Во время отпуска встретились в одном северном монастыре три паломника из разных епархий. Мирно беседовали, рассказывали друг другу о жизни своих общин – Россия большая, везде всё по-разному, интересно узнать, как живут братья и сестры по вере. Монастырь небольшой, очень уютный. Можно даже костерок развести на берегу озера, поговорить после службы – небо огромное, комаров уже нет. Теплый ветер, вдали лес шумит, искры летят в бездонное небо – спокойствие. Кто-то, вздохнув, пожаловался, что «скоро всё это умиротворение кончится, и придется возвращаться туда, в мир, на приход».
– Что ж плохого в том, что на приход возвращаешься? Это же, наверное, единственное, что в «том мире» не от мира сего и есть – хоть какой-то островок христианской неотмирности! – удивился один из собеседников.
Еще один тяжелый вздох:
– Хорошо тебе так говорить. Сразу видно: не из нашей ты общины.
– Так ведь община – она община и есть. Что тут может быть плохого? Расскажу вам, как недавно мы ребят в школу собирали. Община наша очень небогатая, можно даже сказать – бедная. Есть у нас несколько семей, которые живут – не поверите – из расчета 100 (сто) рублей в день. В одной семье два ребенка, в другой четыре, в третьей три – в общем, трудно людям. В школу детей собрать – та еще история, сами понимаете. Все друг друга знают, друг за друга переживают, и жутко нам стало неудобно, что некоторые из наших не просто в бедности, а в нищете живут. Бедность-то не порок, тут ничего страшного. А вот нищета – это уже совсем грустно.
Короче, мы как-то собрались, поговорили и решили всей общиной скинуться на помощь нашим семьям. С миру по нитке – школьнику рюкзак. Тут проблема возникла: кто-то из наших многодетных прослышал про это дело и запротестовал: мол, не можем мы, хоть и бедные, деньги брать, и нечего тут!
«Если вы, имея богатство денежное, не послужили им Богу, то как Бог доверит вам истинное благодатное богатство?»
Настоятель выручил: сначала наедине поговорил с «протестантом» о том, что нечего мешать людям доброе дело делать, твоя задача – молиться о них и, принимая помощь, помнить о смирении и благодарности. А потом обратился ко всем нам с проповедью о приобретении друзей богатством неправедным, припомнив притчу о неверном домоправителе. Привел слова митрополита Антония (Храповицкого): «Если вы, имея жалкое (неправедное) богатство денежное, не послужили им Богу, то как Бог доверит вам истинное благодатное богатство – силу исцелений и видений?» Подобное пишет и апостол Павел Тимофею: «Богатых в настоящем веке (апостол противопоставляет их богачам духовным, то есть святым людям) увещевай, чтобы они… уповали не на богатство неверное (неправедное)… но чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами (истинным богатством)» (1 Тим. 6: 17–18).
Ну, нам до силы исцелений и видений далековато – нам бы детей в школу собрать. Слушайте, получилось – и здорово получилось: народ у нас отзывчивый – не только на рюкзаки-учебники насобирали, но и еще на много чего хватило. Даже на поездку всем приходом на озеро хватило – туда и наши многодетные, понятное дело, поехали. В волейбол играли, уху варили, смеялись, купались до посинения. Настоятелю воланом в бадминтоне чуть глаз не выбили, но ничего. Эта поездка и закончила все неудобства и недоумения: поняли, что все мы – нормальная совершенно христианская семья и помогать друг другу просто-напросто обязаны. Точка. И никакого унижения, никакого превозношения. Нам это дело так понравилось, что стали пытаться использовать каждый повод для того, чтобы помочь кому-нибудь из прихода. Бабушки болеть начали вдруг со страшной силой – почему бы не купить необходимые лекарства? Молодежь рожать принялась вовсю – даешь «памперсы», детские кроватки и всё такое в подарок! А тут еще друзья в Косово появились – несколько наших туда съездили, посмотрели, что там происходит: «Давайте, – говорят, – сербам поможем хоть немножко!» О чем речь! Сербы, кстати, несколько раз приезжали, были на службах у нас – все потом сдружились окончательно, слезы лили, конечно, но радостные.
Смотрю на ваши лица, вижу угрюмое недоверие. Но я не сказки рассказываю: это всё действительно так. Мне больше всего нравится, что люди сами начали действовать, без какой-то там сверху спущенной благочестивой «указивки». По правде говоря, нам эти «указивочки» поперек горла: ни искренности в них, ни любви – официоз сплошной. Кстати, владыка, когда узнал, что прихожане так живут, приехал и свои деньги положил на очередную нашу инициативу. Только просил не очень-то об этом говорить. А у вас как в общинах?
Третий тяжелый вздох:
– Если кратко, то скажу так: община убита. Вчистую.
– Это как?!
