Интернет-портал «Православие.Ru» начинает цикл бесед, посвященных толкованию книг Ветхого Завета, который открывают беседы на Книгу Бытие.
В первой главе Книги Бытия, как мы помним, говорится о том, как Бог творил мир и человека. Пожалуй, ни одно библейское повествование не вызывает таких агрессивных нападок, как о Сотворении мира. «Это не научно!» – главный аргумент. А действительно ли противоположны наука и вера и ученый не может быть верующим? И так ли «научны» те теории, которые противопоставляются Библии? Должна ли наука в принципе заниматься вопросом происхождения мира? Размышляет историк религии Андрей Иванович Солодков.
Я хотел бы начать первую беседу на Книгу Бытие словами энциклопедиста Дени Дидро: «Природа не Бог, человек не машина, теория не факт». Потому что прежде, чем говорить об этой ветхозаветной книге, которая открывается рассказом о Сотворении мира Богом, целесообразно рассмотреть и другие теории возникновения или происхождения мира. Зачем это нужно и почему важно? Потому что от того, как человек воспринимает окружающий мир, как он воспринимает себя и свое место в этом мире, зависит вся его жизнь. У преподобного Макария Великого есть такое выражение: «Человек по природе имеет предначинание, и его-то взыскует Бог. И поэтому повелевает, чтобы человек сперва понял, поняв, возлюбил и предначал волею». Как видим, без понимания невозможна любовь. А если нет любви, значит, и никакое действие невозможно – «возлюбил и предначал волею».
Существует множество теорий о том, что такое мир и человек и каково их происхождение, кроме той, о которой говорится в Священном Писании и которую более чем некорректно называть теорией, потому что это Божественное Откровение. В Книге Бытия сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю». Бог сначала творит небо и землю, потом – весь этот мир, потом – человека. Однако сегодня модно высмеивать эти слова Божественного Откровения. Как некий «символ веры», люди, именующие себя светскими, повторяют: наука доказала, что Бога нет. Но это утверждение не выдерживает никакой критики. Во-первых, наука не может что-то доказывать или не доказывать в бытии этого мира. Потому что, чтобы знать, каков этот мир, и иметь научную картину этого мира, необходимо его исследовать от начала до конца. И когда говорят, что «наука доказала: Бога нет», хочется спросить: а в какой лаборатории это доказывалось? какие научные эксперименты проводились, чтобы это доказать? И кто проводил эти эксперименты? Но вряд ли мы получим ответы на эти вопросы.
Слова «наука доказала, что Бога нет» – не более чем идеология
Слова: «наука доказала, что Бога нет» – не более чем некое философское утверждение, некая идеология, которая вычеркивает Бога из мировоззрения человека.
«Удаление» Бога шло постепенно. Одним из этапов этого процесса был деизм – философия, признающая, что Бог является Творцом этого мира, но, сотворив его, Он в дальнейшем «отвернулся» от него, отдалился, «не занимается» им. Бог просто «завел» этот мир как часовой механизм.
Признаёт как будто бы Бога и пантеизм, правда, утверждая при этом, что Бог – это вообще всё. Как следствие этого, выводится теория о необходимости подражать природе, слиться с природой, тогда человек станет лучше, этичнее, поднимет планку своей нравственности. Но ведь в природе не так всё и просто: существуют законы хищнические, существуют законы подавления одного животного другим… Возникла даже теория выживания.
«Материя вечна и бесконечна!» Люди неверующие склонны приписывать атрибуты Бога тварному миру
Более подробно мне бы хотелось остановиться на теории материализма, которая говорит, что человек пришел ниоткуда и уйдет в никуда. Сразу хочу заметить, что многие теории о происхождении этого мира и человека, о смысле жизни человека на земле, отрекаясь от Бога – а псалмопевец Давид заметил: «Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”» (Пс. 13: 1), – все качества Бога начинают приписывать тварному миру. Так, например, материализм учит, что материя вечна. Но мы, православные люди, знаем, что этот титул принадлежит только Богу. Бог вечен, бесконечен, вездесущ, всемогущ, всеведущ и всезнающ. Но так как, по выражению учителя Церкви Тертуллиана, «душа по природе своей христианка» и она сотворена быть верующей, человек, утративший веру, отрекшийся от Бога, качества, присущие Богу, переносит на тварный мир. Вот и материалисты вечность приписали материи.
