Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое
общение праведности с беззаконием? Что общего у света с
тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое
соучастие верного с неверным? Какая совместность храма
Божия с идолами?
(2 Кор.
6: 14–16)
По рождению я католик. Я любил молиться. Прогулки в лесу, игры на реке, странствия по необъятным просторам воображения. Всё это было видом молитвы для меня: тишина, покой, почти исихия, такая естественная для ребенка. Я не пребывал постоянно в этом молитвенном состоянии. Но я узнал его. Этот опыт достался мне даром, просто как действие в сердце.
Мы все – в различной степени – испытываем подобное. Этому даются какие-то именования – или вообще не даются, потому что все слова кажутся такими неподходящими для того, чтобы выразить движение сердца к Богу. Когда мы невинны сердцем, особенно в ранней юности, есть переживание двух в этом опыте. Любящего и Любимого. Кого-то Еще. Я, будучи ребенком, не мог отчетливо обозначить это Присутствие Христа – точно так же я никогда не называл родителей по имени. Я просто знал их.
***
Когда я учился в средней школе – мои дедушка и бабушка отдали меня в католическую школу для мальчиков, – я хотел стать монахом-траппистом. Я регулярно посещал службы и часто читал Библию. Писание, действительно, подобно двери. Ты можешь войти через нее, и Святой Дух перенесет тебя в разные места, даже не отрывая твоих подошв от земли. Но я знал, что было и нечто большее. Что есть разница между чтением о событиях и опытом встречи с Ним.
Доктор Гарри Бузалис пишет в Священном Предании: «Мы призваны не просто “следовать” Традиции или “подражать” Традиции. Мы призваны переживать ее… как поступали святые и продолжают поступать и сейчас». Мы знаем: чего-то не хватает в мире вокруг нас. Некоего богатства, некоей глубины, о которой мы интуитивно знаем и к которой стремимся. Это, конечно, богатство Божией любви, света и благодати. Но в тот период моей жизни у меня не было слов, чтобы выразить это. Как и многие, я связывал эту неудовлетворенность, это беспокойство с другими вещами.
Профессор психологии познакомил нас с самогипнозом. Так завязалась моя интрижка с медитацией
В средней школе профессор психологии познакомил нас с самогипнозом. И вскоре завязалась моя интрижка с медитацией. Я расслабился. Я отбросил осторожность ради нового опыта. Я чувствовал себя так, будто черный ход моей души постоянно открыт. Я отверг Бога, «чтобы быть сам по себе». Я испытал – очень ясно, – как внутри меня погас свет. Присутствие, Некто, Друг уважил мое решение. Было ощущение, что Он тихо ушел. Он уважает свободу воли. Он никогда не навязывает Себя. Он стучит в дверь сердца и ждет.
***
Я тогда не знал, что тибетский буддизм происходит от шаманской религии Бон
Я стал медитировать регулярно. Поначалу мне, подростку, было очень тяжело сидеть часами со старыми тибетскими монахами, совершенно неподвижно, обращая все мысли к голой стене и бронзовой статуе Будды передо мной. Я углубился в учение о реинкарнации, карме и сансаре[1]. Я тогда не знал, что тибетский буддизм происходит от шаманской религии Бон и что в него включены астрология, колдовство и другие оккультные практики.
Я хотел знать, как побороть тревогу и депрессию, как собрать рассеянные мысли. Посещая залы буддийской медитации и индуистские ашрамы, я был заинтригован «духовным фейерверком»: экстазом, трансом, чувствами и видениями. Всё это связано с различными уровнями медитации и йоги и умножается с практикой. Эти и другие опыты иногда даются сиддхи или силами, накопленными через садхану (практику медитации и йоги). Интрижка переросла в увлеченность, увлеченность стала привычкой. И я не заметил, как мой первоначальный «безвредный» интерес к йоге и медитации утвердился в привязанность. Я более десяти лет погружался в эту духовную пучину.
И все эти годы я задавал разные вопросы. Например, что знают католические священники и монахи о том, верили ли первые христиане в предсуществование душ и реинкарнацию? Они отвечали, что ничего не знают об этом. И вдобавок спрашивали: а что это вообще такое? Погружаясь всё больше в источники и понятия восточных религий, страстно желая проникнуть в бардо – промежуточное измерение между духовным и материальным мирами, – я принялся за изучение «Тибетской книги мертвых».
Я штудировал всю мистическую и эзотерическую литературу, что попадала мне в руки, всегда носил в заднем кармане томик Бхагавад-гиты и читал работы Парамахансы Йогананды. Я погрузился в чтение Ошо, Рама Дасса и Рамана Махарши, убежденный, что нет существа более божественного, чем я сам. Но моя иллюзорная самость разрушалась мною же самим. Согласно множеству книг, что я прочел, и тому, что слышал, не могло быть личных взаимоотношений с Божественным, и это создавало конфликты в моей душе. Покой и мир детства ушли. Чем глубже я погружался в медитацию и йогу, тем чаще приходили внезапные, неожиданные мысли, приносившие мне боль. Моя душа была поражена. Это был очень темный и печальный период моей жизни.
