Несколько лет назад в сети появились интернет-часовни. Кто-то пошел дальше и решил выступить в качестве онлайн-курьера: неизвестные предлагают поставить свечу, заказать молебен в любом храме страны. Есть и приходы, которые с помощью интернета принимают заявки на совершение треб и молебнов. В эпоху повсеместной виртуализации жизни это воспринимается кем-то как само собой разумеющееся: мы же записываемся через интернет на прием к врачу, оформляем важные документы, совершаем финансовые сделки, договариваемся с людьми, которых никогда не видели, о совместных проектах… Других эта интернет-активность в духовной сфере смущает и возмущает. Так как относиться к таким явлениям? Допустимы ли они? И каковы границы, если они вообще есть, использования интернета в духовной жизни? Мы попросили священнослужителей – протоиереев Александра Авдюгина, Олега Стеняева, Андрея Ткачева и иерея Димитрия Шишкина – высказаться об этом.
Помолиться монитору
Виртуальные часовни – проект, запущенный несколько лет назад. За амбициозную идею создатели онлайн-часовен не раз подвергались критике. Другие, наоборот, оценили доступность и атмосферу проекта. Третьи еще не знают, как относиться к тому, что в пару кликов можно выбрать имя святого и зайти в часовню, не выходя из квартиры. Сейчас сайт с часовнями почти никак не развивается. Но посетителей меньше не становится.
Стена из кирпичей, в центре икона и свечи. Их можно поставить совершенно бесплатно. Их зажгли уже более полумиллиона интернет-прихожан.
«Этот проект сделан, прежде всего, для людей, не имеющих возможности сходить в церковь», – говорится на странице проекта в социальной сети.
Комментарии на одном из форумов позволяют сделать вывод, что многие люди благодарны проекту. Вот кто-то лежит в больнице и пишет, что такая часовня – отличное решение.
Потратить деньги в этой часовне нельзя. Все свечи, молитвы бесплатны. Можно даже написать записку о здравии или об упокоении.
Протоиерей Андрей Ткачев, клирик храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Московская епархия):
Духовные законы предполагают общение устами к устам, глаза в глаза
– Мне кажется, это какое-то заболевание, связанное с общим заболеванием человечества. Технические средства никак не изменяют духовных законов. Духовные законы предполагают общение устами к устам с проповедником или духовником, чтение слова Божиего, участие в молитве. Возжигание свечки перед священными образами, но никак не перед монитором, не перед экраном и не на экране. Это уже не опасность, это болезнь. Опасность – это когда раньше, болезнь – это когда позже. Смешение возможного и невозможного, позволительного и непозволительного. Это заболевание.
Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках (Московская епархия):
– Икона, прежде всего, дает молящемуся человеку бесстрастное видение духовной реальности. Она является откровением и отсекает наше субъективное видение. Надо быть уверенным в том, что перед нами настоящая икона. Не каждый человек может это сделать.
Интернет в целом представляет опасность как часть искусственного мира. Искусственный – это значит: нереальный мир. Вообще очень много искусственного нас окружает. А если мы будем усиливать присутствие искусственного в нашем мире – это опасно. В свое время церковь категорически запрещала молиться перед какой-то там лампочкой. Церковь настаивала, что должен быть живой огонь лампады или живой огонь свечи. Потому что живое – это достоверное, Богом данное. А искусственное – это холодное, как бы нереально существующее.
Протоиерей Александр Авдюгин, настоятель храма-часовни святых Богоотец Иоакима и Анны в честь погибших шахтеров г. Ровеньки Луганской области:
– Не может быть виртуальной исповеди. Не может быть виртуальной молитвы. И не может быть виртуальных часовен. В любом случае в эту виртуальность вмешается лукавый. И он больше навредит, чем даст пользы. Личное обращение к священнику через социальные сети – это вполне нормально. А создание подобных, я даже не знаю… Это не Церковь. Нужно, чтобы глаза в глаза. Знание друг друга. Другие варианты для меня исключены.
