Монастырь святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина Яма – один из самых молодых в России. Он создан на месте русской трагедии: именно сюда в июле 1918 года были привезены для уничтожения из Екатеринбурга тела убиенных в подвале Ипатьевского дома членов царской семьи, а также их верных слуг.
23 сентября 2000 года во время своего визита на уральскую землю Святейший Патриарх Алексий II посетил урочище Ганина Яма. Предстоятель Русской Православной Церкви заметил, что лучшим увековечиванием памяти на Руси всегда было строительство Божиего храма или монастыря. Так было получено Патриаршее благословение на учреждение монашеской обители на Ганиной Яме.
Сегодня, в день 15-летия основания монастыря, беседуем с его наместником архимандритом Пименом (Адарченко).
– Отец Пимен, о чем свидетельствует сам факт появления спустя годы безбожия монастыря в столь страшном и святом для всего русского народа месте – урочище Ганина Яма?
– В Евангелии Христос говорит: «На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18). Мы видим, как эти слова сбываются у нас на глазах. Спустя 80 лет, после, казалось бы, полного уничтожения в лице членов царской семьи памяти о верующей России, православная вера не исчезла. А память о пострадавших за нее и за наше Отечество невиновных людях вновь в одночасье вспыхнула ярким светом.
Царственные Страстотерпцы, получив в Царстве Небесном свойства евангельской закваски, «которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё» (Мф. 13: 33), помогают сегодня и каждому из нас в духовном возрастании, и в подъеме всей страны. Главное – надо молиться им. А появление нашего монастыря – это одно из свидетельств безусловности евангельской правды.
– Что для русского народа значит это место? Как это ощущается в общении с теми, кто приезжает поклониться этой святой земле, приходит во время крестного хода на память Царственных Страстотерпцев?
Побывав в обители, люди начинают осознавать себя частью истории. Они даже внешне меняются. У них взгляд становится другим!
– В монастырь приезжают люди с разным уровнем воцерковленности и даже просто знаний и о православной вере, и об истории России. Поэтому каждый в свою меру готов принять и впитать то, что дает это место в плане осознания себя и истории и обогащения внутреннего опыта. Наши экскурсоводы говорят, что, побывав в обители, очень многие люди даже внешне меняются. Они расправляют плечи. У них даже взгляд становится другим! Меняется их отношение к собственной жизни и восприятие русской истории. Люди начинают осознавать себя частью этой истории.
– Такую же цель преследовал отец Тихон (Шевкунов), создавая с командой историков, художников, визуализаторов выставки «Романовы. Моя история» и другие; сейчас из этих выставок, объездивших разные города России, на ВДНХ в Москве создается постоянный Исторический парк. За всем этим, конечно, чувствуется титаническая работа. А у вас святость места говорит сама за себя. Здесь, наверно, просто в одночасье можно стать подлинно русским человеком, как-то отрезвиться от всего того наносного, что случилось в нашей недавней истории?
– Да, один из паломников, Александр Осинцев из Екатеринбурга, однажды прямо в день рождения своего первенца привез сюда его бабушек и дедушек и со стороны супруги, и со своей стороны – собственных родителей, убежденный, что, став отцом, он обязан начать воспитание своего ребенка со знакомства предыдущего поколения с тем миром духовности, который был присущ людям царской России.
– Поколение людей той России, составлявших костяк даже советского социума, уходит, их практически не осталось. Не тем ли важнее нам обращаться к вере, возвращаться к корням? Даже от иностранцев (с которых мы, наверно, могли бы брать пример?) приходится слышать: «Быть русским – значит быть православным; но и наоборот: быть православным – значит быть русским!»
– Действительно, к нам в монастырь приезжают не только русские люди. В этом году во время крестного хода Царских дней вместе с паломниками из России шли, к примеру, представители еще десяти стран мира: Чехии, Сербии, Америки, Японии и др.
Японские самураи приехали из региона Сацума, где их предки принимали будущего императора Николая II. И вот 110 лет спустя японцы выполнили обещание, данное цесаревичу сацумским князем, приехав почтить память императора. «Мы в своей стране помним и чтим императора Николая II. Сегодня мы отдаем дань памяти убиенным императору Николаю и его семье, хотим выразить свое уважение, почтение и сочувствие», – сказал участник шествия руководитель Совета поддержки связи между Японией и Россией Норио Акахури.
Во время крестного хода японцы-самураи выучили Иисусову молитву на русском языке
Во время крестного хода японцы выучили Иисусову молитву на русском языке, а по прибытию в монастырь признались, что отныне их почитание русского царя будет еще сильнее.
– Может быть, есть какие-то конкретные истории о том, что с людьми происходит здесь?
– Главное – это внутреннее изменение человека, изменение его души. Обычно оно не видно нам, люди самое сокровенное уносят с собой. Но порой виден и порыв души, и надежда на просимое.