В поисках спокойствия я принял обет бодхисатвы и вступил в созерцательный и мирный буддистский монашеский орден, пытаясь как-то где-то закрепиться. После начального периода относительного мира появилась дерзость, даже безрассудство, беспокойные духовные движения. Это было что-то вроде духовного алкоголизма. Но я тогда не подозревал об этом.
***
Блудный сын питался пищей свиней в далекой стране. Но он вернулся домой, когда вспомнил вкус хлеба в доме Отца. Более десяти лет я жил в этой далекой стране и питался ее едой.
Я видел так много людей – и друзей, и незнакомцев, – искавших растворения себя. У них было ненасытное желание потерять себя, но не в жизни и свете Бога, а в темноте пустоты, отделяя себя от Любви всё Превосходящего. Это отделение – ад. Немало мужчин, женщин и детей ищут этот ад, катясь сквозь беспорядочные отношения и выпрыгивая из окон наркотиков, через что столь многие пали.
Я же изучал и практиковал кундалини-йогу и шаманизм, узнавал присутствие страха и холода.
Я приобрел репутацию гадателя по картам Таро. Я обучал йоге и был инструктором в группах по управляемым медитациям и песнопению в глубокомысленных пустынях. Мы экспериментировали с астральной проекцией – управляемым внетелесным опытом через бардо, описанным в тибетских книгах. Я повсюду носил с собой не только Бхагавад-гиту, но еще Упанишады и буддийские сутры. Все эти занятия дальше и дальше уводили меня от святой горы Христа. Капля за каплей камень точит. Я с намазанным оранжевой пастой лбом звонил в колокольчик, принося фрукты и зажигая огонь при поклонении Кришне, скитался босиком по улицам Юджина, Сиэтла, Портленда, а потом и Ришикеша, Харидвара и Дхарамсала на севере Индии.
***
«Отделенный от Бога – Источника жизни, – пишет архимандрит Захария в книге «Сокровенный человек сердца», – человек может уходить только в себя… Постепенно он опустошается и развращается».
В буддизме Бог, душа, личность – это иллюзия, которую надо преодолеть, отбросить, разрушить
Буддизм отвергает индивидуальность, душу и личность. Складывает руки в молчании против Бога. Страдание там не преображается. В буддизме есть кресты, но невозможно воскресение. Можно сказать, что буддизм находит пустой гроб и заявляет о его пустоте как о естественном состоянии вещей, даже о цели бытия. В буддизме всё: небеса, ад, Бог, индивидуум, душа, личность – это иллюзия, которую надо преодолеть, отбросить, разрушить. Вот цель. Полное уничтожение. В высказывании IX века сущность буддизма выражается так: «Если увидишь Будду – убей его».
Буддизм не претендует – и не способен – на исцеление души и тела. Душа и тело должны быть преодолены и отброшены. В Православной Церкви, наоборот, душа и тело получают исцеление. Буддизм учит, что ничто не имеет внутренней ценности. Церковь учит, что всё сотворенное Богом имеет внутреннюю ценность. Включая и человеческое тело. Мы сложные существа. Действия наших тела, ума и души согласованы. И эти согласованные действия напрямую зависят он нашего общения с Богом и духовной сферой.
Для православных христиан всё – даже страдания – является тайной дверью, проходя которой мы встречаем Христа и через это обнимаем друг друга.
***
Однажды осенью я приехал в Ришикеш в Индии. Этот город назван в честь языческого бога Вишну – «бога чувств». Ришикеш – это «мировая столица йоги». Общепризнанно, что это место, откуда происходит йога. 40 дней я изучал и практиковал так называемый «тайный путь» интегральной йоги в предгорьях Гималаев. Она включала в себя не только гимнастику, как в Америке, – каждое занятие начиналось и кончалось молитвой к «богу рычащего шторма» Шиве.
Йога исторически укоренена в индуизме
В то время я преподавал английский тибетским беженцам и работал на Правительство Тибета в изгнании как редактор. Йога исторически укоренена в индуизме. Интересно, что, разговаривая с ринпоче[2] в монастыре Далай-ламы в Дхарамсале, я спросил, кто или что есть эти индуистские боги по буддийской космологии. Его ответ был пугающим: «Они сотворенные сущности, обладающие эго… Это духи, удерживаемые в воздухе».
Что такое йога? Что такое энергия кундалини?
Буквальное значение слова «йога» – «узы, связь». Это значит связывание своей воли со змеем кундалини и возведение ее к Шиве
Буквальное значение слова «йога» – «узы, связь». Это значит связывание своей воли со змеем кундалини[3] и возведение ее к Шиве, познав вашу «истинную» сущность. Все направления йоги взаимосвязаны, как ветви дерева. Дерева с корнями, снисходящими в те же области духовного мира. Это отражено в древних книгах Бхагавад-гиты и Йога-сутрах Патанджали. Я узнал, что конечная цель йоги – разбудить энергию кундалини, свитую в основании позвоночника в виде змея, и это приведет в состояние, позволяющее познать Тат Твам Аси[4].
