Нулевая масса

Почему наша проповедь бесплодна?

Нейтринный детектор Нейтринный детектор

Есть в числах некий магнетизм. Число само по себе всегда таинственно, потому что нечто скрывает. Вот, например, 2. Чего два? Может, человека: мужчина и женщина? А может, два яблока? Скорее первое. Какое число ни назови – за каждым будет стоять ассоциативный ряд.

Пифагор так заигрался в числа, что ему стало казаться, будто с их помощью можно описать неописуемое и управлять духовной сферой. В этом видим урок: не нужно фанатизма в любой сфере.

С числами работают тысячи организаций: статистических, математических и прочих. Мы постоянно взаимодействуем с числами, хотя по большому счету можем представить только малую их часть. Скажем, я могу представить себе одно яблоко. Или десять. А вот тысячу яблок представить уже трудновато. Это сколько мешков? Уже нужна новая единица измерения, чтобы снова привести количество к знакомым числам, желательно до десяти.

Особенно ярко эта простота нашего мышления проявляется, когда мы касаемся очень больших или очень малых чисел. Вот, например, протон – элементарная частица. Его масса равна примерно 1,672·10−27 кг. Сколько это? Это «10−27» всегда ставило меня в тупик. Я знаю, что дома у меня в большой кружке – 330 мл. Мне этого хватает выпить чаю и насытиться. Есть кружка поменьше – в 250 мл. Опытным путем я познал, что если налить чай во вторую кружку, то придется идти за добавкой. А вот что значит «10−27 кг», понять невозможно. Ясно, что это очень-очень мало. Понятно, что масса электрона (примерно 9,109·10−31) – это еще меньше. Но ощутить разницу, как между своими кружками, я не могу. Словом, физика – наука сложная.

Или еще: знаете ли вы, что нейтрино (еще одна элементарная частица) может пройти сквозь Землю, никак не взаимодействуя с веществом? Эти частицы имеют даже какую-то массу, отличную от нуля, но писать такие числа я уже просто боюсь. Представьте: каждую секунду мое и ваше тело могут неощутимо прошивать миллионы частиц нейтрино, которые имеют какой-то вес.

А теперь вообразите, сколько триллионов слов в секунду воспроизводят наши средства массовой информации и коммуникации. Тысячи тысяч гигабайт информации выходят из электронных устройств и прошивают мой мозг, когда я включаю телевизор, когда еду в общественном транспорте и вынужден внимать включенной рекламе или радио, когда, наконец, я пытаюсь отыскать в интернете что-нибудь полезное. И вот забавно: большая часть этих слов проходит через мой мозг, как нейтрино, – нисколько не взаимодействуя с веществом (в данном случае – серым).

Почему? Да потому что меня мало трогает рекламный ряд, меня мало интересует легкий разговор ведущих по радио, подслушанный в маршрутном такси, мне в основном нет дела до случайного фильма, транслируемого по телевизору.

И только иногда сердце уязвляется, когда кто-то с таким же душевным настроением, как и у меня в эту минуту, говорит мне слово на пользу, извлеченное из своего личного опыта.

И вот я бросаю взгляд на православную миссию, в том числе и на мои собственные миссионерские потуги, и вижу бесконечный поток нейтрино. Конечно же, многие наши слова, слова современных проповедников, имеют вес… отличный-таки от нулевого… Что не мешает нашим православным доводам свободно проходить сквозь мозг людей, никак не задевая ума.

С нами соглашаются, кивают, задают серьезные вопросы… только прихожан в храмах не становится больше

С нами вроде и соглашаются, и кивают, и даже, бывает, задают серьезные вопросы, только вот количество прихожан в наших храмах как-то из года в год остается тем же. Почему? Может быть, в сознании людей, состоящих вне Церкви, но лояльно к ней относящихся, наши слова становятся в один ряд с телевизионной рекламой или болтовней ди-джеев по радио? Наши правильные и высокообразованные слова не делают самого главного – не задевают сердца.

Или же они просто падают на безблагодатную почву? Ведь притча о сеятеле (см.: Мф. 13: 3–23) сказана не только для объяснения этой ситуации, но и для утешения нас, пастырей.

Я думаю, что истина кроется как в этом, так и в том, что мы часто говорим более от книг, а не от себя. Святые отцы учили тому, что испытали и пережили лично. Когда тебе говорит, как избавиться от блудных помыслов преподобный Иоанн Многострадальный, который 30 лет сражался с ними, как с лютыми зверями; когда бывший мытарь рассказывает, как победить сребролюбие, а князь, постригшийся в монахи, – о борьбе с гордыней и любоначалием, – им можно верить, поскольку они опытно познали то, чему учат. И совсем другое дело, когда тебя учит вере юнец, только окончивший семинарию, которого и «отцом»-то язык не поворачивается назвать.

