Старец Илий: «Ослабление семьи грозит ужасными последствиями»

Перед тем, как продолжить знакомить читателей с ответами схиархимандрита Илия (Ноздрина) на наши вопросы – вопросы, волнующие многих православных, – хотелось бы рассказать об одном эпизоде, свидетелями которого мы стали. Среди тех, кто приехал к старцу Илию в тот день, была и женщина с больным сыном – у мальчика ДЦП, он не может ходить. Они из Центральной России. Георгий Богомолов, как только узнал о них, сказал, чтобы их пропустили без очереди. С батюшкой они общались минут семь, не больше. Женщина, воспитывающая сына одна (муж ушел), решила не отнимать у старца слишком много времени. А ей, вероятно, было о чем с ним поговорить… Зато в очереди были и те, кто разговаривал минут 20, а может, и больше. И спрашивали о том, стоит ли продавать корову. Никто не подслушивал – мы сами случайно стали свидетелями такого разговора.

Много лет назад я слышал, как Георгий Богомолов однажды бросил в толпу: «Приходят и начинают рассказывать о кошках…».

А с мамой этого больного мальчика мы потом познакомились и, пока ждали такси, разговорились. Удивительная женщина: спокойная, стойкая. Ее сын Виктор получил серьезные осложнения после прививки. Но никакой тоски в глазах я не увидел. Она пришла в Церковь три года назад. Теперь ей гораздо легче. И ей было достаточно нескольких минут общения с отцом Илием, чтобы понять что-то главное.

Но продолжим рассказ о нашей беседе со старцем.

– Батюшка, сейчас много распавшихся молодых семей. Да и не только молодые супруги, но и прожившие вместе 20–25 лет, разводятся. Почему так происходит? Что нужно сделать, чтобы сохранить семью?

– Все дело, конечно, в нашей морали. Надо помнить: прежде всего, есть Бог, есть душа у человека. Есть вечность. А чтобы признали эту истину, у нас столько аргументов, что их один человек не сосчитает никогда. Для этого, можно сказать, и миллиона мало. Всё говорит об этом. Погляди, человек, на себя! Погляди вокруг себя! Погляди на жизнь, на историю. У нас есть Священное Писание, которое от Адама и до сего времени свидетельствует о Боге. А сколько примеров, явлений потустороннего мира. У нас этих примеров тоже тысячи! Всё это говорит об Истине Божественной! Против нет ничего! Не ошибемся, если скажем, что ноль. Только прелесть диавола. И те люди несчастны в полном смысле слова, которые не хотят признать Истину. Признать как Истину Божественную. Как действительную историю.

А мы, казалось бы, сколького благодаря христианству, благодаря жизни морально устойчивой достигли! Очень многого: и в техники, и в культуре – очень много всего! В развитии… Например, ракеты, а сейчас беспроволочные телефоны… Благодаря Новому Завету, благодаря христианству.

Но человек никак не хочет признать то, что он вечный. То, что душа есть у него. Конечно, это от диавола. А если бы человек жил по Закону, он бы видел, насколько он беден, если он без Бога! Насколько он несчастен – как в этом мире, так и в будущем, который будет неизбежно. Спросите любую бабушку, спросите у ученого. Ведь у нас столько великих ученых. Первый университет основал Ломоносов – он был глубоко верующим. Как он рассуждает о солнце! Се ужасная громада, как искра пред Тобой – пред Тобой, пред Богом! Посмотрите его стихотворения. Наивеликие ученые в прошлом и в нынешнем веке были.

Когда мы живем безбожной жизнью, жизнь в нас оскудевает, падает. Человек без Бога умаляется

То, о чем вы спросили, не от учения, нет. Это от развращения души только. Это молодежь, которая не хочет себе добра, не хочет проникнуть в историю. Они ничего не знают! Отказываются от Бога. Они абсолютные профаны. Посмотрите, жизни они не понимают, они не знают жизни! А когда мы живем безбожной жизнью, конечно, жизнь в нас оскудевает, падает. Человек без Бога умаляется. Он не живет по-настоящему: ни внутренне, ни внешне. Однако он не хочет признать то, что составляет истинное положительное в жизни: признать Бога, признать вечность, признать бессмертие своей души. Не хочет. Не потому, что нет у него доказательства, свидетельства, а просто диавол, конечно, вертит. А им только сказать: Господи, дай мне разуметь Твою Истину! Или первые слова Спасителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Это вечность, это жизнь правильная. А если будет в жизни такое последовательное – вот как сейчас – отступление от Бога, то всё! Это грозит ужасными последствиями.

Вот у нас сейчас есть брошюрка «Последний призыв». Неизвестно, может, и взрослый человек, но говорят, что это ребенок написал. Многие читали. Конечно, страшно даже подумать, не хочется даже и говорить, чем грозит это безбожие, это отступление.

Вот вы спросили о семье. Семья – это ячейка, это малая частица нашего общества. Состоянием семьи, прочностью семьи определяется состояние общества. Ослабление семьи грозит ужасными последствиями. Всё это потеря морали, потеря совести. Потеря сознания. Потеря ориентира, того, что есть главное в жизни.

– Батюшка, что значит для России Православие?

– Слава Богу, что сейчас стала хотя бы называться Россией. Хотя бы уже слово в названии страны – Россия. Древнее слово. Сколько веков уже существует. Коммунисты хотели вообще затушевать всё прошлое. А как может развиваться растение, если подрезать в нем корень? Так было у нас при совдепе, при советской власти. Ничего старого они не хотели, только новое. Но это демоническое – это диавол настраивал так людей, чтобы отбросить нашу историю, Россию, наши корни. Тысячи величайших героев и полководцев! Сколько наших изобретателей в прошлом, за что ни возьмись! Они это не упоминали. Только: революция! революция! – как этот кричал, картавый. Ему надо только революцию. И всё. Конечно, Россия – это великая страна. Святая Русь! Называлась Святой Русью. Действительно, она была великой. Какие были люди великие, здоровые, крепкие! Что мы сейчас все? Мелюзга получается. Даже если посмотреть на внешний вид.

Нет, нельзя отрицать: слава Богу, сейчас много людей приходит к вере. Приходят сознательно. Это радует. Это приятно, конечно. Люди наполняют храмы и сознают, для чего человек живет, в чем жизнь и смысл жизни человека. Не в одном только прожигании жизни. Именно в нашей высокой морали, которую христианство породило. Такое достижение здесь жизни правильной и осуществление нашей вечной жизни.

Схиархимандрит Илий (Ноздрин). Фото: Православие.Ru Схиархимандрит Илий (Ноздрин). Фото: Православие.Ru

– А почему святые отцы так поощряют воздержание? Что оно нам дает?

Наша мораль, наша крепость, наше сознание на воздержании строятся

– Ну а как же! Это само собой, воздержание. (Смеется.) Конечно, аскетика именно на воздержании строится. Наша мораль, наша крепость, наше сознание на воздержании строятся. Если не воздерживаться, то как можно? Церковь установила свой устав. К глубокому сожалению, люди порочат Церковь, священников, архиереев. Они совершенно не знают сути нашей духовной жизни. Церковной жизни, понимаете? Ведь раньше как воевали? За Веру, Царя и Отечество!

Если не будет воздержанности, то это приведет к нехорошим последствиям. В семье, например. Взять детей: им родители позволяют многое. Немало примеров, когда дети убивали родителей. Отчего? От того, что им слишком много всего позволялось! Понимаете? Это вопрос воспитания. И Церковь – она первая воспитывает человека. Например, в пост. Не всякая семья позволит все, что можно, купить: для пищи, для одежды, – это роскошь.

Вот сын просит: отец, купи мне машину. Подожди, заработай сам, тогда и купи: машину или что-нибудь другое, квартиру, например. Тогда это тебе будет ценно. А когда это всё тебе подали на блюдечке… Надо потрудиться, тогда будешь и ценить свою машину, беречь ее, даже ездить осторожнее.