Конечно, йога может инициировать необычные состояния души и тела. Но того же самого можно добиться при помощи психотропных препаратов и безвкусных, незаметных ядов. Через йогу мало-помалу приобщаются к шакти, к которой йоги обращаются как к «божественной матери», «темной богине», связанной с другими основными индуистскими божествами. Эта энергия не от Духа Святого, и это не просто аэробика или гимнастика. Ко всей этой системе прилагаются бхаяны и киртаны – языческие эквиваленты православных христианских акафистов, а к индуистским богам – также мантры, являющиеся «сакральными» формулами, как телефонные карты или телефонные номера различных языческих гуру и богов.
Как йога связана с индуизмом?
Честно говоря, индуизм не является единой религией. Это термин, которым британцы назвали различные культы, философские школы и шаманские религии Индии. Если вы спросите индуса, верит ли он в Бога, он, возможно, скажет, что вы сам – бог. Но спросите другого, и он укажет вам на скалу, или статую, или пламя огня. Это индуистская полярность: или ты сам бог, или всё вокруг – бог.
Йога выполняет функцию миссионерского рычага индуизма за пределами Индии
Йога находится под зонтиком индуизма и по многим причинам – верхушка этого зонтика. Она выполняет функцию миссионерского рычага индуизма и эпохи Нью Эйдж за пределами Индии. Индуизм как матрешка: открываешь одну философию – и в ней оказывается десять тысяч других.
А неоткрытые таят в себе риски. Можно плавать легко и беззаботно в неведомых водах. Но, не зная о приливах и особенностях этого района, можно попасть в беду. Тебя может унести подводное течение. Ты можешь пораниться о невидимые скалы, или подхватить неизвестную инфекцию, или отравиться.
Так случается и в духовной жизни.
Когда мы ныряем в океане, нас может привлечь яркая, пестрая или интересная рыба, но самые пестрые и экзотичные – самые ядовитые и смертельно опасные.
Впервые приехав в Индию, я, сняв обувь и носки, шел по разлитой воде, кокосам, разбросанным конфетам и мерцающим огням храма Калкаджи. Это один из самых известных храмов, посвященных Кали – «богине смерти». Я не знал, что оказался посреди толпы, справляющей самый важный ее праздник. Храм был в хаосе, и напряжение достигло темного апогея.
У женщины рядом со мной закатились глаза, руки двигались вперед-назад, язык свесился изо рта, ноги дергались вверх и вниз, как у марионетки
Тысячи мужчин, женщин и детей собрались в том храме Ришикеша, чтобы поклониться этому демону. У женщины рядом со мной закатились глаза, руки двигались вперед-назад, язык свесился изо рта, ноги дергались вверх и вниз, как у марионетки. Это была явная демонская одержимость.
Однажды я прикладывался к Ситкинской иконе Божией Матери и испытал неописуемое тепло, слезы смирения и любви, ясность ума и мир. Как будто я прошел мимо окна, полного теплого, благоуханного солнечного света. В храме Калкаджи я испытал противоположное.
Кали часто изображают как страшную многорукую богиню с синей кожей, стоящей поверх человеческих голов, с кровавым языком, свешивающимся изо рта. На ней одето ожерелье из человеческих голов и пояс из рук.
Позы йоги не нейтральны. Все классические асаны имеют духовный смысл
Я пил кофе с людьми, активно участвовавшими в движении йоги, индуизма и Нью Эйдж в Америке, которые для посвящения в культ этой богини ели мясо трупов с непальских кладбищ. Не так давно популярная британская газета «Гардиан» писала о том, что в честь демона Кали в жертву был принесен ребенок. Всё это типично для индуизма. И это всё связано с йогой, потому что позы йоги не нейтральны. Все классические асаны имеют духовный смысл. Например, как пишет один журналист, «Приветствие солнца» – а это, наверное, наиболее известная последовательность асан, или поз, хатха-йоги, особенно популярной и распространенной в Америке, – это в действительности индуистский ритуал.
«“Приветствие солнца” никогда не являлось традицией хатха-йоги, – пишет Субхас Рамперсауд Тивари, профессор философии йоги и медитации Американского индуистского университета в Орландо (штат Флорида). – Это полноценный круг ритуального почитания солнца, благодарность за источник энергии».
Думать о йоге, что это просто физкультурное движение, равносильно тому, что «говорить, будто крещение – это просто упражнение под водой», – пишет Свами Парам, представитель ашрама Академии классической индуистской йоги и дхарма-йоги в Манахавкин (штат Нью-Джерси).
Это богиня Кали стремится объединить практикующих через шакти с Шивой посредством йоги. В ее храме, недалеко от Нью-Дели, я видел отвратительный говорящий сам за себя идол: камень со странными бисерными глазами и клювом, покрытый желтоватой противной и комковатой съедобной субстанцией.
В индуизме идолы «будятся». Их одевают. Их кормят. Им поют. И потом их кладут спать. Я принимал участие в этих церемониях сотни раз.
Издание «Йога Джорнал» имеет более 5 миллионов подписчиков и является самым продаваемым журналом йоги в мире. Показательно, что написал «Йога Джорнал», когда, доказывая превосходство йоги как психотерапии, говорит о философии индуизма, скрытой за практиками йоги:
«В перспективе йоги все человеческие существа “рождены божественными”, и каждый человек в своей сердцевине имеет душу (атман), которая вечно обитает в неизменной, бесконечной, всё пронизывающей реальности (брахман). В классической формулировке этого воззрения Патанджали… мы уже есть то, к чему стремимся. Мы – божество в скрытой форме. Мы уже, по сути, совершенны, и наш потенциал готов в любой момент проснуться для этой истины, с пробужденным сознанием и просветленной природой»[5].