Иерей Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия):
– По-моему, это уже просто профанация какая-то, когда на экране свечка, ты, как в компьютерной игре, нажимаешь, «ставишь»…
У нас вообще неправильное отношение к интернету. Интернет – это инструмент, помощник в твоей реальной жизни. И в том числе в реальной духовной жизни. А когда человек уходит туда и начинает там жить, это на 100% болезнь.
У меня есть несколько ярких примеров помощи интернета. Я писал про святителя Луку у себя в «Живом журнале». Среди прочитавших мой пост был протестант, который очень этим заинтересовался. Он был удивлен, что есть такие люди, что есть такие чудеса, совершающиеся реально. Мы с этим человеком встретились в городе. Позже я его через Миропомазание принял в Православие. Он стал исповедоваться и причащаться. Вторая история: появилась у нас женщина, стала рассказывать, что у нее мужа-священника жестоко убили в Киеве, и она страдает теперь, прячется от бандитов, которые ее преследуют, а у нее дети… Но странно было, что ее горькие сетования всё время перемежались словами об отдыхе на южном берегу. Я связался с епископом, назвал имя священника, он мне всю ситуацию объяснил. Дама эта оказалась мошенницей.
Для любого православного человека интернет – это библиотека и источник информации. Это очень полезная вещь. Можно пользоваться этим, но надо разумно пользоваться.
«Любая треба за ваши деньги»
Но есть люди, которые пошли гораздо дальше. Под именем Русской Православной Церкви неизвестные творят настоящие чудеса. Они предлагают поставить свечку в любом храме России. Тоже, кстати, не выходя из квартиры. Еще можно заказать молебен и сорокоуст. Как уверяют создатели этой интернет-конторы, «верующие могут онлайн заказать службу в удаленных церквях и храмах нашей страны». Чем, видимо, и подкупают доверие посетителей. Более того, авторы портала якобы оказывают денежную помощь храмам, «у которых нет финансовой поддержки со стороны государства», – говорится на сайте.
Решил позвонить в эту организацию и расспросить об онлайн-требах. Меня интересует свеча в храме.
– Да, 300 рублей стоит наша услуга, – ответила девушка.
– Какой срок?
– Мы заказываем в течение пяти дней.
– Мне главное быть уверенным, что свечка поставлена, – поясняю.
– По этому поводу можете даже не переживать. Это же связано с Богом!
Решил задать уточняющий вопрос о записках.
– А что такое «проскомидийные записки»? Это для чего?
– Вот этого я вам не могу, к сожалению, сказать, – ответила упавшим голосом девушка.
В базе около 100 российских городов. Нахожу «Церковь Игоря Черниговского во Владивостоке». Такой храм действительно есть. Только его полное и правильное название звучит несколько иначе: храм святого благоверного князя-страстотерпца Игоря Черниговского. Но на сайте святых называют просто по именам. В этом храме решил поставить свечу. Здесь даже можно выбрать ее размер.
Нашел среди треб уникальную! Неусыпаемая Псалтирь в Смольном соборе Санкт-Петербурга. Всё бы хорошо, но только в настоящий момент Смольный собор не принадлежит Русской Православной Церкви, и богослужения здесь проводятся лишь в утреннее время. Никакой Неусыпаемой Псалтири здесь не читают. Но заказ я всё же оформил. Как и полагается, мне осталось только оплатить его.
Цена вопроса: 1300 рублей.
Сайт, скорее всего, рассчитан на тех, кто попал в трудную ситуацию, но не участвует в церковной жизни. Один из слоганов проекта для таких людей и предлагает моментально решить проблему: сотворить жертву в любой церкви страны. Естественно, что любая такая онлайн-жертва – молебен, свеча, Псалтырь – измеряется в рублях.
Протоиерей Андрей Ткачев:
Люди, свою религиозность измеряющие свечками, будут жертвой мошенника. Но религиозность выходит далеко за рамки свечки и вообще свеч не предполагает
– Люди, которые свою религиозность измеряют поставленной свечой, будут жертвой мошенника. Всегда найдется тот, кто скажет: я поставлю за вас свечку там-то и там-то. Он согласится, потому что вся его религиозность заключается в свечках.
Но религиозность выходит далеко за рамки свечки и вообще свеч не предполагает. Их может и не быть, а религиозность может быть. Поэтому если говорить на таком примитивном уровне, то люди примитивно мыслящие всегда будут жертвами проходимцев.
