Стало традицией в конце декабря подводить итоги уходящего года, вспоминать о важных и значительных его событиях. И хотя порой то, что происходило на общероссийском и государственном уровне и в церковной жизни, тесно связано, все же поговорим об этом порознь.
Среди государственных самое главное событие года, на мой взгляд, конечно же, празднование юбилея великой Победы. 70 лет – очень серьезная дата и в жизни человека, и в жизни страны. А Победа в Великой Отечественной войне – важнейшее и судьбоносное событие XX века в мировом масштабе. Важнее этого в истории прошлого века просто не было. Потому что, не будь этой Победы, мир мог бы пойти совершенно по-другому пути. И это величайшая заслуга нашего народа – с помощью Божией и волей Божией, конечно, победить такого врага, такую античеловеческую идеологию, как фашизм. Мы разгромили лучшую армию мира, которую до нас не мог остановить никто, – конечно, заплатив за это великими потерями. Нам есть чем гордиться – в хорошем смысле этого слова. Победа эта не только спасла страну, но и спасла веру в России. Ведь перед войной был план полного уничтожения Церкви.
Вспомним знаменитый марш “Бессмертного полка”, который только в Москве собрал более полумиллиона человек
Народ объединяют либо события драматические, либо имеющие общенациональное, народное значение. Празднование 70-летия Победы стало таким вот единением – не только тех, кто ныне живет и здравствует, но и разных поколений: победителей и их наследников. Вспомним знаменитый марш «Бессмертного полка», который только в Москве собрал, по самым скромным подсчетам, более полумиллиона человек. По всей России многие миллионы людей участвовали в этом шествии.
Без связи со своими близкими, без памяти о них, без молитвы за них нет будущего – ни у страны, ни у отдельного человека. Оборвать эту связь все равно что у дерева подрезать корни, посчитав, что они ему не нужны: понятно, что, немного постояв красивым и зеленым, оно без корней начнет сохнуть, а потом и просто упадет. Для народа корни – его предки, которые тоже уходят в землю, но связь с ними остается – и через память о них, и через молитву за них. Это особенно важно для молодежи. Все-таки мы, мое поколение, еще застали многих и многих ветеранов в живых, общались с ними, знали их, а для молодежи те, кто воевал в Великую Отечественную, – уже, скажем так, исторические персонажи. Акция «Бессмертный полк» сделала их реальными, близкими – потому что это твои родные, родственники. И Победа в той страшной войне ощущалась уже как событие, имеющее самое непосредственное отношение и к каждому из нас лично. Это было в высшей степени объединяющим празднованием.
К сожалению, войны и конфликты сегодня продолжаются: и на Украине, и за пределами СНГ. Самое серьезное из событий, связанных с такими нестроениями, – введение российских ВКС (а по некоторым данным, не только ВКС) на территорию Сирии в сентябре. Оценено оно было неоднозначно: либерально настроенные граждане высказывали сомнение в необходимости такого шага, заговорили о «втором Афгане» и прочем. Но тут надо учитывать, на мой взгляд, два важнейших для России момента.
Христианство, христиане православные сейчас в Сирии страждут. Наш долг был – вмешаться
Первое – и, пожалуй, самое показательное: Россия встает с колен, начинает наводить порядок не только у себя в стране, но, как и было испокон веков, помогать в этом другим народам, дружественным ей. Сирия – очень близкая нам страна. Не будем забывать и о том, что это страна христианская, родная земля великих святых: Ефрема Сирина, Исаака Сирина… Это земля, с которой тесно связаны святые, очень любимые нами: преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Иоанн Златоуст, другие подвижники. Маленькая по площади Сирия – одна из важнейших для мировой истории. Антиохийский Патриархат – часть Вселенской Православной Церкви. А христианство, христиане православные сейчас в Сирии страждут. Пострадало от бомбежек и артобстрелов, разрушено большое количество церквей, монастырей, древних христианских святынь. Наш долг был – вмешаться. Мы просто не могли оставаться в стороне. Мы не можем не противостоять ИГИЛ, творящему кровавые ужасы в Сирии. Тем более что Россия помогает совершенно законному правительству Сирии в войне с исламскими террористами, опасность которых уже признают все.
И о втором моменте тоже надо помнить – о нашей безопасности. США буквально обложили Россию военными базами – они располагаются в непосредственной близости от наших границ, при этом на территориях подконтрольных США государств – ведь непосредственно с нами Америка на суше не граничит. И нам тоже необходимо иметь военные базы за пределами России – в геополитических интересах. Средиземное море – стратегически важный регион. В советское время в Сирии мы имели военные базы. Сейчас они в запустении, например мощная база военно-морских сил. Наша помощь правительству Сирии способствовала тому, что принято решение модернизировать эту базу. Очень важно наше присутствие в Средиземном море, в Сирии – дружественной нам стране.
Конечно, лучше вести оборонительные военные действия вне территории своей страны, чем уже в своей стране. Вспоминают Афганскую войну. Но ведь эта война была очень важна для нас вот почему: если бы наши войска туда не вошли, тот поток наркотиков, который хлынул потом оттуда, захлестнул бы нас гораздо раньше. Вывод войск из Афганистана был одним из звеньев цепи по разрушению нашей страны, а в то время известные силы целенаправленно и сосредоточенно занимались этим. Но отрадно, что идет возрождение былой мощи России, – это мы показали всему миру. Показали, что по-прежнему сильны, что по-прежнему с Россией нужно считаться.
