Слово о свиньях

Сегодняшнее Евангельское чтение (Лк. 8,26-39) – о гадаринском бесноватом. Это повествование содержится в трех Евангелиях и, соответственно, читается три раза в год. Два чтения из трех положено читать на воскресной Литургии – это значит, что Церковь придает ему большое значение. Давайте сегодня прочитаем его вместе.

И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи (Лк. 8,26), − так начинается это чтение. «Гадаринская страна» − местность вокруг города Гадара. Сейчас о городе могут рассказать лишь обширные развалины Ум-Кейс, принадлежащие древней Гадаре. Рядом с Гадарином находится город Гергеса, упомянутый евангелистом Матфеем в этой же истории про бесноватого (Мф. 8,28). Останки Гергесы еще красивее и многочисленнее. Руины трех храмов, двух величественных мраморных амфитеатров и множество колонн до сих пор говорят о богатстве этих городов. В основном все эти здания были построены после римского завоевания в 63 году, но и во время проповеди Христа города эти не бедствовали.

Гробницы Гадарина, в которых скрывался бесноватый, − это пещеры, вырубленные в известковом грунте. Немногочисленные современные жители Ум-Кейса до сих пор их используют для своих нужд.

Гадара отстоит от Генисаретского озера километров на 15, поэтому некоторые историки выдвигают гипотезы, что библейский Гадарин – совсем другой город. Так это или нет, сложно сказать. Но в Евангелии значится не «город Гадарин», а «Гадаринская страна», что может говорить и о предместье города, а может вообще только указывать направление. Тем более что и само Евангелие говорит, что человек был гоним бесами в «пустыни» (ср. Лк. 8,29) – то есть ненаселенные пустоши. Но, впрочем, пойдем по порядку.

Кому же уподобляются люди неверующие, если даже бесы покланяются Богу?

Первое, что нас удивляет в этом повествовании – это встреча Христа и бесноватого. Одержимый бесами человек не убежал в ужасе от Господа, а, увидев издалека, подбежал и поклонился (ср. Мк. 5,6). В трепете творение поклоняется Творцу, даже такое творение, которое отпало от воли Творца… Кому же уподобляются люди неверующие, если даже бесы, пусть и невольно, покланяются Богу?

Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, − потому что много бесов вошло в него (Мк. 8,30). Если кто не знает, «легион» – это римская боевая единица. Как вы думаете, сколько солдат составляли легион? В разные времена в легион входило разное число бойцов. К новозаветным временам в состав легиона обычно входило 5-6 тысяч (!) пехотинцев и несколько сот кавалерии. Каково?

Вот знаете, бывает, думаешь перед тем, как съесть лишний кусочек за столом, или осудить кого, или сделать еще что непотребное: ну что здесь такого, ничего страшного не будет. Так вот, оказывается, нет дна у бездны нашего падения. Как без числа бесы могут войти в тело человека, так и грехов бесчисленное множество может принять душа и не насытиться, не наполниться беззакониями. Даже желудок, без меры принявший пищу, выворачивает наизнанку, а вот душу может и не вывернуть, если человек сам не старается очищать ее. Поэтому и положил Господь предел нашему земному существованию.

И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну (Лк. 8,31). Что было дальше, знаем: паслось там большое стадо свиней, и в них вошли бесы. Евангелист Марк даже сообщает нам число голов в стаде – около двух тысяч (ср. Мк. 5,13), из этого можно понять, что слово о «легионе» почти и не было преувеличением. Бесы вошли в свиней и, как ненавидящие лютой ненавистью все живое, тут же и потопили их в озере. Из этого примера можно понять, что нечистые силы сделали бы с родом человеческим, если бы Господь не удерживал их.

И вот дальше начинается самое интересное. Пастухи, видя происшедшее, побежали в город и рассказали обо всем. Собрались местные жители, и просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что объяты были великим страхом (Лк. 8, 37).