Учителя и ученики йоги обычно приветствуют друг друга санскритским словом «намасте», что значит: «Я почитаю божественное в тебе». Это утверждение пантеизма и предательство истинного Бога, явленного в Библии. «Приветствие солнца», или «сурья намаскара», происходит от почитания индуистского солярного божества Сурья.
В церковной агиографии и иконографии мы почитаем святых – реальных людей, живших праведно перед Богом, приобщившихся и продолжающих приобщаться к Его свету и любви – и просим их заступления. Идолы же, – как пишет отец Михаил Помазанский, – это «образы ложных богов, и поклонение им есть поклонение демонам или воображаемым существам, не имеющим бытия; и таким образом, по существу, это поклонение безжизненным объектам».
Я видел свами в Америке – тех, которые передают эту демоническую энергию кундалини, просто посмотрев человеку в глаза. И если он открыт для этого, его тело может трястись и вибрировать, как железная заводная игрушка.
И когда для меня пришло время принять эту проклятую энергию через Шактипат[6], невероятный страх сковал меня, словно ледяная, наэлектризованная вода, и я поднял свой щит и меч: я начал произносить Иисусову молитву. Слава Богу! Это жуткое присутствие было отражено именем Иисуса. Мы должны помнить, что, как пишет апостол Павел, «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6: 12).
С этой молитвой, как со щитом и мечом, я выплыл обратно ко Христу. Я вышел из страны далекой. Я сделал шаг к Дому Отца моего.
Йога и Православие
Йога – это психосоматическая практика, взаимодействие между разумом, телом и духом (духами). Мы должны помнить, что слово «йога» значит «иго» – деревянное перекрестие, возлагаемое на шею животных и присоединенное к плугу. Помните, что апостол Павел предупреждает нас: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?»
Йога не относится к Писанию и не является частью Священного Предания нашей Церкви. Всё, что нам нужно, обретается через Православную Церковь. Так чего мы хотим от йоги?
Важно знать, что в йоге так же, как и во многих мистических школах, практикующим могут являться странные огни, но скорее всего они от демонов или тварные огни в сознании, ведь «сам сатана принимает вид ангела света» (2 Кор. 11: 14). Многие сталкивались и следовали за «духовными фейерверками» так называемого «нового» века. Конечно, это не тот Нетварный Свет, который видели Моисей и ученики на горе Фавор. Это не Божественный Свет, который защищал святителя Григория Паламу в XIV веке от западных схоластиков. Прямое знание Бога возможно, как и непосредственный опыт Его познания, но знание и опыт зла также безусловно доступны. У нас есть свободная воля, чтобы выбирать, кого и что мы ищем. Это, конечно, требует рассудительности и испытания, где изложение испытанного перед опытным духовником – необходимое условие. Вне сомнения, необходимо сердечное участие в Таинствах Церкви. Нам лучше смотреть на таинства в наших сердцах, чем развлекаться воображением ума.
Популярные формы гимнастической йоги опасны и могут нанести вред практикующему
Также нужно несколько слов сказать о том утверждении, что популярные формы гимнастической йоги не несут вреда и опасности практикующему. Те, кто придерживается такого мнения, или недостаточно осведомлены, или специально игнорируют множество предостережений, встречающихся в руководствах по восточной йоге, говорящих о хатха-йоге для практикующих. Уведомлен ли инструктор об этих предостережениях и может ли гарантировать, что ученик не получит вреда?
В своей книге «Семь школ йоги» Эрнест Вуд предваряет описание хатха-йоги такими словами: «Я должен обратиться к некоторым практикующим хатха-йогу со строгим предупреждением. Многие люди получили неизлечимые болезни и даже сошли с ума, потому что делали упражнения йоги без приведения души и тела в надлежащее состояние. Книги по йоге полны таких предупреждений… Например, Геранда Самхита объявляет, что если некто начнет упражняться в жаркую, холодную или дождливую погоду, то это приведет к болезни; также если нет умеренности в пище и желудок более чем наполовину наполнен тяжелой пищей… “Хатха-йога прадипика” говорит, что устанавливать контроль за дыханием нужно постепенно, “как приручают львов, слонов и тигров”, в противном случае “экспериментатор будет убит”; а при любых ошибках возникают кашель, астма, головные боли, боли в глазах и ушах и многие другие болезни». Вуд заключает свои предупреждения о позах и дыхании словами: «Я должен ясно сказать, что я не рекомендую эти упражнения, так как считаю, что хатха-йога очень опасна».
Нельзя пытаться улучшить жизнь тела в ущерб душе
Если православный христианин хочет поупражняться физически, то можно плавать, бегать, ходить или делать гимнастические упражнения, можно заняться аэробикой, фитнессом. Это безопасные альтернативы йоге. Также мы можем совершать земные поклоны перед Богом. Церковь не хочет сделать нас нездоровыми или несчастными. Мы должны доверять предписаниям Матери-Церкви и следовать им в той степени, как можем и как дает благодать Божия. Нельзя пытаться улучшить жизнь тела в ущерб душе.
