Как врагов советской власти – расстрелять

Поздней ночью 28 сентября 1921 года группа чекистов во главе с членом коллегии Кубано-Черноморской ЧК вывела во двор пятерых священников. Вскоре раздались выстрелы, и осужденные «враги строительства соввласти» стали падать, разжимая сложенные для крестного знамения пальцы рук. Так завершилась земная жизнь мучеников Христовых кубанских священников, 15-летие прославления которых отмечается в этом году.

Репрессивная кампания против кубанских священников началась с февраля 1921 года: проведение в крае продразверстки предоставило власти множество возможностей для расправы с православным духовенством. Видя вражду и предательство, укоренившиеся в человеческих сердцах, многие пастыри в проповедях призывали людей жить по-христиански, в любви и согласии, прекратив ненависть. Священномученик Григорий Троицкий, настоятель храма в станице Пашковской, неоднократно говорил с церковного амвона о страшной человеческой вражде, доносах и о том, «что если так будет дальше, то никогда люди не смогут зажить мирно и по-христиански»[1]. Но власти нужны были только свои, лояльные священнослужители, с невысоким авторитетом и без особых пастырских талантов. А что следовало делать с пастырями, проповеди которых передавались из уст в уста, и их имена знали в каждой кубанской станице? Высылать или расстреливать: таким было решение победившего пролетариата.

С целью учета и контроля количества духовенства и монашествующих Кубано-Черноморской областной чрезвычайной комиссией по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией, саботажем и преступлениями по должности было начато масштабное анкетирование священнослужителей[2]. Поскольку в те годы отношения Церкви с властью осложнялись антирелигиозными законами, то открытое признание и содействие религиозной политике со стороны духовенства воспринималось как отступничество. Для служения на приходах священникам требовалось огромное мужество и бесстрашие, необходимые для отстаивания интересов Церкви перед государством. Как свидетельствуют документы, таких священников знала вся Кубань: благочинных отца Григория Троицкого, Василия Судницкого, Андрея Ковалева, Иоанна Бойко, Иоанна Яковлева, Иоанна Говядовского, Александра Пурлевского, Александра Макова, Василия Жогина, Леонида Дмитриевского.

Агент-осведомитель Кубанской ЧК доносил: «Это видные люди церковной жизни на Кубани»

Как писал агент-осведомитель Кубанской ЧК, «все указанные священники известные как определенные и злостные контрреволюционеры, могущие иметь громадное контрреволюционное влияние на массы, способные при удобном случае с крестом в руках повести народ против соввласти… это были видные люди церковной жизни на Кубани»[3]. Уже одно это свидетельство сотрудничающего с властью говорит об очевидном и для безбожников масштабе личностей священномучеников.

Народная любовь к выдающимся пастырям была настолько сильной, что при переводах на другие приходы люди шли к архиерею с просьбами оставить своих священников на прежних местах. В августе 1921 года служившие в Екатерининском кафедральном соборе г. Краснодара протоиереи Иоанн Говядовский и Александр Пурлевский ожидали перевода в другой храм. Они оба были выпускниками духовных академий, имели опыт преподавания и живого богословия – уже только это располагало и привлекало каждого приходящего к ним. Многочисленные прихожане, обеспокоенные новостью о переводе, обратились к епископу Кубано-Черноморскому Иоанну с прошением, в котором ходатайствовали оставить «на своих местах таких выдающихся просвещенных пастырей-проповедников», поскольку «в наше печальное время оскудения веры духовное просвещение и творчество, академическое образование и ораторский талант среди духовных пастырей слишком редкие явления, без которых, как без воспламеняющей искры, грозят угаснуть и заглохнуть наши лучшие религиозные порывы, представляющие собой единственное наше утешение в дни общей скорби»[4]. Об отце Иоанне Говядовском писали, что «еще никто не совершал литургию и вечерню и все требы так душевно и с чувством религиозным; хорошо слушать такого пастыря», который «так отчетливо передавал евангельские слова и всегда беседовал»[5].

Август 1921-го стал последним месяцем спокойного служения кубанских священномучеников: масштабная операция уже разрабатывалась, и оставались считанные дни до арестов. Безбожная власть руководствовалась несколькими целями, среди которых было и нанесение удара по духовенству, связанному с епархиальными финансами.

