В мае этого года исполнилось десять лет со дня кончины знаменитого в Греческой Православной Церкви проповедника и толкователя Святого Писания блаженного старца архимандрита Афанасия (Митилинеоса). Блаженный старец обладал даром духовного рассуждения и, по свидетельствам его духовных чад, пророческим даром.
Подвижник родился 22 августа 1927 года в Кифисии, пригороде Афин. Его отец Георгий был родом из города Митилини, что и объясняет происхождение его фамилии. Георгий и Евфросиния, родители будущего старца, были людьми необразованными, но преуспели в духовной мудрости и благочестии, которые они и завещали своим детям: Афанасию и его сестре Грамматике. Афанасий с детства полюбил изучать Священное Писание и с удовольствием слушал лекции известных богословов того времени.
Он окончил радиотехническое училище и служил в 1947–1950 годах в военно-воздушных силах Греции.
Афанасий окормлялся у известного старца иеромонаха Афанасия (Хамакиотиса; † 1967), смиренного, терпеливого и христолюбивого пастыря. Архимандрит Григорий (Зумис), игумен монастыря Дохиар на Святой Горе, в своей книге «Люди Церкви, которых я знал» писал об этом пастыре так: «Отец Афанасий (Хамакиотис), служивший в храме Богородицы в аттическом селении Маруси, целых полвека удерживал в благочестии многих жителей Афин, особенно высших чиновников государства. Отец Афанасий (Хамакиотис) был подобен старому дереву, омываемому водами благодати и постоянно приносившему плоды святоотеческого богословия».
По благословению духовного отца Афанасий (Митилинеос) вел занятия по изучению Библии среди прихожан своего храма, в детском приюте, а также среди подростков местного исправительного учреждения.
В 1960 году иеромонах Иаков (Схизас), служивший в храме, куда ходил Афанасий, был хиротонисан в митрополита города Ларисы. Владыка Иаков (Схизас) постриг Афанасия в монашество, рукоположил его в священнослужители и взял с собой в качестве помощника. Духовный отец благословил отца Афанасия на этот путь и молился о нем.
Отец Афанасий (Митилинеос) организовал катехизаторские курсы во всей округе, в городе и солдатских казармах. В течение десяти лет он нес пастырское служение, отдавая все силы молитве, исповеди, проповедям.
В 1970 году по многочисленным просьбам духовных чад отец Афанасий согласился стать герондой и восстановил заброшенный монастырь Успения Пресвятой Богородицы и святого Димитрия, распложенный в 180 метрах над уровнем моря в прибережном регионе Стомио, приблизительно в 50 километрах от греческого города Ларисы. Отец Афанасий стал игуменом обители. Как-то блаженный старец молился – и услышал голос: «Я дам тебе дар архитектора». После этого старец спроектировал все строения обители. За последние десятилетия, благодаря выступлениям отца Афанасия (Митилинеоса), монастырь получил широкую известность среди греческой общественности.
Старец не оставил без окормления и свою паству в городе Ларисе и продолжал ездить туда несколько раз в неделю. В течение 40 лет он окормлял огромное количество людей, почти каждый день говорил проповеди, к которым усердно готовился, недосыпая и жертвуя собственным здоровьем.
Дух Святой почивал на старце, и его дар проповедника был так велик, что тысячи людей стекались к нему, чтобы услышать его проповедь. Более 4000 проповедей и выступлений блаженного старца были записаны. Многие лекции старца были посвящены толкованию на основе святых отцов книг Ветхого и Нового Заветов.
Старца очень почитают монахи святой горы Афон.
23 мая 2006 года в возрасте 79 лет после продолжительной болезни блаженный старец Афанасий (Митилинеос) был призван в жизнь вечную.
Мы просим его святых молитв и благословения и молимся, чтобы однажды оказаться вместе с ним в Царстве Небесном, о котором он проповедал.
Наставления блаженного старца Афанасия
(Митилинеоса)
Нужно приучить детей хотя бы к небольшому воздержанию
«Друзья мои, большинство из вас ежедневно включает в рацион своих детей такие продукты, как шоколад и мороженое, сыр и сливочное масло, какие-то лакомства. Что произойдет, если вдруг наступит голод? Нам необходимо научить наших детей поститься, научить их переносить какие-то небольшие трудности, приучить хотя бы к небольшому воздержанию, несмотря на весь нынешний технический прогресс. Сделать так, чтобы они были способны выживать в трудные дни, если эти трудные дни вдруг настанут. Если наши дети будут научены воздержанию и неприхотливости, они смогут сказать, как апостол Павел: “Умею жить в скудости, умею жить и в изобилии” (Фил. 4: 12)».
Вы должным быть радостным христианином!
Если даже у нас есть всего лишь надежда на Царствие Божие, нам уже следует прыгать от радости!
«Откройте Новый Завет. Начиная с первой страницы и до конца – везде вы увидите заповеди Божии. Когда апостол Павел говорит: “Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь” (Фил. 4: 4), думаете ли вы, что вам предоставляется право выбора? Думаете ли вы: я могу радоваться, если захочу, а если не чувствую радости – буду несчастным? Нет, радоваться – это заповедь! Вы должным быть радостным христианином! Если вы не радуетесь – вы всё еще не знаете, что значит быть христианином. Вы не понимаете, что значит быть искупленным человеком! Вы не понимаете, что Господь даровал вам и мне привилегию. Мы Его дети по благодати, и Он даровал нам блаженство. И если я имею всё вышеперечисленное, а также надежду на Царствие Божие, как я могу быть мрачным или печальным?! Что говорит апостол Павел? Разве не говорит он: “Радуйтесь в надежде” (Рим. 12: 12)? Если даже у нас есть всего лишь надежда на Царствие Божие, нам уже следует прыгать от радости!»
