Крик о любви

Как должны мы разговаривать о своей вере с неверующими – или верующими, но не сделавшими еще четкого выбора, с невоцерковленными – родными и близкими? Проблема болезненная и возникает у каждого из нас с неизбежностью… Но она гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд, эта проблема. Ведь то, как и, главное, с каким результатом мы говорим о своей вере, многое говорит о нас самих.

Сказано уже не раз, что не нужно свою веру никому навязывать; что не нужно без нужды спорить; что только с тем человеком нужно о вере говорить, кто сам этого разговора захотел и кто, главное, услышать тебя готов. Как написал в свое время один священник, только в те двери нужно входить, которые перед тобою открыты, а пытаться замок взломать или тем паче ногой дверь высадить – это заведомо ни к чему хорошему не приведет.

Все правильно. Но иногда бывает так, что наш неверующий или невоцерковленный ближний сам, и довольно резко, распахивает перед нами свою дверь, сам заводит с нами разговор о причинах своего неверия или неприятия Православной Церкви и бывает при этом весьма настойчив и даже агрессивен. А мы – теряемся, мы не можем вот так сходу разобраться в том, что от него исходит и что, соответственно, происходит с ним. И хорошо еще, если эта наша беседа ссорой не закончится и если мы – при всей нашей искренности, при всем нашем желании и ближнему помочь, и Христу послужить – не оттолкнем его от Церкви еще дальше, чем он стоял до разговора с нами.

У меня есть давняя – с молодости – подруга, назову ее Ириной. У нее двое детей: сын заканчивает вуз, дочь – старшеклассница; с мужем Ирина с недавних пор разведена. И у меня жизнь протекала непросто, и у нее, однако именно Ира в течение многих лет спасала меня от одиночества. Много раз мне помогала – в том числе и материально, когда брала за горло нужда. Любила мои стихи. Легко простила мой, мягко говоря, непродуманный поступок – хотя я поставила ее тогда в крайне неловкое положение…

В свою очередь и я, наверное, была ей нужна: в самые горькие дни своей жизни она могла мне выговориться, могла, общаясь со мной, разрядиться, успокоиться, а это уже немало.

Но однажды в наших отношениях появилась грустная закономерность: чем больше места в моей жизни занимала Церковь, тем реже мы встречались с Ириной.

А когда все же встречались – сразу чувствовали, что нам трудно разговаривать, что нам неуютно вместе.

Почему?.. Мы ведь и раньше могли как сойтись, так и не сойтись во мнении относительно любого внешнего события или человека.

Но внешние события, пусть даже и очень серьезные, – это одно, Христос и Его Церковь – другое: здесь несогласие чувствуется сразу, глубинно, даже помимо сознания.

Впрочем, наше с подругой несогласие не только чувствовалось глубинно. В каждом разговоре оно сразу – прошено или непрошено – вылезало на поверхность. И это было мучительно. Это ранило нас обеих.

– Давай больше никогда к этой теме не возвращаться, – предлагала Ира, покаянно признавая при этом, что «сама опять завела разговор».

Я внешне соглашалась: давай. Но при следующей встрече несуразный, нервозный и, главное, бесплодный спор почему-то возникал снова.

Утверждения Ирины не содержали, конечно, ничего оригинального: «Иисус Христос, может быть, и существовал, но это был просто человек. Зачем понадобилось делать его Богом?.. Бог, может быть, и есть, но есть ли смысл во всех этих церковных ритуалах?..» И тому подобное. Мне было больно это слышать, конечно, и я пыталась хоть что-то ей объяснить, хоть в чем-то убедить, но – тщетно.

Как ни парадоксально, при всех своих толстовских рассуждениях Ирина делала несколько попыток приобщиться к церковной жизни. И все эти попытки оказывались неудачными. То есть оставляли чувство горечи, разочарования, обиды. Почему?.. На днях у нас вышел-таки разговор на эту именно тему. И я испытала то, о чем сказано выше: растерянность, недоумение, чувство собственной беспомощности.

– Я поняла, – сказала мне Ира, – что главное средство воздействия на человека в этой Церкви – постоянное внушение ему комплекса неполноценности: ты грешен, ты низок, грязен, плох; ты недостоин здесь находиться; скажи спасибо, что мы тебя не выгнали…

– Ирочка! – возмутилась я. – Что ты говоришь?! Всё совсем не так!

– Всё именно так! – вспыхнула Ирина. – Я решилась исповедаться и причаститься. Я спросила бабушку в церкви, что мне нужно делать. Бабушка хорошая, добрая, она сказала мне, что нужно три дня поститься, и показала, какие молитвы нужно прочитать. Я постилась, я прочитала эти молитвы, хотя они не очень-то мне понравились, они меня угнетали, в них всё то же самое: Господи, я такой плохой, я такой грешный, Ты меня помилуй… Я читала и думала: зачем мне это самобичевание, почему я должна считать себя хуже всех?.. Прочитала, однако. Прихожу в церковь, исповедуюсь, как умею. Священник мне: «К причастию готовились? Молитвы читали?.. Хорошо. А каноны?» Про каноны мне бабушка ничего не сказала. Он мне: ну ладно, дескать, сейчас я вас до Причастия допускаю (тут голос Ирины начинал обиженно звенеть), но следующий раз обязательно читайте каноны…

– И что? – удивлялась я. – Чем он тебя обидел, этот батюшка? Чтение канонов – сложившаяся практика подготовки…

– Со мной по-человечески никто не поговорил, меня никто не поддержал – но я уже кругом должна и виновата!

– Почему я должна их читать, эти каноны? Что изменится от того, что я их прочитаю? Зачем мне их навязывают? Если Причастие действительно соединение с Богом, как ты меня убеждала, то почему мне ставят такие условия: прочитаешь каноны – дадим тебе соединиться с Богом, не прочитаешь – не дадим?.. Я ничего не понимаю в этих канонах. Я ничего не понимаю на этой службе. Ты мне прошлый раз говорила: чтобы понять, я должна потрудиться, разобраться, прочитать какие-то там книжки… Слушай, почему я на каждом шагу что-то должна? Мне ничего еще не дали, со мной просто по-человечески никто не поговорил, меня никто не поддержал, хотя мне ведь совсем не так легко было решиться на исповедь перед незнакомым человеком… Зато я кругом – должна и виновата! Канонов не читала! Брюки вместо юбки надела! Омлет съела в пятницу! И мысли-то у меня не те, и желания-то грешные! Виновата и должна каяться! И всегда знать, что плохая! И ничего другого у вас для меня нет!

Я знала Ирину как разумного, адекватного человека и не могла понять, откуда такая буря обиды, такой поток странных – с моей точки зрения – утверждений. Я вновь пыталась что-то объяснить, но подруга совершенно не хотела меня слушать – перебивала, всё больше горячась:

– Нет, всё, больше я в эту церковь не пойду! Не верю я в то, что там делается…

Мы расстались расстроенными. Назавтра Ира позвонила и извинилась за излишнюю горячность и резкость, за то, что задела, возможно, мои «религиозные чувства». А я уже понимала, что должна извиниться перед ней, хотя и не сформулировала еще для себя, за что.

За то, для начала, что не понимаю ее личной ситуации. Смотрю на все, что от нее исходит, на всё, о чем она говорит, – только своими собственными глазами, со своей, как говорится, каланчи; и с этой каланчи кричу своё: «Неправильно! Не так!» А глазами Ирины на это посмотреть, в ее положение войти – бессознательно отказываюсь.

Меж тем всё, что Ирина с такой несправедливой обидой, с такой неразумной горячностью произносила, – это, по сути, крик о любви.

Крик – всегда неразумен, почти безумен. Он – выражение не только страдания, но и отчаяния

Крик – он ведь всегда неразумен, почти безумен. Он – выражение не только страдания, но и отчаяния: человек кричит, потому что не надеется быть услышанным иначе. Ирина бессознательно надеялась быть услышанной и понятой – если не Церковью, то хотя бы мною.

