Протоиерея Виктора Потапова знают многие православные люди и в Америке, и в России. Семья будущего священника оказалась в Соединенных Штатах в послевоенные годы, приехав сюда из немецкого лагеря Манхенхоф, где отец Виктор родился в 1948 году. 30 лет он работал на радиостанции «Голос Америки», вел духовные передачи для русских православных. 38 лет служит настоятелем Иоанно-Предтеченского собора в Вашингтоне.
– Отец Виктор, вы русский человек, но выросли в Америке…
Шла холодная война. Несколько раз в неделю мы должны были прятаться под партами, готовясь к нападению СССР
– Я рос в Америке в 1950-е годы. Шла холодная война. Несколько раз в неделю мы должны были прятаться под партами, готовясь к советскому нападению. Знали, что в конце улицы есть даже противоракетная установка. Мы мальчишками ходили к забору, заглядывали туда: там была маленькая военная база – нас это интриговало.
Не очень приятно быть русским в такие годы, когда все время говорится о советской угрозе. Задачей нашей эмиграции тогда было убедить американцев в том, что между Россией и Советским Союзом большая разница. Россия – это православная страна, в ней произошел переворот, воцарились безбожники, которые преследуют христианство и русских.
На мое детское сознание это действовало так: родители заставляли меня говорить по-русски, ходить в русскую субботнюю школу при нашем приходе – я не хотел. Мои родители были не очень церковными людьми, лишь иногда ходили в храм, по праздникам. Верующей в нашей семье была бабушка.
Когда мне было лет 13–14, как-то мама попросила меня поехать сопроводить бабушку в церковь на всенощную. Мы жили в Кливленде, штате Огайо. Наша церковь находилась в очень плохом, криминогенном районе. Другого района тогда русская община в Кливленде не могла себе позволить. Потом они перебрались в лучший район, построили новый храм. Бабушка очень хотела на всенощную ходить – я не хотел, были скандалы. Тем не менее, бабушку любил, поэтому поехали.
Я стою такой неприкаянный, рядом никакой молодежи, плохо понимаю службу… Но что-то в душе перевернулось
В храме почти никого не было, только один батюшка, отец Михаил Смирнов, который потом сыграл важную роль в моей жизни. И вот я стою такой неприкаянный, рядом никакой молодежи, плохо понимаю ход службы, да я и по-русски тогда плохо говорил… Но вот во время службы что-то в моей душе случилось. И плохо понимая ушами, я вдруг душой понял, что это богослужение имеет глубочайший смысл. Один случай – и все во мне перевернулось.
Помню: вернулся домой, выписал книги из Троицкого монастыря, из Джорданвилля. «Храм Божий и церковные службы» священника Антонова, «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского, другие. Начал читать. По-русски причем, а по-русски я плохо читал. Стал все это изучать. Ходить в храм. Стал ходить к отцу Михаилу домой, он учил меня читать по-церковнославянски.
На летние каникулы поехал в лагерь в Троицкий монастырь в Джорданвилле, где была программа для мальчиков. Там мы в течение двух-трех недель жили рядом с монахами, ходили на службы, исполняли послушания. Были как юные послушники. Один семинарист из Австралии, из китайской эмиграции, Владимир Евсюков, будущий протоиерей, был моим наставником. Все это привело меня к решению служить в Церкви. Одно богослужение, на котором мне всё было непонятно, – и оно полностью изменило мою жизнь. Можете представить?
В 1970 году я учился в семинарии на втором курсе. Мы с мамой хотели поехать в Советский Союз, в Краснодар, к родственникам. А я ни разу в жизни не был в СССР. Но проходил какой-то огромный мировой коммунистический съезд в Москве, и нам отказали в визе. Объяснили, что нет номеров в гостинице…
Было лето, и мне нужно было чем-то заняться, уже было поздно устраиваться на работу. И я решил воспользоваться этим временем, чтобы поехать на Афон, а потом присоединиться к группе паломников из Нью-Йорка на Святую Землю. Эту группу возглавлял будущий митрополит Лавр. Тогда он был епископ Лавр, ректор Троицкой семинарии.
