Два великих светильника ранней Ирландской Церкви – Киеран Сайгирский и Сенан с острова Скаттери – были современниками, и память их празднуется с разницей всего в три дня: Киерана – 5/18 марта, а Сенана – 8/21 марта.
Святитель Киеран Сайгирский
Святого Киерана (Киарана) Сайгирского, известного также как Киеран Старший1, издавна называют «первым из ирландских святых». Он родился в V веке (когда Ирландию просвещал святитель Патрик) в ирландском королевстве Оссори и был в родстве с королевским домом. Его отец Луайгне был родом из Оссори, а мать Лиадан – из Корка.
Когда Лиадан была беременной, ей приснилось, что с неба упала звезда и стала почивать на ней
Когда Лиадан была беременной, ей приснилось, что с неба упала звезда и стала почивать на ней. Сон был истолкован так: младенец в ее утробе сыграет важную роль в церковной истории страны.
Все любили маленького Киерана и видели в нем величие и святость. Он рос добрым, кротким, любознательным, милосердным. Уже тогда его молитва была угодна Господу. Однажды отрок увидел, как сокол выхватил из гнезда беззащитного птенца и понес в своих когтях. Исполнившись жалости, мальчик взмолился Богу – и сокол тут же опустился на землю, положив птенца у его ног. Киеран снова помолился – и полумертвой птичке вернулись силы.
Сохранилось четыре жития святого Киерана. Различные предания говорят о его связи со многими святыми Ирландии, что хронологически не всегда верно, но эту связь следует понимать скорее как духовную, нежели реальную. Однако, возможно, Киеран был действительно учеником преподобного Финиана Клонардского, одного из «двенадцати апостолов» Ирландии.
В молодости святой некоторое время жил в континентальной Европе, там же был рукоположен во пресвитера. Вероятно, обучался в Галлии (в обители в Туре) и Риме.
Киеран был строгим аскетом. Известно, что некоторое время он жил в уединении на острове Кейп-Клэр провинции Манстер (близ графства Корк), где проводил дни и ночи в непрестанной молитве. Святой старался подражать древним пустынникам, и прежде всего святому Иоанну Крестителю, и, как многие из них, одевался в шкуры животных и спал на земле.
Позднее Киеран поселился в лесах королевства Оссори, недалеко от гор Слив-Блум. В житии подвижника говорится, что святой Патрик, благословляя его на пустынножительство, подарил ему колокол, сказав, что тот сам зазвонит в том месте, где Бог определил ему основать великий духовный центр. Таким местом оказался Сайгир (скорее всего, это название переводится как «источник Киерана»).
Около родника в дремучем лесу святой Киеран соорудил себе крошечную келью-хижину – стены ее были из переплетенных прутьев, обмазанных грязью, а крыша – из травы и листьев. Ничего, кроме небольшого количества ячменного хлеба и зелени, Киеран не ел. Скудную эту пищу он вкушал один раз в день, пил только воду.
Прошло несколько лет. Многочисленные ученики стали собираться вокруг подвижника, который к тому времени уже прославился чудесами. И там, где поначалу было только скромное жилище отшельника, выросла большая обитель Сайгир – это недалеко от города Бирр в нынешнем графстве Оффали. Киеран стал первым ее игуменом. В его обители обучались многие будущие святые. Впоследствии Сайгир превратился в прославленный центр миссионерства и учености.
Человек Божий вел братию к духовному совершенству, научая их благочестию примером своей праведной жизни. Спустя время мать подвижника, Лиадан, с большой общиной благочестивых жен поселилась вблизи обители своего святого сына, чтобы вести богоугодную жизнь. Согласно одному источнику, Киеран, возможно, сам основал женскую общину рядом со своим главным монастырем. Обитель святого Киерана в Сайгире также стала местом погребения королей Оссори.
Почитание угодника было столь велико, что в Сайгире много лет после преставления Киерана поддерживался постоянный огонь (исконно ирландская традиция) в память о нем.
Немало преданий повествуют о тесной связи Киерана с дикой природой. Когда он жил отшельником в лесу, волки, олени и другие животные, особенно больные и раненые, приходили к нему, чувствуя его святость и прося о помощи, – и подвижник исцелял всех. До нас дошла история о том, как лиса, волк и барсук служили святому Киерану и его инокам, помогая им в монастырских трудах: валить деревья, доставлять их в обитель и строить маленькие кельи. Однажды лиса утащила башмаки игумена и убежала с ними к себе в нору. По повелению Киерана волк и барсук нашли лисицу и привели к святому. Киеран укорил похитительницу и назначил ей епитимию в виде поста, а когда она исполнила ее, разрешил остаться в обители. Святого Киерана часто изображали с лисой, оленихой или барсуком.
