В последнее время мы часто узнаем из новостных сводок о неприятных жизненных историях, в которые попадают священнослужители. И самые страшные из них заканчиваются смертельным исходом. Девять дней назад отец Иоанн Петунов насмерть сбил в Петрозаводске женщину. Просим наших читателей помолиться о погибшей Марии Жулябиной, о ее семье. А также о самом Иоанне Петунове и его семье.
Мы попросили протоиерея Павла Гумерова прокомментировать ситуацию. Почему такое происходит? Как на это реагировать?
Очень тяжело об этом говорить. Погиб человек, жалко несчастную женщину, ее родственников, но не менее жалко и виновника аварии, его детей и супругу. Как им теперь с этим жить… Его ожидают годы тюрьмы и, скорее всего, извержение из сана. Думаю, вся жизнь отца Иоанна разделилась на две половины: на ту, что была до того страшного дня, и на ту, что ожидает его после. Страшнее наказания, чем то, что с ним уже случилось, не сможет дать ему ни один земной суд. Мне приходилось неоднократно исповедовать людей, совершивших наезд на пешехода. Поверьте, это очень большое горе для любого человека с совестью, это боль, которая всегда будет с тобой.
Когда узнаешь о подобных случаях, каждый раз воспринимаешь грех твоего собрата-священнослужителя как личную беду. Для нас всех, для священников и для мирян, это еще один повод задуматься: как мы ездим, как мы живем, куда так спешим?
В России у нас традиционно все ездят быстро, неаккуратно и нарушая правила. Ездят так все: молодые, пожилые, гаишники, журналисты, студенты… увы, и священники. Хотя, понятно, именно духовенство должно показывать пример соблюдения правил. Огромное количество людей гибнет под колесами. На дорогах России в год погибает около 30 тысяч человек. Это в два раза больше, чем за все 10 лет войны в Афганистане. Жуткие данные!
Автомобиль, как известно из Правил дорожного движения, «транспортное средство повышенной опасности». Это жутко опасная штука. Самым опасным транспортом во всем мире считается не самолет, не корабль, а именно автомобиль. Особенно в России. Это объясняется и неаккуратной ездой, и плохими дорогами, и неудачной организацией движения, и достаточно мягкими наказаниями за нарушение ПДД. У нас даже виновникам аварий со смертельным исходом полагается несколько лет колонии общего режима. А еще совсем недавно они отбывали срок в специальных колониях, где носили обычную гражданскую одежду и где был весьма нестрогий режим.
Со всем этим надо что-то делать. Ведь в странах, где гораздо больше машин на душу населения, гибнет гораздо меньше людей, да и нарушений в разы меньше. Видимо, надо полностью пересматривать подготовку водителей и ужесточать правила.
Но даже люди, соблюдающие правила и имеющие очень немалый стаж вождения, не застрахованы от нештатных аварийных ситуаций. Никто из нас не знает, садясь за руль, что сегодня будет: либо ты, либо в тебя… Бывают моменты, когда ты ничего уже сделать не можешь – все мы под Богом ходим. Остается только молиться. Говорю это со всей ответственностью как водитель с более чем 20-летним стажем, имеющий право вождения транспортных средств нескольких категорий. Я знаю, что некоторые священники поэтому принципиально не садятся за руль – чтобы случайно не стать убийцей. Хотя, понятно, на практике это трудно осуществимо. Большинство священнослужителей – многодетные отцы, без машины им очень непросто будет в семейной жизни. Если батюшка – настоятель храма, ему также постоянно нужно что-то возить для церкви. Ну и, конечно, каждого священника могут и днем, и ночью вызвать напутствовать умирающего, а как в городском переполненном транспорте ехать со Святыми Дарами?
Почему в сводки новостей непременно попадают аварии со священнослужителями? Думаю, ответ прост: идет информационная война
Как я уже сказал, бьются и попадают в аварии все. Из всех своих многочисленных знакомых автомобилистов не знаю ни одного, кто бы хоть раз в жизни не побывал в ДТП. К сожалению, это наша действительность. Особенно напряженный и плохо организованный трафик движения в Москве и крупных городах. В Москве несколько миллионов машин, ежедневно много аварий, некоторые тяжелые, со смертельным исходом. Почему в сводки новостей непременно попадают аварии со священнослужителями? Что, мало людей бьется и гибнет? Думаю, ответ прост. Сейчас идет информационная война в СМИ и интернете против Церкви. Надеюсь, это всем очевидно. Приведу только один маленький пример. Некий батюшка попал в очень легкое ДТП на своей далеко уже не новой «Ниве». Он решил провести такой эксперимент: снял свою машину на видео и выложил его в сети с названием «Священник попал в ДТП». Этот пустяковый ролик о никому не известном человеке – но священнике – уже в первый же день собрал кучу просмотров. Это значит, что есть люди, которые целенаправленно ищут подобные материалы, чтобы использовать их как повод для очередного информационного скандала. Сегодня жизнь священников как бы под микроскопом. Сейчас нужна особенная осторожность, чтобы, как говорит апостол Павел, «не дать повода ищущим повода» (2 Кор. 11: 12).
Конечно, вина священника, сбившего в Петрозаводске женщину, очевидна. Алкогольное опьянение, несоблюдение скоростного режима, грубое нарушение ПДД. Сбил он ее прямо на пешеходном переходе. Я сам несколько раз просмотрел эти видеозаписи. Жуткие кадры. Никакого оправдания этому поступку нет и быть не может. Это убийство, хотя и невольное.
Но те, кто знаком с историей Церкви и жизнью Церкви не из досужих статей и телепередач, прекрасно знает, что Церковь никогда не занималась лакировкой действительности. Не прятала голову в песок. Наоборот, открыто и прямо рассказывала людям правду жизни. Те, кто пытается россказнями о недостойных священниках очернить Церковь, и те, кто эти пасквили слушает и внимает им, видимо, никогда не читали не только церковной литературы, но даже Евангелия. С духовенством и жизнью Церкви они также незнакомы.
