Праведница

Рассказы из жизни бабушки Параскевы

Мой путь к Богу начался не с пустого места…

Параскева Дмитриевна Солнцева Параскева Дмитриевна Солнцева
В жизни каждого человека наступает момент, когда он обращается к своему прошлому и начинает открывать мир заново, смотреть на него другими глазами, менять свое отношение к жизни. Так произошло и со мной. До 48 лет я вел обычную жизнь преуспевающего российского предпринимателя — нескончаемая работа, презентации, фуршеты, корпоративы, развлечения, отдых за границей и т. п.

И вдруг в одночасье все рухнуло, земля ушла из-под ног: в мае 2002 года мне был поставлен страшный диагноз — рак лимфатической системы. Страшное смятение поразило душу: «За что? И почему именно я? А как же семья? Как же дети? Как они будут выживать? Неужели все кончилось — солнечный свет, голубизна неба, город с трамваями, автобусами, спешащими куда-то людьми? Снежок, тихо падающий с неба? Дождь, переходящий в ливень с громом и молниями? Неужели все это кончилось? Никогда я не съезжу за грибами? Никогда больше не увижу леса и любимую дачу, куда вложил часть своей души? Неужели никогда больше не увижу жену и детей? Не порадуюсь их успехам и не огорчусь неудачами? Неужели это конец — страшный и неотвратимый!?»

Самочувствие после химиотерапии примерно такое, как у таракана после дозы дихлофоса

Врачи на эти вопросы не отвечали и прямо говорили, что никаких гарантий излечения они дать не могут. Лечащий врач честно предупредила, что нужно готовиться к долгому, изнуряющему лечению, но действительность оказалась еще хуже — химиотерапия убивала в организме не только больные клетки, но и здоровые. Самочувствие после сеансов химиотерапии было примерно таким, как у таракана после солидной дозы дихлофоса.

Родные утешали, как могли, но помогало это мало: чтобы появились силы для лечения, нужна была духовная опора. И однажды я понял, что искать ее нужно не на Земле. Я обратился к Тому, от Кого зависит абсолютно все на земле и, в частности, моя жизнь. Так я потихоньку начал двигаться к Богу — точнее, Он приводил меня к Себе. Невыразимое облегчение пришло после первой исповеди, великое блаженство принесло приобщение к великим Святым Таинствам. Едва отойдя от болезни, я с женой и сестрой посетил Святую Землю — настолько хотелось приблизиться к Богу. Это путешествие окончательно укрепило меня в вере.

И только недавно пришло осознание: мой путь к Богу начался не с пустого места. Позже появилось твердое убеждение: я просто вернулся на дорогу, по которой уже когда-то шел — в самом раннем возрасте. И вела меня к Богу моя бабушка Параскева.

Бегом от колхоза

Моя бабушка — Солнцева (Колосова) Параскева Дмитриевна, мать моего отца — родилась в 1901 году в крестьянской семье, в небольшой деревушке Заборово, что возле Городца Нижегородской губернии. Работала в колхозе, во время войны воспитывала двоих детей одна — муж был на фронте. Выжили они, по ее словам, только благодаря корове и огороду. Работали от темна до темна: с утра на колхозных полях, вечером — на своем участке размером не меньше 30 соток.

Городецкая резьба Городецкая резьба
    

Бабушка поселилась в этом домике только потому, что напротив церкви

В начале 1950-х годов, устав от непосильной работы в колхозе и на своем огороде, она из села переехала в Городец, небольшой, но древний городок. Там она жила на тихой улочке в комнатке на втором этаже небольшого домика. Прямо напротив её жилища, чуть правее, виднелись купола без крестов — там, в бывшей церкви, располагался какой-то склад. Бабушка и поселилась в этом домике только потому, что напротив церкви.

Но храм в те годы не действовал, и бабушка была вынуждена ездить в один из действующих церквей — в Балахну, километров за сорок от Городца. В детстве я часто гостил у нее, и она всегда брала меня с собой в эти поездки. Мне было лет пять, когда я впервые побывал в храме и на всю жизнь запомнил новые ощущения. Я помню тот запах ладана и какое-то неосознанное, умиленное состояние, которое я никогда ранее не испытывал. С благоговением я слушал пение церковного хора, и это тоже было для меня открытием. Бабушка научила меня молиться, и я просил в церкви Боженьку о многом, и — удивительное дело! — меня не покидало ощущение, что Он рядом, слышит меня и обязательно исполнит мои просьбы.

Вера и пустой колодец

Вера была не чем-то отвлеченным и абстрактным для бабушки, а основным наполнением её жизни. Она молилась почти все свободное время утром, днем и вечером по нескольку часов. Что бы она ни делала, перед этим всегда просила благословения у Господа.

