«Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17: 5).
Возлюбленные верующие!
Спаситель наш, зная, что человек всегда ослабевает душой в годину страдания, пожелал прежде страсти Своей вольной ободрить учеников, убедив их посредством таинственного чуда, что Он – истинный Мессия, возвещенный пророками.
О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? (ср.: Рим. 11: 33–34). Излил Господь на Фаворе в сердце учеников Своих каплю радости перед бездной страданий. Возжег в сердцах их лампаду надежды перед стеной мрака. Дал вкусить небесного света, чтобы при распятии они не сомневались.
Не радуйся же, апостоле Петре, прежде чем пострадаешь и возвестишь нам Евангелие спасения. Если ты останешься с Господом на Фаворе, то кто же спасется, кто будет учить, кто распнется за нас? Кто умрет и воскреснет за нас? И кто дерзновенней тебя будет учить, страдать и распнется головой вниз? Кто будет свидетельствовать о Христе перед кесарями римскими?
Приди же к нам снова, Иисусе, не слушай Петра! Сойди с Фавора и приди в дома наши, в души наши! Приди сюда, где мы страдаем и трудимся за кусок хлеба! Приди сюда, где мы распинаемся людьми, бесами и страстями! Если же Петр не хочет спускаться, оставь его на горе и приди к нам, в наши сердца!
Научи нас, как спастись, покажи, как терпеть. Приучи нести наш жизненный крест. Научи, как распинаться. Приди и пострадай за нас, Сам распнись вместо нас, вкуси сначала Сам чашу смерти, покажи нам новый путь спасения через страдание.
О, как бы нам хотелось остаться с Петром на горе Фаворской! Но мы носим тела, задыхающиеся от болезней, похотей и страстей. В груди у нас сердца, пылающие от ненависти. Дома ждут дети, просящие у нас хлеба!..
О, как бы нам хотелось наслаждаться с Петром там, на горе Фаворской! Но мы видим себя обложенными туманом – грехом. Не оставь же нас, Иисусе, но сойди к нам в вихре к подножью горы. Здесь мы ждем Тебя вместе с остальными учениками: Фомой и Андреем, Иаковом и Матфеем, Иудой и Варфоломеем, Симоном и Фаддеем. Голодные и нагие, странники и сироты, дети и старики, вдовые и нищие, больные и скорбящие – все мы ждем Тебя, жаждем Тебя. Приди же и помирись с нами.
Сойди и еще ниже, к берегу моря, туда, где жизнь бьется в волнах, туда, где корабли разбиваются о скалы и рвется столько парусов, ломается столько вёсел, столько душ уносится на дно бушующей силой волн. Мы знаем, что гора с ее тишиной и уединением зовет Тебя на молитву, но всё же взгляни вниз с жалостью, на море. Там, вдали, вздымаются волны, разрывая берега с такой яростью… И это – мир. А в волнах корабли борются с морем, ветром и ночью. И это – человек.
Сойди же, Боже, в сердце человека. Туда, где свет перемешан с тьмою, жизнь со смертью, радость с воздыханием
Сойди же туда, в пучину морскую, в сердце человека, в недро семьи. Туда, где свет перемешан с тьмою, жизнь со смертью, радость с воздыханием, хлеб с прахом, правда с ложью, мед с ядом, любовь с ненавистью, вино с уксусом, время с вечностью. Приди сюда, где страдаем мы, люди, примирись с нами, преобрази лицо мира, утоли море, успокой сердца, соедини в едином помышлении души наши.
И действительно, Иисус Христос без промедления вновь сошел к людям, ведь ради них Он и пришел в мир. Тайна совершилась, и облако снова унеслось на небо, Моисея и Илии более не стало видно, свет исчез, а Иисус пешком стал спускаться вниз, к подножию горы, на берег моря, в гул толпы, в ропот мира, на путь Самарийский, по тропам Иудейским, в клокотание ненависти, в руки архиереев, на Крест Голгофы.
Там Его ожидали люди – одни с пальмовыми ветвями, другие с камнем в руках; там Его искали толпы – одни, чтобы увидеть и исцелиться, другие, чтобы искусить, схватить и распять Его. И Иисус Христос предал Себя на смерть, распял Себя за наши души.
Да не радуется же Фавор более Голгофы, и радость да не будет сильнее печали. Но и Фавор и Голгофа вместе да веселятся, и радость со страданием Христом да соединятся. Голгофа, крестом страданий, искупает на земле грехи людей. Фавор, пламенем вечного света, воздает на том свете за добродетели христианам. На земле ведь место искушений, падений, трудов и испытаний, распятия, смерти и воскресения – а на том свете место отдохновения, славы и жизни вечной.
