Какого мы духа?

Сегодня много «горячих голов», много тех, кто считает, что закон силы – это самый правильный закон. И потому надо наводить страх и ужас, использовать максимально силу для достижения целей. Это происходит и на межличностном, и на межгосударственном уровнях.

В Евангелии есть такая история: «Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа» (Лк. 9: 51–55).

Так какого же мы духа? К чему призывает нас Спаситель? И как должно вести себя государство в этом мире, например наша страна? Оправданна ли сила? Об этом рассуждает протоиерей Олег Стеняев.

Иногда мы, христиане, действительно, забываем, в каком времени живем и каким духом движимы. Православная толковая Библия Лопухина объясняет так этот эпизод Евангелия от Луки: «На гневное заявление сынов Заведеевых, которых Сам Господь назвал сынами грома, желавших, подобно Илии пророку, низвести огонь на неразумных самарян, Господь отвечает, что они не понимают, очевидно, что, как ученики Христа, живущие уже в Новом Завете, а не в Ветхом, как Илия, они не должны прибегать к тем суровым мерам вразумления, к каким прибегали пророки Ветхого Завета. И Илия тоже имел в себе Духа Божия, но Тот Дух был иной, иначе проявляющий Себя, чем Дух, под действием Которого находятся ученики Христа». Господь не оставил сынов громовых без наставления и вразумил их следующими словами: «Сын человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9: 56). Святые отцы поясняют: «Господь, показывая им, что Его Закон выше жизни Илииной, запрещает им и отводит их от такого образа мыслей и, напротив, научает их переносить обиды с кротостью» (блаженный Феофилакт).

Воинственные настроения человека – это проявление его греховной испорченности

Если говорить о военных конфликтах, то они греховны по определению. Так, например, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Так как войны постоянно произрастают от корня грехов, то стражи законов и точные блюстители правосудия, обуздывая большую часть грехов, могут уничтожить и поводы к войне». То есть очень важно, когда мы помогаем людям избавляться от грехов и сами преодолеваем греховность в собственной жизни. Потому что для многих такие воинственные настроения – это просто рецидив личной греховной испорченности.

Преподобный Исидор Пелусиот писал: «Хотя умерщвление неприятелей считается делом законным и победителям воздвигаются памятники, возвещающие их заслуги, однако же если разобрать тесное сродство между всеми людьми, то оно <умерщвление> не невинно, почему Моисей предписал и убившему человека на войне пользоваться очищениями и кроплениями». И мы знаем Первое каноническое послание святителя Василия Великого, правило 13-е, где сказано: «Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но, может быть, добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержалися от приобщения токмо Святых Таин». Такое вот строгое решение было высказано святителем Василием Великим: в каком бы военном конфликте человек ни принимал участия, он, как запятнанный человеческой кровью, должен воздерживаться от приобщения Святых Тайн. Хотя непосредственно во время военного конфликта мы людей исповедуем и причащаем. А вот потом они обязательно несут епитимью.

К сожалению, сейчас почти не осталось в живых тех, кто не понаслышке знает, что такое война. Если бы эти люди были живы, то милитаристские настроения они бы давили в зародыше. А то у некоторых вместо голов, действительно, словно бы боеголовки, а им бы надо осознать, насколько это ужасно – любое военное столкновение. Люди старшего поколения, пережившие войну, побывавшие под немцем, сталкивавшиеся с ужасами войны, понимали опасность милитаристских настроений. Как мы знаем, в Советском Союзе даже пропаганда войны была запрещена. А сейчас выросло новое поколение, привыкшее к «запасам жизней» в компьютерных играх. Им всё кажется, что, погибнув, они потом «используют» вторую жизнь, потом третью и так далее. Но ведь в реальности такого не бывает.

Мы должны молиться о том, чтобы мир сохранялся на нашей земле и чтобы конфликтные ситуации находили политическое разрешение

Новое поколение – это люди без личного опыта соприкосновения с таким греховным явлением, как военный конфликт. Поэтому надо, как и сказано в Священном Писании, искать мира, стремиться к миру. И мы должны молиться о том, чтобы мир сохранялся на нашей земле и чтобы конфликтные ситуации находили политическое разрешение – это лучше, нежели прибегать к каким-то крайним мерам.

