Церковная шутка о том, как в одном храме бабушки принесли поднос, чтобы откладывать по печению, не представляется такой уж абсурдной, если обратить внимание, как на Божественной литургии (практически в любом храме) после возгласа: «Оглашенные, главы ваши Господеви приклоните!» – добрая половина храма с готовностью склоняет головы. Это говорит о том, что либо они крепко задумались (что тоже не похвально) и склонили головы автоматически, либо вовсе не понимают, что происходит в этот момент богослужения. А ведь это люди, большинство из которых постоянно ходит в храм, приступает к Таинствам, читает книги. Знания наши фрагментарны и не глубоки – мы люди поверхностного времени, нам кажется, что все схватывающие на лету, а на самом деле скользящие по поверхности.
«С тех пор как в истории нашего Отечества была уничтожена христианская государственность, прекратилось обучение населения основам Православия», – говорит отец Иов (Гумеров), и последствия этого можно видеть всякий раз, когда чуждые семена с легкостью пускают корни там, где, казалось бы, не должны были приживаться.
Множество людей не знает, во что и как верует, – вот тенденция нашего времени. Они искренне не понимают, чем занятия йогой противоречат Православию, почему по воскресениям работать грех, и теряют детей, уходящих из Церкви: или просто в безбожную современную жизнь, или в ислам, или секты, – во многом потому, что не впитали в себя незыблемую логику Писания и духовную красоту церковных служб.
Именно поэтому объемный труд иеромонаха Иова и его сыновей должен стать своего рода семейной энциклопедией и одной из главных книг домашней Церкви – семьи, тем более что и читается он как самая увлекательная книга.
Особенность этой книги – какая-то космическая перспектива: будто смотришь впервые в телескоп, и оказывается, что космос – это не далекие светящиеся точки на темном небосклоне, а драгоценная, бесконечная, сверкающая глубина, полная сокровищ.
И даже то, что вроде бы давно знал, открывается доселе скрытым смыслом, а то, что еще неизвестно, манит, как в далеком детстве – приключенческая книга.
– Отец Иов, с какой целью писалась новая книга «Закон Божий»?
– Книги по Закону Божию, написанные до 1917 года, были учебниками в самом точном смысле этого слова. Они содержали: катехизис, церковные молитвы, Священную историю, богослужебный устав. Авторы этих книг основное внимание уделяли разработке дидактики и методики. Предполагалось, что все учащиеся – верующие и воцерковленные. И потому в этих учебниках нет апологетической направленности.
Книга протоиерея Серафима Слободского, опубликованная в 1957 году, была написана для русской диаспоры. При кажущейся многочисленности она составляла небольшой остров в западном мире, простиравшемся от Америки до Австралии. Новому поколению, жившему среди инославных, нужно было сохранить традиции православного благочестия. Сам отец Серафим принадлежал ко второй волне эмиграции. Он обладал педагогическими дарованиями. Будучи настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы, создал в Наяке (штат Нью-Йорк, США) образцовую приходскую школу. Написанная им книга была задумана как пособие для православных семей и школ.
Мы находимся совсем в других исторических условиях. Наше общество страдает тяжелым недугом массового неверия. При внешней свободе, но когда в душе нет ничего, что возвышало бы над суетными и преходящими потребностями, человек неизбежно впадает в крайнюю степень внутренней несвободы. Его суждения, оценки, интересы почти полностью определяются содержанием средств массовой информации. Однако потребность в вере, заложенная Творцом, в человеке остается. Она является одним из свойств образа Божия в человеке. Душа любого человека может воскреснуть. В ней может пробудиться интерес к духовному. Работая над «Законом Божиим», мы хотели создать книгу, которую мог читать не только отрок, но и взрослый, человек со скромным образованием и ученый. Мы стремились, не упрощая содержание, писать ясно и доступно.
Работая над книгой, мы удерживали себя от назидательности. Истина должна убеждать сама. Еще Аристотель заметил, что «истина и справедливость по своей природе сильнее своих противоположностей» (Риторика. Кн. 1. Гл. 1). Важно истины излагать ясно и точно.
Теория «день – эпоха» сильно искажает библейское учение о сотворении мира. И если брать день как эпоху, то как определить вечер и утро?
– Есть ли в учебнике отца Серафима Слободского места, которые за 70 лет устарели?
