Как должны мы разговаривать о своей вере с неверующими – или верующими, но не сделавшими еще четкого выбора, с невоцерковленными – родными и близкими? Проблема болезненная и возникает у каждого из нас с неизбежностью… Но она гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд, эта проблема. Ведь то, как и, главное, с каким результатом мы говорим о своей вере, многое говорит о нас самих.
Сказано уже не раз, что не нужно свою веру никому навязывать; что не нужно без нужды спорить; что только с тем человеком нужно о вере говорить, кто сам этого разговора захотел и кто, главное, услышать тебя готов. Как написал в свое время один священник, только в те двери нужно входить, которые перед тобою открыты, а пытаться замок взломать или тем паче ногой дверь высадить – это заведомо ни к чему хорошему не приведет.
Все правильно. Но иногда бывает так, что наш неверующий или невоцерковленный ближний сам, и довольно резко, распахивает перед нами свою дверь, сам заводит с нами разговор о причинах своего неверия или неприятия Православной Церкви и бывает при этом весьма настойчив и даже агрессивен. А мы – теряемся, мы не можем вот так сходу разобраться в том, что от него исходит и что, соответственно, происходит с ним. И хорошо еще, если эта наша беседа ссорой не закончится и если мы – при всей нашей искренности, при всем нашем желании и ближнему помочь, и Христу послужить – не оттолкнем его от Церкви еще дальше, чем он стоял до разговора с нами.
У меня есть давняя – с молодости – подруга, назову ее Ириной. У нее двое детей: сын заканчивает вуз, дочь – старшеклассница; с мужем Ирина с недавних пор разведена. И у меня жизнь протекала непросто, и у нее, однако именно Ира в течение многих лет спасала меня от одиночества. Много раз мне помогала – в том числе и материально, когда брала за горло нужда. Любила мои стихи. Легко простила мой, мягко говоря, непродуманный поступок – хотя я поставила ее тогда в крайне неловкое положение…
В свою очередь и я, наверное, была ей нужна: в самые горькие дни своей жизни она могла мне выговориться, могла, общаясь со мной, разрядиться, успокоиться, а это уже немало.
Но однажды в наших отношениях появилась грустная закономерность: чем больше места в моей жизни занимала Церковь, тем реже мы встречались с Ириной.
А когда все же встречались – сразу чувствовали, что нам трудно разговаривать, что нам неуютно вместе.
Почему?.. Мы ведь и раньше могли как сойтись, так и не сойтись во мнении относительно любого внешнего события или человека.
Но внешние события, пусть даже и очень серьезные, – это одно, Христос и Его Церковь – другое: здесь несогласие чувствуется сразу, глубинно, даже помимо сознания.
Впрочем, наше с подругой несогласие не только чувствовалось глубинно. В каждом разговоре оно сразу – прошено или непрошено – вылезало на поверхность. И это было мучительно. Это ранило нас обеих.
– Давай больше никогда к этой теме не возвращаться, – предлагала Ира, покаянно признавая при этом, что «сама опять завела разговор».
Я внешне соглашалась: давай. Но при следующей встрече несуразный, нервозный и, главное, бесплодный спор почему-то возникал снова.
Утверждения Ирины не содержали, конечно, ничего оригинального: «Иисус Христос, может быть, и существовал, но это был просто человек. Зачем понадобилось делать его Богом?.. Бог, может быть, и есть, но есть ли смысл во всех этих церковных ритуалах?..» И тому подобное. Мне было больно это слышать, конечно, и я пыталась хоть что-то ей объяснить, хоть в чем-то убедить, но – тщетно.
Как ни парадоксально, при всех своих толстовских рассуждениях Ирина делала несколько попыток приобщиться к церковной жизни. И все эти попытки оказывались неудачными. То есть оставляли чувство горечи, разочарования, обиды. Почему?.. На днях у нас вышел-таки разговор на эту именно тему. И я испытала то, о чем сказано выше: растерянность, недоумение, чувство собственной беспомощности.
– Я поняла, – сказала мне Ира, – что главное средство воздействия на человека в этой Церкви – постоянное внушение ему комплекса неполноценности: ты грешен, ты низок, грязен, плох; ты недостоин здесь находиться; скажи спасибо, что мы тебя не выгнали…
– Ирочка! – возмутилась я. – Что ты говоришь?! Всё совсем не так!
