Мы часто забываем, почему о святителе говорят именно как чудотворце Московском и всея Руси. Много чудес и исцелений происходило от его гроба. Его почитали как великого угодника Божия, молитвы которого имели большую силу. Многие чудеса святителя Петра описаны в известном житии святого, составленном святителем Киприаном. Другие же можем найти и в иных источниках.
Из Никоновской летописи:
Святителя почитали как великого угодника Божия
За 1351 год. На Москве в церкви Пречистой Богородицы Божией милостью и молитвами чудотворца Петра исцелилась некая жена, в болезни бывшая великой и без ног и без рук лежавшая два года. Когда принесли ее ко гробу Петра Чудотворца, она исцелилась.
За 1416 год. Марта в 12-й день в соборной церкви Успения Богородицы прощен был некий человек, у которого нога прикорочена.
Из «Сказаний о чудесах митрополита Петра, записанных любомудрецом Кифой»:
1372 год. При великом князе Дмитрии Ивановиче и митрополите Алексии… было чудо преславно. Был некий отрок лет семи, имевший руки, к груди прикорченные, и нем был, не мог ничего говорить… И приведен был родителями своими, и молились о нем святому, святой же святитель Петр не презрел их. Когда Преосвященный святитель [митрополит Алексий] закончил святую Литургию, тогда начал говорить отрок, и простерлась его рука, как и другая. Увидев это, святой Алексий митрополит повелел звонить. И пели канон молебный со всем собором Пресвятой Богородицы к угоднику Ее, Петру митрополиту, Чудотворцу, и прославили Бога, прославляющего святых Своих.
1395 год. При великом князе Василии Дмитриевиче и митрополите Киприане некая жена великой болезнью одержима была. Никто не понимал, что это за болезнь, и врачи не могли исцелить болезни ее… И принесена была ко гробу святого [Петра], и помолилась сокрушенным сердцем и духом смиренным, и исцелела, и отошла в дом свой, радуясь, славя Бога и угодника Его Петра митрополита.
1408 год. Марта месяца 11-й день человек некий в великой болезни принесен был к цельбоносному гробу и, целуя раку и с сокрушенным сердцем помолившись, также с иереем этого храма, в котором лежит тело, чудеса источая, как река, певшем молебен Чудотворцу о нем, и исцеление получив, прославил Бога и угодника Его Петра митрополита.
1470 год. Также и я своими глазами видел и на собрании людском был и с ними вместе дивился чудодейству святого… При великом князе Иване Васильевиче и при митрополите Филиппе человек некий, в городе славный и очень богатый, именем Владимир Ховрин, имея раба некоего, у него же отроковица была лет шести или меньше, которая была слепа. И принесена была на преславную его память к раке источника неисчерпаемого чудес. Когда приложили ее к раке святого, сразу прозрела. И дали ей свечу, она же взяла, также и всех своих видела, всех ближних, бывших в церкви. И возвестили всему собору церковному. Они же сказали митрополиту Филиппу. Митрополит же повелел звонить, и собрался народ, и пели канон молебный святому, и прославили Бога.
Из «Сказания о Мамаевом побоище»:
Перед тем, как выйти навстречу безбожным татарам, великий князь Дмитрий Иванович вошел в церковь Пресвятой Богородицы и, помолившись усердно у образа Спасителя и Пресвятой Богородицы, «пришел к гробу блаженного чудотворца Петра митрополита и, сердечно к нему припадая, сказал: “О чудотворный святитель Петр, по милости Божией непрестанно творишь чудеса. И теперь настало время тебе за нас молиться общему Владыке всех, Царю и милостивому Спасителю. Ибо теперь на меня ополчились супостаты поганые и на город твой Москву готовят оружие. Тебя ведь Господь показал последующим поколениям нашим, возжег тебя нам, светлую свечу, и поставил на подсвечнике высоком светить всей земле Русской. И тебе ныне подобает о нас, грешных, молиться, чтобы не нашла на нас рука смерти и рука грешника не погубила нас. Ты ведь страж наш твердый от вражеских нападений, ибо твоя мы паства”».
Из «Повести о Куликовской битве»:
Перед битвой Дмитрий Боброк Волынец, толкуя видение князя об огнях, сказал: «Господин мой князь! Благодари Бога, и Пречистую Богородицу, и великого чудотворца Петра, и всех святых! Огни – это хороший знак. Призывай же Господа Бога, молись Ему часто, пусть не ослабевает твоя вера в Господа, и в Пречистую Его Матерь, и в пастыря вашего и молебника великого чудотворца Петра. Это все хорошие приметы».
