Батюшки бывают разные

В последнее время мы часто узнаем из новостных сводок о неприятных жизненных историях, в которые попадают священнослужители. И самые страшные из них заканчиваются смертельным исходом. Девять дней назад отец Иоанн Петунов насмерть сбил в Петрозаводске женщину. Просим наших читателей помолиться о погибшей Марии Жулябиной, о ее семье. А также о самом Иоанне Петунове и его семье.

Мы попросили протоиерея Павла Гумерова прокомментировать ситуацию. Почему такое происходит? Как на это реагировать?

Трагедия в Петрозаводске Трагедия в Петрозаводске

Очень тяжело об этом говорить. Погиб человек, жалко несчастную женщину, ее родственников, но не менее жалко и виновника аварии, его детей и супругу. Как им теперь с этим жить… Его ожидают годы тюрьмы и, скорее всего, извержение из сана. Думаю, вся жизнь отца Иоанна разделилась на две половины: на ту, что была до того страшного дня, и на ту, что ожидает его после. Страшнее наказания, чем то, что с ним уже случилось, не сможет дать ему ни один земной суд. Мне приходилось неоднократно исповедовать людей, совершивших наезд на пешехода. Поверьте, это очень большое горе для любого человека с совестью, это боль, которая всегда будет с тобой.

Когда узнаешь о подобных случаях, каждый раз воспринимаешь грех твоего собрата-священнослужителя как личную беду. Для нас всех, для священников и для мирян, это еще один повод задуматься: как мы ездим, как мы живем, куда так спешим?

В России у нас традиционно все ездят быстро, неаккуратно и нарушая правила. Ездят так все: молодые, пожилые, гаишники, журналисты, студенты… увы, и священники. Хотя, понятно, именно духовенство должно показывать пример соблюдения правил. Огромное количество людей гибнет под колесами. На дорогах России в год погибает около 30 тысяч человек. Это в два раза больше, чем за все 10 лет войны в Афганистане. Жуткие данные!

Автомобиль, как известно из Правил дорожного движения, «транспортное средство повышенной опасности». Это жутко опасная штука. Самым опасным транспортом во всем мире считается не самолет, не корабль, а именно автомобиль. Особенно в России. Это объясняется и неаккуратной ездой, и плохими дорогами, и неудачной организацией движения, и достаточно мягкими наказаниями за нарушение ПДД. У нас даже виновникам аварий со смертельным исходом полагается несколько лет колонии общего режима. А еще совсем недавно они отбывали срок в специальных колониях, где носили обычную гражданскую одежду и где был весьма нестрогий режим.

Со всем этим надо что-то делать. Ведь в странах, где гораздо больше машин на душу населения, гибнет гораздо меньше людей, да и нарушений в разы меньше. Видимо, надо полностью пересматривать подготовку водителей и ужесточать правила.

Но даже люди, соблюдающие правила и имеющие очень немалый стаж вождения, не застрахованы от нештатных аварийных ситуаций. Никто из нас не знает, садясь за руль, что сегодня будет: либо ты, либо в тебя… Бывают моменты, когда ты ничего уже сделать не можешь – все мы под Богом ходим. Остается только молиться. Говорю это со всей ответственностью как водитель с более чем 20-летним стажем, имеющий право вождения транспортных средств нескольких категорий. Я знаю, что некоторые священники поэтому принципиально не садятся за руль – чтобы случайно не стать убийцей. Хотя, понятно, на практике это трудно осуществимо. Большинство священнослужителей – многодетные отцы, без машины им очень непросто будет в семейной жизни. Если батюшка – настоятель храма, ему также постоянно нужно что-то возить для церкви. Ну и, конечно, каждого священника могут и днем, и ночью вызвать напутствовать умирающего, а как в городском переполненном транспорте ехать со Святыми Дарами?

Почему в сводки новостей непременно попадают аварии со священнослужителями? Думаю, ответ прост: идет информационная война

Как я уже сказал, бьются и попадают в аварии все. Из всех своих многочисленных знакомых автомобилистов не знаю ни одного, кто бы хоть раз в жизни не побывал в ДТП. К сожалению, это наша действительность. Особенно напряженный и плохо организованный трафик движения в Москве и крупных городах. В Москве несколько миллионов машин, ежедневно много аварий, некоторые тяжелые, со смертельным исходом. Почему в сводки новостей непременно попадают аварии со священнослужителями? Что, мало людей бьется и гибнет? Думаю, ответ прост. Сейчас идет информационная война в СМИ и интернете против Церкви. Надеюсь, это всем очевидно. Приведу только один маленький пример. Некий батюшка попал в очень легкое ДТП на своей далеко уже не новой «Ниве». Он решил провести такой эксперимент: снял свою машину на видео и выложил его в сети с названием «Священник попал в ДТП». Этот пустяковый ролик о никому не известном человеке – но священнике – уже в первый же день собрал кучу просмотров. Это значит, что есть люди, которые целенаправленно ищут подобные материалы, чтобы использовать их как повод для очередного информационного скандала. Сегодня жизнь священников как бы под микроскопом. Сейчас нужна особенная осторожность, чтобы, как говорит апостол Павел, «не дать повода ищущим повода» (2 Кор. 11: 12).

Конечно, вина священника, сбившего в Петрозаводске женщину, очевидна. Алкогольное опьянение, несоблюдение скоростного режима, грубое нарушение ПДД. Сбил он ее прямо на пешеходном переходе. Я сам несколько раз просмотрел эти видеозаписи. Жуткие кадры. Никакого оправдания этому поступку нет и быть не может. Это убийство, хотя и невольное.

Но те, кто знаком с историей Церкви и жизнью Церкви не из досужих статей и телепередач, прекрасно знает, что Церковь никогда не занималась лакировкой действительности. Не прятала голову в песок. Наоборот, открыто и прямо рассказывала людям правду жизни. Те, кто пытается россказнями о недостойных священниках очернить Церковь, и те, кто эти пасквили слушает и внимает им, видимо, никогда не читали не только церковной литературы, но даже Евангелия. С духовенством и жизнью Церкви они также незнакомы.

В патериках можно найти всё: и вершины духа, и описания глубин падений некоторых подвижников

В духовной литературе есть такой жанр – патерики. Это краткие непридуманные рассказы из жизни подвижников, священников и монахов. Некоторые из них относятся к самым древним, первым векам монашества. Эти книги всегда были любимым назидательным чтением у православных людей наравне с житиями святых и творениями святых отцов. Так вот, в патериках жизнь монастырей, монахов изложена как она есть, без всяких прикрас. В патериках можно найти всё: и вершины духа, и описания глубин падений некоторых подвижников. Эти тексты говорят о немощи человека, о грехах сребролюбия, пьянства, гордости, жестокости и блуда. Но описывается и восстание, покаяние и перерождение души этих грешников. Кстати, там не всегда бывают описаны случаи покаяния и исправления. Иногда грехопадения героев патериков – это просто эпизод, который дается в назидание.

Жития святых также очень правдивая книга – это не благочестивый лубок, а истинные биографии живых людей. Приведу только один пример, а таких примеров немало.

Святой праведный Алексий Бортсурманский Святой праведный Алексий Бортсурманский
В XIX веке в Нижегородской губернии в селе Бортсурманы служил батюшка. Особым благочестием он не отличался, а даже, наоборот, был подвержен пьянству. Как-то ночью его позвали напутствовать умирающего в соседнюю деревню. Священник рассердился, что его потревожили, и сказал, что, дескать, ничего страшного, доживет больной и до утра. Однако снова заснуть он не смог и через какое-то время решил все-таки навестить умирающего. Но застал крестьянина уже умершим, лежащим под образами, а рядом стоял Ангел и держал Святую Чашу для причащения в руках. Вообще-то подобное каноническое преступление – отказ от напутствия умирающего – обычно карается запретом в священнослужении. Но отца Алексия почему-то не отправили под запрет. Но всю свою последующую жизнь он обратил в покаяние. Он стал ежедневно совершать Литургию, наложил на себя огромное молитвенное правило, стал очень много помогать нуждающимся и обездоленным. Господь дал ему дар исцеления и прозорливости. Сам преподобный Серафим Саровский почитал его как великого подвижника и говорил о нем, что он подобен свече, возженной перед Престолом Божиим. Ныне Церковь почитает этого священника как святого праведного Алексия Бортсурманского.

Для чего Церковь оставила в своих книгах эти случаи? Уж, конечно, не для того, чтобы мы занимались осуждением людей, описанных в патериках и житиях. Эти рассказы нужны нам по двум причинам. Первое: показать примеры покаяния и исправления жизни. Второе: дать урок трезвения. Если даже монахи и священники – служители Божии – искушаются диаволом и совершают падение, как же внимательно нужно вести себя мирянам! «Блюдите, яко опасно ходите».

Священникам много дано, но с них много и спросится. И соблазнов, искушений у священников может быть больше, чем у людей мирских.

Да, мы не отрицаем, что наши священники совершают грехи и правонарушения. Да, мы честно признаём: есть у нас священнослужители, которые позорят Церковь. Отдельные такие случаи имеют место. Никакой – даже самый высокий – сан не страховка от падений и ошибок. Я уже упоминал Евангелие. Один из 12 апостолов, ближайших и любимейших учеников Христа, Его предал, другой отрекся от Него, как только Спасителя взяли под стражу. Люди не ангелы, у всех у нас в той или иной степени есть грехи – и у мирян, и у священников. При этом я нисколько не оправдываю преступления и невольные убийства людей. Это преступная халатность, и она должна быть наказана. Но недостойные пастыри были во все века и времена. IV век – золотой век святости. Одна семья святителя Василия Великого чего стоит! Там почти все святые. Так вот, святой Иоанн Златоуст в IV веке пишет о безнравственности и сребролюбии некоторых пастырей.

Но нельзя по этим священникам судить обо всей Церкви – это абсурд.

Мы видим, как грешит пастырь, монах, но не видим, как он кается

К тому же, мы видим, как грешит пастырь, монах, но не видим, как он кается. Может быть, падение, которое произошло с ним, перевернет всю его жизнь и он до конца дней своих будет плакать о своем грехе и искупать его добрыми делами. Таких случаев предостаточно.

Теперь вспомним автомобильные аварии, виновниками в которых были игумен Тимофей и иеромонах Илия. Прежде всего, я бы не стал объединять эти два случая, ведь в последнем погибли люди. Да, нет ничего хорошего в том, что священник на дорогой машине совершает ДТП. Но в случае с отцом Тимофеем никто не погиб и серьезно не пострадал. Слава Богу, не было серьезных травм. Да, железо сильно помято, но ведь не люди. Печально, что он был виновником столкновения, хорошо, что всё обошлось. К тому же он понес заслуженное наказание и от государства, и от священноначалия. Но у нас в Москве каждый день происходят ДТП, и никто о них ничего не знает.

