О цели, смысле и сути Петровского поста; о том, как нам соотнести апостольское служение со своей жизнью, апостольский дар слова – с нашими способностями; о необходимости смирять себя словесно и одухотворять все произнесенное нами, рассказывает протоиерей Артемий Владимиров.
Насколько люди различны между собой, не правда ли? И даже православный народ мыслит и чувствует по-разному. Наступило погожее жаркое лето. За спиной у нас остался, дорогие друзья, светоносный праздник Пасхи. На Троицу, пятьдесят дней спустя, мы собирались с вами в храмах, коленопреклоненно молили Отца и Сына и Святого Духа ниспослать нам обновляющую нас Божественную благодать. И вот Петров пост.
Не будем, друзья, роптать на это узаконение Матери-Церкви. Пост ныне совсем не продолжительный, длится всего лишь до 12 июля. Но для того, чтобы нести бремя Апостольского поста, для того, чтобы вместе со всеми боголюбцами радоваться возможности чуток воздержаться от скоромной пищи, давайте уясним для себя цель, смысл и суть этого церковного, а значит – Божественного, установления. Да, правы те, кто говорят, что этот пост установлен всею Соборной Апостольской Церковью несколько позднее, нежели Великий пост. Но по свидетельству преподобного Серафима, всё, что приняла и облобызала наша Мать-Церковь, должно быть достолюбезно каждому ее чаду.
Петров пост связан теснейшим образом с даром слова, который мы получили от рождения свыше как драгоценную черту образа Божия
В книге Деяний апостольских мы читаем, что отобранные для благовествования Евангелия двенадцатью учениками христиане постились и молились и после возложения на них апостольских рук разошлись во все концы вселенной, чтобы нести и ближним, и дальним весть о воскресшем Христе. Петров пост, или пост Апостольский, связан теснейшим образом с даром слова, который каждый из нас получил от рождения свыше как драгоценную черту образа Божия. Тем паче что мы в большинстве своем словене, славяне – такое племя и такой народ, для которого слово является средством прославления Творца. Апостольский пост нам нужен как раз для того, чтобы, слегка утеснив наше чрево – а «сытое брюхо, – как свидетельствует русский народ, – к учению глухо», – мы возбудили в себе дар словесности, чтобы наши мысли – внутреннее слово, обитающее в глубинах бессмертного человеческого духа… так вот, чтобы наши мысли мало-помалу посветлели, и из обрывистых и перекрученных, бессистемных, они, словно светлые нити, устремленные к источнику бытия – Богу, превратились в тайную сердечную молитву.
Тот, кто ходит пред лицем Небесного Отца, тот, кто в тайне своей души беседует со Словом Воплотившимся, как это было свойственно великим и духоносным мужам-апостолам и их преемникам, получает особенную благодать – свидетельство о Христе Воскресшем. Конечно, не по своенравию, не по своему почину, но по послушанию от священноначалия. Впрочем, каждый христианин, по удостоверению апостола Петра, должен уметь дать отчет о своем уповании (см.: 1 Пет. 3: 15).
Этим постом, как мне кажется, должно особенное внимание обратить на то, чтобы все наши действия, даже малые поступки, каждый шаг, каждое словесное деяние были сообразованы с волей Божией благой, угодной, совершенной. Лучше дела без слов, чем слова без дел, не правда ли? Соответствие дела и слова, подтверждение устоев нашей веры и заповедей, которые мы призваны исполнять в отношении Создателя и ближних, – это самое красноречивое свидетельство о Воскресшем Христе.
Но задумаемся: сколько примерно слов на дню мы тратим на общение друг с другом? Не ошибемся, если скажем: миллион. А может быть, и более того. Между тем Спаситель, предупреждая нас, говорит, что каждое пустое, бессодержательное, чуждое нравственного смысла слово, лишенное духа правды и любви, загрязненное лукавством, пошлостью, раздражительностью, нечистотой, гордыней, высокомерием, оборачивается к осуждению носителя слова. За каждое праздное слово люди дадут отчет в день Суда.
Апостольский пост дарован как упражнение в исихии – священном молчании при внутренней обращенности к Богу
Итак, Апостольский пост дарован нам как упражнение. Во-первых, священной исихии. Слыхали такое замечательное греческое наименование? Исихия – священное молчание. Пост при внутренней обращенности к Богу. Тот правильно проходит Апостольский пост, кто старается с утра пораньше, как сказано: «Изыдет человек… на делание свое до вечера» (Пс. 103: 23) – до сумерек, в глубинах души беседовать со Словом Воплощенным, обращаться к всеведущему и всемилостивому Спасителю в тайне сердца: «Господи Иисусе Христе, благослови, прости, помилуй, настави, укрепи. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».
«О имени Твоем возрадуются весь день» (Пс. 88: 17) – так царь Давид еще за 1000 лет до Рождества Христова говорил о том, что молитва человека, который совершает это делание неспешно, со вниманием, с чувством, с толком, с расстановкой, а главное – с глубокой верой и надеждой на милость Божию… такая молитва – дело самое легкое, радостное, вдохновляющее, приносящее внутреннее удовлетворение, дарующее полноту бытия.
Этим летним постом, выезжая на природу, бродя вдоль Пахры, Десны, созерцая эти тихие воды подмосковных речушек, прислушиваясь к шелесту листвы, взирая на просторы небес, как естественно и радостно славить Господа, Который даровал нам наслаждение четырьмя временами года: летом, осенью, зимой, весной. Нет у Бога, у природы плохой погоды. Через молитвенную связь с Творцом мы отрешаемся на малое время от свойственной горожанам скуки, печали, хандры, даже депрессии. Напротив, чувствуем прилив жизненных витальных сил, так что вновь хочется жить, и молиться, и трудиться во славу Господа, на благо ближних.
