Два возрождения

Святитель Григорий Палама Святитель Григорий Палама

Во вторую неделю Великого поста Святая Церковь чтит память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Это событие даёт нам повод поговорить о кризисе так называемого Западного Возрождения, питающегося от аристотелевской философии, платоновской теологии и птолемеевской астрологии, смешавшихся с поврежденной на Западе христианской верой. Поговорить, с одной стороны, об этом, а с другой, — о подлинном Возрождении человека. О Возрождении в Духе Святом, о Преображении, к которому и призывает, согласно со Святыми отцами, Божественный Григорий.

Итак, немного истории — ровно столько, чтобы мы могли понимать, о чем идет речь.

Варлаам утверждал, что человек, как тварное существо, в принципе не может воспринимать ничего, что относится к нетварной области Божества

В первой половине XIV века в Константинополе появился молодой образованный и ученый монах, эстет и ритор по имени Варлаам Калабрийский. Прибыл он из Южной Италии и в считанные месяцы обворожил тех, кого сегодня назвали бы «правящими элитами». А дальше произошло следующее. Варлаам узнал о распространенной в православных монастырях практике «умного делания», когда посредством сосредоточенной Иисусовой молитвы некоторые монахи достигают видения так называемого Нетварного света. И вот тут образованный монах стал насмехаться над самой возможностью такого видения и даже более того — отвергать саму мысль, что свет, явленный Господом на горе Фавор — свет нетварный, то есть несотворенный подлинный свет Божества. Варлаам утверждал, что человек, как тварное существо, в принципе не может воспринимать ничего, что относится к нетварной области Божества. Собственно, на этом суждении и основано всё западное богословие — на мнении о том, что между вечным несотворенным Богом и всем тварным миром не может быть никакой сопричастности, никакого духовного сообщения. Отрицая возможность приобщения человека нетварному Божеству, Варлаам фактически отрицает саму возможность духовной жизни для человека, оставляя его наедине с собой и с бесовскими энергиями этого падшего мира. Святитель же Григорий в согласии с Церковью различает непостижимую безначальную сущность Бога и Его силы, энергии, которые «допускают приобщение себе» человека.

Свои насмешки и «обличения» Варлаам Калабрийский облек в форму рукописей, которые вскоре стали иметь хождения в образованных слоях византийской элиты, а затем стали распространяться и в остальных слоях православного народа.

И вот тогда Господь явил миру воистину светильника веры — образованнейшего человека своего времени, воспитанника Святой Горы и апологета «умного делания», тогда ещё иеромонаха Григория Паламу. Ему в руки попались сочинения Варлаама Калабрийского, и будущий святитель, заметив в них явные погрешности против чистоты истиной веры и осознав, какое смущение эти погрешности могут внести в жизнь Церкви, также письменно, аргументировано и по существу ответил на все ошибки в суждениях новоявленного «учителя». Так началась заочная полемика, растянувшаяся на несколько десятилетий и названная впоследствии «эпохой паламистских споров».

Итак, во вступительном слове к своим полемическим богословским заметкам, объединенным впоследствии под названием «Триады в защиту священнобезмолствующих», Святитель противостоит мнению, что познание Бога возможно только посредством образования и науки, то есть через познание преимущественно рассудочное. В то время как путь приобретения «знания истины» — это путь отвержения греха и исполнения Заповедей, путь молитвы и всецелого устремления к Богу.

Можно сказать, что квинтэссенция всего этого полемического трактата заключена в следующих словах Святителя: «Благодать и энергия обожения — другое, чем добродетель и мудрость». Здесь заложен главный конфликт между Западом и Востоком, между душевностью и духовностью, между латинско-протестантским миром и Православием. Здесь обозначены два взгляда на саму природу человека, на его призвание и пути достижения высшей цели человеческой жизни.

