Святой Фурсей (также Фурса, Фурси) родился около 567 года в Ирландии в благородной семье. Его отца звали Финтан, а мать носила имя Гелгес. Родители святого происходили из королевства Манстер (ныне одноименная провинция на юго-западе республики Ирландия). Младенца Фурсея крестил преподобный Брендан Мореплаватель, основатель великого монастыря Клонферт. Когда угодник подрос, он принял монашество и стал подвизаться в Клонфертской обители королевства Коннахт (ныне провинция на западе Ирландии) под духовным руководством учеников святого Брендана. Юный подвижник особенно любил изучать Священное Писание. После Клонферта будущий светильник Церкви продолжил монашескую жизнь и обучение на острове Инискуин (озеро Лох-Корриб в западной Ирландии) под руководством одного аскета. Позднее Фурсея рукоположили во пресвитера.
Больше половины своей долгой жизни святой прожил в родной ему Ирландии, где основал знаменитый монастырь Ратмат, находившийся, возможно, на территории нынешнего графства Клэр и ставший прославленным центром ирландского монашества. Монастырь при святом Фурсее стал славиться аскетическими традициями.
Управляя этой обителью, святой Фурсей собрал вокруг себя множество учеников; большую же часть времени угодник посвящал изучению слова Божия, молитве и богомыслию. Братия жили в скромных маленьких деревянных домиках-келлиях вокруг главной церкви, обрабатывали землю, держали скотину и имели множество других послушаний.
Ангел дал святому наставление: в первую очередь всюду проповедовать покаяние
Фурсей — великий подвижник, провидец и один из наиболее блестящих проповедников-ирландцев той эпохи, просветивший небольшую часть Британии и отдельные районы континентальной Европы. Святость Фурсея проявлялась еще с детства, и уже в юном возрасте он сотворил первые чудеса. С ранней молодости святой часто сподоблялся видений духовного мира, в том числе и загробной жизни. Нередко во время этих видений его душа покидала тело. Однажды ангелы подняли его в воздух, напевая небесные песни: «Святые будут восходить от силы в силу, явится Бог Богов в Сионе» и «Свят, свят, свят Бог, Господь сил!» Ангелы исцелили его от смертельной болезни. В другой раз ангел предсказал Фурсею его миссионерское будущее и дал ему наставления: в первую очередь всюду проповедовать покаяние, куда бы ему ни довелось поехать. В одном видении ангелы открыли Фурсею, что Ирландия будет на время сражена голодом и эпидемией чумы после его смерти. Это предсказание сбылось, поскольку через 14 лет после смерти преподобного на этом «изумрудном острове» вспыхнула бубонная чума.
Однажды, посещая город Корк на юге Ирландии, святой Фурсей стоял у могилы прославленного угодника — святителя Финбара Коркского. Вдруг он духовными очами увидел золотую лестницу, поднимавшуюся прямо на небеса, и восходящие по ней души праведных и святых мужей и жен.
Согласно святому Беде Достопочтенному (который упоминает святого Фурсея в своей «Церковной истории народа англов» и прославляет его святость)1, а также другим ранним источникам, однажды Фурсей сподобился чудесного видения Рая и ада: райского блаженства и адских мук, ангелов, демонов и душ усопших людей — праведников и нераскаявшихся грешников. Угоднику были показаны непередаваемая красота добродетелей и отвратительное уродство пороков, особенно гордыни и непослушания. Святой стал свидетелем долгих аргументированных споров между ангельскими и бесовскими силами относительно участи его души и наконец, по ходатайству ангелов, был оправдан, и его душа вернулась на землю ради дальнейшего духовного совершенствования и более усердного служения Церкви. Ангелы рассказали святому Фурсею, что каждая человеческая душа после смерти пройдет испытание четырьмя огнями (которые были показаны угоднику): первый огонь опалит лжецов и тех, кто в земной жизни нарушил данные ими обеты; второй огонь обожжет скупых, сластолюбивых и тех, кто в жизни ценил земное превыше небесного и духовного; третий огонь обрушится на склочников и тех, кто при жизни сеял вражду и раздоры между людьми; четвертый же огонь будет карой тем, кто при жизни угнетал слабых и обижал беспомощных.
