На братском кладбище в Севастополе
В эти дни в Крыму проходят торжества, посвященные Первой Крымской кампании 1853–56 гг. В начале сентября большой крестный ход, возглавляемый епископом Ялтинским Нестором, прошел в Симферополе от Долгоруковской стелы до старого мемориального кладбища, где была отслужена панихида и зачитано приветственное слово правящего митрополита Лазаря. А в минувший воскресный день на поле Альминского сражения при многотысячном стечении народа прошли ставшие уже традиционными торжества, посвященные этому событию. И кажется, что так было всегда.
А между тем ещё каких-нибудь 30 лет назад картина была совершенно иной. Во-первых, никаких торжеств, приуроченных к событиям Первой Крымской кампании, в означенных локациях не проводилось. И поле Альминского сражения, и военное кладбище в верховьях Петровской балки в Симферополе представляли собой заброшенные пустыри, посреди которых в первом случае одиноко возвышался полуразрушенный и забытый всеми памятник участникам Альминского сражения, а во втором – так же полуразрушенный памятник генералу А. К. Абрамову. И всё.
И это при том, что до революции эти мемориальные комплексы сохранялись в надлежащем виде и служили живым напоминанием о «жертве всесожжения», принесенной за наше Отечество на полях сражений. Фатальное разрушение этих памятников произошло меньше чем за десятилетие, в трагические 1930-е. И это страшное время воистину можно назвать временем провала в нашей исторической памяти.
Ключевский заметил, что Российская государственность прекратится тогда, когда угаснут лампады Свято-Троицкой лавры
Когда-то Василий Ключевский (по свидетельству Ивана Бунина) заметил, что Российская государственность прекратится тогда, когда угаснут лампады Свято-Троицкой лавры. И вот – мы, как народ, пережили это время. Если быть точным, то это 1919–1946 гг., когда Свято-Троицкая Сергиева лавра была закрыта безбожными властями. И в это краткое, по историческим понятиям, время вместилось эпическое по своим масштабам и невиданное по дерзости восстание на Бога и последовавшее затем страшное наказание и вразумление, попущенное от Него. И именно на 1930-е годы пришелся пик духовного и нравственного беспамятства, с его безумными попытками разрушения основ бытия, при видимости бурной созидательной деятельности.
Причем разрушение это было целенаправленным и показательным. Задача государства тогда заключалась в том, чтобы стереть из памяти народной всё, что было связано с прежним, «Царским режимом», с его духовными и культурными ценностями. Так, был снесен памятник основательнице города, Императрице Екатерине II, взорван в центре Симферополя кафедральный собор Александра Невского, а также полностью уничтожено то самое военное кладбище, о котором мы говорим.
Оно как раз и возникло с началом Крымской войны, когда в Симферополь свозили раненых солдат русской армии, и те из них, кто скончались от ран, увечий и болезней, были погребены на этом кладбище. Только представьте себе, что к концу войны здесь насчитывалось около 36 тысяч захоронений! Даже по современным меркам – это население небольшого провинциального города. Но, кроме этого кладбища, в Симферополе было полностью уничтожено Старое русское кладбище, где хоронили первых жителей города, а также офицеров, сестер милосердия, полковых священников и иных участников Первой Крымской кампании. На месте этого кладбища, из его камней была построена школа, парадный вход которой располагался ровно над братской могилой участников Альминского сражения. А за зданием школы также из камней кладбища и могильных плит было построено четырехэтажное здание для комсостава Красной Армии.
На месте кладбища, из его камней была построена школа, парадный вход которой располагался над братской могилой участников сражения
Оно и сейчас стоит, и в нём живут люди, равно как и школа, в которой продолжают учиться дети. Кроме того, могильные плиты и камни с обоих кладбищ использовались для замостки тротуаров, а по территории военного кладбища проходила одна из тренировочных трасс мотодрома ДОСААФ… То есть это ведь не просто было проявлением какой-то безалаберности, но, во-первых, демонстрацией того, что для советского человека никакой загробной жизни нет, значит, прах людей – это просто кости и ничего больше, которые можно выкинуть на свалку, как мусор. Во-вторых, власть подчеркивала, что всё, что связано с прежней историей России, – неважно и должно быть предано забвению. И, наконец, утверждалось, что у нас теперь всё новое. Новый мир. И поскольку святого у нас ничего нет, то мы спокойно оскверняем святыни, и даже дома из могильных камней строим, и предлагаем гражданам попирать память предков ногами, в прямом смысле этого слова. И ничего нам за это не будет.