Поехал на Афон, посетил Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, Ильинский скит, другие монастыри. Встретился там с архимандритом Авелем (Македоновым), он был потом наместником Иоанно-Богословского монастыря под Рязанью. Замечательный такой пастырь! Я был семинаристом Зарубежной Церкви. Помню, отец Авель мне говорил, что удивился тому, что я отнесся к нему с большим уважением. Тогда была вражда, к сожалению… Но они меня все очень радушно приняли! Там были еще монахи Почаевской Лавры, Псково-Печерского монастыря. И они меня все приглашали приехать на один год, пожить на Афоне. Научиться уставу… И я заразился таким стремлением принять монашество!
С этим настроением поехал после Афона в Иерусалим, чтобы присоединиться к группе владыки Лавра. Мы ездили по святым местам. В группе была одна паломница из Нью-Йорка, пожилая женщина, которая ко мне так хорошо отнеслась, с которой я сблизился. И она начала меня знакомить с одной девушкой.
Я познакомился со своей будущей матушкой у Гроба Господня. Это одно из самых великих таких приобретений в моей жизни. И вот стал протоиереем – с Промыслом Божиим спорить невозможно. Мы с матушкой уже 45 лет вместе. И я без нее просто не мыслю свою пастырскую деятельность, потому что значительная часть благотворительности, которая осуществляется нашим приходом, связана с матушкой. Это все школа владыки Иоанна Шанхайского, рядом с которым моя матушка выросла.
– Отец Виктор, будучи американцем, вы никогда не забывали о России…
– Знаете, мы болеем Россией. Я вырос в Америке, американский гражданин. У меня нет российского паспорта – я об этом думаю иногда. Многое изменилось сейчас в Америке в худшую сторону… Мы все время следим за тем, что происходит в России, переживаем за нее. Как на нее все ополчаются…
Я был таким мальчиком с улицы – мне дали микрофон, и… я стал радиожурналистом
Вспоминаются пророчества старцев XIX века о том, что Россия воскреснет, будет духовно очень сильной, таким последним оплотом Православия в мире – и я вижу, что это происходит! И я радуюсь, что мы хоть в маленькой мере тоже принимаем участие в этом! В свое время я вел религиозные передачи на Россию, когда других отечественных передач не было. Я оказался таким мальчиком с улицы – мне дали микрофон, я этому делу научился. Стал, громко говоря, радиожурналистом, хотя журналистского образования у меня никакого нет. Просто я знал литературу, знал, в чем люди нуждаются. И начал вещать. Слава Богу, в американском правительстве нашлись люди, которые понимали, что религиозные передачи в то время могут принести больше пользы Советскому Союзу, чем даже политические.
30 лет я имел честь находиться перед открытым микрофоном, передавать катехизические беседы, проповеди, интервью с интересными людьми, объяснения праздников, богослужений. Даже передавали богослужения из нашего храма, вечерню, Литургию… Сейчас в России есть «Спас», «Радонеж», «Союз» – я говорил, что настанет время, когда мои передачи будут ненужными. И это время, слава Богу, настало – еще при моей жизни. И это великая милость Божия.
Сейчас этих передач уже нет – но зато у нас такая полнокровная приходская жизнь…
– Как живет ваш приход, чем дышит?
– У нас пять священников, четыре диакона. Наш приход в основном русский – на 60–70%. Есть американцы, сербы, румыны, даже китайцы… Они познали Православие, полюбили русские духовные традиции, предания. Из 38 лет, что я здесь служу, 20 лет мы служим параллельно на славянском и английском языках. После службы все идут в трапезную. Устраивается такой завтрак – руками прихожан; они сами и устраивают. Есть русская и английская воскресные школы. Бывают и общие службы. Наш официальный язык – русский. На русском издаем наш ежемесячный журнал. Все переводится на английский язык для тех, кто не говорит по-русски. Стараемся никого не забывать в нашем пастырском попечении.
