Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
В сегодняшний воскресный день мы совершаем память святителя Нектария Эгинского.
Вся православная Эллада, и уже далеко не только греки, но и русские, в наши дни почитают дивного чудотворца с острова Эгина. Ему посвящены храмы и часовни, его имя дается молодым монахам при постриге. По молитвам святителя совершаются неисчислимые чудеса, что стало уже народной поговоркой: «Нет ничего неисцелимого для святого Нектария».
Однако столь почтительное и благоговейное отношение к отцу Нектарию было не всегда. При жизни ему оплеухи доставались гораздо чаще, чем похвалы. Но, несмотря на это, он на пощечину подставлял другую щеку, был прост как голубь и кроток как дитя.
Его кротость и простота проявились уже в юношестве. Семья благочестивого отрока была бедной, поэтому ему приходилось самому работать, чтобы оплачивать учебу. Когда он работал на табачной фабрике в Константинополе, ему в какой-то момент стало настолько плохо, что он решился написать письмо к Самому Богу. На почтовом конверте он написал адрес: «Господу Иисусу Христу на небеса», а в тексте буквально следующее: «Христос мой, у меня нет фартука, нет обуви. Прошу Тебя послать их мне, Ты знаешь, как я люблю Тебя». Сосед, который должен был отнести конверт на почту, увидев необычного для почтовой переписки Адресата, решил открыть письмо и, прочитав его текст, сжалился над мальчиком и сам отправил ему деньги от имени Бога. Но на следующий день, когда хозяин фабрики заметил юношу в новой добротной одежде, он обвинил его в краже денег и начал избивать. Удары и крики были настолько громкими, что на них прибежал тот самый сосед, который посылал деньги от имени Бога. Он обо всем рассказал хозяину, избавив мальчика от бесчеловечных побоев. Таких случаев несправедливого отношения святой претерпел очень много.
С 22 лет святой работал самым обычным школьным учителем на острове Хиос. Как замечали современники, жил он всегда бедно и аскетично. Но у него был дар слова, и он постоянно выписывал к себе в дневник особо полюбившиеся цитаты из Священного Писания. Из учеников он создал прекрасный хор и сам пел с ними в сельской церкви.
В 31 год он принял монашеский постриг с наречением имени Нектарий, которое означает «напиток бессмертных». После окончания богословского факультета Афинского университета он направился в Александрию, где был рукоположен в иеромонаха, а затем стремительно стал восходить наверх по лестнице церковных должностей. Став в 40 лет архимандритом, он назначался проповедником и духовником, работал в Патриаршем Секретариате, направлялся патриаршим представителем в город Каир, а затем был посвящен во епископа Пентапольского.
Быстрое продвижение по службе, а также благоволение престарелого Александрийского патриарха возбудили зависть со стороны влиятельных представителей патриаршего двора. В Нектарии вдруг увидели вероятного претендента на престол святого апостола Марка, и поэтому навели клевету и поспешили выдворить из Египта под формальным объяснением, что Нектарию якобы «не подошел климат».
“Мирный покой совести – это покой духа. Она… отверзает нам двери небесные, она передает нам Божественную благодать”
Святитель Нектарий уехал из Египта, не пытаясь оправдываться или защищаться, а лишь повторял за многострадальным Иовом: «Господь дал, Господь и взял» (Иов 1: 21). Ему нечего было страшиться, ибо, как говорил он сам в одной из проповедей: «Добрая совесть – это самое великое из всех благ… Мирный покой совести – это покой духа. Она дает радость сердцу, она придает мужество перед лицом Бога, она делает наши молитвы услышанными, она отверзает нам двери небесные, она передает нам Божественную благодать, она расточает нам дары Духа Святого».
Святитель поехал в Афины, но, поскольку у него было турецкое гражданство в силу происхождения из Константинопольских земель и очень неопределенный канонический статус «митрополита в путешествии», который не изменился до конца его земного пребывания, он не мог получить в Греции работу даже рядового проповедника в глубинке. Лишенный хлеба насущного, он влачил, по его собственному выражению, жалкое существование.
Однако Господь оказался милостив, и, по ходатайству мэра, выдающийся митрополит, украшение Александрийской Церкви стал наконец простым проповедником в провинции Эвбея. Но и там в первое время его воспринимали через призму клеветы со стороны Александрийского патриаршего двора. И только благочестивая жизнь и письма поддержки пентапольской паствы со временем смогли снять пелену с глаз гонителей и помогли им увидеть, что стоящий перед людьми проповедник – не домогающийся карьеры выскочка, а добрый и сострадательный пастырь.
Со временем о его проповедях и благочестивой жизни узнала Греческая королева, которая стала его духовной дочерью, и, благодаря ей, Нектарий был назначен директором богословской школы им. Ризари в Афинах. В период управления школой святым Нектарием в ней был подобран квалифицированный состав преподавателей, школа обрела внутреннюю стабильность, духовный подъем. В это время святитель показал себя как любящий отец для учеников и сотрудников школы. Так, сострадая школьному дворнику, который на несколько месяцев заболел, митрополит стал по утрам выполнять его работу, чтобы сохранить за бедным дворником его рабочее место.
