Шиманский Г. И. Болезни и их значение в религиозно-нравственной жизни христианина. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. — 112 с. — (Серия «Христианский взгляд»). |
В брошюре «Болезни» исследуются духовные причиныи значение болезней в религиозно-нравственной жизни христианина.
Приводим отрывок из книги.
Происхождение и причины болезней
В настоящее время болезни едва ли не самый распространенный вид скорбей. Христианину надо стараться всегда правильно смотреть, а именно с христианской точки зрения, на болезни.
Врачебная наука указывает главным образом разные физические причины человеческих заболеваний. Мы рассмотрим здесь духовные причины болезней, а также значение болезней в религиозно-нравственной жизни христианина.
Если рассматривать болезни с духовной точки зрения, то они бывают как наказание за грехи, как вразумление, как испытание терпения и веры и многое другое, но все они имеют в своем основании наши грехи, начиная с первородного[1].
«Болезнь есть отрасль смерти, которая вошла в мир через грех. Следовательно, вместе со смертью пришла в мир и болезнь по дороге, проложенной грехом, а потому (вполне) естественно, если она и ныне приходит тою же дорогою». В святом Евангелии повествуется об исцелении Иисусом Христом двух расслабленных. И исцеляя одного из них, 38-летнего расслабленного, Господь сказал: вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин 5, 14), а другому при том же сказал: прощаются тебе грехи твои (Мф 9, 2). Здесь, очевидно, Господь исцеляет от болезни, действуя на причину болезни, причиною же была их греховная жизнь[2].
Бог часто наказывает тело за грехи души[3]. А множество грехов иногда производит безвременную (преждевременную) смерть[4].
Если мы внимательно рассмотрим всякую свою болезнь, то убедимся, что в большинстве случаев в основании лежат наши грехи, страсти, пороки. Особенно такие страсти и пороки, как невоздержание, чревоугодие[5], пьянство, разврат, раздражительность, гнев, ненависть, злоба, всегда почти своими спутниками имеют различные заболевания тела. Преподобный Варсонофий Великий указывает, что «наказательные болезни» посылаются за духовное нерадение, за нечистую, греховную жизнь: «Живущие нерадиво и нечисто, — говорит он, — впадают в болезни, пока не исправятся». Таковые «покаянием могут избавиться от наказательных болезней»[6].
«Отними грех, — говорит преподобный Серафим Саровский, — и не будет болезней, потому что они бывают в нас от греха»[7]. «Откуда недуги? — спрашивает святитель Василий Великий. — Откуда телесные повреждения? Господь (ведь) создал тело, а не недуг, душу, а не грех». Если таким создан человек, то что «больше всего (ему) полезно и нужно? Соединение с Богом и общение с Ним посредством любви. Теряя же эту любовь, мы отпадаем от Него, а отпадая, подвергаемся различным и многообразным недугам»[8].
Могут спросить: неужели каждого больного надо считать осужденным на страдания за грехи? Неужели все болезни от грехов? «Не все, — отвечает святитель Иоанн Златоуст, — но большая часть». Случаются болезни и по другим причинам: для испытания и усовершенствования в добродетели, для большей награды духовными дарованиями здесь или в будущем веке. Некоторые же болезни бывают от беспорядочной жизни, от беспечности и небрежения о здоровье, от бездействия и лености, от чрезмерного воздержания и поста, от тяжелых условий жизни и изнурительных трудов, от сильных переживаний в бедах и скорбях; у некоторых людей — от естественной немощи по преклонному возрасту или слабости организма[9].
«Как и всякая скорбь, болезнь бывает не без Промысла Божия и есть отеческое наказание Божие, которым Он смиряет нас»[10]. Господь попускает христианину быть больным обычно через естественные причины (травмы, инфекции и др.), а также через действие на тело бесов[11].
Желаю ДОБРЫМ ПАСТЫРЯМ ПОМОЩИ ГОСПОДА И ЕГО ПРЕЧИСТОЙ МАТЕРИ,ВО ВСЁМ!
И не уничтожат Веру вместо её укрепления.
Вот что является главным.Вот чего нельзя допустить.
ВОТ О ЧЁМ СЛЕДУЕТ ПИСАТЬ, А НЕ ВЫВОДИТЬ РАВНОДУШНЫМ ТОНОМ ЗАНУДНУЮ ПОШЛЯТИНУ О СПРАВЕДЛИВОСТИ НАКАЗАНИЯ ЗА ГРЕХИ. Это мы и так знаем.
Совершенно ясно видно, что нет у о. Шиманского абсолютно никакой боли о страждущих. Одно только холодное равнодушие.