– Не считайте меня паникером-алармистом или кем там еще. Я говорю так, как есть. С чего начать… Помните, был такой журнал «Вечное»? Который издавался во Франции долгое время, в годы советской смуты его с огромным риском переправляли в СССР, распространяли из-под полы, знакомили православных с Православием, с проповедями святителей, с основами веры? От руки его переписывали на кухнях, в деревнях, при свете свечей. Когда началось «Второе крещение Руси», стали открываться храмы, мы сделали в приходской библиотеке даже выставку из таких от руки переписанных номеров журнала, а были и оригиналы: со следами воска (может быть, и слез), засаленные, зачитанные. Ни дать ни взять – «журналы-исповедники». В руки брали со страхом, с почтением. В трапезной, помню, часто разговаривали с теми, кто застал то время – сталинское, хрущевское. О, воспоминаний и слез было – не пересказать. Трапезная, кстати, не закрывалась даже в позднеперестроечное время, ну, когда всё по талонам – с нынешним кризисом и не сравнить. Да, тоже бедно жили, но община была тогда одной семьей, как и ваша сегодня.
– Ну а сейчас?
– Да чего тут говорить… Кто-то даже в мрачной иронии предложил составить брошюру: «Несколько шагов к разрушению православной общины». Всё просто:
- Назначить чужого, высокомерного, не знающего и не желающего знать ничего о месте, куда он приехал в составе «благочестивого десанта», неграмотного юношу на должность настоятеля, предварительно рукоположив его в сан.
- Заявить, что до появления этого счастья Православия на вашей земле не было и вы ничего не знаете.
- Уволить, убрать, устранить всех тех, кто посмел в силу привычки доверительных отношений со священноначалием высказать свое мнение касательно происходящих перемен. Демонстративно хамить священникам «старой школы», уважаемым прихожанами.
- Постоянно требовать деньги, руководствуясь лозунгом: «Настоящий православный – богатый православный».
- Писать отчеты о семимильном распространении Православия на вверенном участке.
Список можно варьировать и продолжать, конечно, но я думаю, вы и так понимаете, что получилось из когда-то сильного прихода: уничтожена библиотека; все номера журнала «Вечное» сожжены («Зачем эта ваша рухлядь?»); закрыта трапезная (слишком много денег уходит на ее содержание); воскресная школа используется для поставки счастливых деток для участия в концертах, на которых присутствует начальство; в приходе – «захожане», а не прихожане; сам приход существует только для того, чтобы в очередной раз порадовать конвертиком отнюдь не нищую многодетную семью. Назвать такое положение «приходской жизнью» я не могу. Многие с тоской проходят мимо храма, который восстанавливали из руин своими руками. Парадокс получается: вроде и церковь из руин восстановили, а вместо материальной разрухи получили духовную. Интересное какое «распространение Православия»… В общем, прихода больше нет. Есть заход и есть доход. Ну, а у вас как?
Использовать нахождение в алтаре как своего рода «бонус» опасно для духовного здоровья
– Что-то среднее между первым чудом и второй катастрофой. Община есть, но она разделена на «алтарь», «ящик» и «народ». К «алтарю» относятся, увы, далеко не только священнослужители: сюда вхожи и считают это совершенно нормальным так называемые «спонсоры». То есть если помогает человек деньгами, то непременное его место во время богослужения – в алтаре. Что там забыли миряне, спрашивается? Кроме того, в алтарь чуть не за уши тянут мальчиков: мол, пусть узнают богослужение лучше, в стихаре походят. За десять лет ни разу пользы от этого я не видел. Видел только, как люди, вхожие в алтарь, становились изолированной от «народа» заиконостасной группой – со своей лексикой, смешками, чувством собственной значимости и «близости к телу». Помнится, когда игумен Никон (Воробьев) стал служить в Гжатске, первым делом он удалил из алтаря «мужичков», которые там почему-то завелись… Изучать богослужение можно и нужно, осознанно присутствуя на нем, а использовать нахождение в алтаре как своего рода «бонус» – это, на мой взгляд, опасно для духовного здоровья и благочестия.
Почему богатые прихожане должны быть какими-то обособленными, я не знаю. Еще мы с тревогой видим, что они, богатые, диктуют свои условия всему приходу. Была дивная икона Богородицы – краски так и сияли, все с радостью смотрели на нее. Потом кто-то из «алтарной группы» закрыл образ дорогим, но совершенно безвкусным и ненужным окладом – «богословие в красках» исчезло. Подошли было к настоятелю: мол, батюшка, верните иконе прежний вид, а то смотреть страшно. «Нет, – говорит, – благотворитель обидится». Ну-ну.
Разве «узнаешь Православие изнутри», гремя монетами, шурша купюрами и перебирая свечки за Литургией?!