У нас поют два хороших хора, они репетируют регулярно, серьезно. Есть танцевальная группа «Матрешки», мальчики и девочки собираются каждую пятницу, репетируют русские народные танцы, дают концерты. Но, может быть, самое главное то, что это дает им повод объединяться. Они живут как бы единой семьей, знакомятся, дружат.
У нас есть скаутское движение. Наш скаутский отряд собирается здесь, при приходе, каждую вторую субботу. В этом году мы отметили 50-летие нашего отряда, который носит название древнего русского города Путивль. Они тоже живут единой семьей, интересами. Каждое лето устраивают лагерь с нуля, в палатках живут, строят собственными руками часовню. Кто-то из нас приезжает, служит Божественную Литургию, вечерню, проводит с ребятами беседы. Мы, священники, тоже живем в палатке в это время. Бережно, как можем, храним нашу скаутскую традицию – она жила еще в эмиграции. Слава Богу, после распада Советского Союза наша скаутская организация сумела передать, вернуть обратно эту традицию в Россию, и сейчас скаутское движение стало развиваться и в России.
В приходе у нас около 500 семей. Принадлежность к приходу определяется членским взносом – 35 долларов в месяц. Студенты, пенсионеры – 15 долларов. Это маленький членский взнос, но он дает возможность видеть, кто реально является членами прихода. Они имеют право присутствовать и голосовать на годовом собрании, избирать членов церковного совета, делать свои предложения, высказывать свои заботы. Председатель – настоятель храма.
Сейчас у нас 15 членов приходского совета. Собираемся ежемесячно, обсуждаем текущую жизнь, хозяйственные и административные вопросы.
У нас очень активно ведется благотворительная работа.
В ноябре скоропостижно скончался начальник нашей миссии на Гаити – замечательный священник отец Григорий Легутэ. Он был душой и сердцем нашей миссии. Ему было всего 53 года. На Гаити в Зарубежной Церкви пять приходов и 7000 верующих. Это все гаитяне. И они очень бедные, себя прокормить особенно не могут и почти полностью зависели от подаяния приходов Зарубежной Церкви. Мы провели тарелочный сбор, чтобы поддержать матушку, потому что отец Григорий и его матушка содержали школу, где учились 130 православных детей. Мы собрали довольно внушительную сумму. В других приходах собрали тоже.
Значительную сумму собрали для наших прихожан – одной семьи из Санкт-Петербурга. У них замечательная дочка Надежда, в шестимесячном возрасте у нее обнаружили рак мозга. Опухоль убрали в России, но она ослепла: в ходе операции задели какие-то глазные нервы. Ее привезли сюда, в Америку, ей сейчас девять лет. Папа не имеет права на работу из-за отсутствия эмиграционных бумаг, и родители бьются как рыбы об лед, чтобы помочь дочке.
Мы ведем большую благотворительную работу. Так, собрали значительную сумму для фонда «Доброта» в Донецке
Также собрали значительную сумму для фонда «Доброта» в Донецке, который помогает раненым детям, пострадавшим в ходе гражданской войны.
Мы довольно тесно сотрудничаем с Российским посольством, они разрешают нам проводить праздник Масленицы у них, в большом Золотом зале. И весь чистый доход от этого вечера, обычно это 40 тысяч долларов, идет в наш благотворительный фонд, и мы в течение года распределяем эти деньги, куда считаем нужным.
А в январе, на Святцах, у нас бывает ежегодный Татьянин бал, который наша молодежь устраивает. И весь чистый доход от бала тоже идет в благотворительный фонд Иоанно-Предтеченского собора, чтобы помочь нуждающейся молодежи.
У меня самого в доме сейчас живет бездомная православная семья из Узбекистана, которая пришла к нам в поисках помощи. Мы не могли им отказать – помогаем, чем можем. И таких довольно много.
– Отец Виктор, по милости Божией мне посчастливилось побывать в вашем соборе как раз в те дни, когда здесь пребывала чудотворная Курская-Коренная икона Пресвятой Богородицы.