У нас часто путают понятия душевности и духовности. Считается, что ученость, образованность, доброжелательность и культурность — уже признак высокой духовности. Но на самом деле это ещё только признаки душевности, и именно таким — образованным, интеллигентным, мягким и предупредительным — человеком может быть даже убежденный атеист и безбожник. О принципиальной разнице между душевностью и духовностью говорил и апостол Павел. Более того, он утверждал, что «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (1Кор. 2:14), то есть уже тогда, на заре Христианства, Апостол предупреждал об опасности автономного, безблагодатного суждения об устройстве этого мира и самого человека. Именно по этому — увы, безблагодатному — пути и стала развиваться богословская, а затем и научная, культурная мысль Запада. И в основании всей западной модели мировоззрения лежит мысль о невозможности благодатного общения и единения человека с Богом, то есть безблагодатность.

В противопоставление этой ложной идее святитель Григорий с возможной полнотой раскрыл православное святоотеческое учение о благодатном единении человека с Богом, как о главной цели человеческой жизни. Суть этого учения заключается в том, что Бог непознаваем в Своем существе, но общение и единение с Ним для человека необходимо и возможно посредством нетварных Божественных энергий.

Западные философы придумали себе какого-то иного «неприобщаемого бога»

Иначе говоря, западное богословие, отвергающее учение о несотворенных Божественных энергиях, фактически отсекло от себя Бога и положило «великое и непроходимое зияние» между Богом и человеком. Последствием этого стало постепенное, но неотступное разложение духовной и нравственной жизни на Западе, что мы и наблюдаем сейчас во всей очевидной и удручающей полноте. Фактически святитель Григорий говорит о том, что западные философы придумали себе какого-то иного «неприобщаемого бога», так что (добавляет он с горькой иронией) «надо, видно, искать нам другого Бога, не только самодостаточного, но еще и благого, как-то приобщимого, чтобы, приобщаясь Ему, мы существовали, жили и обоживались». То есть речь идет не о каких-то частных и второстепенных вопросах, а о важнейшем вопросе отношений человека с Богом.

Не отвергая в принципе полезность знаний, святитель Григорий крайнюю увлеченность идеями научного прогресса сравнивает с одержимостью другими пагубными страстями. Все они удаляют человека от Бога и обрекают его на пустоту и страдание. Вообще если занятия внешней мудростью и полезны, то лишь на время, для развития инструмента общения с веком сим, а затем должно быть оставляемо. «Близок к Богу не многоученый, а добродетелями очистившийся от страстей и в неотступной и чистой молитве прилепившийся к Богу», — напоминает Святитель.

Влияние исихазма (учения о приобщении человека Божественной благодати) на духовное, культурное и политическое развитие Православного Востока XIV–XV веков было чрезвычайным. Именно это позволяет говорить нам о феномене «Восточного возрождения», которое оказало свое благодатное воздействие и на Русь. Но последовавшая затем турецкая экспансия на Востоке и усиление влияния западной культуры на Севере во многом искусственно сдержали энергию этого возрождения. Западное же Возрождение явило себя во всей полноте и далее — в периодах всё большего угасания и вырождения, вплоть до сегодняшней псевдокультуры секулярного либерализма и постмодернизма.

Но потенциал того, что мы назвали «Восточным возрождением», не может быть исчерпан, ибо его основанием является Сам Господь Иисус Христос, истинный Бог и истинный Человек. Образ Преображения, Фаворского света стал ключевым в богословии святителя Григория. Господь на Горе Фавор явил нам не только Свою Божественную славу, но и показал то, к чему призван каждый человек и достижение чего возможно при участии нашей доброй воли, — преображение собственной жизни в соработничестве с Богом и достижение единства с Ним в Горнем свете.

Полное раскрытие своего потенциала человек достигает только в единстве с Богом. И в этом отличие подлинного человеколюбия от гуманизма, полагающего высшей ценностью человека греха

Потенциал действительного Возрождения заложен в понимании природы человека и его призвания. Святитель Григорий показал, что «полноту исполнения возраста Христова», то есть полного раскрытия своего потенциала, человек достигает только в единстве с Богом. И в этом принципиальное отличие подлинного человеколюбия от гуманизма, который высшей ценностью этого мира полагает человека греха со всеми его «страстьми и похотьми», отрицая саму необходимость борьбы с грехом и трудного, в единстве с Богом, пути благодатного преображения.