Конечно, она неправа. И не выйдет из тупикового состояния, если не поймет своей ошибки, своего заблуждения, наконец, своего греха. Но если я действительно хочу не только защитить свой мир от некоего поругания или себя от боли, но и реально помочь другу – мне нужно для начала понять, чем обусловлено его душевное состояние, чем порождена его неправота.

Моей подруге на самом деле очень многое пришлось пережить. Предательство мужа, не сказавшего ей даже спасибо за то, что она три года подряд ухаживала за его тяжелобольной матерью; затем – холодное высокомерие старшего сына, обвинившего в разводе именно маму… Плюс ко всему этому – ранняя смерть отца, единственного, по словам Иры, человека, любившего и понимавшего ее «по-настоящему».

Много раз сказано, что в Церкви нужно искать не чего-то другого, а именно Бога, а все остальное приложится вам (ср.: Мф. 6: 33). Но человек немощен, уязвим и, когда попадает в травмирующую ситуацию, ищет помощи, защиты, поддержки, утешения. И если он ищет этого именно в Церкви, а не где-то еще, значит, вера в нем – есть. Это еще не вера-убеждение, нет, это глубокое – глубже сознания, которое может сопротивляться, – сердечное чувство или интуиция. Многие из нас – да едва ли не все! – переступили в свое время церковный порог, руководимые именно этим чувством, подсказывавшим: вот где выход из твоей скорби, боли, тесноты, вот в чем свобода…

Переступить-то переступили, а что дальше? У кого-то процесс воцерковления идет успешно («семимильными шагами», как призналась мне недавно одна сияющая девушка), а у кого-то сразу возникают проблемы. Чаще всего они, как я заметила, возникают у людей травмированных, у тех, кому действительно худо, кто ждет немедленной и радикальной помощи и не может принять того обстоятельства, что не получает ее прямо вот так сразу.

Конечно, священник, попросивший Ирину в следующий раз читать ко Причастию каноны, не сделал ровно ничего плохого или неподобающего. И вряд ли я вправе осуждать его за то, что он, так скажем, не вник в ее личную ситуацию, в ее душевное состояние, не понял, наконец, что она исповедуется и причащается впервые. Я не знаю, которой по счету исповедующейся она оказалась у него в тот день… И все-таки как это важно – не только для священников, для всех нас, оказывается, – знать, помнить, что люди к нам приходят очень-очень разные и не всякий из них готов услышать те правильные вещи, которые мы говорим.

Ирина просто слишком истосковалась по любви, слишком хотела тепла, понимания, утоления боли. А ей вместо этого сказали: читайте каноны. Да, ее реакция на это «читайте каноны», как и на мои настойчивые предложения разобраться в богослужении, прочитать книжку митрополита Антония и т. д., – не вполне адекватна. Но это – от сорванных нервов. И, возможно, от сформировавшегося уже негативного восприятия действительности вообще. Ирина еще не знает, что о грехе Церковь говорит, исходя, как и Христос, из любви к человеку. Она еще не открыла этого для себя, вот прочему ей кажется, что словами о грехе и раскаянии ее хотят подавить и унизить – как унизили в собственной семье.

Если бы я сразу осознала, что и почему с моей Ирой происходит, я бы нашла для нее нужные слова. Нет, я не перевернула бы за какой-то час ее сознание, не привела бы ее прямо из кухни в церковь, но я по крайней мере посеяла бы в ней добрые семена, предварительно увлажнив ее пересохшую почву. Но увы: я видела только ее неправоту, а ее страдания не видела.

Я надеялась помочь объяснениями – а нужно помогать любовью. Объяснениям поверят, если почувствуют любовь

Помните моление на литии «о всякой душе христианской, скорбящей же и озлобленной, милости Божией и помощи требующей»? Милости – Божией, помощи – нашей. А как помочь? В том-то и беда, что я надеялась помочь объяснениями. А нужно помогать любовью. Объяснениям человек поверит, если он почувствует любовь к себе. Умную любовь, такую, которая тождественна пониманию.

Предположим, я это осознала, хотя и с опозданием – а что дальше? В чем должна в данном случае выражаться моя любовь к этой душе?

Прежде всего – в отсутствии осуждения, фарисейского высокомерия («Я, в отличие от нее, в истине стою») и личной обиды – за то, что подруга говорит неприятные и болезненные для меня вещи. Пока я не могу отделаться от этих вещей, а они порождают во мне болезненное раздражение, мешают просто позвонить Ирине и спросить, как дела.

Но у меня нет выбора: приближается день ее рождения. Не могу же я ее не поздравить! А поздравлять человека, имея нечто против него… наверное, невозможно.

Конечно, я молюсь за Ирину. И за себя тоже молюсь: прошу, чтобы к тому моменту, когда у нас с подругой снова возникнет разговор о вере и Церкви, я реально изменилась.

Марина Бирюкова

16 мая 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ольга26 июня 2016, 11:12
Спасибо за искренний рассказ! Чувства Ирины абсолютно нормальные, естественные, от сердца и ничего в них нет от требования. Это не требование, а нормальная потребность в тепле и сострадании сильно исстрадавшейся души. Так же как голодный - он не требует кусок хлеба, он алчет. Она ищет Бога и Бог в её представлении и есть сама Любовь, эту Любовь она и ожидала встретить в церкви от батюшки и от подруги (как давно живущих в Боге), но - увы - не встретила. Она по-настоящему готовилась в меру своих сил: прочитала молитвы.
Она ищет Бога по-настоящему!!! А это главное. Думаю, что эта ситуация послана как раз вам чтоб вы смогли в своей душе разобраться, отсеять формальное, и проявить любовь.
Марина, вам абсолютно не на что обижаться, повода нет.
Тут кто-то написал сравнение с Иовом. Тоже заметила эту параллель. Ирина как раз как Иов с друзьями в данной ситуации.
Н.С.23 мая 2016, 14:11
Марина, с удовольствием читаю Ваши публикации. Мне кажется, что в данной ситуации Ирине не нужно было сразу идти на исповедь и к причастию, а начать с того, что бы постараться получить какие-то начальные знания о Боге, об Иисусе Христе, о Священном Писании, о церковных таинствах. Тогда бы отношение к таинству было бы осознанным. А пока она ни умом, ни сердцем к этому не готова. В сердце у нее сплошная боль от предательства и неблагодарности бывшего мужа и от высокомерия сына. Здесь требуется над собой внутренняя работа, психологическая. И Ирина может желать ей заниматься, а может и не желать. Что же касается общения с ней, то есть слова апостола: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. (1Пет.3:15)» /Нам надо быть готовыми даже если никто такого отчета не потребует. Дело в том, что мы до конца уясняем только те вещи, которые готовы объяснить другим. Так и с нашей верой — можно быть уверенным, что все понял, пока это не придется объяснять другим (с)/. Но здесь нужно рассуждение, когда поддержать беседу, а когда от нее уклониться.
А22 мая 2016, 12:58
Ольга
21 мая 2016, 21:00
"...А для того,что бы привести в храм близкого человека нужен еще и собственный пример,реальные изменения в самом себе, видные близкому и конечно терпение и любовь."