Хорошо, конечно, и необходимо читать книги святых отцов и запоминать прочитанное. Плохо только, когда эти книги становятся для нас чем-то вроде картин в музее: подошел, полюбовался, пережил «катарсис», запомнил автора и отошел с веселым сердцем. Рассказал другому о богатстве внутреннего мира живописца, о фактуре красок на полотне, о символике сюжета и уникальности композиции. Потом, глядишь, сходит в этот музей друг, и вы уже будете вдвоем такие духовно богатые.

Книги святых отцов – это не картины, а скорее схемы. Или карты. Или планы эвакуации. Зашел в незнакомое здание причудливой архитектуры получить справку, а тут на беду – пожар. Куда бежать? Глянул на пожарную схему – и спасся из огня. Так и в жизни. Родились мы в причудливое время, когда не понятно, каким путем можно спастись, прочитали книгу – и стало ясно из нее кое-что. Из другой – еще немного. Так, глядишь, и путь спасения обрящешь. Книги отцов – это карта, которая указывает, как и куда нужно идти, чтобы попасть в Царство Небесное. Они созданы не для интеллектуального наслаждения, а с конкретной практической целью руководства. Они намечают и своеобразные ориентиры, чтобы не сбиться с пути. Скажем, ходишь в церковь, ходишь, а как ругался с утра до вечера с женой, так и ругаешься. Значит, батенька, не туда или не так идешь.

Поэтому книги отцов, как и карту местности, нужно не читать, а изучать. Обнаружил способ действия, приносящий пользу, дающий конкретный эффект против определенной страсти, опробовал его, значит, можно и с другим поделиться, страждущим тем же духовным недугом, что и ты, – глядишь, и ему поможет. Так точно и на бытовом уровне: в больнице, например, лежат в палате все язвенники и обмениваются опытом, что кому лучше помогает от болезни.

Так вот пастырь поставлен в такое положение, когда должен знать лекарства от всех болезней. Не только как доктор, теоретически, а еще и опытно, как переболевший всем. Если бы все советы, которые я даю людям, я бы мог давать из личного опыта! Пускай бы даже не как победитель страстей, а хотя бы как борец с ними. Тогда бы я истинно заслужил звание «духовник». А так… Приходится иногда делать назначение наугад. Ну, попробуйте вот эту таблетку. Не помогает? Тогда вот эту мазь. И эта не идет? Тогда физиопроцедуры. А больной тем временем теряет в весе и бледнеет, и уже нет у него сил на духовные эксперименты.

Для начала хотя бы некоторые духовные книги читать не как роман, а как руководство к действию

Думается, что эта проблема не только моя и не только пастырей. Эта проблема коренится вообще в нашем современном обществе. Мы все стали чрезмерно любознательными и информационно всеядными. Без конца черпаем пищу для ума из разных источников, поэтому поверхностно можем судить обо всем. А копни глубже – полное невежество во всем. Изменить это можно, только изменив свой образ жизни. Для начала хотя бы некоторые духовные книги попытаться читать не как роман, а как руководство к действию. Но тут, конечно же, нужно быть очень аккуратным. Невозможно пытаться воплотить в жизнь советы, скажем, многих подвижников египетской пустыни. А что тогда? Например, все мы часто рассеиваемся во время молитвы. Как с этим бороться? Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: чтобы стяжать внимательную молитву, нужно приступать к молитвам не раньше, как положишь посильное число поклонов, – и когда тело немного утомится, тогда ум собирается и внимание включается. Количество поклонов каждый человек должен сам для себя определить, исходя из своих сил. Вот пример изучения святоотеческой книги и попытки воплотить в жизнь написанное. Поступай так по слову святителя Игнатия, учти другие его советы, касающиеся внимательной молитвы, – и помыслы не будут так рассеиваться.

