Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
(Быт. 3: 16)
Вы, наверное, помните историю Шекспира и Магды, чей венчанный брак развалился, как спичечный домик, из-за глупых причин. Шекспир отказался от долгожданного сына, сказав, что это «не его работа», а разъяренная Магда поклялась отрезать поганый мужнин язык и скормить собакам при удобном случае. И двое верующих разошлись, словно облака в ветреный день.
Остыв, Шекспир не раз пытался построить сожженные мосты, но Магда была непреклонна: отключала мобильник и стирала длиннющие sms-ки с цитатами из Библии, лопаясь от злости. Духовник их преставился, и некому было помочь мудрым советом – помирить супругов. Друзья и соседи каждой стороны винили во всем противоположную, и выхода из тупика явно не проглядывалось.
В этой конфронтации прошло лет десять или около того. Их сын Петре рос и шкодил соответственно возрасту и гиперактивному темпераменту, даже не подозревая, какие страсти разыгрываются за его спиной.
Вся эта тягомотина так бы и продолжалась, не наткнись Магда в интернете на беседу протоиерея Андрея Ткачева, известную массам как «Ломать жену об колено».
Магда слушала и возмущалась: как, она, такая умница-разумница, должна стать тенью своего непутевого мужа?!
Магда прослушала речь священника, несказанно возмутилась и стала искать другие высказывания «попа-монстра» об испокон веков угнетаемом женском поле. Оказалось, что проповедей у него на эту тему немерено. Сами собой попадались «возмутительные» куски:
Один пример из обыденной жизни. Садясь за стол обедать или ужинать, кому в наших семьях подают первую тарелку с едой? – Детям. Вот так! А кому надо бы? Мужу! Мужу первую тарелку! Кормильцу семьи, потом всем остальным, жене последнюю. Это норма жизни. И жена должна этот принцип отстаивать последовательно. Маму должна второй покормить, а первым – мужа, пусть мама хоть треснет от злости. Потому что это закон Божий! Сначала первый по смыслу[1].
Нет, положительно, это и в уме не укладывается! Шекспир, недобитый пыльным мешком из-за угла, оказывается первый по смыслу. А она, Магда, умница-разумница и пчела-труженица, на которой все держится, лишь так, вторая с конца. Ну куда это годится?!
Глаза уже выискивали новое, в ум не вмещающееся:
Посмотрите на семью святителя Василия Великого. Кстати говоря, и у святителя Василия Великого, и у святителя Иоанна Златоуста, и у святителя Григория Богослова – святые матери. У Василия – Эмилия, у Григория – Нонна, у Иоанна – Анфуса. Можно так и поминать их вместе с мамой: «Молитвами Василия Великого и мамы его, молитвами Григория Богослова и мамы его, молитвами Иоанна Златоуста и мамы его помилуй мя, Господи». У святого мученика Пантелеимона – мама святая, Иула. У блаженного Августина – мама святая, Моника. Причем мужья у этих святых жен отнюдь не святые были. Подруги святой Моники даже удивлялись, почему она ходит без синяков и шишек: у нее муж был очень нервный, во гневе страшный, а у них мужья покладистей, но они вечно с синяками. А она говорила им: «Да я молчу, я не спорю с ним никогда. Он мне слово – я ему: “Прости меня!”». И так она всю жизнь без тумаков ходила при таком свирепом муже. А остальные при кротких мужьях получали тумаки. Вот школа семейной жизни[2].
Или как вам такое? Опять из тех же проповедей, с которыми ни одна уважающая себя женщина не должна согласиться:
Спрошу вас и себя: если ребенок – главная ценность и если женщина всем управляет и командует, то где место мужу? Какое место ему отведете взамен прежнего и естественного – господственного? Неужели он создан, чтобы биологически осчастливливать дочерей, делая их матерями; дарить женам постельные радости и зарабатывать деньги (желательно большие), а в остальном стоять сбоку молча? Всё что ли? И неужели мамами наученные и женскими журналами наставленные, именно об этом «счастье» подсознательно мечтают и молятся тысячи девушек, желающих выйти замуж? «Кормит, любит, одевает, балует, ласкает, ни в чем не перечит, ибо я – хозяйка». Это, девушки, мечта не о реальном муже, но о Коте в сапогах, который пушист, ласков и по совместительству – чудотворец. С такой мечтой о браке придется остаться незамужней или в отчаянии выйти в конце концов за стареющего вдовца. Чтобы так не случилось, нужно в мечты о браке (мечты неизбежные, естественные и греха в себе не несущие) допустить библейскую идею служения, добровольного смирения и невидимой роли. Желай стать тенью мужа, желай стать ребром его и водвориться на естественное место – ближе к сердцу его и под покров плоти. Желай отдать себя ему, чтобы потом раствориться в материнстве. Тогда будущее счастье из разряда невозможного переходит в разряд возможного, хотя и необязательного[3].
