Любовь и покаяние

Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и поставил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар (Еф. 2: 4–8).

Бог, богатый милостью. Святой апостол Павел подчеркивает, что Бог сделал это по Своей великой любви. Бог любит человека, а когда Бог любит что-нибудь, Он не любит мерой. Он любит не только одну группу людей, конкретных лиц или конкретные слои населения, а любит всех людей одинаково. Бог не может одних любить, а других нет. Потому что если Он любит одних, а других нет, тогда это означает, что у этого Бога есть слабости, есть страсти, Он не неизменен и не абсолютен в Своей любви.

Но, как вы понимаете и как мы много раз об этом говорили, это как раз мы не любим Бога одинаково. Один любит Его на 30%, другой на 50%, третий на 70%, а четвертый на 99%. На 100% — не знаю, любит ли Его кто-нибудь. Думаю, только у Христа имелась эта мера как у Человека.

Бог есть Бог, богатый милостью. У Него нет скупости

Бог есть Бог, богатый милостью. Бог богат, Он не беден, не злочестив, не скуп, не окаянен. Он по-настоящему богат — ведь есть много богатых людей, имеющих много денег, однако они им не радуются, не наслаждаются ими, а берегут их. Разумеется, деньги нужны, чтобы функционировали банки. Но, как говорит и Карагёзис[1], когда увидел хлебы на витрине булочной и спросил булочника:

— Дядя, а все эти булки твои?

— Да.

— Так что же ты их не ешь, а выставил на витрину?

Милый Карагёзис не мог понять, что они предназначены для продажи. Его логика простиралась лишь досюда.

У Бога бескрайне богатое сердце, говоря по-человечески. У Него нет скупости, Он щедро дает человеку Свою благодать, довольно лишь, чтобы человек искал эту благодать, хотел ее, преследовал ее. А что человеку нужно сделать? Открыть свое сердце Богу и сказать:

— Хочу! Я хочу стяжать эту Божию благодать! Хочу иметь общение с Богом, жить со Христом.

По сути, единственное, что мы можем сделать — и если можем это сделать, — это сказать: «Хочу!» К сожалению, наша воля и ипостась так слабы, что мы зачастую являемся пленниками наших страстей и грехов и не можем сделать почти ничего. Однако ищем Божией милости, и ее надо искать. Как мы не перестаем грешить, делать всё то, что делаем и что уязвляет нашу связь с Богом и отдаляет нас от Него, нашего Отца, так же нам нельзя прекращать искать Божией милости, милосердия, любви, прощения. Надо помнить об этом.

А кто из нас может сказать, что у него нет страстей? Поэтому надо помнить это тем из нас, кто является пленником многих страстей и работает на эти страсти. Мы их рабы, и у нас часто появляется помысл, который говорит нам: «Да сколько еще раз тебе повторять это, сколько раз говорить Богу, мол, “я больше не буду делать этого”? Ты всё повторяешь это, однако ни завтра, ни послезавтра не сможешь не сказать: “Ну, сказал я это вчера, а сегодня вот уже и забыл об этом”».

Я часто слышу об этом, и это происходит со всеми нами: не успели еще слова вылететь из наших уст, как мы уже забываем, что сказали Богу, и снова повторяем то же самое, те же падения. Тогда в какой-то степени естественно появляется помысл разочарования и отчаяния, который говорит тебе: «Ты ничего не делаешь, хотя можешь встать на ноги, хотя тысячи, миллионы раз говорил, что исправишься, каялся, плакал, сам себе стал мерзок из-за того, что делаешь, но, несмотря на это, опять повторяешь то же самое». То есть: «Что же ты делаешь, ты что, смеешься над Богом, над собой, ты, лицемер? Что ты делаешь?»

Эти помыслы, как бы правдоподобно они ни выглядели, не от Бога, потому что таят в себе отчаяние, безнадежность, обескураженность, тогда как помыслы от Бога могут быть помыслами, смиряющими нас, но они несут нам надежду.

Как мы говорим в молитве перед Святым Причастием: я, окаянный, не отчаиваюсь в своем спасении[2]. А почему? Не потому, чтобы дела мои были такими, что дают мне дерзновение сказать: «Смотри, этот грех я раньше совершал по 50 раз на дню, а сейчас только 49. Ну вот, теперь у меня есть преимущество». Не из-за этого. К сожалению, там, где мы вчера делали это 50 раз, сегодня уже делаем это 60 раз, завтра — 70, а потом — 80 раз. То есть у нас идет вертикальный подъем. Как говорится ниже:

Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф. 2: 8–9).