«Божественная комедия» Данте была вдохновлена в том числе и видениями святого Фурсея
Не только ангелы, но и святые, а также праведные монахи, умершие до его видений, являлись Фурсею и объясняли основы монашеской жизни и священнического служения. В частности, они предупреждали о распространенных ошибках и самообмане (прелести), с которыми подвижник может столкнуться в духовной жизни. Так, они сказали, что всем в первую очередь следует очиститься от всякой злобы и неправды внутри себя, а также что духовное делание, посты и воздержание хороши, но они имеют пользу только тогда, когда мы искренне боремся со скупостью, завистью и ложью, гнездящимися внутри нас. В одном из видений демоны попытались схватить святого Фурсея во время его восхождения к свету, но ангелы помешали им это сделать. В другой раз бесы слегка опалили огнем плечо и подбородок святого за то, что он взял кое-что из одежды одного грешника сразу после его смерти. Но ангелы засвидетельствовали, что Фурсей сделал это не из жадности, а из желания спасти человека, так что святой прошел через огонь нетронутым. Но когда душа Фурсея вновь соединилась с телом, оказалось, что следы от огня на плече и подбородке остались — о чем свидетельствовали и некоторые сподвижники святого. Рассказы о видениях святого Фурсея были очень популярными в Западной Европе в Средние века, благодаря чему он почитается с незапамятных времен как один из величайших ирландских святых. Некоторые исследователи считают, что видения святого Фурсея частично вдохновили Данте на написание «Божественной комедии».
До того, как покинуть Ирландию, святой Фурсей много ездил по стране, благословленный ангелами стать «странствующим проповедником ради Христа». По его молитвам больные исцелялись, бесноватые освобождались от мучивших их демонов, а однажды по ходатайству Фурсея двое умерших малолетних детей одного правителя были возвращены к жизни. Даже личный пастырский посох святого исцелял от различных недугов, когда его возлагали на больных.
Несколько лет Фурсей вел уединенную жизнь пустынника на одном крошечном островке в океане недалеко от побережья Ирландии. Многие географические названия в ирландских графствах Лаут, Голуэй и Корк тесно связаны с этим святым, что свидетельствует о его обширной миссионерской деятельности. Однако Фурсей всегда старался избегать славы.
Святой Фурсей учредил первый православный ирландский монастырь на английской земле
В 630 году угодник, которому было 63 года, взял с собою двух своих братьев Ультана и Фойлана (оба они тоже почитаются в лике святых), ранее подвизавшихся в монастыре Ратмат, и переехал с ними сначала в Уэльс, а затем в королевство Восточных Англов на востоке нынешней Англии (в то время Англия была разделена на семь королевств, сформировавшихся в результате завоевания ее германскими племенами англов, саксов, ютов и фризов). Святой король Сигеберт, правитель Восточной Англии, встретил святого с великой радостью и радушием. К тому времени православное христианство уже проникло в Восточную Англию, но королевство пока оставалось большей частью по-прежнему языческим. Святой Фурсей решил проповедовать Слово Божие жителям этого государства. Вскоре вместе со своими братьями и двумя другими учениками, прибывшими из Ирландии, Фурсей учредил первый православный ирландский монастырь на английской земле. Традиционно считается, что он был построен на месте заброшенной римской крепости III века под названием Кнобхересбург — большинство ученых отождествляют это место с нынешней деревней Бург-Касл возле города Грейт-Ярмут графства Норфолк, близ границы с Суффолком и рядом с устьем реки Уэйвени. (Интересно, что это не единственный пример монастыря, учрежденного ранними миссионерами на территории заброшенной римской крепости в Британии.) Землю для основания монашеской общины миссионерам пожаловал благочестивый король Сигеберт. Так святой Фурсей вместе со своими братьями и учениками (среди которых были святые Гобан и Дикул) распространял Православие в Восточной Англии, помогая тем самым миссии святого епископа Феликса Бургундца, «апостола восточных англов», чей миссионерский центр находился в местечке Домнок (отождествляется учеными с Даничем или Уолтоном близ Филиксстоу в Суффолке).
Когда святой король Сигеберт отрекся от престола и принял иночество, миссию святого Фурсея стал поддерживать его преемник — праведный король Анна. Святой Фурсей обратил многих жителей королевства ко Христу и совершил множество чудес. Монастырь Бург-Касл приобретал все большую известность, но угодник Фурсей сторонился людской славы и со временем удалился в уединенное место, чтобы вести отшельническую жизнь. К нему присоединился брат — святой Ультан, и они вместе посвятили целый год непрестанной молитве. Тем временем святой Фойлан оставался игуменом монастыря Бург-Касл.
Около 640 года войско королевства Мерсия (центральная Англия) во главе с королем-язычником Пендой напало на Восточную Англию, так что ирландским миссионерам больше нельзя было оставаться на английской земле. Взяв с собою привезенные из Ирландии святые мощи и другие священные предметы, Фурсей, Ультан и Фойлан перебрались в земли, входящие ныне в состав Франции. Святой Фурсей надеялся продолжить свое «пустынножительство» в континентальной Европе, но Господь судил иначе. Фурсей прибыл в Нейстрию — западную часть Королевства франков, которой тогда правила династия Меровингов. Святой был тепло принят королем Хлодвигом III (правил с 639 по 658 год; тогда еще был ребенком) и майордомом2 Эрхиноальдом, которому принадлежала реальная власть. Эрхиноальд пожаловал святому землю для основания нового монастыря, и Фурсей, которому шел уже восьмой десяток, в начале 640-х годов учредил обитель Ланьи (ныне коммуна Ланьи-сюр-Марн в департаменте Сена и Марна) на реке Сена в нескольких километрах от Парижа. Этот монастырь приобрел значительную известность. В то время район был богат лесами и виноградниками. В Ланьи Фурсей своими руками воздвиг три часовни: одна была посвящена Спасителю, другая — апостолу Петру, а третья впоследствии освящена в честь святого Фурсея. В Средние века этот монастырь был известен как обитель святого Петра.