Удивительнейшее явление! Только что совершается великое чудо: страшный и неукротимый бесноватый, который будоражил весь город, исцелен. Он сидит, осмысленно смотрит и отвечает на вопросы. Рядом находится Сей, явно неземной Человек, исцеливший его, о Котором не могли не слышать прежде гадаринцы. И они просят Его уйти прочь от их города!

В чем же дело? Неужели у них в городе не было больных, расслабленных, прокаженных, которым был нужен врачеватель телес, неужели не было в Гадарине мытарей и грешников, взыскать которых пришел Христос? Или, может быть, просто все дело в свиньях?

Вот представьте: растите вы несколько хрюшек на продажу. В Гадарине явно растили свиней на продажу − евреи ведь свинину не едят, а большая часть населения прибрежных городов Генисаретского озера все же была иудейская. Очевидно, что свинину они продавали язычникам, в частности, римлянам. Так вот – растите вы несколько хрюшек. Знающие люди говорят, что прибыль в свином животноводстве начинается, когда одновременно выращивают не менее 6 особей. То есть вы потратились на 6+ поросят, с трудом вырастили их и уже с радостью подсчитываете в уме прибыль, как вдруг появляется Некто и таким образом исцеляет одного всем противного сумасшедшего бомжа, что все ваши дорогие свинки оказываются на дне озера! Вот так «чудо»!..

Есть несколько святоотеческих толкований на этот стих, совершенно противоречащих друг другу. Например, блаженный Иероним Стридонский, святой, которого почитают все же больше на Западе, чем на Востоке, пишет так: «То, что они просят, чтобы Он удалился из пределов их, они делают не вследствие гордости, − как полагают некоторые, − а вследствие смирения, ибо считают себя недостойными присутствия Господа, подобно Петру, во время ловли рыбы павшему к ногам Спасителя и сказавшему: Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный (Лк. 5,8)». Однако в данной ситуации с блаженным Иеронимом невозможно согласиться: святой Петр хоть и сказал так, но все же последовал за Господом, понимая, что у Того – глаголы вечной жизни (Ин. 6,68). Тут мы видим совсем другое. Более тут подходит толкование блаженного Феофилакта Болгарского: «Пораженные чудом жители города того вышли к Иисусу, услышав же о подробностях, они еще более испугались. Потому и молили Иисуса выйти из пределов их. Они боялись, чтоб не потерпеть еще чего-либо большего. Потеряв свиней и сожалея об этой потере, они отказываются и от присутствия Господа».

Действительно, если Этот Пророк, не входя в город, столько нанес ущерба, что же Он сделает в Гадарине? Хорош «пророк»! Столько денег и сил потрачено впустую, и ради чего? – ради помощи изгою, неприкасаемому, отбросу общества. Именно такая логика была присуща всей иудейской элите – они ожидали явления земного царя в славе, который вернет былое могущество всему Израилю и благосостояние каждому израильтянину в отдельности. Только таким мировоззрением можно объяснить странный поступок гадаринцев.

О том же пишет святитель Иоанн Златоуст: «А что жители того города находились в бесчувствии, это видно из конца происшествия. Им надлежало бы поклониться Христу и удивиться Его могуществу; а они отсылали Его и просили отойти от пределов их».

Мы сами часто уподобляемся неразумным и жадным гадаринцам

Этот последний урок – наверное, самый важный в сегодняшнем Евангельском чтении, потому что мы сами часто уподобляемся неразумным и жадным гадаринцам. Уподобляемся, не замечая того, продолжая вести внешне вроде бы церковную жизнь.

Сколько раз Христос приходит к нам навстречу Своей благодатью, и сколько раз мы, как гадаринцы, говорим Ему: «Нет, Господи, сегодня я не могу Тебя принять. Сегодня я хочу посмотреть новый фильм, или сходить в гости, или пробежаться по магазинам, или просто отдохнуть, я ведь так устал, − Ты сам знаешь. Приходи лучше завтра. Завтра я точно прочитаю акафист, положу поклоны за болящих друзей, почитаю Евангелие. Кстати, завтра среда – как раз и попощусь. (А если не получится завтра, пожалуй, перенесу все это на пятницу, еще лучше – конец недели, заодно поблагодарю Бога за благополучно прошедшие будни.)» Так нас каждый день все прочнее засасывает болото суеты и расслабления. Нам так дороги наши свиньи, которых мы холим и лелеем в своем сердце, и мы так не хотим с ними расставаться… что готовы на них променять Божественную благодать.