До самых преклонных лет, пока позволяло здоровье, она объезжала все наиболее известные святые места в Советском Союзе. Она побывала в Троице-Сергиевой Лавре под Москвой, в Киево-Печерской Лавре, в Почаевской Лавре на Западной Украине. Причем происходило это в самый разгар хрущевских гонений на Церковь, в первой половине 60-х годов прошлого века.

    

Хотя прошла уже почти четверть века с её смерти, я помню некоторые её рассказы.

Так, в одном из своих путешествий ей долго пришлось идти пешком вместе с попутчицей — такой же старушкой — к очередному монастырю. Стояло лето, день был очень жарким, и паломницам очень хотелось пить. Наконец на пути им попался родник, обложенный невысоким деревянным срубом. С нетерпением приникли старушки к срубу и заглянули вниз.

Увы, колодец оказался пуст, воды в нем не было. Обычные прохожие, посетовав, пошли бы дальше, но не такова была моя бабушка. Расстелив на траве платочки и опустившись на колени, она вместе с попутчицей начала усердно молиться Пресвятой Богородице. Через некоторое время они опять заглянули в сруб — он был полнехонек чистейшей родниковой воды. Умилились наши путешественницы и от души напились холодной — аж зубы ломило — ключевой водицей и, поблагодарив Матушку-Заступницу, отправились дальше.

Как я решил «наказать» бабушку за ее «темноту»

Шло время. Я пошел в школу, и бесовские безбожные времена сделали свое черное дело. Став сначала октябренком, затем пионером, я, естественно, стал атеистом, причем, в соответствии с отцовскими генами, — весьма воинственным. Помню один случай, когда я проявил свои пионерские убеждения и решил «наказать» бабушку за её «темноту».

Мне было лет одиннадцать. Моего отца, работавшего председателем колхоза, во время хрущевского «укрупнения» колхозов перевели в другую деревню, и мы временно ютились в маленькой крестьянской избе. Бабушка Параскева жила летом у нас в деревне и молилась вечером на кухоньке, чтобы никому не мешать. И однажды я умыкнул небольшую её икону из латуни и спрятал в сенях, в старый кухонный шкаф. Бабушка долго ее искала и вскоре поняла, в чем дело — напустилась на меня, но я отнекивался. Когда отец приехал домой на обед, она рассказала ему о моей проделке, и он меня как следует взгрел. Я пытался оправдаться: ведь «Бога, как известно, нет», и отец, мол, тоже прекрасно это знает. Но он был неумолим и взял с меня слово, что я никогда больше не буду мешать бабушке молиться. Так я впервые в жизни ощутил, что жизнь не так проста, как учили в школе.

Мамавасина и любительницы самогона

В селе, откуда мы переехали, у бабушки была подруга — мать моей няни, девочки-старшеклассницы, которая со мной нянчилась, когда родители были на работе, то есть с утра до вечера. Мать моей няни звали Катериной, но я звал её Мамавасина и долго думал, что это её имя.

Только став постарше, я узнал, что она — мама Васи, моего старшего товарища по детским играм. Катерина и бабушка были настоящими подругами, и связывала их вера. Они сидели и беседовали целыми вечерами — бабушка рассказывала о своих поездках по святым местам, а Мамавасина её внимательно слушала. До сих пор помню, что лица у обоих в эти моменты были какими-то необычными, просветленными.

А вот в другой деревне, куда мы с родителями переехали позже, у бабушки подруг не нашлось. Она пыталась познакомиться с местными старушками, но они, увы, были маловерующими, и все как одна любили выпить самогона, чего бабушка на дух не переносила. Она так и говорила, сильно, как все волжане, окая: «Уж самогонку-то они больно любят».

Зловещий сарай и память смертная

В детстве гостить у бабушки я очень любил. Над её комнатой и сенями находился огромный чердак, на который я любил залезать, — там, в полумраке, было одновременно и страшно, и интересно. Больше всего меня пугал стоявший в углу манекен: бабушка занималась шитьем и часто носила на базар свои поделки, в основном, детские пальтишки — после войны в стране с одеждой было туго. Так на чердаке я разыскал и прочел одну из самых запомнившихся книг детства — «Борьбу за огонь» Рони Старшего. Меня поразило, что первобытные люди жили тем же, что и современные: они любили и ненавидели, сражались с врагами и дикими зверями. И огонь был не только необходимым фактором существования, но и символом надежды на продолжение жизни…

В полумраке чердака виднелся гроб — бабушка как истинная христианка приготовилась к смерти заранее

За домом бабушки находился сарай с дровами для печки. Над сараем тоже был чердак, и в его полумраке зловеще виднелся гроб, покрытый рогожей. Бабушка называла его «домовина». Бабушка как истинная христианка приготовилась к смерти заранее, лет за тридцать. На этот чердак я залезать не рисковал — там было по-настоящему страшно.

