«Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12: 9), – признается апостол Павел в письме к коринфским христианам. Опыт Церкви показывает: для человека нет лучшей награды, чем искреннее осознание своей духовной нищеты. Именно оно открывает для верующей души неистощимый источник божественного вдохновения. Ибо сила терпения и благодарность Богу не остаются без внимания у Создателя. В этом ясно убеждают истории реальных людей – японских христиан, учеников равноапостольного Николая Японского.
Равноапостольный Николай не раз признавался в дневниках, что бывает очень трудно определить, насколько тот или иной ученик может впоследствии быть полезным для миссии. Нередко случалось так, что лучшие воспитанники семинарии или катехизаторской школы со временем показывали свою несостоятельность в деле проповеди или совсем уходили со службы. И наоборот, те, кого владыка с большой неохотой принимал в учебные заведения, в ком не видел перспективы во время учебы, через некоторое время удивляли достойным служением.
Так было и с катехизатором Моисеем Минато. Старший над ним священник отец Иоанн Катакура очень хвалил его как проповедника, высказывая общее мнение христиан, которые очень ждали последнего в разных местах. На это равноапостольный Николай с удивлением замечал: «И это – бывшего служителя в редакции “Сейкёо-Симпо”, устарелого и малоученого! Я так мало надеялся на него, когда он почти против моей воли поступил в катехизаторскую школу! Поди угадай людей!»
Был в катехизаторской школе при Русской духовной миссии в Токио ученик по имени Стефан Эсасика. Владыка и все учителя считали его «самым слабым из тогда бывших». Ответы Стефана всегда возбуждали улыбку у товарищей, сочинения были очень плохи и нестройны. Ко всему тому он оказался очень слаб здоровьем, поэтому еще до окончания курса был отправлен домой, то есть отчислен из училища. Через несколько лет в близкое к родине Стефана место отправили катехизатора Алексия Яманака. Для него не нашлось помощников, поэтому Алексий призвал себе в помощь Стефана. Вскоре после этого Яманака был заключен в тюрьму, и проповедью должен был заниматься только Эсасика. «Кто из нас мог ожидать, – замечал владыка, – что будет какой-либо заметный успех?» Но к удивлению всех, Стефан добился таких результатов в своей проповеди, что вверенный ему приход стал одним из самых больших по численности!
Другой из учеников катехизаторской школы – Николай Цутия – был «в умственно-нравственном отношении похожий на Эсасика». Он всегда трудился, был очень религиозным. Но при этом никак не мог овладеть даже самыми общими знаниями по догматике и прочим богословским дисциплинам: «всё время так и оставался с тем начально-катехизическим знанием вероучения, с которым пришел в школу». Между тем несколько жителей одного селения коллективным письмом попросили из миссии проповедника. В распоряжении равноапостольного Николая тогда не оказалось свободных катехизаторов, поэтому церковный совет решил на время отказать. Но частным образом попросился сходить туда Николай Цутия. Ему разрешили идти, «так как дальнейшее пребывание его в школе не представляло для него никакой пользы». Николаю дали с собой первоначальный катехизис, чтобы по нему он объяснял учение, насколько сможет. Надежды на успех практически не было.
Но вот, к величайшему изумлению всех, уже через немного времени Николай привел в миссию двоих оглашенных для принятия крещения, из которых один был деревенский старшина (а японцы особенно ценят умение логически рассуждать и стройно излагать учение). Также Николай просил, чтобы в место его служения прислали священника для крещения других приготовленных к таинству. И во всех случаях, «по тщательном испытании приготовленные найдены вполне достойными крещения». К ближайшему Собору Японской Церкви Николай Цутия сумел собрать уже маленькую местную Церковь. Кроме того, делегаты из этой Церкви просили на Соборе, чтобы к ним было направлено два катехизатора, потому что учение желают слушать и во многих окрестных местах. При этом особо настаивали, чтобы одним из катехизаторов непременно был назначен Николай Цутия.
Как видим, сила Божия не оставляет тех, кто с достоинством терпения и благодарности Творцу переносит все трудности жизненных обстоятельств, внешнего окружения или даже собственного естества. Смиренная честность и надежда на Господа не посрамят.
Именно так: сила (Божия) в (человеческой) немощи свершается. И не только в миссионерстве, а в любом деле.