Протоиерей Олег Стеняев:
– Опасность может быть в том, что в интернете могут быть приходы-призраки. Часовни-призраки. За ними никакая духовность стоять и не может. Это очень важно. Когда мы подаем записки, мы должны быть уверены, что имеем дело не с каким-то виртуальным приходом-призраком, а с настоящим приходом. И чтобы не обмануться, надо иметь в интернете систему распознавания. Хорошо бы, если бы был официальный сайт, где были бы адреса всех реально действующих приходов, часовен, монастырей. Чтобы человек мог сверять по этому сайту: имеет ли он дело с приходом-призраком или с реальным приходом.
Иерей Димитрий Шишкин:
– Человек все-таки должен трудиться. И в духовной жизни тоже. Ножками прийти в храм, постоять, помолиться. Если человек инвалид, согласен, он может общаться по интернету. Но заменить реальную молитву онлайн-общение не может.
Ты можешь заказать 40 сорокоустов в 40 монастырях, но если ты палец о палец не ударишь в духовной жизни, польза будет нулевая
Человек на этом сайте пишет: я живу в Челябинске и заказал сорокоуст в храме Христа Спасителя. А почему нельзя в Челябинске заказать? Разница в чем? Всё зависит от веры. «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9: 29). В своем храме ты помолись. Ты можешь заказать 40 сорокоустов в 40 монастырях, но если ты палец о палец не ударишь в духовной жизни, польза будет нулевая от всех записок. Господь смотрит на сердце, на твою жизнь. От этого многое зависит.
Протоиерей Александр Авдюгин:
– Сейчас существует множество серьезных православных групп в любой социальной сети. В них есть и священники. Этого вполне достаточно для того, чтобы объяснить, что подобный ресурс к Церкви не имеет отношения. Об этом нужно постоянно говорить.
Онлайн-заявки на молебны официально
Москва, храм Всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино. Здесь служат еженедельный молебен о благополучии беременности и родов. Для молитвы нужно на официальном сайте храма указать имя, электронный адрес и перейти к оплате. Кстати, на всю Москву только в трех храмах служат подобные молебны. Желающих с просьбой помолиться о благополучном протекании беременности было так много, что к идее прихожан принимать платежи через интернет духовенство прихода в Новокосино отнеслось с пониманием.
Иерей Димитрий Шишкин:
– Мне кажется, это очень сложный вопрос. Его нельзя одним махом разрешить. Конечно, может и должен любой священник молиться за тех людей, которые нуждаются в помощи, в молитве. Но я ведь понимаю, что есть и коммерческие интересы. И когда они начинают превалировать, тогда вино превращается уже в уксус. Люди сами должны прилагать какие-то усилия. Можно помолиться за беременную женщину, если она не может прийти в храм, но живое общение не заменит никакие онлайн-заказы, никакие онлайн-молебны. Так что здесь нужно с рассуждением подходить.
болчщей Антонины,болязего Сегрия, болящнй Фатини и младенца Патроны от роковиуы болчщей Дарьи, Веры, Михаила, Наталии, болящей Нины, Игоря, отрока Климентия, болящего Виктора и Тамары, болящей Антонины и Людмилы.
Общаться, так же как и молиться виртуально ПРАВОСЛАВНЫМ не грешно?
Протоиерей Димитрий Смирнов рассказывал в проповеди, что у них в праздник в Храме убрали все подсвечники чтобы побольше людей вместилось для молитвы, так люди не могут без свечей - стали предлагать купить им подсвечники...
Виртуальные часовни не могут повредить душе и вере людей верующих, а для неверующих какая разница где поставить свечки? в Храм пришли, поставили и ушли, так же в интернете поставили виртуальные свечки, посмотрели картинку с изображением святых, и в чем грех-то ???
Виртуальные часовни не только не вредят, но и могут неверующих к вере интерес привлечь, это же лучше чем какую-то вредную программу будут смотреть в интернете, лучше пусть часовню и на святых смотрят люди...