Но будем помнить, что блаженный Августин писал о том, как можно и как нельзя поступать в ситуации, которая может обернуться войной. Во-первых, «согласно служащему поддержанию мира среди смертных естественному порядку, необходимо, чтобы право задумывать и объявлять войну принадлежало бы тем, кто обладает наивысшей властью». То есть если общество вынуждено прибегать к таким мерам, как военные действия, это не должно быть спонтанным. Во-вторых, Августин настаивает на том, что необходимо наличие справедливой причины, а именно, чтобы атакованные были атакованы, потому что заслужили это некоторым своим поступком. Поэтому Августин говорит: «Война представляется справедливой тогда, когда она является возмездием за несправедливость, когда должно покарать народ или государство, возместить причиненное зло или вернуть то, что несправедливо захвачено». То есть нужно, чтобы воюющая сторона имела правильное намерение, поэтому Августин свидетельствует: «Истинная религия полагает мирными те войны, которые ведутся не ради превозношения или жестокости, но ради укрепления мира, наказания злодеев и утверждения добра». Но: «Страсть к нанесению ущерба, жестокая жажда мести, безжалостность и неумолимость, лихорадочное отвращение, вожделение власти и тому подобное – всё это по праву считается проклятием войны».

Поэтому, насколько есть возможность, люди должны противостоять милитаристским настроениям. Прежде всего, в себе каждый должен преодолевать такие настроения и просить Бога о сохранении мира. Хотя бы ради памяти наших предков, которые на себе испытали тяготы военного лихолетья.

