Добро и зло (+ВИДЕО)

Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа шестая

Откуда взялось зло, ведь Бог благ и зла не творил? И что такое собственно зло? И что такое добро? Все ли, что кажется хорошим и приятным, является таковым на самом деле? Можно ли, делая добро любимому человеку, убить его? И может ли добро быть жестким и даже жестоким?

Проблема зла, конечно, тревожила любую христианскую совесть и любой ум. Люди задумывались: если Бог зла не творил, то что такое зло? Глубже всех, пожалуй, понял суть проблемы святитель Григорий Нисский. Он говорит, что зло не имеет сущности, это есть некое удаление от добра, погружение в небытие, тьму. А у тьмы сущности нет. Тьма – это просто отсутствие света. У света сущность есть, а тьма – это его отсутствие.

К рождению зла, к счастью, человек не причастен. Зло родилось в мире ангельском. К счастью, мы – жертвы зла, а не его творцы. Конечно, мы напридумывали много чего по части зла, по части его культивации, распространения, его рекламы, его оправдания, но это все не без бесов сделано было, потому, что они – начальники зла, любители всякой нечистоты и хитрые пиарщики всякой грязи. А мы жертвы.

Повторюсь: зло родилось в мире ангельском. Это жуткая мысль: «Выше звезд поставлен престол мой, вознесусь выше всего, что называется святыней». И мы должны признать свою ограниченность в способности понимать инфернальные глубины. Глубины сатанинские, к счастью, человек, пожалуй, не может постигнуть. Человек, к счастью, не может узнать зло в той его конечной глубине, в которой оно существует в ангельском мире. Мы – жертва греха, он нас заразил некоей частью своей заразы, он внушил нам претензию на то, чтобы мы были тем, чем мы не были.

Зло всегда обещает больше и, как говорил святитель Димитрий Ростовский, сулит злато – а дарит блато

«Будете, как боги». Зло всегда обещает больше, чем дарит, и, как говорил святитель Димитрий Ростовский, сулит злато – а дарит блато. Оно обещает тебе нечто – заметьте, сегодня это реклама, кредиты, поездки, работа за рубежом… «Да, ты будешь там! Идем, идем, идем!.. Тебя ждет Олимп!» Но ты оказываешься потом в глубине какой-то жуткой грязи, думаешь: а как это я развалил свою семью? потерял здоровье? оказался в чужой стране без денег и средств, опозоренный и униженный? Да, это микросхема, действующая еще с момента обмана Адама и Евы. «Будете, как боги, не переживайте; Он лжет, а я не лгу. Он говорит, что вы умрете, – не умрете. Да не умрете вы, а будете, как боги…» Обещание того, что ты не заслужил, обещание того, что тебе вредно, и безмерное завышение претензий. Это зло в его человеческом измерении. Но приходит оно к нам из ангельского мира. Это не мы его выдумали.

Это потом уже люди, бесноватые, одержимые, тайно или явно злу поклонившиеся, полюбившие зло, становятся такими успешными агентами зла во Вселенной. Они потом уже распространяют грех, не стесняются этого и считают грех за истину. Но это уже такие моменты истории, в которые человек сродняется с падшим духом. Человеку нужно, безусловно, приобрести, как пишет апостол Павел, некие чувства, навыком приученные различать добро и зло (ср.: Евр. 5: 14). Потому что добро и зло – это очень неочевидные вещи. Они неочевидны, мы живем в запутанном мире, и есть вещи, которые кажутся добром, но являются злом. Вкусил – и по прошествии времени увидел. «Вкусите и видите, яко благ Господь» (Пс. 33: 9). Точно так же – вкусите и видите, яко зол диавол: вкусил – ой, нет, это ужасно, это неправда.