– Батюшка, вы упомянули архиереев. Кто такой архиерей в Церкви? Каким должно быть к нему отношение паствы?

– Если по-светски рассуждать, то архиерей – это начальник. Христианство надо понимать. Люди нападают на веру, но у них нет никаких точных понятий о вере христианской, о том, что такое вера. История христианства с чего начинается? У нас есть праздник Троицы. Что такое Троица? Это сошествие Святаго Духа на апостолов, а значит – и на мир. Господь обещал, что после Своего Вознесения Он пошлет Духа Святаго. А мы не понимаем… Не зная веры, мы не понимаем сути жизни. Ведь всё – от букашки и до огромного животного: слона, верблюда; от маленького лепестка и до громадных деревьев – всё живет только благодаря действию благодати Божией. Действию силы Божией, Премудростью Божией. Если даже у рецидивиста, о котором страшно и говорить, отнять благодатную силу, он не сможет и дня прожить. Всё живет только благодатью. Молодежь, безбожных людей, разные деноминации, конфессии – всё Бог хранит только благодатью Своей. И в мир после страданий и Воскресения, после Вознесения Своего Господь обещал послать духа Святаго. Сначала на апостолов, а через них на весь мир. Первые преемники Святаго Духа – апостолы. Они посвящали руководителей первых последователей Спасителя. Надо ведь читать об этом. К сожалению, мы не знаем Новый Завет, историю христианства.

А кстати, богословская наука – самая обширная из всех отраслей знания. Ведь она берет начало в Ветхом Завете. Но, к сожалению, люди не хотят этого знать. Диавол, конечно, всех удерживает. Кто-то считает, что верующий человек – недалекий человек. Как Хрущев, который говорил, что дураки крестятся. Конечно, сам он запутался. Через него сколько погибло – тысячи людей! Не подумав, отдал Крым. А Крым всегда был российским. Там пролито море русской крови. Он как предатель оказался. И он считал, что верующих можно в дурдом отправить. Да так и делалось, так и было. Сколько людей отправляли! И сам чуть не попал туда.

– Батюшка, хотелось бы получить ваш комментарий по Украине. Сейчас раскольники хотят забрать Киево-Печерскую Лавру, собирают подписи в интернете. Как украинцам, как русским людям реагировать на это?

– Эта смута украинская началась с Майдана. Разгул этих зарвавшихся дружков. Сколько тысяч людей погибло. А сколько разрушено всего. И до сего дня последствия. Нахальство. Бандитам легко захватывать власть. Совести для них не существует. Закона тоже. Как сказано: дуракам закон не писан.

– Последние лет 20 стали крайне популярными экстрасенсы, гадалки, всевозможные целители. Люди готовы платить им за их «помощь» огромные деньги, часто и последние. В чем опасность таких увлечений?

Самое страшное для нас – это школа, где дети не получают правильного понятия о сути жизни

– Это всё отступление. Потеря веры настоящей. Последствия безбожия. В старое дореволюционное время у нас были миссионерские семинарии, духовные школы. Тогда давали правильные понятия о вере. А когда возникают секты и ненормальные учения, это все, конечно, продукты демонической силы. Человек стремится познать что-то истинное, но нет правильного направления, нет правильного учения. Самое страшное для нас – это школа, где дети не получают правильного понятия о сути жизни. И, конечно, когда человек хочет что-то выше обыденного познать, он кидается на всякие приманки. Вот как птица. Взять курицу: для нее нет хорошего корма, и если ей дадут какой-то песок, она будет и его клевать. Так и люди. Заражаются всякими сектами.

– Отец Илий, а как бороться с гордостью? Вот и в храм ходишь, и молишься, но победить ее в себе никак не можешь. Бывают и тревоги, сомнения, уныние. Как им противостоять?

– Помнить, что вся наша земная жизнь короткая. Она не гарантирована даже ни на одни сутки в этом мире. Но Господь указал нам на вечность. Господь мог бы всё создать для этой жизни. Мог бы избавить от диавола и от всего ненормального и обратить к Себе человека. Но поскольку человек – венец творения, он наделен волей. Вот пример 12 апостолов, и среди них – Иуда. Спаситель-Богочеловек знает, что Иуда предаст Его. Он мог бы его, как и других апостолов, сохранить. Господь дал ему все, чтобы он уверовал, но… Так и каждого человека Господь ведет к добру, но сохраняет за ним произволение. Мы временны. Вся наша жизнь слишком коротка, слишком ограничена. И Господь указывает на вечность. Сколько империй, сколько государств было… Господь указывает нам нашу будущую нескончаемую вечность.

– Батюшка, последний вопрос. Вы часто призываете молиться за нашего Президента – Владимира Путина. Расскажите, пожалуйста, читателям портала Православие.Ru, почему важно молиться за Президента?

– Это само собой понятно. Ведь это Президент. Вы сами видите из СМИ, какой выдержкой, силой ума и волей нужно обладать, чтобы управлять такой громадной многонациональной страной, как Россия. Поставь любого – получится ли? Ведь все мы ограниченны, пускай десять пядей во лбу или даже больше. А критики… У нас сейчас многие любят заниматься всякой критикой, хулением на Президента и на другие начальства. Но вот поставь такого человека на одни сутки, он справится? Много ли он сделает? Это как в поговорке: чужую беду пальцем разведу, а свою пятерней не растащу. И в семьях у нас то же самое.

Молитва за Президента Владимира Путина очень необходима и важна. Видно, что его только Бог укрепляет

Что сделала революция? Был царский режим – какая страна была сильная и могучая. С сильным флотом, армией, полицией. А когда стали ее подрывать, что получилось? Мало сказать, 70–80 миллионов – да около 100 миллионов людей было погублено из-за геноцида русского народа. Сколько людей без суда и следствия убивали! Что за мораль! Они говорили, что в России была эксплуатация. Это не так. А что сделали коммунисты? Только в одном месте 11 тысяч расстреляли. А сколько барж затопили с людьми! Колыма, Соловки, Магадан… Сколько убитых и расстрелянных. Что сделали эти «честные» люди, прежде всего Ульянов, да и Сталин?