Чем больше слушала, тем больше втягивалась Магда в этот садомазохизм. И тихо-тихо в броне собственной стопроцентной правоты стали появляться дырки, прогрызенные червяками сомнений.
Выходило, что, живи она в каком-нибудь XVII веке, терпела бы притрушенного Шекспира как миленькая и еще благословляла бы небеса за мирного супруга. Так просто она бы от него точно не избавилась. И Магде, как по заказу, вспомнился эпизод на собственном венчании: вот Шекспир неловко берет ее за руку, путаясь с положением, чью руку вниз, а чью наверх; их духовник, связывая в это время длани брачующихся полотенцем, прикрикнул на главу семьи: «Да кто ж так жену держит?! Смотри, удерет она от тебя при первом удобном случае…»
Надо ж, как в воду глядел.
И в чем-то отец Андрей Ткачев таки прав: «С падением семьи исчезнет и государство, потом придет антихрист».
Противостоять этому можно только каждому на своем месте. То есть принимать выделенную тебе половину, которая посылается каждому далеко не случайно.
В том, что встреча с Шекспиром была именно ответом на ее, Магдины, молитвы, сомневаться не приходилось. Сколько раз она примеряла к себе мужей подруг и каждый раз понимала: «И с этим бы не смогла, и тот не мое, а вон того точно бы придушила подушкой во сне или фехтовала бы сковородкой в реале».
Выходит, что она виновата в развале семьи, заранее просчитав вариант с разводом
Так посмотреть, выходит, что и сама пчела-труженица тоже виновата в развале семьи. Она изначально воспринимала Шекспира как какой-то перевалочный пункт в ее биографии. Возраст уже немалый, почему бы не сходить замуж? А мужики, они почти все одинаковые. И заранее просчитала вариант с разводом. Не она первая, не она последняя.
И сейчас, слушая удивительные новости от отца Андрея, что, оказывается, муж в семье главное, а не ребенок, и женщина создана как обязательная помощница мужу, а не как суверенная единица мироздания, Магда соглашалась: «Я знаю, что я ничего не знаю».
На память пришел давно похороненный в глубине души случай.
Шли они как-то с Шекспиром по улице, еще в ранге молодоженов. Магда вроде что-то зудела ему про деньги и необходимость зарабатывать. В мозгах же циркулировало совсем другое, сокровенное: «Смогу ли я, несмотря на свой возраст, родить ребенка? Господи, подай мне знак какой-нибудь. Может, не стоило лезть (косой взгляд в сторону благоверного) в это полуграмотное болото?»
А Шекспир знай себе идет и солнышку улыбается. Потом остановился и всю мелочь из кармана выдал какой-то русской бабке у забора.
Та, конечно, тираду благословения подателю выдала, не поскупилась. Потом поманила Магду скрюченным пальцем и прошамкала:
– Будет, будет у вас сын. Только своего мужа не грызи. Он у тебя блаженный. Его Бог любит, а люди чморят. Жизнь такая.
Ва! Ничего себе! Магда не ожидала такой речи.
– Трое у вас будет! – бабка, видимо, какую-то волну информационную поймала. – Только смотри свое счастье не проворонь.
– Э, о каком счастье речь… – скисла Магда. – Мне бы хоть одного родить.
– Ты слова такие слышала: «цветы запоздалые»?
Было от чего удивиться: бомжиха, оказывается, в курсе творчества Чехова. А та словно решила до конца ее шокировать и продолжает:
– Так и у вас будет… Если оба потрудитесь… У меня самой такое было. Я тоже не на улице родилась.