Также не должно доверять собственному мнению. Должно быть руководство.
«Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой» (Притч. 3: 5).
Как православные христиане, мы знаем, что действия нашего тела, такие как поклоны, земные поклоны и крестное знамение, имеют влияние на состояние нашей души перед Истинным Богом. Зачем нам пытаться копировать телесные действия, которые в течение многих веков были напрямую связаны со служением демонам? Такие действия имеют серьезные последствия для души и тела, принадлежащих Христу.
«Будем мудры, как змеи, и просты, как голуби» (Мф. 10: 16).
Есть много видов йоги, даже путь ученого можно назвать йогой.
Многие виды йоги как философских учений действительно не совместимы с христианством.
Физические упражнения можно узнать в книгах, внимательно изучив предостережения, как и в любом спорте или виде физкультуры.
Есть же православные мастера единоборств, которые были основаны в странах буддизма и синтоизма.
"Все мы духовно очень немощные и неопытные. Лучше не балансировать над пропастью. Сказано: "Не искушай Господа Своего"."
В комментариях уже есть ответы на все ваши вопросы. Но вы их не слышите, потому что эти ответы даны в категориях духовной жизни, которые вам непонятны. Значит, нужно сделать так, чтобы они стали понятны. Для этого начните сами жить духовной жизнью: найдите "свой" храм (к которому ляжет душа), своего батюшку (который будет вас направлять), посещайте богослужения, участвуйте в таинствах, держите пост, молитесь, читайте Святых Отцов. И постепенно всё встанет на свои места. Да поможет вам Господь, Александр!
В двух своих предыдущих комментариях лишь ответил на три основные посыла статьи и показал, что хатха-йога (здесь только о ней речь) зиждется на нравственном основании (яма и нияма) и, таким образом, не может иметь сатанинского происхождения. Что здесь (в России) йогой в 99 случаях из 100 занимаются ради укрепления здоровья, а не ради духовных практик и, таким образом, её миссионерское значение здесь если не равно то близко к нулю. Что практически вся практикуемая в России физкультура имеет своим источником хатха-йогу и, таким образом, как может быть физкультура и хатха-йога грехом? Ни в ваших, ни в других комментарием я не нашёл разумных контраргументов этим своим тезисам, а только «кавычки», пожелание вразумления, лукавство и всё такое прочее. Потрудитесь же объяснить – каким образом занятия хатха-йогой (без медитаций и прочих духовных практик, разумеется) разделяют с Иисусом Христом? И как противоречит первой заповеди? (Это Евгению). И Христос исцелял людей, т.е. не считал физическое здоровье чем то необязательным и третьестепенным. Посмотрите, посмотрите как сейчас деградирует здоровье россиян. Детей в особенности. Запрещаем хатха-йогу? Так что даём взамен? И вынимайте уже бревно… Соглашусь только с тем, что очень и очень для многих йога действительно опасна. Так и из дома на улицу выйти опасно. Так надо выделить из неё то, что не опасно и использовать во благо. И всего то.
Помните "Золотого телёнка"? - "Шура, учтите, за каждый съеденный вами витамин я потребую от вас множество мелких услуг". Так вот, не потребуют ли потом ОТ НАШЕЙ ДУШИ "множество мелких услуг" в обмен на телесное здоровье? Об этом прежде всего надо думать в таких случаях.
Поэтому мне кажется бессмысленным бояться дыхательных упражнений как таковых. Дыхание по методу Бутейко -- это что, тоже от лукавого ?
И мне непонятно, как может иметь "сатанинское начало" сила, зарождающаяся в человеческом теле, которое есть "храм души" и которое есть образ и подобие ?
Йога в том виде, в котором она популяризовалась в СССР в журнале "Наука и Жизнь" -- это чисто физические упражнения.
Давайте перестанем смотреть фильмы с участием Вицина, он ведь всю жизнь занимался йогой.
Не могу сказать, что я в отличной спортивной форме, я не ставлю перед собой такую цель, есть вещи и поважнее. Но после 4-х родов (последние в 41 год) мой вес и фигура практически не изменились, и я ношу один размер одежды (44-46) со своей 14-летней дочерью. Подчёркиваю: основа - хорошая физическая форма, заложенная в школьные годы.
- в принципе, каждый инструктор в "заминке" (завершение занятия/растяжка/ восстановление дыхания) использует элементы "враждебных" :) практик. Если исходить из того, что "врага надо знать в лицо", то не правильнее было бы изучить вопрос, а не шарахаться от него, предварительно попросив в молитве помочь "отделить зерна от плевел"?
- не только йога, но на других занятиях четко следите, чтобы тренер "не трогал" голову. Да, укрепить позвоночник мне нужно, но раскрыть 3-ю чакру или разбудить кундалини - сразу "до свидания"! (Помню после пилатеса тренер "расслабляла" нас, предлагая представить, что тело наше как ненужная одежда сброшена, осталась где-то внизу, а мы парим под небесами..Совершенно точно пишет Иван Камов в комментах - моментально возникает ощущение чнго-то совершенно чуждого. Тело нагрузку получило, спасибо, до встречи, под небесами парите сами! :))
-исходить стоит, думаю, из того, что зачем-то нам "шкурка" дана и ухаживать за ней мы обязаны, т.к.нам нужно трудиться дома и на работе (а не прибывать на больничном), ухаживать за детьми, немолодыми уже родителями, а на это все нужно, в том числе, ФИЗИЧЕСКИЕ СИЛЫ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ!