– Всё именно так! – вспыхнула Ирина. – Я решилась исповедаться и причаститься. Я спросила бабушку в церкви, что мне нужно делать. Бабушка хорошая, добрая, она сказала мне, что нужно три дня поститься, и показала, какие молитвы нужно прочитать. Я постилась, я прочитала эти молитвы, хотя они не очень-то мне понравились, они меня угнетали, в них всё то же самое: Господи, я такой плохой, я такой грешный, Ты меня помилуй… Я читала и думала: зачем мне это самобичевание, почему я должна считать себя хуже всех?.. Прочитала, однако. Прихожу в церковь, исповедуюсь, как умею. Священник мне: «К причастию готовились? Молитвы читали?.. Хорошо. А каноны?» Про каноны мне бабушка ничего не сказала. Он мне: ну ладно, дескать, сейчас я вас до Причастия допускаю (тут голос Ирины начинал обиженно звенеть), но следующий раз обязательно читайте каноны…
– И что? – удивлялась я. – Чем он тебя обидел, этот батюшка? Чтение канонов – сложившаяся практика подготовки…
– Со мной по-человечески никто не поговорил, меня никто не поддержал – но я уже кругом должна и виновата!
– Почему я должна их читать, эти каноны? Что изменится от того, что я их прочитаю? Зачем мне их навязывают? Если Причастие действительно соединение с Богом, как ты меня убеждала, то почему мне ставят такие условия: прочитаешь каноны – дадим тебе соединиться с Богом, не прочитаешь – не дадим?.. Я ничего не понимаю в этих канонах. Я ничего не понимаю на этой службе. Ты мне прошлый раз говорила: чтобы понять, я должна потрудиться, разобраться, прочитать какие-то там книжки… Слушай, почему я на каждом шагу что-то должна? Мне ничего еще не дали, со мной просто по-человечески никто не поговорил, меня никто не поддержал, хотя мне ведь совсем не так легко было решиться на исповедь перед незнакомым человеком… Зато я кругом – должна и виновата! Канонов не читала! Брюки вместо юбки надела! Омлет съела в пятницу! И мысли-то у меня не те, и желания-то грешные! Виновата и должна каяться! И всегда знать, что плохая! И ничего другого у вас для меня нет!
Я знала Ирину как разумного, адекватного человека и не могла понять, откуда такая буря обиды, такой поток странных – с моей точки зрения – утверждений. Я вновь пыталась что-то объяснить, но подруга совершенно не хотела меня слушать – перебивала, всё больше горячась:
– Нет, всё, больше я в эту церковь не пойду! Не верю я в то, что там делается…
Мы расстались расстроенными. Назавтра Ира позвонила и извинилась за излишнюю горячность и резкость, за то, что задела, возможно, мои «религиозные чувства». А я уже понимала, что должна извиниться перед ней, хотя и не сформулировала еще для себя, за что.
За то, для начала, что не понимаю ее личной ситуации. Смотрю на все, что от нее исходит, на всё, о чем она говорит, – только своими собственными глазами, со своей, как говорится, каланчи; и с этой каланчи кричу своё: «Неправильно! Не так!» А глазами Ирины на это посмотреть, в ее положение войти – бессознательно отказываюсь.
Меж тем всё, что Ирина с такой несправедливой обидой, с такой неразумной горячностью произносила, – это, по сути, крик о любви.
Крик – всегда неразумен, почти безумен. Он – выражение не только страдания, но и отчаяния
Крик – он ведь всегда неразумен, почти безумен. Он – выражение не только страдания, но и отчаяния: человек кричит, потому что не надеется быть услышанным иначе. Ирина бессознательно надеялась быть услышанной и понятой – если не Церковью, то хотя бы мною.
Конечно, она неправа. И не выйдет из тупикового состояния, если не поймет своей ошибки, своего заблуждения, наконец, своего греха. Но если я действительно хочу не только защитить свой мир от некоего поругания или себя от боли, но и реально помочь другу – мне нужно для начала понять, чем обусловлено его душевное состояние, чем порождена его неправота.