Прот. Иоанн Говядовский с супругой и сыном. Фото нач. XX в Прот. Иоанн Говядовский с супругой и сыном. Фото нач. XX в
15 сентября чекистами в доме клира при Дмитриевском храме Краснодара был арестован его настоятель священномученик Иоанн Яковлев; в квартире при Екатерининском соборе – протоиерей Иоанн Говядовский; в своих домах были арестованы жившие на ул. Гимназической священномученик Григорий Конокотин и в станице Пашковской священномученик Григорий Троицкий. 21 сентября спешно арестовали председателя епархиального свечного завода священномученика Андрея Ковалева, занимавшего одну из важных должностей в системе управления епархией.

Несколько дней длились мучительные для священников допросы: поочередно в комнату к следователю приводили одного за другим, но никто из священников в мнимых обвинениях в «контрреволюционной деятельности, бегстве от соввласти и переписке с высланным духовенством» не признал своей вины[6]. Единство в правде, готовность пострадать за Христа даже до смерти и общая молитва объединяли арестованных пастырей, чья судьба была уже предрешена земной властью. Многочисленные заявления и ходатайства, которые направляли в самые разные инстанции благочестивые прихожане, друзья и дети арестованных, уже не приносили никакого результата.

В каких условиях находились в это время во внутренней тюрьме КубЧК священники, неизвестно. Но ясно одно – благодать Святого Духа, «всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», укрепляла страдальцев Христовых, помнивших слова Спасителя: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10: 19–20). Особенно долго допросы длились с 21 по 22 сентября, после которых помощник уполномоченного ЧК по духовенству составил заключение с предложением выслать арестованных в Архангельскую губернию без права возвращения. Но таких священников власть высылать боялась, опасаясь влияния их авторитета и в других губерниях.

«Для поддержания общей политической ситуации» священников приговорили к расстрелу

Уже на следующий день коллегия ЧК вынесла смертные приговоры всем священникам с формулировкой «для поддержания общей политической ситуации»[7]. Ясно, что за этими туманными словами скрывалось отсутствие каких-либо доказательств вины. Даже один из чекистов в отношении отца Иоанна Говядовского писал: «…факта преступления… в связи с высланным в концентрационный лагерь духовенством доказанным не считать, но, принимая во внимание, что Говядовский – видная личность… считаю пребывание Говядовского в пределах Кубчеробласти безусловно недопустимым»[8].

В 2 часа ночи 28 сентября мучеников Христовых вывели из камер и повели по длинным коридорам внутренней тюрьмы[9]. Они понимали: их ведут на расстрел, и уже по дороге читали отходные молитвы, прославляя Бога. В присутствии члена коллегии ЧК и двух тюремных сотрудников расстрельная команда выстроила пастырей вдоль стены, и по сигналу раздались выстрелы. Кто-то из отцов успел перекреститься, прежде чем пули врагов Христовых оборвали их земную жизнь, открыв путь в вечное «Царство, уготованное от создания мира» (Мф. 25: 34) верным служителям святого алтаря.

Многие годы имена мучеников Христовых оставались в забвении настолько, что даже в семьях об убиенных практически не говорили. Неизвестно и место захоронения пастырей. Но волей Божией было суждено восстановить в памяти кубанцев имена страдальцев: с 1990-х годов, на волне реабилитации политических осужденных и публикаций закрытых ведомственных архивов, стали известны страшные обстоятельства сентября 1921 года. Силами Комиссии по канонизации святых Кубанской епархии были собраны исторические документы о четырех священномучениках, их следственные дела и материалы допросов. Эти документы открыли верующим Кубанского края всю красоту священномучеников: их бесстрашие, веру и решимость пострадать за Христа.

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 2003 года произошло историческое событие для Кубани: имена пресвитеров Андрея Ковалева, Григория Конокотина, Григория Троицкого и Иоанна Яковлева были включены в список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской и прославлены в лике священномучеников.

Никита Кияшко

11 октября 2018 г.

[1] Архив Управления ФСБ РФ по Краснодарскому краю. Д. П-83548. Л. 9 об.