В патериках можно найти всё: и вершины духа, и описания глубин падений некоторых подвижников
В духовной литературе есть такой жанр – патерики. Это краткие непридуманные рассказы из жизни подвижников, священников и монахов. Некоторые из них относятся к самым древним, первым векам монашества. Эти книги всегда были любимым назидательным чтением у православных людей наравне с житиями святых и творениями святых отцов. Так вот, в патериках жизнь монастырей, монахов изложена как она есть, без всяких прикрас. В патериках можно найти всё: и вершины духа, и описания глубин падений некоторых подвижников. Эти тексты говорят о немощи человека, о грехах сребролюбия, пьянства, гордости, жестокости и блуда. Но описывается и восстание, покаяние и перерождение души этих грешников. Кстати, там не всегда бывают описаны случаи покаяния и исправления. Иногда грехопадения героев патериков – это просто эпизод, который дается в назидание.
Жития святых также очень правдивая книга – это не благочестивый лубок, а истинные биографии живых людей. Приведу только один пример, а таких примеров немало.
В XIX веке в Нижегородской губернии в селе Бортсурманы служил батюшка. Особым благочестием он не отличался, а даже, наоборот, был подвержен пьянству. Как-то ночью его позвали напутствовать умирающего в соседнюю деревню. Священник рассердился, что его потревожили, и сказал, что, дескать, ничего страшного, доживет больной и до утра. Однако снова заснуть он не смог и через какое-то время решил все-таки навестить умирающего. Но застал крестьянина уже умершим, лежащим под образами, а рядом стоял Ангел и держал Святую Чашу для причащения в руках. Вообще-то подобное каноническое преступление – отказ от напутствия умирающего – обычно карается запретом в священнослужении. Но отца Алексия почему-то не отправили под запрет. Но всю свою последующую жизнь он обратил в покаяние. Он стал ежедневно совершать Литургию, наложил на себя огромное молитвенное правило, стал очень много помогать нуждающимся и обездоленным. Господь дал ему дар исцеления и прозорливости. Сам преподобный Серафим Саровский почитал его как великого подвижника и говорил о нем, что он подобен свече, возженной перед Престолом Божиим. Ныне Церковь почитает этого священника как святого праведного Алексия Бортсурманского.
Для чего Церковь оставила в своих книгах эти случаи? Уж, конечно, не для того, чтобы мы занимались осуждением людей, описанных в патериках и житиях. Эти рассказы нужны нам по двум причинам. Первое: показать примеры покаяния и исправления жизни. Второе: дать урок трезвения. Если даже монахи и священники – служители Божии – искушаются диаволом и совершают падение, как же внимательно нужно вести себя мирянам! «Блюдите, яко опасно ходите».
Священникам много дано, но с них много и спросится. И соблазнов, искушений у священников может быть больше, чем у людей мирских.
Да, мы не отрицаем, что наши священники совершают грехи и правонарушения. Да, мы честно признаём: есть у нас священнослужители, которые позорят Церковь. Отдельные такие случаи имеют место. Никакой – даже самый высокий – сан не страховка от падений и ошибок. Я уже упоминал Евангелие. Один из 12 апостолов, ближайших и любимейших учеников Христа, Его предал, другой отрекся от Него, как только Спасителя взяли под стражу. Люди не ангелы, у всех у нас в той или иной степени есть грехи – и у мирян, и у священников. При этом я нисколько не оправдываю преступления и невольные убийства людей. Это преступная халатность, и она должна быть наказана. Но недостойные пастыри были во все века и времена. IV век – золотой век святости. Одна семья святителя Василия Великого чего стоит! Там почти все святые. Так вот, святой Иоанн Златоуст в IV веке пишет о безнравственности и сребролюбии некоторых пастырей.
Но нельзя по этим священникам судить обо всей Церкви – это абсурд.
Мы видим, как грешит пастырь, монах, но не видим, как он кается
К тому же, мы видим, как грешит пастырь, монах, но не видим, как он кается. Может быть, падение, которое произошло с ним, перевернет всю его жизнь и он до конца дней своих будет плакать о своем грехе и искупать его добрыми делами. Таких случаев предостаточно.
Теперь вспомним автомобильные аварии, виновниками в которых были игумен Тимофей и иеромонах Илия. Прежде всего, я бы не стал объединять эти два случая, ведь в последнем погибли люди. Да, нет ничего хорошего в том, что священник на дорогой машине совершает ДТП. Но в случае с отцом Тимофеем никто не погиб и серьезно не пострадал. Слава Богу, не было серьезных травм. Да, железо сильно помято, но ведь не люди. Печально, что он был виновником столкновения, хорошо, что всё обошлось. К тому же он понес заслуженное наказание и от государства, и от священноначалия. Но у нас в Москве каждый день происходят ДТП, и никто о них ничего не знает.
Думаю, что журналистов очень заинтересовала не сама авария, а автомобиль отца игумена. Но ведь машина эта – «БМВ» с посольскими номерами – вообще не его! Ну, дали человеку проехаться на дорогой машине: что, это такой страшный грех? К тому же он не просто монах, а настоятель московского храма, ему машина просто необходима. Нет, тут в другом месте собака зарыта. Почти во всех сводках сообщалось, что виновник ДТП тот самый отец Тимофей, который публично осудил скандальную выходку «Пусси Раит». Конечно, журналисты ухватились за такой повод – облить грязью Церковь и обличителя их любимых «Пусек». Тут уж каждое лыко в строку пошло. Конечно, было также упомянуто, что игумен крестил дочь Ф. Киркорова. Кстати, все репортажи и сводки были составлены удивительно предвзято, тенденциозно. Все факты перевирались, журналисты постоянно передергивали их, дополняли текст своими собственными домыслами. Да, мне кажется, отец Тимофей поспешил крестить дочку Киркорова, нужно было предвидеть, чем это может кончиться, и обратится за советом и разъяснением к священноначалию. Но мне просто интересно, что бы было, если бы отец игумен не крестил ребенка, а, наоборот, вытолкал взашей Киркорова вкупе с крестным Малаховым. Представляете, какой бы хай подняли массмедиа? Дело в том, что священнику, особенно столичному, приходится контактировать с огромным количеством людей. Среди этих людей не одни пенсионеры, слесари и продавцы супермаркетов. Попадаются и довольно известные люди, артисты, политики. Церковь открыта для всех. Мы не можем отказать в общении, исповеди человеку только потому, что он шоумен, а не сантехник.