Главный труд христианина, по слову святителя Григория Паламы, — «возделывать и хранить свое сердце». Знание же, неутомимо и усердно приобретаемое Западом на протяжении веков, привело его сердце в такое надмение, что только самого себя он мнит высшим мудрецом и судией мира. Спорить с этим мнением бесполезно — гораздо важнее отстаивать своё понимание правды, пусть даже это будет чревато возмущением «мирового судьи» и законника.

Сегодня мы можем говорить о России как о полноправной восприемнице идей Восточного возрождения. Только бы мы сами вполне осознали это своё призвание и стремились к его осуществлению. Высокомерие Запада, его неистребимая вера в силу учёности и прогресса, заставляет многих представителей западного мира смотреть со снисхождением на «примитивный Восток» и «посконную» Русь. Но за её простотой Запад не в состоянии разглядеть красоту и силу, которую невозможно не только понять и приобрести, но и увидеть посредством одних только человеческих усилий и средств.

Главная же энергия того, что мы называем сегодня возрождением «Русского мира», заключается не в национальной гордости, а в ясном понимании действительного призвания человека и путей достижения полноты его жизни. И в этом смысле Возрождение это, несомненно уже начавшееся, имеет не узконациональное, а мировое значение. Потому что основоположником этого Возрождения является Сам Господь, пострадавший и умерший на кресте во искупление наших грехов, воскресший и вознесшийся на Небеса, чтобы даровать нам возможность достижения благодатной полноты человеческой жизни в единстве с Богом.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Простые крестьяне сподобились стать Боговидцами Простые крестьяне сподобились стать Боговидцами
Свящ. Андрей Людовик
Простые крестьяне сподобились стать Боговидцами Простые крестьяне сподобились стать Боговидцами
Священник Андрей Людовик
Оказалось, что я сидел между простецами, которые имели опыт, подобный святым Григорию Паламе и Симеону Новому Богослову!
«Если бы победили противники Паламы...» «Если бы победили противники Паламы...» «Если бы победили противники Паламы...» «Если бы победили противники Паламы...»
О святителе Григории Паламе и его богословии
Рассуждают священник Василий Куценко, Киприан Шахбазян и Павел Доброцветов
Остановленный Ренессанс Остановленный Ренессанс Остановленный Ренессанс «Победа священнобезмолствующих», или «Остановленный Ренессанс»
Алексей Князев
Исход спора «паламитов» и «варлаамитов» определил дальнейшую историю Восточной Церкви. Останься она пассивной перед наступающим гуманизмом, и он привел бы византийский мир к такому же кризису, какой поразил христианский Запад, то есть к Ренессансу, неоязычеству и церковной реформации. В более узком смысле, применительно к историческим судьбам православной ойкумены, победа «паламизма» на века определила богослужебный и аскетический уклад православных стран и, в частности, Северо-Восточной Руси.
Комментарии
Михаил29 марта 2016, 13:55
Спасибо! Конечно Благодать: не столько противостоять соблазнам материального мира, сколько для своего Спасения!
Павел З.29 марта 2016, 08:23
Простите меня. У меня появилась манера комментировать и тут же просить извинения за комментарий. Придется и на этот раз. Оказывается, любым словам можно найти словесное же опровержение, иными словами, слово (с маленькой буквы) совершенным не бывает. Такую мысль высказал именно Григорий Палама, в самом начале "Триад". Так что что бы я тут ни написал, более высокое, чем те или иные слова, которые мне либо кому-то еще понравятся, важнее. Собственно, те "родные мне люди",которых я имел в виду в своем отклике, оставались простыми людьми, несмотря на научные степени и ученые звания, и всё это прекрасно понимали. Сомнения в написанном о. Димитрием, конечно, у меня остались, но лучше мне будет удержать язык.
Павел З.28 марта 2016, 15:41