[2] См.: Государственный архив Краснодарского края. Ф. Р-102. Оп. 1. Д. 138. Л. 76.

[3] Архив Управления ФСБ РФ по Краснодарскому краю. Д. П-83548. Л. 17.

[4] Архив Екатеринодарской епархии. Д. П 88/1. Л. 3.

[5] Архив Екатеринодарской епархии. Д. Г 57/1. Л. 21об. – 23.

[6] Архив Управления ФСБ РФ по Краснодарскому краю. Д. П-83548. Л. 10.

[7] Архив Управления ФСБ РФ по Краснодарскому краю. Д. П-83549. Л. 54.

[8] Архив Управления ФСБ РФ по Краснодарскому краю. Д. П-83522. Л. 12.

[9] См.: Архив Управления ФСБ РФ по Краснодарскому краю. Д. П-83537. Л. 24.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Точно сна жду…» «Точно сна жду…»
Последнее письмо мученика Николая Варжанского
«Точно сна жду…» «Точно сна жду…»
Последнее письмо мученика Николая Варжанского
Елена Балашова
«Детки мои дорогие, мамочке будет очень трудно жить, посему Вы, возможно, будете безразличны к еде и питью: быть бы только святыми».
«Нам – Голгофа…» «Нам – Голгофа…»
Дом-храм Малышевых в Вышнем Волочке и его обитатели
«Нам – Голгофа…» «Нам – Голгофа…»
Дом-храм Малышевых в Вышнем Волочке и его обитатели
Дмитрий Михайлов
Этот дом был тайным храмом. Он помнит многих замечательных людей, хранивших верность Христу и пострадавших за это. И потому местные жители выступили с инициативой устроить тут музей новомучеников и исповедников Вышневолоцких.
«Проводил подрывную деятельность, призывал, чтоб верили в Бога» «Проводил подрывную деятельность, призывал, чтоб верили в Бога»
Памяти новомуч. прот. Иоанна Русановича
«Проводил подрывную деятельность, призывал, чтоб верили в Бога» «Проводил подрывную деятельность, призывал, чтоб верили в Бога»
Памяти протоиерея Иоанна Русановича, замученного в застенках НКВД на Рождество Христово
Сергей Шумило, Мария Овдиенко
7 января 1939 года состоялся последний допрос отца Иоанна. Ходить он уже не мог, так как следователи искалечили ему ноги, и отцу Иоанну устроили очную ставку в камере, чтобы подтвердить факт преступления – крещение детей.
Комментарии
вячеслав 5 ноября 2018, 14:08
Светлая память погибшим воинам Христовым!
Вита21 октября 2018, 09:44
Не советская власть в лице советов народных депутатов, в том числе православных людей, принимала решение о расстрелах, а конкретные личности, не стоит обобщать, эти же депутаты советов в лихую годину с молитвой на устах защитили свою родину.
И.В.14 октября 2018, 00:50
Арина, Вы путаете Божий дар с яичницей... Тут не какую-то власть люди защищают, и не с властью боролись новомученики. Наоборот. Это власть боролась с верой Христовой. Власть целенаправленно уничтожала святыни народа, мощи святых угодников выбрасывали на попрание, из икон устраивали костры, в алтарях - отхожие места. Власть физически уничтожала носителей духа православия - духоносных старцев и стариц, священников, верующих мирян. Сомневаетесь? Почитайте жития новомучеников. Посетите Бутовский полигон. Власть со школьной скамьи вбивала в головы людей примитивные штампы псевдо-научного атеизма. И власть эта - советская. Как бы неприятно для Вас это не звучало...
Михаил13 октября 2018, 22:31
Нужен Русский Царь. Русский. Православный и Самодержавный. И точка. Те, кто тоскуют по советскому прошлому - вы не ведите знамений? Смотрите - все, что строила советская власть, она делала без Бога, ради рая на земле, делал по гордости отринув Христа, убив Царя, убив святых - и нет ничего.
Нет станкостроения. Тяжмаша нет. Нет заводов - спилены на металл, метал продан. Вся индустрия, ради которой были пролиты реки русской крови, святой крови - вся она разрушена или разрушается. Все их многочисленные "Комсомольски" заносит песок и бобры по улицам шастают - нет людей в мертвых городах. Нет и колхозов. Зато церкви поднялись из земли. И они не пустуют. Что вам ещё нужно? С кем вы?