Общение с медийными лицами, поверьте, не вызывает у большинства батюшек какой-то особой радости – это часть нашего служения. Они для нас такие же люди, как и все. Вспоминается один старый протоиерей, очень простой, добрый батюшка. Я служил с ним в храме святителя Николая на Рогожке. Он крестил известного продюсера Иосифа Пригожина. Так вот, когда священник вышел из крестильни, его обступили наши женщины и стали наперебой говорить ему: «Вы знаете, кто это был? Ведь это муж самой певицы Валерии!» На что батюшка с недоумением ответил: «Валерия? А кто это?» Кстати, отблагодарили его тогда за крестины весьма скромно.
Мое мнение: священнику не стоит водить дружбу со звездами и участвовать во всяких ток-шоу. Это почти всегда не на пользу Церкви. Меня неоднократно звали в подобные передачи, например к Андрею Малахову, но я под разными предлогами уклонялся. С отцом Тимофеем я учился на одном курсе в семинарии, потом в академии и могу сказать о нем только хорошее. Правда, после окончания учебы мы не общались. Человек, конечно, может меняться.
Я нисколько не хочу оправдать ни того, ни другого. Но я призываю объективно, без домыслов разобраться. Наличие алкоголя у них в крови никто не доказал. Не было сделано анализа на алкоголь, и не было даже простого алкотеста. Отец Тимофей отказался, отец Илия тоже не проходил освидетельствование на алкоголь. Но об этом позже. Почему отец игумен отказался, не могу знать. Может быть, испугался. Ведь даже если человек выпил с вечера, у него могут обнаружить в крови алкоголь выше нормы – у всех разный обмен веществ. К тому же, если священник служил без диакона, он должен сам потребить Святые Дары. И у него в крови будет алкоголь. Может быть, тут был именно такой случай. Конечно, после потребления за руль садиться нельзя. Об этом после говорил Святейший Патриарх Кирилл. Но потребляет Дары священник не ради пьянства. Это служебная необходимость. Быть может, были какие-то другие причины, я не знаю. Отказаться от теста – право водителя. Но после этого с тебя будут спрашивать по всей строгости. Это отягчающее обстоятельство. Почти неизбежно отберут права.
Случай с отцом Илией – это, конечно, большая трагедия. В результате аварии погибли два человека, у них остались семьи, возможно дети. Но и здесь я призываю к объективности и непредвзятости. Судя по тому, как небрежно, предвзято и противоречиво описывали данное преступление господа журналисты, их в первую очередь интересовала не правда, не смерть людей, а стоимость джипа иеромонаха Илии. Недавно я проходил обучение на курсах тюремных священников. Вместе с нами учился и протоиерей Иоанн Каледа – сын отца Глеба Каледы. Он старший священник Краснопресненского СИЗО, в котором отбывает наказание отец Илия, работая там в хозотряде. Он много беседовал с отцом Илией, в том числе об этой трагедии. Не думаю, что уже осужденный, отбывающий наказание и лишенный сана человек будет обманывать окормляющего его священника. Какой в этом смысл?! То, что рассказывает отец Иоанн, а также факты, которые мне удалось узнать, позволяют взглянуть на всю эту историю иным взглядом. Не дававший покоя журналистам в течение года автомобиль «Мерседес Гелендваген», на котором была совершена авария, – машина далеко не новая, ей уже 13 лет. Подарена она отцу Илии родителями. Люди они весьма состоятельные и, видимо, поездив на машине, не стали ее продавать, а подарили сыну. Одному моему знакомому многодетному диакону папа, человек очень небедный, каждый раз отдавал свои авто, поездив на них несколько лет. Кстати, машины были тоже по тем временам неплохие. Так что, ему отказываться от подарка? Отец обидится.
Должен ли был отец Илия принимать такой подарок, может ли монах иметь такую машину? Думаю, сейчас он считает день, когда принял от родителей этот дар, самым несчастным днем в своей жизни.
Мы знаем, что в начале СМИ озвучивали совершенно однозначную версию: якобы «Мерседес» на большой скорости прямой наводкой врезался в пластиковые блоки ограждения и сбил насмерть людей. А потом, отлетев, ударил автомобиль «Шкода», идущий впереди. Видеосъемки этого ДТП нет. Видимо, в этом месте дороги отсутствуют камеры, поэтому точно восстановить картину весьма непросто.
Но в ходе следствия стала вырисовываться иная версия. «Гелендваген» сначала врезался в «Шкоду», а потом, отскочив от нее, задел дорожных рабочих. Также он ударился в автомобиль «Газель». Есть еще версия, что отец Илия врезался в «Шкоду», потому что изменил траекторию движения: его подрезала проезжающая мимо машина. Найти ее теперь, конечно, невозможно.
В любом случае после столкновения с иномаркой иеромонах потерял управление и не мог уже выправить машину так, чтобы она не врезалась в людей. По его словам, в этот момент он потерял сознание. И не видел, как кого-то сбивал, не помнит, как это было. В результате аварии его джип перевернулся. Ему помогли выбраться. И увезли, так как он нуждался в помощи. Почему он не вызвал «Скорую», почему не поспешил оказать помощь сбитым людям? Кто видел фото джипа, поймет. У машины почти снесена крыша, вся задняя часть вмята внутрь, авто полностью искорежено. Оно не подлежит восстановлению. Очень странно, как водитель вообще остался жив. Так что после аварии он вряд ли бы смог вызвать по телефону «Скорую помощь» или своего знакомого, который, по словам журналистов, и увез его с места ДТП. Увезли его очень быстро, а после такой аварии человек должен находиться в сильном шоке. Думаю, что в этот момент он очень плохо что-либо соображал и мог даже не догадываться, что убил людей. Сам отец Илия говорит, что человек, забравший его, просто ехал мимо. Нашелся, правда, какой-то свидетель, который утверждает: он якобы видел, что водитель джипа был пьян. Как он это определил, неизвестно. На следующий день отец Илия сам пришел в милицию.