Но человеку нужно приобрести навык различать добро и зло еще до вкушения. А ведь нет такого зла, которое бы не одевалось в добродетель. Зло нуждается в добре для того, чтобы подстроиться под него и смимикрировать. Потому что чистое зло отвратительно. Если бы диавол являлся таким, каков он есть, как он являлся великим святым, чтобы устрашить их, или просто обнажал свою рожу, снимая маски, и представал в своем подлинном гнусном виде, то, конечно, никто не служил бы ему. Ни одна живая душа не пошла бы на Хэллоуин, не одевала бы на себя маску с рожками, и вообще любая инфернальная тема была бы отвергнута – тут крестное знамение и «Свят, свят, свят». Потому что это ужасно.

Аду нужно играться в себя и убеждать в своей шуточности, в своей мнимой доброте. Аду нужно добро для того, чтобы подстраиваться под него или обзывать добро другими прозвищами: смирение – слабостью, щедрость – глупостью, снисхождение – мягкотелостью. Ад меняет понятия. Очень хорошо говорил Конфуций: для того чтобы мир не рухнул, нужно еще раз переназвать понятия. То есть нужно назвать храбрость – храбростью, а не наглостью; трусость – трусостью, а не рассудительностью; щедрость – щедростью, а не расточительством; жадность – жадностью, а не бережливостью. Нужно переназвать мир, потому что неправильно названный мир – это мутная вода, в которой лукавый ищет свою рыбу. Зло нуждается в добре, потому что оно мимикрирует и подделывается под него.

Добро в зле не нуждается, к счастью. Но добро само по себе просто, и его тоже можно спутать. Расскажу случай из моей личной жизни. Я, будучи в классе четвертом, лет в 10–11, лежал в больнице после операции по удалению аппендицита. А после нее два-три дня есть нельзя и пить нельзя сутки. Только смачивают после операции ребенку или взрослому губы водой с лимоном. И человек довольно-таки ощутимо страдает, особенно если он не привык долго ничего не есть. Мы лежали в реабилитационной палате после операции, нас было несколько мальчишек. И среди нас был мальчик из села, к которому пришла бабушка, – такого же возраста мальчишка, как и я, лет 10–11, а может, и 9. И мальчик этот пожаловался бабушке, что хочет есть. Что же делает бабушка? Она бежит в магазин купить внуку чего-нибудь поесть: как же! ведь ребенок есть хочет. Какая бабушка не накормит ребенка?! Хотя врачи строжайше запретили – это вопрос жизни и смерти: нельзя ничего давать есть человеку после операции два-три дня. «Да что врач знает! – думает бабушка. – Кто любит внука больше: я или доктор?» Она купила ему булку – халу такую, и он смолол пол этой булки тут же, при бабушке – она тайком ее пронесла в больницу… Умер. К вечеру того же дня. Бабушка принесла, он с удовольствием съел, а потом им позвонили: забирайте, ваш ребенок умер.

Есть ситуации, когда дать хлеба человеку, просящему есть, – это убить его

Давайте на пальцах ситуацию разложим. Бабушка – убийца? По факту – да. А по намерению? А по намерению она – миротворец и благодетель. Ведь накормить человека голодного – это же хорошо? «Конечно, хорошо!» – скажет любой. Спросите у любого человека на улице: «Когда человек хочет есть и ему принесли теплого хлеба, это хорошо?» Конечно, хорошо. Но, оказывается, есть ситуации, когда дать хлеба человеку, просящему есть, – это убить его. Ты должен понимать это. Неразумное добро – это убийство. Так что добро и зло не так просты на самом деле, их различить в быту очень трудно. Я ничего не знаю о том, как эта бабушка потом жила, – я знаю, что ребенок умер. Со мной рядом умер мальчишка, наевшийся теплого хлеба из бабушкиных рук. И бабушка его убила. Она была уверена, что знает, что ребенка надо накормить. Мол, «что же это такое?! Ребенок хочет есть, а ему не дают».