Приписывается тварному миру и бесконечность. Спроси сегодня: космос конечен или бесконечен? – Многие ответят: «Бесконечен!» Нет, космос имеет свое окончание. Только Бог бесконечен и безначален. Где это окончание космоса, наука пока еще не дозналась, но оно точно есть.
И так как от мировоззрения человека зависит и его восприятие этого мира, и его самосознание, самоосмысление – ответы на вопросы: кто я? откуда пришел и куда уйду? – то многие люди, верящие в теорию материализма и атеизма, отрицающие Бога, и ведут себя часто так, что иногда, как мы говорим, диву даешься. И это неслучайно. Почему? Потому что, когда человек верит, что он произошел из какой-то мертвой материи, пришел ниоткуда и уйдет в никуда, когда он верит, что умрет и на этом жизнь его закончится – его закопают, лопух на могиле вырастет, как писал Лесков, и более ничего от него не останется, – каков будет образ поведения и жизни такого человека? – «Бери от жизни всё, не дай себе засохнуть». Апостол Павел так и пишет: «Если мы не верим, что Христос умер и воскрес, то вера наша тщетна» (ср.: 1 Кор. 15: 13–14): будем есть, пить, гулять и веселиться – а зачем себя сдерживать?
И если человек мыслит себя всецело существом материальным, то и самое главное для него будет то, что материально, и нет ничего удивительного, что сегодня люди во главу угла ставят материальное и из-за такого мировоззрения становятся какими-то людьми неживыми. Неживыми и по отношению к другим людям, и по отношению к природе. Это такое хищническое отношение. Зачем сдерживать блудника? – Один раз живем, дайте насладиться до конца. Зачем сдерживать пьяницу? – Один раз живем – так и говорят: «Наливай, всё равно помирать». Зачем сдерживать человека, который употребляет наркотики: дайте их ему – один раз человек живет, он должен попробовать всё. Вот так далеко может завести материалистическое мировоззрение, отвержение Бога.
И справедливы слова псалмопевца Давида, о которых я вспоминал выше: «Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”» – и далее: «Они развратились, совершили гнусные дела» (Пс. 13: 2).
Так что все теории, отрицающие Бога, в большей степени построены не на научных доказательствах, а на философии и ангажированной идеологии. Нужно было объяснить людям, что же есть, если Бога нет. И я думаю, хорошо выполненный идеологический заказ по внедрению атеистического сознания в наше общество был неплохо проплачен. А встречающиеся даже в учебниках как бы научные доказательства того, что якобы мир возник случайно и Бога нет, никаких научных обоснований под собой не имеют.
А как торжествовали многие, в том числе и «ученые», когда Ницше заявил: «Бог умер». Все рукоплескали, вся Европа: «Какой человек! Как он сказал!.. Бог умер!» Так же сегодня отрекшиеся от Бога, люди с извращенным сознанием восхищаются искусством «Черного квадрата» или чего-то подобного.
Вспоминается история с могилой Ницше, этого нигилиста. На могильном камне есть повреждение. На нем было написано: «Бог умер!», так некие люди вместо слова «Бог» приписали «Ницше». Получилось: «Ницше умер». Вот такую злую шутку сыграла с ним судьба, в которую он так верил. Он, исповедовавший, что Бога нет, а всё предрешено каким-то безличностным материальным вращением молекул и атомов.
Но обратимся к словам великих ученых, чтобы понять, действительно ли они отрицали Бога и действительно ли Бог для них был чужд. Думаю, ни у кого не станет вызывать сомнения слова физика и математика Исаака Ньютона. Он писал: «Чудесное устройство космоса и гармония в нем могут быть объяснены лишь тем, что космос был создан по плану всеведущего и всемогущего Существа. Вот мое первое и последнее слово».