Вину его в случившемся признали, да и сам он считает себя полностью виновным: превысил скорость, не соблюл дистанцию, потом скрылся с места преступления. Опять же, оправдывать его я не собираюсь, просто хочу, чтобы люди знали ситуацию не только по искаженным сводкам новостей.
Светским людям не понять, что самое страшное наказание для священника – лишение сана, невозможность стоять у Престола Божия
Суд вынес ему приговор: три года лишения свободы. Но самое страшное наказание для него то, что он, некогда священник, стал невольным убийцей и был лишен сана. Человек, который стоял перед Престолом Божиим и служил Литургию, знает, какое это великое счастье и как страшно этого лишиться.
Судить преступившего закон священника может только Бог, суд светский и наш, церковный суд, а уж никак не какие-то «акулы пера». Какое им вообще может быть дело до внутренней жизни Церкви и морального облика ее служителей? Они себя к Церкви не причисляют, над ней глумятся, а значит, внутренняя жизнь Церкви не должна их волновать. Лучше всего об этом сказал Глеб Егорович Жеглов в известном фильме, когда шла речь о недостойном поступке одного священника: «Пусть ихний Синод с их моральным обликом и разбирается. У нас задача другая, Шарапов».
Духовенство у нас имеет весьма разные доходы. В глубинке, где зимой в храм ходит по воскресениям четыре человека, а летом – чуть больше, священники вообще бедствуют. Спасает только личное приусадебное хозяйство. Так эти батюшки еще умудряются и разрушенные большевиками храмы восстанавливать! Да им и их женам просто памятники надо при жизни ставить. В Москве, конечно, другая ситуация. Но и здесь о каких-то больших доходах говорить не приходится. В спальных районах, конечно, побольше доходы батюшек, чем в центре, где мало людей и много храмов, но ведь в густонаселенном районе и побегать нужно. Очень много треб на дому, да и служб в таких храмах гораздо больше, нагрузка выше.
Откуда берутся дорогие машины? Как правило, дарят. Многие люди не продают машину, а отдают священнику
Откуда берутся дорогие машины? Как правило, дарят. Многие люди побогаче не продают машину, а отдают священнику. Кто-то, конечно, и сам покупает. Сейчас довольно нормально работает система автокредита. Если у священника стабильный доход, он может взять подержанную или новую машину и несколько лет за нее расплачиваться. Но мое мнение: священник должен держаться срединного пути. Меня лично дорогие машины собратьев ничуть не соблазняют, но у кого-то они могут вызвать зависть и ропот.
Недорогая, бюджетная иномарка сейчас ничуть не хуже дорогой. Но также я считаю, что батюшка не должен ездить на какой-то развалюхе. Ведь на нем лежит большая ответственность. Представьте себе: едет священник причащать умирающего на старых «Жигулях». «Жигули» глохнут. Человек умирает – а батя, засучив рукава, начинает копаться в моторе. А у него на груди Святые Дары. Из-за плохой машины можно на службу опоздать (например, зимой не заведется). И кто вместо тебя служить будет?
У нас в церкви несколько десятков тысяч священнослужителей, и нельзя судить о них по нескольким примерам недостойного поведения пастырей. Если некоторые офицеры, прапорщики продают бандитам оружие или разглашают военную тайну, можно ли по ним судить обо всей армии? Нет. Я сейчас много общаюсь с военными и точно знаю: у нас самая лучшая, боеспособная и героическая армия в мире. И так в любой области. Если хирург спьяну зарезал во время операции больного, что, теперь все врачи плохие и ходить к ним нельзя? Если какой-то мулла перешел на сторону ваххабитов и благословляет теракты, что, значит все мусульманские священнослужители – пособники террористов?..
То же справедливо и в отношении священников. Хотя, конечно, от батюшек требуется особая чистота и нравственность. Но если взять любое сословие, любую социальную группу, мы увидим, что преступлений, тяжких грехов среди духовенства совершается в тысячи раз меньше, чем в любой другой среде.
Духовенство – это живые люди. Как шутит один мой знакомый протодиакон: «Батюшки бывают разные, в том числе и всякие».
Скажу своего рода апологию священства. Священнослужители – народ скромный, о своей жизни и добрых делах сами рассказывать не любят. Думаю, я имею некоторое право судить о духовенстве, так как сам являюсь священником и происхожу из священнической семьи. За годы, проведенные в Церкви, за время обучения в семинарии и академии, за почти 20 лет собственного священства я познакомился с великим множеством духовенства. Встречал огромное количество епископов, священников, диаконов. Большинство из них – прекрасные люди и священнослужители. Говорю это совершенно искренне, а не потому, что следую корпоративной этике. Были среди них люди совершенно разные, далеко не идеальные, со своими проблемами и слабостями, но вот неверующих не встречал никогда. Священник постоянно имеет дело с человеческими судьбами и поэтому постоянно чувствует присутствие Божие в своей жизни и в жизни других людей. Он постоянно сталкивается с таким количеством сверхъестественного в нашей жизни, что просто не может оставаться неверующим. Так что все обвинения духовенства в неверии – полная чушь. Личные грехи – показатель слабости души, а не неверия.
Большая беда, что большая часть народа почти ничего не знает о жизни своих пастырей и сведения о них черпает не из личного опыта общения, а из всяких мутных источников. А ведь наши батюшки – народ замечательный, можно сказать – соль земли.
Четыре ребенка в семье священника – норма. А они еще и чужих детей усыновляют
У нас все очень много говорят о демографическом кризисе, о вымирании русского народа, но очень мало чего делается, чтобы хоть как-то улучшить эту самую демографическую ситуацию. А священники не говорят много (хотя говорят тоже), они просто рожают и воспитывают по пять, девять, двенадцать детей. У нас большая часть русского духовенства – это многодетные отцы. Четыре ребенка – норма. И не только рожают своих, но и берут чужих, из детских домов. И не только здоровых, но и больных, порой безнадежных инвалидов.