Думаю, что журналистов очень заинтересовала не сама авария, а автомобиль отца игумена. Но ведь машина эта – «БМВ» с посольскими номерами – вообще не его! Ну, дали человеку проехаться на дорогой машине: что, это такой страшный грех? К тому же он не просто монах, а настоятель московского храма, ему машина просто необходима. Нет, тут в другом месте собака зарыта. Почти во всех сводках сообщалось, что виновник ДТП тот самый отец Тимофей, который публично осудил скандальную выходку «Пусси Раит». Конечно, журналисты ухватились за такой повод – облить грязью Церковь и обличителя их любимых «Пусек». Тут уж каждое лыко в строку пошло. Конечно, было также упомянуто, что игумен крестил дочь Ф. Киркорова. Кстати, все репортажи и сводки были составлены удивительно предвзято, тенденциозно. Все факты перевирались, журналисты постоянно передергивали их, дополняли текст своими собственными домыслами. Да, мне кажется, отец Тимофей поспешил крестить дочку Киркорова, нужно было предвидеть, чем это может кончиться, и обратится за советом и разъяснением к священноначалию. Но мне просто интересно, что бы было, если бы отец игумен не крестил ребенка, а, наоборот, вытолкал взашей Киркорова вкупе с крестным Малаховым. Представляете, какой бы хай подняли массмедиа? Дело в том, что священнику, особенно столичному, приходится контактировать с огромным количеством людей. Среди этих людей не одни пенсионеры, слесари и продавцы супермаркетов. Попадаются и довольно известные люди, артисты, политики. Церковь открыта для всех. Мы не можем отказать в общении, исповеди человеку только потому, что он шоумен, а не сантехник.

Общение с медийными лицами, поверьте, не вызывает у большинства батюшек какой-то особой радости – это часть нашего служения. Они для нас такие же люди, как и все. Вспоминается один старый протоиерей, очень простой, добрый батюшка. Я служил с ним в храме святителя Николая на Рогожке. Он крестил известного продюсера Иосифа Пригожина. Так вот, когда священник вышел из крестильни, его обступили наши женщины и стали наперебой говорить ему: «Вы знаете, кто это был? Ведь это муж самой певицы Валерии!» На что батюшка с недоумением ответил: «Валерия? А кто это?» Кстати, отблагодарили его тогда за крестины весьма скромно.

Мое мнение: священнику не стоит водить дружбу со звездами и участвовать во всяких ток-шоу. Это почти всегда не на пользу Церкви. Меня неоднократно звали в подобные передачи, например к Андрею Малахову, но я под разными предлогами уклонялся. С отцом Тимофеем я учился на одном курсе в семинарии, потом в академии и могу сказать о нем только хорошее. Правда, после окончания учебы мы не общались. Человек, конечно, может меняться.

Я нисколько не хочу оправдать ни того, ни другого. Но я призываю объективно, без домыслов разобраться. Наличие алкоголя у них в крови никто не доказал. Не было сделано анализа на алкоголь, и не было даже простого алкотеста. Отец Тимофей отказался, отец Илия тоже не проходил освидетельствование на алкоголь. Но об этом позже. Почему отец игумен отказался, не могу знать. Может быть, испугался. Ведь даже если человек выпил с вечера, у него могут обнаружить в крови алкоголь выше нормы – у всех разный обмен веществ. К тому же, если священник служил без диакона, он должен сам потребить Святые Дары. И у него в крови будет алкоголь. Может быть, тут был именно такой случай. Конечно, после потребления за руль садиться нельзя. Об этом после говорил Святейший Патриарх Кирилл. Но потребляет Дары священник не ради пьянства. Это служебная необходимость. Быть может, были какие-то другие причины, я не знаю. Отказаться от теста – право водителя. Но после этого с тебя будут спрашивать по всей строгости. Это отягчающее обстоятельство. Почти неизбежно отберут права.

После аварии После аварии
/p>

Случай с отцом Илией – это, конечно, большая трагедия. В результате аварии погибли два человека, у них остались семьи, возможно дети. Но и здесь я призываю к объективности и непредвзятости. Судя по тому, как небрежно, предвзято и противоречиво описывали данное преступление господа журналисты, их в первую очередь интересовала не правда, не смерть людей, а стоимость джипа иеромонаха Илии. Недавно я проходил обучение на курсах тюремных священников. Вместе с нами учился и протоиерей Иоанн Каледа – сын отца Глеба Каледы. Он старший священник Краснопресненского СИЗО, в котором отбывает наказание отец Илия, работая там в хозотряде. Он много беседовал с отцом Илией, в том числе об этой трагедии. Не думаю, что уже осужденный, отбывающий наказание и лишенный сана человек будет обманывать окормляющего его священника. Какой в этом смысл?! То, что рассказывает отец Иоанн, а также факты, которые мне удалось узнать, позволяют взглянуть на всю эту историю иным взглядом. Не дававший покоя журналистам в течение года автомобиль «Мерседес Гелендваген», на котором была совершена авария, – машина далеко не новая, ей уже 13 лет. Подарена она отцу Илии родителями. Люди они весьма состоятельные и, видимо, поездив на машине, не стали ее продавать, а подарили сыну. Одному моему знакомому многодетному диакону папа, человек очень небедный, каждый раз отдавал свои авто, поездив на них несколько лет. Кстати, машины были тоже по тем временам неплохие. Так что, ему отказываться от подарка? Отец обидится.

Должен ли был отец Илия принимать такой подарок, может ли монах иметь такую машину? Думаю, сейчас он считает день, когда принял от родителей этот дар, самым несчастным днем в своей жизни.

Мы знаем, что в начале СМИ озвучивали совершенно однозначную версию: якобы «Мерседес» на большой скорости прямой наводкой врезался в пластиковые блоки ограждения и сбил насмерть людей. А потом, отлетев, ударил автомобиль «Шкода», идущий впереди. Видеосъемки этого ДТП нет. Видимо, в этом месте дороги отсутствуют камеры, поэтому точно восстановить картину весьма непросто.

Но в ходе следствия стала вырисовываться иная версия. «Гелендваген» сначала врезался в «Шкоду», а потом, отскочив от нее, задел дорожных рабочих. Также он ударился в автомобиль «Газель». Есть еще версия, что отец Илия врезался в «Шкоду», потому что изменил траекторию движения: его подрезала проезжающая мимо машина. Найти ее теперь, конечно, невозможно.

В любом случае после столкновения с иномаркой иеромонах потерял управление и не мог уже выправить машину так, чтобы она не врезалась в людей. По его словам, в этот момент он потерял сознание. И не видел, как кого-то сбивал, не помнит, как это было. В результате аварии его джип перевернулся. Ему помогли выбраться. И увезли, так как он нуждался в помощи. Почему он не вызвал «Скорую», почему не поспешил оказать помощь сбитым людям? Кто видел фото джипа, поймет. У машины почти снесена крыша, вся задняя часть вмята внутрь, авто полностью искорежено. Оно не подлежит восстановлению. Очень странно, как водитель вообще остался жив. Так что после аварии он вряд ли бы смог вызвать по телефону «Скорую помощь» или своего знакомого, который, по словам журналистов, и увез его с места ДТП. Увезли его очень быстро, а после такой аварии человек должен находиться в сильном шоке. Думаю, что в этот момент он очень плохо что-либо соображал и мог даже не догадываться, что убил людей. Сам отец Илия говорит, что человек, забравший его, просто ехал мимо. Нашелся, правда, какой-то свидетель, который утверждает: он якобы видел, что водитель джипа был пьян. Как он это определил, неизвестно. На следующий день отец Илия сам пришел в милицию.

Вину его в случившемся признали, да и сам он считает себя полностью виновным: превысил скорость, не соблюл дистанцию, потом скрылся с места преступления. Опять же, оправдывать его я не собираюсь, просто хочу, чтобы люди знали ситуацию не только по искаженным сводкам новостей.

Светским людям не понять, что самое страшное наказание для священника – лишение сана, невозможность стоять у Престола Божия

Суд вынес ему приговор: три года лишения свободы. Но самое страшное наказание для него то, что он, некогда священник, стал невольным убийцей и был лишен сана. Человек, который стоял перед Престолом Божиим и служил Литургию, знает, какое это великое счастье и как страшно этого лишиться.

Судить преступившего закон священника может только Бог, суд светский и наш, церковный суд, а уж никак не какие-то «акулы пера». Какое им вообще может быть дело до внутренней жизни Церкви и морального облика ее служителей? Они себя к Церкви не причисляют, над ней глумятся, а значит, внутренняя жизнь Церкви не должна их волновать. Лучше всего об этом сказал Глеб Егорович Жеглов в известном фильме, когда шла речь о недостойном поступке одного священника: «Пусть ихний Синод с их моральным обликом и разбирается. У нас задача другая, Шарапов».

Духовенство у нас имеет весьма разные доходы. В глубинке, где зимой в храм ходит по воскресениям четыре человека, а летом – чуть больше, священники вообще бедствуют. Спасает только личное приусадебное хозяйство. Так эти батюшки еще умудряются и разрушенные большевиками храмы восстанавливать! Да им и их женам просто памятники надо при жизни ставить. В Москве, конечно, другая ситуация. Но и здесь о каких-то больших доходах говорить не приходится. В спальных районах, конечно, побольше доходы батюшек, чем в центре, где мало людей и много храмов, но ведь в густонаселенном районе и побегать нужно. Очень много треб на дому, да и служб в таких храмах гораздо больше, нагрузка выше.

Откуда берутся дорогие машины? Как правило, дарят. Многие люди не продают машину, а отдают священнику

Откуда берутся дорогие машины? Как правило, дарят. Многие люди побогаче не продают машину, а отдают священнику. Кто-то, конечно, и сам покупает. Сейчас довольно нормально работает система автокредита. Если у священника стабильный доход, он может взять подержанную или новую машину и несколько лет за нее расплачиваться. Но мое мнение: священник должен держаться срединного пути. Меня лично дорогие машины собратьев ничуть не соблазняют, но у кого-то они могут вызвать зависть и ропот.

Недорогая, бюджетная иномарка сейчас ничуть не хуже дорогой. Но также я считаю, что батюшка не должен ездить на какой-то развалюхе. Ведь на нем лежит большая ответственность. Представьте себе: едет священник причащать умирающего на старых «Жигулях». «Жигули» глохнут. Человек умирает – а батя, засучив рукава, начинает копаться в моторе. А у него на груди Святые Дары. Из-за плохой машины можно на службу опоздать (например, зимой не заведется). И кто вместо тебя служить будет?