– Да, Преосвященный епископ Манхэттенский Николай (Ольховский), хранитель чудотворной Курской-Коренной иконы Пресвятой Богородицы, по традиции привозит сюда великую русскую святыню в ноябре, после американского государственного праздника День Благодарения. Прихожане собора с трепетом готовятся к встрече чудотворной иконы задолго до ее прибытия, украшают аналои и иконостас цветами. Весть о скором приезде иконы заблаговременно распространяем по всем православным общинам города, дабы предупредить большее число верующих о возможности помолиться у древней святыни.
– Позвольте мне напомнить нашим читателям историю этой иконы.
По преданию, она была обретена в лесу, недалеко от сожженного татарами Курска, в день Рождества Пресвятой Богородицы, в 1295 году. В том месте, где икона явилась, забил родник. Охотник, нашедший образ, построил для нее часовню, но татары сожгли эту часовню, а икону разрубили пополам. Чудотворная икона срослась в руках священника Боголюба.
Она пребывала в построенном на месте часовни монастыре – Коренной пустыни. Отсюда и название: Курская-Коренная. Пресвятая Богородица через Свой чудесный образ благословляла многих русских людей, утешала в скорбях и болезнях. В 1767 году она исцелила тяжелобольного курского мальчика – будущего светильника земли Российской преподобного Серафима Саровского.
В 1920 году чудотворная икона покинула Россию во время исхода Белой армии из Крыма. Путь в Америку был долог: через Сербию и Баварию. В 1966 году в своей келье, во время молитвы перед этой иконой, принял блаженную кончину преподобный Иоанн Шанхайский.
Почему же икона покинула Россию? Не печальтесь, дорогие мои читатели! Святые отцы обычно говорят, что святыня, подобная этой чудотворной иконе, не может быть никуда перемещена без собственного соизволения Пресвятой Богородицы.
Белый исход из Крыма – это около 150 тысяч русских православных людей, и Пресвятая решила даровать им Свой чудотворный образ для утешения на чужбине. Курская-Коренная икона была единственной святыней русского православного зарубежья.
Владыка Николай говорил, что ни одна икона так долго и много не путешествует, как Курская-Коренная. Причем она посещает не только храмы, но и больничные палаты, и дома, где находятся тяжелобольные люди. «И это тоже можно считать большим чудом: Божия Матерь идет туда, куда хочет», – отмечал владыка Николай.
21 марта – память о дне спасения иконы от злоумышленников, пытавшихся взорвать ее в Знаменском соборе Курска в 1898 году.
Отец Виктор, происходят ли в наши дни чудесные исцеления от чудотворной иконы?
– Знаете, когда я служил на своем первом приходе в городе Стратфорде, штат Коннектикут, в 1975 году (а был рукоположен в 1974-м), к нам приехала Курская-Коренная икона. После службы в нашем храме я отвез икону в соседний город, в Свято-Духов храм. Там мы совершили молебен с акафистом.
Кожа у малыша висела, как у слона. Это было очень страшно. Ребенка приложили к иконе – и он пошел на поправку
Я заметил, как один молодой человек все это время стоял, заплаканный, на коленях. Очень усердно молился. После службы он подошел ко мне и рассказал, что у его маленького сына какая-то очень редкая болезнь – кожа на шее обвисала, как у слона. Это было очень страшно видеть. Он приложил ребенка к чудотворной иконе.
Я сказал: «Хорошо, что вы пришли. Верьте, что Пресвятая Богородица заступится за вашего сына!»
Через несколько дней он снова пришел в храм с сыном – заказать благодарственный молебен: они пошли на очередную встречу с врачом, и врач с великим изумлением обнаружил, что больной ребенок пошел на поправку. Через много лет я узнал, что этот мальчик вырос, женился.
У протоиерея Владимира Данилевича была знакомая семья евреев. У семилетнего ребенка из этой семьи обнаружили рак. Как раз должна была прибыть чудотворная икона. Они уже склонялись к принятию христианства, но никто из этой семьи еще не был крещен. Они привели мальчика, который приложился к иконе – и исцелился. Они были так благодарны, под таким впечатлением! Вся семья тут же крестилась полным чином, они стали активными прихожанами храма.