Надо крепко держаться. Народ избрал Президента. Он все свои силы полагает за страну. Молитва за Президента очень необходима и важна. Видно, что его только Бог укрепляет.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Старец Илий: «Нельзя решать проблемы без Бога» (+ВИДЕО) Старец Илий: «Нельзя решать проблемы без Бога» (+ВИДЕО) Старец Илий: «Нельзя решать проблемы без Бога» (+ВИДЕО) Старец Илий: «Нельзя решать проблемы без Бога» (+ВИДЕО)
Никита Филатов
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) о правильном устроении жизни и молитве, календаре и причинах российских бед, распаде семьи и о том, почему Запад ополчился на Россию.
Церковный развод? Церковный развод?
Свящ. Павел Гумеров, Мария Сараджишвили
Церковный развод? Церковный развод?
Пять грустных историй и комментарий священника
Священник Павел Гумеров, Мария Сараджишвили
И в православных семьях случаются разводы. Но не потому, что христианские ценности устарели, а потому, что мы поддались духу времени.
Без воздержания не будет человека Без воздержания не будет человека
Диак. Павел Сержантов
Без воздержания не будет человека Без воздержания не будет человека
Диакон Павел Сержантов
Человек реализует себя не только когда он движется к намеченной цели, но и когда он сознательно останавливает себя. Остановиться бывает потруднее, чем двигаться дальше.
Комментарии
Петр 6 февраля 2016, 15:36
Hola31 января 2016, 23:00 "Какой отношение имеет урезание пенсий сейчас к царской России или СССР?". Урезание пенсий к СССР имеет самое прямое отношение. СССР легализовав аборты сократил население на десятки, а возможно и сотни миллионов человек. И сейчас мы продолжаем эту людоедскую практику, убивая по 1 млн. детей в год. А ведь пенсионные выплаты формируются из заработков НЫНЕ работающих граждан. Вот Вам и ответ. Трудоспособное население сокращается, сокращаются и пенсионные выплаты. Вы же взрослый человек, такие простые вещи должны уже сами понимать...
Антоний 4 февраля 2016, 21:52
Спасибо за тёплые слова, брат Сергей! Наша дискуссия мне боль не причинила, я не обидчивый человек, да и обидного ничего сказано не было. Я также искренне прошу прощения, если мои слова задели твои чувства и вывели из душевного спокойствия! Взаимно желаю тебе крепости телесной и духовной и помощи Божией во всех благих начинаниях!
Hola 3 февраля 2016, 14:42
Уважаемый Сергей, 1. Давайте не будем переходить на личности. 2. Мы молимся "О Богохранимой стране нашей, властей, воинстве, народе ея" и т.д. 3. Времена не выбирают, в них живут и умирают. 4. Прощайте.
Сергей 1 февраля 2016, 15:06
Уважаемая Hola! Из ваших комментариев следует, что для вас все равно в каком историческом периоде жить- ведь в каждом из них есть и плохое и хорошее. Тем более не понятно, почему вы недовольны настоящим историческим периодом, ведь в нем тоже есть и хорошее и плохое, но вы почему-то видите только плохое. И у вас, простите, несколько эгоистичный подход: "Мне все равно как там жили до меня, главное,чтобы мне было сейчас хорошо". Русские люди говорили: "Как помолишься- так и получишь!".
Hola31 января 2016, 23:13
Сергей31 января 2016, 01:00
Сергей, статью я читала. Непонятно стремление один период истории мазать черной краской, а другой - только белой краской.
Не бывает только плохого или только хорошего.
Нужно не только читать, но и думать, рассуждать умом.
Какой отношение имеет урезание пенсий сейчас к царской России или СССР?
Сергей31 января 2016, 01:14
Уважаемый(ая) Hola, извините, не знаю как к вам обратиться? Разница большущая! ЗА ВСЕ НАДО ПЛАТИТЬ! И платить дорогой ценой! За ошибки прошлого расплачиваются поколения будущего-это закон жизни! И не нужно стонать о том, как на Руси жить тяжело, из практики -об этом больше кричат те, у кого как раз все хорошо. Прочитайте статью еще раз, в ней найдете все ответы!
Hola30 января 2016, 01:02
Люди, очнитесь!
Какая разница - СССР или царская Россия, какие там были проблемы и методы, если самое важное - то что происходит сейчас?
Сейчас - в нашем времени, в наших душах, домах, регионах?
Вот на Правмире только разместили статью - что Тольятти голодает, т.к. нет автозавода, нет и зарплат, денег.
Что регионы не развиваются, что медицина, образование - все разваливается..... и т.д.
Сергей29 января 2016, 10:12
Уважаемый брат Антоний, прости, если мои слова причинили Тебе боль. Несмотря на разное понимание в оценке исторических процессов, думаю задача у нас всех одна- чтобы зараженные атеизмом русские люди возвратились домой, в Церковь, постепенно восстанавливая те утраченные ниточки русской национальной жизни, кстати на земле это уже потихонечку происходит. А если мы будем православные по настоящему, то никакой Запад с их "ценностями" нам будет не страшен!Всех благ и помощи Божией в твоих трудах, не обижайся!
Иоанна29 января 2016, 01:09
Сергей, дело не в фактах, - они ВСЕМ хорошо известны, - а в способе понимания. Легче думать, что богоборчество и кровавые преступления - это лишь одна из сторон нашего советского прошлого, малоприятная, но всё же не самая главная. Это были "ошибки", "перегибы", но теперь мы это поняли и давайте, ребята, об этом больше не вспоминать; договорились? Всё это было так давно! И потом, ведь было и много хорошего! И гораздо труднее признать, что борьба с Православием и жестокие репрессии - это была основа, суть советского строя. Что поломанные судьбы десятков миллионов людей, уничтожение целых сословий, разгром Церкви нельзя в историческом и в духовном плане компенсировать ни бесплатной медициной, ни хорошим уровнем образования, ни успехами гражданской авиации. И что в основании нашей сегодняшней истории, как вы правильно написали, Сергей, лежит НЕРАСКАЯННЫЙ ГРЕХ. Но признать это очень трудно. Как пел Высоцкий, которого мы недавно вспоминали, "В ЭТОМ-ТО ВСЁ И ДЕЛО..."
Антоний28 января 2016, 22:11
Здравствуйте, Сергей! Братьями и сёстрами я называю Вас и всех остальных посетителей сайта, потому что обращаюсь к своим единоверцам. По той же причине и поздравляю с праздниками. Задачей коммунистов в 1917-м был развал Российской Империи, ничем исторически не оправданный, отбросивший страну назад. Революции вообще редко бывают оправданы. Наша же сегодняшняя задача - раскола избежать, и, действуя законными методами, отстаивать свои интересы. Вот и вся разница. Священники, с которыми я обстоятельно обсуждал свои взгляды на историю, политику и труп Ленина, ничего разрушительного или греховного в них не нашли, для меня это важно. Насчёт того, что я ловко увожу тему на то, как плохо живётся на Западе - скажу честно, целей куда-либо увести внимание никогда не преследую, но то, что происходит сегодня с Западной цивилизацией мне очень не нравится. Ну, не люблю я насаждение евросодомских ценностей, что же поделать. Моё отношение к истории и политикам сводится, говоря коротко, к тому, чтобы брать из прошлого лучшее и извлекать уроки из худшего, честно говорить и о достижениях, и о провалах, и о злодеяниях. Жития святых новомучеников, я читаю регулярно, так что идеализировать советский строй я не планирую и никогда этого не делал. Что такое раскулачивание я знаю, потому что прекрасно знаю, как у семьи прабабушки по материнской линии отобрали и мельницу, и прочее хозяйство. Потому что считаю необходимым публично называть имена людей, виновных в преступлениях. Но и отбрасывать несомненные достижения Советского периода я не стану. Сфера моей занятости - высшее образование, авиационная наука и вычислительная техника, и я прекрасно знаю, насколько лучше обстояли дела в этих отраслях, а также во многих других, в советское время, чем сегодня, это - объективный факт. Уважаемый брат Сергей, полагаю, моя позиция Вам вполне понятна, как и мне Ваша, которую я уважаю, но в полной мере принять не могу. Каждый из нас имеет полное право на свою точку зрения. Предлагаю на этом завершить дискуссию. С уважением, Антоний.
Сергей28 января 2016, 17:54
Антоний,простите,но вы достойный "продукт" советской идеологии и действуете теми же методами, что и большевики в 17-м году. Вы очень красиво обращаетесь ко всем с поздравлениями, называя всех ласково братья и сестры, приводите постоянно цитаты из выступлений Президента и Патриарха, при этом выражаете свое несогласие(имеете право) с мнением о.Илия, и пытаетесь как-то оправдать идолов ссср, или, по крайней мере смягчить народный гнев, при этом ловко уводите когда нужно тему на то, как за границей жить тяжело. Все это не ново, большевики также ласково говорили, что мы вам дадим землю, только надо ее отнять вначале и поделим по справедливости, рабочим они обещали фабрики, только нужно вначале их отобрать у владельцев. На деле же загнали людей в колхозы, отобрали дом. скот, заставили людей работать бесплатно за палочки( трудодни), тем самым вызвав страшнейший голод, я уж не говорю о раскулачивании, спецпереселенцах, уничтожении казачества, дворянства, священства,разграбления храмов и надругательства над мощами святых(заметьте ленина никто и пальцем пока не тронул). У Вас похожая на "прохановскую" точка зрения, но она губительна по моему мнению. И еще приведу факты из истории гонений на Церковь: " В октябре 1918г.72-летний заштатный священник Павел Калиновский, проживавший в Ставрополе, был запорот плетьми за то, что его дети были белыми офицерами. Священника Никодима Редикульцева из села Камень Томской епархии зарезали кухонным ножом... Священнику села Соломенского Ставропольской епархии Григорию Дмитриевскому шашками отрубили нос и уши, а затем расстреляли. 11 декабря в Каме утопили викарного архиерея Пермской епархии епископа Соликамского Феофана ( Ильинского). Бывшего викарного епископа Новгородской епархии Исидора (Колоколова) умертвили в Самаре, посадив на кол. В декабре 1919 г. в монастыре Св. Митрофана повесили на царских вратах архиепископа Воронежского Тихона ( Никанорова). В марте 1921 г. убили епископа Петропавловского Мефодия ( Красноперова). Ему нанесли несколько штыковых ран и в одну из них вонзили крест..." ( "История Русской Церкви" книга девятая. Прот.Владислав Цыпин). Это только первый период гонений, ленинский, если хотите расскажу и о сталинском в другой раз. Или вы считаете что, " Смерть одного человека- это смерть, а смерть двух миллионов- это только статистика"( Э.М.Ремарк. "Черный обелиск"). Читайте жития новомученников почаще, и нельзя сравнивать достижения сов. периода и миллионы человеческих жизней и исковерканных судеб. Бог им, коммунистам судья. И я еще до сих пор не встретил коммуниста, который бы на всю страну извинился перед русским народом, перед верующими за пролитую кровь, все защищают свою идеологию, несут цветы кащею. И с цинизмом, как недавно Зюганов на встрече с Президентом говорит, чтобы набрать голоса избирателей,Вы уж позаботьтесь В.В. о узниках нем. лагерей.А то, что вы же им выдавали "волчие" билеты, и они не могли поступить в Вузы, таскали их на допросы в НКВД, почему ты был в плену( как моего деда). Как был построен ссср на лжи и обмане, так ничего и не изменилось с тех пор, только страны такой нет, и не будет надеюсь никогда!!! И рухнул он, потому что фундамент-то был гнилой.
Антоний26 января 2016, 12:57
P.S. Совсем недавно президент очень кратко выразил свое отношение к советскому периоду истории и к вопросу захоронения Ленина. Тот случай, когда я готов подписаться под каждым словом, поскольку высказанное главой государства в точности соответствует и моим взглядам на указанную тему. По поводу недопустимости однобокого взгляда на прошлое: "Мы должны просто внимательно анализировать все, что было в прежние времена. Но нельзя одной черной краской мазать все, что было в прошлом, или в радужных тонах смотреть на то, что происходит сегодня. Надо внимательно, объективно анализировать для того, чтобы не допускать ошибок, которые были допущены, в будущем. А выстраивать наше государственное строительство, экономику так, чтобы государство только укреплялось". "Мне очень нравились и до сих пор нравятся коммунистические и социалистические идеи". "Наша страна не была похожа на Город солнца". "Расстрел царской семьи вместе с детьми... Зачем убили доктора Боткина?.. Священников расстреляли. Когда об этом начинаешь задумываться, по-другому оцениваешь". По поводу идеи захоронения Ленина: "к этому нужно подходить аккуратно, чтоб не предпринимать никаких шагов, которые разделяли бы наше общество. Нужно, наоборот, его сплачивать, вот это самое главное".
Hola24 января 2016, 23:58
Петр20 января 2016, 23:00
ну и что?
Крестьяне пахали на себе и тракторах, о развитии гражданской авиации и речи не было, да и развивались только города.
Не нужно идеализировать время, в которое мы не жили. Везде было и хорошее, и плохое.