Потом от нашего Гадарина только и останется лишь пара развалин

Господь – смиренный. Он и есть само воплощенное смирение. Он послушает нас, как некогда евангельских свиноводов, и отойдет от наших пределов. Правда, вот потом от нашего собственного Гадарина только и останется лишь пара развалин.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Новооткрытые тексты Новооткрытые тексты
Митр. Антоний Сурожский
Новооткрытые тексты Толкование Евангелия об исцелении гадаринского бесноватого
Новооткрытые тексты
Митрополит Антоний Сурожский
После кончины митрополита Антония Сурожского среди его вещей была обнаружена кассета с беседами на избранные фрагменты Евангелия от Марка. Представляем вашему вниманию одну из таких бесед, посвященную исцелению гадаринского бесноватого.
Что бывает с человеком, когда он одержим бесом? Что бывает с человеком, когда он одержим бесом?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Что бывает с человеком, когда он одержим бесом?
Гадаринский бесноватый Гадаринский бесноватый
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Гадаринский бесноватый Гадаринский бесноватый
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Вы слышали, возлюбленные братья, читанную сегодня евангельскую повесть о бесноватом в Гадаринской стране и исцелении его Иисусом Христом? Слышали, как бесы му­чили несчастного человека и как он бедственно влачил свою жалкую жизнь? Видели божественную власть Иисуса Христа над бесами, над целым легионом их, т. е. над несколькими ты­сячами, вселившимися в несчастного человека? Вникнем тщательно в эту повесть и возьмем себе урок из нее: она рассказана для нашего назидания.
Комментарии
O.L.27 января 2021, 21:05
Удивительная притча для раздумий. Ольгин комментарий достоин внимания. Действительно, бывает, люди ведут себя точно те беспечные свиньи, хуже - ищут, где бы им еще больше достать впечатлений и удовольствий, с какой бы крутизны свернуть шею ради адреналина. Именно, как стадо - ничем не обремененное, бездельное и сытое - готовое нараспашку любому легиону, но только не Богу. И разумеется, Господь попускает бесам входить в таких безумных людей. И конечно, гадаринцы были в напряжении, как бывает первичный шок от чего-то, чего не сразу понимаешь, и на всякий случай "попросили удалиться". И вот интересно, что единственный исцеленный (!) бесноватый остался им, как залог оздоровления душ горожан...
Антоний28 июля 2016, 16:42
С праздником памяти святого равноапостольного князя Владимира, братья и сестры! Пишу сей комментарий, дабы объяснить ранее написанный. Мои слова о "замечательной свинке" на фото относятся к иллюстрации, которая была заменена.
olga25 июля 2016, 00:00
" Блажен, кто и скотов милует." А Господь наш Иисус Христос мгновенно позволяет, бесам войти в свиней. Это ещё раз показывает, как ценит Бог душу, одного человека. Самого обычного, ничем невыдающегося на первый взгляд. Бесы, в своей ненависти к человеку, перешли уже давно все границы, и если бы не благодать Святого Духа Удерживающая мир, думаю, они погубили бы всех людей, как это стадо." Тварь доныне стенает и мучается." Все животные, в том числе и свиньи живут строго в определённом регламенте и контексте, установленном для них Богом. Поэтому животные в своей правдивости перед Творцом, давно уже удивляют человеческий род, между тем, как человек без Бога, всё чаще, превращается в нечто невообразимое. Так некоторые представители "из людей", переплюнули животных до того, что язык не поворачивается назвать людей именем зверей, которого они уже явно