(Об одном из видений накануне битвы): А еще в ту ночь видели видение Василий Капица и Семен Антонов: видели они идущих из степи множество эфиопов с огромным войском – одни на колесницах, другие на конях, – и страшен был их вид. И вдруг внезапно появился святой Петр, митрополит всея Руси, держа в руке золотой жезл, и стал наступать на них с великой яростью, говоря: «Вы зачем пришли губить мое стадо, которое Бог мне даровал охранять!» И стал их жезлом своим колоть, и одни обратились в бегство, и некоторые из них убежали, а другие утонули в воде, а третьи полегли раненые. Все они рассказали свои видения великому князю Дмитрию Ивановичу. И он велел им об этом никому не рассказывать. И стал со слезами молиться Господу Богу, Пречистой Богородице и великому чудотворцу Петру, хранителю Русской земли, и святым мученикам Борису и Глебу, чтобы они избавили русских от татарской ярости, и чтобы псы не осквернили святыни, и чтобы не пожрал татарский меч православного христианства.
[Перед самой битвой] пришли к нему посланцы от игумена Сергия Радонежского с благословением и с таким письмом: «Да будет тебе помощником Господь Бог, и Пречистая Богородица, и святой чудотворец Петр!»…
Даже там, куда не доходили христианские полки, лежали мертвые татары
И такова была победа и помощь Божия, и чудеса и знамения Божией Матери, и великого чудотворца Петра, и преподобного игумена Сергия, и святых страстотерпцев Бориса и Глеба, и всех святых, и родительская молитва православных христиан, что даже там, куда не доходили христианские полки, и там лежали мертвые татары, пораженные невидимою Божией силой и Пречистой Его Матери и святых Его.
После окончания сражения князь Владимир Андреевич Серпуховской сказал раненому Дмитрию: «О брат мой милый, великий князь Дмитрий Иванович! Ты прежний Ярослав, ты новый Александр! Но прежде всего – слава Господу Богу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери, великому чудотворцу Петру, преподобному игумену Сергию, святым страстотерпцам Борису и Глебу и всем святым Божиим угодникам за то, что невидимою Божией помощью побеждены были измаильтяне и над нами воссияла Божия милость»… Великий князь воздел руки к небесам и сказал: «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и не хватит слов, чтобы восхвалить Твои чудеса! О Пречистая Богомати! Кто может достойно Тебя восхвалить и великие и неизреченные чудеса Твои воспеть! О блаженный Петр, заступник наш могучий! Чем воздам я тебе за все, что ты дал нам!»…
И вошел он [великий князь] в город Москву, и встретил его отец его Киприан, митрополит Киевский и всея Руси, с крестами и со всем духовенством. И сказал великий князь митрополиту: «Отче, милостью Божией, и Пречистой Его Матери, и великого чудотворца Петра, и святыми молитвами твоими и преподобного игумена Сергия одолели мы нечестивого Мамая и всех, кто с ним, победили». И сказал митрополит Киприан: «Слава Тебе, Господи! Слава Тебе, Святый! Слава Тебе, Царь!.. Величаем Тебя, Пресвятая Дева Богородица!.. Ублажаем тебя, святитель Христов Петр! Ты защищаешь от бед свое стадо и низвергаешь наших врагов!..»
Из жития святителя Алексия Московского:
Свеча у гроба святого чудотворца Петра зажглась сама собою, и все видели это чудо
Когда прошение Джанибека об исцелении его супруги от слепоты пришло в Москву, святой Алексий восскорбел, считая это делом выше своих сил. Но, по просьбам великого князя Дмитрия, он все-таки отправился к хану Джанибеку. Перед своим отшествием из Москвы он совершил с духовенством молитвенное пение в соборном храме в честь Успения Пресвятой Богородицы. Во время этого молебствования свеча у гроба святого чудотворца Петра зажглась сама собою, и все видели это чудо. Из этого святой Алексий понял, что Господь благоволил ему возвестить, что путешествие его будет благополучным. Взяв некоторую часть воска от той свечи и изготовив из него малую свечу, святитель вместе со своим клиром стал готовиться в дорогу, твердо уповая на милость Божию.
Еще до прибытия блаженного в столицу монголов царица в сонном видении узрела святителя Божия Алексия в архиерейской одежде, в сопровождении иереев. Пробудившись, она тотчас приказала изготовить драгоценные облачения для архиереев и священников по тому образцу, как она видела в сонном видении. Когда святой Алексий приближался к столице татар, Джанибек вышел навстречу ему с великой честью и ввел его в свои палаты. Святитель, начав молебное пение, повелел возжечь ту малую свечу, которую он взял с собой. После продолжительной молитвы он окропил святой водой царицу, и та тотчас прозрела.