Монах Силуан (Браун) – православный американец, который с командой единомышленников создал проект «Православная Африка» (Orthodoxafrica.org). С его помощью православные христиане всего мира (включая и тех, кто не может поехать в дальние страны) могут внести свою лепту в миссионерскую работу и распространение слова Божия на Черном континенте.
– Отец Силуан, вы собираетесь в Кению через несколько недель. Какова главная цель вашей поездки?
– Матушка Элис Мванги уже на протяжении нескольких лет пишет мне о сиротском доме, которым заведуют она и ее муж, а я всегда с подозрением относился к африканским миссиям из-за мошенников. На сайте Pravoslavie.Ru однажды вышла статья об одном уехавшем туда миссионере, и я обрадовался, увидев легальную миссию. Связался с теми, кто поехал в миссию, и понял, что нахожусь в уникальном положении: ведь у меня есть компьютеры и доступ в интернет, чтобы можно было поддерживать эти миссии, рассказывать о них, чтобы весь мир узнавал о проводимой в Африке миссионерской работе, потому что самим миссионерам очень тяжело это организовать.
– И как вы этим занимаетесь?
– Я создал проект «Православная Африка» и собрал команду из девяти человек для работы над ним. Мы готовим к печати статьи, транслируем сообщения и публикуем объявления, в основном работая через «Фейсбук». Готовим специальные воззвания для сбора средств на различные нужды.
– Как давно появилась «Православная Африка»? Я увидел ее лишь недавно.
– Проекту около года. Я смог проверить на благонадежность одного миссионера, Тимоти Фаррелла, и теперь там действуют три миссии: святого Варнавы, святой Тавифы и приют четы Мванги. Всех их удалось проверить и убедиться, что эти миссии легальные, и они действительно делают то, о чем заявляют. Так что их можно увидеть на нашем сайте, и люди могут заходить и узнавать подробности о каждой из миссий. На сайте есть кнопка «PayPal», на случай, если кто-то захочет пожертвовать деньги. И здесь нет никакого посредника – именно этого я и хотел для «Православной Африки». Просто заходите на сайт, читайте о миссии, и если она затронет вашу душу, то пожертвуйте – и деньги придут прямо миссионерам.
– То есть если я, например, перечислю сумму приюту семейства Мванги, то она сразу попадет на банковский счет матушки Элис?
– Да, именно так… За время моей поездки в Кению таинство Крещения будет совершено примерно над 23 людьми. Также должен буду встретиться с епископами Афанасием и Неофитом из Кении. Встреча будет частично по следующей причине: для африканских миссий существует огромное искушение стать зависимыми от богатых американцев и греков, поэтому я буду их настоятельно убеждать разработать некий бизнес-план, чтобы стать самодостаточными. Я ясно дал понять, что не хочу, чтобы проект «Православная Африка» существовал еще двадцать лет. Мне нужно, чтобы были готовы бизнес-планы и скорее начали выполняться. Хотелось бы обеспечить их средствами, чтобы они могли сами себя поддерживать и стать независимыми, и затем им помощь уже не понадобится.
– Вы им предложили какие-то бизнес-планы или просто попросили подумать о чем-то жизнеспособном в их регионе?
– Вот отчасти почему я и еду туда. Знаю одну девушку, которая пару лет работает с «Православным христианским миссионерским центром» (OCMC) и хочет создать центр снабжения Церкви в Кении, но я сомневаюсь, что там есть достаточно большой рынок. Как раз пытаюсь оценить, что они могут производить сами и что будет востребовано. К чему бесконечные доставки из других стран? Давайте подумаем, каким может быть местный рынок. Об этом я и собираюсь с ними поговорить.
Еще я постоянно получаю десятки электронных писем от миссий, желающих со мной сотрудничать, поэтому надо будет их проверить и убедиться, что люди действуют на легальных началах. Не знаю почему, но люди чаще доверяют американцам, чем африканцам. Поэтому когда я говорю, что могу ручаться за ту или иную миссию, люди начинают ей доверять и реально работать на нее.
– Сколько миссий или приходов вы планируете посетить, кроме приюта четы Мванги?
– Начну с миссии святого Варнавы, где возьму интервью у двух православных священников, а также увижусь с епископом Неофитом в 90 километрах от Найроби. Миссия святого Варнавы заботится о более чем 300 детях, страдающих от духовной, экономической, социальной и физической бедности. Программа старается, чтобы каждый способный член миссии брал покровительство над страдающим ребенком, так чтобы они выросли ответственными и самостоятельными. Некоторые из этих детей жили с тяжелобольными родителями или престарелыми опекунами, которые порой совершали над ними физическое и сексуальное насилие. Есть много разрывающих сердце историй.
