Как исправить грехи родителей? Зачем останавливаться в одних и тех же гостиницах? Для чего намордники для скота? И, кто может стать нашим наследником?
Уроки, которые нам оставили праведники, имеют огромную жизненную ценность
Эти беседы – не построчное истолкование Книги Бытия: цикл, который мы будем с вами здесь проходить, будет посвящен семейным парам. Мы будем говорить про Авраама и Сарру, мы будем говорить про Исаака и Ревекку, мы будем говорить и о сложных «треугольниках»: Авраам–Сарра–Агарь, Иаков–Лия–Рахиль, мы будем говорить о взаимоотношениях патриархов с их детьми, любимыми и не очень. Этот цикл лекций прежде всего адресован людям семейным. Потому что те великие уроки, которые нам оставили эти праведники, имеют огромную жизненную ценность!
В прошлой беседе мы рассматривали вопрос о влиянии грехов родителей на их потомство. Но на самом деле это не проклятие, а благословение: возможность исправить в детях то, что не успели исправить их родители до третьего и четвертого рода (Исх. 20, 5). Таким образом, в потомках и их предки обретали некое совершенство (нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства – Евр. 11, 40)[1].
Впрочем, как мы установили в прошлой беседе, «Бог не взыскивает вину отцов с сыновей, ибо, когда мы чрез крещение освобождаемся от первородного греха, мы уже отвечаем не за грехи родителей, а за те, которые сами совершаем»[2].
Теперь мы продолжаем с вами изучение 13‑й главы. До этого мы изучали главу 12‑ю (и только преступили к 13-й главе), где говорится о призвании Аврама и его жены Сары, и мы с вами рассуждали, почему Бог избрал именно его. Но что мы знаем о его жене?
В Новом Завете мы находим такую характеристику богобоязненной Сары: Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха (1Пет. 3, 3-6).
«Петр увещевает женщин подражать святым и более всего Сарре, убеждая их так же подчиняться своим мужьям, как та Аврааму, и говорит, что они становятся ее детьми через то, что делают добрые дела. Подобно тому, как тот, кто делает дела Авраама и имеет его веру, становится его чадом, так же и делающие добрые дела по вере имеет своею матерью Сарру»[3].
Итак, в 13‑й главе говорится о том, как Аврам с Лотом, возвращаясь из Египта, расходятся в разные стороны, Бог повторяет свои обетования Авраму, Авраам приближается к Хеврону и ставит там жертвенник.
И мы читаем 1-й стих:
И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и все, что у него было, и Лот с ним, на юг (Быт. 13, 1).
«Итак, Авраам ушел оттуда, взяв с собой жену свою Сару… Ведь та, которая освободилась от рабства грехов, получает главенство, а не рабство. Следовательно, крепкий ум (т. е. мужское начало – О.С.) берет с собой главную добродетель, то есть неопытную в телесных чувствах (женское начало – О.С.), которая не подчиняется им (т. е. чувственным страстям – О.С.), все унесла с собой из Египта (т. е. ничего не оставив для дьявола – О.С.) и ничего не оставила там из своих наук. Этот ум не окрашен неумеренностью, надменностью или бесчестной разнузданностью, но покрыт ревностным воздержанием и облечен в платье стыдливости»[4].
Слова: поднялся Аврам из Египта, сам и жена его – свидетельствуют о том, что после преодоления соблазнов Египта они (Аврам и Сара) пережили духовный подъем.
Но это не касается Лота. Лот духовно не восходит в своем развитии, он, напротив, духовно деградирует. Да, он племянник своего дяди, но он не его ученик, покрывало неведения лежит на его душе, и его сердце молчит. Давайте вспомним, что имя «Лот» и означает «покрывало».
И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и всё, что у него было, и Лот с ним, на юг (Быт. 13, 1). А Лот как бы поднимается вместе, но еще бродит вдоль границы, то возвращается назад, то догоняет Аврама… Ведь был приказ фараона, чтобы Аврама никто не трогал.
Как я вам рассказывал, Агарь, по преданию, – египетская принцесса, которая отдана была Саре в служанки в знак извинения со стороны фараона, потому что фараон думал, что лучше его дочь станет служанкой у жены пророка, нежели останется египетской принцессой.
Мы прочитали: и все, что у него было, и Лот, – здесь обращает на себя внимание то, что имя Лота стоит после упоминания об имуществе Аврама. Имущество дяди смущало Лота, и дальше всех этих тряпок и скота Лот ничего не видел.
И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом (Быт. 13, 2).
По преданию, все то золото и серебро, которое фараон дал Авраму, Аврам не истратил ни на что, но отдал все это детям Хеттуры (Агари).