Моей подруге на самом деле очень многое пришлось пережить. Предательство мужа, не сказавшего ей даже спасибо за то, что она три года подряд ухаживала за его тяжелобольной матерью; затем – холодное высокомерие старшего сына, обвинившего в разводе именно маму… Плюс ко всему этому – ранняя смерть отца, единственного, по словам Иры, человека, любившего и понимавшего ее «по-настоящему».
Много раз сказано, что в Церкви нужно искать не чего-то другого, а именно Бога, а все остальное приложится вам (ср.: Мф. 6: 33). Но человек немощен, уязвим и, когда попадает в травмирующую ситуацию, ищет помощи, защиты, поддержки, утешения. И если он ищет этого именно в Церкви, а не где-то еще, значит, вера в нем – есть. Это еще не вера-убеждение, нет, это глубокое – глубже сознания, которое может сопротивляться, – сердечное чувство или интуиция. Многие из нас – да едва ли не все! – переступили в свое время церковный порог, руководимые именно этим чувством, подсказывавшим: вот где выход из твоей скорби, боли, тесноты, вот в чем свобода…
Переступить-то переступили, а что дальше? У кого-то процесс воцерковления идет успешно («семимильными шагами», как призналась мне недавно одна сияющая девушка), а у кого-то сразу возникают проблемы. Чаще всего они, как я заметила, возникают у людей травмированных, у тех, кому действительно худо, кто ждет немедленной и радикальной помощи и не может принять того обстоятельства, что не получает ее прямо вот так сразу.
Конечно, священник, попросивший Ирину в следующий раз читать ко Причастию каноны, не сделал ровно ничего плохого или неподобающего. И вряд ли я вправе осуждать его за то, что он, так скажем, не вник в ее личную ситуацию, в ее душевное состояние, не понял, наконец, что она исповедуется и причащается впервые. Я не знаю, которой по счету исповедующейся она оказалась у него в тот день… И все-таки как это важно – не только для священников, для всех нас, оказывается, – знать, помнить, что люди к нам приходят очень-очень разные и не всякий из них готов услышать те правильные вещи, которые мы говорим.
Ирина просто слишком истосковалась по любви, слишком хотела тепла, понимания, утоления боли. А ей вместо этого сказали: читайте каноны. Да, ее реакция на это «читайте каноны», как и на мои настойчивые предложения разобраться в богослужении, прочитать книжку митрополита Антония и т. д., – не вполне адекватна. Но это – от сорванных нервов. И, возможно, от сформировавшегося уже негативного восприятия действительности вообще. Ирина еще не знает, что о грехе Церковь говорит, исходя, как и Христос, из любви к человеку. Она еще не открыла этого для себя, вот прочему ей кажется, что словами о грехе и раскаянии ее хотят подавить и унизить – как унизили в собственной семье.
Если бы я сразу осознала, что и почему с моей Ирой происходит, я бы нашла для нее нужные слова. Нет, я не перевернула бы за какой-то час ее сознание, не привела бы ее прямо из кухни в церковь, но я по крайней мере посеяла бы в ней добрые семена, предварительно увлажнив ее пересохшую почву. Но увы: я видела только ее неправоту, а ее страдания не видела.
Я надеялась помочь объяснениями – а нужно помогать любовью. Объяснениям поверят, если почувствуют любовь
Помните моление на литии «о всякой душе христианской, скорбящей же и озлобленной, милости Божией и помощи требующей»? Милости – Божией, помощи – нашей. А как помочь? В том-то и беда, что я надеялась помочь объяснениями. А нужно помогать любовью. Объяснениям человек поверит, если он почувствует любовь к себе. Умную любовь, такую, которая тождественна пониманию.
Предположим, я это осознала, хотя и с опозданием – а что дальше? В чем должна в данном случае выражаться моя любовь к этой душе?
Прежде всего – в отсутствии осуждения, фарисейского высокомерия («Я, в отличие от нее, в истине стою») и личной обиды – за то, что подруга говорит неприятные и болезненные для меня вещи. Пока я не могу отделаться от этих вещей, а они порождают во мне болезненное раздражение, мешают просто позвонить Ирине и спросить, как дела.