Добро и зло перепутаны сильно в мире. Иногда человеку кажется, что мы делаем зло, а мы делаем настоящее добро. Допустим, ты полез в карман к кому-то, тебя поймали за руку и сильно побили. Тебе сделали зло или добро? Конечно, в день битья ты подумаешь, что жуткие враги тебя жутко избили. На самом деле по жизни ты поймешь, что тебе сделали великое добро, так как теперь любой позыв полезть в чужой карман у тебя будет сопровождаться воспоминаниями о серьезных тумаках, полученных однажды. Это было великое добро, не имеющее вида добра. Точно так же есть и великое зло, имеющее вид добра. И с этим нужно разбираться, потому что вся наша жизнь погружена в двусмысленность.

Вернемся еще раз к словам апостола Павла, который сказал, что у нас чувства должны быть навыком приучены к различению добра и зла. Именно навыком. Не все золото, что блестит, не все доброе, что мягко стелется. Не все то злое, что ершистое, колючее и злое. Мы знаем, что некоторые святые очень злые были, могли такое задвинуть, что тебя то в жар, то в холод бросало. Он святой? Да, он святой. Так почему же он так выражается? Это он от любви с тебя снимает шкуру наждачкой. Да, это есть. Знаем многих преподобных, которые, действительно, снимают шкуру с приходящего. По любви. Поэтому надо современному человеку отказаться от своих заготовок в отношении добра и зла. Человеку кажется, что он понимает, что такое добро. Если я целую ручки, глажу по шерстке, то я, конечно, добрый человек. Если ругаю, против шерсти глажу – я злой человек. Нет! Совершенно нет. Нужно отказаться от того, что мы понимаем, что – добро, а что – зло.

Любовь к человеку заключается в том, чтобы поступать с ним по-евангельски, а не угождая его прихотям, как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов). Когда ты по-евангельски относишься к ребенку, ко взрослому, к соседу, к другу, к себе, это иногда бывает жестоко. «Что за христианство такое, что за жесткость, что за нетерпимость, лучше пожалеть всех…» Нет! Пожалеть всех – это будет ложная любовь. Это будет потакание злу. Поэтому зло оделось в одежду добра – чтобы люди его приняли.

У В. Высоцкого есть песня про правду и кривду. Они очень похожи, если и ту, и другую раздеть. И кривда одевается в правду, и ее принимают за правду. Потому что правда сама по себе очень неброская. Она – как Среднерусская равнина, тут нет ни гор, ни каньонов, ни водопадов, ни пальм, но почему-то сердце щемит и плакать хочется. Что в этой убогой красоте спрятано? В этих перекошенных березках, в этих буераках, в этих речушках небольших, в этих рваных облаках? Что здесь такое есть? Какая-то правда есть в этой Среднерусской равнине, такая щемящая правда Божия, очень неброская. Есть красивые, броские страны: океан, рыбы, дельфины, пальмы, солнце с утра до вечера. А правда не там. Чтобы найти правду, нужно было в пустыню уходить. Святой Антоний Великий уходил в жуткую песчаную глубь, где медное небо и горячий песок, где нет ничего красивого, потому что там – правда. Правда, она очень жесткая, и развращенный человек ее знать не хочет.

Выйти из мира мнимости в мир сущности – это и есть переход от зла к добру

Бог, как реальность, есть источник правды святыни и добра, и нужно идти к Нему, несмотря на то, что это не нравится, что это плохо, больно, неприятно – и страшно иногда. Страшно, да. Изолгавшемуся человеку страшно попасть в эти лучи настоящей правды. Но идти туда нужно, потому что мы живем, погруженные в ложь, как рыбы в море. Мы живем во лжи с утра до вечера. Нравится это или не нравится; может быть, кто-то не согласится с этим, но – мы погружены в ложь. Стилистическую ложь, этикетную ложь, мысленную ложь, информационную ложь. Мы лжем ежедневно Богу, себе и друг другу. Однажды почувствовав это, конечно, можно испугаться и захотеть жить по правде Божией. «Достало жить не по лжи, / Под босыми ногами ножи». Нужно жить все-таки не по лжи.