Жизнь в деревне

Бабушка часто приезжала к нам в деревню летом. Мама получала заочно второе образование, педагогическое, уезжала летом на сессию, и бабушка её заменяла. Мы вместе пололи грядки, поливали огород. Бабушка была очень добрым человеком, любила домашних животных и очень любила за ними ухаживать. Она обращалась к животным как к людям: поросенок у неё был «парнишко», собака Дамка — «девчонка». Когда она их кормила, то подолгу с ними разговаривала, и наблюдать за ней в это время было очень интересно.

А ещё мы любили с бабушкой «праздновать». В воскресенье после обеда мы садились за стол, бабушка выкладывала семечки — тыквенные и подсолнечные — и мы чинно их лузгали. Это и называлось у нас «праздновать». При этом бабушка неторопливо рассказывала нам о своем детстве и о жизни в деревне…

Как Параскева в 17 лет осталась одна

Она вспоминала, что все предки ее были крестьянами, вся их жизнь была связана с землей. Поэтому, наверное, и фамилию носили соответствующую — Колосовы.

Неторопливо она рассказывала о том, как они жили до революции: хотя и бедно, но довольно справно: них была лошадь, корова. Был даже работник Евсейко, который жил вместе с ними на правах члена семьи — ел и пил с ними за одним столом. Рассказывала о том, как Евсейко зимой возил её на лошади, запряженной в сани, в соседнее село, в церковно-приходскую школу.

Рассказала она нам и о семейной трагедии — гибели своих родителей и пятилетнего брата Ванюшки. Не имевшие никакого представления о бушующей на юге России Гражданской войне, летом 1918 года втроем они поплыли на барже, на которой отец бабушки служил «водоливом», то есть шкипером, в Астрахань. Там они хотели повыгоднее продать глиняные горшки, которые сами делали в маленькой горшечной мастерской на огороде, где трудились всей семьей.

    

Их семнадцатилетняя дочь Параскева осталась на хозяйстве — ухаживать за огородом и скотиной.

Красноармейцы «решили вопрос» очень быстро — подвели всю семью к борту баржи и расстреляли

Долго она ждал родителей и братишку, но так и не дождалась — из той поездки они не вернулись, сгинули бесследно; где и как они погибли, точно неизвестно. В качестве семейного предания мой покойный отец рассказывал, что баржу хотели реквизировать «для нужд революции» красные, но прадед воспротивился: что, дескать, он скажет хозяину баржи, как оправдается, ведь о войне в Заборове и слыхом не слыхивали. Красноармейцы «решили вопрос» очень быстро — подвели всю семью к борту баржи и расстреляли, выкинув тела в Волгу. Так это было или не так, доподлинно неизвестно, но предание осталось.

Слушая бабушку, мы с сестрой ужасались тому, что бабушка осталась в семнадцать лет одна со своим хозяйством. На ней были дом, огород, земельный надел, корова и еще какая-то скотина. Правда, помогали ей дедушка и бабушка, которые жили на той же улице напротив ее дома. Так она и выживала, пока в середине 1920-х годов не появился в деревне парень, который ходил по домам и шил шубы, тулупы и полушубки из овчины, — Александр Васильевич Солнцев. Платы за работу он не брал — работал за харчи и проживание. Он сшил полушубок и молодой Параскеве, а потом к ней посватался. Они поженились, и в 1931 году у них родился мой отец Геннадий, а в 1934 году — моя тетя Галина.

«Никаких помещиков у нас в деревне не было»

То, что рассказывала бабушка, очень расходилось с тем, чему нас учили в школе. Так, например, нам преподносили революцию и свержение царя как результат «восстания народа против капиталистов и помещиков под руководством большевиков». Но бабушка рассказывала, что никаких помещиков у них в деревне отродясь не было, а почему, она не знала. Помог отец, который рассказал: крестьяне в царской России были не только крепостными, но и государственными, то есть принадлежащими казне, государству. В бабушкиной деревне они как раз были государственными, «казенными» крестьянами. Поэтому никакой «дикой эксплуатации» и в помине не было — крестьяне жили свободно, никто их не притеснял.

Император Николай II принимает хлеб-соль от волостных старшин Император Николай II принимает хлеб-соль от волостных старшин
    

Мало того, родной дед бабушки был избран волостным старшиной. От тети Гали удалось узнать, почему он удостоился такого доверия от односельчан: оказалось, что Иван Степанович Колосов был очень бедным крестьянином, но очень честным человеком, и ему сельчане абсолютно доверяли. Иван Степанович Колосов был в числе нижегородцев, которые встречали Царскую Семью в 1913 году на нижегородской пристани. В честь этой встречи Ивану Степановичу с дарственной надписью от Царской Семьи была вручена икона, которая по наследству досталась мне и которую я храню как зеницу ока.

