О том, почему именно сегодня невежество – грех, о примерах горячей тяги к знаниям и пагубности пренебрежения к ним, что о мудрости говорит Библия, какая судьба ждет народ, равнодушный к учению, – рассуждает протоиерей Андрей Ткачев.
Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы с вами попробуем взвалить на себя непростую ношу, а именно: разговор о невежестве. Когда мы говорим о грехах, нам ясно, что – грехи. Воровство – грех, сквернословие – грех, нарушение поста – грех, блудных много грехов… Посмотрел, послушал, рассказал, раскрыл чужую тайну и т.д. – тоже грех. Перечень грехов довольно большой. Попутно скажу: есть книжечки с перечислением грехов, и я таких книжек очень боюсь и никому не советую их читать, потому что они доходят в «определении грехов» до странностей – смешных странностей: «делала химическую завивку», например…
Грех многообразен, его полным полно кругом, и каталогизировать его невозможно, поэтому святые отцы для того, чтобы дать нам четкое понимание, как жить и как не жить, называли главные страсти, которые исчисляются у некоторых семью, у некоторых восемью. Гордость, уныние, блуд, объедение и т.д., а уже из этих страстных корневищ вырастает очень много разных побегов, и нет смысла всё это считать. В современном мире никакой доктор не скажет вам, сколько есть болезней, потому что болезней насчитали, понавыдумывали и описали и подвергли научной классификации уже сотни, тысячи, десятки тысяч. «Медицинская энциклопедия» – это страшная книга: ее откроешь и думаешь: «Боже, неужели это всё есть у человека? Люди всем этим болеют?» Примерно то же происходит с грехами.
Кстати, Библия очень скупо говорит о болезни. Какие болезни вы знаете из Библии? – Сломанный зуб, ослепший глаз, от старости ослабевшие руки или ноги, совершенно мистическая болезнь проказа, которая воспринималась как явное, прямое наказание Божие, и нужно было у священника пройти освидетельствование, что ты от нее исцелился, если исцелился. Еще какие-то болезни… Других нет. А раз нет, значит, этого и не было. Люди как-то жили, доживали до старости, слабели естественным образом от старости, но они не были раздираемы на части болезнями печени, почек, легких, гортани, трахеи, глаз, кровеносных сосудов… – всего этого просто не было. Человек был действительно физически здоровее.
И о грехах Библия точно так же скупо говорит. Она однозначно называет грехами те вещи, которые сегодня мы за грехи можем даже не считать. Она говорит, например, о том, что познание Бога – это корень жизни, что Бога надо всю жизнь познавать, Богу нужно служить, Богу нужно молиться, и если ты этого не делаешь, ты неизбежно будешь грешен – потому что неизбежно будешь грешить.
Невежа – это человек, который ничего не хочет знать, потому что убежден: он всё знает. Сегодня это непростительный грех
Сегодня мы будем говорить об одном из современных грехов. Странно, что он у нас есть. Это – невежество. Слово это от «ведать», то есть «знать», но с приставкой «не» – получается: нежелание знать. Это отсутствие вкуса к приобретению знаний. Человек не хочет знать. Он не хочет знать: отечественную историю, историю своего рода, своего города, своей малой родины, поселка, села, историю своей Церкви. Он не хочет знать свою литературу, иностранную литературу. Он не хочет знать обычаи, повадки, привычки, характерные для чужих народов, потому что у всех же можно чему-то научиться. У всех можно учиться: у китайцев, индусов, тунгусов, американцев, немцев, бразильцев… – у всех можно чему-то научиться – а ему не надо, он и так всё знает. Ему кажется, что он всё знает. То есть невежа – это человек, который ничего не хочет знать, потому что убежден, что он всё знает. Сегодня это непростительный грех.
