Часовня. Рубанова Марина. (1965 г.р. С 2000 г. выпускница МГАХИ. Член МСХ c 2000 г. Участник New York Art Expo.) |
Состав «Москворечья» разновозрастный – это и академики, заслуженные художники России, и даже династии, но в большинстве своем – выпускники Суриковского художественного института. И те, кто окончил МГХИ в далекие 60-е, и те, кто вышел из стен института вчера.
По мнению Калашникова, способность привлекать к себе новые силы – убедительное доказательство жизнеспособности объединения. «Молодежь тянется и сопоставляет себя с мастерами, последние учат своим примером, каким должен быть художник», – говорил искусствовед на открытии выставки. Именно мастера, «старики» определяют ту высокую планку требовательности, которую на протяжении многих лет держит «Москворечье».
Вид на деревню. х.м. Дубовик Николай (1960 г.р. С 1998 выпускник МГАХИ им.Сурикова, ныне доцент МГАХИ. Член МСХ с 1990.) |
Впрочем, не будем так категоричны. Работы москвореченцев, в том числе недавних выпускников художественных вузов, находятся и в частных российских коллекциях, в галереях Москвы, Коломны, Рязани, Твери, Тулы. В 2002 году в ЦДХ состоялась крупная выставка «Связь времён», на которой целая династия талантливых художников Кугачей представила свои полотна. Старшее поколение – академик Российской Академии Художеств Юрий Петрович Кугач и его супруга Ольга Григорьевна Светличная (ученики Крымова и Грабаря). Среднее – Михаил Юрьевич Кугач. И молодое – внуки прославленного живописца Иван Михайлович и Екатерина Михайловна. Правда, тогда выставка была приурочена к 85-летию академика. В 2003 году была еще экспозиция на Поклонной горе. И затишье.
Минкультуры почему-то по-прежнему делает ставку на авангардное искусство, которым переполнены выставочные залы и галереи. Члены художественного объединения неравнодушны к сложившейся ситуации. Молодой художник Илья Коваленко, выступавший на открытии выставки, без тени иронии сказал: «Художник не тот, кто умеет рисовать картину, а человек, который умеет видеть красоту в натуре. Видеть и передавать. Все иные пути, пути ухода от натуры, я вижу путями погибели. Постигая красоту натуры, художник не должен работать один. Должна быть преемственность традиций – это путь русского художника». И все же. Каков бы ни был пафос выступлений и негодование от несправедливости, художники на открытии сияли. «Два года мучений, рыданий. Я почти счастлива», – шепнула одна из участниц выставки своей подруге.
Творческое общение художников начиналось на академической даче под Вышним Волочком, куда выезжал и стар, и млад. На пленэрах в Ростове Великом и Архангельском художники вместе собирались и писали картины в абсолютно разных жанрах. Разножанровость и вместе с тем духовная общность – определяющая черта объединения. Пейзажи, портреты, натюрморты, интерьеры на выставке преследуют одну цель – во всем великолепии показать «Родную землю». Именно так кураторы проекта назвали выставку. Зритель вряд ли найдет логичным перемежение «Ледохода на Устюге» с «портретом Ильи», интерьером спальни в картине «Интерьер. Вечер» и букетом флоксов. Сами художники убеждены, что отсутствие выраженной последовательности и логики в расположении картин, неожиданный хаос – безусловный плюс выставки. Потому что в рамках небольшого проекта (чуть больше пятидесяти полотен) и «Родная земля», и работа самого художественного объединения – показаны в многообразии.
Утро. Гороховец. 1995г. Самсонова Виктория. (1975 г.р. С 2002 г. выпускница МГАХИ. Член МСХ c 2002 г. Участник всех московских выставок.) |
Художники «Москворечья» предельно непохожи. Непохожи, кажется, даже в собственных полотнах. Примеры буквально один над другим, в дуэте, а то и квартетом размещены на широкой стене выставочного зала. Картина Григория Чайникова «Интерьер церкви Николая Чудотворца в Пьетро» может показаться мрачной, в основном из-за темного фона и неярких красок. Кто-то назовет сам сюжет фотореалистичным. Но любой зритель, безусловно, удивится, насколько отличается манера письма и настроение от висящего по соседству его пейзажа «Мокрый снег». Где торжествует весна, птичья стая, поднявшаяся над серыми избами, и голубые крыши колокольни и храма на фоне прозрачного неба. Далеко не репортажный сюжет.
Весна. Терраса. 2003г. Самсонова Виктория |
Мне удалось перемолвиться буквально парой слов с художницей Викторией Самсоновой. «Что вам нравится самой?» – спросила я. Сделав паузу, она начала перечислять: «Письмо» Акиньшина, «Коробочка» Куриловой, «Зима» Игоря Раевича, «Праздничный натюрморт» Кати Кугач… Потом запнулась. «Мы привезли свои лучшие работы, из золотого фонда… Ах да, еще «Вечер. Интерьер».
- Тот, который с чайником? - уточнила я.
- Тот самый, - кивнула Виктория. - Не видела картину уже лет пятнадцать! Я помню, девочкой первый раз увидела ее и полюбила. Соскучилась.
И мне вдруг стало понятно, почему «Вечер. Интерьер» висит рядом с картиной «Весна. Терраса». Это же проще простого! Это соседство любимого учителя с блестящим учеником.
Удивиться произведениям художников творческого объединения «Москворечье» можно в Картинной галерее Паломнического центра Русской Православной Церкви по адресу Мичуринский проспект, 8/29. Выставка предположительно продлиться до первого апреля.