После получения вести о свержении царя вся деревня неделю плакала

По рассказам бабушки, после получения вести о свержении царя вся деревня неделю плакала: «Как будем жить без Царя-батюшки!» И рассказы были всегда правдивыми — бабушка лукавить не могла совершенно. Так, она рассказывала, что в первый год коллективизации (то ли в 1930-м, то ли в 1931-м году) урожай в колхозе был отменным. Видимо, крестьяне ещё работали в колхозе, как у себя на угодьях, ещё не научились отличать своего от общественного. Еще не пришло понимание того, что «все вокруг колхозное, все вокруг мое», то есть ничьё.

«А что Ленин? Бес — он и есть бес!»

К советской власти бабушка относилась плохо. Помню, как-то раз, когда я в детстве был у нее в гостях, речь зашла у нас о Ленине. Я тогда, как и абсолютное большинство советских детей, его буквально боготворил. В стране царил настоящий культ Ленина — он возвеличивался как величайший гений, который показал трудящимся всей земли путь к освобождению путем революции. Всю страну покрыли памятники «вождю пролетариата» от больших городов до небольших поселков. Власти сделали из Ленина настоящую икону с обильной долей сусальности: «Ленин — добрый дедушка». Он, якобы, очень любил детей и заботился о них в страшные послереволюционные годы.

Кадр из диафильма «Елка в Сокольниках». Художник: Г. Сояшин. 1977 г. Кадр из диафильма «Елка в Сокольниках». Художник: Г. Сояшин. 1977 г.
    

Так вот, на мой вопрос о Ленине бабушка ответила: «А что Ленин? Бес — он и есть бес!» Меня такое высказывание о «любимом вожде» настолько покоробило, что я со всей горячностью принялся бабушку разубеждать. Ведь я был пионером, членом детской коммунистической организации, и слушать такое из бабушкиных уст о «дедушке Ленине» было для меня невыносимо…

Только через десятилетия открылась страшная правда о Ленине, о том, что он был маниакально злобным богоборцем и одним из самых кровавых диктаторов в истории человечества. До сих пор меня удивляет, как бабушка, имея один класс церковно-приходской школы, невзирая на оголтелую коммунистическую пропаганду, смогла так хорошо разобраться в ленинской сути.

Поэтому с советским государством у неё отношений практически не было — паспорт она никогда не меняла, никогда его не использовала. Даже пенсию она отказалась оформлять, возложив упование о своей жизни на Бога. И, надо сказать, Он её не оставил: бабушка сама зарабатывала на хлеб шитьем детской, в основном, одежды и продавая её на рынке. В меру сил и возможностей ей помогала дочь Галина, которая жила в Городце неподалеку, и мои родители.

Чай с антоновкой и чтение на ночь

Гостить у бабушки было само удовольствие

В юности, когда я учился в Горьковском техникуме в начале 70-х годов прошлого века, я часто навещал бабушку. Гостить у бабушки было само удовольствие. Она кипятила чайник, заваривала чай. Затем выставляла из горки чайные чашки с блюдцами. Сахар подавался всегда почему-то большими кусками, хотя в продаже такого не было. Где его брала бабушка, навсегда останется тайной. К сахару вынимались специальные щипчики. Зажав в руке комок сахара, бабушка невероятно быстро и ловко колола его на мелкие кусочки. Чай пить полагалось не из чашек, а из блюдца. Блюдце с чаем она научила держать на кончиках трех пальцев, и — удивительно — чай никогда не проливался. Оказывается, пить чай из блюдец очень удобно: разлитый кипятком из чайника, в блюдце он совершенно не обжигает.

Особенно любила бабушка пить чай со свежими яблоками, особенно с антоновкой. Она нарезала яблоко мелкими дольками прямо в чашку, отчего дивный аромат антоновки усиливался и разносился по всей комнате.

    

Бабушка окончила только один класс церковно-приходской школы, но очень любила читать. У нее было множество старинных церковных книг, и она каждый вечер читала какую-нибудь из них, включив на столе маленький ночник-грибок. Приезжая к ней в гости, я часами рассматривал эти книги, особенно мне нравилось изложение Библии с замечательными гравюрами. Мастерски исполненные сцены — «Суламифь отрезает голову Олоферна», «Самсон и Далила», «Давид и Голиаф» — навсегда запомнились мне своей выразительностью. Особенно меня поразила история об убийстве маленьким, щуплым Давидом огромного исполина Голиафа. Уже тогда я начал понимать, что в любом поединке, битве и сражении, даже в обычной драке, важна и побеждает не физическая сила, а дух.