У нас в церкви несколько десятков тысяч священнослужителей, и нельзя судить о них по нескольким примерам недостойного поведения пастырей. Если некоторые офицеры, прапорщики продают бандитам оружие или разглашают военную тайну, можно ли по ним судить обо всей армии? Нет. Я сейчас много общаюсь с военными и точно знаю: у нас самая лучшая, боеспособная и героическая армия в мире. И так в любой области. Если хирург спьяну зарезал во время операции больного, что, теперь все врачи плохие и ходить к ним нельзя? Если какой-то мулла перешел на сторону ваххабитов и благословляет теракты, что, значит все мусульманские священнослужители – пособники террористов?..

То же справедливо и в отношении священников. Хотя, конечно, от батюшек требуется особая чистота и нравственность. Но если взять любое сословие, любую социальную группу, мы увидим, что преступлений, тяжких грехов среди духовенства совершается в тысячи раз меньше, чем в любой другой среде.

Духовенство – это живые люди. Как шутит один мой знакомый протодиакон: «Батюшки бывают разные, в том числе и всякие».

Скажу своего рода апологию священства. Священнослужители – народ скромный, о своей жизни и добрых делах сами рассказывать не любят. Думаю, я имею некоторое право судить о духовенстве, так как сам являюсь священником и происхожу из священнической семьи. За годы, проведенные в Церкви, за время обучения в семинарии и академии, за почти 20 лет собственного священства я познакомился с великим множеством духовенства. Встречал огромное количество епископов, священников, диаконов. Большинство из них – прекрасные люди и священнослужители. Говорю это совершенно искренне, а не потому, что следую корпоративной этике. Были среди них люди совершенно разные, далеко не идеальные, со своими проблемами и слабостями, но вот неверующих не встречал никогда. Священник постоянно имеет дело с человеческими судьбами и поэтому постоянно чувствует присутствие Божие в своей жизни и в жизни других людей. Он постоянно сталкивается с таким количеством сверхъестественного в нашей жизни, что просто не может оставаться неверующим. Так что все обвинения духовенства в неверии – полная чушь. Личные грехи – показатель слабости души, а не неверия.

Большая беда, что большая часть народа почти ничего не знает о жизни своих пастырей и сведения о них черпает не из личного опыта общения, а из всяких мутных источников. А ведь наши батюшки – народ замечательный, можно сказать – соль земли.

Четыре ребенка в семье священника – норма. А они еще и чужих детей усыновляют

У нас все очень много говорят о демографическом кризисе, о вымирании русского народа, но очень мало чего делается, чтобы хоть как-то улучшить эту самую демографическую ситуацию. А священники не говорят много (хотя говорят тоже), они просто рожают и воспитывают по пять, девять, двенадцать детей. У нас большая часть русского духовенства – это многодетные отцы. Четыре ребенка – норма. И не только рожают своих, но и берут чужих, из детских домов. И не только здоровых, но и больных, порой безнадежных инвалидов.

Самой большой многодетной семьей в России является семейство протоиерея Николая Стремского. С 1992 года они вместе с матушкой Галиной усыновили 70 приемных детей. Из 70 детей 25 человек носят фамилию Стремские, остальные находятся под опекой.

Епископ Лонгин (Жар) и его приемные дети Епископ Лонгин (Жар) и его приемные дети

Другой священнослужитель, уже на Западной Украине, но также принадлежащий к Русской Православной Церкви, вообще усыновил невероятное количество детей. У отца Михаила Жара уже было трое своих родных детей, когда они с супругой усыновили еще двоих. А потом еще 27. А затем в его паспорте просто закончились страницы. Следующих 224 детей он взял уже под опеку. Однажды он отпевал молодую женщину. Когда все разошлись, он увидел, что у могилы остались четверо мальчишек. Стоят, замерзшие, в резиновых сапожках на босу ногу и никуда не идут. Мороз 20 градусов. «Почему домой не идете?» – спросил батюшка. «Да идти некуда: мама умерла». Конечно, взял их к себе. Потом усыновил безрукого мальчика, затем уже совсем безнадежно больных детишек. Его огромная семья постепенно переросла в семейный детский приют при монастыре. Сам отец Михаил впоследствии принял монашество с именем Лонгин и даже стал епископом.

Скажите, пожалуйста, много вы знаете журналистов, охотнее всех других ругающих священство, которые усыновили хотя бы двух детей? Вопрос, как говорится, риторический.

Почему священство на такое способно? Потому что священник не живет для себя, он служит Богу и людям, живет для других, он вообще не принадлежит себе. Священство – это не работа, это образ жизни, пожизненное служение. Многодетный родитель не может жить для себя, а священник тем более. Для батюшки норма быть настоятелем в нескольких храмах, параллельно восстанавливая их, служить почти без выходных и отпусков, приходить домой часов в 11 вечера и тянуть еще несколько церковных послушаний. Один мой знакомый настоятель заложил собственную квартиру, чтобы начать восстанавливать храм.

Священник – это солдат, офицер Христовой армии. Для него, как для солдата, нормально встать в полпятого и поехать перед ранней службой причастить умирающего, а находясь в отпуске, услышать звонок от благочинного, что завтра нужно ехать на архиерейскую службу или на какое-нибудь церковное мероприятие, и вернуться.

Мы вот обсуждали монахов в связи с дорожными происшествиями, а я расскажу сейчас о монахе (мы учились с ним в семинарии, но на разных курсах), совершившем поистине евангельский поступок. Он собирал деньги на операцию одному товарищу, но денег не хватало, тогда он продал всё свое имущество: книги, вещи – буквально всё. В келье было пусто, даже спал он, кажется, на полу…

Лет пять назад на Московском епархиальном собрании нам раздавали довольно толстые оранжевые справочники по социальной работе епархии. Так вот, там были собраны все сведения о социальном служении в Москве. Нет почти ни одного социального учреждения, где бы ни трудилась Церковь. Почти все московские больницы, богадельни, социальные центры, тюрьмы, детские дома, большинство воинских частей были охвачены. Там рассказывалось о ночлежных домах, об автобусах, которые ездят ночью по улицам и спасают бездомных, о кормлении нищих на вокзалах… всё перечислить просто невозможно. Кто всем этим занимается, кто это организовал? Священство, с помощью народа Божиего – мирян. Скажите, какая негосударственная организация еще занимается таким широким служением? А ведь почти каждый из священнослужителей еще и лично помогает своим нуждающимся прихожанам и просто знакомым. Недавно один епископ (кстати, его в свое время тоже активно поливали грязью в печати) рассказал мне, что каждый месяц помогает из своих личных средств многодетной семье священника, который сейчас попал под запрет и не может служить, – этот батюшка когда-то давно начинал служить в его епархии.

Мы с вами сегодня много говорили о батюшках, совершивших всякие неблаговидные поступки. Но то, что мы видим, – это внешняя сторона, какой-то эпизод. А я уверен, что если подробно расспросить об этих оступившихся у их прихожан, то мы узнаем, что и эти священники очень многим помогли. Кого-то спасли от развода, кому-то дали денег, кого-то вытащили из отчаяния и пьянства или, может быть, просто, бросив все личные дела, поехали и причастили чью-то маму или бабушку в больнице.

Притом каждый из священников то, что он делает, не считает каким-то подвигом или даже добрым делом. Это наша повседневная работа. Мы солдаты, мы служим. Недаром духовенство так уважают военные и полиция. В наших служениях много общего.

Недавно узнал как в г. Пошехонье Ярославской области отец Евгений Мозяков спас 9-летнего мальчика, упавшего в колодец. Дело было в сентябре, ребенок, играя, упал в холодную воду. Мимо ехал священник. Пока дети и взрослые пытались вытащить ребенка, опустив шланг в колодец, батюшка прыгнул в воду, поставил ребенка себе на голову, оказавшись при этом под водой, и так помог ему выбраться. Несколько лет назад два священника в Сергиевом Посаде спасли из пруда ребенка, которого выбросила туда сумасшедшая мать.

Про подвиги священников можно писать целые тома. Священник, если надо, и жизнь отдаст

В августе 2015 года в Хабаровском крае произошло крупная автокатастрофа. Погибли 12 человек, было много раненых. Так вот, на месте аварии оказался священник, игумен Тихон, настоятель храма Комсомольска-на-Амуре. Он также сильно пострадал (были сломаны ребра, поврежден глаз, много ссадин и ушибов), но при этом помогал вытаскивать людей из покореженных автобусов. Мой брат, священник Александр, когда в поезде московского метро сработало взрывное устройство на станции «Парк культуры», оказался в соседнем вагоне и также бросился спасать пострадавших, вытаскивать раненых до прибытия спасателей.

Да, про подвиги священников можно писать целые тома. Священник, если надо, и жизнь отдаст. Все мы помним смерть отца Даниила Сысоева или священников в Чечне. Мы знаем, что до революции нравы духовенства также были не на высоте, а сколько из них потом отдали жизнь за Христа! За годы советской власти было убито более 115 тысяч священнослужителей! И я твердо верю: если снова будут гонения, наши современные батюшки повторят подвиг новомучеников XX века.