Миссия также включает образовательный центр, учрежденный отцом Мефодием Карюки и его женой, матушкой Эверлин Мванги – они оба закончили семинарию в Африке.
Я также посещу общинный центр святой Тавифы, где отец Агапий заботится о восемнадцати сиротах. Есть еще очень много детей, нуждающихся в помощи, но пока, к сожалению, их больше негде разместить. Миссия старается предоставлять им еду, одежду, кров, чистую воду, качественное образование, помогает им стать полноценными и полезными членами общества. Миссия святой Тавифы располагается в трущобах поселения Кибера близ Найроби – это крупнейшие трущобы во всей Африке. Более миллиона человек живут без проточной воды и каких бы то ни было санитарных условий.
– Что вы чувствуете по поводу предстоящей поездки? Переживаете?
– Я в этом деле уже ветеран, был в гораздо худших местах, таких как Фаллуя и Багдад.
– То есть Господь хранил вас все то время.
– Да, слава Богу! Поэтому поездка обещает быть интересной. Одна из главных целей моей встречи с епископами – постараться выстроить взаимодействие между миссиями, чтобы они не дублировали работу друг друга и чтобы им не приходилось постоянно собирать деньги. Например, в Кибере крайне дорого снимать помещения и создавать сиротский приют, но в деревнях подальше это будет сделать удобнее. Поэтому – почему бы нам не иметь священника, который бы каждый день служил литургию и руководил приютом за пределами Киберы? Мы смогли бы собрать средства для строительства такого приюта. А в самой Кибере мы бы тоже имели постоянного священника, который бы спасал людей, помогал наиболее несчастным и всячески служил ближним. И он бы мог сконцентрировать все внимание на этой работе, вместо постоянных сбора средств, аренды помещений, поиска сиделок для больных детей и так далее.
Некоторые миссии отрезаны от других и занимаются лишь своей работой
Просто получилось так, что некоторые миссии отрезаны от других и занимаются лишь своей работой. Но почему бы нам целенаправленно не работать вместе?
– Значит, между различными миссиями и подобными учреждениями нет постоянного контакта?
– Да.
– Как вы думаете, почему? Такой менталитет, или отсутствие интернета, или какая-то другая причина?
– Пока точно не знаю, но надеюсь скоро узнать. Мне просто тяжело помочь людям, если они не желают сотрудничать друг с другом. Поэтому будет видно. «Православная Африка» может показать эти миссии в гораздо более легальном свете, чтобы им не приходилось зависеть от средств, собранных, скажем, благодаря объявлениям на «Фейсбуке».
– Мы также публиковали несколько статей о «Православном миссионерском братстве», которое очень плодотворно занимается миссионерством в Африке. Хотим показать людям картину происходящего во всем мире, а не только в традиционно православных странах и США.
– «Православная Африка» преследует эту же цель. Церковь растет, и православные миссии распространяются по всему земному шару – но без таких инициатив, как наш проект, многие люди просто не узнают об этом.
Протестанты пытаются убедить местных жителей, что Православие – всего лишь новая секта
– Вы, таким образом, показываете людям Церковь с ее глобальной стороны – ее кафоличность.
– Это именно то, чего мы хотим достигнуть в Африке. Я буду проводить уроки катехизации. Люди мне жалуются, что одна из главных проблем в этом отношении – протестанты, которые пытаются убедить местных жителей, что Православие – это всего лишь новая секта. Поэтому мы хотим показать людям кафоличность Церкви.
– Как протестантам удается это делать? Их больше, у них много денег, или они хорошо организованы?
– К сожалению, у них всего больше, чем у нас.
В Конго действует женский православный монастырь, который немного занимается миссионерством. Епископ Неофит планирует учредить и мужской монастырь.
– О чем вы намерены рассказывать на уроках катехизации? Будут ли это какие-то базовые вещи, или местные жители уже знают азы Православия?
– Мою аудиторию в основном будут составлять дети-сироты, поэтому начну с самых азов. Честно говоря, у меня пока мало практики, и я немного волнуюсь! Когда беседовал со взрослыми людьми, то создавалось впечатление, что у них уже есть некие первоначальные знания. Будучи монахом, я стараюсь постоянно жить в ритме молитвы и монашеского делания, но возвращение к самым основам Православия требует напряжения сил. Надеюсь, Господь научит меня, что надо сказать! С детьми у меня пока тоже маловато опыта.