Разговаривая на религиозные темы с бабушкой, сам того не замечая, я проникался идеями Православия

Рассматривая «божественные книги» и разговаривая на религиозные темы с бабушкой, сам того не замечая, я проникался идеями Православия. Благодаря бабушке я никогда не позволял вести в своем присутствии богохульные разговоры, которые случались между моими сверстниками в молодости. Хотя и был я, как все, атеистом, у меня никогда не было насмешливого, ернического отношения к религии. Чтобы меня не заподозрили в тайном веровании в Бога, я отвечал, что православной религии две тысячи лет, и она являлась неотъемлемой частью жизни наших предков, основой русской культуры, и хулить её нам непозволительно.

В ее комнате никогда не было запаха старости

С возрастом у бабушки стали плохо видеть глаза и дрожать руки, подрабатывать она уже не могла. Но она никогда ни на что не жаловалась, на все вопросы отвечала: «Хорошо живу! Слава Богу»!

Приезжая к ней на каникулах, я со своей стипендии откладывал и прятал трехрублевую бумажку под блюдечко в горке — сама бы она денег от меня никогда не взяла.

Единственная жалоба, которую она себе позволяла, было сетование на здоровье совсем уже в старческом возрасте. Вздыхая, она приговаривала: «Мочи нет». Это означало — слабость.

В её комнатке никогда не чувствовалось запаха старости. Справа от входа в неё стояла кровать, на которой она спала, а в её изголовье — огромный куст жасмина. Он часто цвел и всю комнату наполнял дивный аромат. Бабушка вообще очень любила цветы и называла их ласково: «Светочки».

Собравшись жениться, я неожиданно для себя попросил у бабушки благословения

Бабушкино влияние на меня было несомненным. В 1980 году, собравшись жениться, я неожиданно для себя попросил у неё благословения. Надо было видеть, как бабушка радостно удивилась. И мне было почему-то очень приятно. Кто знает, может, благодаря именно бабушкиному благословению и живем мы с женой Натальей вот уже 35 лет, помогая выращивать двоих внуков…

Чем заняться в старости?

Параскева Дмитриевна очень любила детей и охотно с ними нянчилась. Именно поэтому соседские молодожены очень часто приводили к ней детей — с детсадами в Городце было туго. Особенно радовались такой возможности молодые мамы-одиночки, которым не с кем было оставить ребенка, а работать было нужно. Теперь её воспитанники — уже сами пенсионеры, но я уверен: все они хорошо помнят свою няню «бабу Пашу».

Фото: Елена Шумилова Фото: Елена Шумилова
    

Оглянись, читатель, вокруг: как живут и чем занимаются современные пенсионеры? Многие продолжают работать — на одну пенсию прожить трудно. Некоторые пенсионеры помогают своим детям, сидят с внуками. Многие каждое утро отправляются на распродажи продуктов в поисках вкусненького и дешевенького.

Особенно «продвинутые» пенсионеры объединяются в кружки — поют, танцуют и даже изучают компьютер. Спору нет, все эти занятия помогают вести привычный образ жизни и отвлечься от мыслей о болезнях и приближающемся конце жизни. Но счастливы ли эти люди? Когда видишь на экране телевизора бабушку, увлекшуюся танцами и увлеченно об этом рассказывающую, не видишь в её лице умиротворения, успокоенности. Наоборот: налицо какое-то нездоровое возбуждение, как будто тебе расхваливают вещь по цене, явно ей не соответствующей. Мне искренне жаль наших бабушек-пенсионерок, бездумно растрачивающих свой оставшийся — не такой уж и большой — жизненный срок.

Бабушка Параскева молилась всегда, в любое время суток. И Бог её слышал: бабушкино лицо было не просто добрым, но каким-то просветленным, излучающим необыкновенную доброту. Никогда и никому не сказала Параскева Дмитриевна плохого слова, никого никогда не хулила. По крайней мере, я этого никогда не слышал. В еде она была абсолютно неприхотлива. Когда ей исполнилось шестьдесят лет, она перестала есть мясо и никогда это правило не нарушала. Про посты я уже не говорю — бабушка соблюдала их свято. Самым изысканным блюдом был у бабушки супчик из рыбных консервов — большего она себе не позволяла. Часто в своей русской печи варила «кипежник» — пшенную кашу с тыквой — и постоянно угощала ей меня, когда я приезжал к ней на каникулах. До самого старческого возраста она ходила за водой на колонку и поднималась с ведром на второй этаж. До восьмидесяти лет сама ходила за дровами в сарай и спускалась в погреб — холодильника у неё никогда не было.