важно, что происходит сейчас.
Петр20 января 2016, 23:49
Hola20 января 2016, 00:00 "Фабрики, заводы - дело хорошее, но использовалась там рабочая сила. Не подскажете какие технические изобретения были сделаны в царской России?" Hola, для взрослого человека Вы задаете очень странные вопросы. Вы действительно не знаете??? Что ж, вот ОЧЕНЬ краткий список:
1. Электродвигатель. Якоби Борис Семенович изобрел электродвигатель в 1834 году.
2. Электросварка. Способ электрической сварки металлов придумал и впервые применил в 1882 году русский изобретатель Николай Николаевич Бенардос (1842 –1905).
3. Самолет. В 1881 г. А.Ф. Можайский получил первый в России патент («привилегию») на летательный аппарат (самолет), а в 1883 г. завершил сборку первого натурного самолета. Со времен проекта самолета Можайского ни один конструктор человечества не предложил принципиально другой схемы самолета.
4. Гусеница. Первый гусеничный движитель был предложен в 1837 г. штабс-капитаном Д. Загряжским. Его гусеничный движитель строился на двух колесах, обведенных железной цепью. А в 1879 г. русский изобретатель Ф. Блинов получил патент на созданный им «гусеничный ход» для трактора. Он его называл «паровоз для грунтовых дорог».
5. Телеграф. Первый электромагнитный телеграф создал российский ученый в 1832 году. Публичная демонстрация работы аппарата состоялась на квартире Шиллинга 21 октября 1832 года. Павел Шиллинг также разработал оригинальный код, в котором каждой букве алфавита соответствовала определенная комбинация символов, которая могла проявляться черными и белыми кружками на телеграфном аппарате.
6. Лампа накаливания. Устройство в нынешнем виде известно как «лампочка Эдисона». Между тем Эдисон лишь его усовершенствовал. Первым создателем лампы был российский ученый, член Русского технического общества Александр Николаевич Лодыгин. Это произошло в 1870 г. Лодыгин первым предложил применять в лампах вольфрамовые нити и закручивать нить накаливания в форме спирали.
7. Водолазный аппарат. В 1871 году А.Н. Лодыгин создал проект автономного водолазного скафандра с использованием газовой смеси, состоящей из кислорода и водорода. Кислород должен был вырабатываться из воды путем электролиза
Список можно продолжать практически бесконечно...
И да, по поводу медицины: наркоз также впервые стали применять в "отсталой России".
В 1850 году Н.И. Пирогов впервые в истории медицины начал оперировать раненых с эфирным обезболиванием в полевых условиях. Всего великий хирург провел около 10 000 операций под эфирным наркозом. Пирогов первый начал использовать так же и гипс в медицине...
Hola20 января 2016, 00:47
Петр19 января 2016, 14:00
Фабрики, заводы - дело хорошее, но использовалась там рабочая сила. Не подскажете какие технические изобретения были сделаны в царской России? И работали там люди за гроши.
Медицина - да, в Москве, Питере, крупных городах. А бабы рожали в поле и это считалось нормальным! Не было денег - умирай. Вы много видели в деревнях больниц? Не было СИСТЕМЫ. Многие болезни не диагностировались.
Вы не понимаете - было бы всё шоколадно - не было бы революции.
И кстати - что то цари не спешили сменить Синодальное правление на Патриаршее. Почему?
И ту жу Церковь грабили цари, и храмы ломали, вспомните про Алексеевский манастырь, сломанный ради постройки храма Христа Спасителя.
Во все времена были и хорошее, и плохое.
Антоний19 января 2016, 21:04
С праздником Святого Богоявления, братья и сестры! Отвечу на Ваши комментарии, чтобы ещё раз прояснить своё отношение к отдельным вопросам. Иоанна, сегодня мы теряем молодёжь в первую очередь благодаря не коммунистам (за последние лет 10 среди множества студентов я встретил лишь одного убеждённого коммуниста, посещающего мероприятия КПРФ), а либералам и насаждению западных псевдоценностей - культов потребления, денег, блуда, вседозволенности. Вытравливание добра из детских душ начинается весьма рано - посредством мультфильмов западного производства, кукол с похотливыми физиономиями и фигурами топ-моделей, насаждения псевдохристианских праздников (день святого Валентина, Хэллоуин) и прочего. В отношении защиты молодёжи от разврата в СССР дела были куда лучше, потому что потоку духовных нечистот с Запада был поставлен надёжный заслон. Тогда "вражеские голоса" в радиоэфире глушили, а купить пластинку с американской музыкой было очень непросто, хотя и возможно. Сегодня же ситуация иная - "секс, наркотики, рок-н-ролл" в каждом смартфоне страны. Поэтому я искренне благодарен своей советской Родине за то, что она защитила меня от этой мерзости и позволила мне стать тем, кем я стал, а не либералом с промытыми мозгами. А также я благодарен Стране Советов за то, что труд рабочих, инженеров и учёных ценился куда выше чем сегодня, когда в чести спекулянты. Гражданская авиация, космонавтика, машиностроение, электроника и микроэлектроника, фармацевтика, высшее образование - дела в этих сферах шли несравненно лучше сегодняшнего дня, бессмысленно отрицать эти успехи Советского Союза и его руководителей. Среди моих родственников в нескольких поколениях практически все - ученые и авиаторы. Все, от авитехника до замминистра, жили достойно, многие могли накопить на кооперативную квартиру и машину, и делали это. Многие были воцерковленными людьми (прабабушка и бабушка, родители, да почти всё окружение были верующим). К слову, одна из старейших свечниц нашего храма, ныне покойная, с теплотой вспоминала СССР и Сталина (во время его правления она работала сначала на автозаводе, потом вязала колбасу). Того же мнения и моя соседка (90 лет, вирусолог, глубоко верующий человек), и обе бабушки (одна из которых фактически выросла при храме, поскольку её мама была в этом храме свечницей). Сергей, дадут ли коммунисты денег на храмы? Да, те из них, кто придут к вере. Примеры есть. Один мой близкий родственник был до недавнего времени рьяным коммунистом, но мне удалось посредством проповеди, объяснений, доказательств, не навязывая ничего силой, привести его к Богу (вернее, этот путь продолжается, полноценно воцерковленным его пока не назовешь). Сегодня он по мере возможностей жертвует на храмы. Совсем недавно я видел по телевизору старца-дьякона, который в молодости также был коммунистом. Если человек приходит к Богу, ему не нужны становятся идолы вроде мумии Ильича в Мавзолее. Он сам отказывается от ложных ценностей. Стоит ли нам действовать силой и повторять то, что делали коммунисты на заре СССР? Мой ответ - нет. Нам стоит, напротив, всеми ЗАКОННЫМИ методами способствовать погребению Ленина (проще говоря, голосовать за это, объяснять и проповедовать свою позицию, но не пытаться устроить бунт, чтобы с улюлюканьем закопать труп). Стоит ли нам идеализировать Советский Союз? Нет, конечно. О репрессиях и травле Церкви нужно говорить искренне и без прикрас. Про "дедушку Ленина" или любого другого политика нужно рассказывать правду - от и до, тоже без прикрас: достижения, ошибки, мотивы принятия решений и их последствия. Из каждой эпохи мы должны брать лучшее, включать его в свою идентичность и, учась на ошибках, двигаться вперёд. Вот таково моё понимание исторического процесса. На этом я изложил свою точку зрения на поднятые в статье проблемы окончательно. Благодарю всех за отзывы на мои комментарии. Храни нас всех, Бог!
Петр19 января 2016, 14:16
Hola18 января 2016, 23:00 "Царская Россия - слабая технически страна, не было ни пенсионной системы, не медицинской, ни образовательной." Hola, а кроме советского учебника по истории ничего не пробовали читать? В 1890-ые годы по темпам индустриального развития Россия опережала все развитые страны того времени. Только с 1893 по 1902 г. запущено 27 000 км новых железных дорог. А общая их протяженность превысила 55 000 км. Про мануфактуры, фабрики и заводы растущие по всей России во 2-ой пол. 19 в. как грибы после дождя написаны горы лит-ры, можете сами прочитать.
По поводу отсутствия социальной системы. Россия обладала одной из самых эффективных социальных систем для того времени. Бесплатные больницы для населения, построенные "при проклятом царизме" стоят по всей России до сих пор. И до сих успешно принимают пациентов. Все самые знаменитые московские больницы - им. Склифосовского, Морозовская, Первая Градская (им. Пирогова)и т.д. - это подарок от той самой "отсталой России". Всем этим наследием с удовольствием пользовалась и советская власть все 70 лет своего существования. И мы сейчас пользуемся. Почитайте про систему общественного призрения в Российской Империи, про Земскую систему. Понятно что в советское время вдалбливали в головы населения миф об "отсталой России", но сегодня то все материалы доступны в открытом доступе. Сегодня повторять этот убогий штамп про "тюрьму народов" могут только либо крайне необразованные люди, либо идейные русофобы...
Hola18 января 2016, 23:41
Простым людям всегда было плохо жить, в любом времени.
Царская Россия - слабая технически страна, не было ни пенсионной системы, не медицинской, ни образовательной. И каторга была, и бордели, и сибирские рудники....
При СССР тоже было по разному.
А сейчас...
*Это молодежь, которая не хочет себе добра, не хочет проникнуть в историю. Они ничего не знают!* - это враги сделали или все-таки наши власти? А нищенские пенсии определили старикам?
Денис17 января 2016, 20:12
Для Ларисы.
Почему всегда думают, что "...нестроения и расшатывания, какие под благовидным предлогом нашей многострадальной стране вечно навязываются извне(а некоторыми и изнутри)."?