А вот как действительно по-православному: Без Господа Иисуса Христа для нас не имеет смысла ни "превосходное здоровье", ни благополучие, ни сама жизнь. И всё, что разделяет нас с Ним (или отдаляет от Него), должно быть нами безжалостно отвергнуто.
Я искренне надеюсь, что вы не лукавите, а только заблуждаетесь, и от всей души желаю вам вразумления от Господа.
Другое дело - пойти в клуб йоги и заниматься под руководством тамошнего инструктора, где человек НЕИЗБЕЖНО будет приобщаться духу этого заведения и этого учения.
А каков этот дух? Не будем обманываться: есть только Дух Святой и духи злобы поднебесной. Никаких третьих "духов" не существует. Достаточно посмотреть на иллюстрации к этой статье, чтобы понять, что всё это ни в каком виде не сочетается с Христианством.
Православие и буддизм - это отдельная тема. Здесь мы обсуждаем тему "Православие и йога". Основной посыл статьи - йога есть миссионерский наконечник индуизма, и в основе её сатанизм и йога это грех. Так что ли?
Вы отдыхаете лёжа на спине. Стоп. Это Шавасана! Повернулись на бок? Один из вариантов Шавасаны. Вы бежите "греховных" асан и встали. Это Тадасана... Все делали наклоны, повороты, прыжки на уроках физкультуры. А это - "заимствованные" динамические упражнения хатха-йоги. Пресловутую "берёзку"? А "мостик"? Многим из вас так же доводилось, наверняка, лечиться разнообразными дыхательными гимнастиками. Всё это из хатха-йоги... В Москве сотни секций хатха-йоги, но встречали ли индуистов? Что то не работает миссионерство? В наш век, когда лекарства становятся всё дороже, опаснее и бесполезнее, хатха-йога зачастую остаётся чуть ли не единственным средством поддержания превосходного здоровья.
Вам осталось, пожалуй, написать правящему архиерею, раз ереси получили такое распространение у вас на приходе и с ними никто из должностных лиц не борется.
Помоги Вам Господи найти правильное решение.
Простите, но я думаю, что вы в своем суждении неправы. 1) Празднословия не было. Мы не в пустыне, не в келье, и иногда после службы можем общаться. 2) Зависти никакой нет. Я больше их известна в городе по своей работе и общественной православной деятельности. 3)Осуждение грехов? в деле веры должно быть твердое исповедание, уклонение от веры - это больше греха, это язычество или иноверие. Символ веры вы знаете. Св. Антоний Великий: "Кто не содержит правой веры, тот... -явный отступник от Бога. Страшитесь отступлений от веры, как начала всех зол".
Что касается того, что я пыталась как-то получить ответ от батюшек, то я также хорошо знаю, что священник в своем слове или на занятиях воскресной школы может и должен пресечь распространяющиеся на приходе ереси и вразумить заблуждающихся или уклонившихся от веры, это в его компетенции, не в моей.
Можно сравнить вот так еще - вот ты ребенок и где нибудь в магазине капризничаешь и вот тебе говорят - "не шуми" чужая тетя и мама. Восприятие будет разным верно, хотя и сказано все правильно.
В статье все время сращивается - "йога И медитация". Тут многие пытаются спрашивать - а если ТОЛЬКО упражнения? Яд - это смерт,капля яда - лекарство...
Наши предки работали в поле и огороде - это и было гимнастикой. В наш век сидячего образа жизни и невозможности так часто посещать службы физические занятия все же нужны, я думаю. Или проблема в том, что грань слишком тонкая между "физикой" и душой и можно легко соскользнуть? Наверное так..
Господи, вразуми!
Священники знают, что говорят. Надо меньше празднословить. Спросить себя: а нет ли у меня зависти к чужой славе? А не осуждаю ли я? Известно, что тот, кто осуждает за что-то других, сам потом спотыкается на том же самом.
Если есть силы, можно предложить людям вразумляющую литературу. Если совсем тяжело - возможно, взять благословение перейти в другой храм.
Главное, помнить, к Кому и зачем вы пришли в храм. Вам нужны: Исповедь, Причастие, молитва. Всё. Привычка смотреть на других со временем (и с опытом) проходит.
Помощи Божией.
Сия есть первая и наибольшая заповедь"От Матфея 22:37-39. Невозможность самому исполнить закон и привела человека ко Христу - Искупителю и Спасителю. Ему мы каемся и просим помощи для борьбы со грехом. Современный буддизм использует распространенную хитрую сектантскую уловку: "У нас все, как у вас". Они с радостью будут помогать нам исполнять остальные Заповеди, лишь бы увести от главного, от единственного " Имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись".деяния 4:12
Eti moralnie normi bolee menee odinakovi vezde.
No osnova religii vsegda metafizichna.