Так может, проблема современной миссии в ее неаскетичности? В том, что мы часто говорим как профессора, а не как молитвенники? Мы пытаемся, по слову апостола, быть всем для всех (см.: 1 Кор. 9: 22), но при этом часто так увлекаемся, что в нашем апостольстве совсем не остается христианства. Если бы мы все – и пастыри, и пасомые – говорили только пережитое опытно, слово наше было бы совсем другим. Это уже было бы не православное информационное нейтрино, проходящее без следа сквозь мозг человека, а «вода живая» (Ин. 7: 38), и каждый бы учил «как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф. 7: 29).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
О том, как миссионерская сила в немощи совершается О том, как миссионерская сила в немощи совершается
Из истории японской миссии
О том, как миссионерская сила в немощи совершается О том, как миссионерская сила в немощи совершается
Из истории японской миссии
Роман Савчук
Истории реальных людей – японских христиан, учеников равноапостольного Николая Японского, – убеждают: сила Божия не оставляет тех, кто смиренно переносит внешние тяготы и немощь собственного естества.
«Мы виноваты в том, что есть люди, не знающие Христа» «Мы виноваты в том, что есть люди, не знающие Христа»
Митр. Афанасий Лимасольский
«Мы виноваты в том, что есть люди, не знающие Христа» «Мы виноваты в том, что есть люди, не знающие Христа»
Беседа с митрополитом Афанасием Лимасольским о последних временах, доверии Богу и церковной миссии
Как преодолеть период духовной расслабленности, что делать, если рядом нет опытного духовника, как молиться и выстраивать церковную миссию, почему семьянину нужно читать патерики...
Об общении с инославными, «хороших людях» и проповеди веры Об общении с инославными, «хороших людях» и проповеди веры
Архим. Рафаил (Карелин)
Об общении с инославными, «хороших людях» и проповеди веры Об общении с инославными, «хороших людях» и проповеди веры
Архимандрит Рафаил (Карелин)
Теоцентризм, характерный для прежних веков, сменяется гуманизмом, где человек с поврежденной природой занимает высшую ступень духовных и душевных ценностей.
Комментарии
Yekaterina Kartasheva 2 апреля 2016, 22:07
Спасибо! Мудрые слова и рассуждения, есть о чем задуматься.
Диана31 марта 2016, 22:41
Благодарю, Вас! На самом деле - так просто о сложном! Поклоны!..
Светлана30 марта 2016, 10:42
Отец Сергий, огромная благодарность Вам за статью! Очень верно, очень своевременно...
Андрей 30 марта 2016, 00:55
Так оно и есть если мы хотим передать опыт то нужно его получить, тогда его можно передать. Например я знаю хорошую книгу но сам её не читал и рассказываю о ней другому человеку, он не заинтересуется книгой, потому что я не смогу передать свой пережитый личный опыт прочтения.
вилен29 марта 2016, 20:08
отец Сергий.всё в тему.актуально.и всё правда-видно вы настоящий.раз говорите о наболевшем откровенно...дай вам БОГ здоровья.
Геннадий Ядренцев29 марта 2016, 18:23
Спаси Вас Бог, о.Сергий за статью, написанную с трезвенным рассуждением.
р.Б.Иулия29 марта 2016, 13:45
Спаси Бог, Вас, батюшка! Все правильно написали. Современный мир лукав. Очень лукав - мы все как-будто бы знайки, но это на поверхности. А вот сердце свое, образ мыслей, образ жизни менять не хочется - это ж так и святым можно стать! Поэтому - да, мы киваем головами, вздохнем, порой, сокрушенно, но не хотим слова жизни принимать в сердце, всегда ищем себе оправдания. Так и живем... Господи, лукавствия духи в нас разори!
Лидия29 марта 2016, 10:05
Хожу на службу в монастырский храм. Периодически проповедь читает настоятельница монастыря. И ни разу не было, чтобы проповедь была не обо мне. И, главное, всегда во-время, всегда на пользу и утешение. Хотя вроде всегда проповеди приурочены к событиям церковного года. Видимо она действительно знает то, о чём говорит.
ТАТИАНА1728 марта 2016, 22:19
"ГОСПОДИ,БОЖЕ МОЙ!УДОСТОЙ МЕНЯ,ЧТОБЫ Я ВНОСИЛ ЛЮБОВЬ ТУДА,ГДЕ НЕНАВИСТЬ;ЧТОБЫ Я ПРОЩАЛ,ГДЕ ОБИЖАЮТ;ЧТОБЫ Я СОЕДИНЯЛ,ГДЕ ССОРА;ЧТОБЫ Я ВОЗДВИГАЛ ВЕРУ,ГДЕ СОМНЕНИЕ;ЧТОБЫ Я ВОЗБУЖДАЛ НАДЕЖДУ,ГДЕ ОТЧАЯНИЕ;ЧТОБЫ Я ГОВОРИЛ ПРАВДУ,ГДЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ;ЧТОБЫ Я ВНОСИЛ СВЕТ ТУДА,ГДЕ ТЬМА..."
И все это делать ИСКРЕННЕ. Иисусе Христе,Боже наш,помилуй!