Самой большой многодетной семьей в России является семейство протоиерея Николая Стремского. С 1992 года они вместе с матушкой Галиной усыновили 70 приемных детей. Из 70 детей 25 человек носят фамилию Стремские, остальные находятся под опекой.
Другой священнослужитель, уже на Западной Украине, но также принадлежащий к Русской Православной Церкви, вообще усыновил невероятное количество детей. У отца Михаила Жара уже было трое своих родных детей, когда они с супругой усыновили еще двоих. А потом еще 27. А затем в его паспорте просто закончились страницы. Следующих 224 детей он взял уже под опеку. Однажды он отпевал молодую женщину. Когда все разошлись, он увидел, что у могилы остались четверо мальчишек. Стоят, замерзшие, в резиновых сапожках на босу ногу и никуда не идут. Мороз 20 градусов. «Почему домой не идете?» – спросил батюшка. «Да идти некуда: мама умерла». Конечно, взял их к себе. Потом усыновил безрукого мальчика, затем уже совсем безнадежно больных детишек. Его огромная семья постепенно переросла в семейный детский приют при монастыре. Сам отец Михаил впоследствии принял монашество с именем Лонгин и даже стал епископом.
Скажите, пожалуйста, много вы знаете журналистов, охотнее всех других ругающих священство, которые усыновили хотя бы двух детей? Вопрос, как говорится, риторический.
Почему священство на такое способно? Потому что священник не живет для себя, он служит Богу и людям, живет для других, он вообще не принадлежит себе. Священство – это не работа, это образ жизни, пожизненное служение. Многодетный родитель не может жить для себя, а священник тем более. Для батюшки норма быть настоятелем в нескольких храмах, параллельно восстанавливая их, служить почти без выходных и отпусков, приходить домой часов в 11 вечера и тянуть еще несколько церковных послушаний. Один мой знакомый настоятель заложил собственную квартиру, чтобы начать восстанавливать храм.
Священник – это солдат, офицер Христовой армии. Для него, как для солдата, нормально встать в полпятого и поехать перед ранней службой причастить умирающего, а находясь в отпуске, услышать звонок от благочинного, что завтра нужно ехать на архиерейскую службу или на какое-нибудь церковное мероприятие, и вернуться.
Мы вот обсуждали монахов в связи с дорожными происшествиями, а я расскажу сейчас о монахе (мы учились с ним в семинарии, но на разных курсах), совершившем поистине евангельский поступок. Он собирал деньги на операцию одному товарищу, но денег не хватало, тогда он продал всё свое имущество: книги, вещи – буквально всё. В келье было пусто, даже спал он, кажется, на полу…
Лет пять назад на Московском епархиальном собрании нам раздавали довольно толстые оранжевые справочники по социальной работе епархии. Так вот, там были собраны все сведения о социальном служении в Москве. Нет почти ни одного социального учреждения, где бы ни трудилась Церковь. Почти все московские больницы, богадельни, социальные центры, тюрьмы, детские дома, большинство воинских частей были охвачены. Там рассказывалось о ночлежных домах, об автобусах, которые ездят ночью по улицам и спасают бездомных, о кормлении нищих на вокзалах… всё перечислить просто невозможно. Кто всем этим занимается, кто это организовал? Священство, с помощью народа Божиего – мирян. Скажите, какая негосударственная организация еще занимается таким широким служением? А ведь почти каждый из священнослужителей еще и лично помогает своим нуждающимся прихожанам и просто знакомым. Недавно один епископ (кстати, его в свое время тоже активно поливали грязью в печати) рассказал мне, что каждый месяц помогает из своих личных средств многодетной семье священника, который сейчас попал под запрет и не может служить, – этот батюшка когда-то давно начинал служить в его епархии.
Мы с вами сегодня много говорили о батюшках, совершивших всякие неблаговидные поступки. Но то, что мы видим, – это внешняя сторона, какой-то эпизод. А я уверен, что если подробно расспросить об этих оступившихся у их прихожан, то мы узнаем, что и эти священники очень многим помогли. Кого-то спасли от развода, кому-то дали денег, кого-то вытащили из отчаяния и пьянства или, может быть, просто, бросив все личные дела, поехали и причастили чью-то маму или бабушку в больнице.
Притом каждый из священников то, что он делает, не считает каким-то подвигом или даже добрым делом. Это наша повседневная работа. Мы солдаты, мы служим. Недаром духовенство так уважают военные и полиция. В наших служениях много общего.
Недавно узнал как в г. Пошехонье Ярославской области отец Евгений Мозяков спас 9-летнего мальчика, упавшего в колодец. Дело было в сентябре, ребенок, играя, упал в холодную воду. Мимо ехал священник. Пока дети и взрослые пытались вытащить ребенка, опустив шланг в колодец, батюшка прыгнул в воду, поставил ребенка себе на голову, оказавшись при этом под водой, и так помог ему выбраться. Несколько лет назад два священника в Сергиевом Посаде спасли из пруда ребенка, которого выбросила туда сумасшедшая мать.
Про подвиги священников можно писать целые тома. Священник, если надо, и жизнь отдаст
В августе 2015 года в Хабаровском крае произошло крупная автокатастрофа. Погибли 12 человек, было много раненых. Так вот, на месте аварии оказался священник, игумен Тихон, настоятель храма Комсомольска-на-Амуре. Он также сильно пострадал (были сломаны ребра, поврежден глаз, много ссадин и ушибов), но при этом помогал вытаскивать людей из покореженных автобусов. Мой брат, священник Александр, когда в поезде московского метро сработало взрывное устройство на станции «Парк культуры», оказался в соседнем вагоне и также бросился спасать пострадавших, вытаскивать раненых до прибытия спасателей.
