Валентин Павлович Свенцицкий (1881–1931), протоиерей, богослов, философ, писатель, духовный сын оптинского старца преп. Анатолия (Потапова). Отец Валентин обладал удивительным даром устного слова, постоянно проповедовал и вел духовные беседы в тяжелое для Церкви время, так похожее, по его словам, на первые века христианства. Во время второй ссылки в Сибири отец Валентин после длительной болезни скончался. Через 20 дней его тело было доставлено в Москву и на отпевании, при огромном стечении народа, обнаружено нетленным. Покоится на московском Введенском (Немецком) кладбище.
Предлагаем читателю подборку наставлений из проповедей пастыря-исповедника, современника и сподвижника новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Молитва. Пост
***
Самое трудное и самое нужное – всегда гореть духом, всегда памятовать о высшем, всегда стремиться ко спасению, всегда чувствовать вечность.
***
Дабы оградить душу человеческую от обмирщения, Господь заповедал нам непрестанно молиться.
А мы? Мы считаем за подвиг, если раз в неделю посещаем храм. Дома большинство православных христиан лба не перекрестит. Нам некогда. На все есть время – кроме молитвы. Мы забыли, что молитва должна быть главным делом жизни, – остальное приложится.
***
Сколько сил демонских торжествует от того, что из нашей жизни уходит молитва и почти ушел пост. Какое торжество над духовной жизнью человеческой, когда подрезаются эти два крыла, возносящие человека над его мирским, плотским бытием! Без молитвы, без поста нельзя строить внутреннюю свою жизнь.
***
Необходимо молитвенное правило для каждого у себя на дому, чтобы мир, который все время стремится захлестнуть нашу жизнь, был отгорожен этой привычкой к домашней молитве. Необходимо строжайшее соблюдение постов, чтобы это помогло воздвигнуть определенную отгораживающую тебя от мирской жизни стену. Твое оцерковление должно касаться и семьи. Ты непременно должен чувствовать свою семью как Церковь, ты должен постоянно проверять себя там духом церковности.
***
Уставы постные есть сама жизнь
Отчего такой упадок поста и почему должна быть ревность о его исполнении? Уставы постные есть сама жизнь. Они написаны славянскими буквами в Типиконе, но за этими буквами молитвенные подвиги, великая духовная жизнь угодников Божиих – сонм святых, почитаемых Святой Церковью. Этот объединяющий внешний устав сразу вносит единство церковное в самую нашу повседневность.
***
В наше время нужно особенно ревностно соблюдать все то, что полагает грань между нами, верными, и ими, неверными. И одна из внешних, но твердых граней разделения с миром и есть устав постный.
***
Надо видеть перед собой апокалипсические времена жизни Святой Церкви, чтобы с трепетом и благоговением относиться к тому, что она нам повелевает соблюдать.
***
Каждый не постящийся, каждый не совершающий положенной молитвы, каждый нарушающий правила Церкви уже тем самым не исповедует Христа. Вот когда это будет осознано нами, тогда в нас начнет крепнуть вера во Христа, а это переродит нашу жизнь.
***
Надлежит исполнять не за страх, а за совесть, не перед людьми, а перед Господом то, что заповедует нам Святая Церковь: разумею – пост, разумею – молитву, разумею – частое, постоянное причащение Святых Тайн. Только этот путь такого именно оцерковления души устоит, не будет полонен диавольскими мирскими силами.
Поститься, молиться и причащаться – вот что нужно для того, чтобы не на словах, а на деле воздвигнуть тот невидимый (внутренний) монастырь, к которому Господь призывает всех верующих в преддверии к последним временам антихриста.
О скорбях, болезнях, обидах
Конечная цель – Царствие Божие – ставит скорби на надлежащее место
Для кого жизнь – не бессмысленное чередование удач и неудач, наслаждения и горя, а великая работа Господня для достижения нашего спасения в Царствии Божием, для того все скорби имеют иное значение. Конечная цель – Царствие Божие – ставит их на надлежащее место, они встают в порядок, как по краям жизненного пути, и открывается тернистая, но верная дорога ко спасению.
***
«Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14: 22). Оно озарит нам всю жизнь. И совершится как бы некое чудо. Чувство тоски превратится в радость. Уныние сменится бодростью духа. Темное, безвыходное отчаяние осветит надежда.
Болезни заставляют просматривать жизнь, заставляют дать отчет в том, как прожита жизнь. Ставят перед человеком, когда он выздоравливает новые задачи, как бы поднимая его на некую новую ступень внутреннего духовного бытия. Они приучают его к терпению, они научают его уповать на Господа, они раскрывают ему, как и сама смерть, истинный смысл жизни.
