Имя преподобного оптинского старца Амвросия (Гренкова; 1812—1891) известно всей православной России.
В настоящем издании собраны письма преподобного Амвросия к мирянам и монашествующим.
Письма старца открывают истинный, освященный многовековым опытом Церкви и старчества путь духовной жизни для многих людей и в наши дни.
Ниже приведены несколько писем из сборника.
* * *
Глаголю тако того ради, понеже глаголет Господь в Евангелии: милости хощу, а не жертвы (Мф. 9, 13), хощу же и аз грешный и непотребный да В-ская матушка игуменья постарается прежде всего быти милостива, потом уже да приносит и жертвы, которые всячески, милостию к ближним, будут благоприятны Богу.
Сказано в старчестве: от ближнего — живот и смерть, то есть чрез ближнего только может быть жизнь наша истинная, и наследуем жизнь блаженную и вечную; а если будут отношения наши к ближнему неправильные и презорливые, то мудрено убежать смерти душевной, а потом и второй, вечной, от нее же да избавит Господь всех понуждающихся на исполнение Его божественных и животворных заповедей,— и всех, аще и храмлющих от немощи, но ищущих Его великой милости покаянием и смирением. Апостол Иоанн пишет: любяй Бога должен есть любить и ближняго (см.: 1 Ин. 4, 21); а апостол Павел говорит: вы сильнии немощи немощных носите и не себе угождайте (см.: Рим. 15, 1); и исправляйте таковаго духом кротости: блюдый себе, да не и ты искушен будеши (Гал. 6, 1). Вот все, что вышло из грешной головы моей на последнее письмо твое от 29 сентября. Поздравление с освящением храма Всех святых пишу после всего и прошу поминать там и нас грешных.
* * *
Сестра о Господе и чадце духовное. На 17-е число (сентября) вместо обычного поздравления пишу тебе слово Писания, глаголющее: Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь (Притч. 9, 1). Премудрость Божия, Господь наш Иисус Христос, основал Святую Свою Церковь на семи Таинствах.
Первое из них — священство, без которого другим Таинствам совершаться невозможно. Второе — крещение, в котором младенец омывается от прародительского греха, а взрослый и от собственных, возрождаясь в жизнь духовную. Третье Таинство — миропомазание, которым восстановляется потемненный образ Божий в человеке, так как возрожденный Таинством крещения чрез миропомазание печатлеется дарами Духа Святаго, чтобы силен был не только противостоять козням вражиим, но мог бы совершать всякую добродетель. Четвертое Таинство — причащение, чрез которое человек соединяется с Богом, если только достойно приступает к сему таинству святого причащения, потому что у строгого праведника ежедневно бывает не менее семи недостатков хотя и не важных, по сказанному: и праведник седмижды падает. Кольми паче необходимо пятое Таинство, покаяние, для того, кто не достиг еще степени праведничества, а борется доселе со страстьми и похотьми ветхого человека, боримый и искушаемый вместе исконным и непримиримым врагом человечества. Шестое Таинство — брак. Хотя мы и избрали жизнь безбрачную, но честность брака должны чтить, потому что произошли на свет от честно-брачных православных родителей, которые позаботились соделать нас участниками означенных Таинств. Седьмое Таинство — елеосвящение, чрез которое прощаются забвенные по немощи человеческой грехи и врачуются болезни душевные и телесные.
Вот тебе, чадце, в день Ангела твоего сказание о Таинствах премудрости Божией, так как имя твое означает же премудрость, но такую, которая не освободилась еще от примеси мудрености человеческой.
* * *
Держись страха Божия, хранения совести и соблюдения заповедей Божиих; тогда тебе видно будет, как нужно будет поступать в маловажных случаях, соображаясь с местными обстоятельствами. В чем окажешься виновною пред Богом и пред людьми, в том приноси покаяние и смиряйся, не дерзай никого судить или осуждать, но во всяком неприятном случае стараясь возлагать вину на себя, а не на других или за грехи свои, или что ты дала повод к скорби своею неосторожностью и неискусством.