Кадр из фильма |
История великой Византии есть не только сложнейший во всех отношениях сюжет, но и, к сожалению(!), чрезвычайно мало известный в нашей стране. Это тем паче досадно, что именно наша Россия является духовной наследницей погубленной пять веков назад Православной империи. Разумеется, от создателей фильма невозможно требовать исчерпывающего освещения этого громадного исторического сюжета. Замечательно уже то, что заинтересованный разговор о том начался наконец.
Сразу же с огорчением отметим не слишком удачный кинематографический уровень телефильма. Казалось бы, великое византийское искусство и архитектура дают блестящий изобразительный материал, но использован он порой поверхностно. Мелькают пестрые, торопливо показанные картинки, которые зритель часто не успевает даже рассмотреть. На экране зачем-то распивают кофе или показывают прогулки по каналам Венеции, где осели некогда международные ростовщики, погубившие славную Византию. Это огорчительно, но суть всё же тут в ином.
Ведущий фильма архимандрит Тихон ставил перед собой задачу прежде всего идейно-поучительную в освещении этой давней, полузабытой и трагической истории. Он сосредоточил внимание многочисленных зрителей, граждан современной России, на впечатляющих уроках, которые должно извлечь из прошлого великой и славной державы, понять причины ее падения. С экрана прозвучал спокойный и обстоятельный рассказ, как граждане Византии сами погубили свое государство.
Рассказ оказался и в самом деле поучительным. Как ослабевало государство, а вертикаль власти уходила к тогдашним олигархам. Как императоры уже не могли укротить тех олигархов, вывозивших богатства за рубеж. Как безмерно богател Константинополь, столица огромной страны, а провинции нищали, что раздражало весь народ. Один из императоров даже вынужден был запретить строительство в столице высотных зданий более девяти этажей (и это в средневековом городе!).
Католический Запад проводил враждебную Византии политику, а сопротивление тому властями оказывалось явно недостаточное. Армия постепенно слабела, превратившись в конце концов в скопище равнодушных наемников. Молодежь уклонялось от армейской службы, а дети знатных и богатых стремились обучаться за границей. Экономика страны падала, пустая казна пополнялась займами под грабительские проценты oт венецианских и прочих ростовщиков. В итоге — гибель державы под ударами сперва западных рыцарей, а в завершение от турецких янычар. Не правда ли, весьма поучительный, хоть и суровый урок?
Картина сразу же вызвала противоположные оценки. Уже на другой день в газете «Коммерсант» осудили фильм одесский политтехнолог Г. Павловский, но особенно литератор от порнухи В. Ерофеев, оба вроде бы не знатоки византийского прошлого. Зато одобрила фильм ученый-историк Н. Нарочницкая. Мы целиком на стороне Натальи Алексеевны.