Но у меня нет выбора: приближается день ее рождения. Не могу же я ее не поздравить! А поздравлять человека, имея нечто против него… наверное, невозможно.
Конечно, я молюсь за Ирину. И за себя тоже молюсь: прошу, чтобы к тому моменту, когда у нас с подругой снова возникнет разговор о вере и Церкви, я реально изменилась.
Она ищет Бога по-настоящему!!! А это главное. Думаю, что эта ситуация послана как раз вам чтоб вы смогли в своей душе разобраться, отсеять формальное, и проявить любовь.
Марина, вам абсолютно не на что обижаться, повода нет.
Тут кто-то написал сравнение с Иовом. Тоже заметила эту параллель. Ирина как раз как Иов с друзьями в данной ситуации.
21 мая 2016, 21:00
"...А для того,что бы привести в храм близкого человека нужен еще и собственный пример,реальные изменения в самом себе, видные близкому и конечно терпение и любовь."
Что значит "еще"? Это необходимое и достаточное условие.
Только это - самое трудное. Гораздо легче, тЕша себя, просто "проедать плешь" (извините за употребленное выражение) близкому своими лекциями.
Простите, не об авторах и участниках обсуждения речь.
Но всё же, если она нас читает, то лучше бы ей всё же ходить в церковь.
А осуждал меня Н.Т.18 мая 2016, 17:00 по моей аватарке в том что я индуист, и сравнивал меня со своим другом буддистом, и как мне видится не с хорошей стороны, вам так не показалось? Возможно я ошибаюсь.
И конечно же я не имею ни какой обиды. Пропустим всё это.
Прошу вас разъяснить мне пожалуйста про правила, в том месте о котором вас спрашиваю? И второй вопрос, возможно вы знаете. Кем и где такие наставления даются из Святых Отцов? К своему стыду я такого не припоминаю. А правил, как уже писал, на сам деле не знаю.
На этом и можно поставить точку, так сказать какой настрой, так дело и получается. Ненужно было подруге покаяние, тогда зачем на него ходить? Покаяние со своими условиями разве существует, оно работает?
Анна16 мая 2016, 20:00
Анна что вы такое пишите, разве тот священник, который вам сказал с мужем ходить в церковь и не допустил к причастию, он что, монополию имеет на всю Православную церковь?
Идите в другую церковь, к другому священнику! Будьте взрослым человеком, поймите среди нас, в том числе и священников, святых – нет! Простите ему это, а не обижайтесь как малое дитя.
Василий16 мая 2016, 22:00
Василий, католическая церковь делала дела посерьёзней вами описываемых. Например, продажа индульгенции. Уж куда может быть более разложение?
А сейчас во многих странах Европы каждый католик платит налог католической церкви. Так что признание описываемых вами действий католической церкви – это просто удержание дохода от населения!
мне кажется, что в Вашем ситуации лучше обратиться к "специалисту" - священнику, а не своевольничать, чтобы не навредить подруге.
Отведите Вашу Ирину к хорошему знакомому батюшке. Предварительно договоритесь с ним о встрече,и пусть она ему задаст все свои вопросы, но не на исповеди, а в обычной беседе.
Помоги, Господи, Вам и Вашей подруге, укрепи веру!
Какие это дела? Да просто прийти на работу в хорошем настроении и зарядить позитивом своих коллег, не ныть, когда не хочется чего-то делать, стараться не унывать и других подбадривать. Звонит подруга, у которой все плохо - выслушать (просто выслушать), посочувствовать и утешить, уступить место, здороваться с соседями. Стараться быть солнышком для других!
Расскажу о своем небольшом духовном опыте. Я долго была вне церкви, хотя всю жизнь верующая. Бог привел обратно через большое горе. И впервые лет за 8 я исповедовалась и причастилась. Не хочу как-то себя превозносить и тд, но после Причастия я почувствовала (в своей мере, конечно)что испытывал, наверное, батюшка Серафим, когда каждому пришедшему говорил: "Радость моя!". Раньше со мной такого никогда не было и длилось пару недель, пока суета не захватила. Но память того чувства всеобъемлющей любви ко всем людям и каждому конкретному человеку передо мной, и благодарность Богу теперь навсегда со мной. И вот эту радость !от сердца! и надо дарить ближним. Мне кажется это намного важнее длинных юбок, постных лиц и наших проповедей о Боге.