Про «ящик» и говорить нечего: это тоже закрытая группа, тоже со своей лексикой, слухами, скандальчиками, борьбой за близость к дорогому настоятелю. Почему-то сюда пытаются затащить девочек. И тоже – для того, «чтобы узнать Православие изнутри». Как это можно сделать, гремя монетами, шурша купюрами и перебирая свечки за Литургией, я не представляю. И это меня тревожит, да и не только меня.
Ну и наконец – «народ». Народ, похоже, пока держится: помогает друг другу, как и у вас там, в благословенном приходе. Только уже без настоятеля – тот занят своими делами. Кто-то поделится заботой – стараемся вместе решить эту трудность. Недавно стали восстанавливать старую церковь, тамошний священник попросил о помощи – так люди воспряли, с радостью стали помогать. Говорят: «Снова почувствовали себя в христианской общине. Все равны, никто условий не диктует – рай, да и только, хоть и в “шалаше”». Так и живем. И скорби есть, и радости. Обидно только, что радости с прежним приходом почти никак не связаны.
– Что же получается? Мы радуемся, с одной стороны, за настоящий православный приход, добрую христианскую общину, где все друг друга знают, любят и поддерживают. С другой стороны, с горечью и ужасом мы видим, как в течение короткого времени буквально растоптана другая община. Бог Судья «топтунам», которые, видимо, просто не понимают, что творят. С третьей же стороны, мы наблюдаем, как пытается сохраниться община, столкнувшаяся с вызовами, наверное, не только нашего времени. Дай Бог сил этой общине, скромности богатым прихожанам и смелости настоятелю. Так получается?
…Костер догорал, искры летели в бездонное ночное небо. Скоро возвращаться туда, «в мир», на свои приходы. Такие разные приходы…
о. Николай Булгаков
33 причины не ходить в церковь
"Прием двадцать пятый: «Есть и недостойные священники. А вдруг к такому попадешь?»
Есть. Да, это горькая правда. Про одного из них могу точно сказать — это пишущий эти строки. Уж очень высокое у нас служение. Очень трудно быть его достойным. Помолитесь за нас. И лучше всего — в церкви.
Но то, что мы недостойны, не значит, что лучше в церковь не ходить. Без Церкви не спасешься.
Все священники, архиереи, даже сам Патриарх — люди грешные. И даже святые, которым мы молимся, были людьми грешными. Мы знаем из их житий, что некоторые великие святые когда-то совершили тяжкие, смертные грехи. Но Господь принял их покаянную жизнь. Один Господь только без греха.
Для того Господь и основал на земле Свою Церковь, чтобы мы, люди грешные, с Божьей помощью, благодатью Святого Духа, которая изливается на нас в церкви, очищались от грехов и спасались.
В бане могут быть и не очень благочестивые банщики. Но что же нам, не мыться?
Даже и через недостойного священника на нас изливается благодать Божия.
Кто еще, кроме священника, отпустит нам грехи? Именно священнику дана от Бога такая власть. А с грехами, без покаяния, как нам, грешным людям, спастись?
Священнику еще дана от Бога власть причащать верующих; крестить; помазывать святым миром; венчать супругов; соборовать больных; освящать воду, иконы, нательные кресты, жилища, автомобили, самолеты; служить молебны, панихиды, отпевать умерших…
«Священство есть спасение для мира», — говорят святые отцы.
Поэтому неудивительно, что враг рода человеческого ненавидит духовенство — и на батюшек нападает в первую очередь. И еще пускает в ход свое любимое оружие — клевету. В том числе и через средства массовой информации. Цель простая — чтобы ты решил: «В церковь не пойду».
Дьявол — отец лжи (Ин. 8:44), по слову Господню. Он все время старается нас обмануть. А поскольку мы грешные, ленивые, то мы и можем принимать менее «хлопотные» для нас вражьи мысли о том, что мы за хороших батюшек, а не за тех, которых Господь поставил служить сегодня (а где Он найдет других? Каких воспитало общество, такие и есть). Что мы за веру, но не за Церковь. И сами можем не заметить того, что мы уже не за, а против Христа.
Не дай Бог!"
Не забывать бы нам, что в первую очередь храм – дом Божий, и единение у Чаши не отменит настоятель, если он не раскольник. А в остальном – не ждать от других, начинать с себя.
Совершенно верно,дорогой Сергий!
И я об этом же! Каждый думает лишь о себе,да и не думает даже - не дает себе труд подумать! Вообще! Оттого и устроение такое,рабское, и рабство все больше от того,что скажут СМИ,да кто угодно! Оттого и верит человек лжи, лень мешает ему правду искать, да о чем я говорю...
А вот еще картина - свечи на подсвечник все(!!!) ставят по краю так, что поставить другому человеку свечу невозможно, не обжигаясь - ну почему так? Ну почему ты думаешь только о себе?