Что значит "еще"? Это необходимое и достаточное условие.
Только это - самое трудное. Гораздо легче, тЕша себя, просто "проедать плешь" (извините за употребленное выражение) близкому своими лекциями.
Простите, не об авторах и участниках обсуждения речь.
Алексей Четвергов22 мая 2016, 06:00
Виктор21 мая 2016, 15:00 Учитывая то что Анна больше так и не отписалась, и возможно вообще не заходила на эту страницу или молчит, думаю вы правы в том что - что-то не договаривает. Осмелюсь предположить по комментарию, что у неё наверное были завышенные ожидания, которые не оправдались.
Но всё же, если она нас читает, то лучше бы ей всё же ходить в церковь.
Андрей21 мая 2016, 23:08
Сначала у Ирины возникли скорби. Она решила исповедаться и причаститься. Непонятно в чем она решила исповедаться. Похоже ей хотелось просто пожаловаться на скорби, и чтобы Господь, просто решил её проблемы.
Ольга21 мая 2016, 21:29
Мне,как недавней неофитке хотелось бы остановиться на проблемах, в статье не отраженных:о том,как преодолеть в себе непонимание славянского языка.Молитва,подготовка к причастию для меня не менее 2-х лет были мукой т.к. читая каноны я не понимала их смысла и не могла принять их и прочувствовать.Молитвы для меня звучали как заговоры.Коробило несоответствие современного языка и славянского. Приходилось домысливать, а часто и переиначивать смысл слов. Очень много времени ушло на поиск молитвословов с русским переводом. Спасибо интернету и православным сайтам,это мне серьезно помогло. Но,как и всем начинающим, наверное, хотелось разобраться как можно быстрее. Дмитрий Смирнов как то сказал о том, что он в начале своего служения застал еще бабушек,которые понимали службу и Евангелие как свой родной язык,но это,наверное,еще старая закалка. МОЛИТВОСЛОВОВ с переводом и коментарием не находила даже в монастырских лавках.Поэтому начинающему верующему необходимо преодолеть и этот барьер. Тем более мало кто может похвалиться тем что прошел катехизацию. А для того,что бы привести в храм близкого человека нужен еще и собственный пример,реальные изменения в самом себе, видные близкому и конечно терпение и любовь.
Ирина21 мая 2016, 18:48
Хорошо сказал батюшка Андрей.Любовь к Богу не может быть без любви к человеку.Протоиерей Валериан Кречетов,очень мною уважаемый и любимый,много раз повторяет в своих книгах высказывание одного современного греческого старца,если не ошибаюсь он с Афона,что грядут времена,когда только любовь будет спасать человека,т.е. люди будут понимать только любовь других людей,не наказания,ни вразумления,ни проповеди,ничего уже почти не действует,а любовь,жалость,сострадание нужны всем и всегда.Бог есть Любовь!
Виктор21 мая 2016, 15:41
Алексей Четвергов, я вообще-то говорил про основную статью, вроде как мы её обсуждаем. Думал что и Вы о том же. Прочитал комментарий Анны, о котором Вы пишите. Там вообще какая-то фантастическая история: 2 года ждала исповеди (зачем ждать 2 года?? почему именно 2???), не допустили к причастию без мужа (?), банка соленых огурцов... В-общем сплошная сумятица и недосказанность, на общем фоне обиды комментатора на Церковь и священников. Я бы вообще не комментировал это. Понятно что просто так не отказывают в причастии. Всегда есть какая-то причина и причина серьезная, о которой часто умалчивают (стыдно признаться). Об этом знает только священник и исповедующийся. И тут нам явно что-то недоговаривают. Мы с вами на этой исповеди не были, что там было на самом деле мы не знаем, поэтому что тут и обсуждать то? Я вот помню как-то одна дама долго возмущалась бессердечием священников, потом наконец выяснилось что дама хотела отпеть в церкви почившую любимую собачку, а ей в этом отказали). Так что все эти истории всегда нужно проверять и перепроверять, а лучше вообще не вникать в них. Люди у нас вообще любят пообижаться - на Церковь, на государство, на общество, друг на друга...
Алексей Четвергов21 мая 2016, 06:04
Виктор20 мая 2016, 18:00 Скажите пожалуйста, то есть вы хотите сказать что устав Церкви и церковные правила запрещают замужней женщине посещать храм без мужа, и самое главное что они запрещают ей причащаться? При том что муж её, как она пишет только может забежать иногда в церковь. Именно об этом пишет Анна16 мая 2016, 20:00. Я на сам деле не знаю правил и потому мне это интересно, ответьте пожалуйста.
А осуждал меня Н.Т.18 мая 2016, 17:00 по моей аватарке в том что я индуист, и сравнивал меня со своим другом буддистом, и как мне видится не с хорошей стороны, вам так не показалось? Возможно я ошибаюсь.
И конечно же я не имею ни какой обиды. Пропустим всё это.
Прошу вас разъяснить мне пожалуйста про правила, в том месте о котором вас спрашиваю? И второй вопрос, возможно вы знаете. Кем и где такие наставления даются из Святых Отцов? К своему стыду я такого не припоминаю. А правил, как уже писал, на сам деле не знаю.
Павел З.20 мая 2016, 19:23
Очень понравились и материал, и многие отклики. Больше всего - отклик о.Андрея. Его "ну потерпи, родная" - настоящий ключ к решению всей описанной в статье проблемы. Один из моих покойных близких родственников владел способностью так говорить почти что с каждым в совершенстве, так что знаю, о чем говорю. Жаль, делись куда-то такие люди.
Виктор20 мая 2016, 18:27
Алексей Четвергов, да кто же Вас осуждает? Вам просто указали на то, что Ваше понимание церковного устройства далеко от действительности. Про устав Церкви и церковные правила вам абсолютно правильно сказали. Ими священник в данном случае и руководствовался. Так что зря Вы обижаетесь, лучше не поленитесь, изучите вопрос, прежде чем давать советы на православном сайте. Помоги Вам Бог.
Алексей Четвергов20 мая 2016, 07:57
Н.Т.18 мая 2016, 17:00 Аватарку мою пропустим, простите если она вам не нравится. Вы кроме осуждения, при чём без почвенного, ни чего путного для Анны не написали. Священник по мимо устава и своё мнение имеет, на то он и человек, хотя бы и священник. Это я пишу с той позиции то человека надо прощать, а не обижаться или озлобляться.
olga19 мая 2016, 20:43
Сколько в мире, таких Марин и Ирин? Если на чистоту - все. Кто-то покрепче, кто-то послабее. Самое глупое - обвинять священника." Такой- сякой!" А ты сам, какой? Предположим, что это просто рассказ ради творческого самовыражения. Это одно. Марина пытается помочь подруге, но правильно ли она её понимает? То есть, согласовала ли она, поставленный ею диагноз с Главным Врачующим. С Богом. Думаю нет. Это другое. И сама Ирина чего жаждала? И, что получила? Прежде чем начинать "спасать" человека, нужно отогреть его. И тут, спасибо за комментарий священнику Андрею. Это третье. Но полагаю, что это урок для Марины в большей степени. Нужно было присмотреться, подождать. Куда сердце Вашей подруги склоняется. Как можно полюбить БЕЗ ЛЮБВИ!И сама любовь разве в том только состоит, что мы будем талдычить с утра до вечера - люблю, люблю, люблю ! Нет! Это будет самообольщение. Это не любовь. В любви то и слова особо не нужны. Всего несколько. Молитва нужна нам, для обороны от бесов. А Богу нужно наше сердце. Горячее, чистое, верное и благодарное, как у детей. Которое всё прощает и ничего не боится. ГОСПОДИ СЛАВА ТЕБЕ!
Сергий18 мая 2016, 19:01
Правильно! А фарисей спросил: "кто мой ближний?" Дальше - какая притча? Раз вера уже есть - поступай как милосердный самарянин. А если веры нет - вопрос иной. Мы, простите, на православном, а не на атеистическом форуме. Есть хорошая статья (их, кажется две с одним названием) о. Игоря Прекупа "Комары и верблюды", там это очень хорошо разбирается.