И еще мне кажется, что когда Апостолы проповедовали, то привлекали людей именно не словами, а любовью и делами любви. И только потом, когда люди уже заинтересовались и тянулись к ним, рассказывали о Боге.
"Разница между Иовом и его друзьями. Иов - это честная, правдивая натура, ищущая "дела", а не слов, а те - люди религиозной фразы, шаблона, традиционных формул. Иов вопит о "неправде", о непонятности страданий, о благополучии грешников, о безвинных муках, и не только своих; а друзья отвечают ему общими и лживыми фразами, для них все ясно, и, установив порядок в словах и мыслях, они считают, что установили гармонию и в мире. Этого типа люди слишком часто встречаются повсюду, включая и духовенство, и людей науки".
Священник Александр Ельчанинов, "Отрывки из дневника".
p.s.Попросила как-то прихожанка пособоровать и причастить свою уже долгое время обездвиженную маму,объяснив всю сложность и непредсказуемость ситуации. Мама - преподаватель истории,человек с очень скорбным и сиротским военным детством, сложной судьбой и очень жестким характером. Которая, когда еще могла говорить,приказывала в церкви ее не отпевать и священника не приглашать. Надо было видеть эту явную метаморфозу от отчаянного протеста в глазах в начале и мучительных стонов от помазания маслом,как будто ее мазали концентрированной серной кислотой,до того момента,как я уже отчаявшись найти подход к этому человеку,просто погладил ее по голове и попросил:"Ну потерпи,родная". Оказывается, что ей может быть всего лишь этой маленькой капли человеческого участия не доставало, чтобы преодолеть свою неприязнь к церкви и умилиться хотя бы уже и на смертном одре.
А я своей исповеди ждала 2 года. И когда это произошло, то священник мне сказал, чтобы я в церковь ходила только с мужем и никак иначе. И всё. К причастию не допустил по той же причине. А я никогда в жизни не причащалась! С мужем в церковь возможно только забежать, свечу воткнуть и всё. Он не ходит на службы т.к. работает 7 дней в неделю, а если есть время, то не будет тратить время на эту "фигню".
Вобщем уйдя с исповеди, я рыдала. Был пост. Пришлось с горя съесть банку солёных огурцов. Буду как и всегда... стоять в своём углу, молиться перед иконками и не ходить в церковь... с лёгкого слова священника
А по поводу батюшек- они тоже люди и не всегда могут проникнуть в твои проблемы, особенно если исповедуется незнакомый человек.
Сложнее, когда человек не понимает и не слышит, что Бог "здесь и сейчас", но готов ходить в Церковь потому-что "так надо". Скорби могут пробить эту стену, но как открыть Бога без скорбей - не понимаю((( Может кто знает?
Бог вам в помощь!
А в этой статье, вроде есть любовь-дружба, но нет самой Любви (Бога) в сердце самой верующей подруги.
Мариночка, простите Христа ради, за эти слова. Мы все только только учимся...любить! ЛЮБОВЬ - это сам Господь! Любовь созидающая, всепрощающая, милостливая, выше и глубже человеческой любви!
Послание к галатам:
что значить поступать по духу
Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Как исправлять другого?
(толкование Иоанна Златоуста)
«Вы, духовные, исправляйте такового» — апостол не сказал «наказывайте», или осуждайте», но — «исправляйте».
«В духе кротости» — не сказал просто «кротостью», но — «в духе кротости», показывая тем, что это угодно и Духу, и что способность исправлять кротостью согрешающих есть дар духовный.
«Наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» — апостол предупреждает о духовной опасности: исправляющий другого должен наблюдать за собой, чтобы не возгордиться.
«Носите бремена друг друга» — невозможно, будучи человеком, быть свободным от недостатков. Поэтому апостол убеждает не быть строгими судиями погрешностей других, но терпеливо сносить недостатки ближних, чтобы и другие сносили их собственные недостатки.