– В этом учебнике в разделе, посвященном библейскому рассказу о сотворении мира, шестоднев понимается как шесть продолжительных эпох. Это уступка эволюционизму. Теорию «день – эпоха» выдвинул в 1823 году англиканский священник Джордж Стэнли Фабер (1773–1854). Это мнение не имеет абсолютно никаких оснований. В еврейском языке для выражения слов неопределенный период времени или эпоха существует понятие олам. Слово йом в древнееврейском языке всегда означает день, сутки, но никогда не период времени. Отказ от буквального понимания дня сильно искажает библейское учение о сотворении мира. Если брать день как эпоху, то как определить вечер и утро? Как к эпохе применить благословение седьмого дня и отдых в нем? Ведь Господь заповедал отдых в седьмой день седмицы – субботу, потому что Сам почил в седьмой день: «Благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих» (Быт. 2: 3).
Отец Серафим приводит в качестве аргумента стих из псалма: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний» (Пс. 89: 5). Но, по принятому толкованию, в данном стихе говорится о вечности Бога, а не о сотворении мира, которое происходило во времени («В начале…»): «Господь вечен, пред Ним тысяча лет — как вчерашний день, то есть бесследно, а потому незаметно исчезнувший момент, как «стража в ночи» (охрана ночная), делившаяся на три части (смены), которые для спящего проходят совершенно незамеченными. Годы человеческой жизни поэтому ничтожны пред вечностью Бога; жизнь человека можно сравнить с травой, которая утром появляется, а к вечеру высыхает» (Толковая Библия / Под ред. проф. А.П. Лопухина).
Святые отцы понимали день первой главы книги Бытия буквально.
Святой Ириней Лионский: «Восстановляя в Себе этот день, Господь пришел на страдание в день накануне субботы – то есть в шестой день творения, в который и создан человек, чрез Свое страдание даруя ему новое создание, то есть (освобождение) от смерти».
Святой Ефрем Сирин: «Никто не должен думать, что шестодневное творение есть иносказание»
Святой Ефрем Сирин: «Никто не должен думать, что шестодневное творение есть иносказание».
Святой Василий Великий: «И бысть вечер, и бысть утро, день един… определяет сим меру дня и ночи и совокупляет в одно суточное время, потому что 24 часа наполняют продолжение одного дня, если под днем подразумевать и ночь».
Преподобный Иоанн Дамаскин: «От начала дня до начала другого дня – одни сутки, ибо Писание говорит: и был вечер, и было утро: день один».
Как же тогда происходило чередование дня и ночи до сотворения светил, которые появляются в четвертый день? Святитель Василий Великий объясняет: «Тогда не по солнечному движению, но по тому, что первобытный оный свет в определенной Богом мере то разливался, то опять сжимался, происходил день и следовала ночь» (Шестоднев. Беседа 2).
В разделе «О вере и жизни христианской» книги отца Серафима о Ч. Дарвине читаем: «Даже Дарвин, учение которого было потом использовано полуучеными для опровержения веры в Бога, был всю свою жизнь очень верующим человеком и в течение многих лет был церковным старостой в своем приходе. Он никогда не думал, что его учение может противоречить вере в Бога. После того, когда Дарвин изложил свое учение об эволюционном развитии живого мира, его спросили: где начало цепи развития животного мира, где первое звено его? Дарвин ответил: “Оно приковано к Престолу Всевышнего”».
Это утверждение противоречит тому, что известно из первоисточников. Сам Ч. Дарвин так говорит о потере своей веры: «Так понемногу закрадывалось в мою душу неверие, и в конце концов я стал совершенно неверующим. Но происходило это настолько медленно, что я не чувствовал никакого огорчения и никогда с тех пор даже на единую секунду не усомнился в правильности моего заключения. И в самом деле, вряд ли я в состоянии понять, каким образом кто бы то ни было мог бы желать, чтобы христианское учение оказалось истинным» (Воспоминания о развитии моего ума и характера. Часть IV. Религиозные взгляды). В 1871 году Ч. Дарвин издал книгу «Происхождение человека», в которой писал: «Таким образом, мы приходим к выводу, что человек – потомок волосатого, хвостатого, четвероногого существа, по всей видимости жившего на деревьях и безусловно обитателя Старого света».
