая – она-то не была уже ребенком в отличие от меня, она должна была меня остановить, объяснить мне всю низость доноса, в конце концов как-то иначе разрешить всю эту ситуацию с дерзким мальчишкой…

Ей было немного за двадцать, этой пионервожатой. Сколько лет было мне, когда я поняла, что совершила тогда грех? Точно не помню, но боюсь, что я была уже старше ее тогдашней. Так какое я имею право ее судить? Виноваты, возможно, в наших бедах и родители, и учителя, и власть тогдашняя, подменившая святыню… Но никто не виноватей нас самих, вот это нужно понять.

Не знаю, как у других, – о таких вещах ведь не спросишь – а у меня процесс спонтанно начавшегося покаяния существенно опережал процесс воцерковления. Это был тяжелый период – крах иллюзий относительно самой себя. «Как со мной – со мной! – могло такое произойти? Я же хороший, умный человек… А если нет, то как же мне жить теперь?» К тому времени я уже читала, конечно, и о грешнице, омывшей ноги Христу, и о мытаре Закхее, и о благоразумном разбойнике. Но соотнести их судьбы со своею не могла. И Господь нашел более простой способ помочь мне в этом непростом деле: составлении верного и здравого представления о себе самой и о том, как мне надлежит жить. Понуро бредя по улице, я вдруг заметила незнакомую девушку в синей майке. На этой майке было написано: «Неважно, сколько раз ты падал. Важно, сколько раз ты поднимался».

Это уж потом я прочитаю известное: «Пал – восстань; снова пал – снова восстань», и затем слова Иоанна Лествичника: «Людям свойственно падать и скоро восставать от падения, сколько бы раз это ни случилось; только бесам свойственно, падши, никогда уже не восставать». А тогда умная майка оказала мне первую помощь. Я смогла если не сформулировать, то по крайней мере почувствовать истину: самое ценное и доброе, что есть во мне, – это именно способность к покаянию. И никакой другой причины отнестись к себе хорошо искать не нужно.

Важно вот что: подниматься! Вот где разница между истинным покаянием – подъемом! – и безвольным оплакиванием себя

Также очень важным оказалось использование глагола «подниматься». Я почувствовала разницу между истинным покаянием – подъемом! – и безвольным оплакиванием себя (не грехов своих, а вот именно себя!), переходящим в истерику самобичевания. Теперь вспоминаю эти белые буквы на синем фоне, читая старца Ефрема (Мораитиса): «Покаяние воссоздает человека заново. Оно дано, чтоб после крещения душа имела возможность исцелиться. И если бы не было покаяния, мало кто мог бы спастись. Поэтому добродетель покаяния бесконечна, доколе есть в человеке дыхание жизни…»

Но иногда бывает так: мы читаем о грехе и покаянии у святых отцов, и у нас возникает некий конфликт с читаемым: нам представляется, что слова духовного писателя – не о том, что мучает нас; что они вообще не о нас, эти слова, и потому текст скользит по поверхности нашего сознания. Писано о спасении – а мы озабочены не спасением своим, нет, а общей картиной нашей земной жизни, тем, насколько она приглядна, пристойна. Я подозреваю, что эта надежда или, вернее, претензия на пристойность моей личной картинки – очень хитрая уловка врага. Ведь именно она приводит к ложному чувству вины, не имеющему ничего общего с христианским раскаянием, чувству хроническому, болезненному, заставляющему человека постоянно спрашивать «Зачем же я нехорош?» и искать оправдания не в Божиих, а в собственных глазах – самооправдания. А самооправдываемся мы либо делами («Нет, я сегодня молодец, я и окна помыла, и с днем рождения Анну Ивановну поздравила, а на работе-то – что бы они все без меня делали…»), либо полуосознанным, вошедшим в привычку привиранием в бесконечных рассказах о себе, о своем давнем или совсем недавнем прошлом. За этим нашим привиранием скрывается подчас тихое отчаяние – от того, что не таковы мы, как хотелось бы, и не получается у нас удовлетвориться собой. Как перестать этого хотеть, как отказаться от ложного утешения и собственному привиранию наконец перестать верить? Вот для этого, наверное, и нужен ужас, даже шок от страшного собственного греха, от крайне постыдного собственного поступка. Это сразу сокрушает наши претензии на пристойность и положительность общей жизненной картины. Искать нужно не совершенства, а смирения – не помню, кто сказал, но многие могли бы сказать.

А вот это сказал упомянутый выше старец Ефрем (Мораитис): «Когда Бог просветит человека, и он покается в своих грехах, и будет проводить жизнь смиренную и внимательную, Бог не попустит его погибели. Естественно, что прежде совершенные грехи станут для него жалом и преткновением. Но, видя высоко вздымающиеся волны, пусть не отчаивается, что падет и погибнет, но пусть уповает на Бога и противоборствует с верой».

