Время от времени говорим о Писании со знакомым баптистом. Однажды принес ему книгу церковных проповедей на Апостола, — надеялся, что православные толкования вызовут в протестантском сознании вопросы, благодаря которым наш диалог о вере углубится. Увы, меня ждал миссионерский провал. Взглянув на томик в моей руке, собеседник одарил меня ослепительной протестантской улыбкой и сказал: «Ты знаешь, брат, я читаю только одну Книгу».
Как удивительно, что неодинаковое понимание одной и той же Библии порождает совсем разное мироощущение. С одной стороны, можно видеть сужение религиозных интересов человека до пространства одной книги — пусть даже это Священное Писание. С другой стороны, Православие являет нам совсем другой опыт. Наша вера не замыкает человека в рамках книги, но через нее дает ключ к духовному пониманию всего окружающего мира («мир» не в смысле совокупности греха и страстей, но как творение рук Божиих). Библия, открывая нам истину, дает уникальную возможность посмотреть через призму этой истины на все грани человеческого бытия и культуры — а бытие и культура возвращают нас к Писанию, научая читать библейский текст самой жизнью.
* * *
Во Втором послании апостола Павла к Коринфянам встречается очень интересная и важная мысль. Говоря об иудеях, Павел пишет, что их умы завешены неким покрывалом, которое мешает понять смысл ветхозаветного Писания (см. 2 Кор.3,14). Далее апостол говорит, что покрывало снимается верою во Христа.
Православие обновляет нам сердце и глаза, открывая новый взгляд на красоту мира
Дерзнем немного продолжить мысль святого Павла. Христианская вера снимает покрывало неведения не только с иудеев и не только в отношении Писания. Христос снимает с любого человека пелену непонимания и отсутствия интереса ко всему, что есть на свете, — кроме греха. Православие обновляет нам сердце и глаза, открывая новый взгляд на красоту видимого и невидимого мира, на духовную суть человеческих взаимоотношений. Верующему человеку становится интересным как Творец, так и Его творение, ибо оно есть дело рук Премудрого Бога. За всякой пылинкой мироздания христианин способен видеть Божию премудрость, а за тем или иным жизненным событием — пути Промысла Божьего. Нужно только взглянуть под правильным углом.
В этом отношении может многому научить замечательный русский подвижник и писатель — святитель Тихон Задонский. У него есть книга под названием «Сокровище духовное, от мира собираемое». В предисловии святитель пишет, что Бог «как бы книгу из двух листов, то есть состоящую из неба и земли, сочинил. В этой книге видим Божие всемогущество, премудрость и благость»[1]. Далее Тихон предлагает эту книгу прочитать. С первой же страницы богопросвещенный ум святого открывает удивительную картину, словно сдергивая с наших глаз какую-то пелену.
Задонский подвижник обращает свое внимание на предметы живой и неживой природы, которые мы с вами видели много раз. Люди, солнце, глина, воск, деревья, лоза и розги.… Куда бы ни падал взор святого, он везде прозревает глубинные духовные смыслы, раскрывающие премудрость Творца, и связывает их с христианской жизнью. Весь окружающий мир становится учебником духовной жизни, храмом, в котором все напоминает о Господе.
Например, святитель размышляет о солнце. «Солнце на все вещи равно теплоту испускает. Но одни вещи от тепла его тают, как воск, а иные твердеют, как глина. Так и Бог равно всем благотворит и теплоту благости Своей ниспосылает. Но одни люди благостью Его умягчаются и каются, а другие ожесточаются и погибают, как, например, фараон ожесточился и погиб, — что и ныне в мире делается»[2].
Тихон смотрит на светило библейским взглядом, и при этом мир в его глазах преображается и возвращает ум к Библии и духовной жизни. Солнце для святого — страница из книги Божьей, и эта страница имеет тесную связь с бумажными страницами Писания.
А вот размышление святителя об отце и детях. «Дети рождаются от отца по плоти. Христиане рождаются от Бога по Духу. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3,6).
В детях примечаются свойство и подобие отчее. Так и в христианах должны быть свойство и подобие Отца Небесного. Должны и они быть святы, благи, милосердны, кротки, терпеливы и прочее. Так им говорится: по примеру призвавшего вас Святого и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: «Будьте святы, потому что Я Свят» (1 Петр. 1,15-16). Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6,36)»[3].
Опять-таки святитель Тихон жизнь осмысляет Писанием, а Писание — жизнью.
А вот о лозе и розгах: «Что лоза и розги между собой, то и Христос и христиане между собой. Розги с лозою соединены. Так и христиане с Христом духовно соединены. Розги от лозы сок принимают и плод творят, так и христиане от Христа силу живительную добронравия и добродетелей принимают и плоды добрых дел рождают. На розгах, хотя и видится плод, лозе приписывается, так, хотя христиане и приносят плод добродетелей, однако приписываются они Христу, Сыну Божию.
… Розги очищаются делателем, чтобы лучший и больший плод приносили. Так и христиане Небесным Отцом наказываются, чтобы больший и приятнейший плод добродетелей принесли.
Розги снаружи некрасивы, но внутри добрый и приятный сок и плод содержат; так и христиане снаружи некрасивы, презренны, но внутри добры, некрасиво говорят, но красиво живут[4].
Все творение есть книга, которую необходимо научиться читать
Мы тысячи раз видели солнце, виноградную лозу, отцов и детей. Но для кого из нас эти образы сделались проповедниками? А святитель Тихон показывает, что весь мир — это проповедь. Люди и их отношения, всевозможные грани человеческой культуры, природа живая и неживая — все говорит о Господе и духовной жизни. Оказывается, не только Библия рассказывает о Боге. Все творение есть книга, которую необходимо научиться читать. Причем правильное прочтение этой книги возвращает нас к смыслам Главной Книги. Библия становится понятней не только от поста и молитвы, но и от опыта прочтения книги Божьего творения, или же книг о Боге и Его творении, написанных человеком. Изучение одной книги ведет к другой — так жизнь соединяется с прочитанным текстом.
* * *
Истинная вера в истинного Бога способна сообщить истинный взгляд на все вещи, если только истина получит правильное преломление в глазах самого человека. Обладание истиной дает некоторое право и радостную возможность рассуждать, говорить, читать, писать обо всем на свете — в контексте полученной истины. Библия, доносящая истину человеческим языком, но остающаяся при этом словом Божиим, помогает увидеть отпечаток руки Творца на всем мироздании — для того чтобы мы прославили Господа и восприняли Писание действительно как Книгу Жизни. От Писания — к бытию, от бытия — к Писанию. В христианском бытии есть место и для чтения книги мироздания, и для изучения хорошей книги как плода человеческой культуры, потому что оба вида книг питаются из единого Источника, и к Нему же возвращают обученный и отточенный христианской культурой ум.
Дай Бог, чтоб об этом задумались те, кто уже любит Писание, но кому Церковь еще не открыла, что она знает о Писании. Для этого нужно в Церковь прийти и довериться ей. Довериться той Церкви, которая написала Библию и готова открыть свои сокровища для всякого, имеющего жажду слышания слов Господних (Амос 8,11).