Почему именно сегодня? Потому что мы живем в информационную эпоху. А в информационную эпоху облегчен доступ к информации. И сегодня не искать знания – это просто смерти подобно. Были люди, которые всю жизнь хотели учиться, но они были вынуждены зарабатывать на хлеб работой кучера или вскапывая чужие огороды. Святитель Тихон Задонский восемь лет учился в семинарии, а тогда семинарии были как крестьянские хаты и семинаристы в лаптях ходили. А ели, кроме Рождественских и Пасхальных дней, только картошку и капусту. Никакого мяса, никаких разносолов – ничего. Для того чтобы заработать себе лишнюю копейку, он ходил огороды копать. Покупал себе сальную свечку и книжку и по ночам читал, потому что был жаден к знаниям. Мы знаем много таких примеров, когда люди, действительно, под одеялом с фонариком читают: в истории можно прочитать об этом очень много. Это недавняя, причем, история.
Жадность к знаниям, «мне интересно это знать»… Даже в благословенное время нашего детства, например моего, был такой киножурнал – «Хочу всё знать!» Он начинался словами: «Орешек знанья тверд, но всё же / Мы не привыкли отступать! / Нам расколоть его поможет / Киножурнал “Хочу всё знать!”».
Хочу всё знать! Всё знать, конечно, невозможно, здесь мы смирим свою гордыню, но интересоваться этим миром надо. Не интересоваться им просто преступно.
Здесь я бы хотел сказать еще следующее: мы вынуждены похвалить некоторые народы и цивилизации, которые в своем культурном коде имеют заложенный прочно и давно – то есть так просто это не вынешь, как кирпичик из стены, – компонент стремления к знанию и желания узнать больше и глубже – погрузиться в ту или иную науку или искусство. Например, китайцы. Люди, знакомые с китайской культурой, рассказывают: если человек умеет что-то и этому может научить кого-то, то это человек, перед которым снимает шапку любой, даже если он старше по возрасту. Любой! Например, ты умеешь играть на флейте. И мало того, что ты умеешь сам играть, так что тебя могут пригласить в дом, чтобы ты повеселил людей на свадьбе, но ты можешь кого-то еще научить этой игре – ты будешь уважаемый человек. Или ты можешь копать колодцы, класть печи – ты нужный в хозяйстве человек, ты можешь делать и научить кого-то этому – перед тобой будет каждый шапку ломать. Не потому, что ему печка нужна сегодня или завтра, а потому, что он тебя уважает за то, что ты являешься носителем полезных знаний и можешь кого-то этому научить.
У наших богатых есть манийка – засылать своих деток в Англию или еще куда-нибудь. Я не знаю, что они там делают, и честно говоря, у меня есть большие сомнения по части того, учатся ли они. Да, собственно, до меня доходит информация из разных источников, что учится там очень небольшой процент людей – остальные прожигают папины-мамины деньги и набираются грехов, валяя дурака. Вот приезжает папа к своей дочери в элитный колледж и интересуется: «Что ты сейчас собираешься делать?» Она: «Да пойдем с девчонками на дискотеку». – «А в аудитории, в библиотеке кто сейчас?» – «А там пара китаянок сидит». – «Они, что, уродливые, одноглазые, беззубые? Они не хотят на дискотеку пойти?» – «Да они “ботаники”, неинтересные». Папа отправляется в библиотеку – действительно, в читальном зале сидят одни китайцы и корейцы, девочки, мальчики… А все европейцы нюхают гадость, колются, дергаются по ночам в клубах, прожигают свою бестолковую жизнь, чтобы умереть пораньше. А эти нормальные ребята «закипают» над книгой.
Помню, когда я жил в другом городе – давно это было, – я ходил на лекции и беседы к студентам-филологам на отделение русской филологии. И среди студентов была китаянка, всегда нас слушала. Спрашиваю: «Она знает русский?» Мне говорят: «Нет, она ничего не понимает. Ни одного слова еще не знает. Только приехала». Она ходила на все лекции, ничего не понимая. Но она приобрела книжку «Русский язык для 1-го класса», переписала ее – сделала транслитерацию по-китайски, чуть ли не выучила ее наизусть; через месяц пришла в библиотеку за книжкой для 2-го класса, еще через месяц – за книжкой для 3-го класса. Где-то через полгода она штудировала «Русский язык для 6-го класса» и читала Тургенева и Бунина. И продолжала ходить на все лекции, уже всё понимая. Полгода! Феноменальная работоспособность, огромная энергия, огромное желание знать! И тут же – куча бестолочей, которые за деньги поступают, за деньги учатся, получают липовые дипломы, потому что этот диплом не подтвержден никакими знаниями, и работать по своей специальности не будут.
