Сегодня, в день рождения отца Даниила Сысоева, мы публикуем материал священника Георгия Максимова о зарубежной миссии его друга.
Я хотел бы рассказать о том, как отец Даниил Сысоев поучаствовал в зарубежной миссии.
Собственно миссионерских поездок за границу у отца Даниила было три – две в Македонию и одна в Киргизию. В Македонию мы с ним ездили по приглашению архиепископа Охридского Иоанна, чтобы поддержать гонимую от властей и местных раскольников Православную Охридскую Архиепископию Сербской Православной Церкви. Отец Даниил проводил беседы и даже открытые диспуты с раскольниками, но, хотя по существу ответить им было нечего, они все равно оставались в расколе. Некоторые – потому что боялись потерять свои места, если перейдут в гонимую каноническую Церковь, другие же по идейным соображениям, третьи – просто из-за равнодушия. Помню, отец Даниил сказал: такая работа с раскольниками неэффективна, и если он приедет в третий раз в Македонию, то попробует миссионерствовать среди македонских протестантов – он полагал, что такая миссия будет более успешна. Кроме того, он вдохновлял духовенство Охридской Архиепископии заняться миссией среди местных албанцев, и по меньшей мере один из священников этим заинтересовался, стал учить албанский.
Я привел пример этой в общем-то неуспешной миссии для того, чтобы показать: отец Даниил не был тем, кто всегда знал заранее, как всё сделать правильно, – в миссии, особенно тогда, много было неясного и многое ему приходилось проверять на собственном опыте, чтобы найти наиболее оптимальный путь.
В Киргизию отец Даниил ездил с группой миссионеров из своей Школы. Поездка была по благословению тогдашнего митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира. Владыка попросил отца Даниила не проповедовать мусульманам, сосредоточиться на различных сектантах протестантского толка. Так и было сделано. За десять дней поездки под руководством отца Даниила миссионеры посетили около трех десятков собраний: харизматической секты В. Кузина, пятидесятников, баптистов, пресвитериан, кальвинистов, адвентистов седьмого дня, свидетелей Иеговы. Покрестили двух баптистов, несколько баптистских и пятидесятнических пасторов стали готовиться выйти из своих общин и принять Православие. Помню, что уже по возвращении в Москву отец Даниил получал звонки из Киргизии о том, как принимали Православие те, с кем он начал работать.
Знаю также, что, будучи в Египте, отец Даниил проповедовал своему гиду-мусульманину (причем довольно радикальных взглядов). В результате многочасовых бесед египтянин признал, что Христос есть Бог, но принять крещение, насколько мне известно, не решился. Впрочем, это была не миссионерская поездка, а паломническая, просто отец Даниил нашел того, кому нужно было проповедовать Христа.
Сейчас в городе Чиангмай построен храм, на служение в котором определен священник – выпускник школы отца Даниила
Вообще же в совсем дальние страны отец Даниил с миссией так и не добрался, хотя горячее желание поехать у него было. За несколько месяцев до смерти он попросил у меня аудиокурс английского языка, чтобы выучить его как раз с этой целью. Отец Даниил запланировал поездку в Таиланд в декабре 2009 года, на нее уже было получено патриаршее благословение, и в Таиланде батюшку ждали. Он хотел поехать на север страны и проповедовать местным протестантам. И хотя он приехать туда не успел, сейчас в этих краях – в городе Чиангмай – построен православный храм, на служение в котором определен священник – выпускник основанной отцом Даниилом Школы православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе. Достигло Таиланда и слово отца Даниила – одна его книга (часть «Закона Божия») была переведена и издана на тайском языке.