Протоиерей Олег Стеняев

22 января 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Убить дракона Убить дракона
Свящ. Александр Дьяченко
Убить дракона Убить дракона
Священник Александр Дьяченко
Я настолько привык к войне, что перестал бояться смерти. И однажды она меня посетила.
Как семинарист Иван в ВДВ служил Как семинарист Иван в ВДВ служил
Антон Поспелов
Как семинарист Иван в ВДВ служил Как семинарист Иван в ВДВ служил
Антон Поспелов
Студент Сретенской духовной семинарии Иван Букарев после четвертого курса ушел в армию добровольцем – и по собственному желанию попал в разведроту ВДВ. О том, почему десантники называли его отцом и зачем выполнять долг перед Родиной, он рассказал своим друзьям и порталу Православие.Ru.
Священное Писание о войне и воинском служении Священное Писание о войне и воинском служении
Протоиерей Александр Григорьев
В Священном Писании и у святых отцов Церкви можно найти исчерпывающие ответы на основные вопросы, связанные с духовными проблемами современной армии. Вспомнить, что же говорит Священное Писание о воинском служении, особенно важно именно в наше время, когда в обществе распространяются протестантские представления о том, что будто бы христианину запрещено служить в армии и даже брать в руки оружие.
Комментарии
Наталья 1 февраля 2016, 16:59
Р.Б.Сергию. Я сама из семьи военных и знаю, что это за профессия Родину защищать. Ситуация в мире взрывоопасная, а наша армия только начала восстанавливаться, молодежь вообще никаких проблем видеть не хочет, за айфон продадут, многие тридцатилетние мечтают «свалить из рашки», элита и ура-патриоты уедут в первых рядах в след за своими деньгами. Ну и кто пойдет за «Веру,Отечество»? Простые люди, кому за сорок. Сохрани всех, Господь, от такой беды. Митрополит Иоанн (Снычев) «Битва за Россию»: Сегодня нам как никогда важно понять, что все происходящее ныне со страной есть лишь эпизод в этой многовековой битве за Россию как за духовный организм, хранящий в своих недрах живительную тайну религиозно осмысленного, просветленного верой жития.»
р.Б. Сергий26 января 2016, 22:07
Наталье 22.16 23.00 Вы говорите:Россия ни на кого не нападала.Брат моего деда погиб на Финской войне,может честно взглянуть на историю?Признать ошибки(покаятся),а не уподобляться ура-патриотам,у которых есть 2 мнения:мое и неправильное.Со статьей согласен.Вспомнил как однажды у нас на точке остановились офицеры разведотдела,предстояла встреча с душманами,работающими на нашу разведку.У лейтенанта Атоджанова был ПМ,а у м-ра Гребещенко нет.Я спросил об этом,на что он ответил:мы люди мирные.Он участвовал в БД,отучился в ВШК,знал дари...С возрастом стал понимать эту мудрость.Когда надо:не раздражать наличием оружия,когда встречались с командиром бандформирования-брали(как аргумент)бойцов из ДШ с пулеметом.А у многих молодых желание пострелять,да только надо 7 раз отмерить,какие последствия будут.
Наталья24 января 2016, 23:53
Люди действительно не знают истории. Духовная задача России - сохранить в чистоте веру Православную. Сохранить молитвой, словом, делом. Это личная позиция каждого православного человека. Если понимать эту главную задачу, то все мировые события складываются в картину как пазлы. Тогда можно понять и высказывания старцев о защите Отечества. Святитель Димитрий Ростовский, разъясняя учение Нагорной проповеди о любви к врагам, пишет: «Не думай, слушатель мой, чтобы я повторил слова эти о тех врагах, которые воюют с нашим христианским отечеством и враждуют против нашей благочестивой веры… Тех не только нельзя любить, но даже необходимо выступать войной против них, полагая душу свою за христианское царство и целость Церкви».
Александр Б24 января 2016, 18:29
Спаси Господи о.Олег крепости вам телесной и духовной. Помогай вам св. апостолы и Матерь Божия.
Наталья24 января 2016, 13:07
В толковом словаре В.Даля патриотизм трактуется как «любовь к отчизне». По его определению патриот – это «любитель отечества, ревнитель о его благе, однолюб». Тут тоже у каждого свое понятие и наполнение этого слова. А выход у нас один – молиться Господу, только один Он в силе все изменить по нашим молитвам. Старец Силуан: «Молиться за людей – это кровь проливать…». Духовно конечно. Вот как потрудимся, так и будет.
Иван24 января 2016, 09:56
В общем статья правильная, но...человеку далекому от политики и войны, а также мало сведующему в истории, особенно русского и советского Отечества, сложно будет занять однозначную личную позицию в отношении применения военной силы и личного насилия к врагу. По своему личному убеждению и жизненному опыту хочу высказаться так: Россия всегда была и должна оставаться военным государством, иначе она исчезнет. Поэтому воспитание с малых лет должно быть правильное, особенно будущих воинов. Чужого нам не надо, а своего ни пяди не отдадим и кто посягнет на нашу страну, нашу веру и ближних наших - тому никакой пощады не будет! Надо быть всегда начеку, готовиться к любому развитию событий, быть готовым не только отдать свою жизнь, но и в бою забрать как можно больше жизней врагов, если они сопротивляется и опасны для нашего Отечества.