Вдумайтесь: 90% нашей молодежи не работают по той профессии, по которой получили дипломы!
Вдумайтесь: 90% нашей молодежи не работают по той профессии, по которой получили дипломы! Учились на бухгалтера – с лотка продают женские колготки. Учились на менеджера или юриста – ездят по Москве, ставят кондиционеры. Зачем вы учились, в таком случае? К чему вы потратили пять лет жизни, протерли несколько пар штанов и прожгли родительские деньги? И из всех воспоминаний про свою студенческую молодость у них остается только, как они пьянствовали в общежитии, на футбол бегали и на парах спали – вот и всё, что от студенчества остается. Зачем это всё? Это же жизнь впустую!
Вместо этого – «у нас есть Ломоносов!» Вцепились в Ломоносова: пешком пришел из Холмогор в Москву, потом пошел в Германию, потом вернулся из Германии… Но, подождите, таких ломоносовых у нас должно быть тысяч 20 и еще маленькая тележка! У нас же огромный и талантливый народ. Огромный народ, у которого руки работящие – кулибиных полным полно везде. Люди смышленые, с цепким умом… Почему это умирает? Я не понимаю.
Вот у персов, у иранцев поговорка: за знаниями иди пешком в Китай. Для них Китай – это типа Камчатки, самое далекое место в мире. Если ты хочешь знаний, ты должен быть готов хоть пешком, босиком идти в Китай, потому что знания – это самое драгоценное.
Понимаете, что такое невежество? Это любовь к смерти. Это любовь к тому, что сгниет
«Любите меня», – говорит Премудрость. Почитайте Книгу Премудрости, главы 5–8. Премудрость взывает на площадях: «Безумцы, обратитесь ко мне! Берите даром мой хлеб и пейте мою воду – пожалуйста! Кто не любит меня, тот любит смерть». Кстати, эту речь о Премудрости Она Сама и говорит – а ведь это Господь Иисус Христос до воплощения, Он – Премудрость Божия. Он говорит, что «еще прежде первых пылинок Вселенной Я была перед лицом Творца и веселилась, и проводила черту по небосводу, и создавала бездны, источники вод… Все ищущие Меня найдут благодать, а не ищущие Меня любят смерть». Понимаете, что такое невежество? Это любовь к смерти. Это любовь к тому, что сгниет. Это страстная привязанность ко всему тому, что в принципе смердит. Есть такое удовольствие для специалистов: есть сыры, которые смрадно пахнут и жутко выглядят, их едят в темноте с заткнутым носом. Люди навыдумывали много всего в этой жизни. И воняет и отвратительно выглядит очень многое из того, за чем люди гоняются с утра до вечера. А Премудрость стоит рядом и говорит: «Доколе ты, безумец, будешь ненавидеть знание? Доколе ты не обратишься ко Мне?»
Недавно мне попалась на глаза в одной из западных газет карикатура. Существует длительный конфликт между жителями Аравийского полуострова и Ирана, то есть между саудитами и иранцами. Это пример из геополитики, но нам всё важно, потому что христиане должны всё знать. И вот на карикатуре они стоят в надменной позе друг перед другом, смотрят ненавидящим взглядом, и перс стоит на куче книжек, на которых написано: «История», «Астрономия», «Поэзия», «Философия», «Религия», что-то еще, а у араба – пачка долларов, и больше ничего. И статья как раз говорит о том, что те народы и нации, за спиной, в бэкграунде которых существует огромная накопленная генетическая память о мудрости и личное стремление к мудрости, всегда разобьют в пух и прах любых богатых людей. Сколько бы денег ни дай.