Однажды преподобный Фурсей ударил по земле своим посохом, и внезапно на том месте забил родник. В Нейстрии святой угодник неустанно проповедовал, посещал монастыри и совершал чудеса до конца своих дней. Он исцелил множество недужных и калек, вернул к жизни единственного сына герцога Мезерольского, обратил ко Христу и направил на путь спасения многих грешников, преступников и разбойников. Святой отошел ко Господу в глубокой старости около 648 или 650 года. Во время одной из своих пастырских поездок подвижник был сражен тяжелым недугом. Прославленный пастырь перешел в вечность 16/29 января в деревне Мезероль нынешнего французского департамента Сомма (именно в этой деревне он ранее молитвой воскресил сына герцога).
Святого Фурсея похоронили в Перонне области Пикардия (ныне в департаменте Сомма) — еще одном знаменитом ирландском монастыре Европы. По преданию, тело угодника не предавали земле на протяжении 30 дней, чтобы тысячи верующих смогли попрощаться со своим возлюбленным учителем, — и все это время его мощи оставались абсолютно нетленными. Позднее этот монастырь назвали «Перонна ирландских святых». Обитель Ланьи, основанная Фурсеем, долгое время сохраняла статус одного из важнейших ирландских христианских центров.
Преподобный Беда Достопочтенный и другие авторы свидетельствовали, что на протяжении многих лет после упокоения Фурсея его мощи источали необычайно приятный аромат. В 654 году мощи Фурсея переложили в красивую раку в форме маленького дома, подготовленную, возможно, святым Элигием, просветителем Фландрии.
Во время Франко-прусской войны церковь в Перонне сгорела дотла, но мощи святого снова не пострадали
В 1056 году честные останки святого были переложены в новую великолепную раку в Перонне, это повторилось 200 лет спустя — 17/30 сентября 1256 года, при короле Людовике IX (правил с 1226 по 1270 год). Большая часть мощей Фурсея просуществовала до Великой французской революции. Во время революции реликварий с честной главой святого (в отличие от остальных мощей) чудом сохранился, а в 1870–1871 годы, во время Франко-прусской войны, церковь превратилась в пепел, в то время как мощи снова оказались целыми и невредимыми! По всей вероятности, часть черепа святого сохранилась до наших дней и пребывает в церкви святого Иоанна Крестителя в Перонне. В Средние века считалось, что часть его мощей также хранилась в Кентербери в Англии. А еще частица мощей угодника по сей день хранится в Амьенском кафедральном соборе в честь Божией Матери во Франции.
Преподобного Фурсея по-прежнему почитают в Ирландии, Англии и Франции, где он увековечен на витражах, фресках, в скульптурах и других памятниках, а кое-где — даже изображен на православных иконах. Немало населенных пунктов названы его именем. Ряд приходских церквей в Ирландии освящены в его честь. Так, ему посвящена католическая церковь в маленьком городе Хаггардстаун ирландского графства Лаут. Другая посвященная ему католическая церковь находится в местечке Бантир графства Корк, а неподалеку бьет источник святого Фурсея. Еще два источника, носящие имя святого Фурсея, можно найти в Клонминине графства Корк и Киллурки-Уэст графства Керри, где святой был однажды исцелен от внезапной слепоты. Еще одно древнее место, тесно связанное с преподобным Фурсеем, — это Киллурса в графстве Голуэй, где он, возможно, основал один из своих знаменитых монастырей (название означает «церковь Фурсея»). До наших дней там сохранились руины великолепной ранней монастырской церкви — считается, что именно на этом месте ему явились ангелы. По внешнему виду руин можно сделать вывод, что церковь перестраивалась после Норманнского завоевания, хотя некоторые ранние кельтские элементы все еще различимы. Монастырь был освящен в честь святого Фурсея. У входа к руинам монастыря, которые расположены рядом с кладбищем, стоит памятник святому.
