В рамках спецпроекта «Таинства Церкви» протоиерей Артемий Владимиров рассказывает о сути и значении каждого из семи Таинств: Крещения, Миропомазания, Покаяния, Причащения, Таинства брака, Таинства священства и Елеосвящения.
Сегодня речь пойдет о Таинстве священства, о той миссии, что возложена на священника, о том, каково должно быть устроение его души и сердца, его жизни внешней, об ответственности пастырей.
Мы встречаемся с вами, дорогие друзья, в единственный и неповторимый день Крестной Пасхи – в Страстную пятницу, когда Архиерей великий, Господь наш Иисус Христос, Бог во плоти, Сам Себя приносит в жертву на Голгофском Кресте, простирая Свои руки, пригвожденные к древу, чтобы обнять и привлечь к Себе всё согрешившее, кающееся и имеющее надежду на спасение в Нем, Господе, человечество.
Наша сегодняшняя беседа посвящена Таинству священства, рукоположению во священнослужители, в иереи Божии. И свершается оно над достойными, Церковью признанными ставленниками, лицами православного вероисповедания мужеского пола, которые соответствуют по своим нравственным качествам строгому отбору Церкви. В идеале священник должен сохранить нравственную и телесную чистоту, целомудрие, девство до его личного самоопределения – выбирает ли он иноческий путь или вступает в законный венчанный брак с девицей православного вероисповедания. Это молодой человек, который должен быть просвещен ведением, воцерковлен умом и сердцем. Для будущего священника само Писание, книги Пророков и Апостолов, святая Псалтирь и Евангелие суть небесный хлеб, которым он ежедневно укрепляет свое сердце.
Совершается рукоположение всегда на Божественной Литургии, и под руками архиерея коленопреклоненный ставленник, диакон в нашем случае, преклоняет свою главу к Престолу, а весь храм молится, чтобы сошла на него благодать Святого Духа.
Действительно, Сам Христос некогда избрал из окружавших Его последователей ближайших учеников и возвел их на гору, где даровал каждому новое имя. Симон стал Петром, Иоанн и Иаков получили наименование Воанергес – «сыны громовы». Так бывает и с нами, 20 веков спустя, когда по молитвам Церкви, посредством рук архиерейских снисходит Божественная энергия, которая осеняет ум и сердце ставленника и дает ему новые мысли, новые чувства, облекает его новой силой Господа Иисуса Христа, дарует ему благодать отцовства, божественное полномочие просвещать народы, учить их вере и затем, когда достойны будут оглашенные, свершать над ними таинство Крещения во имя Отца, и Сына, и Духа Святого. Священник не только является миссионером по определению, не только тайносовершителем или домостроителем: он человек, через руки которого благодать Божия в Таинствах, и прежде всего в Крещении, в Евхаристии, питает сердца верных. Но он еще и пастырь словесных овец: Бог дает ему способность назидать учению Христову последователей Господа, проявлять о них душепопечение через Исповедь, через словесное общение, наставлять их законам духовной брани и предводительствовать, идти впереди своей покаянной семьи, служа во всём христианам образом – образцом в вере, чистоте, правде и любви.
Священник более, чем отшельник или монах, нуждается в стяжании молитвенного духа
Итак, сегодня, в Великую пятницу, исполняются слова Спасителя: «Когда буду вознесен, всех привлеку к Себе». И поныне крестная благодать привлекает к священнику, к служащему, проповедующему, наставляющему бессмертные человеческие души. Однако напрасно было бы думать, что харизма священническая уже делает своего обладателя и носителя способным качественно, во славу Господа, силою Духа Святого свершать это нелегкое служение. Нет, священник призван, готовя себя к хиротонии (рукоположению), учится ли он в семинарии или проходит приходскую практику, постоянно менять от худшего к лучшему, расширять свой умственный горизонт, а главное – искать глубины собственного сердца, чтобы в средоточии бессмертного духа засияла искра непрестанного памятования о Боге. Священник более, чем отшельник или монах общежительного монастыря, нуждается в стяжании молитвенного духа – он призван везде и на всякое время со вниманием и сердечно, в сокрушении сердца и вместе в простоте и незлобии души призывать имя Господа Иисуса Христа. Когда батюшка свыкнется с тем, чтобы ум и сердце его были устремлены к Богу, когда он обретет через литургисание навык всегдашнего хождения пред невидимым лицем Господа Иисуса, тогда всё в нем будет помазано Божественной благодатью – и внешность, и движения, и слово, и самые намерения, и мысли, что делает душеполезным соприкосновение с личностью пастыря и ближних, и дальних.