Магда уже забыла, куда шли. Шекспир пристроился тоже слушать.
– Мы в Абхазии жили. Муж мегрел у меня был. Плантация мандаринов. Еще людей нанимали, чтоб собрать… Но это так, к делу не относится. Да, так вот… У меня 17 лет не было детей. Ты только представь: 17! – она сделала на числе особое ударение. – У меня уже эти дела закончились. Смотрю: я располнела ненормально. Пошла к врачу. А он мне говорит: «Ты беременна». Муж не поверил и выгнал меня из дома. «Не от меня это! – так орал, чуть не убил. – Столько лет ничего не было! А сейчас что, “Аврора” выстрелила?!»
Родила я дочку. Он ее так за свою и не признал. Тут как раз война в Абхазии. Как водоворот какой-то… Так я в Тбилиси попала. Все мытарства рассказывать – книгу можно написать во-о-от такую, – и рассказчица показала руками предполагаемую толщину шедевра. – Моя дочка выросла. Она сейчас в Америке. Поехала туда нянькой и смогла закрепиться. А я здесь. Так, видно, Бог захотел.
Еще что-то говорила тогда Магде бомжиха, но теперь и не вспомнишь.
После той встречи на улице много воды утекло. Шекспир с Магдой побили горшки, как вы знаете, и рождение еще двух детей так и осталось за гранью реального.
Приходила как-то Магда на то место посоветоваться с бабкой-провидицей, но не нашла старуху на прежнем месте. Стала расспрашивать народ вокруг. Еле-еле ее вспомнил парковщик в зеленом жилете:
– Зимой она замерзла в Кировском парке. А вот в каком году было – не помню…
Магда снова и снова вслушивалась в поразившие ее проповеди и выхватывала новое для себя:
Гордые дуры наказываются вдвойне… Залог счастья любой, даже самой раскрученной, женщины – быть в тени своего мужа независимо от его места на социальной лестнице…
В итоге Магда под впечатлением всего услышанного и прочитанного решила впервые за столько лет простить Шекспира и перестать попрекать его старыми косяками.
Шекспир несказанно удивился перемене в женином настроении и тут же забил стрелку в ближайшем парке.
Как давно Магда не видела мужа на расстоянии вытянутой руки! Бедный, бедный дохляк. Как же ты постарел… Без зубов, с выпирающим кадыком и трехдневной седой щетиной, да еще и лысиной в придачу. Видно, только и делал, что глушил пиво с водкой, не закусывая.
Но дело превыше всего. И Магда приступила к выработке мирного соглашения аж о десяти пунктах. Озаглавила эту филькину грамоту в лучших исторических традициях: «Пакт о ненападении».
– Я буду давать деньги и видеться с сыном по воскресеньям, – выпалил Шекспир долго вынашиваемую фразу и достал из кармана… очки.
Магду как током дернуло: у нее в сумке лежала точно такая же оправа.
– Ва, Шекспир, с каких пор ты ослаб глазами? Ты же рассказывал, что в армии был снайпером.
Бывший «ворошиловский стрелок» судорожно затянулся сигаретой без фильтра:
– Эх, старость не радость. Сварку как-то соседу делал, и стружками глаза засыпало. Потом пинцетом доставали. В итоге пошел на базар и выбрал себе очки за пять лар.
– Как?! Без врача? Без замеров?
– Я примерил. Вроде ничего, и ладно.
Магда осмысливала процент вероятности. Это ж надо – выбрать не глядя оправу точно такую, как у нее. Это шанс один из миллиона.
Ох, неспроста это, неспроста.
Стороны подписали свежесостряпанный пакт. И Магда тут же представила отцу сына.
Вступивший в права папаша, недолго думая, развил бурную воспитательную деятельность:
– Я повезу вас на рыбалку на Черепашье озеро и покажу сыну, как надо правильно ловить рыбу. Мальчику полезно будет знать.
– С каких пор ты стал рыбаком? – удивилась Магда, не подозревавшая о дремавших в муже охотничьих инстинктах. – И как ты будешь ловить без удочки?
– На месте разберемся! – бодро парировал Шекспир и остановил такси.