Vse religii Indii vishli iz drevneishei --"bon-po",Tibet.
gde est' chelovech zertvoprinoshenia, kstati..
Vse eti religii niveliruiyt lichnost". Tzel"--rasstvorit"sa v Kosmose.
Togda,kak xristianstvo sozidaet lichnost", i darit bessmertie ei.
Iog razve voskresnet? Ny, poletaet nemnogo, kak Karlson, ili yidet v nirvany, do obeda.
Skyka.
...
То что вы описываете называется "кундалини".
Меня вот только смущает, что вы умеете пользоваться компьютером, умеете писать комментарии, чётко описали месторасположение ваших ощущений, НО почему-то вы долго ищите эту информацию вместо того что бы забить её в поисковике.
Либо вы и в правду не додумались об этом, либо вы лукавите.
Извините меня если необоснованно вас подозреваю, но посоветую вам тоже что и остальные, будьте осторожны с этой силой, не обольщайтесь.
По поводу духовного содержания йоговской "гимнастики" недавно высказался и собор афонских старцев (в связи с учреждением Всемирного дня йоги). Если и они кому-то не указ, что сделаешь, человек волен выбирать. Но хотя бы предупредили.
А вы попробуйте на службе постоять с поклонами :) Серьезно! И посмотрите как потом у вас будут ощущения, какое будет тело и прочее. И сколько сил на детей появится! А заодно оглянитесь на бабушек, которые вам фору в стоянии на службе дадут :)
Опомнитесь и прислушайтесь, к советам православных пастырей, говорящих о йоге и о статьях о ней на этом информационном ресурсе! Вы же крещёный православный человек... Сколько уже людей пострадало! А Вы говорите помогает что-то достичь...
Для чистого всё чисто - чистый, Серафима, обладает прежде всего послушанием, читайте святых отцов и слушайтесь пастырей, а не свои телесные чувства.
По поводу силы некой, которая якобы у Вас есть. Вспоминаю слова одного отца, смирявшего чадо: У нас свои, говорил он, только сопли под носом.
И далее по поводу "силы": один православный, пострадавший от подобных практик поведал, что прелесть-ложь "обладания" силой была ему навеяна для погибели других людей. Он чуть человека не погубил. И вообще, человек, который ЧУВСТВУЕТ некую "силу" уже находится в большой опасности. Бегите скорее к батюшке на исповедь! Образумтесь и покайтесь в Ваших заблуждениях пока есть время! Ибо это один из симптомов одержимости.
Спаси Вас Господи Серафима.
>йога действительно полезна для здоровья, если ее использовать только как гимнастику, без погружения.
Для тела - вполне возможно, а вот для души нет.
Это из серии, как оправдывают блуд, мол "это я только для здоровья, даже врачи говорят".
все в кучу смешал. сам шаманизм изучал, а нам гимнастику запрещает
Спасибо автору за хорошую статью. Обязательно ее распечатаю и дам почитать всем желающим.
У индусов,буддистов, последователей других религий свои учителя, и, как правило, от учеников требуется полное подчинение учителю.
У православных другие учителя. Это и обычные духовники, и прозорливые старцы, но главные - это апостолы и следовавшие за ними преподобные отцы и матери, прославленные Церковью. А самый главный наш Учитель - Господь Иисус Христос, чьи слова, как мы веруем, зафиксированы в Евангелии. Если мы хотим добиться хоть каких-то успехов на православном духовном пути, мы должны следовать наставлениям наших учителей с тем же усердием, с каким индусы и буддисты выполняют указания своих наставников.
А наши наставники все единодушно утверждают, что нельзя смешивать православную духовность с какой-то иной. Значит, если мы будем пытаться "обогатить" нашу православную жизнь какими-то индусскими практиками, то мы не добьёмся успехов ни в православии, ни в индуизме. Будет у нас недобоваримая каша в голове, беспокойство в душе и полный кавардак в жизни.
Я не пытаюсь возразить по существу статьи, но статья необъективна, хотя выводи ее совершенно правильные. А вот пути к этим выводам какие-то надуманные.
И да, в индуизме называют богами те сущности которых в христианстве называют ангелами и демонами. Для индуистов все что в духовной сфере обитает - бог и полубоги. Это просто местная терминология. Для них и архангел Михаил - бог, они другой смысл вкладывают в слово "боги". Когда мы вкладывает в это слово свой смысл,то перестаем понимать их. А если мы их не понимаем, то смысл вообще писать такую большую статью?
Но факт - этим лучше не заниматься православным христианам.
Levaia noga virosla iz pravogo plecha. Indysi v svoem amplya.
Eto odna iz "glybin sataninskix", o kotorix govoril Apostol.
А когда сам пытаешься вызвать в себе какие-то чувства, это всегда ведет к самообману, это своего рода болезнь, которая многих погубила и лечится с трудом.
Пожалуйста, простите меня, я не сразу решилась Вам написать. как-то просто очень страшно стало за Вас. Я тоже через многое прошла, идя к вере, о чем сейчас не хочется и вспоминать. ПОЖАЛУЙСТА не сочтите это за поучения. Обратитесь к священнику, кому Вы доверяете. Не читайте всю эту эзотерическую макулатуру. В ней не ставится цель найти истину, а толь увлечь человека каким-то своим течением. Почитайте Брянчанинова. Ведь это святой человек писал, а не какие-то гуру. Помолитесь, чтобы Господь помог Вам найти истину, пусть она и не такая, как Вы ожидали бы. Поверьте, настоящая духовная жизнь - как свежий ветер, свобода по сравнению с вонючим подвалом, этими учениями об энергиях.