Старшая сестра моей матушки, Александра, еще девочкой, в Белграде, тяжело болела полиомиелитом. Она не могла глотать и принимать пищу. У ребенка шел острый кризис развития болезни. Они пригласили Курскую-Коренную икону, помолились перед ней. Батюшка дал Александре причастие – и она впервые за несколько дней смогла полностью проглотить причастие, после этого смогла принимать пищу и исцелилась.
– Сейчас вы тоже посещаете больных вашего прихода с этой иконой?
– Да, один из дней пребывания у нас чудотворной иконы был специально посвящен посещению больных и престарелых прихожан, лишенных возможности лично приехать в храм. Икона посетила девять человек, проживающих в Вашингтоне, Мэриленде и Вирджинии.
Особенно памятным был визит к прикованному к одру болезни Степану Петровичу Судакову. Я причащал его незадолго до этого и почувствовал, что он уходит. Пообещал приехать к нему с иконой. А он жил в штате Вирджиния – далеко ехать… Я торопился: меня ждал батюшка с румынского прихода взять икону для вечерней службы в храме. И мы слишком долго ехали, кругом были пробки, заторы, и я уже не успевал. Еще очень устал, еле на ногах держался. Думал даже отказаться от своего намерения, но матушка меня уговорила: давай попытаемся, заедем, вдруг он умрет… ведь ты ему обещал… Я позвонил священнику, предупредил, что, наверное, опоздаю с иконой. И он ответил: «Ничего страшного, время еще есть».
И мы успели Степана Петровича порадовать этой иконой и причастить. Он был еще жив, в сознании. И через несколько часов отдал душу Богу. Он очень почитал и любил эту икону – и вот, в последний момент его жизни его последним впечатлением была радость от любимой иконы. Пресвятая Богородица провела доброго человека и прихожанина нашего храма в последний путь к Своему Божественному Сыну! И для меня это такое утешение, и для его жены… А на вечернюю службу всего на полчаса опоздали.
Я был у одного американца с чудотворной иконой в прошлом году, он видный адвокат, страдает раком. Когда я приезжал к нему – он умирал. В этом году я ожидал прийти к одру умирающего человека. А он открывает дверь сам – и как огурчик. Они верят, что Пресвятая Богородица исцелила его. У него полная ремиссия, и он собирается возвращаться к своей адвокатской практике.
Владыка Николай согласился также по дороге домой в Нью-Йорк заехать в Балтимор к девятилетней слепой девочке Наде, страдающей от рака мозга.
Каждый год Курская-Коренная икона также бывает в России, ездит по епархиям, бывает в Курске, Екатеринбурге, других городах… Икону сопровождает ее хранитель – владыка Николай.
– Благодарим вас, дорогой отец Виктор, за чудесную беседу!
У нас в храме есть икона от… Оптинского старца Илия
– Знаете, Оптинский старец Илий (Ноздрин) как-то приехал к нам. И кто-то нам принес икону старинную, XIX века – «Нечаянную Радость». Я после всенощной сделал маленькое воззвание: вот, дескать, нам предлагают купить икону. И отец Илий позвал меня и сказал: «Не надо, не надо! Она – ваша!» И он купил ее для нашего прихода! Выделил деньги – и теперь у нас есть икона, которая, в общем-то, от него. Так что передайте поклон Оптиной Пустыни.
Храни Господь!
Слава Богу за все!
Хорошо болеть за Россию душой живя в Америке...
"Многое изменилось сейчас в Америке в худшую сторону…"
Зато у нас в России всё шибко и с каждым днём становится всё лучше...
"Принадлежность к приходу определяется членским взносом – 35 долларов в месяц."
А вот это хорошо. Я тоже считаю, что неплохо бы ввести какой-то небольшой обязательный приходской членский взнос, а дальше кто может, тот пусть больше платит.
А вообще интересное интервью, спасибо.