Скачать
(MP3 файл. Продолжительность
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня мы слышали два замечательных евангельских отрывка, дополняющих друг друга и говорящих нам о том, какого дара и какой Божественной любви все мы сподобились и как внимательно мы должны относиться к этому дару. К тому, кто мы, зачем мы живем и какую особую благодать творец Неба и Земли излил на наши сердца, как Он призвал нас быть Его учениками.
В Евангелии от Иоанна говорится о том, что Господь наш Иисус Христос, пришед в мир, был для нас Исцелителем, Учителем, Утешителем, а не Судией. То, как жили люди, было достаточно для того, чтобы Творец пришел как Судья — судить их за то, как они жили и как пользовались тем даром жизни, который им дал Господь. Но Он послал Своего Сына, чтобы спасти мир: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него» (Ин. 3.16-17)
Господь Наш Иисус Христос пришел как Врач, как Спаситель, как Учитель, как Пастырь, а не как строгий Судия, Который вызвал всех на суд сразу и сказал бы: «Вы делали вот так, и за это получайте такую расплату, а вы поступали по-другому — вы достойны другого.» Нет, Господь пришел и призвал всех нас ко спасению. Он как Учитель добрый, как родитель, как Врач, Он был Даром, а не Судией, чтобы прийти и покарать людей.
А в следующем отрывке из Евангелия от Матфея (22.1-14) — мы слышим из уст Спасителя притчу о том, что такое Царствие Небесное. И эта притча — это образ и поведения всего рода человеческого, с одной стороны, а с другой стороны, для каждого из нас — это образ нашей жизни и того, как мы себя ведем по отношению к тому Божественному дару, который получили от Спасителя и от нашего Творца.
Господь говорит о том, что Царствие Небесное подобно человеку царю, который устроил брачный пир для своего сына и стал звать званных — гостей, чтобы они разделили с ним эту радость. И они не хотели прийти, одни были заняты своей торговлей, хозяйством, разными заботами этого мира, которым мы все поглощены. Тогда он еще раз позвал их и сказал, что вот, заколоты тельцы, приготовлено угощение для вас, и послал слуг своих умолять этих людей прийти на праздник, разделить с ним радость. А эти злые люди снова нашли повод к тому, чтобы отказать, и не только, но еще и насмеялись над этими слугами и некоторых из них убили. Тогда царь прогневался на этих званных и послал войска, чтобы сжечь их город и истребить убийц оных, — наказал их за такое пренебрежение к его приглашению, которое он с любовью к ним направил.
И снова послал слуг своих на распутья, в разные места — звать всех, кого они встретят, на брачный пир. Слуги это сделали, пир наполнился, но в разгар пира царь вошел и увидел там одного человека, который был не в брачной одежде. То есть человек этот отозвался на приглашение, но пришел и вел себя несоответственно торжеству и месту. Он, таким образом, тоже выказал пренебрежение, легкомыслие, унизил величие праздника. И тогда царь приказал слугам: «Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.» (Мф.22.13-14)
Вся эта притча — это наша с вами жизнь и это образ всего человечества. С одной стороны, мы видим, как Бог, Творец посылал пророков в этот мир, Божиих людей, и они говорили Его чадам, людям: «Одумайтесь, придите на брачный пир, соединитесь со своим Творцом, с Господом, радуйтесь с ним, наслаждайтесь Его любовью». Но люди не хотели этого слышать, они распинали, убивали пророков, и они дошли до того, что и Сына Единородного, Того, Которого послал Бог в мир, чтобы не судить его, но спасти, — и Его они распяли по своей злобе.
И наша жизнь, жизнь каждого из нас, — это сплошные примеры того, как мы не слушаем нашего Спасителя и отказываем Ему в том, чтобы участвовать с Ним вместе в этом брачном пире, в пире Божественной благодати. Какое небольшое число людей сегодня пришло на литургию в Божественные храмы. Конечно, мы радуемся, что все эти храмы наполнены, но мы понимаем, как мало этих людей, которые оторвалось от своих суетных дел, заставили себя отозваться на этот призыв Спасителя и прийти сегодня, и разделить с Ним брачный пир. И мы знаем, как часто и в нашей жизни мы поступали так, что мы предавали Христа и говорили Ему: у меня есть дела, я занят тем, сем, и мне не нужен этот Твой брачный пир Божественной благодати, у меня есть дела.
Более того, часто мы насмехались над людьми, которых посылал к нам Господь и которые говорили нам: пойдем, Он позвал тебя на это великое празднество! – а мы насмехались над ними, издевались, заставляли их молчать и уподоблялись, таким образом, этим неразумным званным, которых было очень много.
Званных намного больше, чем избранных, — эти слова Царя, эти слова Господа Нашего Иисуса Христа должны, конечно же, пробудить нас от этого сна, от этого безмятежного пребывания в суетных вещах и мыслях о том, что они намного важнее, чем приглашение на Божественный пир.
Все, кто пришел сегодня и достойно приготовился к Причастию Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, — эти люди приблизились к тем избранным, но впереди у них еще целая жизнь, и всякий день зовет нас Господь на Божественную молитву, на радость о Господе Нашем Иисусе Христе, и мы никогда не должны впадать в это расслабление, и никакие заботы этого мира не должны застилать для нас Божественную любовь и становиться для нас приоритетом. Приоритетом для нас должно быть то, чтобы пребывать с Господом нашим Иисусом Христом, радоваться вместе с Ним, страдать вместе с Ним, служить нашему ближнему вместе с Ним и помнить всегда, что этот Божественный дар — это великое благо, и помнить страшные и справедливые слова: много званных, да мало избранных. Аминь.