Протоиерей Павел Гумеров

9 декабря 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Дом священника Дом священника
Анна Гаранкина
Дом священника Дом священника
Анна Гаранкина
Измученная лагерями старушка-аристократка и известный советский писатель, орденоносный директор школы и сын нищей поварихи… Для них, как и для многих других, дом протоиерея Михаила Семенюка в Ялте был очагом тепла и милосердия.
Жизнь-молитва. О том, как «дядя Саня» стал священником Жизнь-молитва. О том, как «дядя Саня» стал священником
Александр Солнцев
Жизнь-молитва. О том, как «дядя Саня» стал священником Жизнь-молитва
О том, как «дядя Саня» стал священником
Александр Солнцев
1980-й год. Жизнь шла спокойно и размеренно. Я учился в институте и был убежденным атеистом. И вдруг известие, которого никто не ожидал: дядя Саня стал …священником!
Священники и мерседесы Священники и мерседесы
Прот. Андрей Ткачев
Священники и мерседесы Священники и мерседесы
Протоиерей Андрей Ткачев
Приходской священник чем-то похож на участкового доктора. Задерганный, уставший, бегает туда-сюда, а тут чье-то больное воображение раз за разом изображает священника не иначе, как в «Мерседесе». Обидно, честное слово.
Комментарии
Александр29 декабря 2015, 10:26
Главное в этой статье - это "БАТЮШКИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ"!
Антоний23 декабря 2015, 17:59
Добрый вечер, братья и сестры! Последние новости по теме трагического ДТП таковы: в ходе судебного заседания инспектор ДПС Д. Гущин подтвердил, что по внешним признакам о. Иоанн был сильно пьян, признал своё опьянение и после освидетельствования с применением алкотестера подписал соответствующий протокол. В то же время адвокат заявил, что составленный протокол содержит исправления (исправлен месяц с 9 на 12, а также номер алкотестера), внесённые после его подписания подзащитным и понятыми, а имеющееся у о. Иоанна заболевание печени могло исказить показания прибора (0.77 промилле). Понятые подтвердили, что прибор зафиксировал показания с третьей попытки и сами показания, но не обратили внимания на дату. Сам инспектор отметил, что вместо номера месяца ошибочно вписал время ДТП (9 часов утра). О. Иоанн отметил, что накануне вечером употреблял бальзам, но в момент ДТП чувствовал себя трезвым, а женщину не заметил из-за трещины на лобовом стекле. Оставление места ранее совершенного ДТП, ставшего причиной появления трещины, он объяснил необходимостью успеть отвезти дочь в школу.
Елена23 декабря 2015, 14:53
Очень многим людям на пути к Богу помогают именно священники. Это очень важно , чтобы человек шел в церковь и знал, что встретят его там не менеджеры а именно духовные отцы, которые и на исповеди тебя молча выслушают так, что наизнанку вывернешься, и проповедь так после литургии так проведут- до слез проберет. Много, очень много настоящих служителей и подвижников -слава Богу. Главное, чтоб сил у них хватало на все трудности житейские
Димитрий 18 декабря 2015, 22:48
Спаси Господи Батюшка Павел за очень интерессный рассказ о Священниках!!!Во Истину это воины Христовы!!!К Вашему рассказу даже и добавить нечего!!!!Дай Бог Вам здравие и Многая Лета и всей Вашей семье!!!Прошу поминать в молитвах моего духовника,о упокоении иеромонаха Адриана!!!С уважением р.Б Димитрий
Ольга 16 декабря 2015, 20:50
В нашем деревенском храме присылали священника, служил какое-то время, который выпивши ездил, разбил даже подаренный уазик, потом прислали о. Павла, удивительного человека, аскета практически. Мы сами в силах сделать так, чтобы хороших батюшек было больше - рожать и воспитывать детей достойных носить звание "Священник"
Василий Н.14 декабря 2015, 22:25
Не заметил, чтобы в настоящее время велась информационная война против Церкви. А "особый спрос" общества со священников, я считаю, именно потому, что они должны служить нам светом. Священники создают образ Церкви в обществе, они же могут и оттолкнуть от нее людей своими словами либо поведением.
По поводу упомянутого в статье крещения дочери Киркорова. Дело не в самом факте крещения, а в том, что ради певца и его друзей закрыли храм для простых прихожан. Киркоров же фактически превратил крещение в еще одно шоу.
Лариса Воронина14 декабря 2015, 10:08
читатель11 декабря 2015, 19:00
/Ларисе Ворониной. Я правильно понимаю, что если, например, ваши дети ведут себя плохо, то вам за них не может быть стыдно? Что за чушь? Первое Коринфянам 12,26: "Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены."/ Мои выводы базируются на общенаучных методах: анализ, синтез, моделирование, эмпирическое познание. Источники: толковый словарь, работы М.Шахова, научно-психологическая доктрина. «Стыд» и «сострадание» имеют разную этимологию. Стыд – это чувство, вызываемое позором и бесчестьем; сострадание – это жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека. Повторяю: причинно-следственная связь происходит как «деяние-совесть-стыд», где деяние – это действие или бездействие конкретной личности, и совесть её [личности] сугубо субъективна. Когда стыдишься за чужие (!) поступки, причинно-следственная связь нарушается, и остается только «деяние-стыд». В свою очередь, «совесть» как чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми и обществом остается незадействованной. Это первое… Второе. Как можно равнять шалости детей и поступки самостоятельных взрослых? [у меня иногда складывается впечатление, что «дети» – это такой последний аргумент, при котором оппонент неминуемо должен капитулировать]. Виновник данного ДТП не ребёнок и не «вёл себя плохо». Произошла непоправимая трагедия, от которой никто (и я, и вы в том числе) не застрахованы... Вообще удивительные вещи. Например, в статье журналистки М.Бирюковой описан такой случай: она была с приятелем на банкете, и группа товарищей решила их уколоть. А не стыдно, спрашивают, вам за «инквизиторский процесс» Церкви над небезызвестной панк-группой? Марина что-то возразила, а приятель ответил: «Нет», и продолжил невозмутимо есть креветку. Под статьёй масса восторженных возгласов. Но когда в жизни встречается такой человек, его понять и воспринять сложно. Парадокс.
петр13 декабря 2015, 00:14
Иерею Сергию. Ваш пример очень хорошо иллюстрирует слова о. Павла. Хорошо, что Ваша Таврия вообще не завелась. А если бы Вы заглохли по дороге, и ехали не просто в больницу, а к умирающему?
иерей Сергий12 декабря 2015, 20:21
Недорогая, бюджетная иномарка сейчас ничуть не хуже дорогой. Но также я считаю, что батюшка не должен ездить на какой-то развалюхе. Ведь на нем лежит большая ответственность. Представьте себе: едет священник причащать умирающего на старых «Жигулях». «Жигули» глохнут. Человек умирает – а батя, засучив рукава, начинает копаться в моторе. А у него на груди Святые Дары. Из-за плохой машины можно на службу опоздать (например, зимой не заведется). И кто вместо тебя служить будет?

Я ездил причащать недавно больных в больницу в 6 00. Машина не завелась. Вызвал такси. Все решилось. У меня "Таврия".
НН12 декабря 2015, 16:19
читатель11 декабря 2015, 19:00
/Ларисе Ворониной. Я правильно понимаю, что если, например, ваши дети ведут себя плохо, то вам за них не может быть стыдно?/... На мой взгляд, не корректно. Если ребёнок маленький и пока слушается Вас, надо любя привести его в норму (о нём надо думать, а не о себе! А уж если и стыдиться - то за себя, что Вы плохой родитель); Если дитя уже выросло и плохо себя ведёт - Вы уже ничего сделать, кроме как пожалеть его и помолиться, - не сможете, разве только опять-таки постыдиться за себя, что Вы такого воспитали. А если муж плохо себя ведёт, то: 1. Или Вы выбрали такого и тогда принимайте его таким, как он есть и молитесь, даже и не пытаясь воспитывать; 2. если вас не устраивает его поведение и вы его стыдитесь - тогда вас спасёт только развод, а он не желателен. А уж если какой-то неизвестный Вам священнослужитель неподобающе себя ведёт - то только и остаётся пожалеть его и помолиться, так как ситуацию Вы изменить не можете! И что остаётся? Правильно: не можешь изменить ситуацию - измени своё отношение к ней. Не загоняй себя в угол. Не можете Вы отвечать за грех неизвестного (и даже известного) Вам взрослого человека. Сострадание и стыд за несовершенный Вами грех - разные чувства. Простите!
Марина12 декабря 2015, 15:43
АРИНЕ. Арина, все верно, только к случаю с о.Иоанном это не подходит категорически. Просмотрите видео, если еще не видели. Женщина завершала путь по пешеходному переходу, и на нее в это время несся автомобиль, видимо неуправляемый в тот момент. Чем она тут провинилась перед водителем? Не надо все случаи сваливать в одну кучу. Я тоже бываю и пешеходом и водителем. Пешеходы не меньше чем водители бывают виновны в ДТП, но не в этом случае. А водителю придется жить с этим, действительно. Это очень тяжело. И его семье тоже. Впрочем, как и семье убитой, хоть и не умышленно, женщины.
Лара 12 декабря 2015, 15:36
Арина и Наталья.
Вы,наверное, не видели видео, как была сбита эта женщина. Она уже прошла почти весь пешеходный переход и была сбита практически на тротуаре. Скорость автомобиля была сумасшедшая. Причем здесь пьяные или неадекватные пешеходы. Ну можно ездить с нормальной разрешенной скоростью, тогда и пешехода на зебре успеешь разглядеть. Конечно, пешеходы часто нарушают правила, я бы сказала, что 50 на 50. Но с такой скоростью ехать на опасном участке, не знаю, никакого оправдания нет. А жалко, разумеется, всех.
Вера12 декабря 2015, 02:28
Правильная статья!
Арина12 декабря 2015, 01:26
Марине 11 декабря. Как пешеход и водитель пешеходу. Пешеход такой же участник дорожного движения как и водитель. ПДД писаны и для пешеходов, где четко написано, прежде чем выйти на проезжую часть, в т.ч. "зебру", убедись, что тебя видят и (!) пропускают!!!!!. Головой необходимо крутить и соизмерить свою скорость движения со скоростью приближающегося автомобиля ради собственной безопасности. Машина по вашему желанию не остановится как вкопанная. За рулем тоже человек, о себе не думаете, подумайте о нем как о простом человеке, семьянине, а не враге. Наталья права, пешеходы бывают нормальные, а бывают неадекватные и пьяные даже чаще, чем водители. Увернуться от них бывает, ох, как не просто. Статья, в т.ч., о том, что для водителя эта страшная трагедия на всю оставшуюся жизнь, батюшка за рулем или простой смертный.
читатель11 декабря 2015, 19:09
Ларисе Ворониной.

Я правильно понимаю, что если, например, ваши дети ведут себя плохо, то вам за них не может быть стыдно? Что за чушь?