Современный человек считает, что миром правит секс и деньги. Это абсолютная неправда: миром правит Бог. И Бог дает знания. И тот, кто верит в деньги, будет в пух разбит тем, кто любит знания, – вот правда жизни. А тот, кто не любит знания, будет побежден тем, кто любит знания, и огромные территории не спасут человека: ядерное оружие – это великое дело, но это еще не всё.
Нам нужно поднять из грязи бедного учителя, которого никто теперь не уважает
Нам нужно любить знания, нам нужно поднять из грязи этого бедного учителя, которого никто теперь не уважает. Которому, как мы видим в сводках, может хамить совершенно бессовестно и беззастенчиво не то что десятиклассник, у которого уже усы растут, а какой-нибудь первоклассник. И учитель беззащитен перед ним – современная школьная жизнь забрала у учителя все формы воздействия на ученика: ты уроки свои читай, а у него прав больше, чем у тебя.
И нам нужно читать, и думать, и говорить, и формировать другую политику на федеральных каналах, иную политику культурную. Необходимо, чтобы человек сам был заинтересован в этом. Не думайте, что всё наверху делается, – всё делается внизу силами энтузиастов, влюбленных, неравнодушных людей. Если этого не будет – будет наказание Божие. Потому что быть русским человеком и не прочесть ни разу в жизни Пушкина, Достоевского, Гоголя – это смертный грех, это не прощается. За одно это человека нужно законопатить в преисподнюю: ты носишь язык в устах и сердце, на котором написаны самые лучшие книги мира, и ты их ни разу не открыл. Ну что это такое?! Как это так?!
Ни Церкви не будет, ни патриотизма, ни храбрости на войне, ни трудового усилия в обычной жизни, когда нужно хлеб сеять и нефть добывать, по небу летать и на воду спускаться, – всего этого не будет, если не будет желания знать.
Подумайте вот еще о чем: насколько современная цивилизация делает нас сильнее, настолько она делает нас и слабее. Ведь атомная электростанция – это свет и тепло в обычном доме, с одной стороны, а с другой стороны, это источник постоянной угрозы для жителей целого континента. Самолеты, которые нас возят по всему миру за считанные часы, – это источник великого комфорта, это гордость человеческая: мы полетели, как птицы, – но это и источник постоянной опасности, потому что летящий в воздухе временно находится ни между живыми, ни между мертвыми, он где-то завис. А там сейчас, сию секунду, по небу летают миллионы людей. Тысячи самолетов и миллионы людей. И так всё остальное… Машины, без которых уже не можем обойтись, сбивают людей больше, чем в локальных конфликтах убивают во время войны.
Нас убьет наша же цивилизация, которую мы построили, – убьет из-за нашего невежества и нежелания ничего знать
Цивилизация делает людей сильнее, и она же делает их слабее. Пользоваться цивилизацией можно при двух условиях: при условии смирения и при условии желания знать. На атомной электростанции с тремя классами образования работать нельзя: нужно знать базовый курс физики и математики и нужно получить специальное образование. Если это всё начнет ломаться в неумелых руках, руках бестолкового поколения, которое не привыкло работать – девчонки хотят по подиуму ходить, мальчишки хотят с папочкой под мышкой «дела решать»… Стоп! – а кто будет всё остальное делать? Кто будет строить, кто будет поддерживать эксплуатацию и жизнеобеспечение плотин, электростанций: тепловых, ядерных, гидро и т.д. – это же все ума требует. Ума и рук. Если это всё забросить, оно нас сожрет через несколько лет. Ну, может быть, не через несколько лет, потому что ресурс выживаемости покрепче, но десятилетия необратимо пройдут – всё: нас убьет наша же цивилизация, которую мы построили, – убьет из-за нашего невежества и нежелания ничего знать.