***
Когда видит человек перед собою главное, для чего надо жить, земные печали тускнеют и перестают мучать человеческую душу, и окрыляется, и просветляется она, и воистину становится утешенной.
***
Когда трудно простить обиду, вспомни, что и ты ежечасно обижаешь Бога грехами своими, а ждешь от Него прощения. Когда обида кажется тебе несправедливой, вспомни, сколько грехов твоих по справедливости требуют возмездия и остаются безнаказанными! Все обиды, которые нам наносят близкие, – какие они пустые и ничтожные по сравнению с нашими грехами пред Господом!
Смерть
Можно одурманивать себя ежедневными заботами, жить, погрязнув в житейских делах, – не думать о смысле жизни. Но придет час, когда встанет этот вопрос. Придет час смертный. Оглянется человек на прожитую жизнь, и каким ненужным и бессмысленным покажется ему все, что он считал когда-то самым главным. Все, что тешило его гордость, самолюбие и похоть!
***
С ожесточением, с упрямством, с настойчивостью отрекается человек от своего бессмертия
Есть еще один идол, который ныне имеет власть над людьми больше, чем имел ее в древности. Идол этот – смерть. С ожесточением, с упрямством, с настойчивостью отрекается человек от своего бессмертия, от высшего своего достоинства и низводит жизнь свою на степень естественно-природного бытия.
***
Когда стоишь у чужого гроба и смотришь со стороны на тление человеческого естества, тогда так ясно делается, что жить надлежало лишь для вечного начала, которое перешло туда…
***
Помни, что ты умрешь и наследуешь Царствие Божие, и для этого живи, и для этого работай, об этом размышляй. И тогда-то заботы житейские предстанут пред тобой совсем в ином свете. Тогда ты освободишься от всего, что связывает тебя и губит душу твою.
Крест Христов
А придется каждому человеку, как бы он не оттягивал, хотя бы до самого последнего своего смертного часа, но все-таки ответить Господу: хочет ли он идти за Ним?
***
Если ты хочешь наслаждаться здесь пустыми, нечистыми, мирскими наслаждениями и за это отдать душу свою, то и не прикасайся ко Кресту Христову, а иди легкой дорогой к гибели.
***
Времена обязывают нас, чтобы кончилась наша немощность веры, потому что перед каждым из нас крест стоит не где-то далеко, в тумане, а так близко, что каждому нужно быть готовым понести его в любой момент. Не тот обычный крест, который несет каждый человек в своей жизни, а тот наиболее тяжелый и наиболее ответственный, который именуется исповедничеством.
***
Ничто так не научает нас исповедничеству, как жития святых.
***
Путь христианский – путь мученический. Христианин всегда мученик, всегда крестоносец. И как же может быть иначе, когда христианин идет через дорогу мирскую, где всё для него враждебно, где всё его подстерегает, чтобы привести душу к погибели. И внутренняя жизнь христианина – мученичество, ибо мученичеством называют святые отцы борьбу со страстями.
Путь христианский. Церковь. Обмирщение
Смысл человеческой жизни должен быть связан с вечностью, и смысл мировой истории также связывается с вечностью. Только вечное может дать смысл и оправдание временному в отдельной человеческой жизни, и только вечное может дать смысл и оправдать всю мирскую жизнь.
***
Все, что отрывает человеческую жизнь от связи с вечностью, всё повергает ее во власть смерти
Все, что отрывает человеческую жизнь от связи с вечностью, всё повергает ее во власть смерти. Жизнь может быть только в Боге, и мир постольку живет, поскольку он живет в Боге: вне Бога – смерть, и поскольку мир отделяется от Господа, он отдает себя во власть смерти.
***
Чем дальше идет жизнь, тем становится ответственней. Пора перестать смотреть на храм как на место, где переживают духовный подъем, – а затем идут жить по-старому. Надо подъем этот унести в жизнь и там создавать храм.
***
А если Церковь не перерождает человека, разве не правы они, что значение ее для этих людей ничем не отличается от театров, кинематографов, концертов, где праздно проводят время… Боже, милостив буди нам грешным.
***
Спрашиваем, где небо, а сами смотрим в грязь; спрашиваем где Ангелы, а сами толкаемся в уличной толпе; спрашиваем, где Сын Человеческий, а сами прикованы к житейским заботам. Чтобы видеть небо, надо лицо поднять от земли, надо очи возвести к небесам, надо горе́ иметь сердца.