Первое Коринфянам 12,26: "Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены."
Наталия11 декабря 2015, 18:23
Помоги, Господи, о.Иоанну!
Упокой, Господи, душу усопшей рабы Твоей Марии!
Святые Дары - Тело и Кровь Христовы.Алкоголя в Них нет.
Лариса Воронина11 декабря 2015, 15:25
Теперь серьёзно, без полунамеков и острот (и чтоб меня не считали совсем уже бесчувственным монстром). Ход моих мыслей был следующим: пользователь Ирина, и вслед за ней пользователь Людмила пишут о том, что им приходится часто оправдываться перед окружающими. Я ошибочно связываю эти комментарии воедино и даю совет, как отражать атаки, т.к. сама не раз бывала в подобных ситуациях. И часто проигрывала, пока не выдержала свой «экзамен». Но ситуации у этих девушек оказываются совершенно разными – Ирину, вероятно, действительно стремятся уколоть, Людмилу я не верно поняла. Мы по-разному понимаем смысл выражения «стыдно за других». Психологи утверждают, что такой стыд – это и стремление к поддержанию локального порядка, и своего рода сострадание, и попытка сохранить лицо группы, к которой причастен… Много мнений. Я считаю, что стыд как нравственное мучение – это сугубо личное переживание за свои собственные поступки. Причинно-следственная связь происходит по формуле «деяние-совесть-стыд», где деяние – это действие или бездействие конкретного субъекта… «Стыдиться за других» это то же, что стыдиться самих этих людей, с последующими действиями: 1) желание «одёрнуть» источник неприятных ощущений; 2) желание отмежеваться от источника стыда («я не с ними»); 3) желание оправдаться. На этом я базировалась… Конечно, ситуации, подобные описанным в статье воспринимаются мною, как и другими христианами, как личная трагедия, с той лишь разницей, что я не говорю об этом открыто. Мне жаль оборвавшуюся жизнь, мне жаль человека, который пройдет через пенитенциарную (уголовно-исполнительную) систему. Ему и семьям с этим крестом жить. Убеждена, что термин «стыд» для такой страшной трагедии неуместен. Я же, как водитель, находясь под впечатлением прочитанного, буду еще внимательнее на дорогах. Хотя и не всё от нас зависит.
НН11 декабря 2015, 13:26
Людмила10 декабря 2015, 19:00.
Ну вот, обиделись. Простите, может я и резковато написала, но мне показалось, что по другому Вы бы вообще не услышали... Вопрос сложный, и решать его надо с духовником. Все люди разные, находятся на разном уровне... Простите ещё раз! PS. С Ларисой Ворониной не знакомы, просто почти "одного поля ягодки". И это радует! (Что взгляды в чём-то совпадают).
Марина11 декабря 2015, 13:00
Так не хотела ввязываться в комментарии, хотя статья очень понравилось. Спасибо за нее.
Но очень удивил комментарий Натальи про пешеходов... Хотя их (комментарии) можно было и не читать, но простите, человеческое это все...
Пешеход для своей же безопасности, конечно, должен крутить головой, даже если у него приоритет на дороге. Но обвинять сбитого пешехода в том, что он больше виноват, что его сбили на высокой скорости, там, где он прав, и больше сочувствовать водителю, это сильно... Увы, скорость верчения головой, не сравнить со скоростью несущегося авто.
Если что, я сама вожу машину уже давно.
Лара11 декабря 2015, 12:52
Что нам (студентам, журналистам, гаишникам, священникам) мешает быть законопослушными? Широкая русская душа? Кто был в Европе, знает: зебра, значит зебра, светофор, значит светофор, переход через 50 метров, значит надо пройти эти 50 метров для своей же безопасности, между прочим, ограничение скорости в городской зоне - вопросов нет. Бывают случаи, конечно, но не так часто.
И не важно, куда ты спешишь: на работу, в детский сад за ребенком, на литургию в храм, что мешает подумать о других? Может высокомерие?
александр11 декабря 2015, 08:05
Отче, спасибо за добрые слова в адрес игумена Тимофея. Когда у папы обнаружили рак он познакомил с врачами и людьми, которые помогли достать дорогие лекарства.
Евгений11 декабря 2015, 01:12
Вспомнил одну притчу или даже может действительный случай. Расскажу не дословно, но с сохранением сути. Жил-был один монах. Жил благочестиво, примерно и в борьбе со своими страстями и дьяволом. Шли годы и даже десятилетия. Однажды монах не выдержав говорит дьяволу

- Столько лет ты меня искушаешь! Когда ты наконец оставишь меня в покое?

- Я оставлю тебя в покое раз и навсегда если ты напьешься - отвечает дьявол

- И все? - удивленно отвечает монах

- И все - вторит ему дьявол

Монах напился. Потом пошел пьяным к женщине и сблудил. Так случилось что их застал муж этой женщины.

- Какой ужас! - воскликнул монах и убил мужа блудницы. И в тот час вроде сам умер. Такая вот история. Ничто не ново под Солнцем.
Лара10 декабря 2015, 23:41
Наталье. А я не сочувствую водителям на пешеходных переходах. Ведь в првилах сказано, что водитель должен остановиться, когда пешеход только ступил на пешеходный переход. По-крайней мере мы так учили. Таксисты и , простите, женщины это не помнят, как и водители допогих автомобилей. В последнее время, к счастью, ситуация стала меняться. Вот когда пешеход , извините, прёт , где вздумается, да ещё водителей кроет матом, другое дело. Конечно, внимательными должны быть все, но правила есть правила. Светские законы не менее важны, чем закон Божий.
р. Б. Димитрий10 декабря 2015, 20:02
По-моему, ненужная статья в данном контексте. Сам только отсюда и узнал про дтп в Петрозаводске, а не из каких-то светских сми. Врагов Церкви эта статья, скорее всего, не обратит, а те, кто уже в Церкви, и так знают, что "Батюшки бывают разные". Упокой Господи души усопших раб твоих! Помощи Божией всем! Простите.
Людмила10 декабря 2015, 19:09
Не хотела больше писать комментарии,но все же хочу разъяснить Ларисе Ворониной и НН(скорее всего в одном лице или подругам близким)
Вы берете на себя ответственность судить меня,называя волчком в овечьей шкурке...
И ,ещё писать на светских рессурсах я просила автора статьи о.Павла Гумерова ,но нисколько не Вас.
(А Вы уж прельстились)
На этом заканчиваю и больше с Вами диалог вести не буду,так как не полезно это моей душе(да и вашей также)
Желаю всех благ и спасения души!
Татьяна Органова10 декабря 2015, 19:08
Почему так многим людям бросаются в глаза машины священников? Нет ли в этом зависти?
Наталья10 декабря 2015, 18:24
Сама за рулем, почему- то в этой ситуации больше сочувствую отцу дьякону. Удивляет поведение пешеходов, люди переходят дорогу с широко закрытыми глазами. Они считают, что если вступили на переход, с ними ничего не случится. Да, так должно быть, это правило, но в жизни , к сожалению , не все бывает по правилам. Крути головой, пешеход, когда переходишь дорогу. В нетрезвость священника с утра - не верю. СМИ преподносят информацию очень тенденциозно, надо делить на 10 все что они пишут, особенно когда речь идёт о Церкви и её служителях.
НН10 декабря 2015, 16:35
Людмила10 декабря 2015, 08:00. А никто к равнодушию и не призывает. Стыд и обида - пассивные чувства в данном контексте и для ДЕЛА бесполезны и даже вредны. На мой взгляд, с "внешними" надо своих защищать, не оправдывая их, и объяснять, что Бог поругаем не бывает, а в семье не без урода; и Вы ни при каких обстоятельствах своих в беде не бросите и не предадите, а уж тем более не перестанете верить в Бога (даже если и власть изменится). Собственно об этом и написала Лариса Воронина.
Антоний10 декабря 2015, 16:03
И еще пара слов. Простите мне мое сегодняшнее многословие, но иначе я не могу в полной мере выразить своих мыслей. Есть в статье одна фраза, с которой я категорически несогласен: "В России у нас традиционно все ездят быстро, неаккуратно и нарушая правила. Ездят так все...". Слава Богу, что это не так. Все-таки уровень вежливости на дорогах растет. По крайней мере, в московском регионе. Этому способствует и установка камер видеонаблюдения, и разного рода систем фиксации нарушения ПДД (выезд на полосу для общественного транспорта, на встречную полосу, превышение мгновенной и средней скорости), и рост штрафов. Пешеходов сейчас стали пропускать. Да и я как-то по себе помню, что даже в былые годы, когда по воле власти ученые еще не были поставлены на грань голода, как сегодня, и когда моя семья могла позволить себе иметь машину, вежливых водителей хватало. Не знаю, как у других, но за 10 лет за рулем я не разу не был оштрафован и ни разу не давал ГАИ взятку. Просто ездил по большей части аккуратно, а старенькая, но ухоженная моими заботливыми руками "Нива" привлекала меньше внимания охочих до денег милиционеров, чем какой-нибудь навороченный "Гелендваген". Остановили гаишники меня за это время два раза, да придраться не смогли, хотя и пытались.
Антоний10 декабря 2015, 15:53
Окончание. Возвращаясь к теме ДТП, совершенного о. Иоанном (Петуновым). Священник, безусловно, наказал себя сам, ни юридического, ни морального оправдания его поступку нет, независимо от того был он пьян или нет (поскольку, как я уже писал, наезд на женщину был совершен в результате того, что водитель на большой скорости скрывался с места ранее совершенного ДТП, то есть вел себя преступно). Но наш долг как православных быть милостивыми ко всем, если мы желаем, чтобы Господь был милостивым к нам. Молиться о прощении не только грешников, но даже и наших личных врагов (при условии, что они являются нашими братьями и сестрами по вере) - прямой долг, завещанный нам Христом. Поэтому нам и следует молиться о помиловании Господом и вразумлении о. Иоанна (в этом нет никакого призыва к оправданию совершенного преступления в земном суде, увиденного некоторыми комментаторами), и о упокоении души его случайной жертвы Марии Жулябиной. Именно так нам и нужно поступать.
Антоний10 декабря 2015, 15:33
Продолжение. Хочется также сказать пару слов про "пьяные" ДТП со смертельным исходом как таковые, тема эта для нашей страны актуальная. На мой взгляд, человек, севший за руль пьяным - априори убийца и преступник, независимо от его социального статуса или должности. По большому счету такой водитель сродни террористу - жертв "выбирает" наугад, убивает беспощадно: оказался на его пути - умри! За руль нельзя сесть пьяным случайно или неосознанно, так что делая это, человек осознанно становится потенциальным убийцей. Понимая это, государство идет на ужесточение ответственности за пьяную езду и ее последствия. Но всё же этого недостаточно. Ведь главная задача правоохранительной деятельности - не строгое наказание преступников, а предупреждение преступлений. Что толку от того, что сбившего десяток пешеходов пьяного водителя, например, посадят пожизненно или расстреляют? Завтра такой же опять собьет людей. Значит, нужно совершенствовать меры предупреждения пьянства за рулем. Сегодня появились системы, дистанционно определяющие наличие паров алкоголя в салоне авто - нужно их испытывать и внедрять, по крайней мере в крупных городах. Нужно заставлять ДПС проводить рейды, а не сидеть с радаром в кустах в ожидании легкой добычи. Нужно применить все меры к тому, чтобы у пьяного за рулем не было ни шанса остаться не пойманным.
Антоний10 декабря 2015, 15:01
Добрый день, братья и сестры! Тема затронута весьма непростая. Понятно, что многие СМИ стремятся писать только о разного рода злодеяниях отдельных представителей духовенства, но при этом никогда не напишут о делах добрых. В этом - безусловно, большая проблема. Писать о добрых делах Церкви - не просто нужно, но и необходимо! Теперь пара слов про описанное в начале статьи резонансное ДТП с участием о. Иоанна (Петунова). Если верить редакции "За рулём" (а не верить этому старейшему и глубоко уважаемому автомобильному СМИ у меня нет ни малейших оснований), дело было так: сначала о. Иоанн совершил ДТП с участием двух других автомобилей, после чего уже пытаясь скрыться с места происшествия на большой скорости, сбил женщину. После прибытия полиции он подписал протокол, в котором было засвидетельствовано состояние опьянения (зафиксированное с помощью алкотестера). На суде же он вчера заявил, что в момент ДТП был трезв, протокол подписал в шоковом состоянии, само освидетельствование прошло с нарушениями, а алкотестер показал опьянение лишь со второй попытки. В связи с этим для прояснения обстоятельств в суд вызваны сотрудники ДПС. В настоящее время против о. Иоанна возбуждено два административных дела: за управление в нетрезвом виде и оставление места ДТП и одно уголовное - за смертельный наезд.
Мария10 декабря 2015, 12:57
Священники как самолеты- новости о них приходят лишь тогда, когда они падают.... Но среди них столько тех, кто летает!!!!!!! Многие критикуют, немногие молятся за них
Лара10 декабря 2015, 12:18
Хорошая статья. Никто никого не оправдывает. Правда, я не понимаю, почему водители, совершившие наезд, сами не бегут освидетельствоваться на алкоголь? Это же очевидно, доказал сразу, что не пил, и хоть здесь чист.
А автор прав, жизнь священника как бы под микроскопом, и так должно быть. Ведь священники нас учат в проповедях, значит и сами должны стремиться к святости.
Теперь про дорогие машины. Да в большинстве случаев их дарят. Но почему нельзя отказаться от подарка, даже если родной отец подарил? Так и сказать:" Извини, я - батюшка, не могу ездить на машине гораздо дороже, чем у большинства прихожан". Можно и взять подарок и продать, а купить подешевле, чтобы не наводить людей на грех зависти и осужления. А на старых жигулях вообще не надо никому ездить: ни священнику ни пенсионеру.))
А Иосифу Пригожину большой респект, не стал из своих крестин шумное шоу делать, даже батюшка не знал, кого крестит.))
Лариса Воронина10 декабря 2015, 12:07
Наталия 9 декабря 2015, 12:00
/Наша Церковь не благословляет ЭКО/ - ничего подобного. В Социальной концепции РПЦ не благословляется только суррогатное материнство и подробно обосновывается почему. А при ЭКО разрешается короткий медицинский протокол, при котором в рост идет столько яйцеклеток, сколько подсаживается. Не благословляется только криогенная заморозка, т.к. ее можно классифицировать как аборт. Ведь после такой заморозки оплодотворенные яйцеклетки почти все пустые. /но детей ЭКО крестят/ А что запрещает крестить детей? /женщина уже бабушка, а хочет ребёночка.../ Здесь без шансов. /Если Церковь крестит плод ЭКО ( даже представить не могу, что это может быть за создание)/ такой же ребенок как и все остальные, рожек нет :). /значит, ЭКО быстрее войдёт в жизнь, чем могло бы, если наша Церковь была бы категорически против крещения таких людей./ На чем вы основываете эти выводы? И почему Церковь должна быть категорически против крещения людей по любому признаку? Повеяло дискриминацией. /Написала это, чтобы и духовенству, которое зачастую находится от паствы по другую сторону и не общается с ней, не знает тех вопросов, которые миряне хотели бы задать своим пастырям/ - духовенство в курсе, даже иеромонахи, не волнуйтесь :).
r.b. Elena10 декабря 2015, 11:38
Spasibo za statju i pishite bolshe o pradvzjatosti k svjshennosluzhiteljam.