Марина Бирюкова

4 августа 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Беседа о покаянном делании Беседа о покаянном делании
Игум. Нектарий (Морозов)
Беседа о покаянном делании Беседа о покаянном делании
Игумен Нектарий (Морозов)
Что есть покаяние? Каково место исповеди в покаянном делании и вообще жизни христианина? Нужно ли исповедоваться перед Причащением?
Внутренние вериги Внутренние вериги
Свящ. Димитрий Шишкин
Внутренние вериги Внутренние вериги
Священник Димитрий Шишкин
Часто человек свою нестерпимую боль, память о содеянном принимает как знак непрощения Божиего. Это, конечно, неправильный взгляд.
В круге света В круге света
Свящ. Александр Дьяченко
В круге света В круге света
Рассказ
Священник Александр Дьяченко
Молодой батюшка-индонезиец заволновался: «Я не так хорошо знаю русский, чтобы понять в чём люди будут исповедоваться». Но наши отцы его научили: «Ты вот как делай. Понимаешь что тебе говорят, кивай головой и повторяй: «Помоги, Господи». А когда не будешь понимать – качай головой и делай так: «О – ё – ё – ё – ёй».
Комментарии
Иоанна10 августа 2015, 14:06
Дорогая Марина! Поскольку, как я чувствую, вас ожидает "выговор с занесением", а то и "вызов на Большой Партком", хочу поддержать вас и поблагодарить за то, что вы подняли в своём рассказе очень важную тему: в советском прошлом у каждого из нас есть целая куча дел, слов и помышлений, за которые нам стыдно и больно. Стыдно и перед Богом, и перед людьми. Наверное, смягчающим обстоятельством является то, что "нас так учили", за нас решив, что хорошо и что плохо. Гораздо позже мы поняли, что тогда ходили во тьме. Но теперь, имея духовное зрение, мы обязательно должны покаяться в этих своих ЛИЧНЫХ грехах. Ваш рассказ заставил меня задуматься об этом. Уверена, не только меня одну.
Господи, помоги нам увидеть свои грехи и принести покаяние, пока не поздно!
Иоанна 9 августа 2015, 19:53
Зачем "новое", дорогие мои? "Христос вчера и днесь Той же, и во веки".
И свобода выбора тоже неплохо. "Если у тебя есть свобода выбора - выбирай лучшее, и никогда не ошибёшься" (о. Иоаким Парр, передаю своими словами).
Лариса Воронина 9 августа 2015, 11:27
Для М.Бирюковой:
на тот случай, если мой комментарий не опубликуют, повторяю - обязательно направлю критические замечания на Ваш электронный адрес (если он в рабочем состоянии). И не только по данной статье. Считаю, что неверно нести широкой общественности искаженные выводы как по форме, так и по содержанию.
Л.К. 8 августа 2015, 11:13
Вот теперь мы так и живем, Иоанна. Не хотите 'унылую жвачку' - получайте многообразие идеологий при запрете на государственную. Выходит, дело не в выборе, а как говорится: афиняне ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы послушать что-нибудь новое [Деян.17, 21].
Иоанна 7 августа 2015, 10:15
Умудри, Господи, и приведи к покаянию всех этих пионервожатых и иже с ними, взрослых, которые отравляли детские души, представляли доносительство как добродетель... Ребёнку ведь свойственно принимать всё за чистую монету.
К чести своих ровесников скажу, что все мы в конце 70-х - начале 80-х рассматривали всё это пионерство и комсомольство как унылую жвачку, которую с радостью выплюнули, как только ослабло внешнее давление.