Быть христианином – значит наследовать Царствие Божие
«Как только мы осознаем, что быть христианином – значит наследовать Царствие, значит, что я царь и священник (см.: 1 Пет. 2: 9), как мы можем говорить, что христианство – лишь одна из мировых религий?! Как мы можем сравнивать христианство с какой-то другой религией, изобретенной людьми? Христианство не придумано людьми. Это Откровение Божие и Царствие Божие».
Христианство и «добропорядочная жизнь»
«Я исповедую христианство не для того, чтобы сделать свою земную жизнь более легкой или более приятной. Христианин – это не тот человек, кто просто ведет добропорядочную жизнь, своевременно платит налоги, подчиняется законам и является хорошим семьянином. Именно так нас сегодня учат определять христианина: “добропорядочный член общества”. Да, нет сомнений, что добропорядочность и честность являются плодами христианской жизни. Совершенно ясно, что настоящий христианин будет достойным членом общества.
Разве Христос пришел для того, чтобы мы стали добрыми и честными людьми, о чем мечтал когда-то Платон?
Но разве Христос пришел только для того, чтобы мы стали добрыми и честными людьми, о чем мечтал когда-то Платон? Если бы только это было Его целью, то, возможно, Ему и не нужно было бы приходить в наш мир совсем. Древние греки вполне могли помочь нам стать хорошими и честными людьми.
Миссия христианства не просто в том, чтобы сделать меня добрым и честным гражданином, но в том, чтобы дать мне Царствие, сделать меня сонаследником Царствия Божия, и это то, что никогда не смогут понять нехристиане. Это лежит за пределами воображения даже величайших философов. Христиане в этом отношении люди, которые удостоились уникальной чести. Именно им Господь даровал Царствие, и они молятся: “Да приидет Царствие Твое!” (Мф. 6: 10).
Между прочим, это Царствие не имеет ничего общего с политическим земным царством. Это Царствие “не от мира сего” (Ин. 18: 36). Мы часто видим христианские политические партии, желающие выбрать христианских лидеров и президентов. Многие думают, что это само собой улучшит наш мир. Царствие Божие отстоит от этих христианских партий и коалиций, “елико отстоят востоцы от запад” (Пс. 102: 12)».
Внутренняя и внешняя тишина необходимы для понимания слова Божия
«Внутренняя и внешняя тишина необходимы для понимания слова Божия. Святой Григорий Богослов говорил: “Божественное ощущается в состоянии покоя”. Вам необходимы покой и тишина, чтобы ощущать и понимать присутствие Божие внутри себя. Тишина в большей степени внутренняя, но также и внешняя. Необходим мир в вашем сердце, но вы не должны прерывать чтение слова Божия, даже когда вокруг вас суета. Нужно стяжать мир в душе для того, чтобы проникнуть в Божии глубины. Следует отложить наши дневные житейские попечения».
Видеть наши собственные недостатки, а не недостатки других людей
«Когда мы изучаем слово Божие, мы должны чувствовать, что это слово относится именно к нам, а не к кому-то другому. Мы должны увидеть наши собственные недостатки, а не недостатки других людей. Святой Исаак Сирин говорил: “Когда человек смиренного сердца изучает Писание, он никогда не скажет: "Это говорится для другого человека, это хороший совет для других людей"”. Нет, слово Божие обращено именно ко мне.
Мы очень нуждаемся в смирении, которого нам недостает
Мы очень нуждаемся в смирении, которого нам недостает. Например, мы думаем: “Я бы хотел, чтобы те-то и те-то люди присутствовали здесь и услышали эти слова Божии. Эти слова были бы им очень полезны”. Такие мысли выказывают нашу гордыню. Вместо этого мы должны сказать: “Эти слова Божии обращены именно ко мне, и именно мне нужно стать лучше”».
Нужно начинать чтение слова Божия с молитвы
«И, наконец, нам нужно начинать наше чтение слова Божия с молитвы. Преподобный Исаак Сирин говорил: “К словам таинств, заключенным в Божественном Писании, не приступай без молитвы и прошения помощи у Бога”. Итак, не открывай Писание, не начинай читать без молитвы, без испрашивания помощи Божией. Когда будешь молиться, скажи: “Господи, дай мне разумение понять силу, сокрытую в Твоих словах!” Молитву следует считать ключом к пониманию глубинного смысла Святого Писания».
Я обязан стать господином моих страстей
«Апостол Павел называет верующих храмами Святого Духа (см.: 1 Кор. 6: 19). Что означает, что мое тело – это храм Святого Духа? Это означает, что в этом живом храме каждый верующий является хранителем и священником своего храма.
Я господин природы, но я также обязан стать господином моих страстей. И должен владеть своими страстями, удерживать себя царским, правящим духом – правящим умом».
Многое происходит из-за отсутствия покаяния у людей
«Ничего не происходит без Божиего знания и попущения. И многое происходит в основном из-за отсутствия покаяния у людей. Господь попускает Деннице действовать на земле, чтобы его неприязнь и злоба изливалась на нераскаянных людей».
Христианин – это тот, кто постоянно призывает Господа
«Современные люди заняты обязанностями на работе и своими увлечениями и пытаются отделить церковную жизнь от мирской. Они думают: “Я хожу по воскресеньям в церковь, молюсь утром. Вечером у меня свобода наслаждаться любыми развлечениями”. Так поступая, мы попадаем в ловушку поверхностной церковной жизни – без участия в ней нашего сердца и ума.
Христианин – это тот, кто постоянно призывает Господа».
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!
THANK YOU!