Да, про подвиги священников можно писать целые тома. Священник, если надо, и жизнь отдаст. Все мы помним смерть отца Даниила Сысоева или священников в Чечне. Мы знаем, что до революции нравы духовенства также были не на высоте, а сколько из них потом отдали жизнь за Христа! За годы советской власти было убито более 115 тысяч священнослужителей! И я твердо верю: если снова будут гонения, наши современные батюшки повторят подвиг новомучеников XX века.
По поводу упомянутого в статье крещения дочери Киркорова. Дело не в самом факте крещения, а в том, что ради певца и его друзей закрыли храм для простых прихожан. Киркоров же фактически превратил крещение в еще одно шоу.
/Ларисе Ворониной. Я правильно понимаю, что если, например, ваши дети ведут себя плохо, то вам за них не может быть стыдно? Что за чушь? Первое Коринфянам 12,26: "Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены."/ Мои выводы базируются на общенаучных методах: анализ, синтез, моделирование, эмпирическое познание. Источники: толковый словарь, работы М.Шахова, научно-психологическая доктрина. «Стыд» и «сострадание» имеют разную этимологию. Стыд – это чувство, вызываемое позором и бесчестьем; сострадание – это жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека. Повторяю: причинно-следственная связь происходит как «деяние-совесть-стыд», где деяние – это действие или бездействие конкретной личности, и совесть её [личности] сугубо субъективна. Когда стыдишься за чужие (!) поступки, причинно-следственная связь нарушается, и остается только «деяние-стыд». В свою очередь, «совесть» как чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми и обществом остается незадействованной. Это первое… Второе. Как можно равнять шалости детей и поступки самостоятельных взрослых? [у меня иногда складывается впечатление, что «дети» – это такой последний аргумент, при котором оппонент неминуемо должен капитулировать]. Виновник данного ДТП не ребёнок и не «вёл себя плохо». Произошла непоправимая трагедия, от которой никто (и я, и вы в том числе) не застрахованы... Вообще удивительные вещи. Например, в статье журналистки М.Бирюковой описан такой случай: она была с приятелем на банкете, и группа товарищей решила их уколоть. А не стыдно, спрашивают, вам за «инквизиторский процесс» Церкви над небезызвестной панк-группой? Марина что-то возразила, а приятель ответил: «Нет», и продолжил невозмутимо есть креветку. Под статьёй масса восторженных возгласов. Но когда в жизни встречается такой человек, его понять и воспринять сложно. Парадокс.
Я ездил причащать недавно больных в больницу в 6 00. Машина не завелась. Вызвал такси. Все решилось. У меня "Таврия".
/Ларисе Ворониной. Я правильно понимаю, что если, например, ваши дети ведут себя плохо, то вам за них не может быть стыдно?/... На мой взгляд, не корректно. Если ребёнок маленький и пока слушается Вас, надо любя привести его в норму (о нём надо думать, а не о себе! А уж если и стыдиться - то за себя, что Вы плохой родитель); Если дитя уже выросло и плохо себя ведёт - Вы уже ничего сделать, кроме как пожалеть его и помолиться, - не сможете, разве только опять-таки постыдиться за себя, что Вы такого воспитали. А если муж плохо себя ведёт, то: 1. Или Вы выбрали такого и тогда принимайте его таким, как он есть и молитесь, даже и не пытаясь воспитывать; 2. если вас не устраивает его поведение и вы его стыдитесь - тогда вас спасёт только развод, а он не желателен. А уж если какой-то неизвестный Вам священнослужитель неподобающе себя ведёт - то только и остаётся пожалеть его и помолиться, так как ситуацию Вы изменить не можете! И что остаётся? Правильно: не можешь изменить ситуацию - измени своё отношение к ней. Не загоняй себя в угол. Не можете Вы отвечать за грех неизвестного (и даже известного) Вам взрослого человека. Сострадание и стыд за несовершенный Вами грех - разные чувства. Простите!
Вы,наверное, не видели видео, как была сбита эта женщина. Она уже прошла почти весь пешеходный переход и была сбита практически на тротуаре. Скорость автомобиля была сумасшедшая. Причем здесь пьяные или неадекватные пешеходы. Ну можно ездить с нормальной разрешенной скоростью, тогда и пешехода на зебре успеешь разглядеть. Конечно, пешеходы часто нарушают правила, я бы сказала, что 50 на 50. Но с такой скоростью ехать на опасном участке, не знаю, никакого оправдания нет. А жалко, разумеется, всех.
Я правильно понимаю, что если, например, ваши дети ведут себя плохо, то вам за них не может быть стыдно? Что за чушь?
Первое Коринфянам 12,26: "Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены."
Упокой, Господи, душу усопшей рабы Твоей Марии!
Святые Дары - Тело и Кровь Христовы.Алкоголя в Них нет.
Ну вот, обиделись. Простите, может я и резковато написала, но мне показалось, что по другому Вы бы вообще не услышали... Вопрос сложный, и решать его надо с духовником. Все люди разные, находятся на разном уровне... Простите ещё раз! PS. С Ларисой Ворониной не знакомы, просто почти "одного поля ягодки". И это радует! (Что взгляды в чём-то совпадают).
Но очень удивил комментарий Натальи про пешеходов... Хотя их (комментарии) можно было и не читать, но простите, человеческое это все...
Пешеход для своей же безопасности, конечно, должен крутить головой, даже если у него приоритет на дороге. Но обвинять сбитого пешехода в том, что он больше виноват, что его сбили на высокой скорости, там, где он прав, и больше сочувствовать водителю, это сильно... Увы, скорость верчения головой, не сравнить со скоростью несущегося авто.
Если что, я сама вожу машину уже давно.
И не важно, куда ты спешишь: на работу, в детский сад за ребенком, на литургию в храм, что мешает подумать о других? Может высокомерие?
- Столько лет ты меня искушаешь! Когда ты наконец оставишь меня в покое?
- Я оставлю тебя в покое раз и навсегда если ты напьешься - отвечает дьявол
- И все? - удивленно отвечает монах
- И все - вторит ему дьявол
Монах напился. Потом пошел пьяным к женщине и сблудил. Так случилось что их застал муж этой женщины.