Конечно, тема большая, и говорить об этом можно больше, чем я сказал. И, может быть, я ничего не сказал, что нужно сказать, но я справа и слева обходил этот великий материк, который называется «разговор о добре и зле». Зла нет – это мнимость. Добро есть – и это сущность, это Господь. И вот выйти из мира мнимости в мир сущности – это есть переход от зла к добру. Это болезненный переход, как выход евреев из Египта.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Ропот Ропот
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Ропот Ропот
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 22-я
Протоиерей Андрей Ткачев
Цивилизация нагружает человека ложными благами и отнимает у него радость. Она делает его хамом неблагодарным, заставляет его роптать, завидовать: «Почему это они, а не я?!»
Иерархия Иерархия
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Иерархия Иерархия
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 21-я
Протоиерей Андрей Ткачев
О том, можно ли быть штабс-капитаном, если нет Бога, почему так важно знать свое место и когда можно это место покинуть, об уроке евангельского сотника и как не дать диавольской иерархии возобладать в нашей жизни.
Заповеди Божии (+ВИДЕО) Заповеди Божии (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Заповеди Божии (+ВИДЕО) Заповеди Божии (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 20-я
Протоиерей Андрей Ткачев
Знаем ли мы, что заповедал нам Христос? Как правильно понимать ветхозаветное десятисловие? И зачем человеку Божии заповеди?
Терпение (+ВИДЕО) Терпение (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Терпение (+ВИДЕО) Терпение (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 19-я
Протоиерей Андрей Ткачев
Терпение – это не только физическая выносливость. Это умная концентрация, а современный мир разбивает наше сознание на много частей, и потому мы становимся жадными до впечатлений, много желающими, ничего не достигающими – нетерпеливыми.
Промысл Божий (+ВИДЕО) Промысл Божий (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Промысл Божий (+ВИДЕО) Промысл Божий (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 18-я
Протоиерей Андрей Ткачев
Жизнь человеческая – это нитка в гобелене. Это кусочек слюды большой мозаики. Отойди на расстояние – и узнаешь, что ты вшит, вставлен, вмонтирован в огромную картину.
Вера (+ВИДЕО) Вера (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Вера (+ВИДЕО) Вера (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 17-я
Вера у человека есть одновременно с неверием, и от человека зависит вступить в борьбу и изгнать из себя то, что мешает спасению, и оставить то, что помогает.
Священное Писание (+ВИДЕО) Священное Писание (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Священное Писание (+ВИДЕО) Священное Писание (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 16-я
Протоиерей Андрей Ткачев
Как соотнесено вечное и временное в книгах Священного Писания? Почему важна каждая мелочь в этих текстах? Как меняется духовный смысл с заменой одной лишь буквы в слове? И что, собственно, значит для нас весь корпус Священного Писания?
Труд (+ВИДЕО) Труд (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Труд (+ВИДЕО) Труд (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 15-я
Вот вам по крайней мере три священные профессии: пастухи, садовники, плотники. А остальные что же? Любой труд свят. Человек не может не трудиться.
Храм (+ВИДЕО) Храм (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Храм (+ВИДЕО) Храм (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 14-я
Протоиерей Андрей Ткачев
О том, почему храмов не было в раю и почему так важны нам храмы сейчас, о храмах рукотворных и нерукотворенных и о том, как связана цель жизни человеческой с сутью храма.