У людей появилась возможность помочь нуждающимся храмам и монастырям через заказ треб по инету и оплатой электронными платежами. Слава Богу что есть такая возможность у нуждающихся храмов!
Вера она в интернете вера. А если нет то и в храм приходят ради "моды".
Полине. Когда приехала в чужую страну, до храма нужно было добираться 2часа на транспорте. Но было ощущение большого счастья. Потом появилась машина, думала буду на каждую вечернюю службу ездить не говоря о воскресных. И что же-- лень матушка. А если начнут по интернету молиться, то тут уже никакого места подвигу не будет, не будет и радости преодоления лени, исчезнет работа над собой.
обычный сайт храма/священника можно оформить в виде виртуального храма - что такого?
Изображения икон, святых, а главное живое он-лайн общение на православные темы. Конечно, может получиться неудачно, вместо молитвы болтовня, но идея есть, зачем от нее отмахиваться пренебрежительно?
-онлайн часовня - это, конечно же, глупость. Всё равно, как онлайн кафе, где предлагают утолить голод просмотром картинок.
-проблема мошенничества стара, как мир и Интернет здесь ни при чём.
Один человек обещает другому молитву и обманывает. Точка.
-проблема поиска благодати за тридевять земель только на 50% проблема, в остальном это здоровое желание верующего человека прикоснуться к благодати.
Заказать удалённо молитву в Почаеве. Разве это плохо?
О жуликах нужно со скорбью вздохнуть. Их жертвы не понесут никакого вреда - Господь примет доброе намерение и поможет.
А вот мошенники сами навлекают на себя страшное проклятье, потому что святотатство (воровство святого или денег на покупку святого) - один из ужаснейших грехов.
Я заказывала молебны в монастыре через интернет, и в том же монастыре была некоторое время трудницей. И скажу совершенно точно - все имена тщательно записываются и прочитываются.
Другое дело, когда подобные сайты неизвестно кому принадлежат и хозяева их действительно мошенники. Нужно быть очень внимательным, прочитать информацию, позвонить по телефону. А лучше всего пользоваться не сторонними ресурсами, а принадлежащими конкретному храму или монастырю со всей доступной информацией. И тем не менее, и молитва и свеча перед образом всё равно посвящены Богу, а не хозяевам сайта, кем бы они ни были.
Интернет - это глобальный инструмент, его не нужно бояться, но подходить внимательно и с умом. И, да, он действительно может донести слово и образ Божий туда, где в этом очень нуждаются. Бог поругаем не бывает.
Что до "вопросы священнику"... да, конечно. Духовные советы через сеть бывают очень полезным делом, отвечаю на нескольких сайтах. Но они никак не подменяют собой Исповедь, максимум готовят к ней. И для этого нужен не "виртуальный храм", а обычный сайт храма/священника.
Для детей это вообще опасно, превратят в очередную компьютерную игру - кто больше свечей поставит или еще что-то подобное.
Конечно, можно сказать, ведь смотрят же концерт или спектакль по интернету, но, согласитесь, это ведь не те чувства, когда реально присутствуешь в концертном зале.
Что касается веры, мне кажется, эта сфера очень тонкая и чувство любви к Богу - очень трепетное чувство, очень личное. Доверить это чувство, если так сложились обстоятельства, можно лишь человеку, кому веришь, а не абстрактному виртуальному незнакомцу.
Конечно, всякое в жизни бывает, но даже если нет возможно прийти в храм, можно ведь помолится перед иконами дома. Если вдали от дома, можно просто молитвы читать.
А интернет, мне кажется, лучше использовать, как библиотеку, как площадку для проповедников, но никак не для виртуальных молитв
Думаю, что если виртуальный храм организован действующим священником и по благословению архиерея - все нормально. Кроме того, конечно, возникает ощущение, что располагаться такой сайт обязательно должен на епархиальном доменном имени. Идея, что свечи и молитвы бесплатны - очень продуктивна, с добровольными пожертвованиями.
и, обязательно, с чатом, группами и личным кабинетом, в котором священник может общаться конфиденциально!
по-моему, очень перспективная идея - общение в сети очень реально и гораздо более откровенно!
и вообще, это уже есть и надо своевременно правильно это организовать, чтобы под маской православия не было профанации