Елена28 марта 2016, 22:02
Кроме безобидных нейтрино, есть еще протоны и гамма-кванты.А если они в большом количестве проходят через тело человека, то это уже, простите, лучевая болезнь. Так же и с информацией - хочешь
ты того или нет, а все равно где-то в мозгу остается. Нельзя просто пропустить мимо ушей.
Вот например. услышишь грязную брань, и потом чувствуешь. как будто тебя грязью облили...
Татьяна28 марта 2016, 21:07
Не нужно путать проповедь миссионера с обычным общением с православным человеком. Если в первом случае у человека, действительно, миссия и благословение на данную деятельность, то во втором - это обычные люди и воспринимать их надо соответственно. Нельзя требовать проповедей с людей, которые не ставят перед собой таких целей и задач. Они просто живут, общаются, как и все мы. Безусловно, каждый человек, которого мы встречаем на своем пути, так или иначе воздействует на нас. И если у нас внутри есть потребность что-то услышать или понять для себя, тогда Господь рано или поздно может дать ответ через любого человека. А главное, мы становимся готовыми это услышать. В противном случае явись перед нами хоть Сам Христос, сердце останется глухим. Да, мы всегда учимся чему-то друг у друга, но слова о.Сергия разве не для миссионеров? А это особое служение, к которому призван далеко не каждый. А вот молиться за другого, поддержать словом и делом - к этому мы призваны все. И свой личный опыт богообщения обычно держат при себе, не расплескивают.
Михаил 28 марта 2016, 20:33
О. Сергий, спаси вас Господь!
Алексий28 марта 2016, 20:13
Спасибо, отец Сергий, за статью. Читая её думал: "Значит это не только мне так кажется. Это общая проблема". Слушаю проповедь на службе, а в голове: "Доктор, исцели себя сам". Лучше уж про жития святых расскажи, и то проку больше. Прошу прощения за резкость. Наболело.
28 марта 2016, 19:58
Падает наше слово на благодатную почву или пролетает сквозь мозг слушателя, как нейтрино, - это ведь тоже от Господа. Он управит. А мы будем делать, что должно, и стараться в меру сил делать свою работу лучше. Господь управит.
Константин28 марта 2016, 16:01
Про то ,о чем пишет о. Сергий, еще говорил убиенный свщмч. о.Даниил (Сысоев).Если ты говоришь к людям зная "о Боге", то это никому не интересно(найти любую информацию в и-нете, сейчас может даже первоклассник, или пенсионерка),а вот если ты знаешь Бога лично ,и у тебя есть с Ним взаимоотношения, и ты об этом рассказываешь в беседах, проповедях, миссионерских поездках, и. т. д. то тогда люди тебя слушают "затаив дыхание". Им это интересно потому, что этого у них нет, и ни в каком интернете этого не скачаешь.
Вадим28 марта 2016, 14:46
Проблема может быть еще и в том, что слово это не нужно слушающему. Да, при личной беседе видно, есть ли интерес у собеседника, можно подкорректировать ход разговора. А на ТВ никакой обратной связи нет, поэтому и получаются абстрактные универсальные "обезжиренные" проповеди. Увы, Злотоустов у нас всегда не хватает, чтобы сходу зацепить зрителя...
ТАМАРА28 марта 2016, 14:28
Батюшка Сергий,наконец,Вы появились на сайте с Вашим новым изречение.Как всегда ,нужным и полезным.Многая и долгая Вам лета.Малое стадо,как Господь говорил,оно есть, и малым и остаётся.Храни Вас,Господи.
28 марта 2016, 11:18
дай Бог вам здоровья отец Сергий.всегда удивлялся и радовался за людей умеющих сказать просто о сложном.
Александр28 марта 2016, 10:53
Благодарен за внятное и подробное повествование. Слово понятно и имеет большое значение, когда произносится человеком, понимающим обсуждаемую проблему со стороны слушателя.

Лиза28 марта 2016, 10:29
Спасибо! Очень интересная статья, заставляющая задуматься. Простите, но по-моему, дело тут не в силе проповеди, а в Божьей благодати. Если она есть с человеком, он слышит, и в любой пропрведи услышит что-то ценное, а если потерял он её, то тут уж что не слушай и что не читай, может быть обратный эффект ещё большего отторжения. Так, например, мой сын начал реагировать, а я его все бомбила статьями и ссылками. Теперь сама то же самое чувствую, возможно, для урока. Поэтому надо как-то опять искать Истину, то есть Его
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×