Комментарии
Екатерина 1 октября 2023, 19:36
Искренне мне очень непонятно как отвечать добром на зло. Это какой душой надо обладать чтобы сдержаться и не желать в ответ зла людям, причиняющим боль, страдания, физический, материальный, нравственный, духовный вред. Пожалуй только смерив себя словами: «по делам своим достойно получаю, Господи.» Спаси всех Господи. Благодарю вас за это видео.
Елена25 августа 2019, 19:04
Отец Андрей,спаси Господи!Давно я искала правильный и глубокий ответ на свой вопрос.Низкий Вам поклон.батюшка,очень всё внятно и понятно!Помогли мне выйти из ступора и заблуждения!
17 декабря 2017, 21:48
Сейчас люди боятся,почему-то, делать добро, чуть больше, чем перевести через дорогу старика,покатить коляску инвалида. Как делать добро так, не опасаясь,что бы тебе это не обернулось злом? Чтобы потом не гневаться, не унывать, не печалиться, не разувериться? И потом себя не спрашивать, а надо ли было делать ему это добро?,а нужно оно ему?
Александр 8 февраля 2017, 15:55
Ольга спрашивала: "Если все будет вокруг святое, доброе, греха вообще не будет, какой тогда будет жизнь? Мы же идем смотреть фильмы, где есть конфликт условного добра с условным злом (с точки зрения режиссера), о чем тогда фильмы будут снимать, газеты писать? Простите, мне этот вопрос задал атеист, я не могла на него достойно ответить, поэтому и пишу."
По-моему достойный ответ: Бог знает. Ведь "добро" и "зло" это человеческие понятия, это как 0 и 1 для компьютера. Истина бесконечно сложнее. Религия нулей и единиц- это даосизм. Храни господь наши души от неразумного "оцифровывания"!
Олег23 апреля 2016, 20:34
Мне кажется , что фраза "Зла нет – это мнимость. Добро есть – и это сущность" становится более понятна , если развить ее в следующем : "зло- есть следствие искаженного восприятия, за которым следует соответствующе искаженная ответная реакция". Искажение восприятия может возникнуть либо от недостатка информации (незнания), либо по причине нарушения гармонии души, которое бывает, когда какое-то чувство неконтролируемо превращается в страсть. Изначально гармоничная и сбалансированная система, которая изначально и есть добро по своей сути (как ее создал Господь), переходит в разбалансированное состояние и становится неуправляемой.
Простой пример из механики - дизель идет " в разнос" при неправильном управлении, нарушении "инструкции по эксплуатации", в разрешенных инструкцией режимах он работает нормально. Главное - не нарушать инструкцию.
Недаром все основные религии мира призывают к одному - избавлению от излишеств, привязанностей ( что по сути есть страсти), миру в душе.
Но здесь возникает следующий вопрос: все ли состояния можно вернуть к нормальному?
Елена21 марта 2016, 19:57
Отец Андрей, обязательно пишите ещё! через вас Бог отвечает на вопросы многим людям, многих поддерживает, утешает, вразумляет! Ваше слово очень нужно нам
Читательница (Подмосковье)18 марта 2016, 17:00
Автор: «Зла нет – это мнимость. Добро есть – и это сущность, это Господь. И вот выйти из мира мнимости в мир сущности – это есть переход от зла к добру».
Зла нет как сущности (даже падшие ангелы своей природой - от Бога), но зло есть как действие, как проявление свободной воли – и ангелов (прп. Иоанн Дамаскин: “Ангел есть сущность, одаренная умом, всегда движущаяся, обладающая свободною волею…) и человека. У свт. Василия Великого встречается понятие мнимого зла: это то, что «для нас трудно и болезненно для ощущения: телесную болезнь, телесные раны, недостаток необходимого, бесславие, ущерб имения, потерю родных», т.е. то, что человек ошибочно воспринимает как зло. Только поэтому я вместо слова «мнимость» написала бы «нереальность». И еще: если подходить к известному выражению «борьба добра и зла» с православно-онтологической трактовкой этих понятий, то сразу возникает масса необъяснимых противоречий и вопросов.