Н.Т.18 мая 2016, 17:01
Уважаемый Алексей Четвергов, судя по вашей аватарке Вы индуист с русской фамилией)). Отсюда и Ваше полное непонимание сути вопроса. У священника нет "монополии", священник руководствуется Правилами и церковным уставом. Всё просто. Был у меня знакомый русский буддист Вася Булочкин, вот он тоже очень любил учить православных как правильно священника выбирать))
Алексей Четвергов18 мая 2016, 10:47
В самом начале рассказа написано от слов подруги «Я постилась, я прочитала эти молитвы, хотя они не очень-то мне понравились, они меня угнетали, в них всё то же самое: Господи, я такой плохой, я такой грешный, Ты меня помилуй… Я читала и думала: зачем мне это самобичевание, почему я должна считать себя хуже всех?.. Прочитала, однако.»
На этом и можно поставить точку, так сказать какой настрой, так дело и получается. Ненужно было подруге покаяние, тогда зачем на него ходить? Покаяние со своими условиями разве существует, оно работает?
Анна16 мая 2016, 20:00
Анна что вы такое пишите, разве тот священник, который вам сказал с мужем ходить в церковь и не допустил к причастию, он что, монополию имеет на всю Православную церковь?
Идите в другую церковь, к другому священнику! Будьте взрослым человеком, поймите среди нас, в том числе и священников, святых – нет! Простите ему это, а не обижайтесь как малое дитя.
Василий16 мая 2016, 22:00
Василий, католическая церковь делала дела посерьёзней вами описываемых. Например, продажа индульгенции. Уж куда может быть более разложение?
А сейчас во многих странах Европы каждый католик платит налог католической церкви. Так что признание описываемых вами действий католической церкви – это просто удержание дохода от населения!
Раиса18 мая 2016, 01:49
А я бы порекомендовала для начала Сурожского.например ""Об исповеди" или "Когда Бога нет", проповеди его.не могу даже представить, что они могут не тронуть душу. А немного позже Фуделя "Моим детям и друзьям".
Ирина17 мая 2016, 21:40
«Возлюби Господа Бога всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею”: вот первая заповедь! Вторая подобная ей: “возлюби ближнего твоего как самого себя”: иной большей сих заповеди нет.На первом месте стоит заповедь о любви к Богу. Без этого не будет и ничего другого, без этого - нет христианина. Потому что без Него не можем сделать ничего хорошего..., положенная в основание веры любая иная заповедь приведёт в конечном итоге к разрушению того, что строим. Возлюбив Бога, человеку останется в своих ближних постараться увидеть Его образ.
Сергий17 мая 2016, 19:17
Сначала мирятся с ближними, потом идут к Богу. Не буду давать ссылки, кто хочет - найдет сам, откуда это. Общий принцип такой: сначала наилегчайшее - благое отношение к ближним, потом попытки приблизиться к Богу, на которые Он, когда захочет, отвечает. Наоборот - в индуизме, у шаманов, ещё у кого-нибудь... Не тащите в церковь языческий духовный хлам, братья и сестры. Просто надо читать Святых отцов не по отдельным цитатам и коротким очеркам, а целиком и - вдумчиво. Читаешь Св. отца - прочти все доступные его творения. И не один десяток раз.
Андрей17 мая 2016, 16:55
Марина, ваша подруга типичный энергетический вампир. В одной из своих лекций , о.Даниил (Сысоев)раскрывает эту тему.
Яна17 мая 2016, 15:47
Марина(Бирюкова),
мне кажется, что в Вашем ситуации лучше обратиться к "специалисту" - священнику, а не своевольничать, чтобы не навредить подруге.
Отведите Вашу Ирину к хорошему знакомому батюшке. Предварительно договоритесь с ним о встрече,и пусть она ему задаст все свои вопросы, но не на исповеди, а в обычной беседе.
Помоги, Господи, Вам и Вашей подруге, укрепи веру!
Елена17 мая 2016, 12:49
А мне кажется, что для нас (обычных верующих людей) более правильным будет проповедь не словами, а именно делами! Сейчас переизбыток всяческой информации и слабая наша словесная проповедь просто потонет в этом потоке (да и не нам, грешным, читать проповеди ближним, сами-то далеко не святые, не пример для ближних, увы).
Какие это дела? Да просто прийти на работу в хорошем настроении и зарядить позитивом своих коллег, не ныть, когда не хочется чего-то делать, стараться не унывать и других подбадривать. Звонит подруга, у которой все плохо - выслушать (просто выслушать), посочувствовать и утешить, уступить место, здороваться с соседями. Стараться быть солнышком для других!
Расскажу о своем небольшом духовном опыте. Я долго была вне церкви, хотя всю жизнь верующая. Бог привел обратно через большое горе. И впервые лет за 8 я исповедовалась и причастилась. Не хочу как-то себя превозносить и тд, но после Причастия я почувствовала (в своей мере, конечно)что испытывал, наверное, батюшка Серафим, когда каждому пришедшему говорил: "Радость моя!". Раньше со мной такого никогда не было и длилось пару недель, пока суета не захватила. Но память того чувства всеобъемлющей любви ко всем людям и каждому конкретному человеку передо мной, и благодарность Богу теперь навсегда со мной. И вот эту радость !от сердца! и надо дарить ближним. Мне кажется это намного важнее длинных юбок, постных лиц и наших проповедей о Боге.
И еще мне кажется, что когда Апостолы проповедовали, то привлекали людей именно не словами, а любовью и делами любви. И только потом, когда люди уже заинтересовались и тянулись к ним, рассказывали о Боге.
Людмила17 мая 2016, 12:48
Возможно неплохим ответом является статья, опубликованная несколькими днями ранее - http://www.pravoslavie.ru/93228.html. Молиться надо за подругу, чтобы Господь Сам привел ее к Себе. Спаси Господи!
кветкин андрей17 мая 2016, 11:36
Все наши проблемы в нас самих. До тех пор,пока в сердцах наших живет и командует собственное Я,ничего не изменится ни в нас самих,ни тем более в окружающих. Чистые сердцем Бога увидят, - об этом говорит Господь Бог нащ Иисус Христос. Сердце чисто созижди во мне Боже и дух прав обнови во утробе моей- говорит пророк Давид в 50м псалме. Мы этого достигли сами? Нет!! Живем по Евангелию? Снова нет!! А раз нет,то кто ж нам поверит?...
Владимир Степанов17 мая 2016, 09:50
Анна, дорога к Богу терниста, не допускайте мысли о том, что батюшка Вас не пустил к Причастию. Это воля Божья, которой нужно следовать. Но нужно набираться сил и идти ещё раз на исповедь, и ещё раз, до тех пор, пока Господь не допустит Вас ближе. Вот сами уразумейте о себе - 2 года не исповедываться, находясь в Храме, что Вас держало в этом деле?! Поверьте, сложнее не грехи назвать, а сложнее избегать греха, голову можно сломать в том, как увернуться от падения.
Ирина17 мая 2016, 08:48
Чтобы приобрести друга, сначала нужно обрести Бога.
Надежда17 мая 2016, 07:16
Я понимаю подругу автора. А почему подруга где-то права, а автор - кое-где не права, приведу отрывок из дневника священника Александра Ельчанинова:
"Разница между Иовом и его друзьями. Иов - это честная, правдивая натура, ищущая "дела", а не слов, а те - люди религиозной фразы, шаблона, традиционных формул. Иов вопит о "неправде", о непонятности страданий, о благополучии грешников, о безвинных муках, и не только своих; а друзья отвечают ему общими и лживыми фразами, для них все ясно, и, установив порядок в словах и мыслях, они считают, что установили гармонию и в мире. Этого типа люди слишком часто встречаются повсюду, включая и духовенство, и людей науки".