Mne buvajet studno, no tolko za nas greshnuh. Svjashenniki u nas kak bu "sklad"

nashego negativa, grehov i zhlobstva i pri etom oni na sluzhbe krugliuje sutki

i semu nado soderzhat i detey vospituvat. I vsjo ravno-osuzhdenie i eto ne tak

i eto "ne po-mojemu" Rekomenduu "pravilnum" zhurnalistam soprovodit

3-4svjshennikov odnu nedelu/krugluje sutki i s neterpenijem zdu:"Chto oni zapout-napishut!?"
Gospodi pomiluy i pomogi nam greshnum.
Ирина10 декабря 2015, 10:34
Больше всего в таких ситуациях мне жаль водителей. Что приходится им переживать! Тем более если это выпало на долю священника. Помоги Господи о.Иоанну и его семье! Держитесь, батюшка. Все пройдет - пройдет и это. Господь милостив.
Сочувствую родным р.Б. Марии, упокой, Господи, её душу!
Лариса Воронина10 декабря 2015, 09:31
Людмила 9 декабря 2015, 17:00
/Вам многоуважаемая Лариса ,не стыдно за православных священников/ Нет, не стыдно. Мне за себя бывает стыдно, как будто стыдно за других :)... Да Вы, Людмила, волчок в овечьей шкурке... я тут со всей душой, по личному опыту... Ошибочка вышла. /Вы пишите на светских рессурсах-там ждут какой то реакции Церкви на происшествия подобного рода/. Мне, конечно, лестно, что мои скудные комментарии приравняли к "реакции Церкви" :)... но где и что писать я сама решу, спасибо за рекомендацию.
Марина10 декабря 2015, 08:36
На счет того, что неблаговидные поступки священнослужителей отталкивают молодежь от Церкви. От Церкви много чего может оттолкнуть слабого в вере, много чего посылает Господь для испытания в преданности, и бедность и болезни и в том числе и "проступки" священников. В этом случае важно, какие родители у молодого человека, верующие или нет. В верующей семье у детей и мысли не возникнут на счет "недостойного" поведения кого бы то ни было. В Церковь мы пришли к Богу, а не к батюшкам.
Сочувствую о.Иоанну, это страшнейшее испытание для него и его семьи. Упокой Господи, рабу Твою Марию!
прот. Петр10 декабря 2015, 08:28
Спаси Господи! Считаю что статья очень полезная. Можно распечатать и бесплатно распространять в храмах...
Людмила10 декабря 2015, 08:28
Комментарий инкогнито НН;да мне стыдно и обидно и за членов своей семьи ,за себя,и своих близких,за служителей Церкви тоже бывает стыдно.Потому ,как все мы составляем нечто единое; хотя оно состоит из многих членов, но эти многие суть одно тело.
Может и гордыня у меня,а может и что другое,но совершенно равнодушным нельзя быть.
Прости меня ,Господи.
Ольга10 декабря 2015, 08:27
17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,
18 и знаешь волю [Его], и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: "не прелюбодействуй", прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
(Рим.2:17-24)
Irina Voronezheva10 декабря 2015, 08:04
Мы видим преступления священников, но не видим их покаяния... так где оно? если священник употребляет алкоголь на богослужении, пусть едет домой на такси или его отвезет кто-нибудь. Вы оправдываете нарушение законов священником, человеком, который должен быть, по Библии, покорен высшим властям.
Надежда, Владивосток10 декабря 2015, 03:44
Ангелы- свет монахам, монахи- свет миру. Очень трудно не соблазниться, я, грешная, часто не выдерживаю соблазна, пытаюсь оправдать, молюсь, но все же немощная душа соблазняется. ...на фоне небогатой в основном паствы, дорогие машины выглядят вызывающе.. Простите..
Иван 9 декабря 2015, 23:44
"...у всех у нас в той или иной степени есть грехи – и у мирян, и у священников."

Только миряне не именуют себя "пастырями" и "отцами".
"Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою" — на чьём кресте пишут?
9 декабря 2015, 22:55
Когда возникает искушение кого-то осудить, вспоминаю слова о.Иоанна (Крестьянкина):Бог нас еще милует, а мы судим, а мы рядим. Мы, ничтоже сумняся, поднимаемся своим мнением и судом и над ближними, и над дальними, и над малыми, и над великими. Мы судим, когда знаем много; мы судим и тогда, когда ничего не знаем; мы судим со слов других.

И вдумайтесь, дорогие мои, ведь наш суд, как и суд вражий, уже распространяется и на Самого Спасителя. Согрешил человек пред Богом, пред людьми, мы – свидетели тому. Но мы не видели, как он каялся, и мы не слышали, как над головой грешника прозвучали утешительные слова иерея: «…властию мне данною, прощаю и разрешаю все грехи твои, во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Милость Божия уже стерла рукописание грехов, а мы все еще продолжаем помнить и судить. Но это уже суд не над человеком, но над Богом, помиловавшим и простившим.
НН 9 декабря 2015, 21:38
Спасибо за статью. На мой взгляд, именно здесь ей и место. Для нас она и писалась, для нас, которые считают себя православными и воцерковлёнными... С "внешними" и со СМИ всякого толка всё давно ясно. У них свои задачи и своё мнение, и переубедить их невозможно. Православные обречены проигрывать информационные войны и поэтому лучше всего в них не ввязываться. На мой взгляд.
/Людмила 9 декабря 2015, 17:00
Коммент Ларисе Ворониной-А, Вам многоуважаемая Лариса ,не стыдно за православных священников,не обидно,что их вот так осуждают в Сми....когда возможно хотя бы немного чувствовать меру ответственности,когда выезжаешь утром на дорогу. И ,действительно правы здесь некоторые авторы строк-здесь на православном сайте ,что толку печатать такую информацию/..
Людмила, задайте себе вопрос и честно ответьте себе же: а почему Вам-то стыдно за деяния другого человека? А за члена семьи не бывает стыдно? А за соседа? А может это от гордыни вашей? Потому что Церковь, куда ВЫ ходите и ВАША семья компрометируют Вас? Стыдиться надо своих поступков. Пожалеть людей и помолиться за них - другое дело, а с поступками других людей Господь Сам разберётся. Лариса всё правильно пишет, и более того, если Вам не всё равно, так защищайтесь, а не обижайтесь! Простите!

Юрий 9 декабря 2015, 21:15
Спасибо за статью!Но есть одно НО...говоря на ОДНОЙ строчке, что вы никого не оправдываете, в другом АБЗАЦЕ вы пытаетесь их оправдать!!! А к сожалению оправдание нет никакого!! Кесарю кесарево
АлександрГ. 9 декабря 2015, 20:43
Низкий поклон, Вам отец Павел. Дай Бог вам и всему нашему священству здоровья, долгих лет и сил в Вашем Служении. Вы у нас самые лучшие. Вы Свет миру, такими и оставайтесь. И "не давайте повода, ищущим повода".
тамара 9 декабря 2015, 20:29
а давайте вспомнить притчу евангельскую о грешнице---КОГДА ГОСПОДЬ СКАЗАЛ,ПУСТЬ КИНЕТ В НЕЁ КАМЕНЬ ТОТ,КТО БЕЗ ГРЕХА. И НЕ ОСТАЛОСЬ НИ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА РЯДОМ С ГРЕШНИЦЕЙ!!!!! ТАК ЧТО ,ДАВАЙТЕ ДУМАТЬ О СВОИХ ГРЕХАХ. А О. ИОАННУ И ЕГО СЕМЬЕ И ДРУГИМ,УПОМЯНУТЫМ В СТАТЬЕ,НЕСТИ СВОЙ КРЕСТ,КОТОРЫЙ НА НИХ ВОЗЛОЖЕН. СПАСИ И СОХРАНИ ИХ ,ГОСПОДИ. ОЧЕНЬ ПЕЧАЛЬНО,ПОМОГИ ИМ ,ГОСПОДИ.МОЛИТЕСЬ,И ГОСПОДЬ ВСЁ УПРАВИТ.
петр 9 декабря 2015, 19:37
Марине. Вы совершенно не правильно поняли первую часть статьи. Эти священники наказаны. И так как ни один трибунал не накажет военного. Наказаны церковным судом и уголовным. Никакого оправдания провинившихся нет. просто о. Павел призывает к объективности ( к этому же призывает и следствие по любому уголовному делу). А СМИ дают нам не только однобокий, но и порой лживый взгляд. На счет некоторых предложений опубликовать этот материал в светских СМИ, предложение хорошее, но неральное. Кто же там такие статьи будет помещать, им нужна другая информация про попов на "Мерседесах". Призываю всех делать перепосты этой статьи и сетях и рассказывать о ней. Народ должен знать правду.