Когда умерла Сарра, Авраам женился во второй раз (Быт. 25, 1). Он женился на Хеттуре, от которой вскоре родились дети. Но так как Авраам видел своим наследником только Исаака, еще при своей жизни он раздает остальным своим детям дары фараона и отсылает их в разные стороны (Быт. 25, 6). Он не хотел, чтобы его руки касались этого золота и серебра, которое, возможно, было посвящено ложным богам. Точно так же он поведет себя после битвы в Долине царей, когда царю Содомскому он скажет, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама (Быт. 14, 23). Авраам был очень принципиальный человек!
Пророки и патриархи дистанцировались от всего египетского. Например, пророк Моисей никогда не молился в египетских городах, где было много идолов. Сказано: Моисей сказал ему: как скоро я выйду из города, простру руки мои к Господу [на небо]… (Исх. 9, 29).
И был Аврам очень богат… (Быт. 13, 2) – в еврейском подлиннике это звучит: «очень тяжел». То есть настолько много всего было, что они не могли быстро идти, они двигались таким медленным караваном. Это были разные люди, Аврам и Лот, и уже до разделения они двигались в разном направлении. Хотя тот и другой были богаты, как по-разному они относились к тому, что имели!
Святитель Иоанн Златоуст наставляет:
«Не пройдем этого чтения без внимания, но постараемся ясно усмотреть точность Божественного Писания, как оно ничего не рассказывает нам ненужного. И был Аврам, сказано, очень богат. Заметь, во-первых, что Писание не просто указало, но не напрасно и не без причины именно теперь называет патриарха богатым. В самом деле, нигде в другом месте оно не упомянуло, что он был богат, но только теперь в первый раз. Отчего это и для чего? Для того, чтобы ты познал благо-изобретательность премудрости Божией и необычайную и беспредельную силу промышления, какое Он явил по отношению к праведнику. Тот, кто по причине сильного голода не в состоянии был более жить в Ханаане и должен был отправиться в Египет, вдруг стал богат, и не просто богат, но очень, и не скотом только, но и серебром, и золотом. Видишь ли, каково промышление Божие? Он пошел искать облегчения от голода – и возвратился, не только спасшись от голода, но и стяжав великое богатство и несказанную славу, всем показав о себе, кто он таков. Теперь уже и хананейские жители лучше узнали добродетель праведника, когда увидели, какая внезапная произошла перемена и каким богатством обладает этот странник, который в Египет пошел как беглец и скиталец»[5].
Святитель Амвросий Медиоланский предлагает нам более аллегорическое рассуждение о прочитанном:
«Мне не кажется, что в праведном человеке восхваляются мирские богатства. Поэтому под скотом я понимаю телесные чувства (т. е. те, которые Авраам и Сарра укротили в себе – О.С.), ибо они неразумны, под серебром – слово, а под золотом – ум. Авраам по справедливости был богат, потому что властвовал над неразумными чувствами: он действительно усмирил их и сделал кроткими, так что они стали разумны. Он имел слово, блистающее цветом веры, очищенное благодатью духовного учения, и разум, наполненный мудростью. И потому благой ум сравнивается с золотом, потому что, подобно золоту, превосходящему прочие металлы, благой ум в человеке господствует над прочими частями человеческой сущности. Итак, богатство мудреца заключается в трех вещах: в чувстве, слове и уме»[6].
Одно истолкование не исключает другого, напротив, дополняя его.
И далее:
И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля, до места, где прежде был шатер его между Вефилем и между Гаем (Быт. 13, 3).
Вот здесь Библия подсказывает нам, что если мы путешествуем куда-то, то лучше возвращаться тем же путем (где прежде был шатер его). Нас уже знают на постоялых дворах (в этих гостиницах), мы могли оставить там какие-то вещи на сохранение, о нас известно, что мы не мошенники и расплатимся за воду, за пищу и так далее. Особенно важно помнить об этом семейным парам, выезжающем на отдых за границу, особенно с детьми.
То есть это некий совет нам: если ты где-то путешествовал, а потом оказываешься там же – не надо рисковать и искать какие-то новые для себя приключения и новые маршруты (как бы играя в русскую рулетку), а лучше останавливаться в одних и тех же отелях и гостиницах.
И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля, до места, где прежде был шатер его между Вефилем и между Гаем, до места жертвенника, который он сделал там вначале; и там призвал Аврам имя Господа (Быт. 13, 3-4).
Как я уже говорил вам ранее, Аврам намаливал землю Ханаана, он строил жертвенники и ставил стоянки строго в тех местах, где потом в истории еврейского народа происходили какие-то важные события.