Не от дел. На что же мы надеемся? На Божию милость, на Божию благодать, вот на это мы надеемся. Поэтому мы не можем и никогда не должны отчаиваться, что бы ни случилось, сколько бы раз мы ни повторяли тех же грехов, несметное число раз в секунду. Как бы они ни были ужасны, ты не теряй дерзновения, а надейся на Божию милость и ищи от Бога силу и милость покаяния, чтобы тебе каяться в своих падениях и грехах, а Бог найдет способ помиловать тебя.

Митрополит Лимасольский Афанасий Митрополит Лимасольский Афанасий

Бог не впадает в стресс, как мы, желающие, чтобы всё вокруг было совершенно. Иногда матери приводят детей на исповедь, и мать говорит:

— Отче, очень прошу тебя: скажи ему, чтобы он утром ходил в церковь, исповедовался, причащался, постился!

— Ну хорошо, дочь, успокойся! Я знаю, что ему сказать.

— И не забудь сказать ему, чтобы он почитал своих родителей, сестру, бабушку!

— Хорошо, я скажу ему, чтобы почитал тебя!

— И не забудь сказать ему…

Пресвятая Богородице! Ты всё говоришь и говоришь, но не так ли ты поступаешь и со своим сыном дни напролет? Да он поэтому тебя и не слушает! Ты же с ума меня свела! Предоставь мне самому говорить с ним, неужели я не знаю, что ему сказать? В конце концов, это наша работа. Может, ты и нашей работе начнешь нас сейчас учить…

Откуда у тебя такой стресс? Успокойся, дочь. Ты привела своего ребенка, дай мне теперь посмотреть его и поговорить с ним, я в любом случае скажу ему то, что надо.

Конечно, у нее добрые намерения, но в то же время у нее есть и стресс. А Бог не впадает в стресс и не делает таких безрассудных вещей. Он уважает свободу человека и его самовластие, Бог ждет нас, смотрит, куда ты пойдешь. Ты ведь не будешь всегда 20-летним, да и 25-летним тоже, исполнится и тебе 30, 35, 50, 70 лет — куда ты тогда пойдешь, не придет ли тебе на ум то, что нужно? Не вернется ли твой ум на свое место? Бог ждет тебя.

Конечно, и ты обрела благое устроение, чтобы искать Божией милости, не отчаиваться и не говорить, мол: «Бог не может мне помочь. Такой, какой я стала, до чего дошла, и со всем тем, что творю, даже Сам Бог не может мне помочь!» Это огромная хула на Бога, потому что мы будто укоряем Его, дескать, «смотри, может, Ты и Бог, может, и стал Человеком ради нас и распялся, пролил Свою пресвятую Кровь за спасение мира, но меня-то Ты спасти не можешь! Со всем тем, что у меня есть, со столькими страстями и пороками — Ты меня спасти не можешь».

Но ведь это упраздняет Христову Жертву на Кресте. Христос умер на Кресте не за часть людей, не за меньшинство — за 10, 100, 200 человек, — а за всех. Он Агнец Божий, берущий грех мира. Не грех некоторых людей или некоторых групп людей, которые совершили грехи до определенной черты, а если кто пошел далее — тех Христова Жертва уже не охватывает. Бог объял Своей пресвятой Кровью весь мир, и все люди могут спастись Божией благодатью, надо только захотеть. Надо только взыскать Божией помощи и милости.

Море можно исчерпать, но любовь Божия неисчерпаема

Бог богат, у Него имеется богатство любви. Его богатство любви бездонно: сколько бы ты ни взял, оно не исчерпывается, как море. Ты не можешь сказать: «Ну, сейчас вычерпаю это море», — черпаешь, черпаешь, а оно всё не исчерпывается. А если даже оно и исчерпается (что логически может произойти — конечно, если ты будешь постоянно черпать или у тебя будет какой-нибудь насос, который выбрасывал бы воду в космос, и чтобы она не возвращалась, — то в какой-то момент оно может и исчерпаться), то море можно исчерпать, но любовь Божия неисчерпаема.

Об этом всем нам надо знать и помнить в своей жизни, когда мы видим, что наше «я» валяется в грехах и повторяет свои ошибки, падения и страсти, и искать милости от Бога, Его поддержки, присутствия и благодати. Но когда мы увидим это в отношениях с другими людьми — с нашими детьми, учениками, ближними, а мы, священники, — в людях, которые исповедуются, — то даже мы не должны отчаиваться. Даже в священника может войти этот помысл, мол, «этого человека уже ничем нельзя спасти, его уже никто не может спасти».