Ошибка в оценке взглядов Дарвина могла возникнуть по той причине, что протоиерей Серафим при составлении книги пользовался разными источниками. В 1966 году в «Предисловии ко второму изданию» в конце он написал: «При составлении этой книги мы пользовались следующими трудами: 1) “Первая книга по Закону Божию”, составленная группой московских законоучителей и переизданная под редакцией прот. Колчева… 23) “Уроки и примеры христианской веры” прот. Григория Дьяченко и другие. Некоторые источники указаны в самом тексте учебника». В конце раздела «О вере и жизни христианской», в котором говорится о Дарвине, указано: «Составлено по кн. “Религия и наука” Франка, “Есть ли Бог?” прот. Г. Шорец и др.».
– С тех пор, как в истории нашего Отечества была уничтожена христианская государственность, прекратилось обучение населения основам Православия. Насколько значим был этот предмет, можем судить по тому, что некоторые выдающиеся пастыри Церкви, несмотря на свою колоссальную занятость, преподавали в гимназиях. Святой праведный Иоанн Кронштадтский с 1857 года был законоучителем Кронштадтского городского училища, а с 1862 года в течение последующих 25 лет преподавал Закон Божий в местной классической гимназии. Священномученик Фаддей (Успенский), будучи преподавателем Уфимской духовной семинарии, составил специальное методическое пособие «Записки по дидактике», где был раздел «О преподавании Закона Божия». Он писал: «Закон Божий есть главный предмет в школе и средоточие всего школьного обучения». Святой праведный Алексий Мечёв в течение 13 лет был законоучителем в женской гимназии Е.В. Винклер. Можно привести и другие примеры.
Сейчас издается множество православных книг. Многие верующие регулярно читают духовные книги. Круг чтения разный. Одни любят читать жития святых, книги о старцах. Других увлекают книги по аскетике. Из огромного святоотеческого наследия каждый находит то, что ему особенно близко. Кто-то подробно изучает книги богослужебного содержания. И хотя прочитано немало, знания у подавляющего большинства верующих остаются фрагментарными. В некоторых областях духовно-богословских знаний у них имеются существенные пробелы.
Важно раскрыть духовно-прообразовательный смысл событий библейской истории
Мы стремились сделать наше пособие систематическим и универсальным. В книге большой раздел посвящен Священному Писанию Ветхого Завета (168 страниц). Ветхий Завет – наше духовное детство. «Если же вы Христовы, – говорит святой апостол Павел, – то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3: 29). Поэтому в нашей книге мы не просто пересказываем основные события библейской истории, но стремимся раскрыть их духовно-прообразовательный смысл.
Приведу пример. После ропота народа на Моисея и Аарона, Господь, чтобы укрепить в народе веру в богоизбранность первосвященника, сотворил чудо с сухим жезлом Аарона. Он повелел Моисею взять ото всех начальников колен жезлы и написать имя каждого на своем жезле. Моисей положил их в скинии собрания перед ковчегом завета. На другой день вошел Моисей в скинию. Жезл Аарона «пустил почки, дал цвет и принес миндали» (Чис. 17: 8). Он был положен пред ковчегом откровения на сохранение в знамение для непокорных. Процветший (по-славянски – прозябший) жезл Аарона был символом:
- бессемянного рождения Иисуса Христа по плоти от Девы Марии;
- нетленной плоти Богочеловека;
- обилия возрождающей и укрепляющей благодати Божией в Церкви Христовой.
– В притче о мытаре и фарисее последний ставит себе в заслугу два постных дня в неделю. В какие дни постился фарисей? Что говорит ваш учебник: постились люди в библейские времена?
– Фарисей из притчи Господней постился два раза в седмицу добровольно, что и ставил себе в заслугу. У фарисеев было в обычае поститься в пятый день недели, когда пророк Моисей взошел на гору Синай, и во второй день, когда он спустился с горы.
По Закону Моисея для всех евреев был установлен только один день поста в году – в день Очищения. В вавилонском плену для евреев были установлены еще однодневные посты: в девятый день четвертого месяца – в знак скорби (в 587/6 г. до Р.Х. халдеи взяли Иерусалим), а также в десятый день пятого месяца, в который был разрушен город и сожжен Храм.