Слава Богу за всё!
Дмитрий 6 августа 2015, 18:40
Автору статьи: "...Исповедаю единокрещение во оставление грехов..." Или не исповедаю? Если крестилась после греха, нужно ли его исповедовать как грех? Или это только фантом в голове - искушение? Простите. Искренне ваш, Дмитрий Напара
Михаил 6 августа 2015, 18:19
Не осилил. Начала хорошо и по делу и вроде разумно. Да не вроде, а разумно. А потом сползла и повело, порасползлась по древу по философии.
Не надо было о пионерии и вообще, можно было как-то наверное и покороче - поконкретнее. Так-то вообще хорошая статья. О примирении с жизнью и миром - чтобы простить, надо самому попросить прощения, а если не сделать так, то не простишь людей, жизнь и Бога. Значит и радости не будет.
Надо только научится от сердца, а то я редко встречал женщин, которые бы от сердца просили прощения.
Даже и у православных в землю не кланяются, не просят на коленях-то.
А ведь именно на колени надо бы стать, если каешься реально, а не балаболишь. А у нас даже стыдно, не принято типа.
Начнешь кланяться - скажут "юродивый какой-то". Но по серьезу иначе нельзя.
Марина Бирюкова 6 августа 2015, 14:30
Лариса, вы не правы. Это далеко не первая моя публикация на pravoslavie.ru и я не раз и не два читала на форуме критикув мой адрес, в том числе и жесткую, и обидную. Никто ее не удалял, если она не содержала личных оскорблений, оскорблений Церкви, богохульства и т.д.
Так что вы вполне можете более подробно написать, что послужило причиной столь саркастической реакции на этот текст.Я считаю, что все возможные реакции нам, авторам, полезно знать, даже если они болезненны для нас и несправедливы - ведь несправедливость нередко имеет причину в нас самих, в какой-то нашей ошибке.
Лариса Воронина 6 августа 2015, 11:26
И подъемы до небес невероятные, и падение в бездонные глубины с плачем велием. А потом - катарсис... Всех впечатлений от прочитанного и не описать! Модераторы критику по данному автору безоговорочно удаляют.
Надежда 5 августа 2015, 09:25
Благодарна автору эа его труд. Очень приятно, что эту статью многие прочитали.Слава Богу за все!
Лиза 5 августа 2015, 09:15
Да, дорогие, хорошо еще, если кипятком периодически обдает воспоминание. У меня тоже так было, когда пришла в Церковь, как говорят в период неофитства (не понимаю это слово). Тогда я выгребала такие подвалы на исповеди, а теперь в основном себя оправдываю. Вроде и каюсь, а внутри нет покаяния, во всем я права, хотя бы в ссоре со свекровью. И не достойна я такого отношения. Умом- то понимаю, что как раз достойна, а сердце молчит и превозносится. Вот где сползаешь уже с ума, а если наступит последний день, как будешь стоять Там? Вот это страшно, а если обжигают прошлые грехи, так что тут страшного, это чудо и милость Божия.
olga 5 августа 2015, 02:56
Спасибо. В целом статья понравилась так, как написана от сердца. Только "всплывают" глубинные противоречия. "Удалил от нас беззакония наша" - удалил, а не мы сами удалились. Удалил - по наличию ниспосылаемой нам благодати. А если удалит благодать, то мы и не почувствуем, как окажемся в болоте хуже прежнего, о чём были предупреждены Спасителем. А далее по тексту - "я сама"..., но сам человек вообще-то только грешит... Если бы человек находился всё время "на пике" своего покаяния, то он очень скоро умер бы от остановки сердца. А ГОСПОДЬ наш ИИСУС ХРИСТОС СУДЬЯ не только ПРАВЕДНЫЙ, но и МИЛОСТИВЫЙ и предел ЕГО милости есть ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ. Поэтому человеку даётся ещё вкушать радость от ВЕЛИЧИЯ ДЕЛ БОЖИИХ. ГОСПОДИ СЛАВА ТЕБЕ!
Татьяна Иванова 5 августа 2015, 01:48
Как много созвучного моим мыслям нашла в статье! Спасибо автору за то, что так четко сформулировали важные размышления, о которых действительно трудно говорить!
Дина 4 августа 2015, 23:08
Спасибо большое! И для меня эта статья очень своевременна.
Арина 4 августа 2015, 22:13
Нам, наверное, повезло больше, прощения не попросишь, не получится "давай с тобой водиться". Если замечали, что кто-то обиделся, сразу пытались все уладить, никто камни за пазухой не носил, "конфронтацию", заговоры, пересуды за спиной не устраивал. Зачем? компания развалится, не склеятся коллективные игры, походы и прочее. И если обижали, то не со зла, скорее недоразумение от излишнего пыла и рьяности. Делали все от души, в т.ч. "разбор полетов" на всяческих собраниях. Мне подруга тоже как-то сказала: "А помнишь, как я на собрании в ... классе против тебя...". А мне удивительно, неужто было. Вместе посмеялись над "причинами, поводами и следствиями". Хорошее было время, искреннее.
А попросить прощения во что бы то ни стало... не знаю, с другими, по-моему, тоже надо считаться. К тому же чаще всего выясняется, что и тогда и тем более сейчас одно и то же событие воспринимается и запоминается участникам по-разному. Если судьба свела и очевидно, что какой-то поступок или слова до сих пор гвоздем сидит в их душе, то безусловно надо, а вламываться в чью-то жизнь со своим раскаянием ради себя... все же сомнительно.
священник Андрей 4 августа 2015, 20:47
Хорошо конечно устыдиться своих грехов против ближних,против каких-либо нравственных норм,или даже против своей совести. Но гораздо важнее осознать свой грех, как предательство и неблагодарность в ответ на данный тебе дар Божественной благости и доверия. "Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих"(Пс.50,6). Пытаясь замолить свой грех как поворотную точку и начало тех нестроений и безблагодатных блужданий и ошибок,которые явились прямым или косвенным следствием отчуждения от Бога,хочется верить,что Господь "не до конца прогневается, ниже во век враждует (Пс.102,8). Поэтому каюсь Тому,кому согрешил и надеюсь на прощение Того, кого прогневал.А все что нужно ради этого сделать для людей, для своей совести,для восстановления справедливости, конечно надо делать.
Галина Б. 4 августа 2015, 18:09
Ну да, очень в тему, можно сказать, на злобу дня (или на злобу всей жизни) православного. Иногда прям-таки корежит, кипятком обдает воспоминание событий (или просто слов) давно минувших дней (и причем очень давно минувших). Наступают "моменты тихого сползания с ума". Как утопающий за соломинку пытаюсь ухватиться за слова Паисия Святогорца о "доброй рассудительности" в духовной жизни. В понятие "рассудительности", конечно, не входит самооправдание, скорее предостережение от самобичевания и "тихого сползания".
Спасибо автору за правильно оформленные откровения, дорогого стоят.
Слава Богу за все.
ТаняСем 4 августа 2015, 16:47
Очень интересная статья и я также вспомнила свои "косяки" и в школе и в пионерлагере,но... позвонить и попросить прощения невозможно,т.к это в других городах было-во Владивостоке и в Иваново(мы семья военнослужащих),поэтому расскаявшись прошу у тех тогдашних сверстников,кого обидела своим поведением,например Галю Сморкалову из 6 класса,я бессовестная,высмеивала из-за ее внешности-стыдно очень сейчас,как вспомню и все же простите меня,мои дорогие и Господи помилуй меня,грешную!Слава Богу за все!
Андрей 4 августа 2015, 14:40
Если "...утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его»: «Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша", то так и должно быть, незачем искать людей из прошлого? Облегчения это не принесет никому. В идеале, следует просто молиться за обидевших и обидимых. Возможно, то событие сыграло свою роль в судьбах людей. "никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия"(Лк.9:62) Покайся, неси свой крест, и уповай на Господа. Придет время, и очистишься и паче снега обелишься. Господь есть просвещение лежащих во тьме, на него и идти как на огонек.
Ольга 4 августа 2015, 12:18
Спасибо за статью - очень кстати. Недавно, я вот также позвонила и попросила прощения за свои неправильные поступки, клевету и обиды. И в ответ услышала - что тому человеку, это уже не интересно и не нужно. Да остался какой-то осадок, облегчения не произошло, а что я хотела, прошло после всех тех событий 20 лет.
Спасибо ещё раз за статью, своевременна, во всяком случае для меня.
Илона 4 августа 2015, 11:52

