Год назад, 7 июля 2015 года, в праздник Рождества святого Иоанна Предтечи, отошла ко Господу настоятельница Карагандинского Богородице-Рождественского женского монастыря схиигумения Севастиана (Жукова) – духовное чадо старца Севастиана Карагандинского. Сподобившаяся от Господа многих духовных даров, матушка Севастиана, помогавшая при земной жизни всем, кто страждал духовно или телесно, не оставляет своей заботы о нас и по своей кончине.
Святейший Патриарх Алексий II, посещая Казахстан, назвал его землю огромным антиминсом, распростертым под открытым небом. В XX веке земля Казахстанская упокоила тысячи и тысячи страдальцев, пополнивших сонм мучеников и исповедников. Эшелоны раскулаченных и сосланных привозились в открытые всем ветрам степи, нередко зимой; люди выгружались из вагонов для перевозки скота и начинали строить «новую жизнь», не имея у себя элементарных орудий труда. Спецпереселенцы рыли землянки, искали топливо, при сорокаградусном морозе извлекая из-под толщи снега сухую траву. А вслед за землянками рыли могилы, погребая своих близких, не перенесших сурового переезда, среди которых особенно много было детей. Матушка Севастиана всегда плакала, вспоминая это трудное время, которое довелось пережить ей и ее семье.
«В 1923 году Александр Сергеевич Неверов пишет “Ташкент – город хлебный”, а в 1931 году нашу семью в телячьих вагонах привозят сюда, в Карагандинские степи, и начинается у мамы с папой новая жизнь…” − вспоминала матушка. Детство матушки Севастианы в Караганде было очень тяжелым. Вследствие недостатка еды в эти годы у матушки был очень невысокий рост, и всю жизнь она была очень худой. Но другие ее братья и сестры, не перенеся трудностей и голода, умерли в детстве. Как и многие спецпереселенцы, семья матушки испытывала большой недостаток топлива холодными карагандинскими зимами. Даже работникам шахты не разрешали пользоваться добытым углем, не говоря уже обо всех остальных. Еда тоже редко появлялась в доме родителей матушки, зато частым посетителем был голод. Единственным утешением в таких неимоверно тяжелых жизненных условиях для семьи будущей матушки была вера и молитва. В эти трудные времена Господь сподобил родителей матушки познакомиться с бывшим оптинским насельником иеромонахом Севастианом, который стал путеводной звездой ко Христу для многих и многих ссыльных карагандинцев.
Старец Севастиан остался жить в Караганде, и здесь по его благословению была основана тайная женская монашеская община
Старец Севастиан после окончания казахстанской ссылки остался жить в Караганде, и здесь, по его благословению, была основана тайная женская монашеская община. Первыми ее насельницами стали ссыльные монахини из разоренных российских монастырей, которые после окончания срока остались жить в Караганде по благословению старца. В домах верующих старец совершал тайные богослужения, требы, крестил людей. Среди духовных чад преподобного Севастиана были родители девочки Лиды, которой Господь судил быть первой игуменией Карагандинского Богородице-Рождественского женского монастыря. С юношеских лет находясь рядом с преподобным Севастианом, будущая матушка очень полюбила его и всегда старалась свято хранить все его благословения. Одним из них было благословение Лидии не выходить замуж. В молодости будущая матушка была очень веселой, шустрой и энергичной. И многие ее сотрудники на работе удивлялись, почему такой замечательный человек не заводит себе семью. А секрет был прост: Господь, по молитвам старца Севастиана, готовил будущую матушку к тому, чтобы она стала духовной матерью и наставницей сотен людей.
В шестидесятилетнем возрасте отец будущей матушки по благословению старца Севастиана рукополагается в диакона, а затем в священника. А Лидия становится верной помощницей старца и остается ею до самой его кончины. Находясь долгое время рядом с преподобным Севастианом, матушка, можно сказать, впитала его горячую любовь к Богу и ближним, монашеские традиции и, конечно, любовь к молитве. После преставления старца в 1966 году будущая матушка продолжала его дело, жила жизнью тайной монашеской общины. Лидия, можно сказать, была истинной монахиней в миру: не имея кельи, монашеского облачения, пряча от взора ближних четки в кармане, она выполняла все благословения старца, данные им при жизни, и свято верила, что в Михайловке (так назывался район Караганды, где располагалась церковь) по пророчеству старца будет женский монастырь.