Например, тот вспыльчив, а ты сонлив. Сноси же его бурные порывы, чтобы и он сносил твою вялость. В результате и он не согрешит, когда встретит снисхождение к себе с твоей стороны, и ты не погрешишь, раз брат твой терпит в тебе то, что для него тяжело.
Так и в нашем теле: если кто станет требовать от всех членов одинакового служения, то тело не устоит. Так и между братиями произойдет великая вражда, если мы от каждого будем требовать всего.
Спаси Господи!
Люди вполне оправдано ищут в Церкви любви, ведь сказано: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга"(от Иоанна 13). Мне странно, что автор в целом хорошей статьи, кажется считает, что Ирина не права. А по-моему это вполне нормально, что человек в Церкви ищет тепла, понимания и любви. И горе нам, не первый день ходящим в Церковь, что не находит. А все потому, что не исполняем мы заповеди и что забываем, что суббота для человека, а не человек для субботы. У меня похожая ситуация недавно была с подругой, но более успешно разрешилась, я сама с ней пошла и сама поддержала. Кстати, и у человека давно ходящего в Церковь может быть нужда в любви, могут быть тяжелые времена и он тоже может не выдержать того равнодушия(в лучшем случае), которое у нас процветает.
Вы ведь любите свою подругу, просто будьте искренни и постарайтесь почувствовать ее одиночество и , взяв ее руку в свою пройти с ней столько насколько готова Ваша душа, Ваша жертвенность...будьте просто собой, фальш она всегда чувствуется, а Христа мы можем проповедовать лишь нашей любовью,теплотой своего сердца,своим участием.. Помоги Вам Бог! Простите, если что не так..
Очень вразумляет и верно ориентирует!
С Богом!
Господь Сам всё управит.
Когда человек приходит в храм и чего-то начинает требовать от окружающих, он заранее себя обрекает на то, что ни в одной церкви не приживется. Ему всегда будет казаться, что все ему обязаны чего-то, но не дают, ему будет казаться, что тот его обидел, тот - проигнорировал, что прихожане плохие, а священники неправильные.
Стоит отнестись ко всем немного подобрее, и окажется, что эти люди вокруг тебя вовсе не такие озлобленные, и что любовь-то на самом деле есть и среди прихожан и священников.
Прекрасная книга "Несвятые святые" Т.Шевкунова открыла для меня ранее неведомый мир монахов. Вот они, бывшие крутые и красивые москвичи и ленинградцы, у которых многие родители (как и у всех нас)были совершенно далеки от Церкви! Эти молодые страшно образованные (Боже мой! Институты кинематографии и т.д.,)перспективные ребята вдруг уходят в монастырь!!! Прочитайте! Я после прочтения этой книги поехала в Москву в Сретенский монастырь поклониться мощам свящ. муч.Иллариона. Я так рада, ну просто несказанно, что там строится новый Храм и в этом строительстве есть маленькая лепта и моей семьи. А как я полюбила Сретенский хор, к нам в Воронеж они приезжали и мы ходили на концерт. Зал просто трещал по швам от такого количества людей!!!
Еще один совет; обязательно заставьте себя пройти курс катехизации и желательно при Храме, который имеет в этом опыт. Я так и сделала. Если б вы знали, сколько я "претерпела"! Чуть ли не с каждым словом преподавателя я была внутренне не согласна.Вся кипела внутри:ну что это за бред он несет! Но я дала себе слово, что ни при каких обстоятельствах я эти курсы не брошу! Прошло десять лет. Нет для меня жизни без Церкви! И каждый раз, читая, я узнаю всё больше и глубже. Но регулярно ходить в Храм я стала не сразу, и праздновать праздники, и соблюдать посты, и понимать глубину Евхаристии. И любить всех и за всё,тоже еще не всегда могу! Всё это приходит к нам в основном по капельке, по слезиночке. Только счастливые, Богом отмеченные люди, могут вот так сразу придти к Вере и навсегда уйти в монастырь. А мы, выросшие в родительской ласке и любви, одетые, обутые, выученные в ВУЗах, комсомольцы и партийцы - ну как сразу можем разобраться в Вере, когда всю жизнь нас учили другому? И ценности у нас были другие и мерки тоже.