Нестрояения идут от осознания неадекватности принимаемых решений в политике их деструктивным и необдуманным подтекстам. Если у нас плохо, нам это навязывают! Это бред! Если у нас говорят о том, что плохо - это объективная информация. Посмотрите на ситуацию вокруг, посмотрите на разрыв в доходах (ПЕНСИЯХ) по стране и сразу станет все ясно. Это извне не навязывается, это наша действительность, порожденная нашей властью.
сергей16 января 2016, 00:37
Александр, благодарю за поздравление! Так ведь я радуюсь! Радуюсь, что могу праздновать Рождество Христово и другие праздники в храме! Ведь наш народ на 70 лет лишили такой возможности, когда за ёлку к празднику могли посадить! В нашей области не было ни одного действующего храма до 1985г. Я радуюсь, что мои дети могут спокойно ходить в церковь, и меня не уволят с работы. Я радуюсь, что есть такой чудесный сайт и такие хорошие интервью. Радуюсь, что могу высказать свое мнение, не получив срок в 10 лет. Я радуюсь, что реабилитировали моего прадеда, что ушла в прошлое эта Богоубийственная и человекоубийственная система, хотя и посеяла такие плевелы на русском поле, которые еще не одному поколению россиян выпалывать. И я очень рад, что живы еще такие прекрасные духовники, как отец Илий и есть возможность еще чему-то научиться у них! С предпразднством Св.Богоявления! Явлейся Христе Боже и мир просвещай, слава Тебе!
Лариса15 января 2016, 20:19
Спаси Господи! Рада, что такой духоносный старец призывает молиться о достойных людях во власти (и за президента), а то иные столько грязи льют... Надо противостоять молитвой об Отечестве, народе и властях!!! Упаси Боже, нам снова искуситься на нестроения и расшатывания, какие под благовидным предлогом нашей многострадальной стране вечно навязываются извне(а некоторыми и изнутри). Людям во все времена это только беды приносило... Пугает, что Украина выводов не сделала, опять "повелись" Хотя биты были в истории не раз. Иммунитет уже должен быть,так нет же... Мне думается,сейчас время ускорило отделение "зерен от плевел". И далеко не все христианские народы проходят это испытание. В нашем существовании момент истины играет доминирующую роль. Когда русские лажают,потрясения и катастрофы для всего мира становятся просто неизбежны. Надо держать удар и быть достойными своей истории, своей веры. Тогда и Господь поможет выдюжить!!! Простите за пафос, но я в это искренне верю. Сколько замечательных примеров было во все времена. Отче Илие, моли Бога о нас,грешных!
Антон15 января 2016, 17:00
Александр, и про Новый год "какой-то обезьяны", о котором писал Сергей, думаю Вы все прекрасно поняли. Бананы тут ни при чем. Речь всё о тех же "традиционных ценностях" россиян (намеренно не употребляю слово "русский", потому что новоязовское слово "россианин" очень хорошо укладывается в эту концепцию). 8 марта, Год Огненной обезьяны, Пасха, 1 мая, Валентинки, Хеллоуин и т.д. Вот такой "традиционный" набор. Когда на родительском собрании я сказал, что против участия моего ребенка в общеклассном "хеллоуине" другие родители смотрел на меня как на марсианина. Называть все это "традиционными ценностям" у меня как то язык нее поворачивается...
Антон15 января 2016, 16:03
АлександрГ. 14 января 2016, 21:00 "в нашей стране, традиционной системы ценностей придерживается подавляющее количество населения". Александр, к сожалению та система "традиционных ценностей" которую исповедует "подавляющее большинство населения" с Православным христианством имеет очень мало общего. А точнее вообще ничего не имеет. "Традиционные ценности" большинства населения РФ это, к сожалению, водка, блуд, агрессивное невежество и массовое детоубийство (аборты). Вас вводит в заблуждение распространенная ныне в народе риторика про "гнилую гейропу" и т.п. Но даже это фикция. Митинги против внедрения "однополых ценностей" в Москве собирали от 100 до 300 человек (обратите внимание, не 100 тысяч, а 100 человек!). Для сравнения, в той же "прогнившей" Франции акции в защиту традиционной семьи собирали до 1 300 000 человек...
АлександрГ.15 января 2016, 12:48
сергей14 января 2016, 23:00. Ну вот, опять все не так. Не празднуют люди Новый год - плохо. Празднуют люди Новый год -тоже плохо. А уж, если с бананами празднуют, так это вообще катастрофа. Бананы-то, чем Вам не угодили? Вполне себе постный продукт. Притесняли советы Церковь - плохо. Ушли советы - потянулся народ в Церковь, опять плохо. Идет народ не так, шагают "не в ногу", по дороге "отвлекаeтся, глазеет по сторонам". На Вас - Сергей не угодишь. Люди, на то они и люди, что идут, падают, поднимаются и снова идут. И так было всегда из поколения в поколение, нового в этом ничего нет. Некоторые правда бредут "не туда". Ну так и это тоже не новость, ибо первый кто "побрел" не туда был Адам. Так, что не надо печалиться. Рождество у нас, с Праздником Вас. Господь наш родился!!! Родился здесь и сейчас. Радоваться нужно.
Иоанна АБ14 января 2016, 23:43
Александр Г, вопрос: есть ли у вас дети школьного возраста? Если есть, то я не скажу вам ничего нового, но вот мои наблюдения: 1-2 верующих ребёнка на класс. Остальные, хотя и с крестиками, не имеют вообще никакого представления ни о Боге, ни о Православии. Нас капля в море! В России! Далее, вы пишете: Европа проигрывает России "всухую" по защите традиционных ценностей. Откуда вы это взяли? Если вы долго жили в Европе, то наверняка заметили, что В МАССЕ люди там также придерживаются традиционных ценностей, не надо слишком уж впечатляться телевизором. И давно уже наша Церковь "проартикулировала, что есть традиционные ценности", но многих ли это интересует? Увы, повода для оптимизма я не вижу. Поддерживаю Нестора, Сергея, Антона.
сергей14 января 2016, 23:23
Александр, а пока что, 95 % сочувствующих нашей церкви русских людей с помпой встретили очередной год какой-то обезьяны, с полной уверенностью получения счастья при ежедневном употреблении бананов!
АлександрГ. 14 января 2016, 21:17
Антон14 января 2016, 18:00. "И хотелось бы разделить Ваш оптимизм, но не получается." Вполне естественно, что у Вас не получается. С таким подходом разделить "мой оптимизм" у Вас и не получится. Во-первых: Вы не учитываете количество верующих в России и в Европе на конец 80-х годов прошлого столетия. И как следствие игнорируете, что процессы в Европе и России имели и имеют абсолютно разнонаправленный характер. Во-вторых: регулярное посещение богослужений, исповедь и причастие, это только один из аспектов христианизации населения. Но есть и другой аспект, являющийся не менее важным показателем в данном вопросе, а именно количество людей, являющихся сторонниками традиционных ценностей. Ибо в основе традиционной системы ценностей находятся религиозные ценности. Так вот в нашей стране, традиционной системы ценностей придерживается подавляющее количество населения. Думаю, что не ошибусь, если назову цифру более 95 процентов населения. Эти люди могут не посещать Церковь, но до тех пор пока они придерживаются традиционной системы ценностей, они являются нашими сторонниками. Думаю, что многие из этих людей, что называется в "процессе". Придет время и многие из них откроют двери в Храм. И вот именно по этому показателю, Европа проигрывает России "всухую". И в связи с этим считаю, что нашей Церкви давно пора ясно и внятно проартикулировать, что есть Христианские ценности в их гражданском и общечеловеческом понимании, ибо многие из атеистов придерживаясь традиционных ценностей в своей повседневной жизни даже не подозревают, что в их основе лежит богатство дарованное нам Христианством. Ну и наконец, в -третьих: аборты, это действительно наша головная боль, но с "ходу" этот вопрос не решить, ибо корни его уходят в систему воспитания и одними правительственными и законодательными мерами этот вопрос не решить. Последнее, правда вовсе не обозначает, что законодатели и правительство своим молчанием и нерешительностью обязаны поощрять этот грех.