Священник Александр Ельчанинов, "Отрывки из дневника".
священник Андрей17 мая 2016, 00:28
Чем больше пытаешься сам кого-то воцерковить,особенно если это человек близкий,тем больше возникает проблем и протеста, и на каждый твой вымученный аргумент находится не менее, а может даже более выстраданный контраргумент. И даже порой просто диву даешься,как после твоих тщетных потуг кого-то спасти, Господь Сам человека направляет и просвещает,смиряет и возносит,наказует и милует и получается то, что человек начинает видеть себя в правильном свете и ракурсе и совершенно искренне благодарить Бога за те Его неисчислимые благодеяния,которые он осознал в своей жизни. А бывает, что очень долго ничего не происходит положительного, а ситуация только деградирует и человек коснеет в своей обиде и саможалении, тут уж какой-то внутренний надлом, который только и лечится настоящей любовью,про которую и говорит апостол Павел в послании к Коринфянам (13,4-7).
p.s.Попросила как-то прихожанка пособоровать и причастить свою уже долгое время обездвиженную маму,объяснив всю сложность и непредсказуемость ситуации. Мама - преподаватель истории,человек с очень скорбным и сиротским военным детством, сложной судьбой и очень жестким характером. Которая, когда еще могла говорить,приказывала в церкви ее не отпевать и священника не приглашать. Надо было видеть эту явную метаморфозу от отчаянного протеста в глазах в начале и мучительных стонов от помазания маслом,как будто ее мазали концентрированной серной кислотой,до того момента,как я уже отчаявшись найти подход к этому человеку,просто погладил ее по голове и попросил:"Ну потерпи,родная". Оказывается, что ей может быть всего лишь этой маленькой капли человеческого участия не доставало, чтобы преодолеть свою неприязнь к церкви и умилиться хотя бы уже и на смертном одре.
Василий16 мая 2016, 22:36
А мне кажется что всё это очередное, столь модное сейчас, заигрывание с миром сим. И это не какая-то личная позиция одной лишь обиженной на Церковь Ирины, это сейчас общая позиция секулярного общества - "Церковь НАМ ДОЛЖНА". Дескать, я бы поверил в вашего Бога, но пусть Церковь "сделает мне красиво", пусть отменит ДЛЯ МЕНЯ все свои вековые запреты и установления, пусть покается передо мной за грубость попов, за непонятные мне каноны, за часы патриарха, за костры инквизиции и за Джордано Бруно. И Церковь (а точнее её отдельные наиболее либеральные представители) начинает оправдываться... На ТВ, в прессе, везде и всюду повсюду Церковь сегодня провоцируют и хотят заставить каяться и оправдываться. Кстати,именно с этого начиналось разложение Римо-Католической церкви. Вначале под давлением "прогрессивной общественности" она покаялась за инквизицию, потом за преследования евреев, затем за дискриминацию гомосексуалистов, далее уже везде...
людмила16 мая 2016, 21:15
как знакома эта ситуация.да,вы правы,любви не имеем.и молится не умеем.
Дионисий16 мая 2016, 21:08
Только личным примером. Я сильно пью, в пост бросаю, потом опять начинаю. Так и сам мучаюсь и маму мучаю. Но, когда она увидела, что Господь меня удерживает от грехов, то пришла к вере. А ещё людям гордость мешает - не хочется осознавать себя "горее скота"
Анна16 мая 2016, 20:58
Христос Воскресе!
А я своей исповеди ждала 2 года. И когда это произошло, то священник мне сказал, чтобы я в церковь ходила только с мужем и никак иначе. И всё. К причастию не допустил по той же причине. А я никогда в жизни не причащалась! С мужем в церковь возможно только забежать, свечу воткнуть и всё. Он не ходит на службы т.к. работает 7 дней в неделю, а если есть время, то не будет тратить время на эту "фигню".
Вобщем уйдя с исповеди, я рыдала. Был пост. Пришлось с горя съесть банку солёных огурцов. Буду как и всегда... стоять в своём углу, молиться перед иконками и не ходить в церковь... с лёгкого слова священника
Валентина16 мая 2016, 20:23
На вопрос: "Почему я должна?", я бы ответила: "Должна кому? Священнику нужно твоё покаяние? Богу ли нужно твоё чтение канонов? Конечно, Бог ждёт от нас нашего обращения, но не потому, что ему это нужно, а потому что это нужно нам, а он желает нам того, что нам полезно, потому что любит нас. Вот мать даёт ребенку горькое лекарство, чтобы он выздоровел, или заставляет его убирать за собой, чтобы вырос опрятным. Понятно, что конфетка вкуснее лекарства, но она не вылечит. Бросать вещи где придётся проще, чем убирать на место, но это не приведёт к порядку. Так вот теперь вопрос: нормальная мать разве не из любви к ребёнку это делает? Так и Господь любит нас настоящей Любовью, которая желает нас укрепить, воспитать, излечить, очистить, украсить, подарить нам счастье. Это не та мнимая любовь, которая будет потакать нашим мимолётным желаниям, нашим неразумным капризам, будет нас баловать и расслаблять. Так что если от нас что-то и требуется, то нужно это в первую очередь нам самим, для нашего же блага, поэтому будем принимать эти требования с усердием и благодарностью, а не с упрямством и саможалением подростка, который обижается на родителей за то, что не разрешают ему целый день смотреть телевизор, а требуют, чтобы сделал уроки, помыл посуду и навестил бабушку"
Сергий16 мая 2016, 19:40
Дмитрий написал: В церкви не ищут любви... Вот здорово! А где она, по Вашему, должна быть? В тюрьме? Знаете, у меня уже немалый церковный "стаж", но одного понять так и не смог: какое право мы имеем учить любви врачей, военных, слесарей, дворников, если сами утверждаем своё право не иметь её? Это надо же, вдумайтесь: мы дожили до тех времен, когда люди пишут: в церкви любовь не обязательна... Никакого духовного лечения без любви не бывает. Поверьте на слово. И тут же найдёте миллион подтверждений у Святых отцов. Была бы любовь в церкви.. не было бы 4 млн. абортов в год. Увы!
юля16 мая 2016, 19:01
Мариночка, обнимите Ирину, покажите свою любовь, терпение. Не надо спорить и что-то доказывать, просто любить и позволить идти своим путем к Богу, мягко направляя и советуя читать статьи этого сайта.
А по поводу батюшек- они тоже люди и не всегда могут проникнуть в твои проблемы, особенно если исповедуется незнакомый человек.
Владимир Степанов16 мая 2016, 17:58
У Ирины очень несложная ситуация. С ней нужно говорить не о Церкви, а о Боге - она стремится к Нему, но спотыкается о фундамент Церкви, который не может перепрыгнуть. Когда она поймёт Бога верно, тогда проще будет повернуть взгляд на Церковь, Им созданную. Иначе Ирина может прельститься иноверием или язычеством.
Сложнее, когда человек не понимает и не слышит, что Бог "здесь и сейчас", но готов ходить в Церковь потому-что "так надо". Скорби могут пробить эту стену, но как открыть Бога без скорбей - не понимаю((( Может кто знает?
Юра16 мая 2016, 17:02
Это не «КРИК О ЛЮБВИ» — это крик отчаяния, крик тоски в душе. Что же делать? Как помочь? Это тоже крики от отчаяния, что не знаешь как помочь и какими словами утешить заглушить этот вопль. К священнику пойти, но есть ли у него достаточного времени и насколько он сам опытен. Старцу да где теперь ныне найдёшь, а найдёшь достаточно ли у него времени, что бы изъяснить смысл Церкви — нуждающихся-то много. Вот Господь и послал к вам подругу за неимением иного способа. Как быть? С чего начать? А начать надо так как с младенцем. Ведь младенец не вдруг начинает принимать твёрдую пищу, но с молока и молока жирного с витаминами. Жирность определяется наличием достаточного времени для разъяснения того или иного в Церкви. Витамины — совместное прочтение Святоотеческих книг и попытаться объяснить своими словами как понимаешь. А что самой непонятно того смущаться не надо, а спросить у опытных в духовных вопросах и желательно вместе т.е. как бы за ручку повести. Только всё это нужно делать с предварительной молитвы: «ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них.» (Мф. 18, 20). Хорошо бы и Божией Матери обратиться за помощью. Так мелкими шажками и к Богу да не вдруг, а постепенно.
Галина16 мая 2016, 17:01
Как все близко и знакомо! Мои родные тоже задавали вопрос почему священники такие "грубые" и не хотели идти в церковь. Я сама через это прошла и поняла как важно иметь "духовного отца", мне было проще - у нас в церкви 1 священник, а у моих родных 5-7 священников и на исповедь попадают к разным... Господь все уладил - так получилось, что я присутствовала на освещении их квартиры (живем в разных городах) и Господь, используя мой "церковный опыт", позволил нам организовать чаепитие после освящения и в простой беседе мы ближе познакомились с священником, а он с моими родными. Он стал их "духовным отцом" и теперь они бегут в церковь и в радости и в горе. Наконец-то они поняли, что священник такой же грешный человек как и мы, только с возложенной на него огромной ответственностью перед Богом за нас к нему приходящих. И тогда начинаешь молиться за духовного отца и понимаешь, что "грубых" священников не существует.
Бог вам в помощь!
О.Т.16 мая 2016, 16:54
Добрый день! На такую же тему, мне батюшка однажды ответил:"Любовью побеждать надо!", но я не поняла смыл такого ответа. Как я могу побеждать любовью, если я не имею любви к этому человеку???
А в этой статье, вроде есть любовь-дружба, но нет самой Любви (Бога) в сердце самой верующей подруги.
Мариночка, простите Христа ради, за эти слова. Мы все только только учимся...любить! ЛЮБОВЬ - это сам Господь! Любовь созидающая, всепрощающая, милостливая, выше и глубже человеческой любви!