Статья содержит множество ценных мыслей, но не в них ее суть. Имеющиеся в ней противоречия разбирать тоже нет смысла. Самое страшное в ней - демонстрация всеобщей убежденности, что ученый не может видеть нетварный свет (не говоря уже о том, чтобы постоянно использовать это видение в своей работе), что это исключительный удел простецов. Думаю, что от образованности эта способность не зависит и что не нам вообще судить, кому что и кому за что Бог дает. По-моему, абсолютное большинство современных русских "простецов" - на самом деле обыкновенные бездари, лентяи и двоечники, которые отыгрывают свое уязвленное школьными неудачами самолюбие на ученых людях, возвеличивая свою воистину нулевую духовность с привлечением таких авторитетов, как Григорий Палама. Мы с такой, с позволения сказать, поддержкой с их стороны можем погубить всё то умное, что есть в учении Церкви. Да мне просто обидно за родных мне людей, потому что их неоценимый опыт после таких статей зарастет мхом! Феофан Затворник (вот уж кто предостерегал от необдуманностей при занятиях исихазмом!) однажды заметил, что у Отцов древности там, где мы в наше время пишем "дух", везде стоит "ум". Вот таких мыслей нам и надо бы держаться.
Сергий 26 марта 2016, 21:31
К сожаленью, не очень правильно. В основе западного духовного вырождения - не учение Варлаама, а католическая ересь. Также нельзя смешивать земную мудрость и христианские добродетели, без стяжания которых, как правило, нельзя достичь духовных состояний. Самая большая ошибка современного российского православного возрождения - именно в преждевременном устремлении новоначальных к духовным состояниям, без упражнении в добродетельной жизни. В начале религиозной жизни Благодать редко ощущается человеком или не ощущается совсем, но тем не менее именно Она помогает бороться со страстями и творить добрые дела. Человек, который ищет явного действия Благодати, впадает в прелесть и руководится демонами. Следует также помнить, что подвиги великих преподобных отцов часто были плодом трудов нескольких
поколений (у них были праведные родители, дедушки и бабушки). Нельзя поступить как преподобный Серафим Саровский и - сразу стать как преподобный Серафим Саровский.
N.26 марта 2016, 14:49
Спасибо! Верим, надеемся. Однако, вы обрисовали запад единым мазком, вы знаете там столько разных людей, которые только во что не верят - очень много буддистов, мусульман, протестантских сект, верящих в гринпис и прочее веганство, у нас больше равнодушных и атеистов, верящих в свое дорогое авто. Проблема не в том, что запад не верит в Божественную энергию, проблема - он не верит в так, как нам заповедали святые отцы-византийцы. А еще одна проблема, что очень много нашей молодежи уезжает к ним, как мухи на мед.
Елена25 марта 2016, 20:40
Спаси Господи Вас, отец Димитрий!Точно, ясно и целомудрено, как всегда. Благодарю.
ТАМАРА25 марта 2016, 19:41
о.Димитрий,Вы ещё раз нам доступно объяснили,что и кто такое запад и восток.И СЛЕДСТВИЕ всего этого.Божией Вам помощи .Пишите,а мы будем с удовольствием читать и просвещаться.
евгений25 марта 2016, 15:47
Спаси Бог,батюшка. Прекрасная статья. Ровно до того момента,пока политика не началась).Все же,Богу Богово... Отче Григорие,моли Господа о спасении душ наших,да просветимся Фаворским Светом и войдем в Царствие Божие!!!
Ольга25 марта 2016, 13:55
Не надо забывать, что мы живем в светском государстве, где во главу угла ставится именно гуманизм и высшей ценностью провозглашается человек. Статья 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а Конституцию, как основной закон государства, должны принимать, уважать и исполнять все граждане России, включая православных, католиков, атеистов….
Вячеслав25 марта 2016, 13:40
Спасибо.Хорошая аргументированная многотпоясняющая статья
Виктор Сергеев25 марта 2016, 12:55
Русское спасибо, отец Дмитрий, за актуальный разговор о подлинном возрождении человека и его отличии от западного падения постхристианского мира. На мой взгляд, без смыслового понятия добровольной жертвенности Христа для спасения всего человечества, не возможно в полном объеме раскрыть такую важнейшую тему. Если вы согласны, то стоит продолжить этот богословский разговор...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×