Антон14 января 2016, 18:54
АлександрГ. 13 января 2016, 23:00 "А там, как мы понимаем процесс дехристианизации населения по-видимому, уже необратим." А ЗДЕСЬ, думаете, обратим? В России процент реальных, (не номинальных) православных христиан, т.е. тех кто регулярно посещает богослужение, регулярно исповедуется и причащается, примерно такой же, как процент "практикующих католиков" во Франции (от 3,5 до 5 %). В Италии, Испании, Португалии, на юге Германии картина примерно такая же, или даже чуть лучше. А вот в Ирландии и Польше картина такая, о которой мы можем только мечтать (18-25% практикующих в Ирландии и 39% в Польше). И если в 90-е, начале 2000-ых можно было надеяться на то, что картина будет улучшаться, поскольку динамика была положительной, то сейчас это не так. Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что отрицательная динамика и во всех вышеперечисленных европейских странах. Процессы апостасии, к сожалению, едины для всех. Я прекрасно понимаю желание многих наших сограждан думать, что У НАС все намного лучше чем У НИХ. Но к сожалению это не так. И хотелось бы разделить Ваш оптимизм, но не получается. А уж если посмотреть на статистику по абортам, то вообще всё грустно. Тут мы абсолютные лидеры. Так что надежда только на чудо Божие...
АлександрГ. 13 января 2016, 23:46
Вообще-то мысль Антония, если я правильно его понял, это мысль человека, верующего в промысел Божий. Просто, на мой взгляд несколько неудачно использовано слово "прививка". Но, если только мы вглядимся в состояние Российского общества и экономики в период, предшествовавший февральскому перевороту 1917 года, то мы увидим, что Россия "шла" с Европейскими странами, что называется "ноздря в ноздрю". И в нравах, и в экономике и в увлечениях богоборческими течениями и модными тогда левыми политическими учениями. И слово "декаданс", обозначающее падение нравов, это все-таки дореволюционное слово. Так, вот мысль в том, что если бы не это наказание, посланное на Россию в виде большевиков-марксистов, сейчас в России было бы все то же самое, что мы сейчас наблюдаем в Европе. А там, как мы понимаем процесс дехристианизации населения по-видимому, уже необратим. Так, что большевики-марксисты в своей борьбе с Господом и желании построить без Бога рай на земле, сослужили свою службу - Церковь в России в 90-е годы возродилась. Что это насмешка Господа? Наверное, да. А если так, значит у Него на Россию Свой Замысел. И дай нам Господь силы и разума, в этот раз оправдать Его доверие.
Нестор13 января 2016, 20:07
Иоанна АБ и сергей, Вы абсолютно правы. Хочется только добавить, что собственно коммунисты то нынешние, зюгановского типа, уже никому и не нужны. Это отработанный материал. Их просто используют. А они и рады хоть какому то вниманию. А так то за ними стоят уже совсем другие силы. Это хорошо видно по тактике всяческих "Дождей" и "Эх Москвы". То они поливают грязью СССР, утверждая что это и есть Россия. То вдруг неожиданно вытаскивают из нафталина какого ни будь члена КПРФ, что бы он с негодованием рассказал как "в путинской России попы дурачат народ" что "в советское время такого нее было". В общем, как говориться, в борьбе с Церковью любые средства хороши
сергей13 января 2016, 14:34
Антонию: Когда большевики переименовывали города, улицы, разрушали храмы и переоборудовали их в кинотеатры, расстреливали сопротивляющихся - они разрешения ни у кого почему то не спрашивали, доказательств своей правоты тоже не предъявляли. А сейчас церкви передают остатки разрушенных храмов - восстанавливайте братие. Только денег на восстановление кто даст? может коммунисты, которые взрывали эти храмы? нет они нас еще и критикуют, что мы деньги на храмы тратим, а не на помощь бедным. Цинизм советов нам известен. и не чего на других пенять, коли у самих что-то с лицом.
Иоанна АБ13 января 2016, 12:34
Антонию. Пока государство боится потревожить душевный покой старшего поколения, время безвозвратно уходит. Теряем детей, молодёжь, так как не даём им верного представления о своей истории и чёткого понимания, что есть добро и что зло. Коммунисты ведь наглые, как были, так и есть. В школах опять учат про "дедушку Ленина", про "хороших народовольцев", про то, что в войне победили только благодаря Сталину, про благо индустриализации и прочее, а про последнего государя и его убийство большевиками - сквозь зубы... В своё время Шарль де Голль сказал: "Не всё, что хорошо для Франции, хорошо для французов". Вот это более трезвый и более разумный государственный подход.
Антоний13 января 2016, 01:47
Нестор, храни Вас и Ваших близких Бог, брат! С Рождеством Христовым! Как я и сказал, преукрашивать действительность я категорически не склонен. Богоборцы у нас в стране были и есть, причем разных направлений - воинствующие неомарксисты, либералы, язычники и прочие товарищи. И с моралью совсем не всё гладко, я бы сказал хуже, чем лет 30 назад. Из разговоров со своими студентами я вижу их нацеленность на достижение, в первую очередь, материального благополучия, и в эту концепцию отлично вписываются карьеризм, получение финансовой и жилищной независимости, брачный договор, эгоизм, нежелание тратить время и силы на рождение и воспитание детей. Казнь младенцев посредством аборта воспринимается большинством как незыблемое право женщины. Всё это так. И все же то, что сегодня новые храмы строятся и не остаются без прихожан - это факт. И наличие среди прихожан молодёжи - это очень добрый знак. Отдельные протесты против строительства храмов - да, бывают, и иногда не без почвы. В Европе же множество храмов переоборудуются в объекты отдыха и торговли - в Интернете можно найти примеры превращения церквей в автомастерскую, супермаркет, скейт-парк, отель, библиотеку, банк, жилье, бар, ночной клуб и т.д. В Германии целую программу переоборудования храмов обсуждают, и это грустно. Что касается переименования объектов, названных в честь сомнительных деятелей, то действовать здесь нужно последовательно и с предоставлением соответствующих доказательств. Например, следователь СК РФ Владимир Соловьёв, расследовавший убийство царской семьи, отрицает юридическую причастность к нему Войкова, и этого нельзя не учитывать. Сначала нужно всесторонне просветить людей по вопросу голосования, предоставить все известные материалы и доказательства, а потом уже задавать вопрос. P.S. В целом же я подробно изложил своё видение проблемы отношения к неоднозначным историческим деятелям и единству нашей истории в комментариях к статье "Нельзя решать проблемы без Бога": www.pravoslavie.ru/89405.html. С уважением, Антоний.