Послание к галатам:
что значить поступать по духу

Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Как исправлять другого?
(толкование Иоанна Златоуста)

«Вы, духовные, исправляйте такового» — апостол не сказал «наказывайте», или осуждайте», но — «исправляйте».
«В духе кротости» — не сказал просто «кротостью», но — «в духе кротости», показывая тем, что это угодно и Духу, и что способность исправлять кротостью согрешающих есть дар духовный.
«Наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» — апостол предупреждает о духовной опасности: исправляющий другого должен наблюдать за собой, чтобы не возгордиться.
«Носите бремена друг друга» — невозможно, будучи человеком, быть свободным от недостатков. Поэтому апостол убеждает не быть строгими судиями погрешностей других, но терпеливо сносить недостатки ближних, чтобы и другие сносили их собственные недостатки.
Например, тот вспыльчив, а ты сонлив. Сноси же его бурные порывы, чтобы и он сносил твою вялость. В результате и он не согрешит, когда встретит снисхождение к себе с твоей стороны, и ты не погрешишь, раз брат твой терпит в тебе то, что для него тяжело.
Так и в нашем теле: если кто станет требовать от всех членов одинакового служения, то тело не устоит. Так и между братиями произойдет великая вражда, если мы от каждого будем требовать всего.

Спаси Господи!
Николай Старостин16 мая 2016, 16:37
Я пришел к Богу лет 15 назад.. Сейчас мне 33 и не один из моих друзей, увы, не стал воцерковленным, дружим при этом крепко. Бог есть любовь, а не закон. И у каждого свой путь. Храни вас Господь!
Виктори16 мая 2016, 16:14
("Много раз сказано, что в Церкви нужно искать не чего-то другого, а именно Бога, а все остальное приложится вам (ср.: Мф. 6: 33). Но человек немощен, уязвим и, когда попадает в травмирующую ситуацию, ищет помощи, защиты, поддержки, утешения. ")
Люди вполне оправдано ищут в Церкви любви, ведь сказано: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга"(от Иоанна 13). Мне странно, что автор в целом хорошей статьи, кажется считает, что Ирина не права. А по-моему это вполне нормально, что человек в Церкви ищет тепла, понимания и любви. И горе нам, не первый день ходящим в Церковь, что не находит. А все потому, что не исполняем мы заповеди и что забываем, что суббота для человека, а не человек для субботы. У меня похожая ситуация недавно была с подругой, но более успешно разрешилась, я сама с ней пошла и сама поддержала. Кстати, и у человека давно ходящего в Церковь может быть нужда в любви, могут быть тяжелые времена и он тоже может не выдержать того равнодушия(в лучшем случае), которое у нас процветает.
Шушаник 16 мая 2016, 14:23
Не знаю почему, но душу тронуло. Конечно же все мы больны, больны грехом, но не все готовы понять, принять.. И часто, когда совсем худо, дорога ведет нас в храм. Господь касается нашей души, но мы пока не готовы, не созрели понять и принять прописные истины( каноны, правила..). Ирине нужна была живая вода, напившись которой, она утолила бы свою жажду. И она, хоть и не осознаёт, но приняла Живой Источник Жизни.. Он ее утешит ещё, а мы просто должны научиться сопереживать, покрывать их недоверие своим великодушием, вооружиться терпением и просить Господа за нас и наших ближних,чтоб Он научил нас любить..чтоб мы смогли открыть свое сердце, свою душу и впустить чужую боль, тогда может сможем проникнуться словами нашего любимого Святого- Преподобного Паисия Афонского,когда чужая боль становится своей..
Вы ведь любите свою подругу, просто будьте искренни и постарайтесь почувствовать ее одиночество и , взяв ее руку в свою пройти с ней столько насколько готова Ваша душа, Ваша жертвенность...будьте просто собой, фальш она всегда чувствуется, а Христа мы можем проповедовать лишь нашей любовью,теплотой своего сердца,своим участием.. Помоги Вам Бог! Простите, если что не так..
Наталия16 мая 2016, 14:19
Очень глубокая статья. И верно сказано, что именно любовью и молитвой мы можем кого-то к Богу привести, с Его же помощью. У меня недавно умер от рака отец... В Бога верил, говоря, что-то есть, не желая узнавать что-то больше. Правда, ещё к св. блаженной Матроне в монастырь ходил, и причащался без подготовки, но с исповедью несколько раз, когда я просила сходить со мной и грудным ребенком в Церковь. Что я хочу сказать. Моя ошибка, о чём я очень сожалею и каюсь, что я настойчиво его пыталась привести к вере. Часто заводила об этом разговор, он злился и говорил, что хватит, ничего не хотел слышать, а мне очень хотелось, чтобы он по настоящему раскаялся...ведь был очень болен... Благодарна Богу, что успела его причастить за 2 дня до смерти. А для меня урок на всю жизнь, не давить своей верой на родных и близких, а молиться о них со смирением и кротостью. Слава Богу за всё.
Геннадий16 мая 2016, 14:09
А ещё будет очень полезно послушать беседы о. Андрея ТКАЧЁВА и почитать его книги!!
Очень вразумляет и верно ориентирует!