Закончу тем, о чем я уже говорил: не желает ничего знать, ни книжек хороших читать, мудрых людей не ищет, не спрашивает ни о чем ни у кого только тот, кто уверен в том, что он уже всё знает. Невежа – это глупец, который уверен в своем всезнайстве. Все остальные люди читают, думают, ищут тех, кто мудрее их, с радостью их находят, если находят еще, потому что бывает, что оскудевает мудростью человечество. Всю жизнь ищешь какого-то наставника, но не можешь его найти. Но ведь самые дорогие люди – энтузиасты, согласитесь. Со школы каких преподавателей помните? Как звали преподавателя химии, я уже, предположим, забыл, а вот этого помню и не забуду никогда, он вложил в меня душу, это был учитель от Бога. У каждого из нас есть один такой – всего было учителей, допустим, 20, а запомнили одного. Так же и в институте: всего было прочитано дисциплин множество, а запомнишь того одного, который был яркий, неравнодушный, интересный, и он тебе что-то в душу вложил – не в голову даже, а в душу саму, в самую глубину.
Любовь к знаниям делает жизнь интересной. Невежество – это добровольное проклятие. И надо исцеляться. Будем исцеляться! Будем, будем. С Богом!
Максим Краснянский20 апреля 2016, 12:00. "Маленькое замечание. ................ Разве мог святитель Тихон, будучи семинаристом, есть картошку? В то время она ещё не культивировалась в России." ....……… Вы очень удивитесь, но еще как мог. Ибо картошку в Россию "привез" Петр 1-й, представившийся Богу, когда будущему святителю Тихону было не более трех лет.
"В черноземе, а также в почвах средней закисленности новая культура хорошо прижилась. Однако простые люди все еще с опаской посматривали на этот чудо-овощ, так как из-за незнания правильных способов его приготовления имели место многочисленные случаи отравления. Как же сделать так, чтобы распространение картофеля поставить на широкую ногу? Петр I был умным человеком и придумал, что можно для этого сделать. На нескольких полях были посажены клубни, а рядом поставлена охрана, которая несла службу днем, но уходила с полей ночью. Это вызвало огромное любопытство у простых крестьян, и они стали ночью, пока никто не видит, подворовывать новый овощ и сажать у себя на полях. Однако повсеместного распространения в то время "земляное яблоко" все равно не получило. Было немало тех, кто "умудрился" травиться его ягодами. Поэтому "чертово яблоко" в основном простой люд отказывался выращивать. На целых 50-60 лет чудо-овощ был забыт в России.
Это согласуется и с иными источниками. Так что никак не мог употреблять будущий святитель Тихон, несмотря на Петра I, картошку как повседневную, дешёвую пищу.
"Простите, но проказа - это не мистическая болезнь. Это реальная болезнь. Другое название - лепра." .......................... Слово, "мистическая", не является синонимом слова "мифическая". Последнее, чаще всего употребляется по отношению к событиям и явлениям не имеющим ничего общего с реальностью. Иными словами, не существующими, либо существующими исключительно в головах отдельных людей. Слово "мистическое" употребляется по отношению к событиям, явлениям реального мира, причина которых человеку не понятна. Именно в этом смысле, отцом Андреем было использовано это слово по отношению к такой болезни, как проказа. К слову сказать, до начала 90-х годов прошлого столетия, причина заболевания проказой, учеными так и не была установлена. Учитывая, это вполне обьяснимо почему на протяжении почти двух тысяч лет, к проказе относились, как к Божьему наказанию.
Мудрый фильм. Очень там текст здорово написан, к сожалению, не помню уже, кто сценарист
и режиссер. Хороший фильм.
Правильно пишет Мария (20 апреля 2016, 11:00)" Желание думать, анализировать, читать, изучать появляется тогда, кода человек понимает, что жизнь - это Тайна, а в окружающем мире разбросаны подсказки (книги, научные открытия, различные события, закономерности, природные явления...), позволяющие её приоткрыть".
Знания нужны тому, кому нужна свобода, но не всем она нужна.