не заслуживают. Человек с маниакальным упорством, движется по направлению уподобления бесам. Понимает или нет, сознательно или неосознанно, - это другой вопрос, но движется и это и есть та самая бездна, с которой нас хотят "подружить". Что будет с людьми, как с ними поступят бесы, когда получат над людьми власть, ярко показано в этом Евангельском отрывке. Всех погубят. А нам нужно не думать отвлечённо об экономической выгоде, как о абсолютизированном языческом болване, а соотносить свою жизнь со Христом и выполнением Его заповеди - " Да любите друг друга ". А без Бога, это сделать нельзя. Вот и получается, что ты должен сделать выбор, причём, решительно и навсегда. И задавая себе вопрос - "где я?" - не лгать. Это и есть, начало покаяния. ГОСПОДИ СЛАВА ТЕБЕ! Спасибо за статью.
Антоний24 июля 2016, 14:41
С праздником святой равноапостольной княгини Ольги, братья и сестры! Благодарю редакцию и о. Сергия за замечательную статью. Конечно, нельзя посвящать свою жизнь накопительству, забывая при этом о Боге (или того хуже, уподобляясь при этом фарисеям). Те же гадаринцы, скорее всего, убедились в этом, когда Веспасиан разорил их земли в ходе Первой Иудейской войны. Для меня же главный урок из этого материала состоит в том, что пришло время посвятить несколько вечеров освежению в памяти истории Древнего Рима, и за этот урок - отдельное спасибо. P.S. Мне блаженный Иероним с детства запомнился из-за легенды о том, как он заставил льва работать в монастыре вместо осла. P.P.S. Свинка на первом фото - замечательная, как такую не любить? :-)
тамара24 июля 2016, 00:29
Батюшка Сергий,благодарим Вас за напоминание ещё раз . Прости нас,Господи. все мы являемся гадаринцами,которые гнали от себя Господа. Матерь Божия ,помоги нам.
Михаил23 июля 2016, 15:46
Всё так и есть. Воистину.
Татьяна Фролов22 июля 2016, 15:11
Благослови Вас Господь, отец Сергий!
Хорошая статья! Во Славу Божию! И нам грешным в наставление.
Татьяна22 июля 2016, 14:57
Всегда задавалась вопросом: свиньи погибли, а куда же делись все бесы?
Лидия22 июля 2016, 13:46
Дорогой батюшка! Спасибо! Как точно, как правильно Вы всё разъяснили. Ещё раз большое спасибо. Ждём новых произведений.
Иоанн22 июля 2016, 10:16
Действительно, интересное повествование! Если Вы приглашаете вместе прочитать, не могу согласиться с разъяснением мировоззрения гадаринцев -дескать они жадные и не почитали Христа как настоящего пророка.
Ведь свинья, на сегодняшние деньги, стоит примерно 60 000рублей. Это значит, что имеющий шесть свиней понес ущерб 360тысяч, а город в целом около 120млн!
И жители смирились с этим ущербом - они не стали "предъявлять гражданский иск" или пытаться побить Христа - они прекрасно поняли, что перед ними пророк и смиренно приняли волю Бога. Только попросили отойти от них и более не "грузить". Их мировоззрение очень даже благочестиво, не уверен, что если бы мне священник расколотил машину я бы принял это так же смиренно. В общем, "внешне вроде бы церковная жизнь" - есть чем тихо гордиться.
А мы - еще хорошо, если уподобляемся гадаринцам, а то чаще свиньям ))
Марина22 июля 2016, 10:10
Спасибо, батюшка Сергий! Прекрасное наставление и повод для глубоких раздумий о путях своего спасения. Спаси Господи!
Евгений22 июля 2016, 08:31
"я ведь так устал, − Ты сам знаешь. Приходи лучше завтра." - прочитал эти слова и понял, что произнес их Господу вчера вечером и уже успел сказать Ему сегодня утром.

Все верно, отец Сергий - и я, увы, очень дорожу своими свиньями...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×