- Какой ужас! - воскликнул монах и убил мужа блудницы. И в тот час вроде сам умер. Такая вот история. Ничто не ново под Солнцем.
Вы берете на себя ответственность судить меня,называя волчком в овечьей шкурке...
И ,ещё писать на светских рессурсах я просила автора статьи о.Павла Гумерова ,но нисколько не Вас.
(А Вы уж прельстились)
На этом заканчиваю и больше с Вами диалог вести не буду,так как не полезно это моей душе(да и вашей также)
Желаю всех благ и спасения души!
А автор прав, жизнь священника как бы под микроскопом, и так должно быть. Ведь священники нас учат в проповедях, значит и сами должны стремиться к святости.
Теперь про дорогие машины. Да в большинстве случаев их дарят. Но почему нельзя отказаться от подарка, даже если родной отец подарил? Так и сказать:" Извини, я - батюшка, не могу ездить на машине гораздо дороже, чем у большинства прихожан". Можно и взять подарок и продать, а купить подешевле, чтобы не наводить людей на грех зависти и осужления. А на старых жигулях вообще не надо никому ездить: ни священнику ни пенсионеру.))
А Иосифу Пригожину большой респект, не стал из своих крестин шумное шоу делать, даже батюшка не знал, кого крестит.))
/Наша Церковь не благословляет ЭКО/ - ничего подобного. В Социальной концепции РПЦ не благословляется только суррогатное материнство и подробно обосновывается почему. А при ЭКО разрешается короткий медицинский протокол, при котором в рост идет столько яйцеклеток, сколько подсаживается. Не благословляется только криогенная заморозка, т.к. ее можно классифицировать как аборт. Ведь после такой заморозки оплодотворенные яйцеклетки почти все пустые. /но детей ЭКО крестят/ А что запрещает крестить детей? /женщина уже бабушка, а хочет ребёночка.../ Здесь без шансов. /Если Церковь крестит плод ЭКО ( даже представить не могу, что это может быть за создание)/ такой же ребенок как и все остальные, рожек нет :). /значит, ЭКО быстрее войдёт в жизнь, чем могло бы, если наша Церковь была бы категорически против крещения таких людей./ На чем вы основываете эти выводы? И почему Церковь должна быть категорически против крещения людей по любому признаку? Повеяло дискриминацией. /Написала это, чтобы и духовенству, которое зачастую находится от паствы по другую сторону и не общается с ней, не знает тех вопросов, которые миряне хотели бы задать своим пастырям/ - духовенство в курсе, даже иеромонахи, не волнуйтесь :).
Mne buvajet studno, no tolko za nas greshnuh. Svjashenniki u nas kak bu "sklad"
nashego negativa, grehov i zhlobstva i pri etom oni na sluzhbe krugliuje sutki
i semu nado soderzhat i detey vospituvat. I vsjo ravno-osuzhdenie i eto ne tak
i eto "ne po-mojemu" Rekomenduu "pravilnum" zhurnalistam soprovodit
3-4svjshennikov odnu nedelu/krugluje sutki i s neterpenijem zdu:"Chto oni zapout-napishut!?"
Gospodi pomiluy i pomogi nam greshnum.
Сочувствую родным р.Б. Марии, упокой, Господи, её душу!
/Вам многоуважаемая Лариса ,не стыдно за православных священников/ Нет, не стыдно. Мне за себя бывает стыдно, как будто стыдно за других :)... Да Вы, Людмила, волчок в овечьей шкурке... я тут со всей душой, по личному опыту... Ошибочка вышла. /Вы пишите на светских рессурсах-там ждут какой то реакции Церкви на происшествия подобного рода/. Мне, конечно, лестно, что мои скудные комментарии приравняли к "реакции Церкви" :)... но где и что писать я сама решу, спасибо за рекомендацию.
Сочувствую о.Иоанну, это страшнейшее испытание для него и его семьи. Упокой Господи, рабу Твою Марию!
Может и гордыня у меня,а может и что другое,но совершенно равнодушным нельзя быть.
Прости меня ,Господи.
18 и знаешь волю [Его], и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: "не прелюбодействуй", прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
(Рим.2:17-24)
Только миряне не именуют себя "пастырями" и "отцами".
"Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою" — на чьём кресте пишут?
И вдумайтесь, дорогие мои, ведь наш суд, как и суд вражий, уже распространяется и на Самого Спасителя. Согрешил человек пред Богом, пред людьми, мы – свидетели тому. Но мы не видели, как он каялся, и мы не слышали, как над головой грешника прозвучали утешительные слова иерея: «…властию мне данною, прощаю и разрешаю все грехи твои, во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Милость Божия уже стерла рукописание грехов, а мы все еще продолжаем помнить и судить. Но это уже суд не над человеком, но над Богом, помиловавшим и простившим.
/Людмила 9 декабря 2015, 17:00
Коммент Ларисе Ворониной-А, Вам многоуважаемая Лариса ,не стыдно за православных священников,не обидно,что их вот так осуждают в Сми....когда возможно хотя бы немного чувствовать меру ответственности,когда выезжаешь утром на дорогу. И ,действительно правы здесь некоторые авторы строк-здесь на православном сайте ,что толку печатать такую информацию/..
Людмила, задайте себе вопрос и честно ответьте себе же: а почему Вам-то стыдно за деяния другого человека? А за члена семьи не бывает стыдно? А за соседа? А может это от гордыни вашей? Потому что Церковь, куда ВЫ ходите и ВАША семья компрометируют Вас? Стыдиться надо своих поступков. Пожалеть людей и помолиться за них - другое дело, а с поступками других людей Господь Сам разберётся. Лариса всё правильно пишет, и более того, если Вам не всё равно, так защищайтесь, а не обижайтесь! Простите!
Петр.