Разослали по зарубежным раскольническим группам письмо с приглашением присоединиться к канонической Церкви
Но и не отправляясь в другие страны, отец Даниил умудрялся участвовать в миссии там. Например, мы с ним как-то решили разослать по разным зарубежным раскольническим группам письмо с приглашением присоединиться к канонической Церкви. Отец Даниил составил письмо, я перевел его, нашел электронные адреса и разослал. Ответов пришло на удивление много, так что нам было даже не под силу вести переписку сразу со всеми, и мы сосредоточились на общении с одним из откликнувшихся. Это был глава епархии одной из раскольничьих юрисдикций США. Он был готов перейти вместе с епархией, насчитывающей несколько приходов и монастырь. Отец Даниил убедил их присоединиться к Русской Зарубежной Церкви и для обеспечения этого вместе со мной ездил на встречу к митрополиту Нью-Йоркскому Илариону. И уже после смерти отца Даниила эта группа присоединилась к РПЦЗ в полном составе.
Будучи духовником и членом Православного миссионерского общества имени преподобного Серапиона Кожеозерского, отец Даниил принимал живое участие в его первых инициативах, направленных на поддержку Православия в неправославных странах.
Помню, по благословению митрополита Нью-Йоркского Илариона мы организовали сбор средств на строительство православного храма в индонезийской провинции Папуа. Большую часть средств мне удалось собрать, и при очередной встрече отец Даниил дал пожертвование, которое почти полностью закрывало требуемую сумму. Я без всякой задней мысли говорю ему: «Вот как хорошо, осталось только еще одному человеку пожертвовать, и будет вся требуемая сумма». Отец Даниил улыбнулся и достал кошелек со словами: «Нет, никому не оставлю» – и добавил недостающую сумму. Впоследствии на это пожертвование была приобретена земля и построено небольшое здание под храм для Свято-Никольского прихода Русской Зарубежной Церкви в городе Джаяпура, где служит сейчас священник Хризостом Гасперз.
Другой инициативой была регулярная финансовая поддержка православных детей из бедных семей Зимбабве
Другой инициативой была регулярная финансовая поддержка православных детей из бедных семей Зимбабве (по благословению тогдашнего Зимбабвийского митрополита Георгия). Идея была такая: жертвователи из России брали на себя шефство над конкретным ребенком, по которому предоставлялась полная информация с фотографией. Шефство заключалось в том, чтобы оплачивать расходы на школьное обучение детей. Суммы требовались по тем временам довольно скромные. Но с их помощью нам удавалось вносить свой вклад в будущее православной общины Зимбабве. Всего наше общество взяло под свою опеку десять детей, из которых отец Даниил взял на себя сразу двоих: брата и сестру – Марию и Косму Мучаканакирва (Muchakanakirwa). Отец Даниил обеспечил им два года обучения в школе. Потом отца Даниила не стало, затем владыку Георгия перевели с Зимбабвийской кафедры на другую, и этот проект прервался. Хотя в скором времени мы надеемся возобновить его уже в Кении, о чем я провел предварительные переговоры с секретарем Кенийской митрополии Александрийского Патриархата.
По приглашению отца Дионисия Поздняева отец Даниил приезжал в Иркутск, чтобы содействовать паломничеству православных китайцев и укреплению их в вере. Стоит отметить, что недавно была издана первая книга отца Даниила на китайском языке – часть «Закона Божия».
Но самое главное – отец Даниил побуждал других к мысли о необходимости деятельного исполнения заповеди «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28: 19). Своим ученикам в Школе он говорил: определите каждый себе страну, в которую поедете. Регулярно предлагал это и своим друзьям. При жизни отца Даниила многие воспринимали это как шутку или чудачество – но позже друзья, ученики и последователи отца Даниила лично поучаствовали в миссионерской работе в Индии, Монголии, Филиппинах, Таиланде, Камбодже, Мексике, Кении – и это всего лишь за шесть лет! Некоторые не ограничились временными поездками и уехали на всю жизнь трудиться над распространением света Евангелия в республику Тува и в Таиланд.
Отец Даниил, будучи обычным священником, молодым человеком со слабым здоровьем, смог за короткое время изменить восприятие миссии в рамках всей Церкви. Я хорошо помню, как в 1990-е годы идеи прямой проповеди иноверцам и инославным, идеи зарубежной миссии представлялись людям чем-то несбыточным, никто не думал, что это возможно. Благодаря отцу Даниилу мы все увидели, что это не просто мечта – это реальность. И это удивительный пример того, как один человек может изменить столь многое.