***
В жизни мирской царствует диавол. Он ослепляет людей. Зовет их к себе. Когда к дикарям приезжают так называемые «культурные» люди, они привозят побрякушки – разноцветные стекла, дешевые изделия фабрик и выменивают на них золото и драгоценные камни. Люди – такие же духовные дикари. И диавол за побрякушки мирских наслаждений выменивает истинное золото человеческой души. За призрачные блага мира люди несут и отдают ему бессмертную свою душу.
***
От нас так мало требует Господь! Он требует, чтобы мы оставили ненужный хлам, и за это обещает нам и спасение, и вечную жизнь, и вечное блаженство.
Господь требует от нас внутреннего освобождения от сетей мирских, внутреннего оставления всего того, что мы так сладостно переживаем плотию и так горько за это расплачиваемся жизнью.
***
Каждое евангельское чтение – это просвет в иной мир, откуда льется на нас неизреченный свет Божественной благодати.
***
Есть один вопрос, к которому мы, читая жития святых, часто возвращаемся, на понимание которого так явно влияет дух обмирщения. Разумею вопрос о силе бесовской.
Очень подозрительно, когда из поля духовного внимания человека как бы уходит вопрос о потусторонней темной силе. Это не значит, что эта сила исчезает с пути человека, а это только значит, что человек допустил ее в отношении себя встать так, что ее стало ему не видно, но это положение в брани весьма опасное, весьма губительное. Наша душа постоянно окружена бесами, которые постоянно нас искушают, смущают и влекут к гибели.
***
Мир нас везде и всюду стремится превратить в безбожников
Почему так трудно каяться человеку? Почему так трудно почувствовать грех? Здесь совершается все то же ненавистное нам обмирщение наше. Мы по-мирскому относимся к нашей жизни, мы не чувствуем закон Божий. Мир «повседневные грехи» считает пустяком. Мы совершенно не понимаем огненных евангельских слов о нашей ответственности за каждое праздное слово (Мф. 12, 36). Нам трудно почувствовать преступность мелких грехов, потому что так живут все кругом нас … и думаем в глубине души, что мы не хуже других. Всё это тот же «мир», который нас везде и всюду стремится превратить в безбожников, если и не по нашей вере, то по нашему духовному самочувствию.
***
И как тогда мы нетерпеливо ждем, чтобы каждый этот час, истраченный на дело внутреннего нашего устроения, непременно сейчас же дал нам то, что нам хочется получить!
***
Наше слабое место – торопливость, нетерпение, желание лишь одно движение сделать на пути к устроению внутреннего своего мира и поскорее пожать плоды, опускание рук при всякой первой трудности.
***
Расслабленность духа – это есть результат нашей греховности.
Без соблюдения всего того, что нам преподает Святая Церковь как необходимое условие оцерковления нашей жизни, можно иметь лишь ту расслабленную веру, которая и составляет главную немощь нашу.
Жажда истинной веры непременно должна привести человека к полноте церковности, чтобы здесь не было «одного хочу, другого не приму, это мне некогда, это не важно». А в результате – всеобщая безбожная жизнь и у верующих, как и у неверующих.
***
Времена обязывают к тому, чтобы было оставлено мирское легкомыслие, нецерковное отношение к жизни у именующих себя «верующими».
***
Нам надлежит иметь чувство высшей избранности, ибо мы особый народ, мы новая тварь. И насколько позорно всякое горделивое чувствование самовозвеличивания человеческого, настолько же велико чувство гордости о Христе.
Когда читаешь, каким языком говорили первые христиане с владыками мирскими, испытываешь благоговейный трепет перед этим явным сознанием в них высшей избранности. Мы потеряли ее в миру, мы проторговались с миром, желая к нему подладится, желая примирить непримиримое. Ибо «что общего между Христом и Велиаром?» (ср. 2 Кор. 6, 14,15). Возрождение жизни духовной должно начаться с этого отделения себя от мира безбожного, во зле лежащего, нам противостоящего.
***
Из мелочей слагается наша духовная жизнь, из мелочей слагается вначале и наша гибель
Из мелочей слагается наша духовная жизнь, из мелочей слагается вначале и наша гибель. Коготок увяз – всей птичке пропасть. Так и мирская жизнь. Маленький коготок, а зацепится за него человек, и втащит его эта мирская жизнь и непременно погубит, непременно его поглотит.
***
Наше обмирщение идет многими путями, но все ведут к одному – к опустошению нашей духовности. Отсюда наша постоянная немощность в исповедании и наших грехов, и нашей веры.
***
Ревновать о Православии – это значит ограждать себя от безбожного мира. Это ограждение должно быть в твердом исповедании своей православной веры. Мы должны излечиться совершенно от малодушного желания, чтобы нас по виду принимали за таких же безбожников, как они сами. Мы должны перестать бояться насмешек и надругательств. Мы должны перестать прятать нашу веру, потому что мы должны сознавать себя избранным народом.