Нестор12 января 2016, 15:31
Антоний, о чем Вы??? Какая прививка? Посмотрите результаты голосования по ст. Войковская! Народ не только ничего не понял и нее сделал никаких выводов, он по прежнему молиться на своих палачей! На палачей России и русского народа. Далее, по поводу нескольких разрушенных в Европе храмов. Да в Росси уничтожены ТЫСЯЧИ храмов и монастырей! Кладбища массово равняли бульдозерами, выворачивая из земли кости своих дедов и прадедов. И всё это продолжается.
В храмы ходят у нас всего несколько процентов населения. Народ в спальных районах выходит на протесты против строительства храмов, и требует больше собачьих площадок. Госдума блокирует выведение абортов из программы ОМС, не взирая на мнение Церкви и Патриарха. Люди убивают по 1 000 000 своих детей ЕЖЕГОДНО! Народ вырождается и вымирает. В соцсетях самый популярный лозунг "долой опиум для народа", всё как 70 лет назад...
АлександрГ. 12 января 2016, 02:17
Читаю отца Илию и чувствую, что он ближе к Богу, чем к нам грешным людям. Помолись, отче Илия за нас грешных.
сергей11 января 2016, 23:09
очень хорошо что печатаются такие интервью с опытными духовниками, имеющими огромный жизненный и пастырский опыт, тем более что их, переживших гонения и притеснения в советский период, становится все меньше. Тем ценнее для нас каждое их слово.Полностью согласен с оценкой отца Илия советского периода истории. Кстати подобную оценку давали и др. старцы о.Иоанн Крестьянкин, о.Василий Ермаков и др. столкнувшиеся с этой человекоубийственной системой. Сейчас наблюдается в людях некая ностальгия по СССР. И многие пытаются приводить какие то достижения в пользу своих доводов. Ребята, но какой ценой- почти 100 млн.русских жизней за 20 век. В моей семье прадед получил 10 лет по ст 58-10 (обвинение в шпионаже ) и бесплатно отработал на ссср на всех северных стройках века. Вот кто обеспечивал мощь советам. А когда вернулся его даже дворником не брали-враг народа. Мой дед работал на крупном машиностроительном заводе, вначале войны попал в плен-так потом его Мгб замучило допросами, хорошо не сослали в Сибирь. Так его позвали первый раз на праздник 9 мая втолько после перестройки, нужно было видеть его расстройство- вспомнили через 40 лет что он воевал. К сожалению вместо того чтобы признать коммунистам и их соратникам своих ошибок и покаяться перед русским народом, они все оправдываются и держатся за своих кумиров-убийц ленина и иже с ним.Пока в каждом городе стоит памятник ленину и есть проспект или улица этому злодею-жизнь легкой не будет. Почему как поставить памятник Св. князю Владимиру так столько проблем, то место не то, то еще чего-то. Поменять бы все памятники одному володе-разрушителю Руси на др.Владимира-Красное солнышко!
Антоний10 января 2016, 20:58
Сегодня ко мне пришла ещё одна мысль по поводу Октябрьской революции и духовной роли Ленина в нашей истории и духовности. Возможно, что его злодеяния по отношению к Церкви стали для нашего народа на долгие годы своеобразной "прививкой" против неверия и богоборчества. Возможно, что сегодня мы сплотились вокруг нашей православной веры в том числе и из-за того, что увидели к каким страшным духовным последствиям ведёт отлучение нас от Бога. Европа подобной прививки не получила, резкого богоборческого шока не испытала, монархии там по-прежнему живы, но храмы пустеют, продаются, переоборудуются в разного рода отели, автомастерские, магазины, ночные клубы, рестораны и спортзалы, а то и просто уничтожаются, - подобных сюжетов в СМИ предостаточно. Посмотрите, например, на страшные кадры уничтожения церкви святого Иакова во французском Абвиле. В 2013 году храм 1878 года постройки был варварски разрушен по решению властей при помощи экскаватора. И это - отнюдь не единичный случай. Например, в 2013 же году во французском Жесте был уничтожен храм святого Петра постройки 1844 года (насколько я смог понять, это дата реконструкции церкви, ранее восстановленной в 1800 году на месте сгоревшей в 1794 году ещё более древней церкви - к сожалению, во французском языке я не силён, а большая часть информации по теме представлена именно на нем). Смотреть на всё это действительно тяжело. И особенно страшно оттого, что не злой тиран, не иноземные агрессоры и оккупанты, не террористы, не революционеры, а самые обычные местные жители, якобы христиане, обратили свою слепую ярость против христианских святынь. И возможно, что произошло это отчасти оттого, что нет у них иммунитета против богоборческой идеологии (с ужасами которой они не столкнулись), из-за чего содомско-антихристианская зараза получила в их душах благодатную почву, прижилась, расцвела духовной плесенью и быстро превратила людей в гламурных, толерантных к любому злу евросодомитов. Мы же этот иммунитет получили, поэтому пройдя через годы гонений на Церковь несем в душах подлинную, живую Веру. Конечно, есть и в Евросодоме истинные христиане, а у нас - богоборцы различных идеологий (соцлибералы, неомарксисты и другие). Но всякий раз приходя в наши церкви и видя их полными народа (не везде и не всегда, конечно, - приукрашивать действительность я не склонен), я радуюсь духовному возрождению Отечества. И мне очень приятно оттого, что храмы на Руси продолжают строить и восстанавливать! Господи, сохрани достояние Твое и укрепи нашу святую Православную веру!
Александр Иванашкин10 января 2016, 14:34
Читайте Акафисты Пресвятой Богородице за Владимира Владимировича. Хотя бы раз в месяц!
Ольга 9 января 2016, 20:05
Это было счастье, благодать - видеть его...
Многие лета и здоровья старцу Илие
Дмитрий 9 января 2016, 18:06
Спаси и сохрани нас , читая статью особенно задело про вседозволенность родителей , да и вообще . По сути СМИ а это тв , интернет и прочее , все это не имеет каких то серьездных ограничений и с экрана человек развращает себя . Кто знает психологию сразу может понять что идет целая инф. пропаганда с целью развратить и ослабить человека , а попадают в первую очередь самые беззащитные это дети . Потом когда они подрастают , родители вдруг узнают что у них иные ценности и страдает не только институт семьи , когда ребенку дают интересную инф он ее впитывает как губка и считает правильным , ему очень сложно потом понять что к чему . Спасибо
Анна 9 января 2016, 17:45
Ответ Ивану :"Помнить, что вся наша земная жизнь короткая."