Первый жертвенник, который он построил в Сихеме, – это место, где была изнасилована девятилетняя Дина (Быт. 34, 1). Потом он поставит жертвенник близ места, где между Иерусалимом и Вифлеемом умрет Рахиль (Быт. 35,19). Он поставит два жертвенника, один напротив другого, в огромной долине, через которую еврейский народ будет возвращаться в Землю обетованную (Втор.11, 29). Он буквально намаливал места, чтобы потом его потомкам легче было бы здесь находиться, преодолевая те или иные трудности. На Руси и было принято так: когда разрушали языческое капище, то на этом месте ставили или часовню, или храм, или хотя бы крест, чтобы освятить это место и придать ему новый духовный статус.
Итак, Аврам возвращается к тем жертвенникам, которые он сделал, и возносит там молитвы перед Богом. Иными словами, он верит в вездесущего Бога и понимает, что каждое освященное место остается таковым всегда и к нему надо соответствующим образом относиться. Для нас такими знаковыми местами, куда нам всем надо вернуться, являются места, где когда-то стояли православные храмы, восстановление которых – наш священный долг перед памятью наших предков, построивших их.
И далее мы читаем:
И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры (Быт. 13, 5).
Жить рядом с праведными людьми – это очень благостно, и это приносит обильные благословения. Но вот это выражение: И у Лота… также был мелкий и крупный скот и шатры, – его можно понять и духовно: который ходил с Аврамом – это может означать, что Лот относился к своим богатствам иначе, чем Аврам, и ходил по земле хотя и рядом с праведником, но с несколько иной целью…
«Я думаю, что ни в коем случае теперь не следует опускать то, что, похоже, вызвало затруднение даже у более ученых мужей, а именно, почему написано: И у Лота, который ходил с Авраамом. Согласно этим словам, будто бы имелся другой Лот, который с ним не ходил, так что многие думают, что этот вопрос еще не решен. Поэтому, чтобы удовлетворить их и не отступить от правила Писания, мы говорим, что было одно лицо, но два занятия, потому что под одним и тем же мужем подразумеваются две вещи. По числу он один, по имени – два. Ведь Лот в переводе на латинский именуется отклонением: некто отклоняется от благого или от дурного. Поэтому, когда Лот отклонялся от дурного, то есть от заблуждения, бесчестья и преступления, он присоединялся к дяде. А когда отклонялся от благого, то есть от праведного, невинного, святого, благочестивого, он сочетался с бесчестьем. Поэтому хорошо сказано: И Лот, который ходил с Авраамом, потому что он еще не избрал Содом, не жил с виновниками пороков, ибо в Содоме он стал жить позднее. Поэтому, будто бы удаленный от самого себя, он воспринимался как некто другой, отпадая не только от праведного мужа, но и от самого себя»[7].
Была Александрийская богословская школа, которая аллегорически истолковывала Священное Писание, и святитель Амвросий Медиоланский придерживался ее системы истолкования. Когда речь в Библии заходила о мелком скоте, они говорили: это речь идет о незначительных грехах! А крупный скот – это уже что-то посерьезнее! А если им (скотом) хорошо управляют – это значит, что всё под контролем, все чувства – и самые ужасные, и самые легкомысленные, которые только могут вспыхнуть в сознании человека.
У Лота мелкое стоит перед крупным: у Лота… мелкий и крупный скот, и в его случае это означает, что его мелкие привязанности и интересы заслоняли от него наиболее существенное в жизни. Скот приносили в жертву – и это одна из основных причин, зачем его разводили. Выше обозначенный стих подсказывает, что Лот не был способен на значимую (большую) жертву.
Лот мог стать наследником Авраама, усовершенствуй он свою жизнь по подобию Авраама
Но и не только это можно сказать о Лоте! Также он понимает, что он может стать наследником Аврама. У Аврама и Сары не было детей, и Лот чувствует себя наследником: Аврам уже пожилой человек[8], ему уже за 75, и если Аврам умрет – он, Лот, заберет все себе! И, скорее всего, Аврам и берет с собой Лота именно в качестве наследника. Потому что ведь надо же это все добро кому-то оставить! Такие были правила в Месопотамии. И Лот действительно мог стать наследником Авраама, усовершенствуй он свою жизнь по подобию жизни Аврама.
Так Божественные благодеяния, данные Авраму, изливались и на его племянника.
О чем и говорится далее:
И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе (Быт. 13, 6).
Этот библейский стих трудно понять, живя в России. Но если кто-то из вас был на Святой земле, то видел: там, действительно, все очень маленькое, там пространство не такое обширное, как у нас. И два богатых шейха, Аврам и Лот, со своими огромными стадами, конечно, создавали своими передвижениями друг другу какие-то проблемы.
Святитель Иоанн Златоуст по поводу слов и непоместительна была земля пишет: «Смотри, как избыток богатства тотчас становится причиной разделения, производит разрыв, нарушает согласие, расторгает узы родства»[9].