«Помру — все равно похороните, поверх земли не оставите»

Фото: Владимир Ходаков Фото: Владимир Ходаков
Кто-то из наших православных иерархов сказал, что веру в богоборческие годы сохранили наши «бабушки в белых платочках». Когда в конце 1980-х годов стали ремонтировать храм напротив дома бабушки, ее подруги, такие же старушки, как и она, понесли в церковь церковную утварь, которую спасли от разграбления большевиками при закрытии церкви и десятилетиями хранили у себя дома в потайных местах: большие подсвечники, иконы, киоты и пр. Бабушке нести было нечего — храм закрыли до ее приезда в Городец, и она отдала на восстановление храма все деньги, которые каким-то непостижимым образом ухитрилась накопить на похороны, — пятьсот рублей. Тогда это были немалые деньги. Своей дочери Галине бабушка сказала: «Помру — все равно похороните, поверх земли не оставите». Впрочем, дочь ее не осудила — сама была верующая.

Пока были силы, бабушка ходила в восстанавливающийся храм и, как могла, помогала в работах. С открытием храма служб она не пропускала: ходила и на утрени и на вечерни, благо, идти было недалече. Уже сгорбленная, еле передвигающая ноги, с палочкой, она ходила в церковь до тех пор, пока могла ходить.

Выглядела наша бабушка всегда замечательно — чистенькая, опрятная, в светлом платочке, с доброй улыбкой на лице. Такой она мне и запомнилась.

Вера ее была непоколебима. Бабушка все делала для того, чтобы жить по заповедям Господним, и потому её жизнь стала для всех нас, погрязших в искушениях современной жизни, примером.

Потому в нашей семье мы и называем её праведницей и так часто её вспоминаем.

***

Бабушка Параскева скончалась осенью 1991 года, чуть пережив свое 90-летие. Но я твердо помню, что мой путь к Богу начался именно с общения с ней в самом раннем детстве. И полностью уверен в том, что живу вот уже 13 лет после смертельного приговора врачей лишь благодаря вере в Бога. Вопреки всем врачебным прогнозам, несмотря на инвалидность, я продолжаю жить, работать и наслаждаться общением с внуками. Не по молитвам ли бабушки Параскевы совершилось это чудо?

Царство тебе Небесное, угодница Божия праведница Параскева!