Конечно, есть священники, которые иногда говорили и такое: «Сын мой, тебя уже ничто не может спасти!» Но они могут сказать это с педагогической целью, чтобы побудить другого взять себя в руки. Однако возьмет ли он себя в руки или повесит себе камень на шею и бросится в море, если скажешь ему: «Тебя уже ничто не может спасти»? Ведь только диавол может сказать это человеку. Только сатана говорит: «Ты не можешь спастись». Потому что когда он говорит ему: «Ты не можешь спастись», — он будто говорит ему: «Смотри, Христос, распявшийся за целый мир, тебя спасти не может».

Это оскорбляет Божию любовь, как мы оскорбляем любовь своих родителей, если говорим им: «Вы меня не любите!» Если ребенок скажет своему родителю: «Ты меня не любишь!» — он огорчает его и ставит под вопрос его любовь. Насколько же больше, если ты усомнишься в Божией любви, проявившейся на деле в Христовой Жертве на Кресте, на котором Христос распялся за весь мир?

Единственное побуждение, которое имел Бог (создавая нас), — это Его великая любовь

Так Бог, богатый бескрайним богатством милости, по Своей великой любви возлюбил нас (Еф. 2: 4). Единственное побуждение, которое имел Бог (создавая нас), — это Его великая любовь. У Него не было иной причины заниматься нами. Он не создавал нас для того, чтобы мы Его славили, говорили Ему: «Браво!» — и были для Него игрушечными солдатиками. Он не нуждался во всем этом с нашей стороны. Он полюбил нас и захотел, чтобы человек стал причастен Его любви, стал причастен Его жизни, Его блаженства.

[1] Юмористический персонаж греческого фольклора

[2] «…Не отчаяваю своего спасения, окаянный» (молитва 1-я, св. Василия Великого).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Бог первый полюбил нас» (+ВИДЕО) «Бог первый полюбил нас» (+ВИДЕО)
Прот. Сергий Правдолюбов
«Бог первый полюбил нас» (+ВИДЕО) «Бог первый полюбил нас, и наша любовь к Нему – ответная» (+ВИДЕО)
Беседа с протоиереем Сергием Правдолюбовым о любви к Богу
В чем и как должна проявляться любовь к Богу? Если человек соблюдает все заповеди, он любит Бога? Как соблюсти любовь к Богу в социальном служении? И как вообще любовь к Богу связана с духовной жизнью человека?
Священное Писание и святые о любви Священное Писание и святые о любви Священное Писание и святые о любви «Бог есть любовь»
Священное Писание и святые о любви
Свт. Игнатий (Брянчанинов): «Любовь, превозносимая миром, запечатленная падением, недостойна именоваться любовию: она — искажение любви».
Любить — желать блага другому Любить — желать блага другому
Архим. Андрей (Конанос)
Любить — желать блага другому Что такое любовь
Часть 1. Любить — желать блага другому
Архимандрит Андрей (Конанос)
О том, всегда ли нас любит Господь, стоит ли тратить силы на ненависть, о честном игумене и юноше, который ради любви отказался от любви.
Комментарии
Rdr Andreas Moran18 сентября 2016, 18:57
Such wise advice! As my late spiritual father once said, 'a man may say he is ashamed that he is always confessing the same sin. What - should he go through the alphabet of sins! No - if a man knows who is enemy is, he can concentrate his struggle against that enemy. We fall, we get up, we fall again, we get up again. Keep getting up and keep going towards Christ!'
светлана17 сентября 2016, 16:29
Господи, прости меня окаянную за все.
Иван Снетков14 сентября 2016, 16:49
Спасибо
Марина14 сентября 2016, 10:49
Спасибо огромное, владыка! Ваши духовные наставления доставляют такое утешение и дают верное направление в духовной жизни.Спаси Господи!
р.Б. Наталия13 сентября 2016, 21:12
спасибо,дорогой батюшка,за добрые наставления!
Андриан13 сентября 2016, 21:08
Аминь! Такие проповеди нужно учить наизусть и носить их в сердце на случай уныния и отчаяния. Спаси Господи владыку Афанасия за его очередное душеспасительное слово!
Сергей13 сентября 2016, 17:56
Прекрасная статья. Недуг сей духовный имеет большое распространение. Благодарю за напоминание.
Татьяна13 сентября 2016, 12:58
Спаси Господи! Вразуми!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×