2-й год обучения. Курс «История Церкви: Между Небом и землей». 2-е полугодие. История Русской Церкви.
30-я лекция «Русская Православная Церковь на рубеже XIX и XX столетий» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана Алексеем Львовичем Бегловым, кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Института всеобщей истории РАН. После лекции А.Л. Беглов ответила на вопросы собравшихся.
В лекции рассмотрены следующие вопросы:
- Обер-прокуроры Святейшего Синода.
- Духовная школа и церковная наука на рубеже веков.
- Религиозно-нравственное состояние общества и церковная жизнь на рубеже веков.
- Статистика на 1917 год: численность населения, духовенства, церквей и епархий.
Лекция А.Л. Беглова
(продолжительность: 1:27:56)
Ответы на вопросы слушателей
(продолжительность: 44:01)
В межстрановом сравнении количества прихожан на священника видно, и справедливо отмечено, что статистические данные по России практически идентичны данным по протестантским странам. То, что прихожан на священника в России было меньше, чем в Германии можно объяснить простыми демографическими причинами. В то время Германия отличалась одним из самых высоких уровней естественного роста населения в Западной Европе. Сопоставление с Францией не совсем корректно. У католиков священники не имели семей, и вся система подготовки священников была построена по-другому. В то время Франция была более богатой страной, по сравнению с Россией. Дело не в политике государства по отношению к Церкви (которая и во Франции была разной в разные периоды), а в финансовых возможностях страны. Было бы корректней сравнивать данные по Франции с данными по Царству Польскому.
Рассуждения о сословной замкнутости тоже выглядят по-другому, если рассматривать их в общем контексте социального устройства страны. Определенная сословная замкнутость была характерна для всех сословий, и некорректно сравнивать ситуацию начала XIX века с ситуацией середины века двадцатого. К тому же в заявленный в лекции исторический период сословные барьеры становились ниже.
Я бы советовал аккуратнее бросаться такими терминами как "многоуровневая коррупция" и т.д. Не исключено, что направление свечного дохода на нужды просвещения было просто вынужденной мерой в условиях недостатка средств.
Не лишне помнить, что в контексте 1905-1907 гг рассуждения о необходимости реформы высшего церковного управления исходили в том числе от антигосударственных элементов и подпитывались/вдохновлялись публикациями в английской прессе.
Впрочем это все не в упрек. Тема затронута очень важная и никто не может быть в курсе всех деталей.
кризиса православного народа России, возможности разорения церквей, озлобленных
действий людей против церковного сословия после революции 1917 года.
Комментарии Ольги справедливы. У меня, к сожалению, такие же мысли приходят
на ум.
Слава Богу, что вера крепка.