Сергий24 января 2016, 00:27
Алексею 23янв 20:00. Ваш пример некорректен. Германия использовала после 2-й мировой свои вооружённые силы за рубежом без резолюции ООН. Из Википедии о бомбёжке Югославии: "По странам количество задействованных самолётов было следующим на начало апреля 1999 года: 250 самолётов США, 40 — Франции, по 16 — Германии и Нидерландов, и т.д."
Даниил23 января 2016, 21:41
Анатолий. Поднимать дух может только правда, а ложь дух ослепляет.
Наигрался парень в компьютерные игры, где всё устроено так, чтобы главный герой (последние два слова подчеркнуть) не умер, насмотрелся глупых ура-патриотических роликов и аналитики и лести от "интеллигенции" (которая сама-то воевать не пойдёт, её аргументы для неё самой не работают), что война в данном случае это хорошо и нужно, и пошёл воевать...
А когда запихнут его в первые ряды, увидит он смерть лицом к лицу, тогда не только телесно, но и душевно будет так больно, что его обманули все! И убьют его, и кто о нём вспомнит?
Лучше, как о. Олег, сказать что война это плохо, что это общее безумие, но у мужчины есть долг, ради Христа, для защиты своей страны нужно воевать, рассказать про Крест, рассказать о вечной жизни. Тогда хотя бы душевно больно не так будет, и парень будет более подготовлен. Немощное Божие сильнее крепкого человеческого.
Алексей23 января 2016, 20:22
Каждый солдат, кто считает себя христианином (в частности православным) должен помнить, что убийство неважно какого человека, неважно где и при каких обстоятельствах, солдата ли чужой армии, иноверца или даже какого-то преступника - это грех. Все мы дети Господни и вы не можете себе представить, как вы огорчаете Господа, когда проливаете человеческую кровь. Господь наш Иисус Христос ради нас добровольно отдал свою жизнь на кресте, не для того чтобы мы её отбирали у другого. Помните когда Пётр поднял меч и отсёк ухо рабу Малху, он хотел защитить Господа. Но Христос сказал: "...возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут..." (Матфея 26:52). Вы можете себе представить Иисуса Христа убивающего своих врагов или даже врагов государства? Я думаю нет. Так вот мы должны подражать Христу и следовать за ним. Что вы ответите Господу на Страшном Суде? Я не хотел или меня заставили убивать, - так не идите в армию. Выбирайте политиков и президентов которые будут решать конфликты мирным путём. Войны будут всегда пока есть люди готовые взять оружие в руки. Посмотрите на нынешнюю Германию и Японию. Со времени 2й Мировой войны и до нынешнего года они не использовали военные сили за рубежём, просто потому, что такие действия не поддерживает население этих стран. И ничего, живут и не плохо живут и никто на них не нападает. И в этом плане они более следуют Христу нежеле мы.
Разве можно кадить одной рукой Христу, а другой рукой бесу? Каждая смерть человека от руки другого человека - это подражание Каину и подарок сатане.
Евгения23 января 2016, 16:51
В поддержку комментария Владимира 23.01.16 04:00. Отечество имеет в т.ч. и географические характеристики. Считается, что сражаются, чтобы владеть землёй по своему усмотрению (эк. и полит. суверенитет). Но личный грех человека его с земли сгоняет и пускает скитаться. Аксинью шальная пуля (слепой случай) убивает, а на Григории Мелехове печать неуязвимости: живи и мучайся. Параллели с Библией поразительные! Чтобы никого не ранить, т.к. очень еще все близко, напомню осторожно об "афганском синдроме", и как жестоко пьянствовали вернувшиеся с Великой отечественной.
Валерий23 января 2016, 10:34
Трезвая, качественная, незаангажированная статья. Некоторые уже в комментариях неосознанно противоречат написанному. Христиане, мы граждане Царства Небесного и земная жизнь- гостиница для души. Господь обещал, что мир будет гнать вас, а мы хотим потеплее и по уютнее устроиться под видом Святой Руси и патриотизма... Поступайте так, как Господь поступал бы в такой ситуации, а как Он поступал бы наша совесть всем подсказывает.
P.S. Отец, спаси тебя Господь за прекрасную статью. Побольше бы таких, трезвящих статей.
Печально становится когда на православном сайте некоторые авторы выкладывают псевдодуховные статьи, в которых мирские интересы,PR и политика выдаются духовностью и "здоровым" патриотизмом.
Владимир23 января 2016, 04:44
Пожалуйста, правильно прочтите статью. Речь не идет о том, воевать или нет народу в определенных, опасных для страны, обстоятельствах. Речь идет о внутреннем состоянии воина. Это актуально для тех кто прошел или (не дай Бог) еще пройдет испытание войной.

