Ужасное зло – грех, и болезнь души самая жестокая – преступление закона; оно лишает ее совершенно сил, и повергает в огонь вечный.
***
Зло самого человека, порождение произволения. И что мы подлинно грешим по своему произволению, об этом ясно говорит пророк: «Аз насадих тя виноград плодоносен, весь истинен; како превратился еси в горесть, виноград чуждий» (Иер. 2: 21)? Насаждение доброе, плод злой: зло от воли. Виноград будет пожжен огнем. Потому что для благих плодов насажден был, но принес плод злой по произволению. «Бог сотворил человека правым, – по словам Екклезиаста, – а люди пустились во многие помыслы» (Еккл. 7: 29).
***
Грех есть ужасное зло, но не неизлечимое. Ужасно для того, кто имеет его, но удобно излечимо в том, кто отвергает его посредством покаяния. Ибо представь, что кто-либо держит в руке огонь. Пока он держит уголь, до тех пор тот без сомнения жжет его, но если бросит он уголь, то прекратится и жар. Если же кто думает, что он не сгорает от греха, такому говорит Писание: «Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?» (Прит. 6: 27). Так попаляет грех силы душевные.
***
Когда забываешь ты Бога, тогда только начинаешь и мыслить злое, и совершать дела беззаконные
Что же такое грех? Это не есть враг, извне наступающий на тебя, человек, но негодная отрасль, из тебя прозябающая. Взирай правыми очами, и не будет в тебе похоти; храни свое и не похищай чужого, и прекратится склонность к хищению. Помни о суде, и не усилятся в тебе ни блуд, ни прелюбодеяние, ни убийство. Когда забываешь ты Бога, тогда только начинаешь и мыслить злое, и совершать дела беззаконные.
***
Впрочем, не ты только сам бываешь виновником греха, есть некто и другой самый злой подстрекатель к нему – диавол. Он подстрекает всех, однако же не одолевает тех, которые не повинуются ему.
***
Говорит Екклезиаст: «Аще дух владеющаго взыдет на тя, места твоего не остави» (Еккл. 10: 4). Заключи дверь свою, удали его от себя, и не нанесет тебе вреда. Если же ты хладнокровно допустишь помысел похоти, то она, обращаясь в сердце, пустит в тебе корни свои, свяжет разум твой и увлечет тебя в пучину зол. Но может быть ты скажешь: я верный, и не возобладает надо мною похоть, хотя бы и часто возбуждалась она в мысли моей. Неужели ты не знаешь, что и в камень внедряется корень от долговременного на нем пребывания? Не принимай семени, иначе оно подавит веру.
***
Вырывай с корнем зло прежде, нежели расцветет оно, чтоб ты, пренебрегши этим в начале, после не имел нужды в секире и огне. Когда начинается глазная болезнь, то ты лечи себя заблаговременно, чтобы не искать врача тогда, когда уже ослепнешь.
***
Первый виновник греха и «отец зла» (Ин. 8: 44) есть диавол, «потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3: 8). Прежде его никто не согрешил. Согрешил же он не потому, что от природы получил необходимую наклонность ко греху (иначе причина греха падала бы на того, кто таковым сотворил его); он, будучи сотворен добрым, от собственного произволения сделался диаволом, и быв добрым служителем Божиим, получил себе свойственное имя сатаны, поскольку сатана означает противника.
***
От сатаны прелюбодеяние, блуд и всякое другое зло. Чрез него праотец наш Адам изгнан, и вместо рая, приносившего без возделывания дивные плоды, получил землю, произращающую терния.
***
Если мало трудишься, мало получишь, если же делаешь много, то велика и награда
Покажи в себе затворника уединением сердца твоего. Очисти сосуд твой, чтобы получить тебе бо́льшую благодать. Ибо отпущение грехов равно дается всем, причастие же Святого Духа даруется по мере веры каждого. Если мало трудишься, мало получишь, если же делаешь много, то велика и награда. Для самого себя подвизаешься, смотри, что тебе полезно.
***
Что же, скажет кто-либо, погибли мы обольщенные, и неужели нет после того спасения? Мы пали – неужели нельзя восстать? Тот, Который пролил за нас драгоценную кровь Свою, освободит нас от греха. Не будем отчаиваться, братие, не ввергнем себя в состояние безнадежное. Ибо ужасно не иметь веры и надежды на покаяние.
***
Кто не уповает спастись, тот без опасения умножает грехи свои, а кто надеется получить исцеление, тот без затруднения наконец остерегает себя от оных. Разбойник, если не ожидает помилования, доходит до ожесточения, а если надеется получить прощение, часто приходит в раскаяние.
***
И произращающая терния земля, будучи хорошо возделана, превращается в плодоносную, а для нас неужели не возвратно спасение? Итак, природа наша может принять спасение, требуется только наше произволение.
***
Человеколюбив Бог, и человеколюбив неограниченно. Слушай, что говорит Псалмопевец: «Коль многое множество благости Твоея, Господи» (Пс. 30: 20)! Все в совокупности грехи твои не побеждают великости милосердия Божественного. Язвы твои не превышают опытности Врача твоего. Предай только себя Ему с верой, поведай Врачу болезнь твою, скажи и ты с Давидом: «Рех, исповем на мя беззаконие мое Господеви», и на тебе сбудутся следующие за этими слова: «И Ты оставил еси нечестие сердца моего» (Пс. 31: 5).
***
Хотя бы согрешил целый народ, человеколюбие Божие не побеждается
И хотя бы согрешил целый народ, человеколюбие Божие не побеждается. Отлил народ Израильский тельца, но Бог не оставил человеколюбия Своего. Люди отреклись от Бога, но Бог не отрекся Себя Самого. Притом не один народ согрешил, но и Аарон Первосвященник. О сем свидетельствует Моисей: «И на Аарона разгневался Господь, и помолился о нем», – продолжает он, – и простил ему Бог (Втор. 9: 20,26). – Если тогда Моисей предстательством своим за согрешившего Первосвященника умилостивил Господа, то неужели Иисус, Единородный Сын Божий, ходатайством за нас не умилостивит Бога?
***
Покайся же подобным образом и ты, человек, и для тебя не возбранена благодать. В последующее время покажи незазорным образ жизни твоей. Ибо воистину Бог человеколюбив, и никто не возможет достойно изречь Его человеколюбие. И хотя бы все человеческие народы соединились во едино, то и тогда бы даже и отчасти не смогли поведать человеколюбия Божия.
***
Итак, братие, поспешите и сами покаяться пред Господом, чтобы и прощение получить вам в содеянных грехах, и Царства Небесного удостоиться, и наследовать дар небесный вместе со всеми Святыми во Христе Иисусе. Слава Ему во веки веков. Аминь.
А сам текст очень хороший.
В старинной церковнословянии говорили на этом языке (хотя, насколько мне известно эти ежи-еси-тако-грядеши были скорее книжным языком, а не разговорным) и этот текст звучит для того времени понятно и вразумительно. Но почему бы его не перевести на современный язык? Ведь не каждый бросится учить древний церковнославянский.