К чему я это всё говорю? К тому, что всё чаще приходится слышать разговоры о том, что Советская власть была самая справедливая и правильная власть в мире. И снова нас призывают идти по пути построения «самого справедливого» социалистического строя… Но послушайте, давайте не будем обманываться. И, относясь с любовью к истории своего Отечества во все периоды его непростого бытия, не будем оправдывать очевидное зло, но обличать и оплакивать его – с тем, чтобы ничего подобного больше не случилось в будущем. Чтобы не случалось больше подобных провалов в нашей исторической памяти. И не пора ли нам понять, что дело не в строе, а в состоянии душ людей, когда одни погибают в роскоши и пресыщении, а другие – в ненависти, нищете и озлобленности. И тот страшный провал в памяти народной, о котором мы говорим, стал возможен не иначе как по причине повсеместного оскудения веры в то, что есть на свете Высший суд и высший Судия, который всем воздаст по делам его и у Которого нет и тени несправедливости. Закон Его призывает богатых относиться к своему богатству со страхом и благоговением, как к имуществу, вверенному им с тем, чтобы распоряжаться им по-божески, то есть расточая его с любовью и милосердием, ничего лишнего не удерживая в руках. Но также этот закон повелевает бедным трудиться со страхом и добрым усердием, как перед лицом Самого Господа, с кротостью и послушанием относясь к властям предержащим и в терпении своем спасая души свои. И этот общий для всех закон неотменим. По нему будет судить нас Господь, и по нему воздаст каждому по делам его.
И страшная вина лежит на коммунистах и их предшественниках – социалистах всех мастей – именно за то, что они разрушили веру в людях. Веру в неотвратимость Страшного суда и праведного воздаяния от Бога каждому по делам его. «Освятили и благословили» своим учением классовый гнев. Возвели его в ранг праведности, так что всякое насилие, и жестокость, и убийство, совершаемое ими во имя классовой борьбы, стало почитаться делом благим и правым. Но послушайте, что говорит Святая Церковь о несправедливом страдании всех угнетенных: «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» (1Петр. 2, 19). То есть Богу угодно, чтобы мы, страдая несправедливо, переносили свои страдания с кротостью, веруя, что правда Божественная восторжествует, если не в этом, так в ином мире. «Помышляя о Боге» – значит, веруя, что есть Высший Судия и нужно только дотерпеть до Его суда, который будет в высшей степени справедливым и беспристрастным. Но вот в том-то и дело, что нужно веровать и претерпеть до конца. Это обязательное условие. В этом – корень христианства.
Лазарь, убивший богача, перестаёт быть праведником, а становится разбойником и сам уже подлежит суду
Коммунисты же исхитили право суда у Бога и соблазнили всех несправедливо страдающих на бунт и кровопролитие. Условно говоря, они «переписали» притчу о богатом и Лазаре так, что Лазарь убивает богатого, делит его богатство между бедными и учреждает новую жизнь на началах социальной справедливости. Но Лазарь, убивший богача, перестаёт быть праведником, а становится разбойником и сам уже подлежит суду. И никакой справедливости в этом нет.
Улучшение, действительное улучшение чего бы то ни было в этом мире, достигается повседневным и кропотливым, созидательным, преобразующим трудом. А любые «наскоки» и революционные перемены, разрушения, с тем чтобы «строить новое» без учета реалий – влекут за собой море крови, страданий, бед и ухудшение жизни.
Да сохранит нас всех Господь от беспамятства, от забвения того, что единственным основанием построения доброй жизни в нашем Отечестве может быть православная вера и развитие культуры, согласной с Евангельскими заповедями.