Александр Солнцев

27 августа 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Николай 7 сентября 2023, 07:48
Господи!Дай сил и здоровья Солнцеву Александру Геннадиевичу.
р.Б.Лариса26 мая 2019, 12:07
Спаси Господь.Нашла этот рассказ ,,случайно,,почти четыре года прошло после его публикации.И как рада прочесть всё то,что было и у меня в жизни с моей бабой Машей.Она почти ровесница Вашей бабушки,родилась в 1902г и жизнь была такая же:труд с утра до вечера.Поколение наших бабушек очень много перенесло невзгод,но в старости они были такими добрыми,со светлыми лицами в своих беленьких,отглаженных платочках.Моя бабушка любила всех окружающих; были это и мы,близкие и кто не был таковыми,для всех находилось доброе слово.Моей бабушки не стало в 1991г,она почила в вторую неделю по Пасхе -неделю ,,Жён -мироносец,,.Слава Богу,ей даровано,как истинной матери, принять такой Дар от Господа.
тамара 1 апреля 2016, 23:18
очень добрый и светлый рассказ.Храни Вас ,Господи,Александр и ВАШУ СЕМЬЮ.
марина17 ноября 2015, 10:08
Просто тронуло до самой глубины души! Упокой господи души наших усопших светлых бабулечек! Низкий поклон автору и многая лета.
Татьяна Гаврилова20 октября 2015, 12:01
Как будто про мою Бабусу написали ))) Спасибо Вам!!! Баба Дуся - Дарья, а все мы ее звали Бабусей. Тоже в 1991 году отошла ко Господу в 92 года. Царство небесное!!! Всегда с иконой, всегда с молитвой, ни разу не повысив голоса, воспитала 9-х детей и нас внуков. Меня в 82 году лично погружала....Эх бабушки наши - молитвенницы! Царство вам небесное!!!
Людмила Тюнис 5 сентября 2015, 10:19
Спасибо за замечательный рассказ! Действительно праведница ваша бабушка.Помяни Господи во царствии своем рабу Свою Параскеву
Иоанна 4 сентября 2015, 12:24
Яна, речь здесь о том, что к старости человек должен становиться мудрее. А старушка, которая мозгами ничем не отличается от десятиклассницы - это грустно. Вы не согласны?
Наталья Богоявленская 4 сентября 2015, 00:28
Яне: как же так, ну неужели вы совсем ничего не поняли из этого рассказа? Бабушка-то Параскева молилась, а не кости кому-то перемывала.
Татьяна Соболь 1 сентября 2015, 13:32
да хотелось бы оставить светлую память о себе в душах своих внучек.
Инна 1 сентября 2015, 12:59
Спаси Господи Вас, Александр! Так нахлынули воспоминания о моей бабуле. Так похоже! Меня, правда, воспитывала прабабушка Матрёна Семёновна, 1898 года рождения. Всегда восхищаюсь этим поколением! Сколько им пришлось пережить, но их доброта и чистота осталась с ними до конца. Вот бы и нам так
Яна31 августа 2015, 08:36
"Когда видишь на экране телевизора бабушку, увлекшуюся танцами и увлеченно об этом рассказывающую, не видишь в её лице умиротворения, успокоенности", ну да, куда лучше на скамейке у подъезда целыми днями кости соседям перемывать
р.Божий Алексий31 августа 2015, 06:50
Спасибо за рассказ. "..не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои." Второзаконие Гл.5:9,10
Может по молитвам наших бабушек милует нас Господь - не дает угаснуть вере в родах наших. Подхватываем эстафету любви к Богу и ближним и далее молимся за свой род и друзей. Несем светильник.
Хоть и моложе Вас лет на 20 и у меня не бабушка, а прабабушка - но многое схоже.
Иоанна30 августа 2015, 17:56
Спасибо за прекрасный рассказ!
И у меня была такая бабушка, у которой я проводила каждое лето. Душа её была простая, открытая, безо всякого двойного дна. У меня все предки с обеих сторон были самые простые крестьяне. Как-то умудрялись они жить МИМО советской власти, был у них какой-то свой фундамент, с которого никто и ничто не могло их сдвинуть...
Дорогая Читательница! Всё то, о чём вы пишете, это не заслуга советской власти; просто "нравственный мотор" в нашем народе был хорошо "заведен" и работал веками, и при советах, да и сейчас он всё ещё работает по инерции, но "завод" всё угасает... Не надо тосковать о советском времени; всё, что стоит на гнилом основании, рано или поздно посыпется. Так и получилось. Потому что КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ, о котором сегодня читали на Литургии, вышибли...
Наталья Богоявленская30 августа 2015, 16:58
Необыкновенно светлый, чудесный рассказ. Сразу на душе становится светло и тихо, и своих бабушек вспоминаешь, и о земном пути думаешь... Спасибо вам, Александр, за эти минуты радости. Помощи Божией вам, вашей жене Наталье, вашим детям и внукам.
Слава Богу за всё!
Людмила29 августа 2015, 16:37
Царство Небесное р.Б.Параскеве!
Сергей29 августа 2015, 13:05
Великолепный рассказ!!! Бабушке Параскеве-вечный покой,автору и его семье-здравия и помощи Божией во всех добрых делах!!!
Геннадий29 августа 2015, 12:03
Спаси Господи, Вас Александр! Кто-то из Святых Отцов сказал - "диагноз рак - это дар Божий, потому что дается время для переосмысливания жизненных ценностей, исправления греховной хизни и главное для спасительного покаяния."
У меня диагноз подобный вашему стоит немного-немало 33 года, также с множеством курсов химио-терапии и лучевой терапией, из них Господь 25 лет терпеливо ждал когдя я обращусь к нему за помощью. Я не могу сказать что в моей семье был кто-то глубоко верующим человеком, исключая прабабушку, которая по словам моих родителей ходила 500 километров пешком на Великдень в Киев. Это наталкивает меня на мысль о том, что по ее молитвам в том мире Господь сподобился устроить так чтобы я пришел в его Церковь. Благодаря этому, не смотря на проблему со здоровьем, я чувствую себя счастливым.
Большое спасибо Вам Александр зо ваш светлый расcказ! Дай Господи Вам здравия телесного, и спасения душевного!
р.Б.Иулия28 августа 2015, 18:07
Спаси Бог, Вас Александр!
Замечательный светлый поминальный рассказ получился.

Вечная память нашим родным, сохранившим святую веру православную!
Читательница (Подмосковье) 28 августа 2015, 16:00
Спаси Господи автора! Хорошо, когда есть такие бабушки, благодаря общению с которыми путь к Богу начинается «в самом раннем детстве». Но у каждого свой путь.