За много километров от монастыря Сайгир жила игумения святой жизни именем Куах – она была няней святого в его младенчестве. Киеран чудесным образом навещал свою воспитательницу каждый год в ночь на праздник Рождества Христова и причащал ее. Затем он за короткое время возвращался к братии и праздновал рождение Спасителя с ними. Один современник Киерана предположил, что угодника в далекую обитель каждый раз переносили ангелы Божии, подобно ветхозаветному пророку Аввакуму, которого ангел благодатью Божией поднял за волосы и «по воздуху» перенес в Вавилон, чтобы тот накормил пророка Даниила, брошенного в ров со львами.
Киеран помолился о том, чтобы Господь послал тепла, и тут же чудесным образом на колени святому спустился огненный шар
Однажды Киеран благословил святой родник, чтобы его вода всегда имела вкус вина и меда. С тех пор каждый, кто пил из источника, утолял не только жажду, но и голод. Как-то один игумен навестил святого Киерана в Сайгире. Братия позвала игумена на трапезу. В тот день в обители было ужасно холодно. Киеран помолился о том, чтобы Господь послал тепла, и тут же чудесным образом на колени святому спустился огненный шар – и огонь смог обогреть помещение, где все собрались трапезничать.
В другой раз обитель Киерана посетил святой Патрик и вожди некоторых кланов. Но в монастыре в тот день почти закончились все припасы. Тогда Киеран вознес молитву к Небу – и тут же запасы еды чудом преумножились.
Согласно другому преданию, как-то в Ирландии началась война между двумя маленькими государствами. Враждующие стороны встретились у речки близ монастыря Киерана. Святой, помня о том, что истинный христианин должен быть миротворцем, вышел к воинам и попытался склонить каждую из сторон к миру, однако его не слушали. Тогда Киеран стал усердно молиться, и внезапно река так разлилась, что оба войска уже не могли биться друг с другом. После этого чуда люди вразумились и решили прекратить вражду.
Среди чудес, совершенных Богом по заступничеству святого Киерана, было и несколько воскрешений из мертвых.
До конца дней своих святой Киеран был игуменом Сайгирским и первым епископом Оссори – на епископство его поставил святой Патрик. Впоследствии вокруг монастыря Киерана вырос целый город.
Святой предсказал, что настанет время, когда вера будет искажена, монастыри – лежать в руинах, даже чин крещения изменится
Угодник Божий мирно преставился около 530 года. К тому времени слава о нем распространилась по всему Изумрудному острову. В день его кончины множество монахов и епископов собралось у смертного одра святого. Киеран благословил их и завещал любить друг друга и свой монастырь, хранить единство и помнить о вражиих искушениях. Угодник просил молиться о нем и предсказал, что настанет время, когда вера будет искажена, монастыри будут лежать в руинах, даже чин крещения изменится, а люди станут заботиться только о земном (эти пророчества сбылись во время англо-норманнского завоевания Ирландии и позднее при Реформации).
После смерти Киерана его почитание распространилось по всей Ирландии, а монастырь Сайгир стал центром епархии Оссори на несколько столетий (позднее епархию перенесли в Агабо, а затем – в Килкенни). Обитель процветала до XI века, несмотря на несколько набегов викингов, а после норманнского завоевания здесь в 1170 году обосновались августинцы. Августинский приорат был разрушен к концу XVI века, и монашеская жизнь в этом месте прекратилась, но атмосфера святости (даже среди руин) ощутима здесь и поныне.
Сегодня паломники могут посетить руины некогда знаменитого монастыря Сайгир. Это в деревне Кларин графства Оффали. Помимо развалин обители здесь можно увидеть часть круглой монастырской башни X века, основание украшенного кельтского «высокого креста» IX века, а также святой источник (вода которого исцеляет от головной боли) и «святое дерево» Киерана. Согласно сведениям, полученным от местных жителей, даже вода, собирающаяся в основании кельтского креста, обладает целебными свойствами (сводит бородавки). А рядом со «святым деревом» можно найти древний камень, на котором якобы сохранились отпечатки колен святого Киерана, молившегося на нем!
В XIX веке рядом с руинами и древним кладбищем возвели новый храм во имя святого Киерана, при строительстве которого использовали несколько камней от древней обители.