***
Там, в миру, за жизнь принимают смерть и не видят всего безобразия этой мертвой, тленной, грешной жизни. Для нас жизнь – это служение Господу, это очищение сердца нашего, это жертвенная любовь к людям, это подвиг, это молитва, это созерцание вечности.
***
Вера открывает человеку истинный смысл жизни. Вера заставляет его отрешиться от диавольских наваждений мирской жизни. Вера дает чувствование иного, небесного мира. Вера дает человеку прозревать за мелькающей преходящей жизнью жизнь вечную.
***
Мы должны так жить, чтобы, приняв Евхаристию, все время там в миру, трепетать от радости явленного нам милосердия Божия и жить лишь тем, чтобы ждать, когда мы вновь сподобимся причащения Святых Тайн. Ведь это значит всегда быть со Христом, ведь это значит быть в теснейшем, внутреннем единстве с Ним. Это значит жить в полноте любви друг с другом, это значит утверждать Церковь Христову на земле.
***
Приумножать таланты свои – это значит отдать душу свою не опустошающим заботам, а вознести ее ко Господу, приготовить для вечности и с Божией помощью стяжать свое спасение.
***
Когда мы умрем, нас не спросит Господь, как мы здесь провели нашу плотскую жизнь, как мы ели, пили, одевались, устраивались, какие были у нас здесь житейские неудачи или удачи, – нас спросят там о том, что мы сделали со своей душой. Что человеку, «если он весь мир приобретет, а душу свою погубит» (ср. Мф. 16, 26). Мы не только не приумножили нашими житейскими заботами и удачами то, что есть в душе нашей, но еще расстроили, затоптали в этой мирской грязи. Господь спросит нас, как мы поработали для Него, что мы сделали, чтобы отчитаться за ту драгоценность, которую Он нам дал.
Есть грозный признак того, как мало мы принесем туда, в сокровищницу души нашей, – это ощущаемая всеми пустота.
Душа, как и тело имеет свои потребности, которые, чтобы сохранить ее жизнь, надо так же удовлетворять, как потребности тела. Нельзя бросить в душу человеческую лишь крохи, почти за ненадобностью остающиеся у нас от нашего мирскими делами заполненного времени, и потом удивляться, что душа немощная, что она не чувствует полноты жизни.
***
Во внутренней жизни человек постоянно встречается с тем, что проникло в его душу из мирской стихии чуждого, враждебного делу внутреннего духовного устроения. Ему здесь надлежит побеждать в себе тот мир, который проник туда и там делает свое дело обмирщения человеческой души.
***
Ныне эпоха, когда Церковь потрясается мирскими стихиями, которые всегда стремились поглотить ее, которые не могут примириться с бытием Царствия Божия и Церкви Христовой на земле. Посему и от нас ныне особенно требует Господь чистоты веры, твердости исповедания, стояния за Православие.
***
Надо всматриваться в прошлое Церкви, чтобы научиться там истинному самоотверженному служению Господу
Надо всматриваться в прошлое Церкви, чтобы научиться там истинному самоотверженному служению Господу, для того, чтобы черпать силы, не малодушествуя идти истинным путем спасения.
***
Готовится к последним временам – это значит бояться духа антихриста, это значит утверждать монашеское отношение к миру, это значит чувствовать страх перед всем, что обмирщает Церковь, это значит сохранить ревность о чистоте Православия и бояться всякого приноравливания Церкви к «миру, во зле лежащему» (ср. Ин. 5, 19).
***
Чем ближе к антихристу, к последним временам, тем у́же путь спасения – тем труднее будет идти по нему.
***
Чем ближе к миру антихрист, тем сильнее будет испытывать душа человеческая холод и ужас своего одиночества и тем нужнее, тем необходимее будет таинство Евхаристии.
***
Мы не только веруем, что Господь наш Иисус Христос был распят и воскрес, мы чаем и грядущего славного Его пришествия. Это чаяние, оно раскрывает нам грядущую судьбу Церкви, и оно должно постоянно жить в сердце человека, ибо оно дает ему правильное направление в духовной жизни, указывает, куда ему идти в минуты тяжких и трудных сомнений. Перестанет многое человека тогда смущать, перестанет многое прельщать – и по-иному определится вся его жизнь.
1.Малодушие "стеснения" проявить себя верующими, оставаясь как "все".
2.Считая, что живем, мы умираем в суете и забвении духовной жизни. Летят годы...конец