А. Эйнштейн: «Каждый серьезный естествоиспытатель должен быть человеком религиозным»
А вот свидетельство Альберта Эйнштейна: «Каждый серьезный естествоиспытатель должен быть каким-то образом человеком религиозным. Иначе он не способен себе представить, что те невероятно тонкие взаимосвязи, которые он наблюдает, выдуманы не им. В бесконечном универсуме обнаруживается действие бесконечно совершенного Разума». И далее: «Обычное представление обо мне как об атеисте – большое заблуждение. Если это представление почерпнуто из моих научных работ, могу сказать, что они поняты неправильно».
А есть ли свидетельства русских ученых? Есть. Михаила Ломоносова, например: «Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал Свое величество, в другой Свою волю. Первая книга – видимый сей мир. В этой книге сложения видимого мира – физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть то же, что в книге Священного Писания пророки, апостолы и церковные учители». И далее он заключает: «Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божественную волю выверить циркулем». Как верно! «Также не здраво рассудителен и учитель богословия, если он думает, что по Псалтири можно научиться астрономии или химии». Михаил Ломоносов говорит о том, что каждая наука должна заниматься своим делом. И нельзя вымерить циркулем Божественный Разум.
Русский философ Владимир Соловьев, несмотря на все его шатания в разные стороны, писал так: «Нельзя всё измерять деревянным аршином ума своего».
Не могу удержаться от того, чтобы не привести тут стихотворение Ломоносова, который, как мы все знаем, был не только ученый, но и поэт:
Услыши, Господи, мой глас,
Когда к Тебе взываю,
И сохрани на всякий час:
К Тебе я прибегаю.
Ко свету Твоего Лица
Вперяю взор душевный,
И от всещедрого Творца
Приемлю луч вседневный…
Меня в сей жизни не отдай
Душам людей безбожных,
Твоей десницей покрывай
От клеветаний ложных.
Как видим, он просит: «к Тебе я прибегаю – меня в сей жизни не отдай душам людей безбожных». А вот его обращение к тем, кто говорит, что Бог у них якобы «в душе»:
О вы, что Божество в пределах чтите
тесных…
Вперите мысль, чему Святитель сей учил,
Что ныне нам гласит от лика горних сил.
На милость Вышнего, на истину склонитесь
И к Матери своей вы Церкви примиритесь.
Удивительные слова ученого!
Можно вспомнить и слова хирурга Н.И. Пирогова, и химика Д.И. Менделеева, и других ученых, которые тоже Бога не отрицали.
Добросовестные люди науки всегда говорят: «Мы не строим теорий о том, как произошел мир. Мы только изучаем тот мир и те законы, которые уже есть». И действительно, наука не творит этот мир – наука лишь открывает те законы, которые были созданы. Скажите, разве не было химических элементов до того, пока Менделеев не упорядочил их в таблицу? – Были, конечно. Разве не было гравитации до того, как был сформулирован закон притяжения? – Конечно, была. А что сделали ученые? – Открыли это. Разве не было атомной энергии, пока ученые ее не открыли? – Была. – Что сделали ученые? – Открыли.
Наука лишь открывает те или иные законы. Но Творцом всех этих законов является Бог – Творец и Промыслитель мира.
Но этому мы посвятим нашу следующую встречу.
Из статьи на этом сайте (прошу прощения, не помню): "МИФИ занимает первое место среди ВУЗов по количеству выпускников, ставших священниками".
Всего в 18 минут не уместить) но в продолжении обязательна коснемся вопроса разных религий, в том числе так называемых - традиционных. Особенно когда, будем рассматривать Быт. 11 главу - религию Вавилонского столпотворения. А пока могу предложить лекцию на просторах интернета с названием: "Истоки религий" .
С уважением Андрей Иванович Солодков.
Хочется привести цитату еще одного учёного Вернера Гейзенберга: "Первый глоток из кубка естествознания порождает атеизм, но на дне сосуда нас ожидает Бог".
С уважением, физик Алексей.