Каждый год 5 марта – в годовщину преставления угодника Божия – католики организуют крестные ходы (процессии) к местам, связанным со святым Киераном. Руины ранних церкви (которую, вероятно, подвижник построил своими руками) и святого источника можно найти на острове Кейп-Клэр, где Киеран некоторое время подвизался в уединении. Считается, что он и родился на этом острове или вблизи него. Кейп-Клэр едва ли не самая южная заселенная территория Ирландии, сейчас здесь живет чуть более 100 человек.
Развалины раннесредневековой церкви во имя святого Киерана, а также источник и куст, связанные со святым, есть в деревушке Эррилл ирландского графства Лиишь. По преданию, подвижник некогда учредил здесь монастырь.
За пределами Ирландии этого древнего православного святого почитают в Уэльсе (где он, по легенде, посетил святого Иллтида и проповедовал), Шотландии, Англии и Бретани.
Преподобный Сенан, игумен на острове Скаттери
Сам апостол Ирландии святитель Патрик предсказал родителям Сенана, что сын их прославится святостью
Преподобный Сенан, один из величайших святых Ирландии своего времени, родился во второй половине V века близ городка Килраш нынешнего графства Клэр. Его родителей звали Эреан и Комгелла. Имя Сенан в переводе со старогэльского языка означает «маленький мудрый старец». Сам апостол Ирландии святитель Патрик предсказал родителям Сенана, что сын их прославится святостью.
В отрочестве Сенан пас стада своего отца. Однажды он оказался у устья реки во время сильного прилива – но вода чудесным образом расступилась перед мальчиком и его стадом, дав им пройти, и Сенан пообещал Богу посвятить свою жизнь Ему.
Он принял постриг в обители Килраш, подвизался под руководством опытного наставника Кассидана, а несколько позже перешел в монастырь Килманах в графстве Килкенни, где завершил свое обучение. Есть сведения, что Сенан духовно совершенствовался и в других ирландских обителях, например в монастыре святого Кевина в Глендалохе и в графстве Керри.
Святой Сенан видел свое призвание в активной миссии, в чем и весьма преуспел
Получив блестящее образование, Сенан принял священнический сан. Он видел свое призвание в активной миссии, в чем и весьма преуспел. Свой первый монастырь он основал в Эннискорти графства Уэксфорд, где местный древний приход по сей день называется Темплшаннон («храм Сенана»). Позднее святой, вероятно, поехал в Рим и Галлию, посетил великую обитель в Туре, а затем Бретань, где построил церковь в Плузане. По пути домой в Ирландию угодник Божий остановился в Уэльсе в обители святого Давида в Меневии – здесь он задержался на некоторое время. По преданию, во время этого миссионерского путешествия Сенан останавливался и в Корнуолле, где построил храм.
Вернувшись в Ирландию около 520 года, святой Сенан основал множество церквей и монастырей. Один из них находился в местечке Инишкарра графства Корк. Эта обитель приобрела большую известность. Он также основал монастыри на островах Иннислуинге, Бишопс-Айленд (Епископский остров), Инис-Мор (Олений остров) и Маттон (Бараний остров, также называемый Эннискерри) графства Клэр и в устьях ирландских рек, например на реке Слэни.
К игумену и угоднику Божию Сенану, прославившемуся многочисленными чудесами, приходили не только простые верующие, страждущие, монахи и начинающие подвижники, но и великие святые современники – Брендан и Киеран. Сенан дружил со своим младшим современником святым Далланом-Форгайлом – известным ирландским аскетом, которому слепота не помешала стать поэтом, писателем и ученым. Даллан-Форгайл составил в честь святого Сенана панегирик.
По преданию, устав в монастырях Сенана был настолько строгим, что женщинам запрещалось когда-либо их посещать. Но для боголюбивых жен святой основал две женских обители. Считается, что и преставился он во время пастырской поездки в один из этих монастырей – в 544 или 546 (по другим сведениям – в 560) году. Подвижника похоронили на его любимом острове Скаттери.
Святой Сенан славился ученостью, нестяжательностью, крайним самоотречением, аскезой (по преданию, уже ребенком он соблюдал строгий пост) и тягой к странствию ради Христа, что было присуще многим ирландским и кельтским подвижникам. Его красноречивые проповеди всегда привлекали толпы верующих. И миссионерские труды святого, особенно в графстве Клэр и в районе Скаттери, принесли большие плоды.