Молчание-исихия, соединенное с молитвой, действительно обновляет душевные и телесные силы человека, избавляет от стресса, от какой-то ложной неприкаянности и вместе с тем дает нам драгоценный запас жизненных сил, необходимый для общения друг с другом. Апостольским постом мы призваны быть благовестниками, распространителями радости и бодрости, активной жизненной позиции, динамики, готовности творить добро, которое преимущественно отличает христианина от человека, чуждого надежды на Бога всемогущего и всеблагого.
И вспомним о том, что дар слова есть воистину дар священный, и потому будем с нашими кровными родственниками, домочадцами терпеливы. А мы, к сожалению, часто не заботимся о том, чтобы выглядеть «комильфо» – как подобает, не стесняемся проявлять какие-то худшие, совсем не завидные свойства нашей натуры. Посмотрите на лица москвичей. Как они поутру не стесняются высказывать взаимные претензии самым дорогим и любимым людям. Как часто из мухи вдруг появляется слон и пустяки, которые совершенно не заслуживают внимания мудрого, интеллигентного и житейски опытного человека, становятся какой-то диавольской искрой, превращающейся в пламя раздоров, взаимных попреков, ссор, глубоких обид, иногда даже действий, не совместимых со званием человека, грубости и всего, что следует за ней. Апостольский пост нам необходим как воздух. И давайте поставим перед самими собой тайно задачу никого не обижать, никого не огорчать, уметь улыбнуться в нужный момент, смягчить чужую инвективу, какое-то злобное, ироничное высказывание мудрой шуткой, перевести разговор в мирное русло, утешить того, кто уже не смотрит на мир детскими глазами, но замкнулся в собственной скорлупе и близок к отчаянию. Думается, что, как ни скромна эта жизненная установка, но человек, последовательно ее осуществляющий, через малое придет к великому.
Что это за великое? Оно звучит, скажем, в таких чудных библейских словах, исшедших из уст пророка, а через ветхозаветных Божиих людей говорил и говорит с нами Сам Бог: «Если изведешь честное от недостойного, то будешь как Мои уста» (ср.: Иер. 15: 19). Вот это удивительное Божие обетование. Если при вас человек сквернословит или ребенок-подросток откровенно лжет, пытаясь скрыть свои неблаговидные деяния, но вы, как мудрый родитель, священник, воспитатель, учитель, просто нравственный человек, урезониваете такого распоясавшегося молодчика, беседуете с ним на чистом русском литературном языке, избегая пошлых интонаций, компьютерного новояза, сленга, хлебобулочных изделий, которые сегодня так и норовят сорваться с языка встречного и поперечного… вы, сами того не ведая, послужите просвещению ума, умягчению сердца, умиротворению душ десятка-другого людей. Вот значение слова, сдобренного Божественной благодатью.
Давайте этим постом вспомним заповеди, которые апостол Павел обращает к нам, вращает вокруг человеческого слова.
«Братия, – говорит первоверховный апостол Павел, – не лгите друг другу» (ср.: Кол. 3: 9; Еф. 4: 25). Действительно, ложь – от диавола. Человек, который для отвода глаз привирает, быстро лишается уважения и приобретает реноме (дурную славу) как болтун, которому нельзя доверить ничего, который не соблюдает своих обязательств.
«Слово гнило да не исходит из уст ваших» (Еф. 4: 29). Гнилое слово – это слово, от которого пахнет гнильцой, которое смердит. Очевидно, это слово пошлое, низкое, стилистически заниженное, ругательное. Не мне вам рассказывать, как трещат по швам наши супружеские союзы только потому, что мужья проявляют подобную неотесанность, не боятся подруге своей жизни или детям сказать что-то такое, от чего у людей, мало-мальски приличных и воспитанных, вянут уши.
Слово, насыщенное энергией любви, невозможно связать: оно проходит через все преграды
«Слово ваше, – просит апостол, – да будет приправлено благодатью, чтобы оно назидало слушающего» (ср.: Кол. 4: 6; Еф. 4: 29). Благодать – это любовь, желание послужить человеку, принести ему истинное благо. Сегодня, к сожалению, в век равнодушия, эгоизма, черствости сердец, как редко услышишь слово, которое обращено именно к тебе, слово вдумчивое, благожелательное. Слово, которое насыщено энергией любви. Приметим, что подобное слово не вяжется. Его невозможно связать. Оно проходит через все преграды. Слово, которое износится из глубин любящего, милующего и молящегося сердца, действительно крылато. Проникая в сокровенные уголки человеческих сердец, оно дает неожиданное эхо. В людях возникает сочувствие, доверие. Их сердца раскрываются, подобно цветам, навстречу слову, которое не носит в себе никакой корысти, но имеет своей целью умягчение человеческих сердец.
Итак, мы с вами вступили, дорогие друзья, в Петровский пост. По сравнению с Великим, он совершенно необременительный. В большинство дней дозволено вкушать рыбку. «Ловись рыбка, большая и маленькая!» Но для нас, священников, такими «рыбками» являются бессмертные человеческие души. И дай Бог, чтобы все мы сейчас, войдя в чистые хрустальные воды Апостольского поста, поплыли против течения, против духа мира сего, сохраняя в этом подлунном мире ясность мысли, благородность устремлений, «души прекрасные порывы» обращая на благо нашим ближним.
Дай Бог здоровья.
http://www.pravoslavie.ru/7028.html
Между рыбами, по всей видимости жертвенник с хлебами для Евхаристии
Кто-нибудь мог бы разъяснить последний рисунок в этой статье, там где рыбки? У меня, оказывается, футболка с таким изображением.