Елене, написавшей: «…они все то склоками да сплетнями занимаются, то имущество делят, то с детьми своими ссорятся. Очень грустно... Вот так нас всех воспитала советская власть...».
Зачем же Вы за «всю Одессу»?!
Один замечательный человек, духовный и очень глубокий, сказал: «…общество советское в чем-то было намного здоровее нынешнего. При всей порочности коммунистической идеологии в русском обществе – будь то крестьянство, городские слои, интеллигенция, - существовали устои, принятые и оберегаемые если не всеми, то большинством. Жертвенная любовь к Родине, порядочность, доброта, предпочтение ближнего, а не себя самого – к этим ориентирам стремились …Система советского гуманитарного образования в школах и вузах…система приобщения к классической отечественной и мировой культуре, а также система воспитания, во многом основанная на исторически сложившихся в России духовно-нравственных национальных идеалах…способствовала глубоким размышлениям о мире, приходе к вере, к Богу». Думаю, очень многие с ним согласятся.
И Р28 августа 2015, 14:56
Спаси Господи!
Как будто в своём детстве, у своих бабушек в гостях побывал.
Слава Богу за всё!
раб Божий Иоанн
Наталья28 августа 2015, 14:49
Чудесный рассказ! Спаси Господь!
Владимир28 августа 2015, 13:43
Спаси Христос! С праздником Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии!
Светлана28 августа 2015, 13:12
Словно про мою бабушку Шуру ( Александру) и ее родную сестру Аню. Такие они и были- праведницы, трудяги, шагали в храм через весь город пешком, и нас- всех внучат- учили вере в Бога, больше всего своим примером. Спасибо им и Царствие Небесное!
Надежда28 августа 2015, 12:20
Слава всем нашим бабушкам,сохранивши веру и пронесли её через все невзгоды,оставив незабываемый след в наших душах.
Ирина28 августа 2015, 11:43
Большое спасибо за рассказанное. На душе после прочтения стало светлей и добрей. Спаси Вас, Господи!
И с праздником - сегодня Успение Пресвятой Богородицы.
косминская ирина вениаминовна28 августа 2015, 01:13
спасибо, удивительно чистый и целомудренный рассказ. светлая память и долгая лета. счастлива, прочитав. Ирина К.
Майя27 августа 2015, 20:17
С каким удовольствием я прочитала рассказ! Упокой Господь душу вашей бабушки. Это милость Божия иметь такую бабушку!!!
Наталия z27 августа 2015, 17:52
Спаси Бог за чудесный рассказ! И долгих лет!
Наталья Жалмуханова27 августа 2015, 17:34
Какой хороший рассказ. Я сразу вспомнила свою бабушку Наталью. Она мне говорила, в школе говорят, что Бога нет, не верь, он есть.Раз в неделю старалась приехать к ней, копила деньги от обедов, чтобы приезжать не с пустыми руками. Бабушка тоже не получала пенсию.Имея пятерых детей, не работала на государство, а где могла за еду. Муж уехал в 33 году на заработкми на Украину и пропал без вести. Там был голод, кто бы знал.Она умерла в 75 лет в 1979году, до последнего ходила, затапливала себе печку, ни к кому идти жить не хотела, читала, ходила в храм, жила в душевной чистоте.Царсво небесное нашим бабушкам, донесшим до нас веру в Бога.
Овчинников Сергей27 августа 2015, 15:58
Невероятно чистый рассказ! Спаси Вас Господь, уважаемый Александр!
Олег27 августа 2015, 15:02


Спасибо за прекрасную статью.Дай вам Бог
здоровья!
Ирина27 августа 2015, 15:01
Вечная память рабе Божией Параскеве! А Вам здоровья и долгих лет жизни!
Алексей27 августа 2015, 14:59
Спасибо...
Анна27 августа 2015, 14:21
Спаси Вас Господи за такой чудесный рассказ! чистые, милые строки о родном человеке. вспомнилась и моя бабушка, которая водила меня в церковь, читала там и какие же вкусные там были просфорки! помяни Господи во Царствии своем раб Своих Параскеву и мою родненькую бабушку Зою!
Елена27 августа 2015, 13:47
Какая светлая, мудрая и славная история.
Александр, Господь вас благослави. Дай Бог вам еще долгих лет жизни. Бабушку вашу Господь со святыми упокой. Побольше бы таких пенсионерок и старушек. А то ведь сейчас много стариков, которые все никак не успокоятся. Им бы уже о Небесном думать да с Господом "разговаривать", а они все то склоками да сплетнями занимаются, то имущество делят, то с детьми своими ссорятся. Очень грустно...
Вот так нас всех воспитала советская власть...
Еще раз спасибо за рассказ. У меня была точно такая же бабушка. Светлая, добрейшей души человечек. А детей как любила! Своих семеро воспитала, да еще двоих сыновей от дедушкиного первого брака. И ведь любила этих двоих точно так же. Плакала о них, когда вспоминала. А мы, все многочисленные родственники и внуки, плакали о ней, когда она умерла. У многих людей столько и на свадьбе людей не бывает, сколько было на ее похоронах. Потому что все ее очень любили.
Дай Бог вот таким старушкам многая и благая лета, тем, кто еще жив.
Марина27 августа 2015, 12:53
На таких людях держалась и держится вера православная, и их трудами стоит земля российская. Спаси Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×