Осенив чудовище крестным знамением, он повелел ему именем Иисуса Христа навсегда покинуть это место
По молитвам святого происходило немало чудес. Так, Сенан изгнал огромное морское чудовище (это был, вероятно, бес). Монстр обитал рядом с островом и наводил страх на его жителей. Святой Сенан, положившись на Божию помощь, дерзнул приблизиться к чудищу и, осенив его крестным знамением, повелел именем Иисуса Христа навсегда покинуть это место. Больше о чудовище никто не слышал.
Святого Сенана очень чтили по всей Ирландии на протяжении веков. До наших дней на острове Скаттери сохранились «ложе святого Сенана» – маленькая часовенка, в которой, по преданию, он был похоронен, и предполагаемая могила святого. Мощи угодника Божия до сих пор могут почивать в его могиле. Среди других сохранившихся святынь упомянем колокол святого, находящийся в Ирландской королевской академии в Дублине.
На острове Скаттери, куда вот уже 1500 лет совершаются паломничества, и сейчас можно видеть многочисленные руины монастырских и церковных построек, часть из которых относится непосредственно к монастырю святого Сенана. Это руины кельи и молельни самого святого Сенана, а также развалины шести церквей и кафедрального собора. Собор во имя Божией Матери тут существовал как минимум до XIV или XV века. На острове также сохранились святой источник, часть кельтского креста и круглая башня бывшего монастыря – одна из самых уникальных построек в графстве. Возможно, это самая высокая башня такого рода во всей Ирландии: ее высота достигает 36 метров. Эти впечатляющие святыни напоминают паломникам о значимом и большом «монастыре-городе», некогда существовавшем здесь благодаря святому Сенану.
В ирландском городе Килраш приходская церковь освящена во имя святого Сенана и одна местная школа названа его именем. Еще одна церковь, известная как «маленькая церковь святого Сенана», находится в соседнем Монморе.
Остров Скаттери расположен в дельте реки Шаннон, от города Килраш до него можно добраться на лодке за 15 минут. Олений Остров (также Инисмор – Большой остров) расположен около западного берега реки Фергус (графство Клэр), вдоль которой святой проповедовал. Здесь Сенан построил монастырь, назначив первым его игуменом своего ученика святого Либерия. От древней обители сохранились руины церкви, могилы и святой источник. На крошечном и почти недоступном скалистом островке Бишопс-Айленд (Епископский остров) от основанного 1500 лет назад святым Сенаном монастыря сохранились остатки келий-ульев и часовни. Этот остров представляет собой морские столбчатые утесы (sea stacks), которые образуются в результате размывания водой прибрежных скал.
Город Эннискорти, где святой Сенан основал свою первую обитель, находится в графстве Уэксфорд. Одна из церквей города освящена в честь святого Сенана – она стоит у подножия холма Vinegar hill. В местечке Инишкарра графства Корк местная церковь посвящена святому Сенану – он некогда основал здесь монастырь. В Ирландии существует еще несколько приходов и как минимум один-два источника, посвященных этому великому миссионеру. К сожалению, почти ничего не сохранилось на острове Маттон (Бараний остров). Согласно древним анналам, в марте 804 года сильное землетрясение вызвало приливную волну, поглотившую немалую часть побережья и по сути превратившую это место в три маленьких островка – один из них и называется Маттон. Сегодня он необитаем. До XIX века на нем можно было увидеть руины часовни святого Сенана, но в наши дни можно различить лишь остатки двух крестов. Наконец, деревня Сеннен в Корнуолле, расположенная близ мыса Лендс-Энд (Край земли – самая западная точка Англии), а также ее средневековая церковь, возможно, названы в честь святого Сенана, но, по другой версии, их покровительницей является местная святая с именем Сеннена.
Святые Киеран Сайгирский и Сенан из Скаттери, молите Бога о нас!
Первоначальная латинская форма имени святого - Ciaran. Более новая англицизированная форма - Kieran. Согласен, что на современном ирландском языке англицизированная форма имени читается как "Киран". Но в научном сообществе среди русскоязычных православных сегодня принято передавать звучание имен этих угодников так, чтобы оно максимально соответствовало изначальным древним формам. На современном английском имя святого Кутберта читается как "Катберт", но мы все равно называем его "Кутберт" (Cuthbert, Cuthbertus). Точно так же: "Колумба" вместо "Коламба", "Кедд" вместо "Седд", "Айдан" вместо "Эйдан", "Ал(ь)бан" вместо современного английского произношения "Олбан" и так далее.
Правильно произносится Киран, без 'е'
Говорю как человек, четыре года общающийся и работающий с ирландцами.
Простите
Мир этой древней земле.
Мир и земле Русской, и Греческой, и Сирийской.
Святые угодники, молите Бога о мире на этой земле!