Ведь сзади стоит человек,ему тоже надо свечу поставить - и все, искушение,настроение изменено, а впереди еще служба - очень трудно настроиться.
Вот если бы мы думали хоть немного(!) о других - мы были бы совсем другими людьми,и страна была бы другой, и приходы,общины были бы исправнее.
Мне могут возразить, что такого не бывает: там, где общая обстановка хромает, там и молитва не идёт. Да, но о Богослужении всё равно надо было сказать.
Казалось бы,вопрос излишний - главное, свободу вероисповедания,мы сегодня имеем, Церковь и Веру сегодня никто явно не гонит, значит, осталось обрести малость - удобное ко спасению общество - социализм,сильное социальное и суверенное Государство.Это - во-первых,надежный фильтр для западных "ценностей" во всех сферах и всеобщий ,хоть и скромный,достаток. Воздух должен в стране поменяться - тогда и в обществе и на приходах будет совершенно иная картина. А соблазнов в этом мiре нам и без этого капитализма и богатых прихожан хватит.
Что тут скажешь?! Вероятно так и есть. Однако никто не знает, что будет потом. Жизнь ведь не ограничивается приходом и возможно это та "закваска", которая необходима человеку, хоть и в таком "сыром" виде. Ну а кто где находится - "...не вы Меня избрали, а Я избрал вас...". Так, что ходить надо к Богу. Если не устраивает приход - лучше поменять, чем во время службы заниматься анализом действий других прихожан. Это мое мнение
" Современного молодого священника нужно направлять на 10 лет на послушание к опытному священнику,на бедный приход, чтоб полюбил Литургию, храм и народ, который его кормит..."
Очень дельное предложение. Вот бы взяли его на практику, и тогда не стоял бы наш храм, без служб, без священника, как " нерентабельный" (с)... И вообще, комментарии Ваши разумны и в самую точку, что называется " со знанием дела". СпасиБо.
Елена18 августа 2016, 09:00
Добрый день Всем! Очень не понравилась статья, не понятно с какой целью мы ходим в Храм.
Цель одна,уважаемая Елена, и не одна одновременно.
Главная цель - мы чада матери-Церкви,которую Христос создал,и вне которой нет спасения, ибо в Церкви - Таинства - Евхаристия и Исповедь.
Но мы и в Церкви не только части Тела Христова, но и части нашего общества, и если хотите - Государства.
Вот и подумайте, какие мы "части" общества,каковы мы сами,и откуда возьмется и доброе общество,государство и приход,если мы несем в тот же приход "не всегда" добро, и это касается всех.
Однако ,на мой взгляд, мы упускаем тут одну важнейшую мысль.
Мы думаем о покаянии, читаем Жития,стараемся быть внимательными к себе и чаще исповедоваться - а вот о том, что мы должны быть также и умными,думающими,стремиться к свободе не только от греха но и от диктата пропаганды, мы забываем.
Сейчас принято очернять и демонизировать советское время, тогда как нынешнее всячески предпочитается тому. А ведь проблема богатых,озвученная в статье(мельком,вскользь), она в обществе наипервейшая,потому и проникает за церковную ограду. Чудовищный этот "капитализм" если не будет сломан - не будет в первую очередь Государства - ну а что тогда будет на приходах... вот интересно, что должно такое произойти,чтобы человек наш задумался - а что мне каждый день все СМИ,ТВ,радио такое говорят? О чем это они? Вот вопрос...
нина17 августа 2016, 08:00
Помогай Господь,матушка.
Знаю о ситуации на Украине не понаслышке.
Очень много народу в храмах,молодежи,детей.
Это радостно,умиляет другой раз до слез. И есть надежда,что Господь нас соединит,не допустит разделения,раскола и вернет Украину "домой", в Русь Святую.
И темы озвучены серьезнейшие.
Ведь что такое приход? Это отражение общества нашего в большой мере; на приходе люди,которые дышат одним воздухом со всей страной,так сказать.И если отдельные проблемы - случаи исключительные (как с молодым священником-"всезнайкой"), то в основном вся приходская жизнь тесно связана с остальным мiром.
И от того,каким будет наше Государство,зависит состояние сознания каждого человека.Верующий приходской человек отнюдь не изолирован, как некоторые могут подумать.
Вот подумать тут как раз есть о чем.
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».
Ищите свой путь, главный.
Наталья,Вы знаете что такое воздушный поцелуй? Иногда нет возможности приложиться к иконе ,облобызать образ-или высоко висит,или не подойдёшь из-за подсвечников-и такое бывает.Что ж такого страшного и кощунственного Вы в том усмотрели? По поводу осуждения священства и непослушливости -ведь батюшка Вам сказал "можно"-не будем распространяться.
Послушайте ,лучше ,апостола Павла.
"Так [бывает] во всех церквах у святых. Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор 14:33-35)".