– Конечно, дети любят играть! Мне дважды доводилось посещать сиротский дом в Гватемале, где играл с детьми, но я не могу играть постоянно – мне нужен перерыв! А они не хотят прерываться.
– Я как раз вдохновляюсь миссией в Гватемале. Я разговаривал с матушкой Александрой, которая учит местных жителей шить священнические облачения и таким образом поддерживать миссию. Они привлекают портных-индейцев, и местные жители продают облачения, сделанные из материалов местного производства. Это одна из моих бизнес-идей, и я уговариваю их быть самостоятельными, хотя пока не уверен, как далеко мы продвинемся. Мне кажется, мы сумеем договориться с епископами, потому что они преследуют те же самые цели. Они не хотят больше быть зависимыми.
– Как долго вы там пробудете?
– 25 дней.
– Планируете ли возвращаться туда впоследствии или сначала посмотрите, как пойдут дела?
– Пока еще неизвестно. Человек предполагает, а Господь располагает.
Одна русская женщина работает с нами и помогает с переводами, так что мы надеемся, что русскоговорящие люди смогут благодаря нашему сайту узнавать о миссиях и участвовать в них по мере возможности. На сайте размещены воззвания от имени разных миссий, где можно узнать все подробности.
Нельзя сидеть сложа руки и ждать, что кто-то другой сделает это за нас
Царствие Небесное силою берется. Это относится к каждому из нас и ко мне тоже – мы не можем просто сидеть на обочине как пассивные наблюдатели. Нам надо трудиться. Нельзя сидеть сложа руки и ждать, что кто-то другой сделает это за нас. Вот чем для меня является «Православная Африка» – я увидел брешь, которую надо заполнить, и спросил себя, что я могу сделать? Оказалось, что «Православная Африка» и есть то, что могу сделать. Я запустил этот проект, и он развился до такой степени, что другие люди начали интересоваться и присоединяться к миссии. Это приглашение абсолютно для всех, чтобы мы встали со своих диванов. Даже если вы не можете уехать миссионером в далекую страну, вы все равно в состоянии поучаствовать в миссии. Принесите благие плоды. Вспомните лепту вдовы и мудрого управляющего из Евангелия. Будьте «неверным управителем», правильно распорядившись тем, что имеете, даже если это только доступ к интернету. У меня есть доступ в интернет, а у многих миссий – нет.
– А с интернетом мы можем «путешествовать» по всему свету и устанавливать контакт с людьми из любой точки мира.
– Верно. Но мы просто приглашаем людей нам помочь. Все это напрямую связано с 25-й главой Евангелия от Матфея. Одели ли вы нагих, накормили ли голодных, навестили ли находящихся в темнице? И так далее. Здесь вам представляется реальный шанс – тогда делайте это. Эта лепта малая, но любая мелочь имеет значение.
«Православная Африка» – это не только я. Это каждый из нашей команды, и мы все равны. Я всего лишь тот, кто подталкивает людей, держит их за руку. Это приглашение всему православному миру внести свой вклад в благое дело. Я проверяю всех этих людей для вас, так что если вы хотите помочь, но не уверены в законности той или иной православной миссии и опасаетесь мошенников – пожалуйста, вся необходимая информация перед вами.
Каждый должен быть вовлеченным в распространение Царствия Божия
– Это очень хорошо, потому что я, например, каждый день получаю сообщения от разных африканцев, и все они просят денег. Один раз, когда я ответил одному африканцу, что уже помогаю другим людям, он разозлился и обрушил в мой адрес проклятия, сказав, что я отвратительный человек и не люблю ближних. Рядовые верующие боятся именно этого.
– Абсолютно! И я хотел бы повторить, что Царствие Божье силою берется, и нам всем нужно быть участниками, а не безучастными наблюдателями.
Миссионерство для простых людей
– Да, и вы даете нам такую легкую возможность быть участниками, что если мы не станем этого делать, то будем настоящими лентяями.
– Точно, в этом суть идеи. Миссионерство для простых людей. А ведь мы так много можем сделать. Лично я продвигаю Африку, но, если это задело вашу душу и вы знаете, как помочь миссиям, скажем, в Гватемале или Таиланде, то это тоже будет здорово. Так мы строим Церковь Божию на земле.
– И мы надеемся, что ваши труды и это интервью посодействуют в данном начинании – вдохновят людей на поддержку «Православной Африки» и даже, может быть, на личное участие в этой миссии по мере возможностей.
– Пожалуйста, молитесь обо мне во время моих путешествий по Африке.
Господи Спаси и Сохрани их и помилуй меня грешную.