Если страна хочет быть крепкой, у нее должны быть сильная армия, сильная медицина, сильное образование. Понятно, что после печальных 1990-х, когда всё разрушалось, одним махом к былому положению не прийти. Начинать надо с главнейшего: с армии. Недаром президентом принято решение о возрождении былой военной мощи России, всего того, что было разрушено в 1990-е. Печально, что пока с двумя другими составляющими: медициной и образованием – дела, мягко говоря, так себе. Но радует, что хоть армия укрепляется.
То, что Россия отдаляется и отделяется от Запада, от его растлевающего влияния, – благо для нее
2015 год мы прожили в очередном кризисе. И многие боятся, что он только обострится. Кризис беспокоит особенно тех, кто живет только материальными интересами, не думает о духовном. Но мне кажется, что все эти события: военный конфликт на Украине, введение санкций против нашей страны, конфронтация с Западом и то, о чем я говорил выше: усиление военной мощи России, – это очень промыслительные события. Господь любит Россию. Россия – самая мощная православная страна. И это страна – хранительница Православия. Это бремя, эту задачу возложил на нее Господь. И то, что Россия отдаляется и отделяется от Запада, от его растлевающего влияния, – благо для нее. Ведь когда до 1991 года у нас был «железный занавес», то у нас практически не было и всей мути «западной цивилизации» и «американо-европейских ценностей», что очень способствовало нравственному и патриотическому настрою общества. А какое содомское зло сейчас творится на Западе! И оно все время усиливается. И мне кажется, Господь делает сейчас с нами то, что Он сделал некогда с семьей Лота: Он вывел семью Лота вон из города, обреченного Им на погибель. Не знаю, что будет с западным миром, – это не наше дело, а дело Божие, но Господь ограждает Россию. Возможно, что в скором времени тем людям на Западе, которые хотят сохранить в чистоте себя и своих детей, останется одно – эмигрировать в Россию.
Сегодня всё стало явным, маски сорваны, наши якобы друзья показали свое подлинное лицо и свое истинное отношение к нам. И если мы меньше будем общаться с западной культурой, иметь дело с западными «ценностями», для России это только во благо. И пусть мы в чем-то себя ограничим, пусть будем, к примеру, ездить на отечественных машинах вместо иномарок, будем скромнее одеваться и питаться, но вряд ли мы вернемся к 1991 году, когда сахар по талонам покупали и мы довольствовались гуманитарной помощью – полусъедобной импортной тушенкой. Не думаю, что будет катастрофически плохо, хотя похуже жить и станем – материально похуже. А что касается западных санкций, так это очень недальновидная политика. Ведь если ты запрещаешь ввозить в какую-то страну свою продукцию, ты тем самым стимулируешь ее экономику: стране ведь некуда деться, вынуждена будет развивать свою промышленность. Так что санкции только страну возрождают, усиливают, укрепляют ее обороноспособность. Эти санкции не наказание России, как думают на Западе, а, может быть, Промысл для спасения нашей страны. Потому что сама она, конечно, вряд ли бы вот так восстала, все-таки Господь ее таким образом как бы за руку ведет.
И о событиях церковной жизни. Она, в отличие от мирской, светской, была в уходящем году по-хорошему стабильна. Есть известная китайская мудрость: «Не дай Бог жить в эпоху перемен». Эпоха перемен тяжела для населения, и перемены не всегда к лучшему. В церковной жизни я особых перемен не вижу, и это хорошо. 21 декабря прошло Патриаршее епархиальное собрание, подводились итоги. Святейший, мне кажется, был рад тому, как обстоят дела: возрождаются храмы, прирастает новыми приходами наша Церковь, увеличивается число священнослужителей… Конечно же, были поставлены перед нами определенные задачи. Жизнь идет.
Стабильность – это почти неизменность, а неизменность – одно из свойств Божиих. Неизменность Церкви – это хороший симптом
О нас, о нашем приходе благоверных Петра и Февронии Муромских хотелось бы тоже несколько слов сказать. Наша приходская жизнь входит в стабильное русло. В этом году у нас было очень большое количество венчаний, что не может не радовать. Может быть, потому, что многие пары хотят венчаться именно под покровом Петра и Февронии, чтобы эти святые супруги благословили и охранили новый брачный союз. У нас есть частицы их мощей. Несколько пар создали наши непосредственные прихожане. Это особенно радует. Много было у нас радостных событий: и поездки, и паломничества, и встречи.
Год запомнился, повторюсь, хорошей стабильностью церковной жизни. Стабильность – это почти неизменность, а неизменность – одно из свойств Божиих. Неизменность Церкви – это вообще хороший симптом.
Но "всё возвращается на круги своя!". Увидев настоящее лицо "истинной демократии" Народ потянулся к Вере, а в остальном Россия самодостаточна: Уинстон Черчилль писал, что чуть не умер от смеха, узнав, что большевики в России (!!!) закупают продовольствие за границей! Россия будет процветать, если пойдет своим путем, а не одной нефтью будет питаться, да газом....