Рыбалка без удочки была обречена на провал, и Шекспир предпринял героическую попытку поймать в прибрежной тине крошечного лягушонка. Было много воплей, беготни по берегу и брызг (дело осложнялось тем, что и отец, и сын не умели плавать, а земноводное этим нагло пользовалось). Петруша принимал активное участие в преследовании жертвы и был в неописуемом восторге от самого процесса рыбалкоохоты в воде по щиколотку – иногда важен не результат, а само долгоиграющее действие.
Так появилась у бестолкового семейства традиция – встречи по воскресеньям и «походы на культурные мероприятия».
У Шекспира забрезжил новый стимул в жизни – работать, чтобы в воскресенья катать сына на качелях, ходить в зоопарк или в кафе, «как приличные белые люди», по его собственному выражению.
У Магды сам собой свалился с души огромный камень – загадка: почему так хорошо начавшийся консенсус двух верующих слишком резко и глупо оборвался? И глядя, как Шекспир воркует с сыном, рассказывая ему о моделях военных самолетов (тема, в которой Магда даже не пыталась разобраться), она понимала, что старость они доживать будут все-таки вместе.
То, что после развода подходящую женщину не встретили - это печально. Тем не менее, я не верю, что в многомиллионной России так уж и нельзя найти достойную спутницу жизни.
В общем-то, это Ваше право считать большинство современных женщин "недалёкими и раздражительными". Видимо, это просто негативный опыт. При желании, с очень многими людьми можно договориться, если придерживаться конструктивных стратегий общения и уважать собеседника, избегая демагогии, вербальной агрессии и прочих недопустимых приёмов.
В ответ Василиссе.
Говоря про церковь, я подразумевала прежде всего мирскую жизнь. Если прийти на обычную воскресную службу, то женщин всё равно будет в разы больше. Нередко они составляют костяк всего "актива" - хора, преподавательского состава воскресной школы, а также несут другие обязанности вроде бухгалтерии(довольно серьёзное занятие, надо сказать). Бывают случаи, что женщину могут назначить даже старостой прихода. Поэтому высказывания "про тень от мужчины" уж как-то сильно не вяжутся с современными реалиями. Ну не хотят мужчины идти на "передовую" в этом вопросе и всё тут. Про монахов-мужчин я действительно не подумала, когда писала предыдущее сообщение.
Как мне батюшка сказал наш - клюв опустить и не приписывать себе ничего.
На ресурсе " Покров.про" есть статья "Муж на диване". Весьма полезная.
В завершение поста хочу добавить - самое важное не дела делать, а сделав, ими не кичиться.
Большое спасибо всем за такие хорошие слова.
Чем, кстати, плох вдовец? В Библии сказано, что тот, кто берет вдову не согрешает. По крайней мере куда лучше первобрачного самодура, который не может определиться мальчик он или девочка, его ребёнок или не его, гулящая у него жена или нет.
В первую очередь – мыслить о Высоком.
Нет ничего выше, чем подвиг Христа.
Христос – это само Благородство.
Это Полет, включающий в себя и наземную подготовку, и сам процесс полета. Ведь Небо начинается с Земли.
Чтобы совпасть с этим Благородным Полетом – надо прекратить поиски утопических, садомазохистких, псевдосмиренных способов создания полноценных семейных отношений.
Увидеть во Христе – Высокий Идеал и идти к нему вместе, сознавая свое несовершенство – вот подлинная дорога друг к другу. Единственно верная. Когда все свое – немного отодвигается, становится скромнее. Поскольку облагораживается. Преображается. И дополняется тем, что есть в других людях.
Только тогда станет возможен диалектический прорыв за две пары противоположностей на новый уровень развития, на новый виток миропонимания. То есть – станет возможно реальное развитие двух личностей и их отношений.
То есть, если сказать еще проще – то цель любых отношений, в том числе отношений мужа и жены – это открытие и воспитание в себе через посредничество другого – Образа Христа. (Атеисты в советское время называли это – чувством Прекрасного).
Попытки же прийти к Благородству Христа через домострой – это безобразное искажение и попрание всего подлинно-прекрасного.
Господь не посылает нам случайных людей...нет случайных встреч-или Бог нам посылает нужного человека или мы посылаемся кому то Богом .
Стыдитесь и кайтесь!
о.Андрей, конечно задремать не даёт. )