Ольга Щелокова17 марта 2016, 15:01
Как точно всё сказано!
Михаил17 марта 2016, 13:43
Спасибо. Есть необходимость-жажда в раскрытии-понимании глубины-истины за словами, понятиями из Евангелия.
Галина Игловская16 марта 2016, 22:33
Спасибо, отец Андрей, за интересную статью. Да, все беды начались тогда, когда Адам и Ева нарушили запрет Бога вкушать "от дерева познания добра и зла". Бог абсолютно непричастен злу, но оно находится под Его неусыпным контролем, и Он часто использует его как Свое орудие (так,например, Бог послал на египтян "посольство злых ангелов"- Пс. 77,49). Источник зла, конечно, искуситель диавол,поэтому мы просим в молитве "Отче наш" избавить нас от лукавого. А если сами не прилагаем усилия, открываем двери своего сердца, падшего по природе, страстям и похотям, то оно вместо "храма Духа Святого" может стать троном антихриста.Такова реальность, и она слишком серьезна и страшна. Василий Великий пишет: "...зло - состояние души, противное добродетели. Поэтому не ищи зла вовне, но... каждый пусть признает себя виновником собственного злонравия". Выдающийся ученый- физик Альберт Эйнштейн заметил: "Настоящая проблема лежит в сердце и мыслях человека... Проще изменить состав плутония, чем изгнать злого духа из человека. Что нас пугает- это не сила взрыва атомной бомбы, но сила злости человеческого сердца, его собственная сила взрыва на злые поступки". "Осеняющий херувим" из "печати совершенства" (Иез. 29,12)стал носителем зла, печатью проклятия в результате отпадения от Бога. Диавол- сын прелести, и он мастерски обольщает людей, уводя их за собой. С начала человеческой истории действует печать Каина- печать абсолютной бездуховности, полного отпадения от Бога. И все люди, не имеющие печати Божией на своих челах(Отк. 9,4),печати Духа Святого (естественно, духовной), будут также осуждены на вечные муки, как носители зла,независимо от своих мнимых добрых дел на пути прогресса земной цивилизации (каиниты). А что такое добро? Ответ есть: "О, человек! сказано тебе, что- добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить перед Богом твоим" (Мих. 6,8). Без Христа мы идем во тьме "по тонкому льду", проваливающемся в бездну ада. "Я Свет миру; кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни"(Ин. 8,12). "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется" (Ин. 10, 9)."Придите ко Мне!"- умоляет, протягивая руки, Спаситель, не желающий, чтобы кого увлекло зло, чтобы кто погиб.Помилуй нас, Боже, помилуй нас! И еще: между природой и правдой- неправдой параллель нельзя провести, можно только применять как метафору. "Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса" (Отк. 14,12).
Татьяна16 марта 2016, 21:04
Хороший материал, спасибо. Очень точный и слова прямые, правдивые. Мне такая манера очень близка. Но только со временем стала понимать, что все мы разные и к каждому человеку нужен свой подход. Вот одного надо как наждаком и резко, а с другим можно только бережно. Потому что в первом случае будет польза, а второго такое слово просто убьет. Если душа тонко чувствующая, страдавшая - к ней нельзя таким вот рубленным подходом. ЛЮди все разные. Да что там люди, один и тот же человек в разном душевном состоянии нуждается в разном подходе (бывают моменты, когда человек как бы без кожи). Это совсем не значит, что нельзя говорить правду или надо лгать - ни в коем случае, дьявол отец лжи. Но какая мудрость нужна и рассудительность, что бы понять, что уместно и можно сейчас, а что нет. А то и правдой можно убить человека как булкой (и из тех же благих намерений). Мне бы тоже очень хотелось продолжения материала, но не столько в плане как различать добро и зло (все же заповеди и слово Божие дает нам правильные ориентиры), а скорее в плане как помочь человеку выйти к солнцу правды. Без наждака, а за руку. Ведь это возможно, я знаю. Конечно, нужны Церковь и таинства, бесспорно. Но что еще может сделать сам человек? ТЕперь это очень актуально.