Все в жизни людей направлено на личностное познание Христа, это апофеоз нашей с вами жизни. И тем, кто не воевал, сложно будет понять тех, кто принимал участие пусть и в справедливой войне, но своими руками лишал человека жизни. Однозначно, не должен христианин, подражаю Господу нашему, взгревать в себе хищника, а стремиться быть миротворцем. Тем более, что нынешние СМИ (и противника и наши) это сплошь вранье и манипуляции информацией.

Воин должен быть тверд, но в душе у него должно быть раскаянье за вынужденное нанесение вреда, инвалидности, скорби и причинение смерти другому творению Господа.

Потому что Господь говорил (не помню дословно, простите), что неужели вы думаете, что Я не скорблю и об убитых врагах ваших, как о детях Моих?
С.Т.23 января 2016, 01:55
Алексей22 января 2016, 10:00 "...изнасилованием собственной жены неким веселым арабом возле Христианского собора в Кёльне на глазах мужа". Всё верно. Но только нужно помнить, что до появление "веселого араба" возле "Христианского собора в Кёльне", алтарь этого "Христианского собора" был осквернен пляской полуголых девиц из горячо любимого европейцами движения "фемин". Так что, как говорил Жиглов, "наказания без вины не бывает"... Только вот если наши предки (да и предки европейцев) умели делать правильные выводы, и говорили: "по грехам нашим Бог послал на нас басурман", то теперь мы только кричим капризным тоном, требуя "департировать чурок"...
К22 января 2016, 23:03
Очень правильная статья. Только некоторые горячие головы-боеголовки ничего не поняли. Был бы повод, а лучше приказ - а там без разницы кого убивать. Не про них ли сказал Господь "и будут убивать вас, думая, что тем служат Богу".
Наталья22 января 2016, 23:00
История России – это история войн. Россия никогда не нападала, а только защищалась и защищала. И сейчас наша страна также старается удержать хрупкий мир, не смотря на провокации. Но! Ситуация такова, что гос долг США растет катастрофическими темпами, переход от экономики накопления к экономике потребления, жизнь в кредит привели весь мир в тупик. США никогда не выходили из долговой ямы мирным путем, только путем мировых войн. Мирного решения проблемы огромного долга как не было, так и нет. Военный путь для элиты, желающей сохранить свои капиталы и власть, опять будет приоритетным. Нужно быть готовыми к любому развитию событий, не питать иллюзий, что бы потом не задавать себе вопрос, как главный герой фильма «Солнечный удар» - как это могло случиться. У здравомыслящих людей нет никаких воинствующих настроений. Те, кто на многих сайтах кричали, что нужно «порвать» Турцию, забросать бомбами и т.д. к ним не относятся. А вот рост здоровых патриотических настроений в обществе надо приветствовать.
Андрей22 января 2016, 21:56
Не забывайте, другая сторона тоже обладает свободой воли и разумом. Стало быть не всегда нам возможно предотвратить войну, а если мы её проиграем, то просто исчезнем с лица Земли.
Война 21 века остаётся войною, но отличается о войн 2, 12,17,19 веков и даже Великой Отечественной войны по разрушительности и скорости событий. На это обязательно следует делать поправку.
У упустившей время стороны уже не будет шансов исправить положение на следующем этапе, просто потому что ракете потребуется всего минут 8 на полёт по маршруту Лондон - Москва, впрочем как и Москва - Лондон. Таков жестокий закон эпохи высоких технологий, а думать о сохранении мира следовало непрестанно, а не гнаться за прелестями тёплых морей и автокредитами. Собственно, так говорили ещё древние римляне: Si vis pacem, para bellum.
АлександрГ. 22 января 2016, 16:50
Прекрасная и очень отрезвляющая статья отца Олега. Всегда с удовольствием читаю его.
Анатолий22 января 2016, 16:30
"Сегодня много «горячих голов», много тех, кто считает, что закон силы – это самый правильный закон." Изначально не верный посыл. Никаких таких "горячих" голов у нас нет. Да, витает воинственный дух. И Слава Богу! Но только с желанием защитить свою Родину, защитить невинно убиваемых братьев-христиан и уничтожаемую культуру. А это - первейший долг мирянина. Огромных усилий стоило возродить российское воинство, поднять боевой дух. Да и теперь молодёжь ещё не очень-то в армию стремиться. Российский воин - это не дикий зверь, а Христов воин, воин за истину. Ну не нужно под видом православия прославлять пацифизм.
ВЛАДИМИР22 января 2016, 14:33
ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСЕН С МЫСЛЯМИ ПРОТОИЕРИЯ ОЛЕГА СТЕНЯЕВА. СПАСИ, ГОСПОДИ, И ПОМИЛУЙ !
Алексей22 января 2016, 10:15
Уничтожать поводы к войне, согласно слов Святителя, могут (не сказано "обязаны") иереи и архииереи, так как именно они, и только они, стоят на страже исполнения Законов-Заповедей Христовых. Готовность стать "рецидивистом личной греховной испорченности" может быть вызвана например: изнасилованием собственной жены неким веселым арабом возле Христианского собора в Кёльне на глазах мужа, глумлением раскольников или униатов над православными святынями в землях Малой Руси, мужеложское или блудное развращение моих ближних, братьев, сестер... Эта готовность обусловлена тем, что заповедь Христова обязывает губить душу, жизнь свою за братьев-христиан, даже если Господу будет угодно отправить человека за эту готовность в ад. Но есть вера в то, что Мой Отец, если мне придется защищать своих братьев (Его детей), скорее всего помилует меня, но да будет на всё Его воля, а не моя. Цитата в статье из бл. Августина, об этом. Слово "Пасха" из уст генерала из Соловьева "Три разговора", об этом. Русский мужчина, особенно "нового поколения" обязан быть готовым к мобилизации в один день, обязан уметь воевать, обязан быть воином...при этом четко осознавая свою принадлежность ко Христу. Военные "милитаристские" настроения всегда обусловлены "милитаристскими" вызовами. Есть время петь, а есть время воевать. "Когда поют солдаты, спокойно дети спят". Было и такое время. "Нет ничего нового под солнцем..."
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×