"Галина Б. 9 декабря 2015, 14:00
Каким бы ни был человеком священник, на нем уже благодать рукоположения, которая от апостолов идет, а на апостолов - от Христа. "И по ржавому проводу течет ток". Не знаю чьи слова, я уже использовала их в комментариях. Нам ли судить? Со своими грехами бы разобраться. А у журналистов работа такая - не позавидуешь: собака лает, ветер носит. Меня их "обличительные" статьи не волнуют. Оправдываться не надо. "Блажени есте, егда поносят вам..." (Мф.5,11). Слава Богу за все."
Читаю Ваши статьи всегда с большим вниманием, Спасибо за всё!
Вторая часть статьи задела за живое. Всё так! ЕСТЬ у нас чудесные батюшки! Не сан красит человека, а человек сан. А сколько не церковных людей, кто совершает грандиозные добрые поступки, никак это не афишируя? То, что происходит в Церкви - это отражение того, что происходит в социуме. Зёрна от плевел отделяются не воцерковлённостью, а, видимо, чем-то одному Богу вЕдомым.
И ,действительно правы здесь некоторые авторы строк-здесь на православном сайте ,что толку печатать такую информацию....Мы знаем,что есть прекрасные священники .Вы пишите на светских рессурсах-там ждут какой то реакции Церкви на происшествия подобного рода.
Простите,но я так думаю.
На мой взгляд, в данный момент информационной войны с церковью не ведется. Вот несколько лет назад, когда раскручивали тему с "нанопылью" и "часами патриарха" - там да, была скоординированная атака. А сейчас отдельные разрозненные нападки, на войну не тянет.
Я сам далеко не свят и понимаю, что могу сбить пешехода. Но священник в пост рано утром пьяный за рулем - это как-то сурово. Ой сурово.
И в рамках дискуссии по случаю в Петрозаводске на одном сайте атеисты так обосновывали свои претензии: "священники учат людей поступать правильно, но сами не соблюдают то, чему учат". И возразить то им нечего.
А касательно иеромонаха Илии, прозванного в народе "аеромонахом" вообще видна серьезная проблема. Монах умирает для мира, монах не имеет личного имущества, монах живет в монастыре/скиту. А тут я не увидел ничего их перечисленного. И о. Илия не один такой.
Вот иеромонах Нил (Яшкин), замерзший в ночь с 28 на 29 декабря 2013 на лесной дороге по пути из поселка Пудож в Муромской Успенский монастырь - он настоящий. Такой монах - свет миру.
Слава Богу за все.
/К сожалению часто сталкиваюсь с осуждением священнослужителей на работе. Пытаюсь найти оправдания.../ Ваши сослуживцы говорят это не священникам, они говорят это вам. Не вступайте в эти разговоры и интерес к ним утихнет сам собой. А еще лучше начать контрнаступление, спросив: "Что конкретно вы хотите от меня? [дождаться ответа] Верить не перестану, в церковь ходить буду. Вопрос закрыт?" Это всегда застаёт врасплох.
Людмила 9 декабря 2015, 10:00 /Православным же всегда в диалогах с неверующими или представителми других конфессий всегда приходится искать аргументы в защиту своих батюшек ,оправдываться за них....и за себя конечно./ Та же ситуация - за что вы оправдываетесь? Какая цель у обвинителей? Чего они хотят добиться? Задавайте прямые вопросы и удивитесь как всё повернётся.
2. Наша Церковь не благословляет ЭКО, но детей ЭКО крестят. Что думает народ, видя это, который желает иметь детей и не имеет, в том числе и по объективным причинам - женщина уже бабушка, а хочет ребёночка....История с Пугачёвой и её мужем, думаю, многих подвигла на подвиг ЭКО и никто в этом не видит ничего противоестественного. Если Церковь крестит плод ЭКО ( даже представить не могу, что это может быть за создание), значит, ЭКО быстрее войдёт в жизнь, чем могло бы, если наша Церковь была бы категорически против крещения таких людей.
Написала это, чтобы и духовенству, которое зачастую находится от паствы по другую сторону и не общается с ней, не знает тех вопросов, которые миряне хотели бы задать своим пастырям, было понятно, что вопросы серьёзны и они есть. Спаси всех Господь. Простите.
Упокой ,Господи душу р.Б.Марии.
Понятна Ваша боль и переживание за священство и монашество....
Но мое мнение не надо было столько писать-все люди православные знают какие бывают священники,какие они подвиги ради ближнего совершают -и спасают , и жертвуют и усыновляют....но побольше бы надо писать ,что священник -это особое призвание,эта запредельная мера ответственности пред людьми и Богом.Не хочу осуждать,но нужно принимать критику,потому как общество ,действительно хочет видеть священника чистым и практически святым,а монаха нестяжателем,как Паисий Святогорец ,у которго в келье пусто было .Вот часто приводят в пример обыватели патриарха сербского Павла ,который ездил на трамвае в патриархию и пешком без всякой охраны ходил по всему городу....Народ о нем говорил : “Это наш Ангел, который покрывает и защищает нас”.Можно и поскромнее быть и на б.у. автомобилях заграничных.Народ хочет доверять священнику,но не всек сожалению готовы после таких случаев....а жаль.
Православным же всегда в диалогах с неверующими или представителми других конфессий всегда приходится искать аргументы в защиту своих батюшек ,оправдываться за них....и за себя конечно.
Преподобный Паисий Святогорец сравнивает настоящие времена с войной. А ведь действительно идет война. Она уже ничем не прикрывается, эта борьба диавола с Церковью Христовой. И мы должны быть все очень осторожны в своих поступках. Наверное Господь не просто так попускает подобные случаи. И это, наверное, уже вопль Господа к нам. А раз уж мы не понимаем, то приходится Ему прибегать к таким жестким средствам. К сожалению те немногие голоса, вопиющие о обмирщении нашей Церкви остаются неуслышанными. И мир этот разъедает нас изнутри или с головы- как хотите. Вчера в публикации на православие.ру приведены очень горькие слова архидиакона Андрея Мазура о современном столичном священстве... Пора уже, наверное, подумать об этом.
Помогай Вам Господь! Простите меня.
Господи, спаси люди твоя и благослови достояние Твое!!!