//В хрестоматии роман "Война и мир" занимает, наверное, две страницы... Надо обязательно в школьную программу "Закон Божий"// Не читают "Войну и мир", не будут читать и "Закон Божий". Да и не в количестве дело, а в качестве и применении. Можно быть спецом в погрузочной технике высшей категории и допуска, или инженером и проектировать и создавать эффективно работающее оборудование, но прочесть при этом две книги за всю жизнь (да и те - фантастические). А можно быть чиновником очень высокого уровня, прекрасно разбираться в литературе, цитировать большие тексты на память, но отравлять при этом жизнь массе людей. Примеры не выдуманные.
Да, жаль, что немалая часть нашей обучающейся молодежи (и не обязательно дети богатых, а обычные - рядом с нами в любом городе)не стремятся к получению знаний, но так было и в наше время, в 1970-е. Разница в том, что раньше требовали знания и в школе, и в вузе (и никто не ссылался на нехватку заработка). А ныне в школе рассуждают: Ваши знания - это проблемы ваших родителей. А в вузах отговорка: Школа выпускает неучей, как их учить? Уже в школе все настолько привыкли, что можно обойтись заимствованным с Инета, что в вузе студенты не понимают, как это писать самостоятельно.Слава Богу,в вузах начинают устанавливать антиплагиат, в школе возвращаются к сочинению. Я библиотекарь и радуюсь тому, что, пусть немногие студенты, но читают не детективы и фэнтэзи, а классическую литературу. Ориентируются по рейтингам в сети, но книги запрашивают хорошие, со смыслом. Не хочется недостатки нашей жизни обобщать в глобальную катастрофу, будем уповать на Божью помощь и то, что человек наш поймет не только пользу, но и радость знания.
"Святитель Тихон Задонский восемь лет учился в семинарии, а тогда семинарии были как крестьянские хаты и семинаристы в лаптях ходили. А ели, кроме Рождественских и Пасхальных дней, только картошку и капусту."
Разве мог святитель Тихон, будучи семинаристом, есть картошку? В то время она ещё не культивировалась в России.
I remember my school summer holiday list of books to read. It was a must.
My first meeting with the Bible was in Pushkin, Dostoevski,
Lermontov books. Look forward to a new meeting. Natalia
Прежде чем обвинять людей в невежестве, желательно спросить себя, удалось ли тебе самому хоть немного проникнуть в эту Тайну бытия, и достаточно ли в тебе любви, такта, терпения, убеждённости, чтобы увлечь за собой других людей. Это очень непростое дело.
Современник Пушкина поэт и философ Дмитрий Веневитинов, умерший в возрасте всего 21 года, в одной из своих статей говорил так:
«…легче действовать на ум, когда он пристрастился к заблуждению, нежели когда он равнодушен к Истине».
Бог в помощь автору статьи и всем, кто подвизается на поприще просвещения.
Ключ мудрости не на страницах книг.
Кто к тайнам жизни рвётся мыслью каждой,
В своей душе находит их родник.
(И. Гёте "Фауст")
Все так, уважаемый батюшка, но еще очень важно, чем наполнено современное информационное поле... Иначе даже при наличии сильной жажды знаний человек может перестать быть человеком. Доктор Менгеле ведь был высокообразованным человеком((( Сейчас, как никогда ранее, информация может полностью переформатировать сознание, и тогда черное легко называется белым. Примеров такого воздействия - масса. Невооруженным глазом уже видно - ранее просто немысливое превращается в "норму". Информационный "всемирный потоп"... и, чтобы не утонуть, надо уже сейчас строить "ковчег". Из "одноразовых образования и культуры" надежный ковчег не построить. И без нравственного стержня у людей, ответственных за образование и культуру, тоже не построить. Поймем это сейчас - выплывем. Отец Андрей, спаси Вас Господи! Говорите, проповедуйте, Вы очень нужны! Сил Вам в Вашем служении!
Если Господь не смилуются на нашим народом,то через десятилетие,а может и меньше,Россия пройдет "точку не возврата",и тогда произойдет то,на что очень рассчитывают и надеются наши западные "партнеры".Нужно молиться,молиться и молиться.