13 октября 2018, 04:39
Убийства новомучеников ЧК было не ошибкой, а преступлением. И сама политика была преступной. А началось все с ошибок. Начиная с веры в не то и в не того. Что надломило этику и мораль. И пока общество не даст моральную, этическую оценку этим преступлениям - у страны нет будущего. Высказывания «давайте не будем ворошить прошлое» сравни желанию забыть историю. Но нет народа без своей истории. Нет и христианской веры без своей истории. Беспамятство дорого обходится и народу, и каждому человеку. Причём осознанное. И все это называется ЛОЖЬ.
Арина12 октября 2018, 11:49
Иоанна, комментарий Вячеслава о том, что всякая земная власть защищает себя, это ее неотъемлемая черта. И даже нынешняя власть не чужда этому. Способы защиты меняются со временем, если смотреть в целом на историю. А Вы какую власть взялись защищать? Ту, при которой причащались раз в год и справку приносили на службу? И вообще, рассказ выше о подвиге новомучеников, о том, что Бог прославляет своих святых, а не о власти. А вам, что ни напиши, все к одному сведете, к грехам советской власти и "тяжёлому" наследию.
Макаров12 октября 2018, 08:12
Пока Россия укрепляет внутренний раскол страшилками про 37-й год, её "партнёры" работают над внешним расколом Православия.
Иоанна_12 октября 2018, 07:47
Вячеслав, не священники боролись с советской властью, а советская власть преследовала священство и мирян ЗА ИХ ПРАВОСЛАВНУЮ ВЕРУ, независимо от политических взглядов. Святую блаженную Матрону Анемнясевскую, которая имела рост ребёнка, была неподвижна и всю жизнь лежала в "коробочке", арестовали за то, что она "СВОЕЙ СВЯТОСТЬЮ препятствовала созданию колхоза", это из материалов дела. Вот такую кроваво-красную советскую власть вы упорно защищаете, причём делаете это на православном сайте. Это как минимум непоследовательно.
Василий11 октября 2018, 19:50
Таня, вы спрашиваете какая позиция была у мучеников христовых? Вы правда не догадываетесь? Позиция у них была такая - жить по Христовым заповедям, не участвовать в делах тьмы. Вот за это силы тьмы с ними и расправились. И очень верно тут заметили - это хороший пример того, кем на самом деле были все эти Лейбы Бронштейны, Янкели Свердловы и прочие "пламенные революционеры".
Вячеслав11 октября 2018, 19:46
"
Иван. 11 октября 2018, 15:07
Хорошая возможность для тоскующих по советской власти переосмыслить ЧЕМ же на самом деле являлась так называемая советская власть и что за силы за христоненавистнеческие силы за ней стояли."
Интересно, а если бы в царское время священники начали проповедовать против царя. Причем успешно и имели в народе авторитет. Долго бы они на свободе ходили?
таня11 октября 2018, 17:50
"Силами Комиссии по канонизации святых Кубанской епархии были собраны исторические документы о четырех священномучениках, их следственные дела и материалы допросов. Эти документы открыли верующим Кубанского края всю красоту священномучеников: их бесстрашие, веру и решимость пострадать за Христа." --Так напишите, что конкретно они говорили, какая у них была позиция?
Алексей11 октября 2018, 15:28
Святые новомученики и исповедники Церкви Русской, молите Бога о нас, грешных!
Иван. 11 октября 2018, 15:07
Хорошая возможность для тоскующих по советской власти переосмыслить ЧЕМ же на самом деле являлась так называемая советская власть и что за силы за христоненавистнеческие силы за ней стояли.
Максим М.11 октября 2018, 11:35
Спаси Господи! Святые Новомученики молите Христа Бога да спасет души наша, да не оскудеет его Милость к нам грешным!
р.Б. Сергий11 октября 2018, 08:23
Упокой,Господи,души всех за имя Твое пострадавших.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×