Главный центр почитания святого Фурсея в Англии — это деревня Бург-Касл в Норфолке, где он основал обитель, просуществовавшую до IX или X века. Сейчас это очень тихое живописное место. Три из четырех стен римской крепости III века сохранились практически в целости и сохранности. Недавние археологические раскопки на территории крепости позволили определить, что на этом месте были древнее христианское кладбище и христианская церковь, что хотя бы косвенно, но подтверждает связь Бург-Касла с тремя святыми братьями. Совсем рядом с бывшей крепостью стоит старинная церковь во имя апостолов Петра и Павла. Возможно, она была как-то связана с монастырем. Самые ранние части этой маленькой милой церкви относятся к позднему саксонскому (донорманнскому) периоду, остальная часть церкви более поздняя. Внутри храма можно увидеть красивые витражи, один из которых изображает сцены из жития святого Фурсея. Также действует выставка, посвященная этому святому. На церковном кладбище стоит кельтский крест в память о святом Фурсее. Православные христиане, живущие в Англии, устраивают ежегодные паломничества в Бург-Касл.
Святой Фурсей изображен на витражах некоторых других храмов восточной Англии. Неподалеку в Столхэме действует маленький православный приход во имя святого Фурсея, относящийся к юрисдикции Антиохийского Патриархата.
Фурсей является покровителем французских городов Перонна и Ланьи-сюр-Марн. Одна из главных улиц Перонны называется rue Saint-Fursy; там же расположены фонтан в честь святого Фурсея и еще одна улица под названием rue de la Fontaine Saint Fursy. В Ланьи-сюр-Марн сохранились памятники, тесно связанные с бывшим монастырем святого Фурсея. Они включают бывшую монастырскую церковь в честь Богородицы, здание городской администрации – на его месте ранее располагались крытые галереи монастыря, а также фонтан святого Фурсея. Жители городка верят, что вода фонтана питается от святого родника, забившего по молитвам Фурсея. В Ланьи также действует современная церковь во имя святого Фурсея. Одна из улиц Ланьи-сюр-Марна тоже носит название Rue Saint Fursy в честь святого; его именем названа площадь.
***
Скажем несколько слов о святых братьях преподобного Фурсея. Святой Ультан (память 2/15 мая) вместе с другим братом, святым Фойланом, принял монашество в Ратмате и подвизался под руководством Фурсея. В 630-е годы Ультан трудился миссионером в Восточной Англии, а около 640 года, когда Мерсия объявила войну Восточной Англии, переехал с прочими в Галлию, где продолжал ревностно проповедовать Евангелие. По приглашению великой святой — преподобной Гертруды, игумении Нивельской (ок. 626 –659; память 17/30 марта; покровительница путешественников) — Ультан поселился на землях, составляющих нынешнюю Бельгию, и служил духовником в женском Нивельском монастыре недалеко от Брюсселя (ныне в черте провинции Валлонский Брабант). Святой Ультан преподавал сестрам, воспитанницам святой Гертруды, Священное Писание, церковное пение и литургику. Святой заранее предсказал Гертруде день ее смерти. Скорее всего, Ультан принимал участие и в строительстве монастыря Фос недалеко от Нивельской обители (ныне это коммуна Фос-ла-Виль бельгийской провинции Намюр). Позднее, после мученической кончины святого Фойлана, которая была ему открыта в видении, Ультан стал его преемником по управлению Фосским монастырем. Он одновременно служил игуменом и Пероннского монастыря (нынешняя Франция). Преставился в конце VII века и был похоронен в Фосском монастыре. Святого Ультана почитают в Ирландии, на востоке Англии, во Франции и Бельгии.
Преподобномученик Фойлан (память 31 октября / 13 ноября) управлял монастырем Бург-Касл в Англии, а около 640 года перебрался в Нейстрию, где был принят королем Хлодвигом. Далее он проследовал в Бельгию; святая Ита (также Ида, Идуберга), основательница Нивельского монастыря (мать святой Гертруды; † 652, память 8/21 мая), пожаловала ему земли в месте под названием Фос, где он основал монастырь, ставший центром евангелизации. В Европе Фойлан посещал монастыри Перонна и Ланьи и успешно просвещал бельгийскую провинцию Брабант. Около 655 года святой Фойлан вместе со своими двумя спутниками был убит разбойниками в лесу Сенеф недалеко от Нивеля. Святой был похоронен в Фосском монастыре и с тех пор почитался как мученик. В Фос-ля-Виле сохранилась исторически значимая церковь, посвященная святому Фойлану.
Благодаря странствующим ирландским миссионерам, таким как Фурсей, Ультан и Фойлан, монастыри Ланьи, Фос и Перонна стали выдающимися монашескими центрами Западной Европы, и таких центров в регионе было много. В VII веке ирландские монахи принесли в континентальную Европу кельтскую аскезу, ученость, многочисленные предметы церковного обихода, мощи святых и священные книги. Многие из них построили и организовали в регионе монастыри по примеру ирландских общин, ставшие средоточием монашеского делания, образования, культуры и миссионерской деятельности.
Преподобный отец Фурсей, моли Бога о нас!