Ещё раз простите. Зря я наверное влезла. Никогда не пишу комментариев. Просто совесть не позволила промолчать.
Помоги вам Господь. Бросьте это все ради тех, кто Вас любит.
Очень не хочется как-то Вас обидеть, по-видимому, Вы человек, ищущий истину и общение с Богом, но то, о чем Вы пишете - явно опасные духовные явления. Прелесть как раз и маскируется под приятные, сильные ощущения. Человек начинает чувствовать свою некую исключительность и т.д. Вы вдумайтесь сами - энергия, исходящая из основания позвоночника (из копчика?), с одной стороны, просто смешно звучит для постороннего уха. Но дело, конечно не в этом. Свт.Игнатий Брянчанинов много писал о духовных переживаниях и предупреждал, что их вообще опасно искать - даже просто стремиться к сладости в молитве. Эти дары Господь дает человеку по Своей милости. Тогда это действительно полнота духа, радость, человек ощущает большое смирение, покаяние и Божью любовь.
Настоятельно рекомендую почитать о.Серафима Роуза "О "христианской йоге"". Там найдете интересующие Вас ответы. К сожалению, то, что Вы практикуете, реально опасно. Храни Вас Господь!
"Но как убедить своих знакомых в этом?"
Дайте им почитать эту статью
Вся статья заключает в себе одну главную мысль: йога невозможна без духовной составляющей. Невозможно заниматься ею только физически, не приобщаясь к ее внутреннему сатанинскому содержанию. Потому что мы - люди есть плоть, душа и дух. Принимая определенные позы, мы отдаем этим дань и внутреннему духовному содержанию их. И неважно, медитация или просто упражнения, ведь суть йоги - в поклонении дьяволу.
И обратная связь, отдача, так сказать: не может быть полезным для здоровья то, что вредно вашей душе! Потому что вредя душе, вредите и телу. Так о какой же пользе может идти речь?
Как я понимаю, языческие обряды просачиваются в нашу жизнь незаметно под видом еды, предлагаемой кришнаитами (а она - идоложертвенная), под видом физических упражнений (а это часть ритуалов, посвященных языческим богам) и т.д... Мы так мало знаем, а по незнанию берем на душу грех. Спаси и сохрани нас!
Согласна с автором - "..Зачем нам пытаться копировать телесные действия, которые в течение многих веков были напрямую связаны со служением демонам?"
Этого более, чем достаточно для понимания православному христианину.
Хотите быть здоровыми? Пилатес - в разы полезнее в укреплении тела и душе не вредит.
К сожалению, так и не нашла.
В нас есть некая сила, источник которой в основании позвоночника. Это мой реальный опыт. При том, что никогда не занималась никакими восточными практиками. Воцерковлена уже десять лет в православии. Молюсь, стараюсь идти ко Христу.
С пробуждением этой силы несколько лет назад жизнь стала богаче, восприятие сильнее, молитва углубилась, наконец-то обрела настоящую веру в Бога и в загробную жизнь (до того была где-то полу-агностиком).
Когда это относят к нечистой силе, не могу понять почему.
Такое вот мое свидетельство, возможно для кого-то это станет поводом разобраться, что это за сила с точки зрения православной картины мира.
Такой опыт имею не только я, знаю христиан (двоих), проходящих тем же путем, что и я. Этим трудно поделиться с кем-то, поскольку сразу идут обвинения в связи с подозрительными силами. А жаль.
"Для чистого все чисто. А у нечистого осквернены и ум его и совесть". (ап. Павел)
Простите.
А статья интересная - узнал некоторые новые подробности.
Вызывает опасение, тот факт что во многих Москвоских парках йога сейчас проводится каждые выходные по утрам. И в нашей стране я думаю такие практики нужно запретить. Так как йога очень доступна и многие люди ходят на эти занятия как на фитнес, что безусловно не правильно. Так как о истинном значении всех этих асан никто не знает.
Нужен просто грамотный инструктор, который будет обращать внимание на ваши индивидуальные физические особенности.
А потом разочаровавшись во всей этой мистике он почему-то стал видеть её во всем, даже в простых физических упражнениях, пишет что это позы поклонения каким-то богам.
Как говорят учёные, йога была дана индусам потому что у них проблемы на генетическом уровне с суставами, а эти упражнения их усиливают. И я не говорю сейчас ни о какой медитации.
А в остальном статья хороша, бегло но всё же рассказывает о принципиальных моментах, различиях. Это всё так и есть.
Спаси Господи!
Большое спасибо за статью. В последнее время приходилось слышать, что занятия йогой безвредны, даже наоборот. Множится количество различных секций, куда приглашают на занятия.
У меня всегда в глубине души было чувство, что йога опасна
для души, хотя некоторые знакомые спорили, утверждая, что никакого вреда, кроме пользы, для здоровья не будет.
Но как убедить своих знакомых в этом?