Дмитрий16 марта 2016, 20:55
Иоанне:"Ну что это такое? Почему нет правды? Разве этот океан, этих рыб, дельфинов и пальмы не Бог создал? Разве там не люди живут, творение Божие? Зачем опять эти крайности у отца Андрея?? Господня земля и исполнение ея! Я такие красивые места видела, что дух захватывает! От грандиозности Божьего Замысла. И всё для нас, неблагодарных. Вот это Любовь! Хотя я родилась и живу на Среднерусской равнине. Правда должна внутри нас быть! И пустыня,- хотя именно пустыню я не видела,- я уверена! по-своему прекрасна!"
Никаких крайностей у о.Андрея нет.Вы опять ничего не поняли.
ТАТИАНА1716 марта 2016, 19:17
"МНЕ КАЖЕТСЯ,ЧТО БУДУТ НАХОДИТЬ ВСЕ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ ДАКАЗАТЕЛЬСТВ(ВНЕШНИХ) ИСТИННОСТИ БИБЛИИ,НО,УВЫ! ПУШКОЙ НЕ ПРОБЬЕШЬ ДУХА МИРА СЕГО."(ИГУМЕН НИКОН (ВОРОБЬЕВ)
Elena Shilovskaya16 марта 2016, 18:59
ну что ж, проповедь красивая, и я опять люблю Священника Андрея Ткачёва, по-человечески мы все ошибаемся, он сам сказал, так что я могу быть с ним в некоторых его взглядах несолидарна
Ольга16 марта 2016, 17:29
Если все будет вокруг святое, доброе, греха вообще не будет, какой тогда будет жизнь? Мы же идем смотреть фильмы, где есть конфликт условного добра с условным злом (с точки зрения режиссера), о чем тогда фильмы будут снимать, газеты писать? Простите, мне этот вопрос задал атеист, я не могла на него достойно ответить, поэтому и пишу.
Иоанна16 марта 2016, 15:26
/Есть красивые, броские страны: океан, рыбы, дельфины, пальмы, солнце с утра до вечера. А правда не там.// Ну что это такое? Почему нет правды? Разве этот океан, этих рыб, дельфинов и пальмы не Бог создал? Разве там не люди живут, творение Божие? Зачем опять эти крайности у отца Андрея?? Господня земля и исполнение ея! Я такие красивые места видела, что дух захватывает! От грандиозности Божьего Замысла. И всё для нас, неблагодарных. Вот это Любовь! Хотя я родилась и живу на Среднерусской равнине. Правда должна внутри нас быть! И пустыня,- хотя именно пустыню я не видела,- я уверена! по-своему прекрасна! В остальном статья понравилась.
Светлана16 марта 2016, 13:51
Эта тема очень актуальна сейчас, потому что все в мире перепуталось, не разобрать где добро, а где зло. Даже в детских мультиках теперь сложно понять кто есть кто, даже взрослым, не говоря уже о детях. Спаси Господь за интересную проповедь, всегда очень нравится Вас слушать и читать.
Ирина16 марта 2016, 13:22
Как научиться различать? Большое спасибо. Пишите еще.
Екатерина16 марта 2016, 12:23
Спасибо за историю про мальчика, умершего в больнице. До мурашек по коже.
Юлия16 марта 2016, 11:47
И дар Святого Духа, Духа Истины помогает нам отличать добро от зла, ложь от правды. К вопросу зачем ходить в церковь. Для этого, чтобы отличать. Самим нам не справиться - они довольно искусны служители лжи и зла.
Елена16 марта 2016, 10:51
Как мне понравилось! Так хотелось бы продолжить поговорить об этом, более глубоко погрузиться в тему! Отец Андрей, спаси Господи за Ваш труд!
Ольга16 марта 2016, 10:32
Спаси Господи! Прот. Андрея.Батюшка низкий Вам поклон, нам так нужны эти проповеди
иван16 марта 2016, 08:59
То что мы живем во лжи это очень точно.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×