Приметим, что в наше время в России священство более чем востребовано. Священник в идеале – это герой нашего времени, потому что в его служении совмещается и учительство, и отцовство, и пастырство, и врачевание. Действительно, Божественная благодать по вере Господа Иисуса Христа, взирающего на нас с крестной высоты, через руки, уста и священнодействие пастыря действует непостижимо и непредсказуемо. Почему, когда к нам, скромным и простым священникам, подходит народ со словами: «Батюшка, помолитесь! Батюшка, вы же ближе к Богу – попросите Создателя, да даст Он здравие моему болящему сыну», – мы всегда вздрагиваем (я имею в виду пастырей)? Потому что осознаём в пятый, десятый, сотый раз, с каким благоговением наш народ воспринимает благодать священства, почивающую на недостойных, грешных и хрупких плечах.
От слова «батюшка» веет чем-то патриархальным, ласковым, простым, сердечным. Таковы и должны быть пастыри на Руси
Вдумаемся, дорогие друзья, в само слово «батюшка», как у нас обращаются к священнослужителю, и аналог этого обращения трудно найти в германском, английском, французском языках. От слова «батюшка» веет чем-то патриархальным, ласковым, теплым, простым, сердечным. Таковы и должны быть, я в этом глубоко убежден, пастыри на Руси. Народ не ждет от нас хождения по водам и дара целительства, но сегодня священник должен быть образцовым христианином, непорочной, незазорной жизни: честным родителем, верным мужем, человеком внимательным и отзывчивым, скорым на оказание духовной и иного рода помощи, приветливым и улыбчивым, не гордым, не заносчивым, не обидчивым, не пристрастным, как говорит апостол Павел, к вину, не пьяницей, не бийцей – он призван, прежде всего, дом свой содержать в порядке и детей, аще они имеются, воспитывать в учении Господнем.
«Не думаю, – размышляет святитель Иоанн Златоуст в одном из своих произведений, – что многие священники спасаются». Да, действительно: кому много дано, с того много и спросится. Соблазн, учиненный недостойным пастырем, во сто крат сильнее бьет по Церкви, чем предосудительное поведение словесной овцы, – вот почему страшно быть священником и разочароваться в своем служении. Страшно принять Божественную благодать и спрятать ее под спуд. Дух Святой, Который почивает на пастырях, предполагает всегдашнюю динамику, развитие, стремление к самосовершенствованию, а главное – непрестанное молитвенное, покаянное обращение ума и сердца священнослужителя к Создателю. Живая вода – эта та вода, которая находится в движении. Напротив, стоячая – цветет и загнивает. Вот почему батюшка никогда в своем внутреннем мире и самосознании не должен почивать на лаврах. Сегодня нет времени ни для тщеславия, ни для уныния: Страшный суд приближается. Однако нам дано время распространять вокруг себя свет и чистоту, смирение, кротость и любовь в ту меру, в какую мы трудимся над очищением собственного сердца.
Священник – это человек, предстоящий Божиему Престолу. Для нас Божественная Литургия – это преддверие рая на земле, если не само Царство Небесное. Если священник блюдет свою совесть и привык часто очищать ее исповедью, если он постоянно алчет и жаждет святыни, причащаясь Святых Христовых Таин, чувствует себя самым счастливым, блаженным человеком на земле, то тогда, по закону сообщающихся сосудов, его прихожане, его паства неосознанно для самих себя сами воспримут от батюшки эти святые намерения к исправлению души.
Таким образом, мы, пастыри, находясь всегда под перекрестьем десятков глаз, или, как говорит Патриарх Грузинский Илия II, «находясь под рентгеном внимания людей», никогда не должны уподобляться фарисеям и лицемерам, не должны искать дешевой популярности, но даже если и совершаем какие-то благие дела в окружении людей, внутри себя призваны осыпать тысячами укоризн, сознавая себя никуда не годными рабами, которые сделали то, что призваны были сделать, – может быть, не в том объеме и качестве – а, значит, всегда сознавая свою недостаточность, мы повергаем себя к стопам Господа Иисуса Христа.
«Если бы все священники, – говаривал праведный Иоанн Кронштадтский, – были теми, кем им должно быть, сатане нечего было бы делать в наших городах». Священник – это апокалиптический ангел Господа Бога Вседержителя, и, взирая на наших наставников, святых и благочестивых пастырей, мы, современные иереи, призваны в единстве со священноначалием созидать собственные сердца, врачевать человеческие души не ради гнусной корысти, не ради тщеславия, но во славу Господа, Который, взирая на нас с Голгофского Креста, дает нам божественную силу нести свечу священства до победного конца.
Аминь.
Без доброго,понимающего,честного православного священства Россия не устоит. Господь,даруй силы
на СЛУЖЕНИЕ нашим батюшкам.