Однако любой из сынов Израиля мог добровольно наложить на себя пост. О таких постах часто говорится в книгах Ветхого Завета. Пост мог быть однодневным, а иногда продолжался много дней: пророк Моисей на горе Синай в присутствии Бога провел без еды и воды 40 дней. Столько же дней постился и пророк Илия.
– А еще в вашей книге мы читаем: «Пост у евреев предполагал полное воздержание от пищи».
– В библейские времена и в ранний христианский период не было понятия «постной пищи», которая по вкусу и калорийности иногда не отличается от скоромной. Постящийся человек полностью отказывался от еды, одевал вретище, прекращал ежедневные омовения, посыпал голову пеплом. Давид ничего не ел семь дней (см.: 2 Цар. 12: 16–21).
Евреи добровольно прибегали к посту: 1) перед решающими событиями, исход которых зависел от Божией милости; 2) во время искреннего покаяния и смирения пред Богом и 3) для достижения полноценного общения с Богом.
– Приходящего к вере при чтении Ветхого Завета может смущать обилие жертвоприношений. Известно, что со двора Храма, где находился жертвенник, кровь животных стекала в поток Кедрон.
– Всесовершенный Бог ни в чем не нуждается. Жертвоприношения нужны были самим людям. Господь давал возможность сынам избранного народа выразить таким образом свою преданность Богу, любовь к Нему и поклонение. Но самое главное – это прообразовательное значение ветхозаветных жертв: они ежедневно, из года в год, из столетия в столетие готовили людей к восприятию величайшей Искупительной Жертвы, которую Иисус Христос принес на Голгофе ради спасения людей.
– Ваша книга заканчивается специальным разделом «Духовный мир», большая часть которого посвящена знаменитым христианским чудесам. Насколько действенны рассказы о них в миссионерской практике? Помогали эти свидетельства в вашей многолетней пастырской деятельности?
– Апостольская проповедь была основана как раз на том, что возвещала людям о величайшем чуде – Воскресении Иисуса Христа. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что книга Деяний Апостольских содержит «именно доказательства воскресения, так как уверовавшему в последнее уже легко было принять и все остальное».
Как не похожи люди по устроению души, по складу ума, по воспитанию, по жизненному опыту, так разнообразны их пути к истинной вере. У одних нравственно чуткая душа. Когда такой человек знакомится с христианством, узнаёт о христианском учении о любви, он обращается к православной вере и находит то, чего долго искал.
Препятствием к вере часто бывает рационализм, скептическая настроенность. Если в жизни человека случится событие, которое будет доказательством существования иной реальности, которая не укладывается в его сознание, скорлупа материализма и неверия может лопнуть, и он со временем приходит к духовной жизни. Свидетельства о чудесах могут этому помочь.
Мы подробно рассказываем о тех впечатляющих чудесах, которые вошли в сокровищницу Православия: схождение Благодатного огня, облако на горе Фавор, мироточивые иконы и святые мощи. В главе, посвященной Туринской плащанице, мы рассказываем о последнем масштабном изучении этой святыни, которое продолжалось пять лет и закончилось в 2011 году. Ученые Итальянского национального агентства по новым технологиям, энергии и устойчивому экономическому развитию во главе с Паоло ди Лаццаро решительно опровергли утверждение, что Туринская плащаница является средневековой подделкой: «Двойное изображение, фронтальное и заднее, человека, подвергавшегося истязаниям и распятию, которое просматривается на льняной ткани Туринской плащаницы, обладает многочисленными необычными характеристиками, химическими и физическими, которые в настоящее время невозможно воспроизвести в лабораторных условиях». Исследователи установили важный факт: под каплями крови нет изображения. Это означает только то, что кровь появилась раньше, чем рисунок. Самым важным фактом является то, что Плащаница свидетельствует не только о распятии Спасителя, но и о Его воскресении. Это великое чудо ставит предел возможностям науки: проникнуть в тайну она не может, но может косвенно подтвердить Евангелие.
Я то же посмотрел: "Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета" О. Н. Штейнберга (Вильна, 1878). Там слово "йом" имеет значение только "день" (с. 179). Если добавляется окончание множественного числа "им", то, естественно, будет : "дни". Но в первой главе книги Бытия употреблено существительное "йом".