Петр.
раба Божия Тамара 9 декабря 2015, 18:55
Полностью согласна с комментарием:
"Галина Б. 9 декабря 2015, 14:00
Каким бы ни был человеком священник, на нем уже благодать рукоположения, которая от апостолов идет, а на апостолов - от Христа. "И по ржавому проводу течет ток". Не знаю чьи слова, я уже использовала их в комментариях. Нам ли судить? Со своими грехами бы разобраться. А у журналистов работа такая - не позавидуешь: собака лает, ветер носит. Меня их "обличительные" статьи не волнуют. Оправдываться не надо. "Блажени есте, егда поносят вам..." (Мф.5,11). Слава Богу за все."
Татьяна 9 декабря 2015, 18:20
Спаси Господи, Батюшка! И все-таки мне кажется, что про подвиги священников НУЖНО "писать целые тома". Почему о, буквально, героях священников я могу узнать только из вашей статьи??? Почему о социальной работе епархий я знаю очень мало.(Говорю "я", потому что могу отвечать только за себя.) Я могу рассказать, как наш приход кормит бездомных каждую неделю, но это и многое другое все-таки не подвиг. А вот на героизме людей необходимо воспитывать молодое поколение. Нужно рассказывать о героизме всех людей. И особенно о героизме священников. Потому что их героизм он гораздо глубже, т.к. "священство – это не работа, это образ жизни, пожизненное служение".
Читаю Ваши статьи всегда с большим вниманием, Спасибо за всё!
Н.А. 9 декабря 2015, 17:57
У меня была счастливая возможность лично наблюдать батюшек по-настоящему скромных и совершенно нестяжательных. Один, пожилой, будучи митрофорным протоиереем, ездил на службы в пригородный храм рейсовым автобусом, ходил в старомодном потертом костюме, с видавшим виды зонтом-тростью. Другой, много моложе, врач-педиатр по образованию, перемещался по городу на велосипеде, и на службы в храм так приезжал (а служил при этом так благостно, и подворотничок у него всегда был белоснежный). Оба излучали и излучают любовь. И народ их очень любит. И это не единичные примеры. Спаси, Господи, и помилуй отцов наших духовных и святыми их молитвами прости наша согрешения.
Марина 9 декабря 2015, 17:48
Спаси Господи, о.Павел! Замечательная статья!
МаринА 9 декабря 2015, 17:31
Первая часть статьи НЕ понравилась. Какое-то оправдание провинившегося. Наезд совершён? Человек погиб? Преступление на лицо. Точка. Если мы верим, что ни один волос не упадёт без воли Бога, значит и ЭТО тоже промыслительно. Для кого-то урок, для кого-то предупреждение. Автор проводит параллель между священством и армией. Что происходит в армии с совершившими серьёзный проступок? Всё предельно жёстко, без рассуждений о том, каким хорошим человеком был провинившийся.

Вторая часть статьи задела за живое. Всё так! ЕСТЬ у нас чудесные батюшки! Не сан красит человека, а человек сан. А сколько не церковных людей, кто совершает грандиозные добрые поступки, никак это не афишируя? То, что происходит в Церкви - это отражение того, что происходит в социуме. Зёрна от плевел отделяются не воцерковлённостью, а, видимо, чем-то одному Богу вЕдомым.
olga 9 декабря 2015, 17:26
Спасибо.Хорошие, правильные и добрые слова.Страшное оно, человеческое непостоянство.И ещё есть обличительные слова, ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА, - о диаволе, который "не устоял в истине".В том-то всё и дело, что нельзя быть по средам святым, а по четвергам грешным.Но должно неотступно следовать курсу трезвения всей жизни.Если взять любого из святых, разве их кто-то заставлял быть святым - нет.Разве они из-за гонений соделались святыми - нет, и ещё раз нет.Или нам ожидать гонений, чтобы следовать за ХРИСТОМ? Трижды нет.Гонения - бич БОЖИЙ, и не нужно нам безумствовать напрашиваясь на какие-то гонения.ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ!Как может человек любящий ХРИСТА, не печалится о неправдах этого мира.Как? И много ли из нас несут слова СПАСИТЕЛЯ, как высшую драгоценность жизни.Конечно есть и такие, но их не много. Как не может быть много соли в пище, но она обязательно должна быть.Ибо, как не многой солью осаливается вся пища, так не многими Святыми освящается всё поле жизнедеятельности, то есть весь мир.Да все мы призваны.Но не все можем.А что можем все? Сострадать.Это наша Святая обязанность перед БОГОМ и людьми.Сострадать милосердно - злым и добрым, живым и мёртвым, святым и грешным. "МИЛОСТИ ХОЧУ А НЕ ЖЕРТВЫ".А мы все как каменные уроды с острова Пасхи.Ненаучившиеся сострадать, как научимся любить? Патриарх Кирилл призвал всё священноначалие и священников пересесть на скромный автотранспорт.Значит делать это надо за послушание.Подчёркиваю СКРОМНЫЙ, а не НЕГОДНЫЙ.Против Патриарха ПАВЛА Сербского разве не было информационной войны; ну и где она? Нужно учится сострадать собственному народу и тем, чтобы не вводить его в соблазн осуждения.Или только за священников распялся ХРИСТОС? ХРИСТОС доверил Вам самое дорогое - людей, за которых взыщет.Да трудящийся достоин пропитания.Я от себя бы добавила - достойного пропитания, а не проклятой чечевичной похлёбки.Здесь мудрость.Люблю и уважаю всех священников, как служителей ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА.Но свое сердце доверю немногим.Простите. ГОСПОДИ СЛАВА ТЕБЕ!
Людмила 9 декабря 2015, 17:11
Коммент Ларисе Ворониной-А, Вам многоуважаемая Лариса ,не стыдно за православных священников,не обидно,что их вот так осуждают в Сми....когда возможно хотя бы немного чувствовать меру ответственности,когда выезжаешь утром на дорогу.
И ,действительно правы здесь некоторые авторы строк-здесь на православном сайте ,что толку печатать такую информацию....Мы знаем,что есть прекрасные священники .Вы пишите на светских рессурсах-там ждут какой то реакции Церкви на происшествия подобного рода.
Простите,но я так думаю.
Андрей Воробьев 9 декабря 2015, 16:57
Если эту страницу читает отец Иоанн Петухов, хочу передать ему (и всем, кто попал в подобную ситуацию) своё глубокое сочувствие и поддержку! Этот кошмар не навсегда.
Сергей 9 декабря 2015, 16:33
Статья нужная и правильная. Но дорогие наши священнослужители, планка ваша высока, и на виду вы. Помните пожалуйста об этом. Такие примеры (в том числе с дорогими машинами) отталкивают молодежь. И еще, разве после Таинства не остаются только по внешнему виду Святые Дары вином и хлебом?!
Иван 9 декабря 2015, 15:51
Комментарии к статье хвалебные, но я, если позволите, напишу пару критических замечаний.

На мой взгляд, в данный момент информационной войны с церковью не ведется. Вот несколько лет назад, когда раскручивали тему с "нанопылью" и "часами патриарха" - там да, была скоординированная атака. А сейчас отдельные разрозненные нападки, на войну не тянет.

Я сам далеко не свят и понимаю, что могу сбить пешехода. Но священник в пост рано утром пьяный за рулем - это как-то сурово. Ой сурово.

И в рамках дискуссии по случаю в Петрозаводске на одном сайте атеисты так обосновывали свои претензии: "священники учат людей поступать правильно, но сами не соблюдают то, чему учат". И возразить то им нечего.