Блаженство, не положенное на основание страдания, не продолжается дольше одного дня
Этого, однако, не понимал Петр, и так же, как он, не понимаем мы, люди. Однако блаженство, не положенное на основание страдания, не продолжается дольше одного дня. Жаждая такого блаженства, человек спешит создать его себе собственными руками. Заполняет ямы на своем пути, посевает цветы вместо терний, сравнивает с землей могилы, рассыпает вокруг себя ароматы, надевает одежды соблазнительные, накрывает стол свой вдосталь, а глаза, и уста, и сердце заполняет всякими худыми удовольствиями. И, став на пороге своего дома, поспешно говорит себе: я счастлив.
Однако через щелочки просачиваются в дом болезнь, страдание, бедность и смерть, и в одночасье дворец человеческого счастья рушится, как Вавилонская башня.
Иисус Христос показал нам иной путь для следования, ведущий к блаженству вечному
Иисус Христос показал нам иной путь для следования, ведущий к блаженству вечному, по ту сторону могилы. И это путь проведения жизни истинно христианской, чего можно достигнуть лишь полным изменением нашего поведения. Господь наш Иисус Христос пришел преобразить лицо мира; преобразим же и мы свою жизнь. Отбросим ненависть, гнев, злобу, блуд, ложь, пьянство, леность и прочие страсти. Соделаемся новыми людьми, полными любви, доброты, милости, полными покоя истинно христианского жительства.
А надо ли для такого преображения душевного идти так далеко, к Фавору Галилейскому? О нет! Это слишком трудно для нас. Однако Спаситель воздвиг нам повсюду Фаворы духовные. Это святые храмы и сердца наши. На этих двух Божественных алтарях Иисус Христос всегда приносит Себя в жертву, распинается, дарует нам Себя, преисполненный доброты, любви, Божественного света.
Но Бог Отец велел нам на горе Фаворской: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте (ср.: Мф. 17: 5). Таким образом, если мы хотим, чтобы Бог слушал нас, нужно и нам слушать Его. Если хотим, чтобы Бог пременился на милость, переменимся и мы на любовь и послушание… Если хотим, чтобы Иисус Христос услышал нас, будем слышать Его и мы, когда Он учит нас.
Малая закваска всё тесто заквашивает. Малое усилие всё делает причастным благодати. И труднее всего убедить, труднее всего изменить человека. Он ни по любви, ни от розги, ни из страха смерти не решается однажды навсегда порвать связь с грехом. Все творения в точности слушаются своего Создателя. Они знают время прихода своего и ухода, время пищи, время пения и молчания своего. И только человек желает жить в бесчинстве. Птицы небесные понимают друг друга без голоса человеческого. Они, не ведая грамоты и календаря, знают, когда нужно улетать в теплые страны. Собираются заблаговременно, советуются, затем, попрощавшись с гнездами, теряются в голубых далях.
Пшеничная былинка тоже знает время свое. Заблаговременно начинает желтеть под лучами солнца, затем смиренно склоняет свой колос, отяжелевший от зерен, и ждет жатвы, чтобы ее скосили. Лес и тот знает пору осени и заблаговременно переменяет зеленый наряд на другой, наряд сосредоточения в себе. И только мы, люди, не хотим преображаться из состояния нашего, из жизни нашей греховной.
Христос готов дать нам всё. Но для начала отвечает нам так: «Изменитесь!»
Иисус Христос готов дать нам всё, что хотим, всё, что нам нужно. Но для начала отвечает нам так: «Изменитесь вы, и изменюсь Я». Отложим же гнев, ненависть и месть, и Он тоже отложит гнев Свой на нас. Живите вы в единении и истинной любви, и Он примет вас в Своей любви. Будем милостивы к нищим и убогим, и Он тоже сотворит милость с душами нашими. Отвергнем всякий блуд и детоубийство, и Он отнимет от нас болезни, нищету и всякую слезу с глаз. Выбросим из сердец наших зависть, ложь, похоть, пьянство и всякий грех, и Он подаст нам дождь во благовремении, источники водные, ветра тихие, мир в доме и хлеб на столе. Итак, отложите, и отложу Я; изменитесь, и изменюсь и Я. Так говорит нам многомилостивый Бог.
Прислушаемся же к этим словам. Будем прибегать в святой храм, пока у нас еще есть время. Будем молиться в нем со всецелой верой и любовью. Переменим одежду души своей исповедью чистой, Святыми Тайнами и многой – как можно большей – милостью и любовью.
И если будем жить так, то сможем преодолеть все жизненные трудности, все искушения плоти, все нашептывания диавола. Тогда наша молитва будет благоприятной, жизнь спокойной, кончина светлой. И, придя в храм, мы уже не будем возвращаться из него пустыми, но благодать почиет в куще сердца нашего, и мы сможем сказать тогда, исполненные радости, вместе с Петром: «Господи! хорошо нам здесь быть!» (Мф. 17: 4).