Богатство – это зона раздора
Это очень справедливое и правильное замечание! Многие пожилые люди жалуются мне, что когда они жили бедно, они чаще общались со своими сестрами, братьями, племянниками. Но когда кто-то из них, как сейчас говорят, «выбивался в люди», начинал делать деньги – эти связи начинали рваться. Богатство – это зона раздора[10].
Святитель Амвросий Медиоланский приоткрывает для нас и духовный, не лежащий на поверхности смысл данного обстоятельства:
«Поскольку он (т. е. Лот – О.С.) уже начал намеренно уклоняться от дяди, земля их уже не сдерживала, ведь никакого пространства не может быть достаточно для несогласных. Для спокойных и мирных даже в тесноте просторно, а для различающихся нравами и обширное узко. И поскольку я сказал сначала, что здесь формируется человеческий ум (т. е. в лице Аврама – О.С.), который сначала был несовершенен (т. е. при схождении в «Египет» – О.С.), но постепенно совершенствуется через некоторые возрастания и градации, потому сказано: И непоместительна била земля для них, то есть одна душа не вмещала естественно различные противодействующие ей стремления»[11].
И далее:
И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле (Быт. 13, 7).
Есть два разных объяснения, о чем они спорили. Первое объяснение: пастухи стада Лота говорили пастухам стада Аврамова:
– Вы должны подчиняться нам! Ваш хозяин скоро умрет, и мы будем наследниками! И мы будем хозяйничать над вами! Потому что наш господин Лот – единственный наследник Аврама!
Но, похоже, такое объяснение не совсем точное, потому что здесь есть прибавление: … и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле.
Авраам считал, что даже стадо его не должно кормиться чужим
Есть одно очень интересное объяснение: когда Аврам проводил свои стада через чужие земли, где сочные травы, свое хозяйство, огороженные участки, обозначенные места, – он, Аврам, привязывал мешки на морды верблюдов, делал им такие намордники. Не для того, чтобы они не кусались, а для того, чтобы они не ели чужое. И своим овцам велел заматывать рты – это очень древнее предание, – он считал, что даже стадо его не должно кормиться чужим! В Священном Писании сказано: Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон (Рим. 13, 8). Потому что когда мы впадаем в какие-то обязательства, в зависимость от некоторых людей, эти обязательства, особенно социальные, могут духовно нам повредить!
Особенно христианская семья должна избегать любых социальных зависимостей от людей чуждых идеологий и ценностей[12]. И не сообразуйтесь с веком сим… (Рим.12, 2). Теперь третье истолкование этого текста: очень опасно, когда верующие заводят спор друг с другом, в то время как у них есть общие противники и враги.
Предлагая нам аллегорическое истолкование, святитель Амвросий Медиоланский пишет:
«Итак, давайте рассмотрим, кто же такие пастухи, каких они пасли животных, и какая ссора возникла между пастухами Авраама и пастухами Лота. Пастухи – вожатые стад, и они могут быть либо усердными и благоразумными, теми, кто не позволяет скоту попирать полевые насаждения копытами ног, либо нерадивыми и ленивыми, которые не сдерживают свой скот, чтобы тот пасся на лугах, а не на полях, но позволяют ему беспрепятственно блуждать по различным полевым плодам (т. е. даже и по чужим – О.С.). Поэтому необходимо внимательно наблюдать за этими пастухами, чтобы случайно не записать на счет усердных то, что произошло по беспечности нерадивых. Однако, поскольку речь идет не о видимом, давайте рассмотрим прежде, какой скот пасли эти пастухи. Мы можем дать определение этим пастухам. Сказано, что они были пастухами вьючных животных. А вьючные животные, как мы узнали, означают неразумные телесные чувства. Итак, кто же эти пастухи чувств, как не предводители этих чувств – правители, вожди или наставники некоей речи или мысли нашего ума? Если они сведущи и упорны в пастырской науке, то не позволяют блуждать стаду чувств и приставать к негодному и вредному корму, но заботливым водительством удерживают их, налагая узды разума и преграждая им путь, когда те сопротивляются. А дурные предводители или их бесполезные споры позволяют чувствам носиться по собственному влечению, низвергать себя в пропасть и в погибель, топтать посевы и пожирать плоды, так что, если до тех пор и имелись какие-то плоды добродетели в этой душе, они даже и их уничтожают»[13].
Не смог Лот наследовать Аврааму, не хватало ему необходимых качеств духовного характера
Не смог Лот наследовать Аврааму, не хватало ему необходимых качеств духовного и морального характера.
Если будем живы и Господь позволит, в следующей беседе мы рассмотрим вопрос о том, как Лот делал выбор между миром патриарха Авраама и древним Содомом и Гоморрой, – выбор, очень напоминающий метания современного российского общества между идеалами Евросоюза и Святой Русью!
Так что по-моему можно, а иногда и "нужно вклинивать в духовные тексты политику".
Спасибо о.Олегу за интересную и поучительную работу.