Самое главное для всех нас - смиренномудрие. Учиться этому я думаю мы будем всю жизнь. Сейчас в Церкви, на мой взгляд, произошло много изменений в лучшую сторону. Посмотрите какие у нас умные, образованные, деятельные, успевающие делать просто невозможное, священники!!! У нас в Воронеже при каждом Храме школы для детей, взрослых, молодежи, стариков разные курсы. Постоянные выставки книг, старинных
икон.Такая бурная, радостная и интересная жизнь. Жаль, что на работе, и не успеваю посещать выставки и т.п.
Ирочка, дорогая сестричка, вот на таких курсах, Вы обязательно найдете интересных и порядочных людей, будете с ними дружить и у Вас начнется новая жизнь!!! Уверяю Вас. Я вот немного отбилась от своей группы из-за нехватки времени, но в Великий Пост мы все вместе обязательно читаем Псалтирь, а так как нас 20 человек, то мы по графику каждый день читаем дома у себя очередную кафизму и у нас за день получается прочтение всей Псалтири полностью. При этом поминаем о здравии всех участников чтения Псалтири. Как это объединяет и поддерживает!!! Как радуют эти труды! Мы так ждем Пасху! Почти все обязательно причащаемся.
Желаю Вам успехов, терпения,поверьте, только в Православной вере Вы найдете главное для своей жизни!!!
Христос Воскресе!!!
Вот и здесь видно как сложно прийти к настоящему покаянию без такого чтения.
Попробуйте дать Ирине почитать:
"«Если мы говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин.1:8—9). Чрез искреннее раскаяние с решительным самоосуждением себя пред Богом и людьми внутренний человек очищается, и вода в сосуде, проведенная чрез духовный фильтр покаяния, восстанавливается в своей чистоте."
Все у вас получится, и с подругой вы помИритесь. Извинитесь перед подругой, покаетесь, что подругу обидели, и помиритесь, вы же сами это знаете.
У меня тоже не получилось по жизни внукам объяснить то, что хотелось, о вере. Им сейчас по 16. В младенчестве я их часто в храм водила, причащала. А сейчас их туда не затащишь. Один даже оккультную литературу предпочел Святому Писанию. Младшенькой 8, но тоже особо не рвется в храм. Если раньше просилась сама, то сейчас только по напоминанию, раза два в месяц... И я думаю, что это и моя вина. Не стала я для моих деточек хорошим примером, не смогла объяснить, для чего Церковь Христова нужна. А она ведь единственное спасение от смерти. А объяснить ни мужу, ни дочери, ни теперь уже и внукам - не могу. Печаль вот такая у меня.
Если мы идем в храм, с мыслью, что Он нам должен( мысленно Его обвиняя в том, что у нас не ладиться жизнь), тогда и голос звенит, и священник не тот. А когда, мы идем в храм, к Богу, как в "последнюю инстанцию", в которой если нам не помогут, то не помогут нигде, тогда :"- На всё готов я, только помоги мне!".
спасибо вам .
это действительно очень типично ,что люди ничего не понимают и отмахиваются,
а некоторые обижаются-- а на кого обида то ?
да на себя самого,- ведь ты сама не посещаешь службы,
сама не учишься в воскресной школе,
сама не читаешь ежедневно правило,
сама не читаешь Библию ,сама не просишь Господа о помощи понимать и просвещаться .....
я когда первые шаги в церкви делала ничего не знала и спрашивала у знакомой,
и она мне сказала если тебе надо-- то не оправдывайся а
читай святых отцев , даже не понимая молитвы читай-- потом будешь понимать,
твое дело читать, а Господь просветит того кто ЕГО просит об этом и кто старается
и не ленится ,как можно чаще на службах не просто стоять, а во внимании слушать службу--
т.е. быть здесь и сейчас .
Есть две приятельницы - замечательные женщины, и труженицы, и натерпелись в своей жизни, и не озлобились, но если я начинаю о Церкви говорить, то услышу что-нибудь такое, что хочется обидеться навсегда. Терпения Вам. Слава Богу за все. Особенно за то, что мы-то знаем где Истина, ну и потерпим ради Нее.