А касательно иеромонаха Илии, прозванного в народе "аеромонахом" вообще видна серьезная проблема. Монах умирает для мира, монах не имеет личного имущества, монах живет в монастыре/скиту. А тут я не увидел ничего их перечисленного. И о. Илия не один такой.
Вот иеромонах Нил (Яшкин), замерзший в ночь с 28 на 29 декабря 2013 на лесной дороге по пути из поселка Пудож в Муромской Успенский монастырь - он настоящий. Такой монах - свет миру.
Галина Б. 9 декабря 2015, 14:59
Каким бы ни был человеком священник, на нем уже благодать рукоположения, которая от апостолов идет, а на апостолов - от Христа. "И по ржавому проводу течет ток". Не знаю чьи слова, я уже использовала их в комментариях. Нам ли судить? Со своими грехами бы разобраться. А у журналистов работа такая - не позавидуешь: собака лает, ветер носит. Меня их "обличительные" статьи не волнуют. Оправдываться не надо. "Блажени есте, егда поносят вам..." (Мф.5,11).
Слава Богу за все.
Людмила 9 декабря 2015, 14:13
Ещё добавлю-О потреблении Даров-можно после этого не садиться за руль автомобиля,а доехать на такси.
Лариса Воронина 9 декабря 2015, 14:02
Ирина 9 декабря 2015, 11:00
/К сожалению часто сталкиваюсь с осуждением священнослужителей на работе. Пытаюсь найти оправдания.../ Ваши сослуживцы говорят это не священникам, они говорят это вам. Не вступайте в эти разговоры и интерес к ним утихнет сам собой. А еще лучше начать контрнаступление, спросив: "Что конкретно вы хотите от меня? [дождаться ответа] Верить не перестану, в церковь ходить буду. Вопрос закрыт?" Это всегда застаёт врасплох.
Людмила 9 декабря 2015, 10:00 /Православным же всегда в диалогах с неверующими или представителми других конфессий всегда приходится искать аргументы в защиту своих батюшек ,оправдываться за них....и за себя конечно./ Та же ситуация - за что вы оправдываетесь? Какая цель у обвинителей? Чего они хотят добиться? Задавайте прямые вопросы и удивитесь как всё повернётся.
юлия 9 декабря 2015, 13:59
КТО САМ БЕЗ ГРЕХА...Так я сказала своим родителям, когда они мне принялись пересказывать эти новости.
Дарья из города N 9 декабря 2015, 13:56
Спасибо за статью! Я к другой статье уже оставила похожий комментарий. И здесь повторюсь: мне кажется, эту статью нужно в светских газетах опубликовать. Это поможет, прежде всего, тем людям, которые сомневаются. Получается, что негативные статьи публикуются в светских газетах, а такие вот - здесь, на православном ресурсе. Одни для одних, другие - для других. И встречи не происходит. Меня почему-то это задевает. Наверное, потому что у знаю очень умных хороших людей, которые не в Церкви, и они реагируют на распространяющийся в светских сми и в соцсетях негатив о Церкви (не со злобой, но реагируют), и им неоткуда получить другую информацию.
Ксения 9 декабря 2015, 13:50
Спасибо Вам отец.С болью и любовью написано.Помоги Вам Господь.
Наталья 9 декабря 2015, 12:58
Спасибо за статью, за правду.
Георгий Попов 9 декабря 2015, 12:50
Интересная и поучительная статья... Прочитал на одном дыхании.
Андрей Тетерев 9 декабря 2015, 12:22
Автор статьи прав: священнослужители, равно как и люди в целом бывают разные. Но вопрос не в том, чище совесть у журналистов, чем у тех про кого они пишут или нет. Вопрос в том, что сан действительно налагает определённую моральную ответственность, и об этом нужно помнить всегда.
Михаил 9 декабря 2015, 12:15
Да.Спаси Отче за правду.Очень просто изложил.
Наталия 9 декабря 2015, 12:12
Статья действительно очень взвешенная. Те, кто в Церкви, знают всё то, что написал автор и, думаю, не осуждают. Но всё-таки в контексте этой статьи замечу, есть два искушения, которыми духовенство подвергает и верующих, и неверующих: 1. паства в храмах достаточно небогатая, а немалое количество священников пользуется дорогими машинами, и иногда это никак не приближает их к требе, заняты другими делами. Да, машину подарили, понятно, но не дорога ли цена, чтобы вызвать недоверие к батюшке и ропот?
2. Наша Церковь не благословляет ЭКО, но детей ЭКО крестят. Что думает народ, видя это, который желает иметь детей и не имеет, в том числе и по объективным причинам - женщина уже бабушка, а хочет ребёночка....История с Пугачёвой и её мужем, думаю, многих подвигла на подвиг ЭКО и никто в этом не видит ничего противоестественного. Если Церковь крестит плод ЭКО ( даже представить не могу, что это может быть за создание), значит, ЭКО быстрее войдёт в жизнь, чем могло бы, если наша Церковь была бы категорически против крещения таких людей.
Написала это, чтобы и духовенству, которое зачастую находится от паствы по другую сторону и не общается с ней, не знает тех вопросов, которые миряне хотели бы задать своим пастырям, было понятно, что вопросы серьёзны и они есть. Спаси всех Господь. Простите.
Ольга 9 декабря 2015, 11:17
Сейчас я обычная прихожанка одного из храмов Петербурга.А в 1996 году моя подруга пригласила меня на лето помогать храму расположенному на Северном кладбище ,там некому было убирать и готовить самую простую еду работникам и священству храма.Мой муж тогда был в реанимации,мать только умерла и на руках был двухлетний сын именно с ним мы приходили в церковь ,чтобы убрать ,приготовить обет и поесть самим.Дело в том,что в то время ,когда развалилась вся страна нам никто не помогал и даже смерть мамы,маленький ребенок и умирающий муж афганец ни для кого не был аргументом.Я помню тот подвиг ,когда на износ служили и восстанавливали священники храмы,а я работала за тарелку супа и проезд.В храме было очень мало жертвователей,да и вообще народу.А когда батюшка приходил на обет,то я выходила из трапезной,хоть это и неправильно,мне было стыдно раздавать такой обет,его даже постным было трудно назвать...На канон тогда почти никто ничего не приносил и я помню ,как однажды пришел паломник -нищий пешком в храм и попросил у меня еды и мне совершенно нечего было ему дать ,была только четвертинка засохшего хлеба,которую кто то пожертвовал.Я понимаю,что о хлебе так нельзя говорить ,но им можно было гвозди заколачивать.Так вот этот нищий так целовал этот хлеб и около колонки размачивал этот хлеб и радостно за меня молился...Кто сейчас может так благодарить Бога? А отец Николай,теперь архимандрит Нектарий...И я не хочу называть имен ,но в то время один священник после долгой езды на велосипеде получил от родителей подарок машину,а другой от прихожанки у которой умер сын и этот батюшка взял эту женщину под опеку и она стала ему второй матерью....Я не осталась тогда в храме,хотя меня звал батюшка....Просто я не выжила бы там .Нужно было покупать лекарства мужу ,платить кварплату,поднимать сына и я была одна на всех.Но именно в то время несмотря на бедность (в то время)прихода я была под покровом Богородицы и с Богом.Как говорила матушка Алипия :"Не осуждайте священников они бескровную жертву каждый день приносят и молятся за нас грешных".Сейчас у меня тоже все сложно и я плохо себя чувствую после операции ,но ,надеюсь, с Богом и вашими молитвами все наладится.раба божья Ольга.
Ирина 9 декабря 2015, 11:11
Спасибо за статью. К сожалению часто сталкиваюсь с осуждением священнослужителей на работе. Пытаюсь найти оправдания, защитить, но из-за таких эпизодов не получается.
Людмила 9 декабря 2015, 10:45
Спасибо,отче Павел за статью.
Упокой ,Господи душу р.Б.Марии.
Понятна Ваша боль и переживание за священство и монашество....
Но мое мнение не надо было столько писать-все люди православные знают какие бывают священники,какие они подвиги ради ближнего совершают -и спасают , и жертвуют и усыновляют....но побольше бы надо писать ,что священник -это особое призвание,эта запредельная мера ответственности пред людьми и Богом.Не хочу осуждать,но нужно принимать критику,потому как общество ,действительно хочет видеть священника чистым и практически святым,а монаха нестяжателем,как Паисий Святогорец ,у которго в келье пусто было .Вот часто приводят в пример обыватели патриарха сербского Павла ,который ездил на трамвае в патриархию и пешком без всякой охраны ходил по всему городу....Народ о нем говорил : “Это наш Ангел, который покрывает и защищает нас”.Можно и поскромнее быть и на б.у. автомобилях заграничных.Народ хочет доверять священнику,но не всек сожалению готовы после таких случаев....а жаль.
Православным же всегда в диалогах с неверующими или представителми других конфессий всегда приходится искать аргументы в защиту своих батюшек ,оправдываться за них....и за себя конечно.
Павел 9 декабря 2015, 10:34
Дорогой отец Павел, я очень рад, что появилась такая статья на сайте. Это некоторое утешение для нас, ищущих Бога людей. Конечно, такие случаи выбивают у нас почву из под ног...
Преподобный Паисий Святогорец сравнивает настоящие времена с войной. А ведь действительно идет война. Она уже ничем не прикрывается, эта борьба диавола с Церковью Христовой. И мы должны быть все очень осторожны в своих поступках. Наверное Господь не просто так попускает подобные случаи. И это, наверное, уже вопль Господа к нам. А раз уж мы не понимаем, то приходится Ему прибегать к таким жестким средствам. К сожалению те немногие голоса, вопиющие о обмирщении нашей Церкви остаются неуслышанными. И мир этот разъедает нас изнутри или с головы- как хотите. Вчера в публикации на православие.ру приведены очень горькие слова архидиакона Андрея Мазура о современном столичном священстве... Пора уже, наверное, подумать об этом.
Помогай Вам Господь! Простите меня.
Марина 9 декабря 2015, 10:26
Спасибо огромное отцу Павлу.Как нужны такие статьи. рассказывающие о повседневной жизни нашего духовенства. Очень большая просьба к порталу печатать больше таких статей и рассказов о жизни современных священников и монашества. Это крайне необходимо! Спаси Господи!
Евгений 9 декабря 2015, 10:17
Я не знаю для чего такие статьи расписывать(в смысле стараться что-то объяснить), они ведь не повод задуматься...человек пока не осознает, что есть покаяние, что есть прощение, и какой ценой оно дается и достанется ли вообще, не поймет этого...потому что здесь разрыв не в понимании сути вещей, происходящих с людьми во время их мирской жизни, здесь огромная пропасть в виду отсутствия понятия веры в жизни людей(которые занимаются очернением церкви), их жизненные принципы построены совершенно на другом...и поэтому, кто осуждал, тот будет осуждать, пока с этим не столкнется сам лично, сколько бы Вы не старались донести более глубокий смысл произошедшего до них...для них это, как очередная попытка оправдания, даже если Вы занимаетесь самобичеванием, их черствые сердца вряд ли что-то почувствуют...с другой стороны сколько бы мы не предупреждались, как правильно было замечено - все мы люди и ничто людское нам нечуждое, потому что постоянно взаимодействуем с этим миром...
Господи, спаси люди твоя и благослови достояние Твое!!!
Лариса Воронина 9 декабря 2015, 10:13
Мудрый человек написал.
Владимир 9 декабря 2015, 09:32
Спасибо за эту статью!Не судите-да судимы не будите....Храни Господь Вас и Ваших ближких.
9 декабря 2015, 09:09
Спаси Господи, отец Сергий! Очень сердечно и объективно. Как жаль, что мы,обычные христиане,не всегда можем так аргументировано вступиться за наших батюшек.
Наталья 9 декабря 2015, 08:56
Батюшка, спасибо Вам большое за такую добрую, проникновенную статью. Тронула до глубины души, даже прослезилась. Всем нам чаще нужно смотреть вглубь себя, а также в зеркало , когда рот открываем чтобы осуждать ближних. Доброго здоровья Вам.
Наталья 9 декабря 2015, 07:11
Да, история произошедшая в Петрозаводске - трагедия, и впервые я услышала слова СОчувствия о. Иоанну и его семье. Мне все время хочется ему сказать - держись, не впадай в уныние, да произошедшее ужасно, но ведь и эту ситуацию попустил Господь, а может даже для укрепления в вере, ведь когда отворачиваются люди, куда поворачиваемся мы? Сколько нас, женщин разбивших о камни своих младенцев, и ведь не отступает Господь от нас, а мы то идем на убийство сознательно, расчетливо. Думаю о. Иоанну не раз приходилось говорить Бог милостив, в покаянии и молитве спасение, а теперь всеми силами души надо прокричать эти слова самому себе и ухватиться за край одежды Христа и держаться до последнего вздоха, ведь без Него - пропасть...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×