С Богом!
Татьяна16 мая 2016, 14:06
Да , Марина , сложно рассуждать на такую конечно тему , но вам бы сначала не самой подруге обьяснять о вере,а привести её к священнику , которому вы сами доверяете и верите , что он её поймёт и всё подробно хотя бы обьяснит , что к чему.Самое страшное для вашей подруги было исповедываться , она и так еле через себя переступила , а тут ещё каноны .Мы сами ещё как говориться не оперились , а уже пытаемся учить , это и со мной такое было , кажется твердо стоишь на почьве веры , а начнут со мной спорить доказывать свою правоту и бывает не знаешь , что ответить , и думаешь , да в вере я ещё слаба. Если Господу будет угодно сам подтолкнёт вашу подругу к вере , просто тогда это бывает очень болезненно , это скорьбь , болезнь , потеря родных и близких нам людей.Не спешите , вашей подруге ещё нужно время , любите её такой какая она есть , а всё остальное приложиться .Она вам скоро сама начнёт задавать вопросы о вере , а вы должны будете ей достойно давать ответы , только не отдаляйтесь от неё , вы ей очень нужны.
Лариса Воронина16 мая 2016, 13:54
Мне было больно это слышать, конечно, и я пыталась хоть что-то ей объяснить, хоть в чем-то убедить, но – тщетно. (с) // Да не надо убеждать. Я обычно отвечаю вопросом на вопрос: «а что тебе до того? Ты вот по ТВ смотришь всякую муть, мне же это любить тебя не мешает!», или «ты, смотрю, интересуешься больше меня, никак обратиться хочешь к Православию?» и т.п. самым простодушным тоном. И чем больше на тебя давят, тем больше увод в сторону. А потом вопрос ребром: «Что ты конкретно хочешь? Объясни. Слушаю». В общем, тактика допроса… Обычно люди теряются и не могут сформулировать мысль. После этого тема бывает закрыта надолго. // А помириться по моему разумению можно так: «зайка, не обижайся. Ну что делать – я теперь в Церкви. На нашу дружбу это вообще не должно было повлиять! Давай отложим эту тему на неопределённое время и займёмся насущными заботами». // Конечно, она неправа (с). Здесь я резко не соглашусь. Она права – со стороны всё выглядит именно так. Просто мы уже задали себе вопросы: Куда идти? Кто явит нам благая? Где глаголы вечной жизни? И, пробираясь сквозь тернии, нашли ответ (а за ним – другие тернии). Многим же ещё предстоит, и не стоит их в этом обвинять. Непросто всё это... Слов о любви говорим много, а её надо ещё потрудиться достичь и в данных тебе не абстрактных условиях… В общем, творчество автора у меня порой вызывало недоумение, но здесь безусловно и безоговорочно за превосходный разбор причинно-следственных связей – высший балл!
Анна16 мая 2016, 13:52
А зачем Ирине сейчас вычитывать каноны? И зачем ей таким образом причащаться? Она же еще младенец, а вы предлагаете ей жесткую пищу. Это вызывает лишь отторжение. Надо отдать должное ее терпению, молодец. Предложите ей самой поговорить с Богом. В мыслях, в молитве. Как мальчик в замечательной пьесе "Оскар и Розовая Дама". Должно быть общение с Богом, а не вычитывание незнакомых слов. Чтобы у человека было желание говорить с Богом, возможно даже желание что-то дать Богу, будь то цветок, свечка или просто слова благодарности. Постепенно он сам созреет для исповеди и причастия. И выстоит, и вычитает и причастится несмотря на боль в спине и прямоту обращения усталого священника. Пусть пока почитает жития святых. Очень хорошо прочитать акафист "Слава Богу за все". Даже картины многое могут сказать. А за то, что Ирина смогла прочитать все молитвы, постилась, хоть и неумело, за ее робкую исповедь - Господь не оставит ее без награды!
Сергей16 мая 2016, 13:52
Типичная ошибка многих из нас, когда мы начинаем своих родных и близких вводить в церковную жизнь с исповеди и Причастия. На мой взгляд это в корне неправильно. Человек даже не осознаёт к какому страшному Таинству он приступает. Так же и с исповедью, как можно сразу незнакомому человеку, хоть и священнику, открывать свою душу, он должен почувствовать как минимум доверие к нему . Если человек просто находясь на службе в храме не почувствует благодать, присутствие Бога, то и к таинствам его рано подводить. Что касается нашего поведения в данном случае, то мы должны в первую очередь быть примером той евангельской любви, которую подсознательно люди ищут в церкви и в верующих, и конечно крепко и горячо молиться за них, даже до потери крови. А если этого нет, то боюсь всё это лишь наше "благочестивое" словоблудие. Простите если что.
Ирина16 мая 2016, 13:49
Божией помощи Вам, Марина. Терпения и мягкости. Мы, грешные, ничем не можем помочь нашим неверующим близким. Кроме молитвы за них и смирения перед ними.
Господь Сам всё управит.