Со временем к святителю стали стекаться на исповедь люди из разных уголков Греции, у него просили совета как у старца. Господь же послал ему дары прозорливости и чудотворения, за Литургией его лицо излучало ангельский свет. Нектарий имел обыкновение молиться до глубокой ночи. Нередко его заставали в келлии отрешенным, стоящим на коленях, с воздетыми к небу руками и устремленным вверх взглядом.
Для девушек, желавших посвятить себя монашеству, он обустроил на острове Эгина монастырь. А через какое-то время и сам туда переселился. Монахиням он читал лекции по разным предметам, проводил много времени за богослужением, беседами и написанием разных сочинений. Несмотря на 60-летний возраст, святитель Нектарий трудился и на монастырском огороде, штукатурил стены зданий.
После тяжелой болезни раком святитель ровно 95 лет назад отошел ко Господу, в воскресенье 1920 года, в день празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. В 1961 году указом Константинопольской Патриархии он был причислен к лику святых, а в 1998 году Священный Синод Александрийской Православной Церкви вынес решение о полной церковной реабилитации святителя Нектария.
На протяжении жизни выдающийся архипастырь неоднократно испытывал крайнюю бедность. Корабль, на котором он плыл, попадал в шторм. Будучи этнически греком, он оказался странником на Элладской земле. И хотя этот горячий проповедник был популярен в народе, ему не раз приходилось попадать в немилость собратьев в Александрии и в Афинах.
Поразительно, что в наш холодный и жестокий век этот человек мог сохранять искреннюю и по-детски простую веру в Бога, чистую любовь к людям, быть до конца верным Христу во всех обстоятельствах своей очень непростой жизни. Господь прославил Своего угодника в Небесном Царстве. И можно с дерзновением предположить, что причиной того была его евангельская незлобивость.
Евангелист Марк передает заповедь Иисуса Христа о том, что Царство Божие надо принять «как дитя». Царство принадлежит «младенцам» (см.: Мк. 10: 14–15; также Лк. 18: 16–17). Значит ли это то, что взрослым людям надо вернуться в детство? Стать такими же наивными или капризными, как плаксивые карапузы? Вовсе нет. Апостол Матфей вводит уточнение: в Царстве Небесном больше тот, кто «умалится как дитя» (Мф. 18: 4). Дети – это те «малые» мира сего, верующие во Христа (см.: Мф. 18: 6), которых легко обидеть в силу их беззащитности. Но, употребляя образ ребенка, Господь упрекает, прежде всего, взрослых людей, Своих учеников, которые хотят быть друг перед другом большими (см.: Лк. 9: 46–48). Умаление себя «как дитя» является частью наставлений двенадцати апостолам: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9: 35).
Таким слугой для всех, малейшим среди равных был и святитель Нектарий Эгинский. Он писал стихи о мудрых вещах, он сочинял хвалебные песни в честь Божией Матери, он посвятил свой монастырь Святой Троице, Которая зажгла святителя огнем Божественной любви.
И в своей «Песни Божественной Любви» он делится и с нами, дорогие братья и сестры, теми переживаниями, которые в течение жизни собирал в сокровищницу сердца: «Возлюбившие Бога движимы к божественной любви благодатью Божией, которая открывается душе и действует в очищенном сердце… Сердце любящего Бога никогда не дремлет; оно бодрствует по причине великой своей любви… Душа, охваченная любовью к Богу, наслаждается словами Божиими и блаженствует в Его кущах… Она воспевает Бога и беспрестанно восхваляет Его. Она усердно служит Ему… Уязвленная божественным рачением душа радуется непрестанно… Никакая печаль мира сего не может нарушить мир и покой ее, никакая грусть не в состоянии лишить ее радости и ликования. Любовь возносит к небесам возлюбившую Бога душу. Изумленная, она ощущает себя отрешенной от своих телесных чувств, от самого тела своего. Полностью предавая себя Богу, она забывает саму себя… Уязвленная божественным рачением душа уже не в состоянии думать о чем-либо другом или чего-то хотеть. Она непрестанно вздыхает и говорит: “Господи, когда я приду к Тебе и когда я увижу Твое лицо? Душа моя хочет прийти к Тебе, Боже, как лань, стремящаяся к источнику”. Таково божественное рачение, пленяющее душу…»[i].
Подобными словами описывал любовь к Богу и блаженный Августин. Подобные слова мы встретим и в беседах преподобного Серафима. Это – намек на то, какая в раю ожидает человека сладость, это свидетельство о том, что могут переживать святые уже на земле.
Нам остается только поучиться детской кротости и взрослой любви святителя Нектария Эгинского
Нам остается только поучиться детской кротости и взрослой любви святителя Нектария Эгинского, повторяя за ним слова сокровенной молитвы: «Исполни мое сердце нежностью Твоей любви, [Боже,] дабы любил я одного лишь Сладчайшего Иисуса, Христа Господа моего, и чтобы я пел Ему бесконечную песнь от всей души моей, от всего сердца моего, изо всех сил моих, от всего духа моего. Аминь!»
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность