В рамках спецпроекта «Таинства Церкви» протоиерей Артемий Владимиров рассказывает о сути и значении каждого из семи Таинств: Крещения, Миропомазания, Покаяния, Причащения, Таинства брака, Таинства священства и Елеосвящения.
Сегодня речь пойдет о Таинстве Покаяния. Возможно ли быть христианином без покаяния? В чем суть исповеди? Кто принимает исповедь и прощает исповеданные грехи? И что ответить тем, кто утверждает, что «разберется со своими грехами и без священника»?
Думается, что не только священники, не только чернецы, но и бельцы, то есть другие благочестивые христиане, всегда, если живут благочестно, подтверждая свою веру стремлением исполнять заповеди, могут дать отчет о своем исповедании. И первым словом, конечно, должно быть свидетельство о Покаянии. Ведь едва лишь Христос-Искупитель открылся миру, выступил на Свое общественное служение, Он изрек на все века, на все времена, обращаясь ко всем разумным Своим созданиям, ко всем племенам и народам без изъятия: «Покайтесь и веруйте в Евангелие», «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». И апостолы, верные завету Своего Учителя, возвещали во всех концах и уголках земли, а священство продолжает апостольскую проповедь и ныне – в Евразии, Австралии, Америке, Антарктиде, где был недавно Святейший Патриарх, на Русском и Крайнем Севере, – свидетельствуя, что само Таинство Крещения принимается с покаянием, то есть сокрушенным исповеданием своей немощи, слабости, раскрытием невольных грехов, которые свершились нами после вступления в полк православных христиан, по неведению, по расслаблению.
Покаяние является существенным деланием христианина, и умещается оно буквально в малом горчичном семени молитвы мытаря: «Боже, милостив буди ми грешному» – вот сокращенное Евангелие, вот выражение покаяния, которое в распространенной форме известно нам как молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго/грешную».
Суть покаяния в том, чтобы осознавать пред Господом свою немощь и греховность, уповая на милость Его
В чем суть покаяния? В том, чтобы, предстоя денно, нощно, как это свойственно ангелам и рабам Божиим, невидимому Лику нашего Спасителя, всегда осознавать свою немощь, свою слабость, свое недостоинство, исповедовать всегреховность, вместе с тем совершенно уповая на всемогущество, благость и милость Создателя. Он свят, а мы грешны. Он – солнце правды, в котором нет ни единого темного пятна, а мы – сгусточек тьмы: самомнения, самолюбия, своеволия. Однако в этой тьме сияет свет, и тьма его не обымает. Свет – это Божественная благодать, искра, которая дарована нам в Крещении. И для того чтобы свет победил тьму, для того чтобы правда вытеснила ложь, для того чтобы добро внутри нас победило зло, нам необходимо напрягать все фибры души и клеточки тела, устремляясь к Создателю с покаянием – как цветок тянется к источнику земного света. Таким образом, покаянием именуется не только та минута, когда, войдя под свод православного храма, мы дождемся нашего череда, встанем перед Крестом и Евангелием, а священник, облаченный в поручи и епитрахиль, прочитав соответствующие молитвы, как врач призовет нас раскрыть соделанное во мраке, чтобы невидимым прикосновением Своей целительной десницы Воскресший Иисус Христос, здесь же стоящий, прикоснулся к воспаленной кровоточащей ране сердца и во мгновение ока в ответ на признание, исповедание худых помыслов, нечистых чувств, дел, несовместимых со званием христианина, простил, очистил, освятил, даровал импульс Божественный, так чтобы искра Святого Духа, нам сообщенная в Таинстве Крещения, превратилась в пламя веры, надежды и любви.
И до, и после исповеди христианин призван пребывать в покаянии
Повторюсь: не только в минуту признания в грехах и получения прощения мы призваны осуществлять заповедь Христа: «Покайтесь и веруйте в Евангелие». Но и до, и после исповеди христианин призван пребывать в покаянии. Покаяние – это воздух, который наполняет душу, это свет, который позволяет нам видеть дорогу перед собой. Покаяние – это стремление соблюдать себя от исповеданных грехов, это борьба с дурными желаниями и страстями, которые нет-нет, а подымают свои змеиные головы в глубинах нашего сердца. Покаяние – это желание противопоставить тем порочным навыкам, с которыми мы сегодня сражаемся, дела благие, так чтобы вчерашнее пресыщение обернулось сегодняшним воздержанием, позавчерашняя ложь уступила место словам правды и истины, страхи маловерия, сомнения и малодушия, уйдя в небытие, были заменены росточками мужества, целеустремленности, бодрости, той жизнетворной энергии терпения, без которых, как без труда, не выловишь и рыбку из пруда.
Существенным звеном в этой золотой цепи покаянных трудов является, конечно, само исповедание греха. И если чеховские полуинтеллигенты спрашивают священника с иронией: «А зачем мне батька как опосредующая инстанция? Не достаточно ли мне личного взаимоотношения с Создателем? К чему еще Таинство Исповеди? Что, батюшка сам безгрешен, что ли, чтобы мне прощать грехи?», мы, пастыри, слыша подобные вопросы из группы продленного дня, всегда улыбаемся в ответ: «Милый, ты совершенно прав. И без всякого священника, встав ли поутру от сна или отходя ко сну после трудового дня, воспомяни свои грехи: самолюбие, мнительность, обидчивость, раздражительность, нечистые помыслы, ужасную привычку смотреть по телевизору что-то такое, что никак не вяжется с наименованием homo sapiens. Человек разумный, кайся в своих грехах. Но помни, милый друг, что сам себя ты никогда не сможешь простить. Ты не сможешь усилием своей воли водворить в свое сердце детскую чистоту, радость бытия, умиротворить свое сердце – здесь необходима внешняя инъекция посредством освящающей нас инстанции священства. Точно так же как никто себе не делает полостную операцию, но иногда еще и требует наркоза, чтоб только не быть свидетелем собственной крови. Слава Богу, исповедь свершается в здравом уме и ясной памяти – она не имеет ничего общего с зомбированием или гипнозом. Человек, приступая ко Кресту и Евангелию, свято верует, что Господь с простертыми объятьями предстоит ему здесь, и Кровь нашего Спасителя, изливающаяся из Его прободенного ребра и язв на руках и ногах, омывает очерненную, сожженную совесть. Священник – лишь участник, свидетель покаяния, но врач, воскрешающий душу и очищающий тело – это Сам Всемогущий Бог во плоти». Вот почему необходимо исповедоваться, и чем раньше, тем лучше. Надеюсь, что после нашей передачи все полтора миллиона зрителей, которые уже лет сто не были на исповеди, сразу прибегут в храмы: время коротко. Не будем искушать долготерпение Создателя.
Господь не нуждается в нашей исповеди – в ней нуждаемся мы
Исповедоваться должно ясно и четко, стараться совершенно избегать самооправдания, не ссылаться на извиняющие нас обстоятельства, не обелять своих грешков. Но – разить змия во главу: согрешил я, Господи! – можно обращаться не к батюшке, а к Самому Иисусу Христу пред тобой. «Грешен чревоугодием, сердечной похотью, унынием и печалью, повторением грехов, нечистотой душевной и телесной, в забытых грехах каюсь, но, Господи, помоги мне исправиться и жить по-православному. Я слаб и немощен, однако твердо и несумненно верую, что Ты меня, милосердный мой Создатель, очистишь, помилуешь и спасешь». Священник, если это внимательный пастырь, еще и поможет вам своими вопросами поглубже заглянуть в пределы собственной души, так как батюшкам Сам Господь дает разум и силы содействовать этому нейрохирургическому действу. Нам, иереям, священникам, каждый раз, когда с участием нашим совершается исповедь, приходится удивляться, поражаться и даже изумляться милости Божией. Потому что подходит человек печальный, как будто придавленный грехами, словно на его плечах стопудовая корзина, и вот, искренне, с сокрушенным сердцем исповедуясь, едва лишь он встает с колен по принятии разрешительной молитвы и целует Крест и Евангелие в знак решимости умереть, но произвольно не свершать смертных грехов, самых грубых и отвратительных: воровства, сквернословия, блудодеяния и проч. и проч., – мы удивляемся той метаморфозе, которая совершается на наших глазах: ясное чело, искорки в глазах, светлая улыбка, а главное – в сердце то, о чем говорит русский поэт: «И верится, и плачется, и так легко-легко». Исповедь в этом смысле является единственным подлинным нравственным врачевством для современного человечества. И нас, священников, не удивляет, что иные жалующиеся на подавленность чувств, на то, что называется депрессией, обуреваемые худыми, хульными, горестными помыслами, иногда суицидальными прилогами, то есть черными мыслями, едва лишь только раскроют сердце взору Божиему – а Господь не нуждается в нашей исповеди, в ней нуждаемся мы, – как тотчас чувствуют облегчение. Почему? Потому что диавол, который всегда близок к слабому и грешному человеку, мгновенно бежит прочь, едва лишь обличаются его мрачные и худые делишки.
Лишь посредством покаяния христианин научится смиряться пред Всемогущим Богом. Лишь, принеся исповедь, он познает, в чем милость Господня, выражающаяся в словах: «Хотением не хочу смерти грешника, но дабы он обратился и жив был». Нет такого греха, который бы препобедил милосердие Божие. Поэтому, дорогие друзья, ждем вас на покаяние – этим Великим постом полноводная река милости Божией пусть коснется и оросит ваши жаждущие души, а мы, даст Бог, встретимся еще не раз и не два до Страшного суда.
Прошу ваших святых молитв и молитв всех православных христиан за здравиемоего сына воина Кирилла, воинов Станислава, Димитрия, Павла, Алексия, Анатолия,Алексия, Ашота,Александра, Игоря, Богдана, Дениса, Захаров, Иоанна,раненого воина Максима, пропавшего безвести воина врача Даниила,за упокой погибших смертью храбрых воинов Михаила, Евгения, Романа...