Как не чирикай, а умирать придется, и все мы голые и нищие перед Богом и гордиться нам нечем.
светлана 9 января 2016, 16:10
Многая благая лета старцу Илию!Многая благая лета Путину Владимиру !Укрепи и сохрани их ГОСПОДЬ! молюсь за них БЕСКОНЕЧНО!Господи! Спаси и Сохрани Русь Святую!!!Спаси Вас Господи, многая лета!Молюсь
Татьяна 9 января 2016, 11:00
Спаси Вас Господи за Добрую и Светлую статью со Старцем! Многая и Благая лета Старцу Илие!
Lyudmila Toll 9 января 2016, 06:25
Господи сохрани заступи помилуй Президента России раба Божия Владимира(Путина)
Антоний 9 января 2016, 02:46
С Рождеством Христовым, братья и сестры! Большое спасибо за статью. В том, что касается разрушения института семьи, согласен целиком и полностью - мы должны всеми силами бороться с этим импортируемым к нам из Евросодома либеральным злом, ибо лишь крепкая семья может быть залогом существования цивилизации на протяжении сколь-нибудь значимого интервала времени. Римская империя отказалась от традиционных ценностей - как следствие, очень скоро возникла необходимость привлекать, как бы сегодня сказали, мигрантов, в том числе в армию. Итог - коллапс цивилизации и крах империи. То же самое сегодня переживает Европа: стремительное старение населения в безбожном обществе потребления и разнузданности неизбежно. А раз так - коренные нации вытесняются мигрантами. Опасность культурной интервенции как со стороны пропагандистов Евросодома, так и со стороны мигрантов из Средней Азии не нужно недооценивать и нам. Иначе - конец, страшный и неизбежный. В том же, что касается политических оценок, во многом не могу с ними согласиться. Я не идеализирую и не очерняю генералиссимуса Иосифа Виссарионовича Сталина, стараюсь дать трезвую оценку его деятельности, в которой я полностью солидарен со словами Патриарха Кирилла: "успехи того или иного государственного руководителя, который стоял у истоков такого рода возрождения и модернизации страны, нельзя подвергать сомнению, даже если этот руководитель отмечен злодействами". То же самое касается и любого другого политика, в том числе и действующего президента. Я искренне благодарен Владимиру Владимировичу Путину за укрепление морали и патриотизма в стране, за несомненное повышение нашей обороноспособности (во многом за счёт реализации советских заделов), за активность на международной арене. В то же время целый ряд направлений внутренней политики руководства страны я считаю откровенно провальными: неконтролируемый рост цен на отечественные продукты питания, неудачная в целом политика в сфере науки и образования (попробуйте заманить молодого кандидата наук на университетскую кафедру при зарплате в 21 тыс. руб.!), удорожание лекарств, рост налогов и тарифов ЖКХ, необходимость добиваться исполнения чиновниками своих обязанностей в судах, невнятная пенсионная политика и др. - это зона ответственности президента в том числе. И, простите мне мою дерзость, я считаю, что идеальный лидер страны должен быть примерным семьянином, подавать нам в этом пример. Но идеал недостижим - у всех есть плюсы и минусы, все мы - и шуты, и короли, - в первую очередь лишь люди, рабы Божии. И молиться за всех православных - наш долг. Храни, Господи, нашу Русь!
Иван 9 января 2016, 02:29
Корреспондент так и не дождался ответа на вопрос: как ему бороться с гордостью.
Ольга 9 января 2016, 01:25
Спаси, Господи, и помилуй схиархимандрита Илия и святыми его молитвами прости моя согрешения
Ольга 8 января 2016, 23:27
Многая лета старцу Илию! Была у него три года назад, но не смогла попасть, сейчас жалею, что не приехала на другой день.
о Виктор 8 января 2016, 21:32
Благодарю Вас! Великий Старец батюшка.
Вспомним, как к Старцу Амвросию Оптинскому одна женщина подошла с вопросом об индюшках. Люди стали роптать и смеяться над ней. А старец серьезно сказал, что в индюшках вся ее жизнь, и помог ей советом добрым словом и своей молитвой. Ее проблемы разрешились. А корова для сельской местности имеет очень важное значение, от нее может зависеть пропитание и жизнь сельской семьи. Не будем и не имеем право осуждать или смеяться над этим.
Ольга 8 января 2016, 20:12
Спасибо за беседу Батюшки Илии! Я будучи тяжело больной многое для себя уяснила, мне стало легче. Моя заветная мечта увидеть Старца Илию! Сколько мудрости в его словах! Слава Господи , что есть такие люди среди нас грешных!
Елена Шевырева 8 января 2016, 19:13
спаси Господи.с Рождеством Христовым! дай Бог всем разума, терпенья и любви!! мира и процветания!!!
Алексей Бычков 8 января 2016, 14:42
Спаси Вас Господи. Хорошая и
полезная статья.
Иулиания 8 января 2016, 13:49
Спаси Господи за интервью! Как всегда от батюшки столько любви к нам грешным и нужных мыслей. Все думаю в последнее время, кто же будет преемником Владимира Владимировича... Ведь, наш Президент не вечен, 7-ой десяток идет... А как же хочется его мудрости и выдержки в следующем кандидате. Слишком много вокруг предателей, коварных на язык. Все повторяется, как перед Революцией. Только и жаждут эти иуды, чтобы получить власть и угробить Россию. Нужно молиться за Путина и Отчечество всем.
Сергей Дьяконов 8 января 2016, 12:03
Спаси Вас Господи, многая лета!
Андрей 8 января 2016, 11:23
Господи!
Спаси и Сохрани Русь Святую!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×