Не имея кельи, монашеского облачения, пряча от взора ближних четки в кармане, Лидия выполняла все благословения старца
В 90-е годы XX века в Казахстане начала возрождаться церковная жизнь. А в 1998 году исполнилось пророчество старца Севастиана: в Караганде на месте прихода был открыт Богородице-Рождественский женский монастырь, а Лидия пострижена в монашество с именем Севастиана и назначена настоятельницей монастыря. Какая большая радость была тогда среди духовных чад преподобного Севастиана, которые еще оставались в живых! Среди первых насельниц обители были еще те сестры, которые сподобились принять тайный монашеский постриг из рук преподобного Севастиана. И как удивлялись и радовались прихожане, когда узнавали, что их знакомая добрая бабушка, оказывается, была монахиней уже много-много лет.
С открытием монастыря наступило то золотое время матушки Севастианы, о котором так хочется рассказать. Автобусы паломников устремились в Караганду к матушке Севастиане, и каждого паломника она встречала как самого родного и близкого человека. Матушка всех гостей обители приглашала в келью преподобного Севастиана, рассказывала истории из его жизни, читала на память длинные стихи, и каждый человек чувствовал, что именно ему, а не кому-то другому, матушка Севастиана уделяет свое внимание и любовь. После того, как быстро пролетали чудесные дни паломничества и общения с матушкой и наступало время отъезда, матушка всех щедро одаривала съестными благословениями и потом, провожая автобус, плакала. А ее слезы рождали в сердцах паломников горячее желание снова приехать в благословенную Караганду и насладиться общением с такой маленькой, худенькой, но такой родной и близкой матушкой.
Он решил убить своих обидчиков и… не заметил, как подъехал к монастырю: в воротах его ждала матушка со словами: «Сына! Отдохни, ты устал»
Многие жители Караганды считали своим долгом хоть один раз в году посетить монастырь и встретить матушку Севастиану. Часто бывали в обители предприниматели, среди которых была распространена горячая вера в матушкины молитвы. Но не только они верили в их благодатную силу. Некоторых людей, имевших неблагочестивый род деятельности, матушкины молитвы привели к покаянию. Один человек по имени Георгий свидетельствовал о том, что каждый раз, приходя в монастырь, он встречал при входе матушку Севастиану, вздыхавшую и говорившую ему: «Сына! Не по той ты дорожке идешь, не по той…» «Какие наши годы!» − отвечал он, смеясь. Но однажды в его жизни наступил момент, когда он решил отомстить своим обидчикам, убив сначала их, а затем себя. Находясь в страшном возбуждении, он не заметил, как подъехал к монастырю, в воротах которого его снова встретила матушка со словами: «Сына! Ты сильно устал, тебе надо отдохнуть». Так, по молитвам игумении Севастианы, покаялся еще один бывший разбойник, после этой судьбоносной встречи оставивший все мирское и подвизающийся теперь в одной из монашеских обителей.
Каждого человека матушка умела утешить своим благодатным словом: «доча», «сына» − так она обращалась к людям. В трапезной монастыря могли находиться и генерал, и нищенка, просившая милостыню перед воротами обители. Каждый человек для матушки Севастианы был ценным и неповторимым, и ее любовь щедро изливалась и на знакомых, и на незнакомых людей. Но были такие моменты, когда матушка была крайне строга и категорична. Каждый день телефон монастыря разрывался от десятков звонков из разных уголков Казахстана и России. И вот однажды матушка взяла трубку телефона и услышала громкие рыдания. Звонила молодая женщина, которую бросил муж из-за того, что она не могла иметь детей. Как бывает в таких случаях, он нашел молодую подругу, которая ждала от него ребенка. Женщина в отчаянии описывала матушке всю эту ситуацию, временами прерывая рассказ рыданиями. Матушка внимательно выслушала все подробности, а потом строгим голосом как скажет в трубку: «Ты что? Ставишь его выше Бога? Ты забыла, что у тебя есть Бог! Только Он любит нас больше отца и матери, больше мужа и детей, а мы о Нем забываем!» Эти слова матушки вмиг остановили поток слов и рыданий этой женщины, отрезвили ее, и потом из разговора стало понятно, что именно они помогли ей выбраться из скорби и отчаяния.
Строгим голосом матушка проговорила: «Ты что, ставишь мужа выше Бога? Ты забыла, что у тебя есть Бог!»
Сотни людей приезжали в карагандинский монастырь, и для каждого человека без исключения матушка находила то нужное, благодатное слово, которое как елей изливалось на душу человека, и он уезжал утешенный и хранил матушкины наставления в своей памяти много лет. Кроме того, матушка Севастиана обладала таким тонким чувством юмора, который нередко помогал людям перестать огорчаться и улыбнуться. Родители одной послушницы, которая сразу после окончания института ушла в монастырь, очень скорбели об этом. В очередной раз приехав в монастырь, они не застали свою дочь: она была в отъезде. Матушка их радостно встретила и объявила: «Ваша Аня уехала к моим родственникам!» Мама послушницы уже не знала, что и думать: ушел ребенок в монастырь, а теперь еще и уехал к матушкиным родственникам куда-то. А потом матушка Севастиана таинственно улыбнулась и говорит: «Я ведь Жукова, вот и уехала ваша дочь к моим родственникам: жуков на картофельном поле собирать». Мама послушницы рассмеялась и с тех пор перестала скорбеть о выборе дочери.