Дмитрий16 мая 2016, 13:45
В церковь приходят не искать любви, а лечиться духовно. Как в больницу приходят лечиться физически и не требуют любви, а только правильного диагноза и курса лечения. Конечно, сострадание и любовь к пациентам в больнице (или к прихожанам в храме) тоже не помешает - но главное все же, чтобы врач был компетентным и знающим.
Когда человек приходит в храм и чего-то начинает требовать от окружающих, он заранее себя обрекает на то, что ни в одной церкви не приживется. Ему всегда будет казаться, что все ему обязаны чего-то, но не дают, ему будет казаться, что тот его обидел, тот - проигнорировал, что прихожане плохие, а священники неправильные.
Стоит отнестись ко всем немного подобрее, и окажется, что эти люди вокруг тебя вовсе не такие озлобленные, и что любовь-то на самом деле есть и среди прихожан и священников.
Лидия16 мая 2016, 13:30
Как и всегда, работы Марины Бирюковой актуальны для многих из нас. Моё мнение такое. Судя по рассказу, Ваша подруга, взрослый человек, наверное образованный, с очень тонкой и ранимой душой. Дорогие сестрички мои. Когда вы пришли в первый класс общеобразовательной школы, вам же не предлагали решать уравнения с интегралами и логарифмами. И сочинения вы не писали по произведениям Достоевского. Почему же мы решили, что войдя в Храм Божий чуть ли не впервые в жизни, мы сразу должны всё понять: и церковный язык, и огромную церковную терминологию и песнопения, Литургию? Милая Иришка, сели бы Вы к компьютеру, нашли бы в нём сайт Православие ру и постепенно, шаг за шагом, начиная с чтения простых жизненных, так берущих за душу, обнадеживающих, а иногда веселых (Про отца Валериана) рассказов Ольги Рожнёвой, Дмитрия Шишкина, Андрея Ткачева, Валерия Духанина, Ярослава Шипова, Петра Давыдова и многих-многих наших дорогих и любимых наставников. Тут тебе и наставления, и пожелания, и примеры жизни других новичков.
Прекрасная книга "Несвятые святые" Т.Шевкунова открыла для меня ранее неведомый мир монахов. Вот они, бывшие крутые и красивые москвичи и ленинградцы, у которых многие родители (как и у всех нас)были совершенно далеки от Церкви! Эти молодые страшно образованные (Боже мой! Институты кинематографии и т.д.,)перспективные ребята вдруг уходят в монастырь!!! Прочитайте! Я после прочтения этой книги поехала в Москву в Сретенский монастырь поклониться мощам свящ. муч.Иллариона. Я так рада, ну просто несказанно, что там строится новый Храм и в этом строительстве есть маленькая лепта и моей семьи. А как я полюбила Сретенский хор, к нам в Воронеж они приезжали и мы ходили на концерт. Зал просто трещал по швам от такого количества людей!!!
Еще один совет; обязательно заставьте себя пройти курс катехизации и желательно при Храме, который имеет в этом опыт. Я так и сделала. Если б вы знали, сколько я "претерпела"! Чуть ли не с каждым словом преподавателя я была внутренне не согласна.Вся кипела внутри:ну что это за бред он несет! Но я дала себе слово, что ни при каких обстоятельствах я эти курсы не брошу! Прошло десять лет. Нет для меня жизни без Церкви! И каждый раз, читая, я узнаю всё больше и глубже. Но регулярно ходить в Храм я стала не сразу, и праздновать праздники, и соблюдать посты, и понимать глубину Евхаристии. И любить всех и за всё,тоже еще не всегда могу! Всё это приходит к нам в основном по капельке, по слезиночке. Только счастливые, Богом отмеченные люди, могут вот так сразу придти к Вере и навсегда уйти в монастырь. А мы, выросшие в родительской ласке и любви, одетые, обутые, выученные в ВУЗах, комсомольцы и партийцы - ну как сразу можем разобраться в Вере, когда всю жизнь нас учили другому? И ценности у нас были другие и мерки тоже.
Самое главное для всех нас - смиренномудрие. Учиться этому я думаю мы будем всю жизнь. Сейчас в Церкви, на мой взгляд, произошло много изменений в лучшую сторону. Посмотрите какие у нас умные, образованные, деятельные, успевающие делать просто невозможное, священники!!! У нас в Воронеже при каждом Храме школы для детей, взрослых, молодежи, стариков разные курсы. Постоянные выставки книг, старинных
икон.Такая бурная, радостная и интересная жизнь. Жаль, что на работе, и не успеваю посещать выставки и т.п.
Ирочка, дорогая сестричка, вот на таких курсах, Вы обязательно найдете интересных и порядочных людей, будете с ними дружить и у Вас начнется новая жизнь!!! Уверяю Вас. Я вот немного отбилась от своей группы из-за нехватки времени, но в Великий Пост мы все вместе обязательно читаем Псалтирь, а так как нас 20 человек, то мы по графику каждый день читаем дома у себя очередную кафизму и у нас за день получается прочтение всей Псалтири полностью. При этом поминаем о здравии всех участников чтения Псалтири. Как это объединяет и поддерживает!!! Как радуют эти труды! Мы так ждем Пасху! Почти все обязательно причащаемся.
Желаю Вам успехов, терпения,поверьте, только в Православной вере Вы найдете главное для своей жизни!!!
Христос Воскресе!!!
елена16 мая 2016, 13:12
C праздником вас милые сестры,с неделей жен-мироносиц!Я хочу сказать тоже,только после 7-лет церковной жизни т.е. постоянного посещения Богослужений (я работаю) я начала читать каноны не потому что так надо а потому что я так захотела сама,я поняла что я хочу читать канон покаянный и канон Богородице и Ангелу-хранителю,я хочу их читать. Но было всякое, тоже ведь пришла в церковь не от радости а от большой душевной боли.Как то на исповеди сказала священнику"Очень тяжело на работе-уничижают,обижают,клевещут" хотела чтобы пожалел а он в ответ: "У других вон вообще нет работы".Вот и утешил подумалось, а потом сказала себе всё что говорит священник,то говорит тебе Господь устами батюшки,терпи." И всё встало на свои места,просто смирилась и всё успокоилось,главное смириться.Спаси Господи.
Сергей16 мая 2016, 13:09
Прекрасная статья! Жаль короткая. Опять чётко, на конкретном примере обозначена эта "пульсирующая жилка"- пропасть, отделяющая нас от понимания Христа. Ничем невозможно заменить любовь ( а ведь как хочется ). Ни молениями, ни пощениями, ни "правильными" беседами, ни постоянным хождением в храм - нет замены! А её (любви) нет. И как жить? Приложить мы её себе не можем. А напоминать себе о ней нам под силу. Только это боль - постоянно видеть в себе отсутствие любви к ближнему. А мы хотим этой боли? Без гарантии, что в скором времени душа изменится?
Сергей16 мая 2016, 12:45
Святитель Игнатий говорил, что «того, кто читает писания святых Отцов, я почитаю спасающимся». Напротив, без этого чтения, особенно в наше время, спасение весьма затруднительно.
Вот и здесь видно как сложно прийти к настоящему покаянию без такого чтения.
Попробуйте дать Ирине почитать:
"«Если мы говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин.1:8—9). Чрез искреннее раскаяние с решительным самоосуждением себя пред Богом и людьми внутренний человек очищается, и вода в сосуде, проведенная чрез духовный фильтр покаяния, восстанавливается в своей чистоте."
Фото-Свет16 мая 2016, 12:39
Спасибо Марина вам! Именно так все и есть. Пока сами не почувствуем любовь, не станем любовью, ни чего о Христе не дойдет ближним, о ком печемся. Всегда по гордости хочется противопоставить себя(верующего) и человека неверующего. Получается отрыв, бездна между близкими. И за нашу протянутую руку ни кто не береться... увы. Мы не впереди, не выше, и не напротив. Мы в одном строю со всеми страждующими. Просто к нам Бог по Его выбору приблизился. А к ним пока нет.
Дана Монакова16 мая 2016, 12:35
Как это знакомо... А у меня несколько таких подруг, и также тяжело стало общаться, раньше пыталась что-то донести, но бесполезно. Поняла, что надо молчать до поры, до времени, и что действительно в нас самих очень мало любви...
Елена16 мая 2016, 12:01
Христос воскресе. Мариночка, исповедуйте разлад в дружбе, Господь поможет. Говорю это из собственного аналогичного опыта. Ведь дружба - дар Божий, друзей, как и супругов, нам Господь дарует, друзей беречь надо. Бог помощь!
Юлия16 мая 2016, 10:02
Как же разговаривать с атеистом мужем, с невоцерковленным 25 летним сыном? Почему нам говорят, что нужно молчать и только молиться? Пропаганда атеизма не молчит, а активно капля за каплей на них капает. Отовсюду - американские фильмы, московские театры, оппозиционные блогеры и т.д. Почему-то в оппозиции - воинствующие атеисты. Наверное, там нет истины. Зачем миссионеры едут в Индию? Помогите нам здесь - не справляюсь дома. Действительно, вопросы мне переходят в ругань взаимную. Не справляюсь в разговорах с атеистами однокурсниками бывшими. С этим потоком пропаганды атеизма - трудно справиться, но, наверное, можно.
Кира Кошкина16 мая 2016, 09:54
Мариночка, как это все правдиво и жизненно.
Все у вас получится, и с подругой вы помИритесь. Извинитесь перед подругой, покаетесь, что подругу обидели, и помиритесь, вы же сами это знаете.
У меня тоже не получилось по жизни внукам объяснить то, что хотелось, о вере. Им сейчас по 16. В младенчестве я их часто в храм водила, причащала. А сейчас их туда не затащишь. Один даже оккультную литературу предпочел Святому Писанию. Младшенькой 8, но тоже особо не рвется в храм. Если раньше просилась сама, то сейчас только по напоминанию, раза два в месяц... И я думаю, что это и моя вина. Не стала я для моих деточек хорошим примером, не смогла объяснить, для чего Церковь Христова нужна. А она ведь единственное спасение от смерти. А объяснить ни мужу, ни дочери, ни теперь уже и внукам - не могу. Печаль вот такая у меня.
Эля16 мая 2016, 09:14
Лечить такие состояния у близких, можно только молитвой, великодушием, терпением и любовью.
Эля16 мая 2016, 09:08
Мы сами, создаем внутреннее сопротивление, которое мешает Богу вселиться в нас.
Если мы идем в храм, с мыслью, что Он нам должен( мысленно Его обвиняя в том, что у нас не ладиться жизнь), тогда и голос звенит, и священник не тот. А когда, мы идем в храм, к Богу, как в "последнюю инстанцию", в которой если нам не помогут, то не помогут нигде, тогда :"- На всё готов я, только помоги мне!".
Анна16 мая 2016, 08:52
Как все относительно. Даже не знаю, допустили бы священники из нашего храма человека без должной подготовки к Причастию? Бабушка добрая попалась Ирине в церкви, рассказала как подготовиться. Мне не раз приходилось слышать как бабушки в церкви на вопросы грубо отвечали - покупайте книги и читайте, как что делать. И почему у большинства людей такое острое чувство, что им кто-то что-то обязан дать. На мой взгляд, Ирину даже очень хорошо встретили в храме, ну и что еще ей надо? И надо ли вообще?
Lyudmila Toll16 мая 2016, 07:58
Слава Богу за все
спасибо вам .
это действительно очень типично ,что люди ничего не понимают и отмахиваются,
а некоторые обижаются-- а на кого обида то ?
да на себя самого,- ведь ты сама не посещаешь службы,
сама не учишься в воскресной школе,
сама не читаешь ежедневно правило,
сама не читаешь Библию ,сама не просишь Господа о помощи понимать и просвещаться .....
я когда первые шаги в церкви делала ничего не знала и спрашивала у знакомой,
и она мне сказала если тебе надо-- то не оправдывайся а
читай святых отцев , даже не понимая молитвы читай-- потом будешь понимать,
твое дело читать, а Господь просветит того кто ЕГО просит об этом и кто старается
и не ленится ,как можно чаще на службах не просто стоять, а во внимании слушать службу--
т.е. быть здесь и сейчас .
Галина Б.16 мая 2016, 05:50
Марина, да Вы не переживайте так, но и не отступайте от Ирины, мягко говоря: "глотайте" все обиды от нее исходящие. Иначе никак. Это окаяшки(по выражению св.прав.Алекися Мечева)ее к церкви не подпускают. Тернист ее путь к Богу. У меня нет ни одного человека рядом, с кем бы я могла поговорить о Боге, о Церкви. В записках о здравии пишу 16 человек - ближайших родственников.
Есть две приятельницы - замечательные женщины, и труженицы, и натерпелись в своей жизни, и не озлобились, но если я начинаю о Церкви говорить, то услышу что-нибудь такое, что хочется обидеться навсегда. Терпения Вам. Слава Богу за все. Особенно за то, что мы-то знаем где Истина, ну и потерпим ради Нее.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×