Не так давно приезжала к нам группа детей-инвалидов. Кто-то без рук, у кого – ни рук, ни ног. Но надо было видеть, как они рвались в храм, не дожидаясь помощи волонтеров. Просто вываливались из колясок и на руках или только при помощи туловища стремились внутрь.
А однажды детям-сиротам наш священник рассказывал об Ангеле-Хранителе: «Кому-то может помочь мама, кому-то папа. Но никто так не любит нас, как Господь-Отец и Божия Матерь. Они посылают каждому Ангела, чтобы тот каждую минуту находился рядом». Одна девочка заплакала и попросилась креститься. Когда их привезли домой, то большая часть этой паломнической группы приняла Таинство Крещения.
Я не знаю, кому и как после посещения нашей обители помог Господь, но в том, что такая помощь могла изменить их судьбы, я уверен.
– А кто приходит в этот монастырь служить Богу, что это за люди?
– Это люди разного возраста и с разным жизненным опытом. Молодые люди обучаются в семинарии и постепенно приходят к мысли о монашестве. А бывает, и под закат жизни у человека возникает непреодолимое желание послужить Богу.
В любом случае нужно время, чтобы разобраться, была ли Божия воля на то, чтобы человек стал монахом. Даже если он становится послушником, это не значит, что непременно будет монахом. Можно ошибиться в выборе профессии, института, но нельзя стать монахом по ошибке.
– Что приводит именно сюда?
– Место служения монаха, я убежден, выбирает Сам Господь.
– Что для вас лично значат Царственные Страстотерпцы?
– Я часто вспоминаю одну историю. Владыка митрополит Кирилл, тогда еще архиепископ1, однажды взял меня с собой на могилу к своему духовному отцу митрополиту Тульскому и Белевскому Серапиону2 в один из памятных дней. Мы совершили Божественную Литургию, после которой владыка еще отслужил панихиду. После службы владыка вручает мне писаную аналойного размера икону государя и говорит: «Владыка Серапион очень почитал царскую семью, поэтому дарю тебе эту икону и благословляю». Тогда я принял это просто как подарок и благословение святителя, не задумываясь, что это может быть неким знаком для меня.
И вдруг я понял: появление у меня иконы государя – Промысл Божий обо мне, избрание на служение царской семье
И вот спустя десять лет владыка определяет меня в Царский монастырь. Когда я ехал на Ганину Яму с указом о назначении, меня как пронзило, сначала даже не мог понять, отчего это чувство. В душе что-то трепетало и волновалось. А потом вспомнил ту икону. Она осталась в доме моей матери и никогда не переезжала за мной из кельи в келью. Я видел ее редкие разы, когда приезжал к маме. Но в тот момент я понял, что появление этой иконы государя с благословением владыки в моей жизни неслучайно – это Промысл Божий обо мне, избрание на служение царской семье.
И такой Промысл Господа есть и о других насельниках нашей обители, совершающих сегодня труды на ее благо.
– В последнее время именно Церковь берет на себя миссию восстановления исторической справедливости, выступает в роли хранительницы основ объективности отечественной истории. Мы уже говорили о нашумевших выставках «Моя история» в рамках ежегодного форума «Православная Русь», но историческая работа ведется по всей стране – в епархиях, на приходах и в монастырях. Как эта миссия исполняется во вверенной вашему попечению обители?
– Митрополит Кирилл помимо обычных монастырских трудов благословил нас на миссионерскую и просветительскую деятельность. У нас работает экскурсионная служба. Сегодня – в день 15-летия создания обители – открывается Музейно-просветительский центр. Выпускаются фильмы, книги, журнал о монастыре. Так мы разрушаем мифы большевиков о царской семье, стремясь объективно рассказать о вкладе этих оболганных святых людей в отечественную историю.
– Что происходит сегодня в России, в нашем народе по молитвам Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, святого царя Николая и семьи августейших страдальцев? Как это чувствуется, открывается в этом святом месте – в монастыре святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме?
– Преображаются люди, становясь чище и добрей, в корне меняется и государство, начиная уважать каждого отдельного человека, преобразуется само общество, в котором мы живем, ставя во главу угла не убийственные на поверку для миллионов русских людей абстракции вроде «светлого будущего», а любовь к ближнему.
Пусть эти изменения видят не все, но не все и молятся о том, чтобы они происходили! Не все, к сожалению, обращаются за помощью к Царственным Страстотерпцам, Новомученикам и Исповедникам Церкви Русской.
Но всё же очень часто люди, приезжающие к нам в монастырь, прямо говорят о позитивных переменах. Они их ощущают в своей собственной жизни! А мы только можем помочь им своей молитвенной поддержкой, чтобы эти изменения стали необратимыми.