Затем посмотрел Большой иврит-русский словарь (IRIS). Там сказано: "йом м.р.[мн.ч. ямим, емэй-, емот- ]. 1. день 2. сутки". Других значений нет.
Александру. У блаженного Августина нет утверждении о том, что день - это эпоха: «в Писании после сотворения света и отделения его от тьмы ясно сказано: «И был вечер, и было утро: день один» (Быт.1:5). Отсюда видно, что это действие Божие было совершено в течение дня, по окончании которого, под вечер, наступило то, что служит началом ночи, а по окончании ночи исполнился целый день, так что наступило утро уже следующего дня, в который Бог произвел следующее (Свое творение)» (О книге Бытия буквально. Глава X).
И еще. Блаженный Августин в своём труде "О Граде Божием" (книга двенадцатая, глава 10) пишет: "Итак, оставим предположения людей, которые сами не знают, что говорят о природе и происхождении рода человеческого… Обманывают их и некоторые крайне лживые сочинения, представляющие, будто история обнимает собою многие тысячи лет, между тем как по Священным Писаниям от сотворения человека мы ещё не насчитываем и шести полных тысяч лет".
Меня удивляет, что некоторые православные предпочитают толкование Священного Писания святыми отцами нововведению, которое предложил англиканский священник George S. Faber (Treatise on the Genius and Object of the Patriarchal, the Levitical, and the Christian Dispensations (London, 1823), 1.chap. 3.)
Отец Иов (Гумеров): "Слово "йом" в древнееврейском языке всегда означает день, сутки, но никогда не период времени." В этом вопросе мнение батюшки полностью совпадает с мнением протоиерея Константина Буфеева, опубликовавшего 2 свои книги, посвященные вопросам сотворения мира, в частности, вопросу Шестоднева.
Однако это мнение двух уважаемых православных священнослужителей оспаривается уважаемым профессором МДА Алексеем Ильичом Осиповым. В его книге «Путь разума в поисках истины. (Основное богословие)», в сноске на с. 348, сказано: «Еврейское слово «йом» (переведенное на церковно-славянский и русский языки как «день») означает не только день, но и период, эпоху, неопределенный промежуток времени, МОМЕНТ». Это последнее значение явно неслучайно наряду с «периодом», особенно «неопределенным»! В этой же книге на с. 361: «данные шесть «дней» можно рассматривать и как временнЫе периоды, и как ВНЕвременные акты последовательного творения Богом новых видов бытия»."
Вот 2 диаметрально противоположных мнения, высказанных известными и уважаемыми в православной среде людьми. И, главное, как мне кажется, нет ничего СТРАШНОГО в том, что их мнения ЯВНО антиномичны, т.е. противоречат другу другу.
Слова об оглашенных относятся именно... к оглашенным. Кому из принявших православное Святое Крещение хочется себя считать таковым - это их право. Вроде, и не прельщение, и не забава - себя таковым считать, находясь в этот момент в храме (а также, если (и кому) угодно, и в остальное время).
Вполне справедливо прочувствованное мнение о. Серафима Звездинского по этому вопросу.
Архимандрит Амвросий (Юрасов?) излагает, согласно приведенной Сергеем цитате, иное, категоричное и однозначное мнение на этот счет. Почему он столь категоричен, мне неведомо.
Лично я до последнего времени именно так и поступал, когда-то давно прочитав о мнении вышеупомянутого батюшки Серафима. Но теперь поступаю, ничтоже сумняшеся, сугубо по-написанному: сказано "оглашенные", значит "оглашенные". И баста! Почему? Да по простой причине: я, как и все принявшие Святое Крещение, перестал быть оглашенным. А у кого там больше грехов, у кого их меньше, кто в них с кем-то там сравнялся или еще не успел - лично мне подобные доводы теперь, простите за приземленность, - по-барабану. И все! Лично для себя я этот вопрос закрыл. И более не заморачиваюсь. Других заморочек-опилок в моей грешной голове хватает с избытком, равно как и иных шумилок, вопилок, сопилок... )
С приближающимся всех праздником Покрова Пресвятой Богородицы!
Между тем, человеку неведомо, с какой мыслью склоняется каждый стоящий в храме. Кто-то может не понимать - но разве повод это для укора вслух, а кто-то осознанно склоняется, молясь о близких оглашенных.