Одна монахиня, посетившая карагандинский монастырь, попросила у матушки благословение навестить свою крестную, жившую в Алма-Ате. Матушка ее благословила с такими словами: «Поезжай обязательно! Я должна передать ей ее фотографию. Мы как-то раз встречались, я ее сфотографировала, а теперь ведь фотографию отдать нужно!» Матушка пошла в келью за фотографией, а монахиня в недоумении стала вспоминать, где бы могли повстречаться матушка Севастиана и ее крестная, которой было уже 75 лет. Наконец матушка вышла из кельи и вынесла коробку конфет, на которой была изображена русская красавица в народном костюме. «Вот ее фотография! Обязательно передай!» − улыбаясь, сказала она. Потом монахиня рассказывала, что, когда ее крестная получила подарок, она сказала, что матушку Севастиану никогда не встречала и знает о ней только из рассказов. Но, получив такую необычную «фотографию», она будто помолодела на десяток лет от радости, переданной ей любвеобильной матушкой.
Многие годы матушка Севастиана щедро одаривала всех паломников и посетителей монастыря своей любовью. Люди ехали в Богородице-Рождественскую обитель «зарядить свои севшие духовные батарейки» и напитаться матушкиным теплом и святостью. В последний год жизни игумения Севастиана стала говорить своим монастырским сестрам и духовным детям такие слова: «Ухожу от вас, но вас не забуду». Никому не хотелось верить в то, что матушка умрет, несмотря на то, что ей было уже почти 90 лет. Но пришло время, и матушка Севастиана отправилась «в путь всея земли», оставив нам для утешения свою могилку, к которой сегодня каждый день приходят богомольцы.
Вскоре после смерти матушки Севастианы одна прихожанка, очень любившая ее, отправилась на кладбище к матушке, чтобы вспомнить свою добрую наставницу и помолиться на могилке. Она уже пропела матушке «Со святыми упокой», как вдруг увидела, что к ней направляются несколько мужчин-казахов такого вида, как в боевиках. Женщина не знала, что и предположить, когда эти мужчины подошли к могилке матушки, не обратив на ее посетительницу никакого внимания. Один из них подошел к могилке вплотную и сказал: «Ну, здравствуй, матушка моя! Вот я к тебе и пришел! Ты ведь, именно ты меня исцелила от моей саркомы!» Поговорив с матушкой Севастианой как с живой, мужчина потом объяснил изумленной женщине, как его, безнадежно больного, приняла и утешила матушка Севастиана и по ее молитвам он получил исцеление.
Старец Севастиан, матушка Севастиана – две драгоценных карагандинских жемчужины имеет у себя земля Казахстанская, получившая в лице ссыльного монаха и дочери раскулаченных крестьян духовных наставников, молитвенников, сделавших Караганду магнитом, притягивающим к себе сердца верующих людей. Многие и многие сегодня помнят щедрую любовь, изливавшуюся на всех без исключения из горячего сердца матушки Севастианы и, подражая ей, по ее молитвам, надеются научиться исполнять две самые главные заповеди Божии: от всего сердца возлюбить Бога и своего ближнего.
мёртвые, одичавшие души!?!!?
"В последний раз я открываю
Мои дрожащие уста:
Прости, о Рим, я умираю
За веру в моего Христа!
И в эти смертные мгновенья,
Моим прощая палачам,
За них последние моленья
Несу я к горним небесам:
Да не осудит их Спаситель
За кровь пролитую мою,
Пусть примет их святой Учитель
В свою великую семью!
Пусть светоч чистого ученья
В сердцах холодных он зажжет
И рай любви и примиренья
В их жизнь мятежную прольет!.."
Она замолкла,- и молчанье
У всех царило на устах;
Казалось, будто состраданье
В их черствых вспыхнуло сердцах...
. . . . . . . . . . . . . . . . .
Вдруг на арене, пред толпою,
С огнем в очах предстал Альбин
И молвил:- "Я умру с тобою...
О Рим,- и я христианин..."
И это последнее предложение!!!!!! О Рим,- и я христианин...., было сказано матушкой с таким восклицанием. Просто слова прошли насквозь.