Спасибо! Очень вовремя! Спаси Вас, Господи!
Владимир 4 августа 2015, 10:55
Чего то да, такое вот, стал вспоминать свои детские , подростковые поступки, за которые стыдно почему то...и тут рассказ в тему. Не один я такой оказывается.
Алексей 4 августа 2015, 10:33
У меня был похожий случай. В военкомате я - лейтенант - повздорил с дежурным - он был не прав, но я нагрубил. В понедельник после прощеного воскресения позвонил ему и попросил прощения, он тоже извинился. объяснил, что его командир в тот день "достал" на инструктаже.
Я это к чему - было чувство громадного облегчения - до сих пор помню.
И это было очень трудно, потом никогда так не звонил, не просил прощения "остыв", огонь неофитства прошел...
Татьяна 4 августа 2015, 09:49
Спасибо,буквально про меня
Светлана 4 августа 2015, 05:54
Слава Богу за все. Такожде частенько размышляю над этими словами: «Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша» (Пс. 102: 12).Да в том-то все и дело, что граница между востоком и западом проходит в сердце нашем. И отклониться в ту или другую сторону так легко. Думается, что помнить об этом нужно всегда. Как находясь в точке северного полюса: куда не пойдешь все равно на юг, и если в точке южного полюса: куда ни шагнешь, все равно на север....ПОМОГИ НАМ ВСЕМ, ГОСПОДИ! ПРОСТИ НАС МНОГО ТЕБЕ ПРЕГРЕШИВШИХ ПО СВОЕМУ САМОМНЕНИЮ. Спаси Вас, Господи, за статью.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×